фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

     

    Учебник по шлюпкам

     

    Парусное вооружение шестивесельного яла



       
         Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут — мачта и реек, паруса — фок и кливер, стоячий такелаж — снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж — снасти для подъема и управления парусами.
         Мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная). Длина 5,5 м. Нижний конец мачты – шпор выполнен четырехгранным и для прочности обшит металлической оковкой. Парусное вооружение шестивесельного яла показано на одной из страничек нашего сайта в разделе «Устройство надводного корабля».

     

    Мачта Мачта Мачта      На рисунке - мачта:
         1 — топ мачты; 2— бугель с обухами для крепления верхних концов вант; 3- вантина; 4 — шкив для фала; 5 — ракс-бугель; 6 — бугель с гаком для крепления фока-галса; 7 — шпор мачты в оковке; 8 —       коуш; 9— крепление штерта к вантпутенсу (талрепный узел); 10 — вантпутенс.

         Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты — в районе наметки (100 мм). В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса. На верхний конец мачты — топ в уровень с ее верхним срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля в мачте вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фока-фала.
         Ванты служат для крепления мачты. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4—6 мм. В оба конца вант вплеснены коуши — металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты — концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.
         Фока - фал делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.
         Ракс-бугель — металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей.
         Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.
         Реек — изготовляется из сосны или ели. Имеет длину 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками. На концах реек имеет зарубки, с помощью которых полубензелями по рейку растягивается верхняя шкаторина паруса. Для усиления прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой. Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На расстоянии одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропк а, служащая для соединения рейка с ракс-бугелем. Третная стропка изготовляется из тонкого стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.
         Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей специальную водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов — фока и кливера, имеющих форму неправильных четырехугольников площадью 14,6 и 5,8 кв.м.

     

     

    Реек На рисунке - реек:
    1 — реек: 2— шкала; 3— третная стропка; 4 — полубензели; 5 — зарубка на ноке рейка.


         Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя. задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами, окантованы тросом особого пологого спуска — лик-тросом. Лик-трос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет только один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение — вверху. Углы парусов при их работе испытывают наибольшее натяжение и поэтому дополнительно укреплены кусками парусины — бантами и полосами из парусины — боутами, нашитыми с обеих сторон паруса. Верхний передний угол фока и верхний задний угол кливера называются бензельными. Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний верхний угол фока — задним нок-бензельным углом. Передние нижние углы фока и кливера называются галсовым и, задние — шкотовыми.
         По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия — люверсы, которые для прочности по краям обметаны ниткой или окованы латунью. Через люверсы, расположенные у верхних углов паруса, вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины.

     Соединение фала с парусом


    На рисунке - соединение фала с парусом:
    1 – лик-трос; 2 — слаблинь; 3 — третная стропка; 4 — ракс-бугель; 5 — фал; 6 — полубензель.

        

     

         В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя — риф-штерты, служащие для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему. Для прочности в районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф-банты.
         К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит Военно-морской флаг, а под ним — флюгарка размером 30х50 см. Поверх бантов к парусине заднего нок-бензельного угла с обеих сторон пришиты четырехугольные отрезки парусины размером 30х30 см, на которых черной краской написан цифровой позывной (номер) шлюпки.
         Все нижние утлы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы — петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания. Кренгельсы имеются также на уровне риф-штертов и служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.

     Закрепление риф-штертов

     
    На рисунке – закрепление риф-штертов:
    1 – парус; 2 – риф-бант; 3 – узел; 4 – риф-штерт.


         Галсы служат для обтягивания и крепления галсовых углов паруса и изготовляются из растительного троса окружностью 25 мм. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера — кливер-галсом. Фока- и кливер-галсы имеют длину 125 см.
         Шкоты служат для управления парусами и изготовляются из троса окружностью 30 мм. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока - шкотами или кливер-шкотами. Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты — 9 м.

     Крепление кренгельса к парусу
    На рисунке – крепление кренгельса к парусу:
    1 – лик-трос; 2 – бант; 3 – полотнище; 4 – люверс; 5 – кренгельс; 6 – коуш; 7 – обшивка лик-троса (хлопчатобумажные нитки).

         Рангоутный чехол выкраивается из парусины в виде прямоугольника, сторона которого на 25 см длиннее рейка. С одной стороны (обращенной к корме шлюпки) чехол на 1/3 длины сшит в виде мешка цилиндрической формы. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.
    Для быстрой шнуровки (расшнуровки) удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Шнуровка производится одновременно с обоих концов чехла и поэтому требует меньше времени.
    В рангоутном чехле хранится парус с рейком, галсами и шкотами.

     Рангоутный чехол

     
    На рисунке - рангоутный чехол:
    1 — люверсы; 2 — сшитая часть чехла; 3 — петли (стропки).

     

          Чтобы не пачкать парусину, все снасти шлюпочного такелажа делают из большого пенькового или сизальского троса. На концы снастей накладывают марки. Для уменьшения растягивания снастей трос, из которого выделываются снасти, предварительно вытягивают.
         Концы снастей, которые вплесниваются в коуши или пропускаются через блоки, делают тоньше (с них удаляют части каболок в каждой пряди). Все стальные стропки и части снастей, в которые введены коуши и блоки, обшивают юфтовой кожей.

     

    Особенности устройства и вооружения гребных катеров

     

     
    Устройство и парусное вооружение гребных катеров имеют некоторые особенности.

     Парусное вооружение гребного катера
         На рисунке показано парусное вооружение гребного катера.


         Пояса обшивки на катерах укладываются вгладь, а не внакрой, как на всех прочих шлюпках.
         Парусное вооружение — двухмачтовое рейковое разрезное с двумя парусами: разрезным фоком и гротом.
         Первая от носа мачта называется фок-мачтой, вторая — грот-мачтой. Для крепления грот-мачты в районе загребной банки дополнительно установлены степс, наметка и вант-путенсы.
         Разрезной фок имеет такую же конструкцию, как и на шестивесельном яле.  Поднимается на фок-мачте.

     

     Гик  
      На рисунке - гик:
    1—бугель; 2 — шкив для грота-шкота; 3 — стропка для гика-шкота; 4 — стропка для гитовых; 5 — утка для крепления грота-шкота; 6—червяк; 7—пятка гика; 8—вертлюжный болт.
     

     

         Грот, как и фок, имеет форму неправильного четырехугольника, но скроен из цельного куска парусины. Поднимается на грот-мачте грота-фалом. Для растяжки нижней шкаторины грота применяется гик — тонкий цилиндрический брусок рангоутного (соснового) дерева. Для предохранения от раскалывания на нок гика надет бугель. Недалеко от бугеля в гик врезан шкив для грота-шкота. На переднем конце гика — пятке имеется продольная оковка с вертлюжным болтом или червяком, служащая для соединения гика с мачтой (на грот-мачте для этой цели имеется специальный бугель). Такое соединение дает ноку гика возможность перемещаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На середине гика установлена горизонтальная утка для крепления грота-шкота. На уровне транцевой доски на гике установлена обшитая кожей стропка с круглым коушем, в которую закладываются храпцы гика-щкота.
         На некотором расстоянии от этой стропки в сторону носа расположена вторая стропка с коушем, за которую крепятся коренные концы гитовых. С их помощью нок гика поднимается кверху («на гитовы»).
         В специальные отверстия на транцевом брусе устанавливается погон со стропкой для гика-шкота. Погон снизу крепится чеками, хранится между заспинной и транцевой досками или подкормовым сиденьем и крепится к корпусу катера.
    Иногда, чтобы шлюпка ходила круче, гик устанавливают и на ялах-шестерках.

     Погон со стропкой
    На рисунке - погон со стропкой:
    1 — погон; 2 — стропка для гика-шкота; 3 — чека.
     

     

     

         Грота-шкот (рисунок ниже) служит для растяжки нижней шкаторины грота по гику. Храпцами или шкотовым узлом он берется за шкотовый угол грота, а ходовым концом, заведенным за шкив, обтягивается и крепится за утку на гике.
    Гика-шкот используется при управлении гротом. С целью облегчить управление гика-шкот основывается талями с двумя одношкивными блоками. Храпцы верхнего блока берутся за кормовую стропку на гике, храпцы нижнего — за стропку на погоне. Ходовой конец гика-шкота должен выходить из верхнего блока и направляться внутрь катера.
         Храпцы на шкотах тщательно обвязываются (закаболиваются) специальными штертами, которые для этой цели ввязаны в один из обухов храпцев.
         Гитовы (всегда двойные) являются вспомогательными снастями и предназначены для уменьшения парусности грота. К середине троса, из которого делаются гитовы, бензелем крепится коуш храпцев.

     Бегучий такелаж грота
         На рисунке - бегучий такелаж грота:
         1 - грота-шкот; 2 — гика-шкот; 3 — гитовы; 4 — грота-галс; 5 — вантина.

          Храпцы берутся за переднюю стропку на гике, ходовые концы гитовых проходят с обеих сторон грота, пропускаются через коуши топового бугеля (могут быть пропущены через коуши двойной стропки на рейке) и спускаются вниз. Чтобы гитовы не выдернулись из коушей на обушках (или на стропке), ходовые концы под гиком вяжутся прямым узлом или прихватываются к гику у пятки.
          При необходимости задний нок-бензельный угол грота можно приподнять. Для этого грота-фал основывается следующим образом: в коренной конец фала заделывают храпцы, которые закладываются в дерикфальную стропку, укрепленную на 1/3 длины от заднего нока рейка(следующий рисунок). Фал пропускают через неподвижный одношкивный блок, заложенный за задний обух бугеля, затем через одношкивный блок, заложенный за ракс-бугель, и, наконец, через шкив на топе мачты.

     

     

     Подъем грота с помощью дерикфальной стропки

     


         На рисунке - подъем грота с помощью дерикфальной стропки:
         1 — третная стропка; 2 — ракс-бугель; 3 — одношкивный блок ракс-бугеля; 4 — неподвижный одношкивный блок; 5 — фал; 6 — храпцы; 7 — дерикфальная стропка.
         Такелаж, паруса и рангоут на катерах хранятся в рангоутном чехле.
         На двухмачтовых шлюпках Военно-морской флаг пришивается к гроту, флюгарка — к фоку.
         На спасательных шлюпках применяется люгерное рейковое парусное вооружение, у которого верхний реек и нижняя мягкая шкаторина выходят далеко вперед мачты. Простота конструкции и меньшая парусность обеспечивают шлюпке безопасность плавания.







    Рейтинг@Mail.ru