фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

    День Либерти


    Алла Самаровна Новик

     

     

     

    29 сентября клуб "Юный краевед" ОИАК г. Владивостока, молодежь местного Фонда Мира совместно с Межшкольным музеем юнг и, конечно, с Советом ветеранов пароходства будет отмечать День ЛИБЕРТИ, который ежегодно отмечается и в Америке. Это праздник компании, которая выпускала эти суда во время второй мировой войны. Но его отмечают многие американцы, так как после кризиса, разразившегося в 30-годы, очень многие получили работу, благодаря такому заказу.

    Строительство этих судов было поставлено на конвейер. Суда собирались за десять дней, рекорд -4,5 дня, были они сварными (тогда это было ново). В течение 1943-1944 годов Дальневосточное пароходство получило около сорока новых "либерти", в том числе три танкера.

    В краевом музее имени Арсеньева хранятся материалы о Либерти, полученные нами в подарок от
    Анны Ивановны Щетининой. С них и начнем.

    15 января 1943 года в Вашингтоне было получено от Администрации Военного Судоходства подтверждение о передаче пяти судов типа "либерти". Для приема первых судов типа "Либерти" была назначена комиссия из представителей Наркомфлота капитанов тов. Яскевич А.П., тов.Сгоферт П.П. (зампредседателя) и представителей Государственной закупочной Комиссии т.т. Македон Ю.А. и Гнесина В.Я.  Комиссия собралась в Сан-Франциско 31.1.1943 г.

    В связи с тем, что первое судно было предъявлено раньше сбора комиссии, оно было принято 28.1.1943 года тов. Яскевич А.П.

    В связи с назначением тов. Яскевича капитаном п/х "Красногвардеец", он вышел из состава комиссии и комиссию возглавил тов. Стоферт.

    Комиссия 3.2.1943 года прибыла в Лонг-Бич, где произвела приемку второго и третьего судна ("Жан-Жорес" и "Войков"), затем в Сан-Франциско приняла четвертое и пятое судно ("Тунгус" и "Колхозник").

    В Портланде приняла шестое судно "Декабрист". Тов. Стоферт был назначен капитаном п/х "Декабрист". Работу по приемке судов продолжил тов. Македон и тов.Хабалов, а после их отъезда - тов. Гнесин.

    Кстати, Анна Ивановна стала капитаном второго судна "Жан-Жорес".

     



    Основные данные по судам типа "Либерти"



    Суда типа "Либерти" являются
    твиндечными грузовыми пятитрюмными судами, имеющими следующие характеристики:

    Длина наибольшая 441 фут 6 дм

    - между перпендикулярами - 416

    Ширина при миделе 56 - 10 3/4 дм

    Ширина наибольшая 57

    Дедвейт 10807 тонн

    Общее водоизмещение в грузу 14230

    Нетто в тоннах 4380

    Коэффициент водоизмещения 0,76

    Скорость в балласте 12 узлов

    Скорость в грузу 10, 05 узлов

    Дальность плавания 20000 миль

    Расход топлива в сутки 160 бар. - 24 тн.

    Расход воды в сутки 12-15 тонн

    Суда снабжены:

    Двумя становыми якорями по 8400 футов каждый

    Одним анкером 3200 фунтов

    Деревянными пятитонными стрелами длиной 55 ф.

    В связи с тем, что суда эти не строились по заказу Советского Правительства, юридически от завода каждое судно принималось Морской Комиссией, передавалось Управлению Военного Судоходства и последнее передавало его комиссии.

     

     

    Список судов типа "либерти", переданных Дальневосточному пароходству



    "Александр Невский", "Аскольд" ДВМП, БМП, МПХ, "Александр Суворов" ДВМП, МП, "Баку", "Брянск", "Валерий Чкалов" /2-ой/, "Витебск", "Войков" ДВМП, Совгаванский СРЗ, "Генерал Ватутин" погиб в НАГАЕВО в 1947 г., "Генерал Панфилов", "Декабрист" ДВМП,МПХ, "Емельян Пугачев", "Ереван","Жан-Жорес" ДВМП,БМП "Иван Кулибин" /"Ленинград"/, "И. Ползунов"/"Орел"/ДВМП, БМП,

    "К.Подольск", "Колхозник"ДВМП, БМП, МПХ "Красногвардеец", "КУбань" ДВМП,БМП,"Миклухо Маклай"/"Ингул"/, "Михаил Кутузов","Находка","Новороссийск","Одесса", "Партизанск" /"Сучан"/, "Псков"ДВМП, БМП. "Родина","Севастополь"ДВМП, БМП, "Сергей Киров"СМП, "Советская Гавань" ДВМП,БМП,МПС, "Душанбе" /"Сталинабад"/ ДВМП, МП, АЗ.МП, "Волгоград"/"Сталинград"/,"Сухона" ДВМП, ЧМП, "Тбилиси" МП Погиб во время ВОВ?, "Тунгус"ДВМП, МПХ, "Херсон", "Уэлен" /"Владивосток"/. Танкера типа "Либерти": "Апшерон", "Белгород" "Майкоп"
     


    Под этим списком стоит подпись М. Бабиевского и указана дата 9 июля 1976 г.

    Не помню, к сожалению, номера журнала и год. Журнал "Морской флот", "Пароходы моей юности" к. Иванов, капитан дальнего плавания.

    "Либерти" не было приспособлены для плавания зимой, а тем более во льдах. Пришлось на ходу приспосабливаться: ставить ледовые подкрепления, утеплять жилые помещения, изолировать палубные и трюмные трубопроводы, ставить змеевики обогрева в фор- и ахтерпике.

    Серая громада судна выглядела внушительно, но была довольна неказиста. Средняя надстройка с очень маленькими иллюминаторами, сверху надстройку завершали орудийные гнезда, главный компас и колонка со штурвалом. Ярусом ниже располагались ходовой мостик и рулевая рубка с тремя такими же маленькими иллюминаторами. На носу, корме и по бортам были расположены барбеты для орудий и автоматов-эрликонов. У вант помещались спасательные самосбрасывающиеся плоты. В каютные двери была вставлена легко выбиваемая филенка, если дверь при взрыве заклинит. В спасательных шлюпках и плотах находились высококалорийный неприкосновенный запас продуктов, вода. Здесь же лежали электрические фонарики, свистки, зеркальце-гелиограф для сигнализации солнечным зайчиком и карта океанов с указанием на ней господствующих течений и ветров, а также с предусмотрительно заштрихованными красным берегами, которые были захвачены странами фашистского блока.

    Жилые помещения находились в средней надстройке. Комсостав располагался в одноместных каютах, рядовые члены экипажа и военная команда - в четырех и шестиместных каютах. Удобные и уютные помещения приятно дополнялись снабжением, которое выдавалось в американских портах на каждый трехмесячный рейс. В специальной книге заказов, которую за цвет обложки моряки прозвали "зеленый попугай", была нормирована масса нужных и полезных вещей: рабочие комбинизоны, рукавицы, меховые куртки, ботинки, свитера, тросы, посуда, судовое белье, писчая бумага и т.д. В условиях лишений военного времени это выглядело сказочно богатым".

    Там же:
    "Начальный период второй мировой войны, развязанной фашистской Германией 1 сентября 1939 года, характеризовался отсутствием боевых действий на суше и большой активностью на морских и океанских коммуникаций.

    К лету 41 года тоннаж флота Великобритании сократился на треть. На дно были спущены также суда других флагов общим дедвейтом 1,5 млн тонн".

    Переговоры как быть дальше в августе 1941 между У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом проходили в строжайшем секрете. Американский президент вышел в море на своей яхте "Потомак" якобы для прогулки, а затем пересел на яхту "Аугуста". Яхта же продолжала свой путь по каналу Кейп-Код. На ее палубе, развалясь в креслах, сидели загримированные и соответственно одетые кочегар и два матроса, изображавшие Рузвельта и двух друзей. Они приветствовали ничего не подозревавшую публику, осаждавших набережную и мосты канала.

    Еще в марте 1941 года Рузвельт подписал Закон в интересах укрепления Соединенных Штатов, или ленд-лиз, который был одобрен конгрессом. По новому закону вступила в действие система передачи Соединенными Штатами взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегических материалов и сырья, продовольствия, различных товаров и услуг. Осуществлялись поставки на основе принципа "Плати и вези".

    В октябре, в день Флота США, Рузвельт, выступая по радио, сказал :
    "Наши торговые суда должны быть вооружены, чтобы защищаться против "гремучих змей" в Атлантике. Они должны иметь право доставлять американские товары в порты наших друзей. Наш флот должен защитить наши торговые суда".

    А выход был в ускорении строительства новых судов. По заданию британского министерства военных перевозок в Англии разработали проект стандартного грузового судна. А затем Британия приступила к их постройке. Головное судно было спущено на воду в начале 1941 года под названием "Эмпайр Либерти". А потом массовое строительство таких судов подхватила Америка и Канада. В то время суда британских доминионов, канадские пароходы массовой постройки известны как
    "форты" и "парки".

    При оформлении контракта с одной из американских фирм было оговорено, что выполнение заказа займет 24 месяца со дня закладки, сдача первого парохода была через 15 месяцев. Но американские судостроители существенно изменили проект, заменив клепку электросваркой, что ускорило сроки изготовления и сэкономило 600 тонн стали.

    У меня не сохранилась часть публикации из журнала "Морской флот" "Пароходы тревожной молодости", но сведения из отсутствующей части я нашла в газете "Правда Севера" 22.11. 04.

    "В ряде портов США были открыты 18 судостроительных верфей, насчитывающих 170 стапелей. Всего было построено 2710 единиц".

    Вооружение

    6 -20-милиметровых скорострельных пушек "Эрликон", одно носовое 75 миллиметровое кормовое орудие для борьбы с надводными целями. Хороший запас глубинных бомб для борьбы с подводными лодками.
     


    3 января 1992 года исполнилось 60 лет со дня спуска со стапелей первого судна типа либерти в порту Балтимор "Бэлхели-Файрфилд" "Партин-Генри". США сохранили одно судно с полным вооружением и превратили его в морской музей у одного из причалов Сан-Франциско.

    В Портланде есть памятник Либерти.

     

    Из других источников

     

    Проект ЕС-2-5-D-ci, больше известный как Либерти.

    Впервые в истории строительство судов было поставлено на конвейер.

    Секции либерти изготовлялись на разных заводах и по железной дороге доставляли на верфи, где из них собирали суда.

    В Сан-Франциско, например, было 10 стапелей и за 10 дней собиралось судно. В результате каждый день на воду спускалось судно.

    По списку либерти, переданных в ДВМП. После каждого стояло ДВМП, я эту графу включала, когда у судна, в течение его плавания, было несколько пароходств.

    У моряков немало легенд и дискуссий о тех временах. Есть такая версия у моряков, что "Жан-Жорес" американцы подарили лично Анне Ивановне, но, конечно, она передала подарок государству. Особенно много дискуссий по поводу фразы "сделано на один рейс". Одни считают, что оно окупалось за один рейс, другие трактуют, что предназначалось судно на один рейс. Этакая "одноразовая посуда". Но суда этим ходили десятилетия. Во Владивостоке еще на рубеже девяностых годов все наши поисковые отряды ходили на п/х "Александр Невский", переделанный под тренажерное судно. Были у нас экскурсии на катере имени владивостокских юнг по бухте "Золотой рог", где ребята могли видеть (и сами различали по силуэту издалека пароходы-либерти)
    суда "Полина Осипенко", "Новгород", "Одесса". Их превратили в плавмастерские. Они давно ушли "на гвозди".

     

     









    Рейтинг@Mail.ru