фл.семафором корабль
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • новости флота
  • моравиация
  • кают-компания

  •  

     

    Корабельные плавсредства ВМФ

     


    Назначение и классификация корабельных плавсредств

     



         Корабельными плавсредствами называют шлюпки и катера, положенные данному кораблю по табелю снабжения.

    Они обеспечивают:
    — сообщение корабля с берегом (перевозка людей и грузов);
    — подъем человека, упавшего за борт, и спасение людей с корабля, терпящего бедствие;
    — завоз якорей, проводников буксиров и швартовных тросов при подаче их на другие корабли, пирсы и бочки;
    — повседневные нужды корабля (мытье и окраска бортов, безопасность купания и т. д.);
    — подрыв плавающих мин и своз на берег или на другие корабли подрывных и аварийных партий;
    — ловлю и буксировку к кораблю практических торпед, мин, буев, а также других предметов;
    — выполнение промерных и водолазных работ;
    — проведение гребных и парусных гонок и учебно-тренировочных занятий на воде.
     

    Корабельные плавсредства по роду движения и конструкции принято делить на моторные катера и шлюпки.


    Моторные катера — полностью или частично запалубленные плавсредства, приводимые в движение стационарными механическими установками. Моторные катера по назначению делятся на разъездные, рабочие, спасательные и специальные (промерные, водолазные и др.). По материалу корпуса они бывают: стальные, из легкого сплава, пластмассовые и деревянные; по типу моторов — дизельные и бензиновые; по способу передвижения по воде — водоизмещающие и на подводных крыльях; по конструкции движителя — винтовые, водометные и др.
     

    Шлюпки — беспалубные плавсредства, способные передвигаться по воде с помощью весел, паруса или подвесного мотора.
    С появлением закрытых шлюпок со стационарными моторами и катеров с гребно-парусным вооружением различия между ними начинают постепенно стираться.
    В зависимости от размеров, конструкции корпуса, парусного вооружения и весел, а также количества гребцов шлюпки делятся на барказы, катера, вельботы, ялы, тузики и спасательные шлюпки.
     

    Барказы — большие шлюпки надежной конструкции с количеством весел от 14 до 22. Барказы имеются на вооружении кораблей и частей, но сняты с производства.
     

    Катера — шлюпки более легкой, чем барказы, конструкции с количеством весел от 10 до 16.
    По роду движения барказы и катера — это
    гребно-парусные шлюпки.
     

    Вельботы — шлюпки с распашными веслами (от 4 до 7), имеющие нос и корму острого образования. По роду движения они могут быть гребно-парусными или гребно-парусно-моторными.
     

    Ялы — легкие шлюпки с вальковыми веслами, имеющие кормовой срез — транец. По количеству весел ялы разделяются на шести-, четырех- и двухвесельные. Поэтому их называют соответственно шестерка, четверка и двойка. Шестерки и четверки — гребно-парусные шлюпки; двойки — гребные; шести- и четырехвесельные ялы иногда снабжаются подвесными моторами.
     

    Тузики — короткие, но относительно широкие шлюпки очень легкой конструкции с двумя парными (для одного гребца) веслами. Ими снабжаются рейдовые катера.
     

    Все шлюпки, кроме вельботов, имеют кормовой срез — транец, и вальковые весла (на каждой банке сидят по два гребца); вельботы имеют нос и корму острого образования и распашные весла (на каждой банке сидит один гребец).
     

    По материалу, из которого изготовлены шлюпки, они подразделяются на деревянные, шпоновые, пластмассовые и из легкого сплава.



     

    Корабельные шлюпки

     



    Деревянный шестивесельный ял
    На рисунке:

    Деревянный шестивесельный ял: 1 — форштевень; 2 — галсовый гак; 3 — брештук; 4 — отверстие для фонарной стойки; 5, 37 — решетчатые люки; 6 — стопорная планка; 7 — наметка; 8 — вант-путенс; 9 — кница; 10 — подуключина; 11—чака; 12 — упорка; 13 — степс уключины; 14 — утка; 15— банка; 16 — продольная банка; / 7 — кормовое сиденье; 18 — румпель; 19 — заспинная доска; 20 — кормовая накладка; 21 — обушек; 22 — цепочка чеки; 23, 56 — фалини; 24 — флюгарка; 25 — дубовый брус; 26 — транцевая доска; 27 — кормовой рым; 28 — сорлинь; 29 — прорезь; 30 — руль; 31 — стержень; 32 — петля для подвески руля; 33 — килевая полоса (оковка); 34 — ахтерштевень; 35, 55 — цепные подъемы; 36 — прижимная чека; 38—пробка; 39—шпангоуты; 40—киль; 41—кильсон; 42—шпунтовый пояс; 43— четырехгранный гвоздь; 44—рыбина; 45 — съемная стойка (пиллерс); 46—подлегарс; 47—заполнитель (сак-подушка); 48 — привальный брус; 49 — ширстрек; 50—планширь; 51 — буртик; 52— обшивка; 53 — второй буртик; 54 — гнездо для нагеля; 57 — носовой рым

         Деревянный шестивесельный ял. Основой набора его корпуса служит дубовый брус — киль, к которому в носу крепится форштевень, в корме — ахтерштевень, изготовленные также из дуба. Для предохранения от механических ударов на киль и форштевень с наружной стороны привертывается металлическая подкильная полоса (оковка). С внешней стороны ахтерштевня в пазу укрепляется дубовая транцевая доска (транец), составляющая кормовое образование шлюпки. С внутренней стороны по периметру транец облицовывается дубовыми брусьями. К килю крепятся поперечные связи шлюпочного набора — шпангоуты (цельногнутые рейки из дуба или вяза). Обшивка выполняется из выдержанных сосновых досок способом «внакрой». Нижний пояс обшивки, вставленный в пазы (шпунты) киля, называется шпунтовым; верхний — ширстреком. Пояса (доски) обшивки скреплены шлюпочными четырехгранными гвоздями с оцинкованной головкой как между собой (на стыках), так и со шпангоутами. Для крепления верхних концов шпангоутов и придания шлюпке продольной прочности служит выгнутый по ее обводам дубовый привальный брус. Передние концы привального бруса крепятся к форштевню с помощью брештука; кормовые — металлическими угольниками (кницами) к транцевой доске. Поверх шпангоутов, привального бруса и верхнего пояса обшивки привертывается шурупами дубовый плоский широкий брус — планширь. Паз между планширем и ширстреком прикрыт полукруглым дубовым бруском — буртиком, установленным на шурупах и служащим для защиты борта шлюпки от механических повреждений при швартовке. На шлюпках новой постройки устанавливается второй буртик для тех же целей.
         С внутренней стороны шлюпки выше ватерлинии по обоим бортам крепятся продольные сосновые или дубовые брусья, называемые подлегарсами, которые придают шлюпке дополнительную продольную прочность и служат опорой для шлюпочных сидений — банок. На шестивесельном яле имеется четыре дубовые банки: носовая, баковая, средняя и загребная. Наиболее прочная, баковая банка оборудуется приспособлением для крепления мачты — наметкой и гнездами для нагелей. Банки крепятся с помощью металлических книц и заполнителей («сак-подушек») к привальному брусу и раскрепляются в продольном направлении плоскими дубовыми брусками — чаками. Чтобы банки не прогибались под тяжестью гребцов, под ними в середине устанавливаются съемные стойки — пиллерсы.
         В корме шлюпки расположено дубовое кормовое сиденье с продольными банками. В носу шлюпки на подлегарсы уложен съемный носовой решетчатый люк, сделанный из дубовых реек, с отверстием для установки фонарной стойки или штока гоночного номера. В средней части шлюпки поверх шпангоутов на киль укладывается съемная доска — кильсон. Он предназначен для рассредоточения нагрузки от мачты и сидящих на банках людей на киль и шпангоуты. На кильсоне установлены башмак для мачты—степс и башмаки со стопорными планками для крепления съемных стоек. Кильсон крепится к килю с помощью клинообразных прижимных чек с цепочкой или болтами. На днище внутри шлюпки поверх шпангоутов укладываются рыбины — съемные щиты, выполненные из дубовых досок. Их назначение — рассредоточить нагрузку и предохранить шпангоуты и днище от механических повреждений. К рыбинам крепятся поперечные дубовые бруски — упорки, предназначенные для упора ног гребцов.

     
    Транцевая доска и степс

    На рисунке - транцевая доска и степс, где:

    1 — обушек; 2 — кормовая накладка; 3 — стойка; 4 — обойма для флагштока; 5 — латунная пластина; 6 — башмак для флагштока.

     

         В районе кормового сиденья уложен дубовый кормовой решетчатый люк для удобства входа в шлюпку и выхода из нее. Впереди транцевой доски между П-образными брусьями (гнездами) для удобства устанавливается дубовая заспинная доска. С обоих бортов у транцевой доски на уровне планширя установлены кормовые накладки (кницы), подкрепленные стойками. На внутренней стороне транцевой доски шурупами привертывается латунная пластинка с выгравированными на ней нормами пассажировместимости на различные условия плавания. Заводской номер шлюпки и год ее изготовления выгравированы на латунной пластинке, привернутой к привальному брусу в носовой части с правого борта. Для установки флагштока к транцу укрепляется обойма, а на кормовом сиденьи башмак.
         В верхней части форштевня и ахтерштевня с внутренней стороны укреплены носовой и кормовой рымы для фалиней. Для подъема шлюпки на корабль и спуска на воду в носу и корме устанавливаются цепные подъемы, состоящие из обуха, прочно скрепленного болтами с килем, такелажной скобы, отрезка цепи и подъемного рыма. Подъемные рымы пропускаются на носовой банке через стопорную планку и прорезь в кормовом сиденье, чтобы шлюпка не кренилась при подъеме и спуске. При подъеме на корабль вода из шлюпки спускается через отверстие в днище, из которого должна быть вывернута пробка.

         Для управления шлюпкой на транцевую доску с помощью петель и стержня навешивается руль. Он приводится в действие прямым или изогнутым румпелем, который вставляется в отверстие головки руля и крепится чекой с цепочкой. Чтобы исключить потерю руля, в его перо через отверстие продевается отрезок линя — сорлинь, один конец которого заделывается кнопом; другой вяжется за кормовой путенс. Подуключины — металлические оцинкованные планки, врезанные в планширь. Они прикрывают гнезда уключин, нижние концы которых входят в степсы, установленные под привальным брусом. Галсовый гак, расположенный в верхней части форштевня, предназначен для крепления кливер-галса. Вант-путенсы — обушки, которые служат для крепления вант. Фасонные обушки установлены по бортам в корме для закладки в них фока-шкотов. Для крепления кранцев применяются ушки. Флюгарки — деревянные кружки, служащие для раскраски на них флажков особой расцветки, присваиваемых шлюпкам данного корабля (части).


    Парусное вооружение шестивесельного яла
    На рисунке - парусное вооружение шестивесельного яла, где:

    1 — слаблинь; 2 — третная стропка; 3 — ракс-бугель; 4 — бугель; 5—топ; 6— фал; 7—шкала; 8 — полубензель; 9 — реек; 10 — военно-морской флаг; 11 — флюгарка; 12 — вантина; 13 — фок (парус); 14—боуты; 15—кренгельсы; 16—фока-шкот; 17—риф-банты; 18 —треугольное звено; 19 — тросовый талреп; 20 — кливер-шкот; 21 — степс; 22 — оковка; 23 — бугель с галсовым гаком; 24 — фока-галс; 25 — кливер-галс; 26 — банты; 27 — риф-штерты; 28 — коуш; 29 — кливер; 30— ликтрос; 31 — мачта; 32— люверс

     

     

         Парусное вооружение на шестивесельном яле принято рейковое разрезное с одной мачтой. Оно состоит из рангоута — мачты и рейка, парусов — фока и кливера, такелажа — снастей, служащих для поддержания рангоута, подъема и управления парусами.
         Мачта длиной 5550 мм изготовляется клееной из сосны. Нижний конец ее — шпор, устанавливаемый в степс, имеет металлическую оковку. Для крепления фока-галса на мачте имеется бугель с галсовым гаком.
         Подъем парусов осуществляется с помощью ракс-бугеля и фала, проходящего через шкив, врезанный в мачту. На верхнем конце мачты — топе — крепится бугель с двумя обушками, к которым прикреплены верхние концы вант, выполненные из бельного троса окружностью 50 мм. Нижние концы вант через треугольные звенья, вплеснутые в коуши, крепятся к вант-путенсам с помощью вант-штертов, изготовленных из бельного линя окружностью 20 мм, талрепным узлом.
         Реек длиной 4300 мм служит для подъема парусов и растягивания их верхней кромки — шкаторины. Он состоит из елового рейка цилиндрической формы и шкалы — желобообразной дубовой планки, связанных между собой полубензелями. На расстоянии 1/3 от переднего нока рейка на нем основывается третная стропка с очком для навешивания на гак ракс-бугеля. Для крепления паруса к рейку у верхней шкаторины фока и кливера пробиваются отверстия — люверсы, которые обшиваются нитками или обделываются латунными оковками. Парус к рейку крепится слаблинем, сделанным из бельного линя окружностью 25 мм. Парус по периметру окантовывается ликтросом, выделанным из бельного пенькового троса окружностью 30 мм. К ликтросу крепятся кренгельсы с коушами, которые служат для оснастки шкотов и галсов и переоснастки их при необходимости уменьшить площадь парусов с помощью взятия рифов риф-штертами. Шкоты — снасти бегучего такелажа, служащие для управления парусами. В зависимости от паруса они называются кливер-шкотами и фока-шкотами. На шестивесельном яле шкоты выделываются из бельного пенькового троса окружностью 30 мм и имеют длину: кливер-шкоты — 9 м, фока-шкоты—15 м. Галсы—снасти стоячего такелажа, с помощью которых закрепляются галсовые (нижние передние) углы парусов. Кливер-галс и фока-галс на шестивесельном, яле выделываются из бельного линя окружностью 25 мм и длиной около 1 м.
    На углах парусов, а также в местах крепления кренгельсов и риф-штертов, где при действии ветра возникает наибольшее напряжение, нашиваются дополнительные куски парусины, называемые бантами, боутами и риф-бантами соответственно. К задней шкаторине фока у верхнего нок-бензельного угла пришиваются военно-морской флаг и флюгарка, а с обеих сторон на парус — гоночный номер шлюпки. Парус на шлюпке хранится в рангоутном чехле.

     
    Предметы снабжения шлюпок

             
    Снабжение корабельных  шлюпок

     
         На каждой шлюпке должно находиться определенное количество предметов снабжения. Весла изготовляются клееными из ясеня, бука или сосны. Ялы, катера и барказы снабжаются вальковыми веслами с полным или скошенным вальком. На вельботах и спасательных шлюпках применяются распашные весла без вальков. Двойки и тузики имеют парные (гребец работает двумя веслами) вальковые или безвальковые весла с укороченным веретеном. Вальковое весло состоит из рукоятки а, валька б, веретена в с кожей г и лопасти д с оковкой е. Весел на шлюпке должно быть по числу гребцов и два запасных.
    Уключины делаются металлическими и служат для передачи усилий от весел на корпус шлюпки. Они подвязываются штертами к шпангоутам.
     

         На шестивесельном яле должно быть два металлических оцинкованных румпеля: прямой—для управления рулем под парусом; изогнутый — для управления рулем при движении на веслах. Изогнутый румпель во время перекладки руля не задевает за флагшток. Кормовой флаг — на флагштоке в чехле,
    Фалини — концы пенькового троса, служащие для швартовки и буксировки шлюпки. Носовой фалинь делается длиной 12 м и окружностью 50 мм; кормовой— длиной 9 м и окружностью 45 мм.
         Отпорные крюки служат для подтягивания или отталкивания шлюпки. Они состоят из металлического крюка, надетого -на круглый деревянный шток (длиной 2,5 и 1,5 м) с клотом на другом конце. Шток длинного крюка маркируется как футшток.
         Нагели предназначаются для крепления наметки и фала. Оба они находятся в гнездах наметки и банки. На шестивесельном яле должно быть не менее двух нагелей и один запасной.
         Дрек — шлюпочный адмиралтейский якорь со складным штоком весом 20 кг. На шестивесельном яле он весит 10 кг. Дректов — якорный канат. Он делается из пенькового смоленого троса длиной 60 м и окружностью 50 мм.
         Анкерки — деревянные остропленные бочонки емкостью 25 л; служат для хранения пресной воды (1 анкерок на 4 человека). При движении под парусом они повышают остойчивость шлюпки и могут использоваться как спасательное средство.
     

         Кроме перечисленного выше, в шестивесельном яле должны находиться: воронка для заполнения анкерков, ведро парусиновое, две лейки, четыре кранца, два шпигованных мата, топор плотничный со штертом, киса для шлюпочного имущества с ремонтно-починочным материалом (такелажным ножом, свайкой, парусной иглой, запасными шкотами, уключиной, нагелем), Шлюпочная сигнальная книга в чехле, комплекты дождевого платья и спасательные жилеты по числу команды, фонарная стой-ка с кронштейном для трехцветного фонаря, ответный вымпел и семафорные флажки в общем чехле, парусное вооружение в чехле и чехол на шлюпку.
         По мере надобности в шлюпку доставляются: шлюпочный компас, трехцветный фонарь, белый аккумуляторный фонарь, гоночный номер, карта или схема района плавания, продукты, радиостанция и другие предметы.

    На рисунке показаны предметы снабжения шлюпок:

    1 — весло с полным вальком; 2 — весло со скошенным вальком; 3 — распашное весло; 4 — вальковое весло для тузика; 5 — уключина; 6 — румпели; 7 — кормовой флаг в чехле; 8 — отпорные крюки; 9 — нагель; 10 — дрек; 11 — дректов; 12 — анкерок; 13 — воронка; 14 — ведро парусиновое; 15—лейка; 16—кранец; 17 — мат; 18 — топор; 19 — киса; 20 — шлюпочная сигнальная книга; 21 — дождевое платье; 22 — фонарная стойка; 23 — сходня; 24 — ответный вымпел; 25 — семафорные флажки; 26 — парусное вооружение в чехле; 27 — шлюпочный компас; 28 — трехцветный фонарь; 29 — аккумуляторный фонарь; 30 — гоночный номер; 31 — спасательный жилет

     

     

    Новые типы корабельных шлюпок


         Шпоновые ялы конструкции Н. А. Макарова (ЯЛШ-6, ЯЛШ-4, ЯЛШ-2) изготовляются из древесного шпона — фанеры, уложенной перекрещивающимися слоями, на водостойком фенольно-формальдегидном клею. В наборе корпуса этих ялов широко применены клееные бруски и детали, что позволило отказаться от дорогостоящих пород дерева (дуб, ясень). Шпон обладает хорошей гибкостью, выдерживает большие ударные нагрузки, не боится воздействия морской воды и не воспламеняется. Шпоновые ялы весят на 10 — 30% меньше обычных деревянных.
     

         Пластмассовый ял ЯЛП-6 — бесшпангоутная шлюпка, выполненная из стеклопластика (смолы ПН-1 и стеклоткани). Поперечная прочность обеспечивается флорами, которые устанавливаются под бортовыми сиденьями, расположенными по всей длине шлюп-ки. Флоры образуют также внутренние объемы — плавучести, заполненные пластиком ТПК-Н.
     

         Ял из легкого сплава ЯЛА-6 конструктивно выполнен аналогично ЯЛП-6, но из алюминиево-марганцевого сплава АМГ-5В. Весла, румпели, мачта и реек для паруса изготовлены также из легкого сплава.
     

         Шпоновые и пластмассовые ялы снабжаются веслами и разрезным рейковым парусным вооружением аналогично обычным ялам.

     



    это и есть начало ||| перейти на 2 страницу Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru