фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

    Бескозырка белая, в полоску воротник


    Алла Самаровна Новик

     

     

    Бескозырка

    (газета "Боевая вахта" ТОФа от 2 февраля 1993 года № 17)

     



    Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка.

    Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.

    В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор - кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.

    Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.

    В начале девятнадцатого века - новый головной убор - фуражная шапка, или фуражка, явившаяся непосредственной предшественницей бескозырки. Фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленточек, темно-зеленым цветом да крупными пробивными номерами экипажей на околышах.

    В середине девятнадцатого века на морских фуражках стали делать белые выпушки- узкие белые канты - деталь, сохранившаяся на современных бескозырках.

    После поражения в Крымской войне в России началась полоса реформ, которые коснулись, между прочим, и морской формы. Изменения шли по линии упрощения и устранения всего ненужного. В результате этих изменений и сложилась военно-морская форма, существующая и поныне.

    В 70-х годах девятнадцатого века вводится черная бескозырка с лентой. Лента служила для нанесения надписи, обозначающей экипаж, корабль, а также для того, чтобы в ветреную погоду при работе на рангоуте и верхней палубе, обмотав концы лент вокруг шеи, предотвратить сдувание бескозырки. Недаром тогда лента была длиннее и имела общую длину до 160 см.

    Впоследствии наряду с черной лентой была введена Георгиевская (по имени ордена), имевшая точно такой же вид, как наша гвардейская. Примечательно, что бескозырка входит в форму одежды моряков многих государств. При этом на флоте каждой страны есть особая манера носить головной убор.

     

    Бескозырки с... бантиками



    Во Владивостоке теперь иностранные моряки - довольно частые гости. У американцев на голове.... представьте, белые панамки. А седые ветераны, которые в первые годы войны окончили Четвертую Владивостокскую военно-морскую школу рассказывали, что их бескозырки были... с бантиками, то есть лента не имела свободных концов. Но вне школы они прикрепляли к бескозырке ленты и весь шик заключался в том, у кого они были длиннее. Так, что девчонкам было по ком вздыхать.

    Кстати, им преподавали этикет и бальные танцы, а когда поисковый отряд школы 19 и ветераны отмечали пятидесятилетие этой школы, оказалось, что те, кто прибыл на встречу с женами, почти все познакомились с ними еще во время учебы в этой школе.

    Вот такие женихи были во Владивостоке. Завидуйте, девочки !

     

     

    Штурвал

     

    Этот материал дали ребята из клуба "Юный патриот Родины" Центра детско-юношеского творчества города Владивостока.

    Первый штурвал появился в 1595 году на голландском флейте, построенном в Хорооне. Судно этого типа "пузатое" по форме и с сильно вогнутыми обводами верхней части бортов. Верхняя палуба поднялась к корме, образуя плоскость, носовая часть оканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака. На полукруглой корме высилась надстройка. Длина судна составляла 6 ширин судна, осадка небольшая. Это трехмачтовое судно с четырехугольным парусами.

    (Рисунок голландского флейта вы можете увидеть в кубриковской галерее. - Примечание "Кубрика").

    Вместо обычного румпеля (бруса) через систему тросов и блоков и колеса со спицами (которое впоследствии назвали штурвалом) осуществлялось управление судном. Спицы расходились от центра, колесо делилось на секторы, напоминающие румбовую систему.

     

    Якоря



    Первый якорь создали 4 000 лет тому назад и был это камень. За весь период существования мореплавания якоря видоизменялись по форме и материалу изготовления. Всего человечество придумало 97 разновидностей якорей.

    Крепились якоря сначала канатом. Но в 3-2 веке до нашей эры при завоевании Македонии на флоте столкнулись с тем, что греческие пловцы заплывали к кораблям завоевателей, стоящих на якорях, и обрезали канаты, после чего корабли сносило с мест. Тогда Александр Македонский дал распоряжение изготовить цепи и прикрепить к ним якоря. Конечно, цепи тоже изменились по форме и материалу, но остались на судах до сих пор.
     


    Якоря на улицах Владивостока



    Во Владивостоке, на улице Пушкинской у дверей института истории и этнографии Дальнего востока , представьте себе, лежал древний якорь - камень, аккуратно обтесанный, а внутри выдолблено отверстие. Давно я там не была, но уверена, что в наш век, когда раритеты ни на минуту нельзя оставить без надзора, древнего якоря уже нет. Зато гуляя по городу, вы не однажды сможете увидеть якоря, цепи - одни как декоративно исполненные, но часто настоящие. Самых больших два - у дверей Музея торгового флота.

     

     









    Рейтинг@Mail.ru