Упрощенный способ кренования корабля
В чем сущность упрощенного способа кренования?
Упрощенное кренование проводится раз в два года во время эксплуатации корабля. Кренящий момент создается переходом с борта на борт специальной выделенной команды, а крен измеряется по инклинографу или с помощью системы гидростабилизации.
Условия для упрощенного кренования: отсутствие волнения, ветер не более 3 баллов, крен не более 1 град. и минимальный дифферент, грузы должны быть закреплены, цистерны запрессованы.
Масса кренующей команды должна составлять 0,2-0,3% от водоизмещения. Передвижения личного состава, не участвующего в опыте, по кораблю не должно быть. До кренования надо составить эскиз размещения кренующей команды (с указанием плеча перехода суммарной массы и количества людей в каждой группе), проинструктировать личный состав, провести тренировки.
Число переходов с борта на борт - 4-6 раз. Очередной переход делается после того, как станут достаточно малыми качания корабля вызванные предыдущим переходом команды. Установить этот момент можно по записи на ленте инклинографа.
Крен на инклинограмме снимают так: через средние точки первых больших зигзагов (рис.3.63) проводят прямые а-а, параллельные осевой линии. Если после окончания перехода людей крен продолжает возрастать, то это свидетельствует о перетекании жидких грузов.
Начальная поперечная высота (м)
где pi - сила тяжести кренующей команды, кН (тс);
li - плечо перехода группы, м;
V - водоизмещение, куб.м, определяемое по кривым элементам теоретического чертежа или по масштабу Бонжана;
γ - удельный вес забортной воды, кН/куб.м (тс/куб.м);
θ - среднеарифметическое значение крена при четырех (или шести) переходах кренующей команды с борта на борт, град.
В формулу для h подставляют θ, измеренный по прямой а-а или б-б.
Угловые перемещения в системе гидростабилизации снимают по шкале бортовой качки в тысячных дистанции (1 град.=16,7 т.д.).
Результаты упрощенного кренования заносятся только в журнал осмотра корпуса.