Через четырнадцать морей и три океана
на ТАКР «Минск"
Игорь Струков,
полковник в запасе
30-летию дальнего похода посвящается
Подготовка к походу
Закончились торжества и начались трудовые будни. Практически с этого дня личный состав корабля начали готовиться к первому
длительному межфлотскому переходу на базу постоянного базирования на ТОФ.
Работ предстояло выполнить еще много:
- Членам госкомиссии предстояло завершить испытания по отдельным программам, подготовить перечень замечаний и согласовать их
со всеми контрагентами и руководством завода.
- Совместно с военными представителями проконтролировать, чтобы все замечания государственной комиссией были выполнены а
результаты были приняты командирами боевых частей и личным составом корабля по своим заведованиям.
- Строителям и рабочим завода выполнить все работы по устранению замечаний отмеченных в актах государственной комиссии.
- Представителями Главного конструктора сотрудникам НПКБ внести исправлению в конструкторскую документацию корабля, а также
внести изменения в Тактический формуляр корабля.
- Командирам боевых частей необходимо было отработать всю необходимую документацию и особое внимание уделить
взаимодействию с корабельной авиацией.
Некоторый опыт в этом вопросе уже был. Крейсер «Киев» уже несколько лет отрабатывал эти вопросы, было собрано много материалов
по результатам боевой службы и взаимодействию корабля
и КА, что существенно облегчало личному составу корабля и авиационной группы решать поставленные задачи.
Но сложные условия длительного перехода в жарких климатических зонах требовали тщательной подготовки и детальной отработки
всех вопросов по организации полетов с кораблей в составе тактических групп. Командиру корабля и командирам боевых частей предстояло
проверить слаженность экипажа и работоспособность всех технических средств корабля, а также отработать новые тактические задачи
совместно с корабельной авиацией.
Первым командиром ТАКР «МИНСК» в 1975 году был назначен капитан 1 ранга Гокинаев Виктор Александрович. К этому времени он
имел за плечами 17 лет службы на флоте. Окончив в 1958 году ВВМУ им. М.В.Фрунзе по минно-торпедному факультету В.Гокинаев
направляется на Северный флот, командует боевой частью противолодочного корабля, а в 1967 году назначается командиром СКР проекта 50.
После завершения учебы в Военно-морской академии принимает должность старшего помощника командира крейсера «Мурманск», а вскоре
назначается командиром крейсера.
НИИ МО, занимающиеся этой тематикой, предложили командованию ВМФ целый ряд вопросов, которые необходимо
проанализировать за период перехода. А вопросов было множество. Это, прежде всего управление полетами и средствами при решении
совместных задач кораблями и корабельной авиацией; эксплуатация и обслуживание авиационно-технических средств
корабля, подготовка, надежность и обслуживание корабельных летательных аппаратов (ЛАК) рациональное использование и
возможности средств связи, вопросы электромагнитной совместимости РЭС корабля и ЛАК, организация полетов и управление действиями ЛАК при использовании РЭС корабля совместно с соединениями кораблей, метеорологическое обеспечение, а также вопросы связанные с жизнеобеспечением корабля.
Все вопросы связанные с базированием и эксплуатации ЛАК в условиях корабля, организацией управления авиацией в составе
корабельного соединения с использованием автоматизированных систем управления были возложены на нашу часть.
Необходимо было проанализировать всю деятельность корабельного соединения в период перехода и выработать предложения и
рекомендации по эффективному боевому использованию всех технических средств корабля и корабельного соединения.
Подготовка к решению этой задачи началась задолго до начала перехода. Надо было изучить все технические средства корабля и
особенности базирования и эксплуатации на нем ЛАК, составить планы работ, согласовать их со всеми заинтересованными штабами и утвердить
в ГШ ВМФ.
Большую роль во всех организационных вопросах сыграл генерал-майор авиации В. И Минаков. Это он подготовил доклад Главкому и
начальнику Главного штаба о необходимости проведения таких работ в условиях несения боевой службы кораблем при непосредственном
соприкосновении с вероятным противником. Затем подготовил и доложил перечень вопросов которые будут решены в период перехода
кораблей, и в чем будет оказана помощь командованию корабля и походному штабу соединения.
Решать указанные вопросы от нашей части поручалось нам :
полковнику Мельникову Ю.П, подполковнику Струкову ИИ и майору Гусеву П Д. Каждый из нас имел подробный план работ, в котором
отражалась вся тематика рассматриваемых вопросов.
По приходу на ТОФ, группа должна была составить отчет в котором отражалась вся боевая возможность корабля и ЛАК, предложения,
выводы и рекомендации о повышении эффективности сложной системы надводный корабль - летательный аппарат.
И вот все хлопоты позади. Необходимые нам для работы материалы заранее отправлены на корабль, уложены чемоданы.
Вещей оказалось немало, ведь мы уезжали в феврале, а возвращение планировалось в июле.
|