фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Учебник по шлюпкам

    Программа занятий на шлюпках

     

     

     

    Содержание и расчет времени занятий на шлюпках

     


    Содержание тем и расчет времени занятий могут быть изменены в зависимости от погодных и других условий, а также от подготовки обучаемого личного состава.

    Занятие 1. Устройство шлюпки и обучение гребле — Зч

    1. Назначение, классификация и размещение шлюпок на корабле — 10 мин.
    2. Мореходность, пассажировместимость и грузоподъемность шлюпок — 10 мин.
    3. Устройство корпуса шестивесельного яла — 20 мин.
    4. Предметы шлюпочного снабжения—20 мин.
    5. Подгонка и проверка равновесия весел — 5 мин.
    6. Правила пользования шлюпкой и уход за ней — 10 мин.
    7. Пользование индивидуальными спасательными средствами — 5 мин.
    8. Распределение по банкам, обязанности, правила поведения и посадки гребцов—10 мин.
    9. Спуск шлюпки на воду и посадка гребцов — 10 мин.
    10. Отход шлюпки от борта корабля (берега) — 5 мин.
    11. Отработка действий гребцов с веслами по командам «Уключины вставить», «Весла разобрать», «Весла», «На воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Весла в воду», «Табань», «Шабаш». Обучение гребле на три счета — 65 мин.
    12. Подъем шлюпки на корабль и приведение ее в порядок — 10 мин.

    Занятие 2. Обучение гребле — 3 ч

    1. Спуск шлюпки на воду, посадка гребцов и отход шлюпки от борта корабля или от берега — 10 мин.
    2. Отработка действий гребцов по командам первого занятия — 15 мин.
    3. Отработка действий гребцов по командам «Весла под рангоут», «Весла на укол», «Весла на валек», «Весла за борт», «Навались», «Легче гресть», «Береги весла» — 20 мин.
    4. Содержание Шлюпочной сигнальной книги (ШСК) и правила пользования ею—10 мин.
    5. Обучение гребле на два счета. Тренировка в выполнении различных команд — 60 мин.
    6. Обучение гребле без подсчета. Разворачивание шлюпки при помощи весел. Отработка действий гребцов по командам «Правая на воду—левая табань», «Правая на воду — левая в воду», «Правая навались — левая легче гресть» — 55 мин.
    7. Подъем шлюпки и приведение ее в порядок — 10 мин.

    В ходе занятия во время перерывов производится повторный опрос по устройству и снабжению шлюпки. Для отработки навыков в пользовании ШСК на посту поднимаются сигналы.

    Занятие 3. Устройство парусного вооружения.

    Постановка и уборка рангоута и парусов — 3 ч
    1. Назначение и устройство парусов, рангоута и такелажа шестивесельного яла — 20 мин.
    2. Изучение обязанностей старшины и гребцов при постановке рангоута и подъеме парусов по командам «Шабаш, рангоут ставить», «Рангоут перевернуть», «Чехол снять», «Рангоут разобрать», «Приготовиться рангоут ставить», «Рангоут ставить», «На фале», «Паруса поднять», «По местам» — 40 мин.
    3. Изучение обязанностей старшины и гребцов при уборке рангоута и парусов по командам «На фале», «Паруса долой», «Паруса перенести», «Наметку откинуть», «Рангоут рубить», «Чехол», «Рангоут перевернуть» — 30 мин.
    4. Тренировка в постановке и уборке рангоута и парусов — 45 мин.
    5. Правила поведения гребцов на шлюпке под парусами — 5 мин.
    6. Направления ветра относительно шлюпки — 10 мин.
    7. Действие ветра на паруса— 15 мин.
    8. Влияние крена и дифферента на управление шлюпкой — 10 мин.
    9. Приведение шлюпки в порядок—5 мин.

    Занятие проводится на палубе корабля или на берегу непосредственно у шлюпки. Паруса раскладываются на палубе (берегу) или заранее (до начала занятий) поднимаются специально назначенной командой. При изучении направлений ветра, действия ветра на паруса и влияния крена и дифферента используются чертежи.

    Занятие 4. Обучение управлению шлюпкой на веслах и под парусами — Зч

    Обучение управлению на веслах
    1. Спуск шлюпки, посадка гребцов и отход шлюпки от борта корабля (берега) — 10 мин.
    2. Обучение гребле без подсчета — 20 мин.
    3. Снятие шлюпки с мели — 5 мин.
    4. Подход к пирсу, отход от пирса. Отработка действий старшины и гребцов по командам «Шабаш», «Задержаться», «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Уключины вставить», «Весла разобрать», «Весла», «На воду», «Отваливай» — 55 мин.

    Обучение управлению под парусами
    1. Отработка действий при постановке рангоута и подъеме парусов— 15 мин.
    2. Показ выполнения маневров «привестись» и «увалиться», изучение курсов шлюпки относительно ветра — 10 мин.
    3. Показ выполнения поворота оверштаг—10 мин.
    4. Удифферентовка щлюпки — 5 мин,
    5. Движение под парусами. Отработка обязанностей старшины и гребцов при выполнении маневров «привестись» и «увалиться», а также поворота оверштаг—25 мин.
    6. Уборка рангоута и парусов—15 мин.
    7. Подъем шлюпки и приведение ее в порядок — 10 мин.

    В ходе этого и последующих занятий производится контрольный опрос и принимается зачет по устройству и снабжению шлюпки, правилам пользования шлюпкой, а также тренировки и зачет в пользовании Шлюпочной сигнальной книгой.

    Занятие 5. Обучение управлению шлюпкой на веслах и под парусами — 3 ч

    Обучение управлению на веслах
    1. Спуск шлюпки на воду, посадка гребцов и отход шлюпки от борта корабля (берега) — 10 мин.
    2. Тренировка в гребле— 15 мин.
    3. Подход к трапу корабля. Отход от трапа. Отработка действий старшины и гребцов по командам «Шабаш», «Задержаться», «Протянуться», «Оттолкнуть нос», «Отваливай» — 35 мин.
    4. Подход к трапу корабля и отход от него в свежую погоду—10 мин.
    5. Постановка под выстрел и на бакштов — 10 мин.
    6. Подход к бочке. Отход от бочки — 10 мин.

    Обучение управлению под парусами
    1. Постановка рангоута и подъем парусов—10 мин.
    2. Правила расхождения шлюпок—10 мин.
    3. Показ выполнения поворота через фордевинд— 10 мин.
    4. Движение под парусами и отработка обязанностей старшины и гребцов:
    при выполнении поворота оверштаг — 20 мин;
    при выполнении поворота через фордевинд — 20 мин.
    5. Уборка рангоута и парусов — 10 мин.
    6. Подъем шлюпки и приведение ее в порядок - 10 мин.

    Занятие 6. Обучение управлению шлюпкой на веслах и под парусами — 3 ч

    Обучение управлению на веслах
    1. Спуск шлюпки на воду, посадка гребцов и отход от борта корабля (берега) — 10 мин.
    2. Постановка шлюпки на якорь. Съемка с якоря — 20 мин.
    3. Подход к берегу и отход от него при накате — 25 мин.
    4. Подход к опрокинувшейся шлюпке и оказание помощи ее личному составу — 10 мин.
    5. Подход к судну, терпящему бедствие, — 15 мин.
    6. Тренировка в гребле на скорость и качество гребка (дистанция 500 м). Отработка старта и финиша гребной гонки — 10 мин.

    Обучение управлению под парусами
    1. Особенности управления шлюпкой при усилении ветра и шквалах — 10 мин.
    2. Постановка рангоута и подъем парусов. Взятие рифов — 20 мин.
    3. Маневрирование под парусами. Отработка обязанностей старшины и гребцов при поворотах оверштаг и через фордевинд—35 мин.
    4. Уборка рангоута и парусов — 15 мин.
    5. Подъем шлюпки и приведение ее в порядок — 10 мин.

    Занятие желательно проводить при ветре 4—5 баллов. По тем вопросам, которые не могут быть выполнены фактически, руководитель объясняет действия старшины и гребцов и при первой возможности показывает их выполнение практически.

    Занятие 7. Зачет на самостоятельное управление шлюпкой на веслах и обучение управлению шлюпкой под парусами — 3 ч

    Зачет на самостоятельное управление шлюпкой на веслах
    1. Спуск шлюпки на воду, посадка гребцов и отход от борта корабля (берега) — 10 мин.
    2. Зачет на самостоятельное управление шлюпкой на веслах — 65 мин.
    3. Тренировка в гребле на скорость, качество гребка и выносливость (дистанция 1000 м). Отработка старта и финиша гребной гонки — 15 мин.

    Обучение управлению шлюпкой под парусами
    1. Постановка рангоута и парусов—7 мин.
    2. Маневрирование под парусами. Отработка обязанностей старшины и гребцов:
    при постановке шлюпки в дрейф и съемке с дрейфа —5 мин;
    при движении вокруг корабля (вех или бочек) и лавировке — 43 мин;
    при выполнении полуповоротов — 5 мин;
    при постановке парусов бабочкой—10 мин.
    3. Уборка рангоута и парусов—10 мин.
    4. Подъем шлюпки и приведение в порядок — 10 мин.

    Рекомендуется, чтобы при сдаче зачета на самостоятельное управление шлюпкой на веслах обучаемые выполняли обязанности старшины при подходе шлюпки к трапу и отходе от него. Проверяются знание командных слов, умение командовать и управлять рулем, морской глазомер, а также умение правильно грести и выполнять команды.

    Занятие 8. Зачет на самостоятельное управление шлюпкой на веслах и обучение управлению шлюпкой под парусами — 3 ч

    Зачет на самостоятельное управление шлюпкой на веслах
    1. Спуск шлюпки на воду, посадка гребцов и отход от борта корабля (берега) — 10 мин.
    2. Зачет на самостоятельное управление шлюпкой на веслах — 15 мин.
    3. Тренировка в гребле на скорость, качество греб-ка и выносливость (дистанция 2000 м). Отработка старта и финиша гребной гонки — 20 мин.

    Обучение управлению шлюпкой под парусами
    1. Постановка рангоута и парусов—5 мин.
    2. Маневрирование под парусами. Отработка действий старшины и гребцов при подходе к трапу корабля (пирсу) со спуском и без спуска парусов. Отход от трапа —90 мин.
    3. Показ управления шлюпкой без руля. Выполнение поворотов оверштаг и через фордевинд—20 мин.
    4. Уборка рангоута и парусов—10 мин.
    5. Подъем шлюпки и приведение ее в порядок — 10 мин.

    Зачет принимается от тех обучаемых, которые по каким-либо причинам не сдали его на предыдущем занятии. В случае отсутствия корабля рекомендуется для отработки подхода к трапу под парусами использовать другие плавучие средства (катера, вспомогательные суда), стоящие на якоре. В конце занятия старшинам шлюпок выдаются бланки заявок на участие в гонках на первенство корабля (подразделения) по форме № I Шлюпочной сигнальной книги и ставится задача по подготовке к гонкам.
    Правила гребных и парусных гонок (соревнований) изложены в Шлюпочной сигнальной книге ВМФ.

    Занятие 9. Гребная гонка на лучшую команду корабля (подразделения). Зачет на самостоятельное управление шлюпкой под парусами — 3 ч

    Гребная гонка на лучшую команду корабля (подразделения) и зачет по устройству шлюпки
    1. Объявление порядка проведения гонки и буксировки шлюпок — 10 мин.
    2. Спуск шлюпки, посадка гребцов и отход от борта корабля (берега) — 5 мин.
    3. Постановка шлюпок на буксир. Отработка действий гребцов и старшины при постановке на буксир — 10 мин.
    4. Буксировка шлюпок к линии старта. Зачет по устройству шлюпки — 15 мин.
    5. Гребная гонка на лучшую команду корабля (дистанция 2000 м) —20 мин.
    6. Продолжение зачета по устройству, вооружению и снабжению шлюпки и правилам пользования ею— 30 мин.

    Зачет на самостоятельное управление шлюпкой под парусами
    1. Постановка рангоута и парусов—5 мин.
    2. Зачет на самостоятельное управление шлюпкой под парусами—60 мин.
    3. Уборка рангоута и парусов — 10 мин.
    4. Подъем шлюпки и приведение ее в порядок — 10 мин.
    5. Объявление результатов гребной гонки — 5 мин.

    Изучаются порядок буксировки шлюпок и организация гребных гонок. При участии в гонке пяти и более шлюпок гребцам, занявшим 1-е место, приказом командира части присваивается 3-й спортивный разряд по гребле.
    Зачет по устройству, вооружению и снабжению шлюпки принимается от тех обучаемых, которые не смогли сдать его на предыдущих занятиях.
    На зачете по самостоятельному управлению шлюпкой под парусами проверяются знание командных слов, умение командовать и управлять шлюпкой при выполнении поворотов оверштаг и через фордевинд, а также умение выполнять обязанности любого номера. 

    Занятие 10. Парусная гонка. Зачет на самостоятельное управление шлюпкой под парусами — 3 ч

    1. Объявление порядка проведения парусной гонки — 10 мин.
    2. Спуск шлюпки, посадка гребцов и отход от борта корабля (берега) — 5 мин.
    3. Зачет на самостоятельное управление шлюпкой под парусами—95 мин.
    4. Гонка под парусами—45 мин.
    5. Уборка рангоута и парусов — 10 мин.
    6. Подъем шлюпки и приведение ее в порядок — 10 мин.
    7. Объявление результатов парусной гонки и зачета — 5 мин.

    После зачета на самостоятельное управление шлюпкой под парусами рекомендуется провести парусную гонку. Цель ее — ознакомить обучаемых с организацией соревнований, дать первоначальный опыт в их проведении.
    Во время гонки руководители занятий должны находиться в шлюпках и давать необходимые разъяснения обучаемым.
    Обучение рекомендуется закончить выходом на внешний рейд с отработкой нижеуказанных вопросов.


    Выход на внешний рейд — 5 ч 20 мин


    1. Приготовление шлюпки к дальним шлюпочным походам — 20 мин.
    2. Постановка и буксировка щлюпок на буксирном конце — 30 мин,
    3. Пользование шлюпочным компасом и навигационной картой—30 мин.
    4. Маневрирование шлюпок под парусами в составе ордера —60 мин.
    5. Маневрирование шлюпок под парусами вокруг корабля (обеспечивающего катера). Подход к трапу корабля. Отход от трапа — 60 мин.
    6. Парусная гонка — 60 мин.
    7. Гребная гонка — 30 мин.
    8. Подход шлюпок к берегу при накате. Отход от берега — 30 мин.

    Лучше всего организовать выход в воскресенье. Если времени недостаточно, выход можно провести за счет занятий 9 и 10 с отработкой всех вопросов, предусмотренных по плану.

    Обучение такелажным работам — 1ч


    1. Назначение и особенности морских узлов, применяемых на шлюпках, — 10 мин.
    2. Показ и тренировка в вязании прямого, рифового, шкотового, брамшкотового, простого и рыбацкого штыков, шлюпочного, стопорного, беседочного, выбленочного, затяжного и талрепного узлов — 50 мин.

    Для обучения такелажным работам рекомендуется использовать один из дней, когда погода не позволяет проводить занятие на шлюпках.


    „УТВЕРЖДАЮ"
    Начальник штаба флота (базы)
    (воинское звание, фамилия)
    "__" ___________200__г.

     

    План дальнего шлюпочного похода



    I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
    1. Участники похода (указываются номера войсковых частей).
    2. Цели и задачи похода.
    3. Дата и время похода.
    4. Маршрут перехода.
    5. Количество гребно-парусных судов.
    6. Обеспечение (указываются проект и номер или название катера).

    II. КОМАНДОВАНИЕ И ПОХОДНЫЙ ШТАБ

    1. Командир похода.
    2. Начальник походного штаба.
    3. Заместитель командира похода по политической части.
    4. Врач.
    5. Руководитель физической подготовки.
    6. Место нахождения командира похода.

    III. ПЛАН ПОХОДА

    Указываются по датам и времени основные мероприятия па переходе и в пунктах высадки (дата и время выхода, время перехода и высадки, пункты отдыха и ночлега, спортивно-массовые мероприятия и т. д.).

    IV. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПЕРЕХОДЕ МОРЕМ

    Безопасность на переходе морем обеспечивается:
    — бдительным наблюдением за шлюпками и изменением погоды;
    — готовностью обеспечивающего катера немедленно оказать помощь личному составу опрокинувшейся шлюпки;
    — готовностью всех шлюпок оказать помощь шлюпке, терпящей бедствие;
    — наличием индивидуальных спасательных средств на шлюпках и обеспечивающем катере по количеству личного состава;
    — точным соблюдением маршрута перехода;
    — готовностью радио- и зрительных средств для связи с постами НиС по маршруту перехода;
    — соблюдением ППСС и ПРС на переходе морем;
    — своевременным получением прогнозов и наблюдением за фактической погодой по маршруту перехода;
    — заходом в пункты укрытия от шторма и тумана.

    Подпись                                                                                 (номер в. ч., воинское звание, фамилия)
     


    "УТВЕРЖДАЮ"
    Начальник штаба флота базы
    (воинское звание, фамилия)
    "____" _______________ 200___г.


    Указания по связи

     


    1. Состав участников похода (количество и классы шлюпок, номер или название обеспечивающего катера).
    2. Место нахождения командира похода.
    3. Связь командира похода с дежурной службой флота (базы) обеспечивается через посты НиС зрительными средствами связи или по радио на УКВ в радиотелефонном режиме открытым текстом с применением микрофонных позывных (указываются частота и позывные). Связь из пунктов высадки поддерживается по телефону.
    4. Связь командиров шлюпок между собой и с командиром похода осуществляется голосом — с помощью электромегафона, а также зрительными средствами — флажным семафором, флагами по Шлюпочной сигнальной книге и ракетами.
    5. Командиру похода при нахождении в пределах видимости поста НиС доносить в адрес дежурной службы флота (базы) свое место, курс, скорость и состояние погоды,
    6. Дается (при необходимости) перечень средств связи, имеющихся на обеспечивающем катере и шлюпках.

    Командир                                                                   (номер в, ч., воинское звание, фамилия)
     


    Таблица примерных условных сигналов

    На переходе морем

    Флажный Ракетами Значение сигнала
    АР Белая ракета Убрать весла и идти под парусами
    АГ Белая и зеленая ракеты Срубить рангоут и идти на веслах
    АУ Две белые ракеты Взять один риф
    АФ Красная и зеленая ракеты Взять два рифа
    Б3 Зеленая ракета Отойти от берега
    ВХ Красная ракета Держаться в пределах видимости сигналов
    ГХ Зеленая и белая ракеты Ходить вокруг флагмана по часовой стрелке
    ГЦ Красная и белая ракеты Ходить вокруг флагмана против часовой стрелки
    Е9 Две зеленые ракеты Войти в бухту
    ЗЭ Три красные ракеты Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи
    МП Три белые ракеты Подойти к берегу
    Т3 Две красные ракеты Построиться в ордер под парусами
    Т4 Зеленая и красная ракеты Следовать за мной самостоятельно



    В местах высадки

    Для сбора всего личного состава Только для вызова шлюпок с моря ( с рыбалки и т.д.)
    Флаг «Ц» Флаги «Шлюпочный» и «Ц»
    Пять красных ракет Три белые ракеты
    Один длинный сигнал гудком или сиреной продолжительностью 1 минута Ряд коротких сигналов гудком или сиреной (не менее пяти)
    Ряд вспышек прожектором (не менее пяти) Прожектором - . - . (Ц)
    Голосом в мегафон «Большой сбор»
    Пожарная тревога - не менее десяти ударов в колокол или по рельсу и голосом «Пожарная тревога»








    Рейтинг@Mail.ru