фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

     

    Корабли - первооткрыватели

     

     

    Каравеллы Колумба

     

     

     

     

     

     

                      Открытие Америки, первое кругосветное путешествие Магеллана, нанесение на карту Австралии, Новой Зеландии и, наконец, Антарктиды — эти Великие географические открытия были совершены на парусных судах.

    Знаменитые каравеллы Христофора Колумба скорее всего не каравеллы, а суда другого типа. Многочисленные изображения парусных кораблей Колумба, которые мы так часто видим на страницах книг, на открытках, значках, марках, очень неточны. И привычные названия кораблей Колумба: Санта-Мария, Нинья и Пинта — это скорее всего прозвища судов...

    Ни одна техническая характеристика «каравелл» Христофора Колумба не может считаться достоверной. Поясним это более подробно.

     

    В XIV—XV вв. на юге Европы получили широкое распространение большие, как правило, трехмачтовые маневренные парусные корабли с прочным деревянным корпусом, с высокими носовой и кормовой надстройками. Эти корабли, преимущественно испанской и португальской постройки, назывались караками. Наиболее крупные караки носили название нао, что по-испански означает «большое судно».

    В XV в. также широкое распространение получили суда типа каравелла: небольшие трехмачтовые торговые суда, предназначенные главным образом для перевозки почты и пассажиров. Характерной особенностью карак и каравелл было то, что обшивка корпуса на этих кораблях крепилась встык. Впоследствии такой способ крепления стали называть креплением «по типу каравеллы».

    Такое крепление обшивки корпуса принципиально отличалось от принятого при постройке кораблей в северной Европе, в частности драккаров викингов, обшивка которых крепилась внакрой (так называемая клинкерная обшивка).

    Все корабли на юге Европы строили по одному принципу, т. е. с креплением обшивки «по типу каравеллы», и очень часто их в отличие от кораблей с другим креплением обшивки называли каравеллами. Так, во всяком случае, объясняет эту терминологическую путаницу специалист по истории и архитектуре корабля В. Урбанович, который считает, что корабли Христофора Колумба являются караками.

    Сам же Христофор Колумб свою Санта-Марию называл нао, а остальные корабли — каравеллами.

    Пока специалисты по истории кораблестроения не пришли к единому мнению о том, к какому типу относятся корабли Колумба, будем называть их полным романтики словом «каравелла».

    Точно не установлены названия кораблей Колумба. В дневниках Колумба ни разу не встречается имя флагманского корабля Санта-Мария. Великий мореплаватель называл корабль не иначе как Ла Галега, т. е. жительница Галисии (Галисия — часть Испании, где был построен корабль).

    Официальное название второй каравеллы Колумба — Санта-Клара, а Нинья — это ласкательное прозвище, в переводе означающее «детка», «крошка» (Колумб очень
    любил этот корабль). Впрочем, есть и другая версия о происхождении названия каравеллы: прежнего владельца Санта-Клары звали Хуан Ниньо,

    И наконец, Пинта — название третьего судна, — это тоже прозвище, в переводе с испанского «кружка». Хотя и в этом случае название судна как-то ассоциируется с фамилией прежнего владельца Пинто. Подлинное же имя третьей каравеллы Колумба до сих пор установить не удалось.

     

    Несмотря на множество изображений кораблей Колумба и даже на постройку их копий, форма корпусов каравелл, главные размерения, основные характеристики, а также конструкции отдельных узлов и элементов не известны, и любое техническое описание каравелл Колумба — одна из возможных версий.

    Изображение флагманского корабля Колумба, которое мы приводим в этой книге, и описание Санта-Марии может дать только самое общее и приближенное

    представление о знаменитом корабле мореплавателя-первооткрывателя.

     

    Год постройки Санта-Марии не установлен. Известно только, что ее построили на Галисийском побережье Испании и до экспедиции Колумба Санта-Мария была торговым судном и перевозила грузы и пассажиров между портами Испании и Фландрии. Как предполагают исследователи, длина Санта-Марии составляла около 23 м, водоизмещение — около 130 т.

    Санта-Мария

    Главные размерения, м . . . 23,0 х 6,7 х 2,8

    Валовая вместимость, per. т ...... 237

    Экипаж, чел............................  90

     

    Пинта

    Главные размерения, м . . .  17,3 х 5,6 х 1,9

    Валовая вместимость, per. т ....... 101,24

    Экипаж, чел................................  40

    Нинья

    Главные размерения, м . . . 20,1 x 7,28 x 2,08

    Валовая вместимость, per. т...... 167,4

    Экипаж, чел................................ 65

     


    Над палубой каравеллы Санта-Мария возвышались три мачты; высота грот-мачты составляла 28 м. Характерная особенность Санта-Марии — две высокие надстройки: носовая и кормовая, из-за которых средняя часть палубы казалась особенно низкой, тем более, что она не была защищена от волн и в свежую погоду заливалась.

    Корпус отличался плавностью обводов, гармоничностью пропорций. Подводная часть была просмолена, что в известной степени защищало ее от гниения и разрушения древоточцами. Как мы уже говорили, обшивку крепили встык, «по типу каравеллы», внутренняя обшивка корпуса не предусматривалась. Набор корпуса был слабый, поэтому предусматривались наружные подкрепления корпуса.

    В нос от грот-мачты находился колодец, в котором стояла трюмная помпа (как мы знаем, полной водонепроницаемости деревянного корпуса добиться не удавалось). В средней части корпуса располагался камбуз, состоявший из деревянной камеры, выложенной изнутри кирпичом. Камбуз часто заливало, поэтому горячую пищу команда получала только в спокойную погоду. В средней части судна была предусмотрена специальная площадка, на которой в особом деревянном ящике хранился компас. Около фок-мачты находился брашпиль для подъема якоря.

    Высокая кормовая надстройка была двухъярусной. В верхнем ярусе (тодилье) находилась каюта Христофора Колумба, руководителя экспедиции. В нижнем ярусе (тольде) хранилось различное корабельное имущество: канаты, якоря, блоки.

    В носовой, одноярусной, надстройке размещались матросы. Другая часть матросов жила в трюме. Только для адмирала Колумба и нескольких избранных имелись постели. Подвесные койки появились только в XVI в. (кстати, прототипом для них стали индейские гамаки, с которыми Колумб и его спутники познакомились в Америке). Основная часть экипажа ютилась в тесных помещениях, в тяжелых условиях. Матросы спали где попало: на досках, ящиках, подстилая под себя собственную одежду или вообще не раздеваясь.


    На Санта-Марии были две шлюпки: 14-весельный баркас и восьмивесельный катер. Шлюпки помещались в средней части судна, на палубе, в нос от грот-мачты. Чтобы облегчить подъем шлюпок на борт, в фальшборте (в районе расположения баркаса и катера) предусматривались специальные вырезы.

    На каравелле было много небольших пушек, стрелявших в основном каменными ядрами: четыре 20-фунтовых, шесть 12-фунтовых, восемь шестифунтовых и т. д.

    Особенностью каравелл Колумба является тип их парусного вооружения. Первоначально на каравеллах ставили треугольные, так называемые латинские паруса, но к началу эпохи Великих географических открытий все более широкое распространение стали получать прямые паруса, которые при попутном ветре позволяли достигать большей скорости.

    При выходе из Испании Санта-Мария и Пинта несли прямые паруса и только Нинья — латинские. Но при первой же стоянке на Канарских островах латинские паруса Ниньи были заменены прямыми. И, видимо, успех плавания каравелл Колумба, которые благополучно пересекли Атлантический океан и достигли берегов Америки, был еще одним доводом в пользу кораблей с прямым парусным вооружением. В последующие века стали создавать огромные многомачтовые корабли с пятью-шестью ярусами прямых парусов.

    Все корабли Колумба отличались легкостью, маневренностью, хорошей остойчивостью, но больше всего адмирал любил Нинью и считал ее прекрасным судном. По формальным признакам Колумб должен был сделать Санта-Марию флагманским кораблем: ее водоизмещение было больше суммарного водоизмещения двух других каравелл Ниньи и Пинты.

    Мы не будем останавливаться на описании каравелл Ниньи и Пинты, потому что по архитектурному типу и общему устройству они практически не отличались от флагманского корабля. Хотя даже на фоне кораблей того времени Санта-Мария, Нинья и Пинта считались небольшими, каравеллы сумели пересечь огромный, еще неведомый европейским мореплавателям океан (если не считать плаваний викингов). Впоследствии немало несравненно более крупных парусных судов, а затем

    пароходов и теплоходов не выдерживали сурового испытания, который устраивала им Атлантика, и погибали.

     

    Одной из главных заслуг Христофора Колумба и его спутников, видимо, следует считать не только открытие новых земель Америки (Америка уже была открыта викингами), а отважный переход через Атлантический океан.

    Христофор Колумб родился в 1451 г. в семье простолюдина-шерстяника в итальянском городе Генуе, хотя честь считаться родиной Колумба оспаривала и Испания, и Португалия, и Франция, и даже ... Англия.

    Колумб родился на рубеже средневековья и возрождения, и в его личности сочетались черты, характерные для людей обеих эпох: с одной стороны, это был человек пытливого ума и широких взглядов, эрудированный в самых различных областях знаний, свободно владеющий четырьмя языками. С другой стороны, — религиозный фанатик. Отважный мореплаватель, человек, тонко чувствующий красоту природы и в то же время жестокий к местному населению вновь открытых земель, способный травить собаками местных жителей, продавать их в рабство.

    Колумб в юношеском возрасте стал матросом и много плавал на торговых генуэзских кораблях. В 1476 г. во время морского сражения генуэзский корабль, на котором плавал Колумб, погиб, и раненый юноша с трудом добрался до португальского берега.

    С этого времени Португалия на много лет стала его родиной. В этой стране Колумб стал профессиональным моряком, и прошел все ступени морской службы от матроса до капитана, отлично освоил практическое судовождение, изучил астрономию и географию. На португальских торговых судах Колумб ходил от Северного полярного круга почти до экватора и от Эгейского моря на востоке до Азорских островов на западе.


    Колумб был хорошо знаком с записями, картами, судовыми журналами известного в то время путешественника Мониса де Перестрелло, на дочери которого он был женат. Колумб изучил записки Марко Поло, географические карты, которые мог достать. По утверждению некоторых биографов в 1477 г. Колумб совершил путешествие в Исландию и собирал легенды и другие сведения об открытии Америки викингами. Великий мореплаватель изучал труды Аристотеля, Сенеки, Плиния, которые доказывали, что в Индию можно попасть, двигаясь не на восток, а на запад, потому что земля круглая. Колумб внимательно слушал рассказы жителей Азорских и Канарских островов о том, что иногда течение прибивало к их берегам плоды неведомых деревьев, диковинные изделия из дерева и даже трупы краснокожих людей.

    Постепенно у Колумба сложилось твердое убеждение: на западе, по другую сторону Атлантического океана, лежит Китай, а недалеко от него — Индия. Стало быть, если плыть по Атлантическому океану на запад, то можно достичь берегов Индии, и этот путь будет несравненно более коротким и легким, чем плавание на восток, вокруг мыса Доброй Надежды.

    Предложение Колумба снарядить экспедицию в Атлантический океан и попытаться, следуя на запад, открыть новый путь в Индию, долго нигде не получало поддержки: ни в Португалии, ни в Италии, ни в Англии, ни во Франции. Слишком глубоко укоренилось в сознании людей то представление о строении мира, которое было

    сформулировано античным мыслителем Птоломеем: земля плоская, со всех сторон она омывается океаном, и тот, кто приблизится к краю океана, провалится в бездну.

     

    В 1486 г. Колумб, живший в эти годы в Испании, получил первую аудиенцию у испанской королевы Изабеллы. На свое предложение снарядить экспедицию к противоположному берегу Атлантического океана Колумб не получил отрицательного ответа, но решение вопроса затянулось на целые шесть лет. И только 17 апреля 1492 г. король и королева Испании подписали с Колумбом договор. Согласно этому договору Колумб, если он откроет новые земли, должен был получить звание адмирала и назначение вице-королем и главным правителем всех земель, которые он откроет. Король Фердинанд и королева Изабелла обещали Колумбу десятую часть всех богатств, которые он добудет в заморских землях.

    Колумб выезжает в порт Палос и начинает готовить экспедицию. Город Палос провинился перед королем и был обязан снарядить два корабля для экспедиции Колумба. Третий корабль снарядил сам Колумб. В Палосе жил хорошо знакомый Колумбу глава большого рода потомственных мореплавателей Мартин Алонсо Пинсон, владелец верфей, кораблей и искусный капитан, не раз выходивший в Атлантический океан. На него Колумб возлагал особые надежды.

     

    Надежды Колумба на семью Пинсонов оправдались. В первом плавании Колумба командные должности занимали несколько человек из этой семьи: сам Мартин Алонсо командовал Пинтой, шкипером на этом корабле был младший брат Мартина Франсиско, капитаном Ниньи был Винсенте Яньес Пинсон.

    Активное участие в экспедиции приняли члены друга семьи потомственных моряков и судовладельцев Ниньо. Представители родов Пинсонов и Ниньо очень помогли Колумбу привлечь к участию в экспедиции опытных моряков, подобрать сильную команду, что в конечном счете обеспечило успех плавания.

    Всего на Санта-Марии, Нинье и Пинте отправилось в плавание 90 человек. В состав экспедиции вошло несколько должностных лиц: полномочный инспектор короны, который должен был следить за строгим соблюдением условий договора; нотариус, которому надлежало оформлять юридическим документом присоединение новых земель как собственность испанской короны; переводчик, знающий некоторые восточные языки (ведь экспедиция намеревалась попасть в Индию).

     

    Первая экспедиция. 3 августа 1492 г. корабли Колумба вышли из порта Палос и взяли курс на Канарские острова. На этом переходе Пинта дважды поломала руль, и в ее корпусе обнаружилась течь. Пришлось надолго задержаться в Лас-Пальмасе, где был произведен основательный ремонт, включающий, как мы уже говорили, замену латинского парусного вооружения Ниньи прямыми парусами.

    Лишь спустя месяц, 6 сентября 1492 г. корабли Колумба вышли из Лас-Пальмаса и взяли курс на запад.

    Начался переход через Атлантический океан. Плавание было долгим и мучительным. Мы уже говорили об условиях жизни матросов на кораблях XV в., об отсутствии элементарных удобств, духоте, грязи. Рацион не отличался разнообразием: вяленое мясо, растительное масло, бобы, горох. Из-за отсутствия витаминов люди жестоко страдали от цинги.


    Во время плавания Колумб и его спутники пользовались самыми примитивными приборами, которые позволяли очень приближенно определять широту места. Поэтому, чтобы не заблудиться, мореплаватели спускались до определенной широты и двигались по ней строго на запад.

    Время отсчитывали по песочным часам «ампольетам». Точность этих часов зависела от добросовестности дежурного юнги, который должен был каждые полчаса переворачивать их. Разумеется, ошибки подобного «хронометра» были колоссальными.

    Настроение команды было мрачным, близким к отчаянию: ведь каравеллы с каждым днем все дальше уходили от родных берегов, навстречу полной неизвестности, к краю света, как считали многие. Ужас охватил людей, когда каравеллы вошли в Саргассово море: зеленые водоросли казались им зловещими щупальцами чудовищ, которые хотели увлечь корабли в бездну.

    Больше месяца люди находились в открытом океане. Плавание было тяжелым испытанием на выносливость, в первую очередь психологическую. Но вот навстречу каравеллам начали попадаться ветви, обтесанные доски, стаи птиц. Стало очевидно, что близко земля. Христофор Колумб приказал всем внимательно вглядываться в

    горизонт и обещал первому, кто увидит берег, подарить шелковый камзол и пожизненную пенсию 10 000 мараведи (26,5 дуката).

     

    В 2 ч ночи 12 октября 1492 г. матрос Родриго де Триана с Пинты радостно прокричал: «Земля!». С корабля просигналили выстрелом из пушки. На каравеллах убрали паруса, и на рассвете корабли подошли к живописному зеленому острову, одному из группы Багамских островов, которому Колумб дал имя Сан-Сальвадор (Святой

    Спаситель).

    Так началась цепь удивительных открытий. Каравеллы Колумба, медленно двигаясь вдоль Багамского архипелага, чуть ли не ежедневно открывали большие и малые острова. Путешественники любовались богатейшей природой, диковинными растениями и животными.

    «Эти острова очень зеленые и плодородные, — писал Колумб, — воздух здесь приятен... Видел я много деревьев, которые весьма отличаются от наших... и так все это необычно, что кажется величайшим на свете дивом. И каково же разнообразие этих форм и видов!».

    Но цель экспедиции была отнюдь не в том, чтобы изучать новые земли В дневнике Колумб вполне откровенно пишет: «Я иду далее только ради золота и

    пряностей... Желаю проникнуть на многие острова, чтобы найти золото...».

    Узнав от местных жителей, что южнее есть острова, где сосредоточены «несметные» запасы золота, Колумб устремился на юг и открыл огромный остров (Кубу). Записи в дневнике Колумба полны восхищения этим прекрасным островом.

     

     

    Продолжение на странице "Каравеллы Колумба-2"

     

     

     
    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru