фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

    Через четырнадцать морей и три океана
    на ТАКР «Минск"

    Игорь Струков,
    полковник в запасе

    30-летию дальнего похода
    посвящается




    Путь в океан





         Все собрано, билеты на поезд Ленинград - Севастополь в карманах. Отъезд 14 февраля 1979 годов 20 часов 12 мин.
    Утром 14.02.79 г. в 9 утра наш командир генерал-майор авиации В. И Минаков собрал нас в кабинете, еще раз уточнил все ли вопросы нам ясны и пожелал нам счастливого плавания и успехов в нелегком труде.
         В этот день погода в Ленинграде была морозная, ветреная, к вечеру мороз усилился до -20 градусов. На вокзале каждого из нас провожали родные, близкие и друзья, ведь уезжали из Ленинграда не на день - два, а на целых полгода. Сами мы чувствовали себя как-то тревожно, как примут на корабле, как вольемся в коллектив и многое-многое другое.
    Прямо скажу; настроение было грустноватое, и в то же время ощущалась большая ответственность перед командованием за порученное нам дело. Что ждет впереди? Ну, а пока колеса нашего вагона начали отсчитывать первые километры нашего долгого пути. Впереди был Севастополь - гордость русских моряков.
    16 февраля 1979 года в 6 часов 49 минут поезд прибывал в Севастополь.
         При подходе к Севастополю поезд проходит тоннели Мекензеевых гор, и выйдя, из последнего тоннеля, перед глазами открывается простор Южной бухты,, расположенной справа, а слева белоснежные горы и карьеры знаменитого инкерманского камня, а далее в дымке был виден утренний город. Поезд медленно проходил станцию Инкерман - это уже окраина Севастополь.
         Севастополь необычный город, это не районы - это Южная бухта, Угольная бухта, Северная бухта, Артиллерийская бухта, Стрелецкая бухта, Карантинная бухта, Телефонная бухта, и каждый житель города это моряк и все они связаны с флотом. Таков этот особенный город. Город русской морской славы.
    И вот наш поезд подходит к Угольной бухте, и справа мы видим впечатляющий своими размерами наш ТАКР «Минск», на котором предстоит прожить часть своей жизни, не большую, но очень насыщенную. И мы с гордостью стали называть его «наш»
     

         Поезд медленно двигался вперед, уже Угольная бухта оказалась позади, и в 6 час. 49 мин. утром 16.02.79 г. мы вступили на привокзальный перрон города Севастополя.
    Выгружались недолго, но тщательно, забывать в вагоне ничего не хотелось. Февраль месяц для Крыма в смысле погодных условий всегда неустойчивый, характерны сильные ветры и осадки в виде мокрого снега и дождя. И в этом году особых отличий не было. Дул сильный ветер и сыпал мелкий снежок, но как бы ни было, мы добрались до гостиницы «Севастополь» и предвкушали уже теплоту и уют гостиницы, но... Ничего не вышло. Для Севастополя гостиницы - больное место, как мы ни просились, нас не поселили а сделали одолжение, взяв вещи в камеру хранения. Поблагодарив всех и за это, мы вышли на одну из красивейших улиц Севастополя Большую Морскую. Действительно улица большая с белоснежными красивыми домами, с одной стороны упирается в Приморский бульвар с другой в Исторический бульвар. Юрий Петрович Мельников и Павел Дмитриевич Гусев до этого в Севастополе не были (я бывал в Севастополе и ранее, ибо в свое время служил на Черноморском флоте) и поражались красотой и чистотой города и изъявили желание посмотреть достопримечательности города. Но времени было мало. Я решил им показать знаменитую Севастопольскую панораму, которая размещалась на Историческом бульваре. Но к большому сожалению она была закрыта в этот день. Оказалось, что в это время года она закрывается на профилактические работы. Мы побродили по бульвару осмотрели открытые бастионы обороны города в период Крымской войны 1854года восхищались этими сооружениями ведь тут организовывал оборону города П.С.Нахимов, к большому сожалению он здесь был смертельно ранен. Побродив еще по бульвару, время подходило к 11 часом, решили отправиться на
     

         Корабль, который стоял в районе Угольной бухты, и представиться командованию корабля и эскадры. Так и сделали.
    Прибыли на корабль часов в 11 утра, вахтенный офицер проводил нас к помощнику командира корабля капитан-лейтенанту Хомутилину который должен разместить нас по каютам. Он пригласил сесть и подождать (это у нас день начинался, а у него он уже давно начался). В дни подготовки корабля к походу у помощника командира корабля не хватает суток дел невпроворот, у него масса обязанностей.
    Но худо ли бедно, но часа через 2-3 полковник Мельников Ю.П. и подполковник Струков И.И. расположились в каюте №42 по правому борту, в носовой части корабля. Каюта хорошая, два иллюминатора рассчитана на двух человек, довольно просторная, очень удобная мебель, есть все необходимое как для отдыха так и для работы, ведь каюта на корабле для офицера – это его рабочий кабинет. Об обитаемости на корабле надо сказать особо. Для командования эскадры, офицеров штаба авиационной группы и корабля каюты более просторны и комфортабельны, для командиров боевых частей каюты одноместные для остальных офицеров двухместные, для мичманов четырехместные каюты, но все они удобно расположены и оборудованы всем необходимым для жизни и работы. Особо выделены каюты для летного состава (летчиков и штурманов). Эти каюта более просторны и имеют специальные рундуки для хранения парашютов и удобные секретеры для работы и хранения летной документации Каюты эти двухместные оборудованы дополнительной вентиляцией и средствами внутрикорабельной связи. Расположены они в месте кротчайшего выхода на полетную палубу и в помещение дежурных экипажей. Каюты технического состава авиагруппы расположены в близи кают летного состава они также двухместные. Кубрики для матросов компактные и уютные, на 8 — 10 и более человек. Следует отметить, что за все время похода никаких жалоб на обитаемость со стороны летного состава не было. Правда при нашей стоянке у острова Сокотра когда температура наружного воздуха доходила плюс 40-45 градусов и приходилось часть холодного воздуха направлять на радиоэлектронику ощущался некоторый дискомфорт, но это был короткий промежуток времени. В целом экипаж корабля в тропических условиях плаванья чувствовал себя хорошо.
    В нашей каюте разместились мы вдвоем: Юрий Петрович Мельников и автор этих строк Струков Игорь Иванович. Как старший по званию и возрасту, Юрий Петрович расположился на нижней койке ну а я на верхней. Стали обустраиваться и раскладывать свои вещи по многочисленным ящикам и рундукам. И вот когда Юрий Петрович увидел у меня сигареты, а их было около 200 пачек,(он не курил) он обомлел! «Неужели вы все это выкурите», - спросил он. «А как же, даже будет мало»я ему ответил и понял, что комфортно покурить после трудов праведных в своей каюте мне будет сложно. Вот с чего началась наша совместимость. На корабле жестко обозначены места для курения личному составу, но офицерскому и мичманскому составу разрешено курить в своих каютах. Вот так и началась наша жизнь в каюте №42. Кто курит, меня поймет. Как не курящий Юрий Петрович меня не понимал. Я чувствовал, как ему не приятно дышать табачным дымом. Понимая это, и чтобы не осложнять наши взаимоотношения приходилось уходить покурить в каюту к курящим ребятам. Пришлось обратиться к помошнику командира корабля определить меня в другую каюту. Он меня понял и вскоре я переселился в другую каюту (№132, левый борт), меня взял на постой командир 4 дивизиона БЧ-2 капитан-лейтенант Кузин Иван Алексеевич. Это было только 18 марта. Вот уж тут я вздохнул и курил, когда хотелось и без стеснения.
    Павел Дмитриевич Гусев пожелал устроиться поближе к офицерам из БЧ-6,(авиационная боевая часть) что в дальнейшем ему очень помогло, ибо он был постоянно в курсе всех авиационно-технических дел на корабле. Он разместился в каюте командира I дивизиона БЧ-6, так весь переход он там у него и прожил (они оба курили).
     

         Так мы начали свою работу на корабле. Представились командиру эскадры кораблей контр-адмиралу Варганову Владимиру Федоровичу, начальнику штаба эскадры и его специалистам также начальнику политотдела эскадры капитану 1 ранга Симилетенко Владимиру Григорьевичу.
    Варганов Владимир Федорович начал службу воспитанником кабинета торпедных стрельб г. Поти. Окончил ВВМУ по минно-торпедной специальности. В должности командира БЧ-3 на ЭМ « БЕЗЗАВЕТНЫЙ» совершил переход из Черного моря на Тихий океан через Суэцкмй канал. Окончил Военно-Морскую Академию, командовал крейсерами «Красный Крым»и «Красный Кавказ», соединением надводных кораблей на Тихоокеанском флоте. В конце службы командовал Феодосийско-Керченской ВМБ.
    О наших задачах они знали и просили оказывать помощь штабу эскадры при производстве специальных расчетов и работе на пультах управления боевой информационно-управляющей системе. В дальнейшем мы очень тесно работали со штабом эскадры и оказали им заметную помощь. Затем представились командиру корабля капитану I ранга Гокинаеву Виктору Александровичу, старшему помощнику командира корабля капитану III ранга Соломахину Николаю Петровичу и заместителю командира корабля капитану 2 ранга Гаранину Олегу Михайловичу. Они в свою очередь представили нас командирам боевых частей. Все они к нам отнеслись с пониманием нашего дела и сказали, что будут оказывать возможную помощь, ведь в наши планы входили и вопросы обучения личного состава корабля по организации использования ЛАК с корабля, что в последующем сыграло свою исключительную роль, своими занятиями мы как-то сблизили авиаторов и моряков, они четче стали представлять меру ответственности каждого на своем боевом посту.
    После этого представились заместителю командира корабельного соединения по авиации полковнику Володину Георгию Степановичу он же являлся командиром авиационной группы (в связи с болезнью он на переход не с мог пойти. Его заменил уже в море полковник Логачев Николай Федорович, который в это время находился на ТАКР «КИЕВ»). Георгий Степанович представил нас офицерам своего походного штаба, командиру 311 отдельного корабельного авиационного штурмового полка подполковнику Свиточеву В. и командиру отдельной эскадрильи корабельных вертолетов капитану Гузаурову ВВС ТОФ.
    Нам троим предстояло в тесном сотрудничестве с ними работать и оказывать им постоянную помощь во всех вопросах от подготовки ЛАК к полетам и расcтановки их на полетной палубе и ангаре до расчета эффективности их боевого использования.
     

         В состав штаба авиационной группы входили опытные и квалифицированные офицеры многие годы служившие в штабах на различных должностях частей и соединений авиации ВМФ. Начальником походного штаба авиационной группы был майор Драгилев Владимир Семенович, старшим штурманом авиационной группы – подполковник Делибатаньян Артур Арович, занимающий в это время должность заместителя Главного штурмана ВВС ТОФ по корабельной авиации и другие специалисты такого же ранга. Наша совместная, каждодневная, многомесячная работа перешла в мужскую дружбу. Мы и после похода часто встречались. Очень жалко и больно, что среди нас уже нет Артура, он вскоре после похода трагически погиб. Похоронен он с группой офицеров на Серафимовском кладбище в городе Санкт–Петербурге. Я часто посещаю это кладбище и вспоминая Артура как честного знающего офицера преданного своему любимому делу до конца. В моей памяти он навсегда остался веселым остроумным и добрым.
    21 февраля на корабле мы встретились еще с группой офицеров из 24 НИИ ВМФ, которые также как и мы были направлены на этот переход для отработки задач, связанных с вопросами организации управления и тактике использования корабельного многоцелевого соединения. Это замечательные офицеры, высококвалифицированные ученые, много лет прослужившие на флоте на различных должностях и знающих флот с азов. Нам всем вместе предстояло работать, жить и переносить все тяготы флотской службы в течение несколько месяцев. Сколько дней и ночей мы провели в спорах. Ведь каждый из нас отстаивал свою точку зрения на совместное боевое использование кораблей соединения и авиационной группы. В этих было видно ,что боевое использование многоцелевых разнородных сил требует детального исследования и проверке результатов на практике т.е. в период этого похода. Ведь основная цель всех нас заключалась в том, чтобы ликвидировать спорные вопросы и сформировать общие взгляды на тактику использования разнородных сил, разработать, предложить и проверить на практике новые приемы по построению сил соединения и их эффективного использования. Ну и самое главное убедить командование эскадры и авиагруппы на практике в эффективном использовании новых приемов. Кроме того, необходимо было оказать помощь в быстром освоении новых технических средств боевого управления и их необходимость при принятии решения по использованию сил соединения.
         Хотелось бы привести основные элементы корабля, чтобы оценить всю сложность такой системы «корабль - летательный аппарат».

     

    Основные тактико-технические элементы ТАКР «МИНСК»



    Водоизмещение полное, т-------------------41400
    Длина наибольшая, м-------------------------273
    Ширина по КВЛ, м----------------------------31,0
    Ширина по полетной палубе, м-------------ок.50
    Площадь полетной палубы, кв.м------------5600
    Осадка наибольшая, м-------------------------ок.9
    Размер ангара (Д,Ш,В), м----------------------130х22,5х6,6
    Общее количество помещений---------------2300
    Количество и производительность
    главных котлов, т/час----------------------------8х98(784)
    Тип и мощность ГЭУ, л.с.-----------------------КТУ 180000
    Скорость хода, уз.----------------------------------ок.31
    Дальность плавания, миль(уз)-------------------7000(18)
    Автономность,сут.---------------------------------30
    Количество и тип источников Эл.эн.----------6х1500 тг
    4х1500 дг
    Общая мощность,кВт-------------------------------15000
    Количество и производительность
    холодильных машин,ккал. ------------------------4х1,9млн.(7,6млн.)
    Количество и производительность
    опреснителей, т/сутки------------------------------4х60(240)
    Количество подъемников ЛА---------------------2
    Комплектация л/с-------------------------------------1500 чел.
    Из них авиагруппа 300чел.
    Общее количество ЛАК -----------------------------36
    Тип самолетов------------------------------------------ЯК-38,ЯК-38У
    Тип вертолетов-----------------------------------------КА-25, КА-25пс
    Ударное ракетное вооружение-----------------------8 ПУ
    ПКРК «Базальт»
    Зенитное ракетное вооружение--------------------- 2х2 ПУ ЗРК
    «ШТОРМ»
    2х2ПУ ЗРК
    «ОСА-М»

    Артиллерийское вооружение--------------------------2х2-76мм
    Противолодочное ракетное вооружение-----------1х2РПК
    «ВИРЬ»
    Противолодочное бомбовое вооружение------------2х12

    РБУ-6000
    Радиотехническое вооружение включало:

    Трехкоординатную помехозащищенную РЛС
    дальнего воздушного обнаружения и ЦУ------------МР-600
    Трехкоординатную помехозащищеннуюРЛС
    обнаружения воздушных и надводных целей------«ФРЕГАТ»
    Систему автоматизированной обработки
    Радиолокационной информации и ЦУ--------«БАЙКАЛ-1143»
    БИУС--------------------------------------------------«АЛЛЕЯ-2»
    Аппаратуру системы радиолокационного
    опознавания-------------------------------------------«КРЕМНИЙ-2М»
    Морские приборы ЦУ--------------------------------МПЦ-301
    Навигационные РЛС-----------------------«ВОЛГА» «ВАЙГАЧ»
    ГАС дальнего обнаружения быстроходных ПЛ----МГ-342
    ГАК обнаружения ПЛ---------------------------------«ПЛАТИНА»
    Аппаратура приема информации от РГАБ---------МГС-407К
    Станцию обнаружения ПЛ по кильватерному
    следу--------------------------------------------------------МИ-110Р
    Станцию обнаружения ПЛ по тепловому
    Контрасту кильватерной струи--------------------------МИ-110К

    Навигационный комплекс----------------------«САЛГИР-1143»
    Автоматизированный комплекс средств связи---«ТАЙФУН-2»
    Автоматизированный комплекс ближней навигации,
    привода и посадки ЛАК------------------------«ПРИВОД-СВ»
    Средства информации о радиолокационной
    обстановке и радиоэлектронного противодействия.

    Ну а мы продолжали знакомиться с нашими коллегами.

     
         Возглавлял эту группу офицеров капитан 1 ранга Захаров Николай Николаевич, много лет командовавший соединениями кораблей.
    Николай Николаевич моряк «до корней волос», на его жизни многие сотни пройденных миль в боевых походах. Обаятельный человек, спокойный, уравновешенный, высококвалифицированный специалист, обладающий большими организаторскими способностями с чувством юмора. Он сумел объединить всех нас вокруг себя, а сделать это было нелегко. На первых порах нашего знакомства он сказал – «Хотите жить дружно, спокойно воспринимайте каждого из нас таким каков он есть, не старайтесь в этот период перевоспитывать друг друга». Я должен сказать, очень правильные слова, ведь нам предстояло общаться друг с другом многие месяцы, а люди мы разные и по характеру и по привычкам, и по образу жизни и мышлению. Я часто вспоминал эти слова, когда обстановка в общении накалялась. Николай Николаевич был связующим звеном между всей нашей группой и командованием эскадры. Он хорошо знал командира эскадры контр-адмирала Варганова В.Ф.
    Капитан 2 ранга Варбо Виктор Владимирович интеллигентный моряк и этим все сказано. Немногословный, застенчивый и отзывчивый человек, хорошо знающий свое дело и очень скрупулезный и аккуратный. Помимо своих обязанностей мы поручили ему вести нашу летопись и он у нас стал «Пименом». В своих размышлениях после похода он скажет:- «В этой теплой компании можно не только науку двигать вперед». После похода он защитил кандидатскую диссертацию. К большому огорчению Виктора Владимировича сейчас нет с нами. Светлая ему память.
    Капитан 2 ранга Стрелков Николай Егорович с ним я был давно знаком. Мы часто с ним встречались у нас в Ленинграде и во многих командировках на флотах и предприятиях промышленности. Он был одним из крупнейших специалистов в области математического обеспечения боевых информационно-управляющих систем (БИУС). Высококлассный ученый, кандидат технических наук он обладал фундаментальными знаниями в области применения математических методов для расчета боевой эффективности. У него уже на завершающей стадии находилась написание докторской диссертации. Он всегда отстаивал свое мнение с высокой степенью аргументации. Но иногда в спорах был горяч. А сколько он написал стихов, посвящая их каждому из нас. Это его увлечение я узнал только на корабле. В последний день нашего пребывании на корабле на пессимистичной ноте скажет о завтрашнем дне:

    «Вот оно неизбежное время настало
    Мы отсюда к обычным заботам уйдем,
    В океане частичку души мы оставим,
    А взамен мы частичку тоски унесем»

         Вскоре по возвращению из похода ему присвоят очередное воинское звание капитана 1 ранга. Мы от всей души его поздравили с этим важным событием и пожелали поскорее защитить докторскую диссертацию. Но, к большому сожалению он так и не успеет защитить. В начале 1983 года он скоропостижно скончается. Грустно и тоскливо .
    Сколько бы он еще мог сделать для нашего флота. Тяжело терять хороших друзей.
         Подполковник Власюк Валентин Деонисович, морской летчик. За его спиной десятки часов налета на различных типах самолетов морской авиации. Потом работа в должности начальника штаба авиационного полка. В последующем он был направлен на службу в 24 НИИ ВМФ. Человек он быстрый, энергичный хорошо знающий штабную работу и боевое применение авиации. А какой неудержимый рыбак. На редких якорных стоянках он снабжал всю нашу группу океанской рыбой.
         Подполковник Бараненков Вячеслав Михайлович являлся представителем 9 НИИ ВМФ и был направлен в поход в качестве специалиста по оценке гидрометеорологического обеспечения корабельного соединения и корабельной авиации. На нем лежала сложная трудная и ответственная задача, в условиях ограниченной метеоинформации обеспечивать переход кораблей и полеты авиации. А для авиации, как мы знаем, метеоинформация и прогнозы погоды играют важную роль, с точки зрения обеспечения безопасности полетов. Слава с этой задачей справился успешно. За весь период перехода по вине метеослужбы не было никаких замечаний. Он часто изрекал:
    «В общем плюньте на метеосводку,
    В природе нет давно плохих погод.
    Есть время пить вино, коньяк и водку,
    Ходить в моря, в леса иль турпоход»

         Капитан 3 ранга Шелягов Валерий Тимофеевич(ему это звание присвоили на переходе) представлял 34 НИИ ВМФ. Являлся отличным специалистом по средствам связи. А, как нам известно, связь является основным средством в системе управления и от непрерывности, устойчивости, помехозащищенности и скрытности ее зависит успех выполняемой задачи. Вот все эти задачи он совместно с личным составов БЧ-4 решал успешно. И то, что связь на всем переходе работала бесперебойно его большая заслуга.
    Высокий, стройный, подтянутый, спортивного вида молодой человек, к тому времени уже не мало прослуживший на флоте, всегда внушал бодрость и успех, а ведь это не мало.
    Уже на подходе к Владивостоку он по А.Н. Плещееву скажет:
    «Вперед! Без страха и сомнения,
    На подвиг доблестный, друзья!
    Зарю святого искупленья
    Уж в небесах завидел я!

    Смелей! Дадим друг другу руки
    И вместе двинемся вперед.
    И пусть под знаменем науки
    Союз наш крепнет и растет».

         Подполковник медицинской службы Петров Юрий Николаевич был назначен на переход командованием Военно-медицинской академии в целях оценки жизнеобеспечения, медицинского оборудования и санитарного состояния корабля. Его большая заслуга состояла в том что за весь период перехода никто из много тысячного коллектива не болел инфекционными заболеваниями.
    Как было сказано выше мы втроем представляли авиацию ВМФ.
     

         Полковник Мельников Юрий Петрович доктор технических наук, профессор за его плечами многие годы службы в ВВС, он участник войны. Человек обладающий огромным научным потенциалом, является крупным специалистом радиоразведки и электромагнитной совместимости радиоэлектронного оборудования. Юрий Петрович на боевом корабле оказался впервые, поэтому ему приходилось сложно осваивать быт и корабельный порядок и многое было ему не понятно. Он очень скучал по семье и волновался за сына, он оканчивал институт. Очень грустил, что 5 мая не смог поздравить жену с днем печати(она журналист). Словом стойко переносил тяготы флотской службы. «Оморячивался» он медленно, но уверенно и к концу перехода он чувствовал себя как заядлый моряк, понимая все команды и сигналы идущие по корабельной трансляции. Объем работ у него был очень большим сложным, ибо все что он делал происходило впервые, причем на фоне непосредственного соприкосновения, как тогда говорили с вероятным противником. Кроме основной его работы командование ВВС поручило ему снять специальный фильм о корабле и корабельной авиации. Это накладывало особый отпечаток на его труд. Надо было успевать побывать всюду где происходили интересные события, чтобы в будущем показывать этот фильм на всех уровнях командования. Хотя трудностей он пережил уйму. Аппаратура была не новая и очень громоздкая. Большая камера а к ней не меньший аккумулятор и все это надо было таскать на плечах. Мы наблюдали как он после съемок придя в каюту валился от усталости с ног. Особенно тяжело было ему когда удавалось сойти на берег. Одному таскать всю эту технику было тяжело, и не всегда мы могли ему помочь. Надо сказать, что с этой задачей Юрий Петрович справился великолепно.      Фильм получил отличные отзывы командования. И все-таки после похода он скажет: via est vita! в том числе и на ТАКР « МИНСК»
          Майор Гусев Павел Дмитриевич – очень рассудительный, обладающий практическим умом и «золотыми руками» офицер. За годы службы в ВВС он прошел многие должности инженерно-авиационной службы и ремонта ЛА в авиационных частях и соединениях. Базирование авиации на корабле потребовало создание авиационной боевой части, которая по корабельному расписанию стала именоваться как боевая часть №6 (БЧ-V1), личный состав которой входит в штат корабля и постоянно находится на корабле даже если авиация отсутствует на борту корабля. В обязанности личного состава БЧ-V1 входит содержание в надлежащем порядке авиационно-технических средств корабля и оказание технической помощи инженерно-авиационной службе авиационных подразделении базирующихся на корабле. По численности личного состава БЧ-V1 находится на втором месте после БЧ-V (электромеханическая боевая часть) это говорит о том, что введении БЧ-V1 находится очень много устройств и механизмов по обслуживанию ЛАК. Так вот в круг обязанностей Павла Дмитриевича входило оценка достаточности и эффективности корабельных авиационно-технических средств корабля и инженерно-авиационного обслуживания корабельных летательных аппаратов при их подготовке к полетам и во время выполнениями ими боевых заданий, и выработки рекомендаций по их улучшению. Будь ли то день подготовки ЛАК к полетам или день и ночь производства полетов Павла Дмитриевича можно было видеть и в ангаре, и в погребах боезапаса и на полетной палубе, он постоянно оказывал помощь личному составу БЧ-V1 и инженерно-техническому составу авиационной группы. От его глаз ничего не могло укрыться. Он замечал любые промахи личного состава и немедленно совместными усилиями они устранялись.
         В день его рождения Николай Егорович Стрелков посвятил ему такие стихи:

    То холодно, то дождь, то ветер мал,
    То жарко, то туман - и ЯК наш не летает,
    Что делать мне? Куда же я попал?
    Начлаб об этом ничего не знает,
    Писать отчет, вести дежурство - это
    Все делать сразу, где ж силы взять?
    К тому ж смотреть полеты
    И белошвейки ремесло не утерять.
    Ох, влип я в дни печали и сомнения
    Храни меня техавиабог всегда!
    Дай силы мне во всем найти решенья
    И постирушку сделать иногда.

         Ну и автор этих строк подполковник Струков Игорь Иванович специалист в области создания корабельных командных комплексов управления КА, оснащении их радиотехническими и радиоэлектронными средствами и автоматизации процессов управления полетами в районе корабельного соединения и зоне боевых действий. В объем моих работ входила оценка специального математического обеспечения БИУС «АЛЛЕЯ-2» и радиотехнической системы ближней навигации, привода и посадки ЛАК «ПРИВОД-СВ». Главная задача состояла в том, чтобы согласовать работы штабов на всех этапах планирования, принятия решения и непосредственного управления силами, а также обучить офицеров боевого управления на своих автоматизированных рабочих местах, в полной мере использовать математическое обеспечение БИУС «АЛЛЕЯ-2». Совместно с офицерами штаба авиационной группы и руководства полетами отработать и внедрить схемы управления воздушным движением, новые тактические приемы при решении противолодочных и штурмовых задач корабельной авиацией, с использованием технических средств БИУС «АЛЛЕЯ-2» и системы «ПРИВОД-СВ» размещенных на командных пунктах и постах авиационного назначения.
    Вот и вся наша группа разных по возрасту и опыту работы, характеру, привычкам и научной квалификации офицеров должна была прожить вместе многие дни и ночи, слиться во едино и с большой отдачей оправдать доверие командования и представить добротные материалы по результатам первого перехода такого разнородного соединения. Необходимо было проанализировать сильные и слабые стороны и выдать предложения проектантам и строителям будущих проектов таких классов кораблей для учета их в своей работе.

         А корабль продолжал напряженно готовиться к длительному переходу. Надо было со складов получить все необходимое оборудование, пополнить запасы всех типов ЗИП и др., и самое главное - отработать задачи с судами снабжения по передаче на ходу топлива, воды и других грузов.
         Для этого 22 февраля в 7 часов 30 минут снялись с якоря и вместе с новым кораблем комплексного снабжения (ККС) «БЕРЕЗИНА» последний раз отработали все эти задачи. Личный состав двух кораблей справился с задачей хорошо. Отработали все этапы передачи грузов, воды и топлива с оценкой "отлично". В 19.00 вернулись в Угольную бухту и стали на якорь. Удивительно погода в эти дни была не крымская температура воздуха была -10 градусов шел снег и был сильный ветер до 15м/с. На берег никто не сходил.
    Потом в океане мы будем работать совместно с ККС "Березина", и эта нынешняя тренировка очень много дает всем экипажам. Работали слажено, четко, хотя условия в океане были не похожи на те черноморские, более сложные.
         23 февраля в 9 часов утра Николай Николаевич Захаров собрал нас всех вместе в своей каюте (он жил вместе с Виктором Варбо) на первое инструктивное совещание. Собрались все дружно, но с какой-то робостью. С кем не были знакомы, познакомились и представились. Поздравили друг друга с днем Советской Армии. Николай Николаевич сразу же взял на себя все бразды правления, ну, а мы не сопротивлялись, хотя могли работать автономно. Но общее дело требовало этого, ну а мы же все - офицеры, а порядок есть порядок, кто-то старший, а кто-то - подчиненный, и мы, конечно, беспрекословно все подчинились Захарову НН. Николай Николаевич сообщил нам, что уход эскадры намечен на 24 февраля, а проход проливной зоны намечен на 25 февраля, затем выслушал каждого, ознакомился с его планами. Планы нашей авиационной группы были согласованы с Командованием авиации ВМФ. И тут же назвал сроки окончания нашего отчета. Материалы было решено оформить в отчет, состоящий из трех частей: общий отчет, отдельно отчет по использованию авиации и доклад Главнокомандующему ВМФ. Попросил всех нас оказывать помощь командованию эскадры и авиагруппы в подготовке ими материалов для теоретической конференции, проводимой во Владивостоке по результатам перехода. Все это было единогласно утверждено. Далее он указал всем нам на наш распорядок работы, и все мы обсудили общие организационные мероприятия. Особенностью нашего распорядка было то, что мы все собирались вместе два раза в день в 9 утра и 19.00. Каждый из нас нес суточное дежурство на флагманском командном пункте в составе оперативного дежурного эскадры и, при наших сборах, докладывал обстановку по переходу, планы на следующие сутки и результаты работы за прошедшие сутки.
         Это было очень хорошо. Каждый имел возможность вжиться в жизнь штаба эскадры и корабля, и это сыграло большую роль в нашей работе по своим планам. Кроме того, постоянное общение со специалистами штаба оказывало нам большую помощь в оценке всей обстановки на соединении. Ну а мы со своей стороны помогали в освоении новой техники. Работали очень продуктивно и слажено. За что постоянно получали благодарности от командования эскадры.

         Вот практически с этого дня и часа мы начали свою работу на корабле.



    В начало повести
    Продолжение следует...



     

     









    Рейтинг@Mail.ru