фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Учебник по шлюпкам

    Постановка и уборка рангоута и парусов

     



    Постановка рангоута и подъем парусов



         На одномачтовой шлюпке

         Старшина приводит шлюпку, идущую на веслах, носом против ветра и командует «Шабаш, рангоут ставить» (при стоянке у борта корабля или у пирса подается команда «Рангоут ставить». По этой команде гребцы шабашат и прихватывают весла к бортам штертами уключин, чтобы они не скатывались при крене шлюпки. Крюки укладывают на весла, но штертами не прихватывают. Старшина переходит на кормовое сиденье. Гребец № 5 убирает гоночный номер. После этого подается команда «Ворочай». Гребцы, положив одну руку на парус, а другую под него, переворачивают парус вместе с чехлом по часовой стрелке (глядя с кормы) шнуровкой вверх и быстро расшнуровывают чехол. По команде «Чехол снять» парус снова переворачивают, но против часовой стрелки (в обратную сторону) и снимают чехол. Чтобы снять чехол, баковые гребцы берут край чехла, заворачивают его на длину вытянутых рук и передают средним гребцам.  Средние гребцы заворачивают чехол дальше и передают его загребным, которые кладут свернутую часть чехла на неразрезную часть. Затем средние гребцы приподнимают кормовую часть паруса, а загребные сдергивают чехол и кладут его в свернутом виде на кормовой решетчатый люк.
         По команде «Рангоут разобрать» гребцы правого борта переносят парус через голову и кладут на весла правого борта.
         По команде «Приготовиться рангоут ставить» гребец № 5 откидывает наметку, а остальные приподнимают топ мачты и продвигают мачту в корму так, чтобы шпор оказался над степсом.
         По команде «Рангоут ставить» гребцы № 1, 2, 3 и 4, не вставая, поднимают мачту в вертикальное положение.
         Гребцы № 5 и 6 направляют шпор мачты в степс.
         Гребец № 5 накидывает наметку и вставляет нагель.
         Старшина шлюпки убирает флаг, меняет румпель и переходит на кормовое сиденье.

         После постановки мачты гребцы правого борта переносят парус на середину, отдают штерты, которыми парус прихвачен к рейку, и передают их старшине шлюпки.
         Гребец .№ 6 очищает ванты, передает гребцу № 5 правую вантину, вместе с гребцом № 4 основывает, осаживает и крепит талрепным узлом левую вантину (штерт-ванты пропускают три раза через вант-путенс снаружи внутрь и два раза — через коуш в огоне ванты изнутри наружу и обтягивают вантину снизу вверх).
         Гребец № 5 принимает от гребца № 6 правую вантину, вместе с гребцом № 3 основывает, осаживает и крепит ее талрепным узлом.
         Гребцы № 1 и 2 разбирают фок, очищая заднюю шкаторину, передают гребцу № 3 кливер, очищают и заводят фока-шкоты в фасонные обушки; гребец № 1 принимает от гребца № 2 левый фока-шкот и держит в руках оба фока-шкота.
         Гребец № 3 передает кливер гребцу № 5, очищает переднюю шкаторину фока, основывает и держит в руках фока-галс.
         Гребец № 5 принимает от гребца № 3 кливер, переходит с ним на носовой решетчатый люк и садится на него с левого борта, очищает переднюю шкаторину кливера, основывает и держит в руках кливер-галс.
         Гребец № 6 очищает заднюю шкаторину кливера и кливер-шкоты, пропускает правый кливер-шкот под реек и передает его гребцу № 3, а левый кливер-шкот обносит вокруг вантины и передает гребцу № 4, берет и держит в руках фал.
         Гребцы № 3 и 4 принимают от гребца № 6 кливер-шкоты, пропускают их через обушки на средней банке и передают гребцу № 2, следя за тем, чтобы правый кливер-шкот был также обнесен вокруг ванты и пропущен под реек.
         Гребец № 4 очищает фал, надевает третную стропку на гак ракс-бугеля и берет в руки фал.
         Старшина шлюпки руководит действиями гребцов, при осаживании вант следит за тем, чтобы мачта находилась точно в вертикальном положении.

         Когда паруса разобраны и готовы к подъему, старшина подает команду «На фале».
         По этой команде гребец № 6 отвечает «Есть на фале» и держит фал в руках.
         Гребец № 5 держит кливер-галс.
         Гребец № 4 держит фал несколько выше гребца № 6.
         Гребец № 3 держит фока-галс.
         Гребец № 2 держит оба кливер-шкота.
         Гребец № 1 держит оба фока-шкота.
         Старшина шлюпки управляет рулем, находясь на кормовом сиденье с наветренного борта.

         По команде «Паруса поднять» гребцы № 4 и 6 поднимают паруса до места и крепят фал за нагель, находящийся слева от мачты. Крепление производится восьмеркой снизу вверх четырьмя шлагами. Последний шлаг кладется сверху банки ходовым концом под себя и обтягивается. Гребцы № 3 и 5 следят за тем, чтобы при подъеме парусов галсы имели слабину, иначе ракс-бугель до места не дойдет, паруса будут стоять плохо и шлюпка круто не пойдет. Чтобы паруса не наполнялись ветром и не затрудняли выборку фала и осаживание галсов, старшина при подъеме парусов приводит шлюпку против ветра. В свежую погоду это избавляет шлюпку от опасных кренов в то время, когда гребцы заняты подъемом парусов.
         После того как паруса будут подняты до места, по команде «Осадить кливер-галс» гребец № 5 осаживает и крепит кливер-галс; по команде «Осадить фока-галс» гребец № 3 осаживает и крепит фока-галс. Осаживать галс гребцу № 5 помогает гребец № 6, гребцу № 3—гребец № 4. Крепление галсов, как и вант, производится талрепным узлом.
         После крепления галсов старшина шлюпки командует «По местам». По этой команде гребец № 2 передает кливер-шкоты гребцам № 3 и 4 и принимает от гребца № 1 левый фока-шкот. Гребцы № 1 и 2 садятся на кормовой решетчатый люк, гребцы № 3 и 4—на рыбины между загребной и средней банками, гребец № 6 — на рыбины между средней и мачтовой банками, гребец № 5—на носовой решетчатый люк; все — лицом к парусу и ближе к наветренному борту. При таком положении гребцов обеспечивается остойчивость шлюпки и, кроме того, уменьшается опасность накрытия гребцов парусами при опрокидывании.

              После выполнения команды «По местам» старшина и гребцы распределены следующим образом.
              Старшина шлюпки управляет рулем, находясь у наветренного борта.
         Гребец № 1 — на правом фока-шкоте.
         Гребец № 2 — на левом фока-шкоте.
         Гребец № 3 — на правом кливер-шкоте.
         Гребец № 4 — на левом кливер-шкоте.
         Гребец № 5 — впередсмотрящий.
         Гребец № 6 — следит за фалом.
         Гребцы подветренного борта, сидящие на шкотах, управляют шкотами; гребцы наветренного борта дают шкотам слабину.
         Впередсмотрящий наблюдает впереди по курсу шлюпки и с подветренной стороны и докладывает обо всем обнаруженном. Содержание доклада: что обнаружено, борт, курсовой угол, дистанция. Пример доклада:
    «Шлюпка справа 15, дистанция 100 метров».
         Старшина должен проверить, как выполнен подъем парусов. При правильной постановке паруса не морщатся, передние шкаторины обтянуты втугую, галсовые углы находятся на высоте планширя. Если галсовые углы окажутся ниже планширя, то при перемене галсов нижняя шкаторина будет цепляться за планширь, если выше—центр парусности окажется выше нормы и шлюпка получит большой крен.
         Если паруса, поднятые до места, морщатся при обтянутых галсовых углах, нужно немного потравить или еще больше обтянуть кливер-галс. Если и это не помогает, необходимо спустить паруса и перенести вперед или назад по рейку третную стропку.
         Иногда необтянутую переднюю шкаторину фока стараются прижать к мачте с помощью штертов. Этого делать не следует — лучше выпрямить ее с помощью туго обтянутого галса.
         Шкоты должны быть выбраны так, чтобы паруса не полоскали, но и не были слишком стянуты. Правильность натяжения шкотов определяется по легкому дрожанию (заигрыванию) передних шкаторин при движении в бейдевинд или галфвинд и по заигрыванию задних шкаторин при движении в бакштаг или фордевинд. При необходимости производятся подгонка и выхаживание парусов.
         Ставить паруса нужно как можно быстрее, так как шлюпка в это время неуправляема, ее может развернуть лагом к ветру, навалить на корабль, бочку и т. д. Гребцы шлюпки должны отлично знать свои обязанности, уметь выполнять обязанности других гребцов и оказывать помощь друг другу при постановке и уборке парусов.

     

    На двухмачтовой шлюпке

         Наличие дополнительного паруса и мачты на больших шлюпках вносит свои особенности в постановку рангоута и парусов и в управление шлюпкой. Обязанности гребцов определяются в зависимости от количества банок и гребцов на шлюпке.
         По команде «Рангоут разобрать» гребцы правого борта переносят на правый борт фок, а гребцы левого борта— на левый борт грот и гик.
         По команде «Приготовиться рангоут ставить» гребцы правого борта подают фок-мачту в корму, а гребцы левого борта—грот-мачту в нос. Гребцы мачтовых банок откидывают наметки.
         По команде «Рангоут ставить» гребцы правого борта ставят фок-мачту, а левого—грот-мачту. Гребцы мачтовых банок направляют шпоры мачт в степсы. Когда мачты скрестятся, гребцы правого борта от загребных до средней банки подхватывают грот-мачту, гребцы левого борта от средней банки до баковой подхватывают фок-мачту, старшина шлюпки убирает кормовой флаг. Гребцы мачтовых банок после постановки мачт крепят их наметками. Старшина шлюпки ставит погон, готовит гика-шкот, меняет румпель и руководит креплением и выравниванием мачт.
         На больших шлюпках при постановке и уборке рангоута гребцам разрешается вставать на рыбины. Чтобы во время качки и сильного ветра мачты не вырывало из рук, рекомендуется баковым и загребным поднимать и рубить мачты с помощью вант (ванты подаются от фок-мачты баковым, от грот-мачты — загребным).

              Дальнейшие действия гребцов на десятивесельном катере следующие.
         Гребец № 1 вместе с гребцом № 3 основывает и крепит правые грот-ванты. Вместе с гребцом №2 готовит грот, основывает гитовы. Отдает левый одношкивный блок фока-шкота и передает его через ванты гребцу № 3. Передает под ванты ходовой конец правого фока-шкота гребцу № 6. Вместе с гребцом 1 № 2 ставит гик. Принимает от старшины и держит гика-шкот.
         Гребец № 2 вместе с гребцом № 4 основывает и крепит левые грот-ванты. Вместе с гребцами № 4 и 6 переносит грот к мачте, готовит грот, основывает гитовы. Основывает грота-шкот, обтягивает его и со слабиной крепит на гике. Принимает от гребца № 4 левый блок фока-шкота и крепит его на левом борту, а ходовой конец фока-шкота передает гребцу № 6 внутри вант. Вместе с гребцом № 1 ставит гик. Закладывает грота-галс. Держит гитовы и грота-галс.
         Гребец № 3 вместе с гребцом № 1 основывает и крепит правые грот-ванты. Принимает от гребца № 1 левый блок фока-шкота, обносит его снаружи грот-вант и передает гребцу №4. Очищает грота-фал. Держит вместе с гребцом № 4 грота-фал.
         Гребец № 4 вместе с гребцом № 2 основывает и крепит левые грот-ванты. Принимает от гребца № 3 левый блок фока-шкота, проносит его снаружи грот-вант и передает гребцу № 2. Держит вместе с гребцом № 3 грота-фал.
         Гребец № 5 основывает и крепит вместе с гребцом № 7 правые фок-ванты. Вместе с гребцами № 7 и 9 переносит на середину и готовит фок. Держит кливер-шкоты.
         Гребец № 6 вместе с гребцом № 8 основывает и крепит левые фок-ванты. Готовит фок. Принимает от гребца № 9 двушкивный блок фока-шкота и крепит его к фоку. Держит фока-шкоты и двушкивный блок фока-шкота.
         Гребец № 7 вместе с гребцом № 5 основывает и крепит правые фок-ванты. Вместе с гребцами № 5 и 9 переносит на середину и готовит фок. Закладывает и держит фока-галс.
         Гребец № 8 вместе с гребцом № 6 основывает и крепит левые фок-ванты. Готовит фок. Держит фока-фал вместе с гребцом № 10.
         Гребец № 9 вместе с гребцом № 10 готовит кливер. Передает гребцу № 5 кливер-шкоты. Основывает и держит кливер-галс.
         Гребец № 10 готовит вместе с гребцом № 9 кливер, очищает и держит с гребцом № 8 фока-фал.

              По команде «На фалах» гребцы № 3 и 10 отвечают «Есть на фалах». В этот момент гребцы распределены следующим образом.
         Гребец № 1 — на гика-шкоте.
         Гребец № 2 — на грота-галсе и гитовых.
         Гребцы № 3 и 4 — на грота-фале.
         Гребец № 5 — на кливер-шкотах.
         Гребец № 6— на фока-шкотах; держит двушкивный блок фока-шкота.
         Гребец № 7 — на фока-галсе.
         Гребцы № 8 и 10—на фока-фале.
         Гребец № 9 — на кливер-галсе.
         Старшина шлюпки — на руле.

         По команде «Паруса поднять» гребцы № 3 и 4 выбирают и крепят грота-фал за нагель на правом борту. Гребцы № 8 и 10 выбирают и крепят фока-фал за нагель на левом борту.
         Чтобы избежать опрокидывания шлюпки при значительном ветре и волнении, рекомендуется сначала поднимать грот, под действием которого шлюпка приведется к ветру, а затем фок,
         Когда фалы будут закреплены за нагели, по команде старшины гребец № 2 осаживает грота-галс, гребец № 9—кливер-галс и гребец №7—фока-галс. Гребцы № 1 и 2 выбирают грота-шкот и крепят за .утку на гике. Гребцы № 1, 5 и 6 по приказанию выбирают шкоты. Гребец № 2 очищает гитовы. 

              По команде «По местам» гребцы распределены следующим образом.
         Гребцы № 1 и 2 — на гика-шкотах.
         Гребец № 3 — на грота-фале.
         Гребец № 4 — на гитовых.
         Гребец № 5 — на правом фока-шкоте.
         Гребец № 6 — на левом фока-шкоте.
         Гребец № 7 — на правом кливер-шкоте.
         Гребец № 8 — на левом кливер-шкоте.
         Гребец № 9 — впередсмотрящий.
         Гребец № 10 — на фока-фале.

         Обязанности гребцов на двухмачтовых шлюпках с большим количеством банок такие же, но они перераспределяются между отдельными гребцами за счет изменения их числа и нумерации. Так, например, обязанности баковых на всех катерах (не имеющих бушприта) одинаковы, но если на 10-весельном катере эти обязанности выполняют гребцы № 9 и 10, то на 12-весельном катере—гребцы № 11 и 12. Соответственно на 12-весельном катере изменяются обязанности и гребцов № 3—10.



    Уборка парусов и рангоута

     

    На одномачтовой шлюпке

          Чтобы паруса при спуске не упали в воду, старшина приводит шлюпку к ветру и подает команду «На фале». Гребец № 6 отвечает «Есть на фале», снимает лишние шлаги фала с нагеля и, оставив один шлаг, держит фал в руках. Остальные гребцы готовятся подбирать паруса в момент их спуска.
         По команде «Паруса долой» гребец № 6, не снимая последний шлаг с нагеля, травит фал.
         Гребцы № 1, 2, 3, 4 подбирают паруса, не допуская их падения в воду.
         Гребец № 5 обтягивает переднюю шкаторину кливера, придавая рейку горизонтальное положение, и подбирает кливер в шлюпку.

              После спуска парусов гребцы садятся на свои места на банках (за исключением гребца № 5) и приступают к уборке парусов.
         Старшина меняет румпель, ставит кормовой флаг и руководит уборкой парусов.
         Гребец № 5 отдает кливер-галс и передает кливер гребцу № 3. Садится на свое место на банке, отдает правую вантину и помогает гребцу № 6 обтягивать и крепить фал и ванты.
         Гребец № 6 принимает от гребцов № 3 и 4 кливер-шкоты, сматывает и передает их вместе с кливером гребцу № 3. Принимает от гребцов № 4 и 5 ванты, обтягивает и крепит на мачте фал и ванты.
         Гребец № 3 отдает фока-галс. Принимает от гребцов № 5 и 6 кливер и кливер-шкоты. Передает галсовый угол кливера гребцу № 1. Укладывает кливер и кливер-шкоты на фок вдоль рейка.
         Гребец № 4 снимает третную стропку с ракс-бугеля, отдает левую вантину и передает ее гребцу № 6.
         Гребец № 1 очищает и передает правый фока-шкот гребцу № 2. Принимает от гребца № 3 галсовый угол кливера, обтягивает и вместе с гребцом № 3 укладывает кливер на фок вдоль рейка.
         Гребец № 2 очищает, сматывает и укладывает на фок вдоль рейка фока-шкоты.
         После этого все гребцы укладывают фок. Для укладки фока гребцы № 1, 2, 3, 4, 5 садятся на весла у своих банок лицом внутрь шлюпки. Гребцы № 2 и 4 очищают нижнюю шкаторину фока и передают ее гребцам правого борта, которые растягивают ее по рейку, придерживая галсовый угол фока у переднего нока рейка. Затем гребец № 2, перебирая заднюю шкаторину фока, и гребец № 4, перебирая переднюю шкаторину, очищают и складывают фок пополам. Сложенную пополам середину фока передают гребцам правого борта, которые укладывают ее вдоль рейка. Гребцы № 1 и 2 укладывают в складки паруса пришитые флаг и флюгарку. Гребцы обоих бортов тщательно закатывают остаток фока вместе с кливером и прихватывают паруса к рейку пятью штертами. Прихватывать паруса шкотами или одним длинным концом не рекомендуется, так как это увеличивает время уборки и постановки парусов.
         Фал и ванты крепятся на мачте следующим образом. Конец фала обносят вокруг гака фока-галса и гака ракс-бугеля (расстояние между гаками должно быть около 1 м), обтягивают, снова обносят вокруг гаков и остаток фала крепят вокруг мачты полуштыком. Ванты очищаются, заводятся штертами за гак фока-галса, обтягиваются и остатки штертов крепятся вокруг мачты полуштыком (поверх фала). Фал и ванты можно крепить и другим способом — гак ракс-бугеля завести за гак фока-галса, обтянуть фал, вместе с вантами обнести его несколько раз вокруг мачты и концы закрепить полуштыками.
         После свертывания парусов подается команда «Паруса перенести». Гребцы правого борта переносят паруса на правый борт.
         По команде «Наметку откинуть» гребцы № 3, 4 и 6 придерживают мачту, гребец № 5 вынимает нагель и откидывает наметку.
         По команде «Рангоут рубить» гребцы № 5 и 6 приподнимают мачту и наклоняют топом в корму. Остальные гребцы подхватывают ее и кладут на банки шпором в нос, топом под заспинную доску.
         По команде «Чехол» гребцы правого борта переносят паруса на середину и кладут на банки правее мачты. Гребцы № 1 и 2 кладут чехол на рангоут шнуровкой вниз и, раскатывая его, передают на нос, после чего надевают неразрезную часть чехла на парус. Гребцы № 3 и 4, приподнимая парус, помогают загребным надеть чехол, а затем все гребцы растягивают его по парусу.
         По команде «Ворочай» гребцы переворачивают парус вместе с чехлом по часовой стрелке шнуровкой вверх, зашнуровывают его и поворачивают в обратную сторону (шнуровкой вниз). Шнуровку производят одновременно с обоих концов, продевая стройки в противоположные люверсы, а затем от кормы к носу и от носа к корме стропой пропускают через соседние, обтягивают и в середине связывают между собой.

         После уборки рангоута и парусов начинают движение на веслах, для чего подаются команды «Уключины вставить», «Весла разобрать» и т. д.

     

    На двухмачтовой шлюпке

     

         На десятивесельном катере при спуске и уборке парусов гребцы действуют следующим образом.
    По команде «На фалах» гребцы № 3 и 10 отвечают «Есть на фалах» и снимают лишние шлаги фалов с нагелей. Остальные гребцы готовятся подбирать паруса.

     Шнуровка чехла

         На рисунке –
    шнуровка чехла:
    1 — стропка; 2 — люверс.

     

         По команде «Паруса долой» гребцы № 3 и 10 травят фалы. Остальные гребцы подбирают паруса.

              После спуска парусов гребцы садятся на банки и приступают к уборке парусов.
         Старшина снимает и укладывает гика-шкот, снимает погон, меняет румпель, ставит кормовой флаг и руководит уборкой парусов.
         Гребец № 1 отдает правую заднюю грот-вантину и передает ее гребцу № 4, принимает от гребца № 3 одношкивный блок левого фока-шкота и крепит его на правом борту. Отдает грота-шкот. Вместе с гребцами № 2, 3 и 4 убирает грот.
         Гребец № 2 отдает левую заднюю грот-вантину и передает ее гребцу № 4, отдает одношкивный блок левого фока-шкота и передает его гребцу № 4. Убирает гитовы и передает старшине шлюпки. Вместе с гребцами № 1, 3 и 4 убирает грот.
         Гребец № 3 крепит грота-фал. Принимает от гребца № 4 блок левого фока-шкота и передает его гребцу № 1. Вместе с гребцом № 4 отдает гик и укладывает на левый борт. Вместе с гребцами № 1, 2 и 4 убирает грот.
         Гребец № 4 отдает грота-галс. Принимает от гребца № 2 и передает гребцу № 3 блок левого фока-шкота. Вместе с гребцом № 3 отдает гик и укладывает его на левый борт. Принимает от гребцов № 1, 2, 5 и. 6 грот-ванты, очищает и крепит их. Вместе с гребцами № 1, 2 и 3 убирает грот.
         Гребец № 5 отдает правую переднюю грот-вантину и передает ее гребцу № 4. Вместе с гребцами № 6, 7, 8, 9 и 10 убирает фок и кливер.
         Гребец № 6 отдает левую переднюю грот-вантину и передает ее гребцу № 4. Выкладывает двушкивный блок фока-шкотов и передает его гребцу № 9. Вместе с гребцами № 5, 7, 8, 9 и 10 убирает фок и кливер.
         Гребец № 7 отдает фока-галс. Отдает правую заднюю фок-вантину и передает ее гребцу № 9. Вместе с гребцами № 5, 6, 8, 9 и 10 убирает фок и кливер.
         Гребец № 8 отдает левую заднюю фок-вантину и передает ее, гребцу № 9. Вместе с гребцами № 5, 6, 7, 9 и 10 убирает фок и кливер.
         Гребец № 9 отдает кливер-галс и передает гребцу № 7. Отдает правую переднюю фок-вантину и принимает от гребцов № 7, 8 и 10 фок-ванты, очищает и крепит их. Принимает от гребца № 6 двушкивный блок фока-шкотов и крепит его на правом борту. Вместе с гребцами № 5, 6, 7, 8 и 10 убирает фок и кливер.
         Гребец № 10 отдает левую переднюю фок-вантину и передает ее гребцу № 9. Крепит фока-фал. Вместе с гребцами № 5, 6, 7, 8 и 9 убирает фок и кливер.

         По команде «Паруса перенести» гребцы № 2, 4 и 6 переносят грот на левый борт, гребцы № 5, 7 и 9 переносят фок с кливером на правый борт.

         По команде «Наметки откинуть» гребцы № 2 и 9 откидывают наметки. Гребцы № 1, 2, 3, 4 и 5 держат грот-мачту, гребцы № 6, 7, 8, 9 и 10—фок-мачту.

         По команде «Рангоут рубить» гребцы № 1 и 2 приподнимают грот-мачту, гребцы № 9 и 10—фок-мачту. Остальные гребцы наклоняют их, направляя фок-мачту по правому, а грот-мачту по левому борту.

         Когда мачты скрестятся, гребцы № 1, 3 и 5 подхватывают фок-мачту, гребцы № б, 8 и 10 — грот-мачту. Гребцы правого борта продвигают фок-мачту в нос, гребцы левого борта — грот-мачту в корму и укладывают их на банки.

         По команде «Чехол» гребцы № 2, 4 и 6 переносят через голову грот и гик, гребцы № 5, 7 и 9 — фок с кливером и кладут их между мачтами. После этого гребцы надевают чехол на паруса и мачты и шнуруют чехол, как указано выше.

     

     

    Повороты под парусами. Поворот оверштаг

     

         Поворотом шлюпки под парусами называется изменение направления ее движения, обязательно связанное с переменой галса. Изменение курса, не связанное с переменой галса, называется полуповоротом.
         При повороте оверштаг шлюпка пересекает линию ветра носом. Поворот безопасен, требует мало места и времени, но выполняется только на хорошей скорости. Вот почему, если шлюпка шла в крутой бейдевинд, перед поворотом оверштаг она спускается до полного бейдевинда.

     

    На одномачтовой шлюпке (рисунок, а)

     

         Старшина шлюпки, убедившись, что повороту ничто не мешает, подает команду «К повороту». Гребцы, сидящие на шкотах, отвечают «Есть к повороту», усиливают внимание и ждут следующую команду. Когда шлюпка наберет скорость, старшина подает команду «Поворот оверштаг» (7), а затем—«Фок стянуть» и медленно кладет руль в сторону поворота (2). Гребец, сидящий на фока-шкоте, подбирает его по мере надобности. Если быстро стягивать фок и перекладывать руль в начале поворота, шлюпка потеряет ход.
         Когда нос шлюпки пойдет на ветер, подается команда «Кливер раздернуть» (3). Гребцы № 3 и 4 раздергивают кливер-шкоты. Когда нос шлюпки будет подходить к линии ветра, руль резко кладется на борт (4).
         Как только нос шлюпки придет на линию ветра, старшина командует «Кливер на левую (правую)» (5). Кливер-шкот выбирается в сторону, на которой кливер находился до поворота. Выполнение поворота оверштаг

         На рисунке -
    выполнение поворота оверштаг:
    а — на одномачтовой шлюпке; б — на двухмачтовой шлюпке.

         Если в ходе поворота шлюпка станет против ветра и не увалится на новый галс, подается команда «Вынести кливер». (Если шлюпка получила задний ход, одновременно с этой командой руль перекладывается на противоположный борт.)
         Когда кливер наполнится ветром (заберет), впередсмотрящий докладывает «Кливер забрал», после чего следует команда «Фок раздернуть» (6). Когда шлюпка достаточно увалится, старшина командует «Шкоты на правую (левую)» (7) и ставит руль прямо. Гребцы выбирают фока- и кливер-шкоты на соответствующий борт и быстро пересаживаются на наветренный борт лицом к парусу. Поворот считается оконченным (8).
         Если поворот с первого раза не удался, нужно лечь на прежний галс, набрать скорость и повторить маневр. При волнении моря поворот оверштаг следует делать сразу же после прохода большой волны.
         В тех случаях, когда поворот оверштаг не получается, создают дифферент на нос, пересаживая двух или трех гребцов в нос шлюпки. Затем выполняется все необходимое для поворота. Когда кливер заберет, гребцы возвращаются на свои места.

     

     

    На двухмачтовой шлюпке (рисунок, б)

     

         После команды «Поворот оверштаг» (7) старшина подает команду «Гика-шкот стянуть» и медленно кладет руль в сторону поворота (2). Гребцы, сидящие на гика-шкоте, стягивают его. Гребцы, сидящие на фока-шкоте, подбирают его по мере надобности и удерживают с помощью фока необходимую скорость шлюпки. Если стягивать фок втугую в начале поворота, шлюпка получит большой крен и дрейф, что затруднит выполнение поворота.
         Когда нос шлюпки пойдет на ветер, старшина командует «Кливер раздернуть» (5), а когда нос будет подходить к линии ветра, резко кладет руль на борт (4).
         Как только нос шлюпки придет на линию ветра, подаются команды «Кливер на левую (правую)» (5), а после доклада впередсмотрящего «Кливер забрал»— «Гика-шкот раздернуть» и «Фок на правую (левую)» (6).
         Когда шлюпка увалится на новый галс и фок заберет, командуют «Кливер на правую (левую)» (7), а затем, чтобы остановить дальнейшее уваливание шлюпки, — «Гика-шкот стянуть» (8).



    Поворот шлюпки через фордевинд

     

         При повороте через фордевинд шлюпка пересекает линию ветра кормой.
         Поворот выполним во всех условиях, но требует больше места, а во время свежего ветра небезопасен: при неумелом управлении шлюпка может перевернуться.

     Выполнение поворота через фордевинд

         На рисунке -
    выполнение поворота через фордевинд:
    а — на одномачтовой шлюпке; б — на двухмачтовой шлюпке.

         Во время этого поворота шлюпка спускается под ветер, что крайне нежелательно при лавировке.
         Ниже рассматривается выполнение поворота через фордевинд для случая, когда шлюпка идет в бейдевинд.

     

    На одномачтовой шлюпке

         Старшина подает команду «К повороту» и затем — «Поворот через фордевинд», после чего кладет руль достаточно резко в сторону поворота (2). Гребец № 6 садится верхом на мачтовую банку лицом к мачте и парусу. Затем следуют команды:
    — как только корма шлюпки пойдет на ветер— «Фок травить» (5);
    — когда шлюпка увалится за линию галфвинда — «Кливер травить» (4);
    — при подходе кормы к линии ветра (на 30— 20°)—«Фок к мачте» (5).

         Исполняя последнюю команду, гребец № 6 встает на рыбины и, опираясь грудью на мачту, подбирает нижнюю шкаторину фока к мачте, уменьшая таким образом площадь паруса.     Если этого не сделать, ветер может резко перебросить фок на противоположный борт и вслед за этим перевернуть шлюпку или сломать мачту.
     

         В тех случаях, когда шлюпка идет в галфвинд или в бакштаг, вместо двух команд подается одна — «Шкоты травить».
         При слабом ветре (до 3 баллов) разрешается фок к мачте не брать, но в этом случае при приближении кормы к линии ветра надо подать команду «Фок стянуть» и, как только корма пересечет линию ветра, немедленно травить фока-шкоты на другой борт.
         Чтобы пересечение кормой линии ветра не получилось очень резким, руль нужно отводить плавно, а момент для завершения поворота выбрать с таким расчетом, чтобы большая волна не накрыла шлюпку с кормы.
         Когда корма пройдет линию ветра и ветер перебросит фок на противоположный борт, подается команда «Шкоты на правую (левую)» (6). Гребцы выбирают фока- и кливер-шкоты в указанную сторону и пересаживаются на наветренный борт лицом к парусу. Гребец № 6, опираясь на мачту и не выпуская фока, быстро переходит на наветренный борт и постепенно травит фок, начиная от шкотового угла. Нельзя отпускать весь фок сразу: если парус резко заберет, шлюпка может опрокинуться.
         Когда паруса наполнятся и гребцы пересядут на наветренный борт, поворот считается оконченным (7). Гребец № 6 возвращается на свое место.

     

    На двухмачтовой шлюпке

     

         При следовании в бейдевинд подается команда «Гика-шкот травить» (3), а после уваливания за линию галфвинда — «Кливер и фок травить» (4).
         При подходе кормы к линии ветра вместо команды «Фок к мачте» подается команда «Грот на гитовы». Гребцы, выбирая гитовы, поднимают гик до отказа (5); гика-шкот травится.
         Когда шлюпка перейдет кормой линию ветра и паруса начнут наполняться с обратной стороны, следуют команды «Кливер и фок на правую (левую)» \6) и «Грот садить». Гребцы выбирают кливер- и фока-шкоты в указанную сторону, гитовы травятся.
         При свежем ветре и сильной волне гика-шкот не травится, грот сразу берется на гитовы или совсем убирается, фок берется к мачте. После поворота грот поднимают снова.

     

    Удифферентовка шлюпки

     

         Для выявления и устранения вредного дифферента необходимо лечь в галфвинд или полный бейдевинд, выбрать нормально все шкоты, поставить руль точно в диаметральную плоскость и отпустить румпель. Если при этом шлюпка начнет сильно приводиться, пересадкой гребцов облегчают нос, если будет уваливать — облегчают корму.
         Шлюпка считается правильно удифферентованной для хождения в бейдевинд и галфвинд, если она при положении «руль прямо» едва заметно приводится. В этом случае она будет лучше выполнять поворот оверштаг.
         При следовании полным ветром необходимо создать дифферент на корму. Облегченный нос будет лучше всходить на волну, перестанет зарываться. Шлюпка с загруженной кормой лучше слушается руля.

     







    Рейтинг@Mail.ru