фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Учебник по шлюпкам

    Обслуживание корабельных шлюпок

     

     



    Корабельные устройства для крепления, спуска и подъема шлюпок

     


         Шлюпки располагают на верхней палубе или надстройках (рострах) с учетом удобства спуска их на воду.

     Походное крепление шлюпки

         На рисунке -
    походное крепление шлюпки:
    1 - найтовы; 2 - захват; 3 - коуш; 4 -такелажная скоба; 5 - винтовой талреп: 6 - глаголь-гак; 7 - палубный обушок; 8 – кильблоки.

         На штатных местах шлюпки устанавливают на кильблоки и крепят по-походному найтовами соединенными между собой захватами. Найтовы, изготовленные из такелажных цепей или отрезков стальных тросов, обтягиваются винтовыми талрепами, которые крепятся к палубным обухам (для быстрой отдачи) с помощью глаголь-гаков.

     

         На рисунке внизу - поворотная шлюпбалка:
    1 — грунтовы; 2 — шкентель с мусингами; 3— цепной стопор; 4 — обойма с двумя шкивами; 5 — шлюпбакштаг; 6 —ходовой лопарь; 7 — металлическая балка; 8 — отводной шкив; 9 — корзина; 10 — канифас-блок; 11 — нижний подшипник; 12 — верхний подшипник; 13 — сетка для посадки гребцов; 14 — кольцевой кранец.

     Поворотная шлюпбалка

         Для спуска и подъема шлюпок на корабле применяются поворотные (вращающиеся), заваливающиеся (наклоняющиеся) и горизонтальные (склоняющиеся) шлюпбалки.
        
    Поворотная шлюпбалка — стальная пустотелая криволинейная балка, которая может поворачиваться на 360° в двух подшипниках: верхнем —опорном стакане и нижнем — подпятнике. Если шлюпбалка устанавливается на верхней палубе, то подшипники располагаются в металлическом стакане — стандерсе.
         Балка для подъема шестивесельного яла рассчитана на рабочую нагрузку 860 кг. Расстояние между вертикальными осями двух шлюпбалок меньше длины шлюпки. Голова шлюпбалки заканчивается ноком, имеющим гак для подвески шлюпочных талей, или обоймой с двумя шкивами. Каждый ходовой лопарь четырехшкивных шлюпочных талей проходит через отводной шкив на шлюпбалке и канифас-блок на палубе. К нокам шлюпбалок прикреплены стальные тросы — шлюпбакштаги, с помощью которых разворачивают шлюпбалки при вываливании и заваливании шлюпки и окончательно их крепят. Кроме того, один бакштаг — топрик соединяет ноки обеих шлюпбалок. Висящая на цепных стопорах шлюпка с помощью двух брезентовых полотнищ — грунтовов прижимается к брусу с кольцевыми кранцами. К топрику или нокам шлюпбалок прикреплены шкентели с мусингами и сетка для посадки гребцов в шлюпку. Для хранения лопарей предусмотрены корзины.
         Поворотные шлюпбалки имеют ограниченный вылет, не обеспечивающий спуска шлюпки при крене на противоположный борт более 10—15°. Процесс вываливания и заваливания сложен и требует много времени. Спуск и подъем шлюпки талями вручную требует большого количества людей (20—25 человек).
     

    Заваливающаяся шлюпбалка системы инженера Иолко состоит из двойной стальной стрелы. затяжки, соединенной шарнирно со стрелой, и станины. Затяжка представляет собой втулку с внутренней резьбой, в которую ввернуты верхний и нижний винты. В основание затяжки введен передаточный механизм, приводимый в движение рукояткой. Когда шлюпка завалена и стрела наклонена в сторону палубы, затяжка испытывает усилие на сжатие, вследствие чего при вращении рукоятки для вываливания шлюпки из втулки вывинчивается только нижний винт, при этом наклон стрелы будет уменьшаться. После прохода стрелой вертикального положения затяжка испытывает усилие на растяжение, вследствие чего нижний винт перестает вывинчиваться и, вращаясь вместе с втулкой, заставляет вывинчиваться верхний винт. Длина затяжки увеличивается, и стрела получает наклон в сторону воды. Шлюпбалка Иолко применяется на малых кораблях и вспомогательных судах, среди однотипных балок является наиболее совершенной.

    Заваливающаяся шлюпбалка

         На рисунке -
    заваливающаяся шлюпбалка:
    1 — затяжная втулка; 2— стрела; 3 — передаточный механизм; 4 — цепной стопор; 5 — шлюпочные тали; 6 — грунтовы; 7 — кранец; 8 — кильблок; 9 — станина.

     

     

         Горизонтальная шлюпбалка (следующий рисунок) состоит из изогнутой стрелы и станины. В подвешенном положении шлюпка удерживается стальными лопарями, идущими на барабан шлюпочной лебедки. В походном положении шлюпка опирается на кильблок и притянута найтовами к стреле. Для спуска шлюпки достаточно отдать найтовы, походный стопор и ленточный тормоз шлюпочной лебедки. Вываливание шлюпки происходит автоматически под действием ее веса. С приходом шлюпбалки в горизонтальное положение стопор подвески выходит из зацепления и шлюпка под действием силы тяжести опускается на воду. Подъем шлюпки и заваливание шлюпбалок производятся с помощью электропривода или вручную.

     Горизонтальная шлюпбалка

         На рисунке –
    горизонтальная шлюпбалка:
    1 — блок-подвеска; 2 — стрела; 3 — трос; 4 — кильблок; 5 - походный стопор; 6 —станина; 7— ось; 8 — найтов; 9 — стопор подвески.

     

     

     

     

     

    Крепление по-походному спасательной шлюпки



         По сигналу «Корабль к бою и походу приготовить» личный состав боцманской команды проверяет и готовит к спуску спасательную шлюпку. Если корабль оборудован поворотными шлюпбалками, то с отходом его от стенки или со съемкой с якоря шлюпка подвешивается на цепных стопорах талей шлюпбалок, вываливается за борт и в таком положении крепится по-походному. Походное крепление состоит из бруса с кольцевыми кранцами (
    дроси) и двух грунтовов. Дрось предохраняет шлюпку от ударов и крепит ее со стороны борта корабля. Грунтовы, обхватывая шлюпку с внешней стороны по диагонали и под килем, прижимают ее к кранцам.
         На шлюпку с корабля подается походный конец и крепится за загребную банку. Ставится на место руль, а вставленный в него румпель перекладывается в сторону борта корабля и в таком положении крепится штертом. Закрывается пробка для слива воды. Лопаря талей шлюпбалок разносятся и закладываются в канифас-блоки, а ходовые концы укладываются на палубе в длинные плоские бухты.
         Для быстрой и безопасной посадки людей в шлюпку устанавливается сетчатый трап, сделанный из тонкого стального троса. Верхняя кромка трапа растягивается и крепится по всей длине дроси, а нижняя крепится за обухи на палубе.
         Изготовленную к немедленному спуску шлюпку принимает командир спасательной шлюпки. В дальнейшем он отвечает за правильное положение
    грунтовов и найтовов и готовность их к быстрой отдаче, надежное и правильное крепление походного конца, закрытие пробки, правильный разнос шлюпочных талей и положение румпеля.
         На современных кораблях, оборудованных заваливающимися и горизонтальными шлюпбалками, спасательная шлюпка на походе не вываливается, так как конструкция подъемного устройства обеспечивает быстрый спуск шлюпки на воду (примерно 3 мин).
         Посадка команды в спасательную шлюпку производится непосредственно с палубы. После посадки гребцов в шлюпку специально выделенные матросы отдают походные крепления.

     

    Спуск и подъем шлюпок

     

         Независимо от конструкции подъемных устройств в морской практике выработаны правила, обеспечивающие безопасность спуска шлюпок на воду и подъем их на корабль.
         Перед спуском шлюпки на воду нужно снять с нее чехол и походные крепления, разнести носовые и кормовые фалини или завести специальные оттяжки, чтобы с их помощью удерживать шлюпку параллельно борту корабля. При волнении моря и использовании поворотных шлюпбалок рекомендуется вываливать за борт сначала корму, а затем нос шлюпки.
         Если шлюпка на корабле закреплена по-походному на шлюпбалках или приготовлена как спасательная, то для ее подготовки к спуску достаточно отдать грунтовы и цепные стопора.
     

         Спуск и подъем шлюпок нужно производить по возможности с подветренного борта, когда корабль не имеет хода.
         Перед спуском на шлюпку посылают двух человек (левого бакового и правого загребного) для работы крюками, чтобы предотвратить удары о борт корабля во время спуска на качке, а также для выкладки блоков талей шлюпбалок. На людях, находящихся в спускаемой шлюпке, должны быть надеты спасательные жилеты.
         Посадка остальных гребцов может производиться в начале спуска, когда планширь шлюпки поравняется с палубой, или после спуска на воду (по шторм-трапу или шкентелям с мусингами).
         При спуске или подъеме шлюпки на большой волне ее можно удерживать от размахов с помощью подкильных концов. Окончательный спуск шлюпки следует производить на подошву волны (в промежуток между гребнями), своевременно сообщив достаточную слабину лопарям.
         После спуска на воду шлюпку необходимо отвести от борта, используя для этого походный конец (фалинь) и руль, чтобы не попасть под кормовой подзор — на винт.
     

         Если корабль имеет движение вперед, то сажать шлюпку на воду нужно с небольшим дифферентом на корму и выкладывать первыми кормовые блоки талей. Если корабль движется назад, следует поступать наоборот.
         Гребцы, назначенные на выкладку (закладку) гаков талей, должны располагаться по отношению к подъемному устройству всегда внутри шлюпки. Подвески следует удерживать руками за щеки, чтобы пальцы не попали под лопаря.
         При спуске шлюпки нужно быстро отдавать гаки и выводить подвески за борт; при подъеме—удерживать их в рабочем положении до набивки лопарей (шкентеля), не допуская перекручивания. Носки гаков подъемных устройств должны быть заложены внутрь шлюпки.
         Перед подъемом шлюпки на борт первыми закладывают гаки талей, обращенные в сторону движения корабля.
         При подъеме шлюпки в свежую погоду обязательно пользуются носовым фалинем или концом, который заводится за рым носового фалиня. Подает фалинь на корабль или принимает конец и крепит его шлюпочным узлом за мачтовую банку левый баковый гребец. При необходимости (корабль имеет задний ход) на корму шлюпки подают второй конец. На этих концах или поданных на борт корабля собственных фалинях шлюпка подводится под тали для подъема на борт.      Поднимать шлюпку нужно с гребня волны и как можно быстрее, чтобы очередная волна не ударила ее.
         Команды и действия личного состава при спуске и подъеме шлюпок с помощью поворотных шлюпбалок изложены в командных словах — приложении к Корабельному уставу.

     

    Уход за шлюпкой

     

         Содержание шлюпки в чистоте и исправности входит в обязанности ее команды. Плохое состояние шлюпки свидетельствует о недостаточной подготовке и низкой морской культуре гребцов. Для поддержания шлюпки в готовности к использованию ее нужно вовремя сдавать на хранение, периодически мыть, ремонтировать и подкрашивать.

     
    Хранение

         При постановке корабля на длительный ремонт или после окончания учебного процесса в училище шлюпки могут быть сданы на хранение. Перед сдачей шлюпка, рангоут и паруса тщательно моются и просушиваются; предметы снабжения и вооружения приводятся в порядок.
         С корабля шлюпки сдаются на хранение в порт. В училище шлюпки сдаются на хранение на шлюпочную базу.
         На шлюпочной базе предметы снабжения шлюпки укладываются на стеллажи в отведенном для каждой шлюпки месте. Рангоут и весла устанавливаются на специальные приспособления в вертикальном положении, чтобы они не прогибались. Внутренняя поверхность шлюпки протирается ветошью насухо. Пробка вывертывается. После просушки корпус шлюпки устанавливается под навесом на киль-блоки.
         Шлюпочная команда под руководством старшины в течение зимнего периода приводит в порядок корпус шлюпки, ее снабжение и вооружение с таким расчетом, чтобы до начала занятий все было готово к использованию.
         Командир роты контролирует состояние и содержание закрепленной за ним шлюпки.

    Мытье

         Шлюпку нужно мыть один раз в неделю во время большой приборки на корабле. Мыть можно на палубе корабля, но лучше на песчаном берегу. Шлюпка подходит к берегу носом, с нее сносят на берег все детали вооружения, предметы снабжения и принадлежности для мытья. После этого шлюпку вытаскивают на берег и снимают с нее рыбины, люки, пиллерсы и кильсон. Старшина шлюпки распределяет приборочный инвентарь (обрез, два-три ведра, две-три щетки) и материалы (мыло, сода, ветошь, куски битого стекла), а затем инструктирует гребцов, как и чем мыть части и принадлежности шлюпки.
         Весла, банки, предметы из неокрашенного дерева хорошо протирают мокрой ветошью и моют раствором мыла или соды. После помывки тщательно споласкивают пресной водой и протирают ветошью. Пятна краски, смолы, мазута соскабливают стеклом или циклей.
         Чехлы, паруса, пеньковый такелаж и деревянные окрашенные поверхности моют пресной водой с мылом и прополаскивают. Перед помывкой отвязывают паруса от рейка, спарывают номер, флюгарку и флаг. Паруса моют щетками. Номер, флаг и флюгарка стираются отдельно.
         Удаление масляных пятен с краски и отмывка особо грязных мест производятся слабым раствором соды в пресной воде или раствором щавелевой кислоты. После этого всю поверхность несколько раз хорошо промывают пресной водой.
         Чтобы вымыть шлюпку изнутри, ее ставят на борт. В таком положении легче удаляются отмытая грязь и скопившийся песок.
         Помытая шлюпка с закрытой пробкой спускается на воду так, чтобы ее корма была на плаву. После этого в нее переносят и укладывают на штатные места все принадлежности. Шлюпка спускается на воду и возвращается на корабль.
         На корабле необходимо проолифить мачту и дать ей высохнуть, высушить паруса и чехлы.

    Ремонт

         Полученные в процессе эксплуатации шлюпки повреждения корпуса и предметов снабжения устраняются личным составом корабля или шлюпочной базы училища.

         Для ремонта шлюпки и предметов шлюпочного снабжения используются:

    принадлежности и инструмент:
    — свайка (стальная и деревянная) — для работ со стальными и растительными тросами;
    — драек — вместо свайки для более широкого раздвигания прядей толстого троса;
    — полумушкель — для клетневания тросов;
    — мушкель—для такелажных работ и околачивания тросов, заделанных огонов, сплесней;
    — лопатка — для клетневания тросов;
    — игла парусная — для сшивания парусины;
    — зубило — для обрубки стальных тросов;
    — плотничий инструмент — для ремонта деревянных частей шлюпки;

    материалы:
    — заготовки дуба или ясеня — для устранения повреждений шпангоутов, подлегарсов, привальных брусьев, планширей и т. д.;
    — сосновые доски (шлюпочник) — для устранения повреждений обшивки и изготовления предметов снабжения шлюпки;
    — парусина — для устранения повреждений парусов, чехлов, изготовления кис, номеров;
    — полосовое железо — для замены подкильной полосы;
    — гвозди шлюпочные, шурупы.

         (Клетневание применяется для придания насмоленному тросу прочности).

         При повреждении одного или нескольких поясов наружной обшивки шлюпки необходимо поврежденную часть пояса вырубить таким образом, чтобы новые стыки располагались не ближе 1 м от стыков соседних поясов. На место вырубленных поврежденных поясов подгоняются новые доски и закрепляются шлюпочными гвоздями. Внутри шлюпки в районе новых стыков устанавливаются стыковые планки из бакелизированной фанеры. Планки крепятся шлюпочными гвоздями. Отремонтированный участок обшивки зачищается и красится.
         Поврежденная или поломанная часть шпангоута вырубается на длину не менее 60 см. Неповрежденные части шпангоута обрабатываются под косой замок. Таким же образом обрабатываются концы дубовой рейки, подобранной по сечению и длине вырубленной части шпангоута. После установки рейки на место производится скрепка замков и скрепление рейки с обшивкой.
         Поврежденный или поломанный
    подлегарс скрепляется стальной оцинкованной полосой толщиной не менее 5 мм с перекрытием места повреждения на 80 мм с обеих сторон. В районе крепления полосы между обшивкой и подлегарсом устанавливается деревянная планка-заполнитель. Стальная полоса крепится через обшивку стальными оцинкованными гвоздями в два ряда. Вместо стальной полосы можно установить дубовую накладку толщиной не менее 20 мм.
         При поломке привального бруса необходимо поврежденный участок его от замка до замка заменить новым.
         При повреждении
    буртика или планширя необходимо поврежденный участок вырубить на длину не менее 1.5 м с таким расчетом, чтобы расстояние от ближайшего замка также было не менее 1,5 м. Концы обрабатываются со скосом кромок, после чего новый участок буртика или планширя крепится стальными оцинкованными шурупами.
         Использовать для ремонта шлюпки обыкновенные гвозди не рекомендуется, так как они быстро ржавеют и портят дерево.

    Покраска

         Капитальная покраска шлюпки с удалением старой краски производится один раз в три года, покраска шлюпки без удаления старой краски — ежегодно перед началом навигации.
         Восстановление (подкраска) испорченной или отставшей краски производится по мере необходимости в процессе эксплуатации шлюпки. На корабле и шлюпочной базе шлюпки подкрашивают вручную.
         При подготовке деревянных поверхностей шлюпки к покраске с помощью металлических скребков, стамесок, щеток и наждачного полотна удаляются старая краска, шпатлевка, грязь. Использовать для этого паяльную лампу не разрешается.
         Для получения стойкого лакокрасочного покрытия очищенные деревянные поверхности сушат в течение 10 суток, а при наличии в дереве древоточцев 30 суток. При просушке деревянных поверхностей металлические части шлюпки грунтуют железным суриком для предохранения их от коррозии.
     

         Подлежащие покраске сухие поверхности шлюпки грунтуются свинцовым суриком. После высыхания грунта пазы, стыки и трещины тщательно заполняются плотным слоем шпатлевки. После полной просушки зашпатлеванные участки зачищаются наждачным полотном или пемзой.
         Наружная поверхность шлюпки и внутренняя до подлегарса включительно покрываются (два раза) краской ПФ-218 серая. Внутренняя поверхность шлюпки от подлегарса до привального бруса покрывается (два раза) краской ПФ-218 белая. Каждый слой краски должен хорошо просохнуть.
         Все металлические детали шлюпки и снабжения красятся алюминиевой краской или черным лаком.
         Привальные брусья, буртики, планшири, банки, заспинная доска не красятся, а грунтуются лаком. Рангоут, весла и деревянные поверхности деталей снабжения шлюпки последовательно покрываются двумя слоями олифы.
         Внешняя сторона верхнего пояса шлюпки (ширстрека) красится красной или зеленой краской (если шлюпка размещается на правом борту корабля, цвет краски зеленый, если на левом—красный).
         В период покраски производится маркировка деталей шлюпки и накрашивание флюгарок. Маркировка наносится черным лаком с помощью специальных трафаретов. Гоночный номер шлюпки ставится на верхней части ахтерштевня с внутренней стороны, на заспинной доске, на нижней (плоской) части мачты, на рангоутном и шлюпочном чехлах, на донцах анкерков и на головке руля. Весла маркируются, как указано в соответствующем разделе.
         Часто подкрашивать шлюпку не следует, так как от этого она становится пятнистой, тяжелой и быстро приходит в негодность из-за прогнивания корпуса.
         Приступая к покраске шлюпки, необходимо выбрать день с хорошей устойчивой погодой. Если погода неблагоприятная, покраску производить в закрытом помещении.
         При покраске соблюдать аккуратность: не замазывать неокрашиваемые поверхности (дерева, металла), не допускать подтеков краски.

     

    Выхаживание паруса

         Шлюпка легко управляется и имеет хороший ход, когда паруса пригнаны по рангоуту, не провисают, не морщатся и имеют правильную посадку.

         Чтобы придать эти качества полученным со склада парусам нужно:
    1. Прокипятить оба полотна в пресной воде и хорошо просушить.
    2. Прикрепить кливер и фок слаблинем к рейку со слабым натяжением ликтроса и поднять на мачте шлюпки, стоящей на берегу или на воде носом против ветра.
    3. Обтянуть кливер- и фока-галсы, шкоты не крепить. В таком положении паруса оббивать на ветру в течение 6 ч. Через каждые полтора часа паруса спускать для устранения слабины ликтроса по рейку.
    4. Выхаживать паруса в течение 30 ч на курсах не острее галфвинда. В процессе выхаживания обтягивать вытянувшиеся шкаторины по длине ликтроса.

        
    Выхаживание парусов можно производить и не спуская шлюпки на воду. Способ, предложенный офицером А. Е. Бурзуном, заключается в следующем. На берегу устанавливается металлическая мачта, а вокруг нее через каждые 30° в землю забиваются (вкапываются) металлические обушки. Паруса поднимаются на мачту, галсы и шкоты крепятся к обушкам. Паруса оббиваются на ветру (выхаживаются) в положении, указанном выше. Шкаторины периодически обтягиваются.
         Применять механическую силу для обтягивания шкаторин запрещается.

     

    Морские узлы, применяемые на шлюпках

         При необходимости быстро и надежно закрепить какую-либо снасть или соединить между собой два растительных троса применяют морские узлы (их должны уметь вязать и старшина и все гребцы шлюпки).
        

         На шлюпке наиболее часто применяются следующие типы узлов (смотрите морские узлы в разделе «Морская практика» нашего сайта).


    Прямой — служит для соединения двух тонких растительных тросов примерно одинаковой толщины. При натяжении тросов узел сильно затягивается и развязать его трудно.
    Рифовый — служит для связывания риф-штертов при взятии рифов на парусах. В отличие от прямого этот узел при необходимости легко отдать.
    Шкотовый — служит для ввязывания шкотов и галсов в шкотовые и галсовые углы парусов.
    Брамшкотовый — служит для более прочного ввязывания шкотов и галсов в шкотовые и галсовые углы парусов. Отличается от шкотового узла тем, что ходовой конец шкота дважды обносится вокруг кренгельса.
    Простой штык — служит для крепления фалиня шлюпки за рым на стенке (пристани). При сильном натяжении фалиня затягивается.
    Полуштык (один захват простого штыка) — применяется при свертывании парусов для крепления фала и вант к мачте.
    Рыбацкий штык — служит для крепления якорного каната к якорю. Даже при сильном натяжении каната не затягивается и может быть легко развязан.
    Шлюпочный — служит для крепления походного или буксирного конца за банку на шлюпке.
    Стопорный — служит для крепления носового фалиня на буксирном конце при буксировке шлюпок.
    Беседочный — применяется при корабельных работах за бортом и при спасении людей с тонущего судна. При натяжении не затягивается.
    Затяжной (удавка) — вяжется на гладком дереве для его буксирования, Иногда применяется вместо выбленочного узла.
    Выбленочный — служит для крепления бросательного конца к тросу, поданному на шлюпку. Один из наиболее сильно затягивающихся узлов.
    Талрепный (тросовый талреп) — используют для обтягивания и крепления вант.

     Rambler's Top100






    Рейтинг@Mail.ru