фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

    Морские памятные даты


    Памятные даты из истории Российского флота

     

     


    Часть I

    Из книги Аммона Георгия Алексеевича "Морские памятные даты"

    Внимание! Для всех дат XVI - XXX веков по старому стилю существует правило перевода их на новый стиль (григорианский календарь): к датам старого стиля нужно прибавлять: XVI век - 9, XVII - 10, XVIII - 11, XIX - 12, XX и XXI - 13 дней.


    1696, 20.10 Официальная дата рождения регулярного Российского флота
    В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала «приговор» (указ) «Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова», в котором постановила «морским судам быть». Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия — крупнейшее континентальное государство — должна была стать также морской державой. Фактически строительство флота Петром I в Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода, согласно «консилии» ( Военный совет из трех командующих (П. Гордон, Ф. А. Головин, Ф. Я. Лефорт), решения которого утверждались Петром I.) генералов. 4.11 по «приговору» Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота «кумпанствами», в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпанств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство — от 10 тыс. дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора. 11.12 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство. Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ-разряд, во главе которого был поставлен воевода Т. Н. Стрешнев. Для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 Петр I под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе Великого посольства поехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей. В России готовились корабельные мастера и мастеровые. Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске. В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей (Эти парусные корабли имели длину до 35 м, ширину 8- 10 м, осадку 2-2,5 м, были вооружены 26—44 пушками) и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле «Крепость», Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е. И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3.7 1700 мирного договора с Турцией. К 1700 для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и 113 гребных судов. По указу от 20.4 1700 строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора (1711), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин). За 30 лет (1696—1725) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были «Лесное» и «Ингерманланд»), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей. Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф. А. Головин, Ф. М. Апраксин и К. И. Крюйс, а по снабжению су-дов — Франц Тиммерман и казначей С. И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились «мастер добрых пропорций» Ф. М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф. С. Салтыков, Г. А. Меншиков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф. П. Пальчиков, Юрий Колуенов. К 1718 большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах (Навигацкой, адмиралтейских) и Морской академии. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург. В 1696—1725 были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при о. Котлин, п-ове Гангут, о-вах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.

    1698, 11.12 Создание в Москве приказа воинского морского флота
    Этот приказ возглавлял Ф. А. Головин. В 1700 он был переименован в приказ Воинских Морских Дел (во главе стоял Ф. М. Апраксин), в 1708—в Адмиралтейский приказ. Адмиралтейский приказ ведал строительством, вооружением и снабжением флота. С 1712 в связи с развитием кораблестроения в Санкт-Петербурге он был преобразован в хозяйственный орган — Московскую адмиралтейскую канцелярию, а его функции переданы Петербургской адмиралтейской канцелярии (1707—23) и Канцелярии Воинского Морского Флота. На Петербургскую адмиралтейскую канцелярию возлагались кораблестроение, вооружение, снабжение и ремонт военных судов. Ее первым начальником (1707—12) был адмиралтейств-советник А. В. Кикин. Канцелярия Воинского Морского Флота, начальником которой был И. Тормасов, подчинялась генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину. В ее функции входили комплектование флота, обмундирование, денежное и медицинское обеспечение личного состава, а также правовые обязанности. Московская адмиралтейская канцелярия заведовала сбором денег для нужд флота, заводами, поставками, заказами, лесным двором, складами припасов, Навигацкой школой. В 1715 Петр I создал Морской комиссариат п распределил обязанности между вице-адмиралом К. II. Крюйсом и генерал-майором Г. П. Чернышевым. Первый заведовал судостроением, артиллерией, ластовыми (грузовыми) судами адмиралтейства, лесопильными предприятиями. Второму были подчинены весь личный состав флота, города, приписанные к адмиралтейству, госпитали, аптеки, он распоряжался провиантом, поставляемым из губерний, и всеми доходами. Кроме того, была учреждена должность обер-комиссара для заведования строениями морского ведомства, деньгами, предназначавшимися на подряды, на покупки для флота и верфей, на жалованье служащим и подрядный провиант. С дальнейшим ростом флота в Санкт-Петербурге помимо Канцелярии Воинского Морского Флота и Петербургской адмиралтейской канцелярии были образованы провиантская, мундирная, экипажеская, обер-сарваерская (кораблестроительная) конторы, счетная и лесная канцелярии. В 1723 все канцелярии были переименованы в конторы и вошли в состав Адмиралтейств-коллегий.

    1699, 30.11 Учреждение Петром I Андреевского флага - кормового флага кораблей Российского флота
    Полотнище флага первоначально было разделено на три горизонтальные полосы (сверху вниз — белую, синюю, красную), перекрытые косым синим крестом, символизирующим учрежденный в 1699 первый российский военный орден святого апостола Андрея Первозванного. Кроме флага были учреждены судовые вымпелы, цвет которых различался по эскадрам (с 1797—по дивизиям) кораблей. В 1700 были введены новые кормовые флаги для кораблей трех эскадр флота: авангарда, кордебаталии и арьергарда. Поле этих флагов имело соответственно синий, белый и красный цвета, а в крыже (в верхнем углу у древка) на белом фоне размещался синий андреевский крест. Адмиралам эскадр были присвоены стеньговые флаги, соответствующие флагам эскадр. С 1797 в связи с увеличением флота стали различаться по цвету флага и части дивизий (эскадры): авангард носил синие флаги, кордебаталия — белые, арьергард — красные. В 1712 был введен белый Андреевский флаг с голубым диагональным крестом, просуществовавший до 1917. Под этим флагом в течение 200 лет сражались моряки Российского флота, прославившие его героическими подвигами во славу Родины.

    1701, 14.1 Указ Петра I о создании в Москве школы математических и навигацких наук -первого в России военно-морского учебного заведения.

    С июня 1701 школа была размещена в удобной для астрономических наблюдений Сретенской (Сухарева) башне. Во главе школы был поставлен боярин Ф. А. Головин. В ней обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фехтованию. Высшей ступенью считались морские науки: навигация, астрономия, география. Преподавались также ведение шканечного журнала и счисление пути корабля. К лету 1702 в ней насчитывалось 180, а к январю 1703 уже 300 учеников. Это были в основном дети дворян и гвардейских солдат. Срок обучения установлен не был. Науки изучались последовательно: изучившие арифметику переводились в класс геометрии, затем — тригонометрии, потом — в мореходные классы. Самые способные заканчивали школу за четыре года. В числе первых преподавателей был талантливый педагог Л. Ф. Магницкий — лингвист, математик, физик, географ, астроном, специалист в области гуманитарных наук. В 1703 он издал «Арифметику» — первый отечественный труд по математике и мореходной астрономии, создал учебники, пособия, таблицы. В 1705 состоялся первый выпуск (64 человека). Большинство кз них были назначены на государственную службу в военные и гражданские учреждения, а остальных направили на строившийся в то время БФ. Выпускники школы отличились в Северной войне (К. Н. Зотов, П. Чихачев и другие), стали соратниками Петра I в создании Российского флота (С. Лопухин, Ф. И. Соймонов), мореплавателями (А. И. Кожин, С. Г. Малыгин, Г. Золотарев), учеными. (До этого (с мая 1698) существовала первая навигацкая школа под Азовом. Построена по приказу Петра I в 1692—95. Название получила в честь Л. П. Сухарева, стольника стрелецкого полка, единственного оставшегося верным Петру во время бунта 1689. Находилась на территории нынешней Колхозной площади.) По указу Петра I от 1.10 1715 200 учеников старших (мореходных) классов были переведены в Санкт-Петербург, где открывалась Морская академия (Академия морской гвардии). Еще 100 человек были приняты на месте. Академия готовила офицеров флота, геодезистов, картографов. Ее выпускникам присваивалось звание гардемарин. Первоначально академия размещалась в доме купца Кикина (на нынешней Дворцовой площади). В 1733 была переведена на Васильевский о-в. В 1743 получила дворец фельдмаршала Б. К. Миниха на углу набережной Невы и 12-й линии Васильевского о-ва. 15.12 1752 Морская академия была преобразована в Морской шляхетный (дворянский) кадетский корпус, который просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции. Из стен его вышли замечательные флотоводцы, выдающиеся мореплаватели, ученые и деятели культуры, революционеры, принесшие заслуженную славу отечественному флоту. Среди них Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, А. И. Казарский, Г. И. Бутаков, В. С. Завойко, А. И. Чириков, С. И. Челюскин, С. Г. Малыгин, Д. Я. Лаптев, X. П. Лаптев, И. Ф. Крузенштерн, Ф. П. Врангель, О. Е. Коцебу, Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, Г. И. Невельской, В. И. Даль, II. А. Римский-Корсаков, К. М. Станюкович, А. П. Боголюбов, В. В. Верещагин, А. А. Попов, А. Н. Крылов, Ю. М. Шокальский, А. И. Берг, Н. А. Бестужев, К. П. Торсон, А. П. Арбузов, П. П. Шмидт. В октябре 1918 на базе Морского кадетского корпуса было создано первое учебное заведение РККФ — Курсы командного состава. Ныне это Высшее военно-морское ордена Ленина, Краснознаменное, ордена Ушакова училище имени М. В. Фрунзе. Старейшее военно-морское училище окончили многие выдающиеся советские флотоводцы и деятели флота, герои гражданской и Великой Отечественной войн, командующие флотами и флотилиями, адмиралы и офицеры. Среди них первые руководители ВМФ в период гражданской войны и иностранной интервенции В. М. Альтфатер, Е. А. Беренс, А. К. Векман, М. В. Викторов, А. В. Немитц, М. В. Иванов, А. П. Зеленой, командующие и руководители ВМФ в годы Великой Отечественной войны Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, адмиралы В. А. Алафузов, Л. М. Галлер, Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, адмиралы А. Г. Головко, Ф. С. Октябрьский, В. Ф. Трпбуц, вице-адмиралы В. В. Григорьев и В. С. Чероков, а также адмиралы флота Г. М. Егоров, В. А. Касатонов, С. М. Лобов, Н. Д. Сергеев, Н. И. Смирнов, В. Н. Чернавин, адмиралы Н. Н. Амелько, Ф. В. Зозуля, В. В. Михайлин, А. Е. Орел, В. С. Сысоев, В. А. Фокин и другие. Многие фрунзевцы награждены орденами и медалями, более 70 из них стали Героями Советского Союза, несколько человек — Героями Социалистического Труда. В училище готовится достойная смена продолжате-лей дела старших поколений советских военных моряков. Главная традиция фрунзевцев — беззаветное служение Родине, партии, народу.

    1701, 25.6 Оборона Архангельска от шведов.
    В начале Северной войны, когда Россия еще не имела на Белом море военных кораблей, шведы решили нанести внезапный удар по Архангельску — единственному порту, через который поддерживались торговые связи России с Европой. Предвидя эту опасность, Петр I в 1700 распорядился установить береговые батареи, создать укрепления, усилить гарнизон, развернуть наблюдательные посты и вести контроль за иностранными судами в Белом море. В устье Северной Двины была построена Новодвинская крепость. Не зная об этом, шведская эскадра из 7 судов под командованием вице-адмирала Шёблада 24.6 1701 подошла к устью Северной Двины. В качестве лоцманов шведы попытались использовать взятых в плен поморов — Ивана Рябова и Дмитрия Борисова. Под видом английских и голландских торговых судов 3 шведских судна (шнява и 2 галиота) начали движение к Архангельску. Русские патриоты И. Рябов и Д. Борисов, отлично зная фарватер, посадили шняву и галиот на мель против Новодвинской крепости. Оба судна были повреждены огнем береговых батарей. Д. Борисов был убит, а И. Рябов, раненный, спасся вплавь. Русские солдаты, посаженные на карбасы, захватили эти суда, одному галиоту удалось уйти в море. Были взяты трофеи: 5 флагов, 13 орудий, 150 ядер, 50 ручных гранат. Потерпев неудачу, шведы отказались от нападения на Архангельск. Разорив несколько прибрежных селений, шведская эскадра ушла из Белого моря.

    1702, май Начало создания Балтийского флота - основание на р. Сясь судостроительной верфи и закладка первых судов
    В ходе Северной войны 1700—21 русские войска и флот, освободив от шведов устье Невы, вернули Рос-сип выход к Балтийскому морю. 16.5 1703 была заложена Петропавловская крепость и основан Санкт-Петербург (Ленинград), осенью 1703 заложен форт Кроншлот (первое укрепление крепости Кронштадт — с 1724 главной базы БФ). Корабли, для БФ строились на Олонецкой (на р. Свирь, в Лодейном Поле, основана в феврале 1703), Кронверкской (Санкт-Петербург, с лета 1703), Лужской (с 1704) и Новоладожской (с 1708) верфях. 5.11 1704 началось строительство верфи и Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. До 1725 здесь было построено 29 линейных кораблей (50% всего состава). Флот увеличивался за счет перевода кораблей из Белого моря и закупки их за границей. Одновременно строился гребной флот для действий в шхерных районах. В ходе Северной войны русскими войсками при содействии флота были взяты крепость Выборг, порты Ревель (Таллин), Пернов (Пярну), Рига, Гельсингфорс (Хельсинки) и Або (Турку), а также Моонзундские о-ва. БФ одержал победы над шведами при Гангуте, Эзеле и Гренгаме. Все это позволило России утвердиться на Балтийском море и стать крупной морской державой. В составе БФ в 1721 году было 32 линейных корабля, около 100 других парусных кораблей и до 400 гребных судов. В Семилетней войне 4756—63 корабли и суда БФ участвовали во взя-тии Мемеля (Клайпеда) и Кольберга (Колобжег). Во время русско-турецких войн второй половины XVIII — начала XIX в. балтийские эскадры Г. А. Спиридова, Д. Н. Сенявина, С. К. Грейга действовали на Средиземном мо-ре, в Греческом арх., одержали крупные победы над турецким флотом в Чесменском, Афонском и Наваринском сражениях. В русско-шведской войне 1788—90 БФ отразил нападение шведских эскадр, стремившихся захватить при Кронштадт и Санкт-Петербург, одержал победы при Гогланде, Роченсальме, Ревеле и Выборге. Во время Крымской войны 1854-1855 годов попытки англо-французского флота, располагавшегов основном паровыми кораблями, уничтожить БФ, захватить Кронштадт, Свеаборг, Гельсингфорс и блокировать Санкт-Петербург были сорваны. Балтийцы впервые в истории применили минные заграждения. С 1861 года Россия развернула строительство парового броненосного флота. К концу века БФ имел 19 броненосцев, 4 броненосца береговой охраны, 4 броненосных крейсера, 39 эсминцев. Корабли БФ в 19 веке совершили кругосветные и дальние плавания. Выдающихся успехов достигли научные экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского и других. Во время русско-японской войны из состава БФ была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра, совершившая сложнейший переход в 18 тыс. миль. Эскадра героически сражалась при Цусиме, но потерпела поражение. Во время первой мировой войны БФ провел крупные минно-заградительные операции, в ходе которых было поставлено около 35 тыс. мин, действовал на коммуникациях противника, предотвратил прорыв германского флота в Финский и Рижский заливы, содействовал сухопутным войскам, защищал Петроград с моря. Моряки БФ активно участвовали в революционном движении. Среди них флотские офицеры-декабристы Н. А. Бестужев, А. П. Арбузов, К. П. Торсон, участники социал-демократических кружков 1902—03, участники вооруженных восстаний в революции 1905—07 в Либаве (Лиепая), Кронштадте, Свеаборге, на крейсере «Память Азова». В Февральскую революцию моряки-балтийцы выступали на стороне восставшего народа. К июлю 1917 на флоте было 15 тыс. членов РСДРП (б). 19.9 Центробалт под председательством П. Е. Дыбенко вынес резолюцию об отказе выполнять приказы Временного правительства. В Моонзундской операции 1917 БФ нанес значительный урон германскому флоту, предотвратив его прорыв в Финский зал., к Петрограду. Моряки Балтики сыграли важную роль в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде (в нем приняло участие более 10 тыс. матросов и 11 военных кораблей). 25.10 (7.11) орудие крейсера «Аврора» дало сигнал к штурму Зимнего дворца. Радиостанция крейсера передала обращение ВРК «К гражданам России!» о свержении Временного правительства. Так закончилась славная история Балтийского флота России и началась героическая история Советского Балтийского флота. Героической страницей летописи БФ является Ледовый поход во время гражданской войны. С июня 1918 по январь 1919 флот вел боевые действия против белогвардейцев и интервентов, способствовал созданию ряда флотилий на реках и озерах. Балтийцы отважно сражались на фронтах гражданской войны. 23.2 1928 за революционные и боевые заслуги Морские силы Балтийского моря были награждены орденом Красного Знамени. В межвоенный период флот был перевооружен, пополнен новыми кораблями, подводными лодками, самолетами, были созданы ВВС флота, ПВО и береговая оборона. КБФ служил базой для развертывания Северного и Тихоокеанского флотов. В советско-финляндской войне 1939—40 КБФ оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в прорыве линии Маннергейма и наступлении на Выборг, решивших исход войны, осуществлял блокадные действия в Финском и Ботническом заливах, наносил удары по базам и флоту противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, 23 балтийцам было присвоено звание Героя Советского Союза. К началу Великой Отечественной войны в состав КБФ входили 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 19 эсминцев, 48 торпедных катеров, 69 подводных лодок, ВВС флота (656 самолетов), соединения береговой обороны, ПВО, бригада морской пехоты. Во время войны КБФ совместно с сухопутными войсками оборонял Лиепаю, Таллин, Ханко, Моонзундские о-ва, сковал 100-тыс. группировку противника, наступавшую на Ленинград. С о. Сарема (Сааремаа) дальние бомбардировщики флота нанесли первые удары по Берлину в августе 1941. Велика роль КБФ в битве за Ленинград, в ней участвовали почти все корабли, авиация и личный состав флота. 100 тыс. балтийцев сражались на суше. Корабельная и береговая артиллерия способствовала срыву наступления противника в сентябре 1941, усиливала оборону города, участвовала в прорыве вражеской блокады и разгроме врага под Ленинградом. ЛВФ, входившая в состав КБФ, успешно обеспечивала транспортные перевозки по Ладожскому оз. (Дорога жизни). КБФ принимал активное участие в наступательных операциях 1944-— 45 (Выборгской, Свирско-Петрозаводской, Прибалтийской, Моонзундской десантной). Действия кораблей, подводных лодок, авиации и береговой артиллерии КБФ способствовали разгрому немецко-фашистских войск в Прибалтике, Восточной Пруссии, Восточной Померании. В годы войны свыше 100 тыс. балтийцев были награждены орденами и медалями, более 150 присвоено звание Героя Советского Союза. Более 20 кораблей и частей КБФ удостоены звания гвардейских, 58 награждены орденами, 14 соединениям присвоены почетные наименования в честь освобожденных и взятых городов. В феврале 1946 КБФ был разделен на два самостоятельных оперативных объединения — 4-й и 8-й флоты, а в декабре 1955 восстановлен в прежней организации. В связи с 20-летием Победы над фашистской Германией 7.5.1965 КБФ награжден вторым орденом Красного Знамени. Советским БФ командовали: А. В. Развозов (7.7— 5.12 1917; 13—20.3 1918), А. А. Ружек (7.12 1917—13.3 1918), А. М. Щастный (22.3—26.5 1918), С.В.Зарубаев (27.5 1918—18.1 1919), А. П. Зеленой (18.1 1919—2.7 1920), Ф. Ф. Раскольников (2.7 1920—27.1 1921), В. А. Кукель (27.1—3.3 1921, врио), И. К. Кожанов (3.3—4.5 1921), М. В. Викторов (4.5 1921—24; 1926—32), А. К. Векман (1924—26), Л. М. Галлер (1932—37), А. К. Сивков (1937), И. С. Исаков (1937—38), Г.И.Левченко (1938—39; 1946—47—4-м ВМФ), В. Ф. Трибуц (1939—46; 1946—47—8-м ВМФ), В. А. Андреев (1947— 52—4-м ВМФ), А. Г. Головко (1952—56—4-м ВМФ; 1956—КБФ), ф. В. Зозуля (1947—50—8-м ВМФ), Н. М. Харламов (1950—54—8-м ВМФ; 1956—59— КБФ), В. А. Касатонов (1954—56 — 8-м ВМФ), А. Е. Орел (1959—67), В. В. Михайлин (1967—75), А. М. Косов (1975—78), В. В. Сидоров (1978—81), И. М. Капитанец (1981—85), К. В. Макаров (1985), В. П. Иванов (с января 1986).

    1702, 17.8 Начало движения по "государевой дороге".
    Этот путь, ведущий от пристани Нюхча на Белом море к Повенпу на Онежском оз., предназначался для доставки малых фрегатов «Св. Дух» н «Курьер», построенных в Архангельске, на Ладожское оз. и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам по приказу Петра I сержантом Преображенского полка М. И. Щепотьевым, в помощь которому были даны крестьяне из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. В работах участвовали пять батальонов гвардии (4 тыс. человек). Руководил работами Петр I. Фрегаты были разгружены, вытащены на берег и поставлены на полозья. Дорога гатилась, и по ней медленно тащили волоком корабли. На десятый день, пройдя 185 верст, караван достиг Повенца, где фрегаты были спущены в Онежское оз. В ходе Северной войны «Государева дорога» использовалась для доставки войск и грузов, главным образом пушек, из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Санкт-Петербург. В XIX в. дорога была заброшена. В 1933 по этим местам прошла трасса Беломорско-Балтийского канала.

    1702, 11.10 Взятие крепости Нотебург (бывший Орешек). Для взятия этой крепости, захваченной шведами в 1611, по «Государевой дороге» были переброшены войска (4 тыс. человек) и 2 малых фрегата. После длительной осады и упорного штурма гарнизон крепости (500—600 человек, 140 орудий) сдался. Петр I переименовал Нотебург в Шлиссельбург — в знак того, что эта крепость является ключом к Балтийскому морю. О ее взятии он писал: "Зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен".

    1703, 7.5 Морской бой в устье Невы.
    После взятия крепости Ниеншанц (1.5 1703) Петр I получил известие о подходе к устью Невы шведской эскадры вице-адмирала Нумерса в составе 9 судов. Не зная о взятии русскими Ниеншанца, Нумерс приказал 10-пушечному галиоту «Гедан» и 8-пушечной шняве «Астрильд» войти в реку. Войдя на мелководье, они встали на якоря у левого берега Б. Невы. В ночь на 7.5 флотилия из 30 рыбачьих лодок с двумя ротами солдат Преображенского и Семеновского полков под командованием бомбардирского капитана Петра Михайлова (Петр I) и поручика А. Д. Меншикова, воспользовавшись темнотой и дождем, внезапно напала на шведские корабли. После жестокого абордажного боя, в котором непосредственно участвовало 8 лодок, несмотря на сильный артиллерийский огонь шведов, их корабли были захвачены. Петр I первым с гранатой в руках взобрался на палубу «Астрильда» и принудил шведов к сдаче. «Гедан» был захвачен абордажной командой во главе с Меншиковым, За эту победу они по присуждению Воинского совета были награждены высшим орденом — святого Андрея Первозванного. Все участники боя были награждены медалями с надписью «Небываемое бывает»: офицеры—золотыми, солдаты — серебряными. Шведская эскадра после этого боя ушла в море и больше не возвращалась. Это была прежде всего крупная моральная победа, имевшая большое значение для русских войск и флота.

    1704, 7.5 Основание Кронштадта - первой русской крепости на Балтийском море.
    В этот день над фортом Кроншлот, построенным южнее о. Котлин, был поднят флаг. Форт Кроншлот — первый форт Кронштадта — был основан в октябре 1703 для защиты Санкт-Петербурга с моря. Понимая значение о. Котлин для обороны Санкт-Петербурга, шведы летом 1705 пытались высадиться на него, но были разгромлены отрядом полковника Ф. С. Толбухина. В 1723 построенная крепость была названа Кронштадтом, а с 1724 стала главной базой БФ. Кронштадт неоднократно отражая попытки неприятельских кораблей прорваться к городу, в течение многих десятилетий являлся крупной военно-морской базой на Балтийском море. Здесь проходили службу известные флотоводцы Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, Г. И. Бутаков, С. О. Макаров и многие другие адмиралы и офицеры отечественного флота. Отсюда отправлялись в боевые походы и научные плавания корабли БФ. На рейдах Кронштадта испытывались новые образцы военно-морского оружия и техники. В 1895 в Кронштадте работал изобретатель радио А. С. Попов. Передовые офицеры и матросы Кронштадта участвовали в революционном движении, в революции 1905—07 и Февральской революции. После свержения самодержавия революционные матросы Кронштадта стали опорой большевиков. По приказу ВРК Петроградского Совета и Центробалта кронштадтцы отправили в Петроград для участия в Октябрьском вооруженном восстании корабли и отряды революционных матросов. Во время гражданской войны и иностранной интервенции корабли и форты Кронштадта отражали удары белогвардейцев и интервентов с моря по Петрограду, участвовали в разгроме Юденича. В период мирного социалистического строительства Кронштадт был одним из главных центров возрождения и строительства флота, кузницей его кадров. В годы Великой Отечественной войны, опираясь на Кронштадт, КБФ сыграл важную роль в обороне Ленинграда, прорыве и ликвидации блокады и разгроме врага. В 1954 в ознаменование 250-летия со дня основания и за заслуги в защите морских подступов к Ленинграду Кронштадт награжден орденом Красного Знамени.

    1705, 4.6—16.7 Оборона Санкт-Петербурга в ходе Северной войны.
    Шведы, не смирившись с выходом России к Балтийскому морю, предприняли попытку овладеть Санкт-Петербургом, нанеся одновременный удар с моря и суши. Шведская эскадра под командованием адмирала Анкерштерна вошла в Финский зал. Чтобы предотвратить ее прорыв к Санкт-Петербургу, отряд кораблей вице-адмирала К. И. Крюйса (8 фрегатов, 5 шняв, 2 брандера, несколько гребных судов) 24.5 занял позицию на фарватере между о. Котлин и Кроншлотом. Для защиты от брандеров перед фрегатами установили плавучие рогатки. К 1.6 на о. Котлин были построены четыре береговые батареи. 4.6 шведская эскадра (7 линейных кораблей, 6 фрегатов, 9 других судов) встала на якорь в 3 милях от Кроншлота, а затем пыталась прорваться к устью Невы. Огонь русских кораблей и береговых батарей вынудил шведов отойти. Две их попытки высадить десант на о. Котлин были также отражены. Однако шведы смогли высадить десант (1 тыс. человек) на копорский берег, а из Выборга к Санкт-Петербургу подошли войска генерал-лейтенанта Майделя (10 тыс. человек). Шведский отряд (1 тыс. человек пехоты, 900 — конницы) совершил набег на о. Каменный и возвратился к главным силам. 6, 10 и 15 июня шведская эскадра вновь атаковала русские корабли, которые при поддержке береговых батарей отразили все попытки шведов прорваться к Санкт-Петербургу и начали готовиться к контратаке. В сложившейся обстановке шведская эскадра предпочла уйти в Бьёркё (Приморск). 23.6 войска Майделя вновь подошли к Санкт-Петербургу. На о. Каменный завязался бой, но, не выдержав артиллерийского огня, шведы 24.6 отступили. 14.7 эскадра Анкерштерна, разделившись на две колонны, с севера и юга начала обстрел русских войск на Котлинской косе, а затем высадила десант (1 тыс. человек). Потеряв от огня пяти русских береговых батарей 560 человек убитыми и утонувшими, 114 ранеными, шведы отступили и в ночь на 16.7 ушли в Швецию. Попытка шведов взять Санкт-Петербург была отражена героическими действиями русской армии и только что созданного БФ.

    1705, 16.11 Указ Петра I о создании морского полка, положивший начало организации морской пехоты Российского флота.
    Первый полк морской пехоты, сформированный на БФ, состоял из двух батальонов по пяти рот. В полку насчитывалось 45 офицеров, 70 унтер-офицеров и 1250 рядовых. На вооружении у морских пехотинцев состояли ружья с багинетами (прообраз штыка, вставлялся в дуло) и холодное оружие (тесаки, сабли). В Северной войне морская пехота широко использовалась в морских боях и десантах. В 1712 вместо полка были сформированы пять батальонов по 22 офицера, до 660 рядовых и унтер-офицеров в каждом. Три батальона были включены в корабельные эскадры, один — в галерную, один нес караульную службу в базах. В русско-турецкой войне 1768—74 отряды морской пехоты эскадры адмирала Г. А. Спиридова освободили от турецкого владычества о-ва Греческого арх., отличи-лись в Чесменском сражении, участвовали в овладении крепостью Наварив, крепостью и городом Бейрут. Во время войны с наполеоновской Францией морские пехотинцы эскадры вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова отважно действовали на Средиземном море. Они участвовали в десантах, освободивших несколько островов и крепость Корфу. Десантный отряд капитан-лейтенанта Г. Г. Белли освободил от французов Неаполь. В Отечественной войне 1812 г. в Бородинском сражении проявил исключительное мужество и стойкость Гвардейский (флотский) экипаж, награжденный Георгиевским знаменем. С боями он дошел до Парижа. В ряде сражений кампании 1813—14 и во взятии Парижа участвовал 75-й черноморский флотский экипаж. Во время первой мировой войны были сформированы батальоны морской пехоты на БФ и ЧФ. В ходе войны переформированы в бригады, а затем — в дивизии морской пехоты, которые использовались в десантных действиях, в обороне портов и других объектов на побережье. Во время Октябрьского вооруженного восстания отряды революционных моряков штурмовали Зимний дворец и другие важные объекты Петрограда. В ходе гражданской войны на флотах и флотилиях были организованы отряды, батальоны и бригады моряков (общей численностью около 100 тыс. человек), сражавшиеся с войсками белогвардейцев и интервентов на сухопутных фронтах, приморских, приозерных и речных направлениях. К началу Великой Отечественной войны в состав ВМФ входила бригада морской пехоты, созданная в 1940 на КБФ. В ходе войны было сформировано значительное количество отрядов, батальонов и бригад морской пехоты численностью около 100 тыс. человек. Находясь в составе флотов и флотилий, они активно действовали в обороне и наступлении на приморских, приозерных и речных направлениях, являлись передовыми подразделениями во время высадок более 100 морских десантов. Кроме того, на сухопутные фронты было направлено до 500 тыс. военных моряков. Соединения и части морской пехоты и морские стрелковые бригады, артиллерийские и минометные дивизионы участвовали в операциях на сухопутном фронте. Особенно они отличились в обороне городов-героев, в десантных действиях. Родина высоко оценила подвиги морских пехотинцев. Пять бригад и два батальона морской пехоты были преобразованы в гвардейские, девять бригад и шесть батальонов награждены орденами, многим частям присвоены почетные наименования. Десятки тысяч морских пехотинцев награждены орденами и медалями, 122 человека удостоены звания Героя Советского Союза. Советский ВМФ располагает частями морской пехоты, которые вооружены современной боевой техникой, мобильны и способны к активным действиям на приморских направлениях в составе морских десантов, а также к обороне военно-морских баз, портов и выполнению других задач.

    1709, 13.1 Указ Петра I об основании в Санкт-Петербурге при адмиралтействе модель-камеры - первого в России морского музея (ныне - Центральный Военно-морской музей).
    В 1702—25 Петр I издал ряд указов о сборе и бережном хранении отечественных и трофейных моделей кораблей, орудий, знамен и других вещественных свидетельств истории и побед Российского флота. В 1805 Модель-камера была преобразована в Морской музеум. Первыми его руководителями были знаток морского дела мастер-моделист лейтенант А. Я. Глотов и первый историограф Российского флота декабрист капитан-лейтенант Н. А. Бестужев. В декабре 1818 при музее была создана модельная мастерская. Экспозиции музея были рассчитаны главным образом на военно-морских специалистов. В XIX в. музей значительно расширился. Собирателями коллекций были П. В. Чичагов, А. С. Грейг, И. Ф. Крузенштерн, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. П. Лазарев, В. М. Головнин, Ю. Ф. Лисянский, Ф. П. Литке, А. А. Попов, Г. И. Бутаков, С. О. Макаров и другие деятели Российского флота. После установления Советской власти музей был национализирован и перешел под охрану государства. Его открытие состоялось 24.2 1918, а 9.41919 СНК под председательством В. И. Ленина принял постановление о выделении средств для музея. Он стал регулярно пополняться материалами о кораблестроении, повседневной и боевой деятельности флотов и флотилий. В 1939 музей был переведен в здание бывшей Фондовой биржи, где разместилась обширная экспозиция, документально отображающая героическую историю Российского и Советского ВМФ. Большую историческую ценность представляет лучшая в мире коллекция моделей отечественных и иностранных кораблей. Экспозиция включает также одно из древнейших в мире судов — найденный на территории Киевской Руси дубовый челн-однодеревку (X в. до н. э.) и ботик Петра I. Фонды музея насчитывают более 700 тыс. экспонатов (в том числе свыше 2 тыс. моделей кораблей, более 7 тыс. образцов оружия и техники, свыше 2500 знамен и флагов, около 8 тыс. документов, более 1,4 тыс. произведений изобразительного искусства). Среди них уникальные гравюры конца XVII—начала XVIII в., картины выдающихся маринистов И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, А. К. Беггрова, скульптурные украшения парусных кораблей, портреты прославленных командиров кораблей, мореплавателей, флотоводцев и другие произведения искусства. Музей имеет филиалы: крейсер «Аврора», Кронштадтская крепость, «Дорога жизни» , «Чесменская победа». В 1975 за большой вклад в патриотическое воспитание трудящихся и воинов, пропаганду боевых и революционных традиций ВМФ он награжден орденом Красной Звезды.

    1710, 13.6 Взятие крепости Выборг в ходе Северной войны.
    Осада началась 22.3. Шведский гарнизон (свыше 6 тыс. человек, 151 орудие) был обложен с суши войсками генерал-адмирала Ф. М. Апраксина (около 13 тыс. человек, 13 орудий). 9.5 к Выборгу подошел русский флот под командованием Петра I и вице-адмирала К. И. Крюйса (8 шняв, около 250 вспомогательных судов), доставивший пополнение, орудия, боеприпасы и продовольствие (около 5 тыс. человек, 108 орудий). 1.6 началась общая бомбардировка крепости с моря и суши. Не имея подкреплений, шведы 12.6 капитулировали, не дожидаясь штурма. Победа была одержана благодаря умелому взаимодействию армии и флота, высокой выучке и выносливости русских солдат и матросов.

    1714, 27.7 Гангутское морское сражение в ходе Северной войны.
    К весне 1714 главные силы русской армии сосредоточились в Або (Турку), планировалось дальнейшее наступление в Финляндии. Основная задача — захват Аландских о-вов (Ахвенанма) и перенесение военных действий на территорию Швеции — возлагалась на флот. Чтобы не допустить вторжения русских в Або-Аландский район, 25.4 1714 шведский флот занял позицию у п-ова Гангут (Ханко). Русский гребной флот под командованием генерал-адмирала Апраксина (99 галер и скампавей с 15 тыс. человек на борту) 29.6 встал на якорь у местечка Тверминне. Путь в Або ему преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Ватранга (29 кораблей, в том числе 15 линейных, 3 фрегата, отряд гребных судов). Петр I, прибывший из Ревеля (Таллин), где стояла парусная эскадра, решил осуществить прорыв в Або силами галерного флота. Для переброски галер в шхе-ры севернее п-ова Гангут он приказал построить деревянный настил — переволоку длиной 2,5 км через перешеек п-ова Гангут. Узнав об этом, Ватранг послал в Рилакс-фьорд к месту спуска галер на воду отряд шаутбенахта Н. Эреншёльда (фрегат, 6 галер, 3 шхер-бота, всего 116 орудий). Отряд вице-адмирала Лиллье (8 линейных кораблей, 2 бомбардирских корабля) был направлен к Тверминне для нанесения удара по главным силам русских. Воспользовавшись разделением сил противника, Петр I утром 26.7 послал 20 скампавей под командованием капитан-командора М. X. Змаевича на прорыв. Шведская эскадра стояла близко к берегу. Воспользовавшись штилем, русский авангард обошел шведские корабли мористее, вне дальности их артиллерийского огня. Стремясь помешать русским, шведы стали буксировать свои корабли шлюпками в сторону прорыва русских скампавей. Отряд Лиллье, вызванный Ватрангом для соединения с главными силами, из-за штиля не смог подойти к месту прорыва. Вслед за авангардом Петр I послал отряд бригадира Лефорта (15 скампавей), который также прошел мористее шведской эскадры. Получив донесение о появлении у строящейся переволоки шведских кораблей, Петр I приказал прекратить строительство, а отряду Змаевича заблокировать и атаковать отряд Эреншёльда. К полудню, используя слабый юго-восточный ветер, шведский флот построился в две линии на месте прорыва русских скампавей. К вечеру вновь наступил штиль. Военный совет русского флота принял решение о прорыве главных сил в строю кильватерной колонны как можно ближе к берегу. 27.7 в 4 ч утра начался прорыв. Из-за тумана шведы пропустили начало движения русских. 98 скампавей с 15-тыс. десантом совершили прорыв в Абоские шхеры. К моменту подхода главных сил русского гребного флота в Рилакс-фьорд отряд Змаевича готовился атаковать отряд Эреншёльда, построившего корабли по вогнутой линии, так что оба фланга отряда упирались в острова. В центре стоял флагманский 18-пушечный фрегат «Элефант», с носа и кормы его — по 3 галеры (84 орудия), во 2-й линии находились 3 шхербота (14 орудий). Из-за небольшой ширины фьорда русские не могли развернуть весь гребной флот и выделили для атаки авангард из 23 скампавей, разделив его на три отряда (в центре 11 судов, справа и слева по 6 судов). Фактически боем руководил Петр I, находившийся на галере за центром авангарда, которым командовал генерал Вейде. За авангардом в качестве резерва находились главные силы гребного флота под командованием Ф. М. Апраксина. После того как Эреншёльд отверг предложение о сдаче, 11 скампавей русского авангарда атаковали противника. Две атаки были отбиты ожесточенным огнем шведских кораблей. Третья атака была направлена на фланговые корабли шведов, что не позволило им ис-пользовать преимущество в артиллерии. Идя на сближение, русские вели артиллерийский и ружейный огонь. Свалившись на абордаж с концевыми галерами шведов, они захватили их одну за другой. После упорного сопротивления спустил флаг и флагманский фрегат Эреншёльда. Были взяты в плен все 10 шведских кораблей. Потери шведов составили 361 человек убитыми, 587 — пленными. Русские потеряли одну галеру, которая во время прорыва села на мель, 124 человека убитыми, 342 — ранеными. 28.7 главные силы шведского флота ушли в Аландсгаф для прикрытия берегов Швеции от высадок русского десанта. Гангутское сражение было первой крупной победой регулярного флота России над шведским флотом. Уме-лое использование преимуществ гребного флота в шхерах, правильный выбор места прорыва, решительность действий командования, героизм офицеров и матросов позволили русским нанести поражение части сил противника в присутствии превосходящих сил шведского флота. В результате русский флот получил свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Без сопротивления были заняты Аландские о-ва, усилен гарнизон Або. Победа при Гангуте имела большое военно-политическое значение, обеспечив успешные действия войск в Финляндии и создав условия для переноса военных действий на территорию Швеции. Петр I высоко оценил победу у Гангута, приравняв ее к Полтавской. Была учреждена специальная медаль и построен храм св. Пантелеймона в Санкт-Петербурге (ныне музей «Гангутский мемориал». Петр I получил чин вице-адмирала. 130 офицеров были награждены золотыми медалями, 3284 нижних чина — серебряными. На лицевой стороне медалей было портретное изображение Петра I и его титул. Надписи на медалях гласили: «Прилежание и верность превосходит сильно», «Первые плоды Российского флота. Морская победа при Аланде июля 27 дня 1714». На месте погребения погибших воинов в Рилакс-фьорде в 1871 был установлен памятник.

    1715, 27.10 Основание Санкт-Петербургской гошпитали (ныне 1-й военно-морской госпиталь).
    Первоначально госпиталь был размещен на правом берегу Невы (ныне Выборгская сторона) в помещении бывших казачьих казарм. К началу октября 1715 его оборудование было закончено, и госпиталь принял первых больных. Официальное открытие состоялось 27.10 1715. Осенью 1835 казной был куплен участок и дом княгини Шаховской «противу второй морской казармы», у Калинкина моста на р. Фонтанка, и с 1.10 1836 туда был переведен Санкт-Петербургский Адмиралтейский госпиталь. Это было первое в России военно-морское лечебное учреждение и долгое время единственная школа по подготовке медицинских кадров для флота. 1-й Ленинградский военно-морской госпиталь имеет богатую историю. В нем работали основоположники отечественной терапии М. Я. Мудров и отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович, крупный гигиенист А. Г. Бахерахт и другие. Во время всех войн в госпиталь поступали с флотов и фронтов раненые и боль-ные моряки. Им были обеспечены хороший уход и лечение. Героическая работа коллектива в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда позволила возвратить в строй 86% раненых и 96% больных моряков. За образцовое выполнение боевых заданий командования 31.5 1944 госпиталь был награжден орденом Ленина.

    1717, 11.12 Учреждение по указу Петра I Адмиралтейств-коллегии - высшего коллегиального органа для управления флотом и военно-морским ведомством в России. Адмиралтейств-коллегия руководила постройкой и вооружением кораблей, строительством портов, гаваней, каналов, подготовкой кадров морских офицеров, охраной лесов. Заседания коллегии начались с 4.4 1718. В ее состав входили: президент — сподвижник Петра I генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, вице-президент— вице-адмирал К. И. Крюйс и два асессора — генерал-майор Г. П. Чернышев и полковник Норов. Состав Адмиралтейств-коллегий в дальнейшем был расширен. По штату в нее входили строевые чины флота: президент, вице-президент, 5—7 флагманов и капитан-командоров «из старых или увечных, которые мало удобны уже к службе воинской». По регламенту 1722 дополнительно ей предписывалось заниматься снабжением кораблей, постройкой адмиралтейств, учетом и обучением личного состава, комплектованием кораблей и частей флота личным составом, финансами, гидрографией и лоцманской частью. В ведении коллегии находилось несколько контор и канцелярий: военно-морская, адмиралтейская, обер-сарваерская (кораблестроительная), подрядная, контролерская, аудиторская и пр. Начальники канцелярий не могли быть членами Адмиралтейств-коллегий, но обязаны были присутствовать на заседаниях для докладов и советов, когда обсуждались дела вверенных им учреждений. К особым обязанностям президента Ад-миралтейств-коллегий относился осмотр для устранения неисправностей всех адмиралтейских работ еженедельно, флота в Кронштадте — ежемесячно, в Ревеле (Таллин) и Рогервике (Палдиски) — раз в год. В 1802 Адмиралтейств-коллегия была переименована в Министерство Военно-Морских сил и коллегиальное начало заменено единоличным. В 1815 оно было переименовано в Морское министерство. В 1827 преобразовано в совещательный орган при морском министре — Адмиралтейств-совет. Упразднен декретом Советской власти в 1917.

    1718 Получение Петром I челобитной крестьянина подмосковного села Покровское-Рубцово Е.П.Никонова о постройке "потаенного" судна - прообраза подводной лодки.
    Плотник казенной верфи Е. П. Никонов почти за 60 лет до постройки подводной лодки американцем Д. Бушнеллом брался сделать военное судно, которое «будет ходить в воде потаенно», подходить к вражеским кораблям «под самое дно» и «из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать». Изобретатель просил разрешить «для пробы тому судну учинить образец, сколько на нем будет пушек...». По указанию Петра I 31.1 1720 Адмиралтейств-коллегия вынесла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать...». Весной 1724 построенное Никоновым из дерева первое в мире «потаенное судно Морель» (Предположительно длина 6—8 м, ширина 1,5—2 м, высота не менее 1—1,5 м, объем 8—12 м3, двигатель—мускульная сила экипажа) в присутствии Петра I, «адмиралов, капитанов, чиновных людей и людишек простого звания» было спущено на воду и погрузилось на глубину 3—4 м. Однако от удара о грунт было повреждено деревянное днище судна, нарушилась герметичность корпуса. Судно и его изобретателя удалось спасти. Петр I приказал мастеру укрепить корпус и повелел, чтобы ему «никто конфуза в вину не ставил». Работы продолжались до 1728, но после смерти Петра I Ефиму Никонову по ряду причин не удалось завершить осуществление своего проекта. «За недействительные строения» Адмиралтейств-коллегия разжаловала Никонова в рядовые «адмиралтейские работники» и сослала в отдаленный Астраханский порт.

    1719, 24.5 Бой у о. Эзель в ходе Северной войны.
    В ночь на 24.5 отряд кораблей под командованием капитана 2 ранга Н. А. Сенявина (6 линейных кораблей, шнява, 330 пушек) обнаружил между о-вами Эзель (Сааремаа) и Готска-Сандё (Готска-Санден) отряд шведских кораблей (линейный корабль, фрегат, бригантина, 97 пушек) под начальством капитан-командора Врангеля. Сенявин атаковал шведов двумя кораблями. Флагманский 50-пушечный русский линейный корабль «Портсмут» точными залпами картечью заставил сдаться фрегат и бригантину. 50-пушечный корабль «Девоншир» (капитан 3 ранга К. Н. Зотов) атаковал 52-пушечный флагманский корабль шведов «Вахтмейстер», который ответным огнем сбил у «Портсмута» паруса и стал уходить. Посланные в погоню корабли «Ягудиил» и «Рафаил» догнали «Вахтмейстер» и принудили к сдаче. Шведы потеряли убитыми 50 человек, ранеными 14, в плен было взято 337 человек во главе с капитан-командором Врангелем. У русских было 7 человек убито и столько же ранено. Победа была одержана благодаря искусному маневрированию и блестящему использованию артиллерии. Н. А. Сенявин был произведен через чин в капитан-командоры, К. Н. Зотов — в капитаны 2 ранга, все офицеры награждены золотыми медалями. 30 гардемаринов, участвовавших в бою, были произведены в мичманы. Победа была отмечена в Санкт-Петербурге салютом корабельной и крепостной артиллерии. Эту первую победу русских парусных кораблей в открытом море без абордажа Петр I назвал «добрым почином Российского флота».

    1720, 13.4 Издание первого морского морского устава - "Книга устав морской о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море".
    Устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов. В уставе были помещены указ Петра I от 13.1 о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении устава, «Предисловие к доброхотному читателю», присяга, «регламент», разъясняющий понятия «флот» и «боевые построения флота». Текст устава состоял из пяти книг, в которые были сведены основные организационные принципы регулярного Российского флота, права и обязанности командующих флотом и его частями, указания о тактике эскадры в бою, организация повседневной и боевой службы на корабле, права и обязанности экипажа от капитана до матроса, тактика корабля в бою, дисциплинарные наказания за нарушения устава. В приложении дан свод повседневных и боевых сигналов флота. Устав был проникнут идеями патриотизма, верности присяге, бдительности, строгого хранения военной тайны. Подчеркивалось, что русские военные корабли ни при каких обстоятельствах не должны сдаваться врагу. Доработанный устав был переиздан в 1724 и с незначительными изменениями действовал до 1797. По Морскому уставу учились искусству побеждать врага многие поколения русских военных моряков.

    1720, 27.7 Бой у о-ва Гренгам в ходе Северной войны.
    По приказу Петра I к Аландским о-вам прибыл галерный флот (66 гребных судов, 52 орудия, 11 тыс. десанта) под командованием генерала М. М. Голицына, чтобы выбить шведов с островов. Голицын повел свои корабли в шхеры, чтобы занять удобную позицию, но был атакован шведской эскадрой (52-пушечный линейный корабль, 4 фрегата, 3 галеры и 6 малых судов, 156 орудий, свыше тысячи человек). Командующий шведской эскадрой вице-адмирал Шёблад, увлекшись преследованием, ввел свои корабли в узкий мелководный пролив, где они не смогли маневрировать. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, русские галеры перешли в контратаку. Все шведские фрегаты были взяты на абордаж, флагманскому кораблю удалось уйти. У шведов 103 человека было убито, 407 попало в плен; у русских 82 человека убито, 203 ранено, 42 галеры повреждены. Петр I наградил всех участников боя специально выбитой медалью: офицеров — золотой, матросов — серебряной с надписью «Прилежание и храбрость превосходят силу», а Голицына - шпагой «за добрую команду». Победа русских в Гренгамском бою ослабила флот шведов и произвела сильное впечатление на европейские государства, особенно на Англию, корабли которой находились в Балтийском море. Швеция была вынуждена начать мирные переговоры с Россией.

    1721, 30.8 Подписание Ништадтского мирного договора.
    Швеция, экономика которой была полностью расстроена войной, под угрозой высадки русских десантов на свою территорию приняла условия мира, выдвинутые Россией. Победа в Северной войне была достигнута Россией в результате длительной и упорной борьбы, в которой наряду с регулярной армией важную роль сыграл военно-морской флот, за короткий срок созданный на Балтийском море. По договору к России отошли почти все земли, завоеванные в ходе Северной войны: Лифляндия с Ригой, Эстляндия с Ревелем (Таллин), часть Карелии с Кексгольмом (Приозерск) и Финляндии с Выборгом, Ингерманландия (Ижорская земля), о-ва Эзель (Сааремаа), Даго (Хиума), Моон (Муху). Финляндия, за исключением района Выборга, возвращалась Швеции. В качестве компенсации за Лифляндию Россия должна была выплатить Швеции 2 млн. ефимков. Россия вернула себе обширное прибалтийское побережье, издревле принадлежавшее Новгороду и Пскову, и получила жизненно необходимый выход в море — «окно в Европу». К. Маркс писал, что «Россия получила лишь то, что было абсолютно необходимо для нормального развития его [Петра I] страны».

    1721, сентябрь Основание Петром I гребного порта в Санкт-Петербурге.
    После заключения Ништадтского мирного договора многочисленный гребной флот, построенный для действий в шхерных районах Балтийского моря, нуждался в укрытой стоянке. Парусный флот зимовал в устье р. Фонтанка под защитой Петропавловской крепости. Для галер и скампавей, которых было более 200, в приморской части Васпльсвского о-ва был выкопан бассейн 527х150 м, соединенный каналом с Финским зал. На берегу построены склады и мастерские. Создание Гребного порта в устье Невы имело большое значение для обороны Санкт-Петербурга. В настоящее время в этом месте находится Ленинградский морской вокзал.

    1722, 24.1 Введение Табели о рангах.
    Петром I введена Табель о рангах, по которой были установлены и разбиты на 14 рангов (классов) придворные, гражданские и воинские звания (чины) командного состава русской регулярной армии и флота; большинство их просуществовало до 1917. Ранги (классы) младших офицеров в разное время менялись. В числе флотских чинов были: генерал-адмирал (1708—1908) — 1-й класс, адмирал (1699—1917) — 2-й класс, вице-адмирал (1699—1917) — 3-й класс, контр--адмирал (1699—1917) — 4-й класс, капитан-командор (1707—1827) — 5-й класс, капитан 1 ранга (1713— 1917) — 6-й класс, капитан 2 ранга (1713—1917) — 7-й класс, капитан 3 ранга (XVIII в.)—8-й класс, капитан-лейтенант (1706—1911)—8—9-й класс, старший лейтенант (1907—17) — 8—10-й класс, лейтенант (1701—1917) — 9—10-й класс, мичман (1713—1917) — 10—14-й класс. Гардемарины и младший командный состав в Табель о рангах не входили.

    1722, 4.11 Создание Каспийской флотилии начало строительства Астраханского военного порта.
    Первая попытка создания военной флотилии на Каспийском море относилась к 1667, когда «для посылок из Астрахани на Хвалынское море» началось строительство корабля «Орел» и других кораблей и судов. С 1713 в Астрахани строились военные корабли для экспедиции князя А. Бековича-Черкасского, отправившейся в октябре 1716 морем в Гурьев, а оттуда в Хиву. В 1721 после победы в Северной войне Петр I начал подготовку к походу па Каспий с целью расширить торговые связи России с восточными странами, восстановив балтийско-каспийский водный путь, оказать помощь закавказским народам в национально-освободительной борьбе. Проводилось изучение и описание театра, составлялись первые карты моря. Для Персидского похода было построено 59 судов. 18.7 1722 из Астрахани вышли 274 судна и более 170 лодок с десантом (около 22 тыс. пехоты), по суше из Царицына (Волгоград) было направлено 9 тыс. регулярной кавалерии. Соединившись у Аграханского зал., войска под командованием Петра I и Ф. М. Апраксина 23.8 заняли Дербент. 6.11 1722 из Астрахани вышел отряд из 14 судов под командованием капитан-лейтенанта Ф. И. Соймонова с десантом в 1 тыс. человек, которым командовал полковник И. А. Шипов, для овладения г. Решт. В декабре русские войска высадились в Энзелийском зал. и заняли Решт. В июне 1723 из Астрахани вышла Каспийская флотилия (20 судов, 4 тыс. человек) под командованием генерал-майора М. А. Матюшкина для взятия Баку. 26.7 1723 после четырехдневной бомбардировки город был занят русским десантом. Успешные боевые действия армии и флотилии способствовали тому, что 12.9 1723 в Санкт-Петербурге был заключен мирный договор с Персией (Ираном), по которому к России в вечное владение отходили Дербент, Баку с прилегающими к ним землями, провинции Гилян, Мазендеран и Астрабад. К концу похода флоти-лия насчитывала 80 кораблей и судов. После смерти Петра I военные действия были приостановлены и флотилия пришла в упадок. В конце XVIII в. Каспийская флотилия вновь усиливается. В 1780 был сформирован отряд из трех 20-пушечных фрегатов, бомбардирского корабля и ботов под командованием капитана 2 ранга М. И. Войновича. В мае — июне 1796 при поддержке кораблей флотилии русские войска вновь овладели Дербентом и Баку, остальными приморскими провинциями, включая Гилян. В 1805 во время русско-иранской войны 1804—13 отряд кораблей (7 военных, 11 транспортных судов) под командованием капитан-лейтенанта Ф. Ф. Веселаго перевез из Астрахани десант, который под прикрытием огня кораблей захватил крепость Энзели (Пехлеви). В 1805 был в третий раз занят Баку, а в 1813 крепость Ленкорань. В обстреле и штурме крепостных укреплений участвовали корабли флотилии. 12.10 1813 был подписан Гюлистанский мирный договор, по которому к России отошли Грузия, Дагестан и Северный Азербайджан. Русским и персидским купцам разрешалось свободно торговать на территориях обоих государств. Право держать военный флот на Каспийском море предоставлялось только России. В период русско-иранской войны 1826—28 Каспийская флотилия под командованием генерал-майора П. Г. Орловского оказывала русской Кавказской армии существенную помощь. Война закончилась Туркманчайским договором, по которому к России переходили Эриванское и Нахичеванское ханства, часть Каспийского побережья до р. Астара и подтверждалось исключительное право держать военные суда на Каспии. К 1828 флотилия состояла из 14 кораблей, 6 транспортов и 12 вспомогательных судов (2 из них паровые). В русско-турецкую воину 1828—29 корабли флотилии доставляли к западным берегам Каспия подкрепления и грузы для русской армии, действовавшей в Закавказье. С 1867 главной базой флотилии становится Баку. В Ахал-Текинской экспедиции (апрель 1880 — март 1881) генерала М. Д. Скобелева важную роль сыграл отряд моряков Каспийской флотилии под командованием капитана 2 ранга С. О. Макарова. Моряки отряда, артиллеристы морской батареи и минеры подрывной команды отличились во время штурма крепости Геок-Тепе. Моряки Каспийской флотилии активно участвовали в революционных событиях в России. Так, в 1905 произошло восстание матросов Каспийского экипажа в Баку, поддержанное забастовкой рабочих. В 1907—11 флотилия была усилена — из Кронштад-та по Мариинской системе в Баку прибыли 2 миноносца, дизельные канонерские лодки «Карс» (с 19.5 1920 - «Ленин») и «Ардаган» (с 1.12 1927 «Красный Азербайджан») и 4 вспомогательных судна. Во время Великой Октябрьской социалистической революции моряки флотилии включились в борьбу за установление Советской власти в Азербайджане. 3.11 (16.11) 1917 в Баку открылся I съезд КВФ, на котором была принята большевистская резолюция, при-ветствовавшая революцию и поддерживавшая Испол-нительный комитет Совета рабочих и солдатских депутатов. Бакинский Совет придавал исключительное значение флотилии. На кораблях были обновлены судовые комитеты, комиссарами выдвинуты матросы-большевики. Однако после падения героической Бакинской коммуны 31.7 1918 власть захватила контрреволюционная националистическая буржуазия. В Баку было создано мусаватистское правительство. 4.8 в Баку вошли английские войска. Военные суда флотилии были захвачены интервентами. В октябре 1918 была создана Астрахано-Каспийская флотилия, которая вела боевые действия против белогвардейцев и интервентов.

    1724, 17.1 Основание архива Адмиралтейств-коллегии - одного из старейших архивов страны, положившего начало Центральному архиву Военно-морского флота.
    После замены Адмиралтейств-коллегий Министерством Военно-Морских сил (1802) ее архив был преобразован в Общий архив Морского ведомства (с 1815 — Морского министерства), который принимал на хранение документы центральных морских учреждений, флотов и военных портов, осуществлял публикацию важных документов. После Великой Октябрьской социалистической революции в соответствии с декретом СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела» от 1.6 1918 он был передан в состав образованного Единого Государственного архивного фонда. ЦГАВМФ был образован в 1941 (Ленинград, ул. Халтурина, 36). В нем хранятся документы по истории отечественного флота начиная с конца XVII в. до 1940 (более 1.5 млн дел). Основным справочником архива служат описи дел (более 5 тыс. томов). В каталоге архива отделы: Российского флота, Советского ВМФ, именной. Кроме того, создаются тематические перечни: «Ленин и флот», «Декабристы», «Кораблестроение», «Моряки в Великой Октябрьской социалистической революции» п др. Периодически архив публикует сборники документов (с 1945 выпущено 25 сборников).

    1724, 23.12Уках Петра о снаряжении экспедиции на Камчатку - 1 -ая Камчатская экспедиция 1725-1730гг.
    Экспедиция была задумана для выяснения вопроса «о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию», «сошлася ль Америка с Азиею». Ее начальником Петр I назначил В. И. Беринга. Его помощником был лейтенант А. И. Чириков. Экспедиция (69 человек) отправилась 24.1 1725 из Санкт-Петербурга и к апрелю 1727 прибыла в Охотск. Летом того же года на шитике «Фортуна» ее участники направились в Большерецкий острог (западный берег Камчатки). Беринг не решился продолжать путь морем вокруг Камчатки, и зимой экспедиция на собачьих упряжках добралась до Нижнего Камчатского острога (в устье р. Камчатка). Отсюда 13.7 1728 на боте «Св. Гавриил» экспедиция вышла в море. Погода благоприятствовала плаванию. Следуя на северо-восток вдоль берегов Камчатки и Чукотки, экспедиция 1.8 открыла залив, названный зал. Св. Креста, а 10.8 — о. Св. Лаврентия. Затем 13.8 1728 через пролив между Азией и Америкой вышла в Северный Ледовитый океан, где в Чукотском море 15.8 достигла параллели 67°18' с. ш. Отсюда участники экспедиции, собрав ценные сведения о северо-востоке Сибири, 2.9 1728 вернулись в Нижний Камчатский острог. На обратном пути был открыт о. Св. Диомида. После зимовки 5.6 1729 Беринг с Чириковым вышли в новый поход на восток в поисках земли, так как слышали от местных жителей, что есть земля против устья р. Камчатка, но никакой земли не нашли. Обследовали море, обогнули южный мыс Камчатки (м. Лопатка), положили его на карту и 23.7 прибыли в Охотск. В марте 1730 Беринг вернулся в Санкт-Петербург и после доклада Адмиралтейств-коллегий был произведен в капитан-командоры. Экспедицией было положено начало изучению северной части Тихого океана (ныне Берингово море).

    1731, 10.5 Начало создания Охотской (с 1850 Петропавловской, а с 1856 года - Сибирской военной флотилии. Указ об объявлении Охотска военным портом.
    Флотилия была создана для защиты восточных берегов России. Первым командиром Охотского порта и флотилии был Г. Г. Скорняков-Писарев. С 1799 суда флотилии стали укомплектовывать военными командами. Базой флотилии до 1851 был Охотск, затем — Петропавловский Порт (Петропавловск-Камчатский), с апреля 1855 — Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре) и с февраля 1871 — Владивосток. Флотилия сыграла важную роль в освоении дальневосточной части Ти-хого океана. В период Крымской войны ее корабли принимали участие в обороне Петропавловского Порта. С 1860 кроме Сибирской флотилии в водах Тихого океана постоянно находилась эскадра кораблей БФ. Перед русско-японской войной 1904—05 эскадра была значительно усилена и участвовала в боевых действиях. Моряки флотилии принимали участие во Владивостокских восстаниях 1905, 1906, 1907. В годы первой мировой войны корабли Сибирской флотилии (7 ВКР, 9 ЭМ, 15 М, 13 ПЛ) конвоировали транспорты, следовавшие из США во Владивосток. В декабре 1917 флотилия перешла на сторону Советской власти. В июле 1918 12 миноносцев и вспомогательные суда были захвачены во Владивостоке интервентами и уведены в Манилу и Пусань (Пусан).

    1732, 28.12 Указ Сената об организации Великой северной экспедиции (1733-1743).
    План экспедиции разрабатывался и осуществлялся под руководством президента Адмиралтейств-коллегий адмирала Н. Ф. Головина при участии составителя Атласа Всероссийской империи И. К. Кириллова. Задачи экспедиции были грандиозны: исследование всего Северного морского пути, отыскание морских путей в Америку и Японию, нанесение границы России от Белого до Японского моря. Сенат разрешил построить 10—12 кораблей, предписал АН включить в состав экспедиции своих представителей, предложил Адмиралтейств-коллегий назначить командирами отрядов лучших выпускников ВМА. В 1733—43 отряды экспедиции под командованием отважных русских мореплавателей лейтенантов С. Г. Малыгина, Д. Л. Овцына, В. В. Прончищева, П. Лассиниуса, X. П. и Д. Я. Лаптевых, штурманов С. И. Челюскина, И. Елагина, М. Петрова, Ф. А. Минина, Д. В. Стерлегова составили карты берегов Северного Ледовитого океана от р. Печора до Чукотки (м. Б. Баранов). Важной частью Великой Северной экспедиции была 2-я Камчатская экспедиция В. Беринга — А. И. Чирикова. В Великой Северной экспедиции участвовал академический отряд, состоявший из Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, А. Д. Красильникова, Г. В. Стеллера, Ф. Попова, А. Третьякова, Л. Иванова, А. Горланова, Д. Одинцова, 3. Медведева и других. Их работа принесла огромную пользу науке. В частности, изыскания в сибирских архивах привели к открытию «отписки» С. И. Дежнёва о его плавании в 1648 и об открытии пролива, разделяющего Азию и Америку. Ученые и моряки — участники девяти отрядов Великой Северной экспедиции выполнили за десять лет колоссальный объем работ: произвели подробную опись побережья Северного Ледовитого океана, съемку мно-гих впадающих в океан рек и определили астрономические координаты важных пунктов Крайнего Севера трех материков — Европы, Азии, Америки, проводили метеорологические наблюдения, геологические и этнографические исследования Сибири, Камчатки, Курильских о-вов, первыми нанесли на карту Алеутские о-ва и северо-западные берега материка Северная Америка, начали исследования Северного морского пути. Отечество высоко оценило заслуги участников Великой Северной экспедиции — имена многих из них увековечены на карте Арктики.

    1733, 7.9 Создание Донской (Азовской) военной флотилии. Указ Сената о постройке судов для флотилии.
    Строительство бригантин и галер началось в Таврове еще в 1723, но после смерти Петра I было прекращено. С 1733 строительство возобновилось. В 1734 были спущены на воду 15 прамов, 35 галер, 59 ботов и шлюпок. В сентябре 1735 командующим флотилией был назначен контр-адмирал П. П. Бредаль. 19.3 1736 часть войск Донской армий приступила к блокаде турецкой крепости Азов (гарнизон 5,9 тыс. человек). В конце апреля к Азову прибыли главные силы армии и суда флотилии, доставившие артиллерию и другие грузы. 8.5 началась осада крепости. За восемь дней с кораблей было выпущено более 6400 снарядов, причинивших значительные разрушения. В июне под Азовом было сосредоточено около 28 тыс. войск и 146 орудий. Флотилия к этому времени насчитывала 9 больших 44-пушечных прамов, 6 малых 8-пушечных прамов, 35 галер и 29 малых судов (всего 2,2 тыс. человек). Турция прислала на помощь гарнизону отряд кораблей, однако из-за мелководья они не смогли войти в устье Дона, а Донская флотилия не допустила перевозки подкреплений в крепость на гребных судах. Отряд турецких кораблей ушел, не выполнив своей задачи. 19.6 1736 гарнизон Азова капитулировал. В кампанию 1737 флотилия содействовала Донской армии (около 40 тыс. человек) генерал-фельдмаршала 11. П. Ласи, направленной для предотвращения захвата турками Крыма. Флотилия (449 лодок) с 10,6 тыс. войск, боеприпасами и продовольствием 19.5 вышла из Таганрога. Переправив через р. Кальмиус 14 пехотных полков, 30.5 она двинулась вдоль побережья Азовского моря к Геничи (Геническ), прикрывая армию с моря и доставляя ей провиант и снаряжение. По наплавному мосту, наведенному флотилией через Сиваш, 27.6 войска переправились на Арабатскую стрелку и двинулись в Крым. Флотилия обеспечивала войска продовольствием и питьевой водой. 27.6 отряд турецких кораблей (2 линейных корабля, фрегат, 15 галер и несколько судов) подошел к якорной стоянке флотилии и обстрелял русский лагерь. 30.6 турецкие гребные суда под прикрытием огня кораблей пытались подойти к берегу, но огонь русских батарей вынудил турок отказаться от высадки десанта. Донская флотилия сыграла важную роль в обеспечении русской армии. 26.8, дважды успешно отразив атаки турецких кораблей, она возвратилась в Азов для зимней стоянки. 18.4 1738 флотилия (100 лодок), приняв десант и грузы, вышла из Азова к Геничи для содействия армии Ласи. В начале июня 16 турецких кораблей пытались окружить русскую флотилию у Федотовой косы. Однако под прикрытием казачьего отряда и береговых батарей матросы прорыли через косу ров, по которому перевели лодки, и продолжили путь к Геничи. 15.6 отряд турецких кораблей (7 линейных кораблей и фрегат, 15 галер, более 100 гребных судов) заблокировал русскую флотилию, но контр-адмирал Бредаль приказал вытащить лодки на отмель и занять оборону на берегу. Огнем орудий атаки турок были отбиты. 15.7 русские сожгли свои лодки и, забрав орудия, сухим путем вернулись в Азов. Отсутствие флотилии лишило армию Ласи связи с базой, ухудшилось ее снабжение, и армия была вынуждена оставить Крым. После заключения мирного договора с Турцией Донская флотилия 15.10 1739 была упразднена. Вновь флотилия была создана в начале русско-турецкой войны 1768—74 (132 судна). Под командованием вице-адмирала А. Н. Сенявина она успешно сражалась с турецким флотом на Азовском и Черном морях, взаимодействовала с сухопутными войсками при взятии Керчи и Еникале, отразила попытки турок высадить десанты в Крыму. В 1783 флотилия была расформирована, а ее корабли переданы созданному в мае того же года Черноморскому флоту. Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru