Как нормируется остойчивость корабля?
В качестве основной нормы для оценки остойчивости неповрежденного корабля принимается предельная балльность шквального ветра, ниже которой опрокидывание корабля от совместного воздействия ветра и волн невероятно. При этом считается, что корабль идет лагом к ветру и имеет наибольшее наклонение навстречу шквала. Современные корабли при нормальном водоизмещении и качке с амплитудой 25 град. выдерживают воздействие шквального ветра силой 10-12 баллов (38-50 м/с).
Дополнительными критериями, характеризующими оптимальные значения остойчивости, являются отсутствие валкости корабля, плавность и относительно малые амплитуды качки.
Валкость корабля, т.е. его способность к большим кренам при воздействии малых внешних кренящих моментов, предупреждается нормированием нижнего предела поперечной метацентрической высоты и угла крена на циркуляции. Корабль по валкости удовлетворяет требованиям, если наименьшая начальная метацентрическая высота лежит в пределах 0,7-1,5 м (в зависимости от водоизмещения корабля), если при воздействии продолжительного шквала палуба не входит в воду и если крен на циркуляции не превышает 10-12 град. Для легких кораблей начальная метацентрическая высота должна быть
где Т - средняя осадка корабля при нормальном водоизмещении;
В - ширина корабля.
Плавность, т.е. умеренные скорости качки и относительно малые ее амплитуды, достигается нормированием периода свободных колебаний корабля, значение которого должно быть
Кроме того, для исключения резонанса с волной необходимо также соблюдать условие где - период волн, при которых предусматривается боевое использование корабля.
Нормированием периода свободных колебаний косвенно устанавливается верхний предел начальной метацентрической высоты.