фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  • Морские памятные даты


    Памятные даты из истории Российского флота


    Часть II

     

    Основание Севастополя

     

     


    1737, 4.1 Создание Днепровской (Брянской) военной флотилии — указ сената о постройке судов для флотилии.
    Малые военные суда строились в Брянске (на р. Десна) еще в 1724—27. С осени 1736 началось строительство дубель-шлюпок (длина 18 м, вооружение 6 двухфунтовых фальконетов, вместимость 100 человек), плашкоутов для переправы войск и других судов, способных пройти Днепровские пороги. Флотилия должна была содействовать Днепровской армии генерал-фельдмаршала Б. К. Миниха во взятии крепости Очаков — главного опорного пункта Турции в Северном Причерноморье. Весной 1737 355 судов были отправлены из Брянска вниз по Десне и Днепру. Из-за трудности плавания первые суда флотилии пришли к Очакову лишь 19.7, когда крепость была уже взята русскими войсками. Они доставили продовольствие и боеприпасы. С 3.9 флотилию возглавил вице-адмирал Н. А. Сенявин. К 1.10 у Очакова находились 76 судов, остальные так и не смогли пройти через пороги. В начале октября к Очакову подошли турецкие галеры, но, обнаружив русскую флотилию, ушли. 15.10 1739 после заключения в Белграде мирного договора с Турцией Днепровская флотилия, насчитывавшая к тому времени 657 судов, была расформирована.

    1741, 4.6 Начало 2-й Камчатской экспедиции (1733-43), являвшейся частью великой северной экспедиции.
    Экспедиция состояла из северного и южного тихоокеанских отрядов. Первый под командованием капитана-командора В. Беринга и капитана А. И. Чирикова имел задание найти путь к северной части американского материка. Южный отряд, начальником которого был М. П. Шпанберг, прошел от Охотска до Японии, составив карту Курильских о-вов. В 1740 в Охотске для северного отряда были построены пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел», первым командовал В. Беринг, вторым — А. И. Чириков. Обогнув Камчатку, корабли пришли в Авачинскую губу (в октябре 1740). Здесь была заложена Петропавловская Гавань (Петропавловск-Камчатский), где корабли встали на зимовку. 4.6 1741 корабли вышли из Петропавловской Гавани на поиски берегов Америки. Курс был взят на юго-восток, чтобы проверить существование «Земли Жуана да Гамы». Не обнаружив ее, 13.6 у 46° с. ш. Беринг и Чириков повернули на северо-восток, но 20.6 в тумане потеряли друг друга. С этого момента их плавание проходило отдельно. 16.7 с пакетбота Беринга «Св. Петр» был замечен американский берег. 20.7 корабль подошел к острову, названному о. Св. Ильи (Каяк), где на короткое время высадились исследователи С. Ф. Хитрово и Г. В. Стеллер. 26.7 путешественники увидели о. Кадьяк, а 2.8 был открыт о. Туманный (Чирикова). На следующий день на горизонте показались высокие снеговые горы п-ова Аляска. Затем были открыты о-ва Евдокеевские (Семиды), а 30.8 — о-ва Шумагина. Следуя к Камчатке южнее Алеутских о-вов, экспедиция открыла о-ва Св. Иоанна (Атха), о. Св. Маркиана (Кыска), о. Св. Стефана (Булдырь). В пути от цинги умерли 12 человек. 4.11 был открыт остров, у которого 6.11 «Св. Петр» потерпел аварию. Экипаж высадился на остров. Во время зимовки от цинги умерли еще 19 человек. 8.12 скончался и капитан-командор В. Беринг. В честь выдающегося мореплавателя и исследователя был назван этот остров, а группа островов Тихого океана была названа Командорскими. Командиром остался лейтенант К. Л. Ваксель. К лету 1742 под руководством С. Стародубцова был построен гукор, на котором оставшиеся в живых члены экипажа «Св. Петра» достигли Авачинской губы. Пакетбот «Св. Павел» вышел к американскому материку 15.7 1741 в районе 55°11' с. ш., 133°57' з. д. и двинулся вдоль берега на север. На широте 58° при обследовании побережья пропали без вести 15 моряков. После безуспешных поисков 27.7 А. И. Чириков решил вернуться к родным берегам. На обратном пути было открыто несколько островов Алеутской группы. Экипаж мужественно переносил острый недостаток воды и продуктов, болезни. 10.10 1741 «Св. Павел» благополучно вошел в Авачинскую губу. Весной 1742 А. И. Чириков вновь предпринял попытку совершить плавание к берегам Америки, но из-за болезни вынужден был возвратиться. Из Петропавловской Гавани Чириков на пакетботе «Св. Павел» перешел в Охотск и вернулся в Санкт-Петербург, где составил точную карту и подробный отчет об экспедиции.

    1769. 19.7 Начало 1-й архипелагской экспедиции (1769—74).
    Экспедиция была предпринята в ходе русско-турецкой войны 1768—74 для действий на турецких коммуникациях в Средиземном и Эгейском морях, нанесения ударов по приморским гарнизонам и отвлечения части сухопутных и морских сил противника с дунайского и крымского направлений. Россия также рассчитывала использовать национально-освободительное движение народов Балкан против Турции. С приходом русской эскадры десантные отряды совместно с греческими повстанцами должны были овладеть п-вом Морея. 1-я эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова (7 линейных кораблей, фрегат, бомбардирский корабль, б вспомогательных судов), выйдя из Кронштадта 19.7 1769, прибыла в Итилон (Виттуло) 17.2 1770 и высадила десант. Население греческого города встретило русских как освободителей. В Греции и Албании вспыхнули восстания против турецкого владычества. Из повстанцев и русских отрядов были сформированы два легиона для занятия Морей. Восточный легион капитана Баркова 28.2 разбил турецкие войска у крепости Мистрас (Мнзитра) и 8.3 занял ее. Западный легион майора П. П. Долгорукова, овладев Аркадией, направился к Наварину. 31.3 с двух линейных кораблей и фрегата у Наварина был высажен десант (300 человек) под командованием бригадира морской артиллерии И. А. Ганнибала, осадивший крепость. 10.4 после шестидневной бомбардировки крепость капитулировала. 18.4 в Наварин для базирования пришла вся эскадра во главе с А. Г. Орловым — командующим всеми русскими эскадрами на Средиземном море. В феврале — мае 1770 1-я и 2-я эскадры высадили несколько десантов в Морее, что вынудило Турцию отвести войска с Дунайского театра в Грецию и к Дарданеллам, а также направить флот против русских эскадр, действующих в Средиземном море. В Чесменском сражении 26.6 1770 русская эскадра уничтожила главные силы турецкого флота и завоевала господство в Архипелаге. Дарданеллы были блокированы, морские сообщения Турции в Средиземном море нарушены. В 1771—73 русские моряки захватили более 360 судов противника. В течение 1769—74 из Балтики в Эгейское море прибыли пять русских эскадр (20 линейных кораблей, 6 фрегатов, бомбардирский корабль, 30 вспомогательных судов и транспортов). Их действия способствовали заключению Кючук-Кайнарджийского мирного договора (10.7 1774), по которому Османская империя признавала независимость Крымского ханства, присоединение к России части побережья Черного и Азовского морей с крепостями Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн, а также Кабарды и ряда районов в междуречье Днепра и Буга. Черное и Азовское моря и Черноморские проливы были открыты для русского торгового мореплавания. Молдавия и Валахия получали автономию и переходили под покровительство России. Россия возвращала Турции острова Архипелага, принявшие русское подданство во время войны. 1-я Архипелагская экспедиция успешно выполнила свои задачи. С октября 1774 по май 1775 корабли несколькими эскадрами ушли в Россию.

    1770, 24—26.6 Бой в Хиосском проливе и Чесменское морское сражение во время русско-турецкой войны 1768—74.
    24.6 в Хиосском прол. русская эскадра (9 линейных кораблей, 3 фрегата и другие суда, всего 820 орудий) обнаружила стоявшие на якоре главные силы турецкого флота (16 линейных кораблей, 6 фрегатов, до 50 малых судов, всего 1430 орудий) под командованием Хасан-бея Джезаирли. В ходе боя с русским авангардом был подожжен и взорвался турецкий флагманский корабль «Реал-Мустафа». Вместе с ним погиб и флагманский корабль адмирала Г. А. Спиридова «Евстафий». Турецкая эскадра в беспорядке отошла в Чесменскую бухту, где была заблокирована русской эскадрой. На военном совете 25.6 у графа А. Г. Орлова был принят план Спиридова, непосредственно командовавшего русским флотом, уничтожить турецкие корабли комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров. В ночь на 26.6 отряд русских кораблей (4 линейных корабля, 2 фрегата, бомбардирский корабль, 4 брандера) под командованием контр-адмирала С. К. Грейга под огнем противника вошел в бухту и открыл артиллерийский огонь, от которого на турецких кораблях начался пожар. В третьем часу ночи в атаку пошли 4 брандера. Брандеру лейтенанта Д. С. Ильина удалось поджечь и взорвать турецкий линейный корабль. К 3 ч пожар охватил почти все турецкие корабли, а к 10 ч сгорели 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 40 мелких судов. Линейный корабль «Родос» и 5 галер были взяты в плен. Турки потеряли убитыми и ранеными около 11 тыс. человек. Потери русских— 11 убитых. В честь Чесменской победы в Царском Селе (Пушкин) была воздвигнута Чесменская колонна, в Санкт-Петербурге построена Чесменская церковь, выбита памятная медаль. Имя «Чесма» в Российском флоте носили броненосец и линейный корабль. В честь лейтенанта Ильина были названы минный крейсер и эсминец.

    1771, июнь Создание Дунайской (Лиманской гребной) флотилии.
    Флотилия формировалась в основном из захваченных турецких судов под руководством генерал-аншефа П. А. Румянцева для ведения боевых действий в русско-турецкой войне 1768—74. Кроме того, суда строились на Дунае. К 30.11 флотилия насчитывала 67 вооруженных судов. В 1772 строительство судов на донских верфях продолжалось под руководством вице-адмирала А. Н. Сенявина. В кампаниях 1771—72 суда флотилии охраняли устье Дуная, в 1772 впервые совершили плавание от Измаила до Таганрога и обратно. В 1773 флотилия под командованием А. Н. Сенявина осуществляла оборону Крыма и побережья Кавказа до крепости Суджук-Кале. Отряды капитана 1 ранга Я. Ф. Сухотина (5 единиц) и капитана 2 ранга И. Г. Кинсбергена (2 16-пушечных судна, позднее 6 единиц) вели крейсерские действия против турецких кораблей. Получив сведения о намерении турок высадить десант в Крыму, Сенявин объединил все силы под своим командованием и 31.8 начал поиски турецкого флота у Кавказского побережья. 5.9 отряд Сенявина встретил турецкую эскадру у Суджук-Кале и обратил ее в бегство, несмотря на превосходство турок в силах (5 линейных кораблей, 2 фрегата и 4 малых корабля против 2 русских фрегатов и 6 малых кораблей). Активные действия флотилии заставили турок отказаться от попыток овладеть Крымом. В кампанию 1774 флотилия носила название Азовской. Она оказала большое влияние на исход войны, в результате которой Россия получила выход к Черному морю и приступила к созданию Черноморского флота. Во время русско-турецкой войны 1787—91 Дунайская флотилия была воссоздана под названием Лиманская гребная флотилия (с декабря 1790 называлась Черноморским гребным флотом). Корабли флотилии под командованием контр-адмирала Н. С. Мордвинова, а затем генерал-майора О. М. Дерибаса поддерживали войска А. В. Суворова под Кинбурном, Очаковом, Измаилом (в бомбардировке Измаила участвовало 567 орудий флотилии), Килией, Тулчей, Исакчей, блокируя вражеские порты, переправляя войска через Дунай. С 19.10 по 11.12 1790 флотилия захватила 119 и уничтожила 210 турецких судов. Во время русско-турецкой войны 1877—78 флотилия нового формирования (14 паровых катеров и 20 гребных судов) обеспечивала переправу войск через Дунай. Для противодействия превосходящим силам турецкого флота (8 броненосцев, 5 канонерских лодок, 11 пароходов и др.) русские моряки успешно использовали минное оружие. В 1879 флотилия была расформирована, часть кораблей вошла в состав ЧФ, остальные были переданы Болгарии.

    1772, 26—28.10 Патрасское морское сражение в ходе русско-турецкой войны 1768—74.
    26.10 отряд (2 линейных корабля, 2 фрегата, 3 судна, всего 224 пушки) под командованием капитана 1 ранга М. Т. Коняева атаковал в Патрасском зал. (Греческий арх.) турецкую эскадру Мустафа-паши (9 фрегатов, 16 шебек, всего 630 пушек). Потеряв фрегат и 2 шебеки, турецкие корабли отошли под защиту Лепантских укреплений. Утром 28.10 флагманский линейный корабль «Граф Орлов» приблизился к турецким кораблям и, встав на шпринг, открыл огонь. К нему присоединились линейный корабль «Чесма», 2 фрегата и шебека. После получасового боя турецкие корабли были охвачены пожаром, часть из них выбросилась на отмель. Было сожжено 7 фрегатов и 8 шебек. Один поврежденный турецкий фрегат затонул. Турки потеряли свыше 200 человек. У русских был убит офицер и ранены 5 матросов. За мужество и мастерство в бою были награждены орденом святого Георгия капитан 1 ранга М. Т. Коняев, капитан 2 ранга П. Аничков и капитан-лейтенант С. Лопухин. Активные действия этого и других отрядов Российского флота заставили Турцию отказаться от плана уничтожения русских кораблей в Эгейском море.

    1773, 23.6 Балаклавский морской бой в ходе русско-турецкой войны 1768—74. Отряд Донской флотилии под командованием капитана 2 ранга и. Г. Кинсбергена (16-пушечные корабли «Корон» и «Таганрог»), находившийся на Балаклавском рейде в целях охраны побережья, получил сведения о приближении к берегам Крыма трех 52-пушечных турецких линейных кораблей и 24-пушечной шебеки с десантом. Несмотря на подавляющее превосходство противника в артиллерии, русские атаковали турецкую эскадру и после шестичасового боя заставили ее отступить. Турецкие корабли получили серьезные повреждения, их экипажи понесли значительные потери. Отмечая исключительную отвагу и стойкость матросов, командир отряда доносил командованию: «С такими молодцами я выгнал бы черта из ада».

    1773, 23.8 Бой у Суджук-Кале в ходе русско-турецкой войны 1768—74. 23.8 отряд из трех 16-пушечных кораблей, фрегата, бота и брандера под командованием капитана 2 ранга И. Г. Кинсбергена встретил у кавказского берега близ Суджук-Кале (в районе нынешнего Новороссийска) неприятельскую эскадру (18 вымпелов) с десантом (6 тыс. человек), предназначенным для высадки в Крыму. Он атаковал головной отряд турецких кораблей (3 линейных корабля, 4 фрегата, 3 шебеки) и после двухчасового боя обратил их в бегство. Смелые действия русских кораблей заставили ту-рок отказаться от попытки высадить десанты в Крыму. 1778 Основание Херсона — первого кораблестроительного центра на юге России. Строительством крепости и порта руководил генерал-цейхмейстер (командующий артиллерией) И. А. Ганнибал. Первым начальником верфи был вице-адмирал Ф. А. Клокачев, одновременно являвшийся командующим ЧФ. Большую роль в организации судостроения в Херсоне сыграл главноначальствующий сухопутными и морскими сипами на юге России Г. А. Потемкин. 26.5 1779 на верфи был заложен первый линейный корабль ЧФ «Слава Екатерины» (длина 47м, осадка 4,8м, 66 пушек), спущен на воду 16.9 1783. Командиром следующего линейного корабля, «Св. Павел», был назначен капитан 2 ранга Ф. Ф. Ушаков. Вместе с ним в Херсон прибыли 3000 мастеровых и 700 матросов. В течение 15 лет на верфи работал знаменитый корабельный мастер Иван Афанасьев, построивший 10 линейных кораблей. На Херсонской верфи был построен и 17.11 1800 спущен на воду линейный корабль «Ягудиил» (длина 57 м, 110 пушек, корабельный мастер М. И. Суровцев), долгие годы считавшийся лучшим кораблем ЧФ. Последний парусный корабль херсонской постройки, «Иоанн Златоуст», был спущен на воду 7.9 1825. К этому времени главным судостроительным центром на Черном море становится Николаев. Причинами переноса кораблестроения в Николаев были растущее водоизмещение и осадка строящихся кораблей и мелководность Днепра при впадении его в лиман. Всего на Херсонской верфи было построено 35 кораблей.

    1781, 12.3 Указ Сената об основании в Холмогорах, на родине М. В. Ломоносова, первой в России мореходной школы для обучения судоводителей. Питомцы этого учебного заведения успешно осваивали Арктику, Северный морской путь, Антарктику, были участниками выдающихся плаваний и открытий. Так, в 1877 выпускник школы Д. И. Шваненберг впервые совершил рейс на шхуне «Утренняя заря» из устья Енисея в Санкт-Петербург. Выпускник 1909 А. С. Кучин был ученым-океанографом в экспедициях Р. Амундсена и В. А. Русанова. Н. М. Сахаров был штурманом, а затем капитаном шхуны «Св. мученик Фока» в экспедиции Г. Я. Седова. В. И. Воронин в 1932 на л/п «Александр Сибиряков» впервые прошел за одну навигацию Северным морским путем из Белого моря в Берингово, был капитаном парохода «Челюскин», ледокола «Ермак», ледокола «Иосиф Сталин» в годы Великой Отечественной войны. В 1946 возглавил первый рейс китобойной флотилии «Слава» в Антарктику. Более 30 выпускников учебного заведения в годы войны командовали боевыми кораблями. Троим выпускникам — И. М. Красносельскому, Д. Г. Пономареву, А. Шестакову — присвоено звание Героя Советского Союза. П. А. Пономарев стал первым капитаном атомного ледокола «Ленин», П. И. Бурков — капитаном первого советского экспедиционного судна «Персей». Б. Клопотов и А. Юдин возглавляли Адмиралтейский и Балтийский судостроительные заводы Ленинграда, когда на них строились первые атомные ледоколы. Капитаны А. И. Пинежанинов и Э. Купри стали обладателями почетного морского приза «Золотая трость». 1783, 2.5 Официальная дата создания Черноморского флота. В этот день в Ахтиарскую (впоследствии Севастопольская) бухту прибыл для постоянного базирования отряд из 11 судов Азовской флотилии под флагом вице-адмирала Ф. А. Клокачева, который 11.1 1783 был назначен командующим «флотом, заводимым на Чер-ном и Азовском морях». Вскоре прибыл отряд Днепровской флотилии (17 единиц). Эти корабли и составили ядро Черноморского флота. На берегу бухты началось строительство казарм, верфи, вкладов. До этого времени русские военные корабли плавали и вели бои с неприятелем на Черном море, но постоянно на его берегах не базировались. С 1785 был утвержден первый штат ЧФ в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судов. Личный состав насчитывал 13,5 тыс. человек. Для управления флотом в Херсоне было создано Черноморское адмиралтейское управление. В XVIII—XIX вв. ЧФ успешно действовал в войнах России с Турцией, Францией и другими государствами. Широко известны одержанные им победы у Фидониси, в Керченском морском сражении, у о. Тендра, у м. Калиакрия, в Средиземноморском походе адмирала Ф. Ф. Ушакова, в Афонском и Синопском морских сражениях. Бессмертной славой покрыл себя в бою с турецкими кораблями бриг «Меркурий». Моряки ЧФ доблестно сражались во время Севастопольской обороны 1854—55. Создание и победы ЧФ связаны с именами выдающихся флотоводцев — Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, М. П. Лазарева, П. С. Нахимова. По Парижскому мирному договору 1856 Россия была лишена права держать военный флот на Черном море. После отмены этого ограничения в соответствии с Лондонской конвенцией 1871 на Черном море началось создание парового броненосного флота. Моряки ЧФ принимали активное участие в революционном движении в России. В 1901—02 на ЧФ были созданы первые социал-демократические организации. В 1905 вспыхнуло восстание на броненосце «Потемкин», а в ноябре в ходе Севастопольского восстания — на крейсере «Очаков» и других кораблях. В начале первой мировой войны в составе ЧФ находились 5 ЛК, 2 КР, 17 ЭМ, 12 М, 4 ПЛ и др. ЧФ вел боевые действия против германо-турецких сил, содействовал войскам кавказского и румынского фронтов, нарушал коммуникации противника. После Февральской революции 1917 и особенно после разгрома корниловщины усилился процесс большевизации комитетов ЧФ. Получив известие о победе Великой Октябрьской социалистической революции, моряки ряда кораблей ЧФ приняли резолюции о признании Советской власти. 6.11 1917 состоялся 1-й 06щечерноморский флотский съезд, который принял решение о переходе ЧФ на сторону Советской власти. В годы гражданской войны моряки ЧФ мужественно сражались за Советскую власть в составе военных флотилий и на сухопутных фронтах. В 1918 часть кораблей ЧФ во избежание захвата германскими оккупантами была уведена в Новороссийск и по решению Советского правительства затоплена. Оставшиеся в Севастополе корабли были захвачены оккупантами и украинскими националистами. Основная часть кораблей была уведена в 1920 при бегстве врангелевских войск из Крыма. В мае 1920 были образованы Морские силы Черного и Азовского морей. По решению Х съезда РКП (б) в 1921 началось восстановление военно-морского флота на Черном море. К 1928 оно в основном закончилось, и началась техническая реконструкция. В 1929— 30 МСЧМ были усилены переведенными с Балтики линкором «Парижская коммуна» («Севастополь») и крейсером «Профинтерн» («Красный Крым»). 11.1 1935 Морские силы Черного и Азовского морей были переименованы в Черноморский флот. В годы предвоенных пятилеток ЧФ получил новые корабли и суда, были созданы новые соединения кораблей, части ВВС, береговой обороны ПВО. К началу Великой Отечественной войны ЧФ имел линкор, 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 84 торпедных катера, 15 тральщиков, другие корабли и суда, 625 самолетов. В состав ЧФ входили Дунайская (до ноября 1941) н Азовская (с июля 1941) военные флотилии. В ходе войны силы ЧФ содействовали войскам приморских фронтов, нарушали коммуникации противника, обеспечивали воинские и народнохозяйственные перевозки, принимали активное участие в героической обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, Туапсе, в битве за Кавказ, в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях, в Новороссийско-Таманской, Одесской, Крымской и Ясско-Кишиневской операциях. За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям ЧФ присвоено гвардейское звание, 59 награждены орденами, 44 частям и соединениям присвоены почетные наименования. Около 55 тыс. черноморцев награждены орденами и медалями, 228 присвоено звание Героя Советского Союза. 7.5 1965 ЧФ награжден орденом Красного Знамени. Советским ЧФ командовали: А. В. Немитц (июль — декабрь 1917), А. И. Шейковский (март—август 1919), Н.Ф. Измайлов (март—июнь 1920), А.В. Домбровский (июнь — октябрь 1920), Э. С. Панцержанский (ноябрь 1920—ноябрь 1921; декабрь 1924—октябрь 1926), А. П. Максимов (ноябрь 1921—июль 1922), А. К. Векман (июль 1922 — май 1924), М. В. Викторов (июнь — декабрь 1924), В. М. Орлов (октябрь 1926— июнь 1931), И. К. Кожанов (июнь 1931 — август 1937), П. И. Смирнов (август—декабрь 1937), И. С. Юмашев (январь 1938—март 1939), Ф. С. Октябрьский (март 1939—апрель 1943; март 1944—ноябрь 1948), Л. А. Владимирский (апрель 1943 — март 1944), Н. Е. Басистый (ноябрь 1948—август 1951), С.Г.Горшков (август 1951—июль 1955), В. А. Пархоменко (июль—ноябрь 1955), В. А. Касатонов (декабрь 1955—февраль 1962), С. Е. Чурсин (июль 1962 — декабрь 1968), В. С. Сысоев (декабрь 1968—март 1974), Н. И. Ховрин (март 1974—апрель 1983), А. М. Калинин (апрель 1983— июль 1985), М. Н. Хронопуло (с июля 1985).

    1783, 3.6 Основание Севастополя - главной базы Черноморского флота. В этот день началось строительство города и военного порта Ахтиар (Белый Утес), названного по имени деревни, находившейся на берегу бухты. По указу Сената от 10.2 1784 город был переименован в Севастополь. С 1804 он объявлен главным военным портом на Черном море. В строительстве Севастополя и укреплении боевой мощи флота важная роль принадлежала адмиралу М. П. Лазареву, который в 1833—51 был главным командиром ЧФ и портов Черного моря, военным губернатором Севастополя и Николаева. В историю России вошла героическая Севастопольская оборона 1854—55 во время Крымской войны. В середине 70-х годов в Севастополе возникли кружки народников, которыми руководила С. Л. Перовская. В конце XIX в. Севастополь стал крупным городом, в нем развивалась промышленность, образовались марксистские кружки. В 1900—02 под влиянием ленинской «Искры» в городе и на флоте появились социал-демократические организации и возник Севастопольский союз РСДРП. Рабочие, солдаты и матросы принимали активное участие в революции 1905—07. Агитационную работу среди моряков вела Севастопольская военная организация РСДРП («Матросская централка»), которой руководили большевики Г. Н. Вакуленчук, А. М. Петров и другие. В июне 1905 вспыхнуло восстание на броненосце «Потемкин», в ноябре произошло самое крупное в Российском флоте вооруженное восстание матросов, солдат гарнизона и рабочих города, был избран Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов. В марте 1917 в Севастополе был создан Совет депутатов армии, флота и рабочих, а в декабре установлена Советская власть. С мая 1918 по апрель 1919 город был захвачен интервентами. 29.4 в Севастополь вступили части Красной Армии, но в конце июня он был захвачен деникинцами и окончательно освобожден Красной Армией 15.11 1920 после разгрома армии Врангеля. С 1920 Севастополь — главная база возрождавшегося военного флота. В годы Великой Отечественной войны защитники осажденного города в течение 250 дней и ночей героически сражались против превосходящих сил противника, нанесли ему огромный урон, сковали крупные силы врага. 22.12 1942 Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой были награждены ее участники. Севастополь освобожден 9.5 1944 войсками 4-го Украинского фронта в результате Крымской операции. В 1945 ему было присвоено почетное звание «Город-герой». 16.10 1954 в связи со 100-летием Севастопольской обороны 1854—55 и большими заслугами перед Родиной город был награжден орденом Красного Знамени, а 8.5 1965 в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне — орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». За революционные, боевые и трудовые заслуги перед Родиной и в связи с 200-летием со дня основания Севастополь награжден орденом Октябрьской Революции.

    1788, 18.6 Победа русской гребной флотилии под Очаковом в ходе русско-турецкой войны 1787-91. В ночь на 18.6 турецкий флот в составе 43 судов под командованием капудан-паши Эски-Гассана скрытно направился к выходу из Днепровского лимана. Однако в районе Кинбурнской косы турецкие корабли были замечены и обстреляны русскими береговыми батареями. Турецкая эскадра задержалась, походный порядок был нарушен, большинство судов сели на мель. Противник понес большие потери от огня 50-пу-шечной батареи, установленной по приказу А. В. Суворова. Утром русская гребная флотилия под командованием контр-адмирала К. Нассау-Зигена окружила турецкие корабли. Бой продолжался более 4 ч. Турецкая эскадра была разгромлена — сожжены 5 линейных кораблей, потоплены 2 фрегата, 5 мелких судов, захвачен 54-пушечный корабль. Турки потеряли до 6 тыс. человек, в плен было взято свыше 1600 человек. Поте-ри русских — 18 убитых, 67 раненых. Благодаря разгрому турецкого флота, шедшего с подкреплением к осажденному и блокированному с моря Очакову, войскам Г. А. Потемкина удалось штурмом взять крепость.

    1788, 3.7 Бой у о. Фидониси (Змеиный) в ходе русско-турецкой войны 1787—91. Севастопольская эскадра (2 линейных корабля, 10 фрегатов, 24 мелких судна, 552 орудия) под командованием контр-адмирала М. И. Войновича 29.6 встретилась с турецкой эскадрой (17 линейных кораблей, 8 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 21 шебека, около 1500 орудий) под командованием капудан-паши Хасан-паши у Тендры. Оба флота лавировали, не вступая в бой. 3.7 во втором часу дня авангард турецкой эскадры под командованием Хасан-паши, заняв выгодное наветренное положение, начал сближение с русским авангардом, которым командовал капитан бригадирского ранга Ф. Ф. Ушаков (линейный корабль «Св. Павел» и 3 фрегата). Предупреждая маневр противника, Ушаков приказал двум фрегатам обойти с наветренной стороны голову турецкой эскадры, поставив турецкие корабли «в два огня». Несмотря на превосходство неприятельских сил, благодаря решительным инициативным действиям младшего флагмана Ф. Ф. Ушакова, применившего новый тактический прием — сосредоточенный удар артиллерии по флагманскому кораблю неприятеля, — был достигнут успех. В ходе ожесточенного трехчасового боя многие турецкие корабли получили сильные повреждения от бомб и брандскугелей. Флагманский корабль был вынужден выйти из боя. За ним последовали остальные турецкие корабли. Это была первая победа ЧФ над превосходящими силами противника, в результате которой турецкая эскадра была вынуждена отказаться от помощи гарнизону осажденной крепости Очаков.

    1788, 6.7 Гогландское морское сражение в ходе русско-шведской войны 1788—90. Шведская эскадра под командованием генерал-адмирала герцога К. Зюдерманландского (16 линейных кораблей, 12 фрегатов, 6 судов, 1336 пушек) намеревалась разбить русский флот в Финском зал., остатки его блокировать в Кронштадте и высадить десант (20 тыс. солдат) в районе Ораниенбаума (Ломоносов) или Красной Горки для захвата Санкт-Петербурга. Обнаружив утром 6.7 западнее о. Гогланд шведские корабли, русская эскадра под командованием адмирала С. К. Грейга (17 линейных кораблей, 8 фрегатов, 7 мелких судов, 1236 пушек), находясь в наветренном положении, пошла на сближение. В 17 ч русский авангард под командованием контр-адмирала Т. Г. Козлянинова сблизился с противником и открыл огонь. В сражении приняли участие все линейные корабли и 7 шведских фрегатов. Сражение эскадр происходило по правилам линейной тактики. Флагманский корабль Грейга «Ростислав», нанеся тяжелые повреждения 74-пушечному кораблю вице-адмирала Вахтмейстера «Принс Густав», захватил его. Остальные шведские корабли, не выдержав интенсивного и меткого огня русских, стали выходить из боя. С наступлением темноты сражение прекратилось. Обе стороны понесли значительные потери. Шведская эскадра ушла в Свеаборг; где была блокирована русским флотом. Гогландское сражение было крупным успехом Российского флота. Планы шведов завоевать господство на Балтике и захватить Петербург были сорваны. Флагманы и отличившиеся командиры кораблей русской эскадры были награждены орденами и золотыми шпагами с надписью «За храбрость». Адмирал Грейг был удостоен высшего ордена — святого Андрея Первозванного и Похвального листа Адмиралтейств-коллегий.

    1790, 2.5 Ревельский морской бой во время русско-шведской войны 1788-90. Шведская эскадра под командованием генерал-адмирала герцога К. Зюдерманландского (20 линейных кораблей, 7 фрегатов, 4 вспомогательных судна, брандер) утром 2.5 1790 атаковала эскадру адмирала В. Я. Чичагова (10 линейных кораблей, 5 фрегатов), зимовавшую на Ревельском рейде. Шведы, имея численный перевес, рассчитывали на легкую победу, но они не предвидели высокую готовность русских кораблей к бою. Русская эскадра была выстроена так, что шведские корабли, сближаясь на дистанцию артилле-рийского огня, должны были последовательно проходить вдоль русской линии, подвергаясь сосредоточенному огню всех кораблей эскадры. Русские корабли, стоявшие на шпринге, за короткое время сделали 13 тыс. выстрелов. В результате 64-пушечный шведский корабль «Принс Карл» получил тяжелые повреждения и сдался, 74-пушечный корабль «Риксенс Стендер» выбросился на камни и был сожжен. Понеся большие потери, шведы вышли из боя. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля. Адмирал В. Я. Чичагов был удостоен высшего ордена — святого Андрея Первозванного, командир линейного корабля «Ростислав» капитан 2 ранга П. В. Чичагов был награжден орденом святого Георгия IV степени, а отличившиеся командиры кораблей — золотыми шпагами с надписью «За храбрость». Потерпевшая поражение в Ревельском бою шведская эскадра была значительно ослаблена и прекратила активные действия. Инициатива перешла к русскому флоту.

    1790, 22.6 Выборгское морское сражение во время русско-шведской войны 1788—90. Русский флот (30 линейных кораблей, 16 фрегатов, 2 бомбардирских корабля, малые суда), главными силами которого командовал адмирал В. Я. Чичагов, в течение месяца блокировал в Выборгском зал. шведский флот Густава III (22 линейных корабля, 13 фрегатов, 7 вспомогательных судов, гребная флотилия), главными силами которого командовал генерал-адмирал герцог К. Зюдерманландский. В ночь на 22.6 гребная флотилия под командованием вице-адмирала К. Нассау-Зигена атаковала шведскую гребную флотилию, уничтожив 2 судна и 2 взяв в плен. Утром при попытке шведского флота прорвать блокаду начался бой, в результате которого шведы потеряли 7 линейных кораблей, 3 фрегата и более 50 гребных судов, в том числе 26 было взято в плен с личным составом (погибли 5 тыс. человек, 200 офицеров, адмирал, пленено до 2 тыс. человек). Особенно отличился фрегат «Венус» под командованием капитана 2 ранга Р. В. Кроуна, взявший в плен шведский линейный корабль «Ретвизан». Русский флот потерь в кораблях не имел; было 117 убитых и 164 раненых. Адмирал В. Я. Чичагов, младшие флагманы вице-адмиралы А. И. Круз, А. В. Мусин-Пушкин, контр-адмиралы И. А. Повалишин, П. И. Ханыков и командиры кораблей были награждены орденами и произведены в следующий чин, матросы получили в награду по одному рублю серебром. После этого тяжелого поражения шведское правительство было вынуждено срочно заключить с Россией Верельский мирный договор (3.8 1790).

    1790, 8.7 Сражение у Керченского пролива в ходе русско-турецкой войны 1787—91. 8.7 эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 20 вспомогательных судов, 860 пушек), стремясь не допустить турецкую эскадру капудан-паши Хусейна (10 линейных кораблей, 8 фрегатов, 36 мелких судов, более 1100 пушек) в Азовское море и к берегам Крыма, вступила с ней в бой. Используя наветренное положение и превосходство в артиллерии, турецкая эскадра направила главный удар на русский авангард, намереваясь вести огонь с двух бортов. Однако Ушаков применил новый тактический прием — выделил для поддержки авангарда 6 фрегатов (резерв). Корабли центра, прибавив парусов, сократили интервалы и совместно с авангардом и фрегатами резерва отразили атаку. Воспользовавшись переменой направления ветра, русские корабли сблизились с противником на дистанцию картечного залпа и ввели в бой всю артиллерию. Турецкие корабли, особенно флагманские, получив серьезные повреждения, стали выходить из боя. Ушаков преследовал турецкую эскадру, отступив от правил линейной тактики — построил линию баталии без соблюдения назначенных кораблям мест, а сам на флагманском корабле вышел в голову эскадры. С наступлением темноты турецким кораблям удалось оторваться от преследования. В результате Керченского сражения турецкий план высадки десанта в Крыму был сорван. В ознаменование этой крупной победы эсминец ЧФ в 1915 был назван «Керчь».

    1790, 28—29.8 Сражение у о. Тендра в ходе русско-турецкой войны 1787—91. Эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, бомбардирский корабль, 20 вспомогательных судов, около 830 орудий) утром 28.8 обнаружила у о. Тендра турецкую эскадру (14 линейных кораблей, 8 фрегатов, 23 вспомогательных судна, около 1400 орудий) под командованием капудан-паши Хусейна. Несмотря на превосходство в силах, турки пытались уклониться от боя, но Ушаков стремительно атаковал противника, намереваясь отрезать корабли арьергарда. Настигнув противника, русская эскадра открыла огонь с короткой дистанции. После жестокого двухчасового боя турецкая эскадра, стремясь избежать полного разгрома, под покровом темноты обратилась в бегство. На рассвете 29.8 Ушаков продолжил преследование противника, уходившего к Босфору. В результате сражения были захвачены линейный корабль «Мелеки Бахри» и 3 малых судна, взорван лучший турецкий корабль «Капудание», потоплены 74-пушечный линейный корабль и несколько мелких судов. Общие потери турок составили свыше 2 тыс. человек. В плен было взято 733 человека. Русские потеряли 21 человека убитыми и 25 ранеными. Русские офицеры и матросы продемонстрировали мужество и высокую боевую выучку. Победа была особенно яркой потому, что была одержана над противником, обладавшим численным превосходством, к тому же его корабли имели более высокие мореходные качества и были лучше вооружены. Победа при Тендре сорвала блокаду Дунайской флотилии и создала благоприятные условия для совместных наступательных действий русской армии и флота на Дунае.

    1791, 31.7 Сражение у м. Калиакрия, завершившее русско-турецкую войну 1787—91. Эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова (16 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 бомбардирских корабля, 19 вспомогательных судов, около 1000 орудий), крейсируя вдоль западного побережья Черного моря, в середине дня у м. Калиакрия обнаружила эскадру капудан-паши Хусейна (18 линейных кораблей, 17 фрегатов, 43 вспомогательных судна, более 1800 орудий), стоявшую на якоре. Не перестраиваясь из походного строя трех колонн, русские корабли на всех парусах прошли между берегом и эскадрой противника и, несмотря на огонь береговых батарей, отрезали ее от берега, заняв наветренное положение. Турки, оставив часть судовых команд на берегу, стали рубить канаты и спешно строиться в кильватерную колонну. При этом некоторые корабли столкнулись и нанесли друг другу повреждения. Ушаков построил корабли в кильватерную колонну и стал преследовать врага. Корабли турецкого авангарда под командованием алжирского паши Сейит Али попытались атаковать головные корабли русских и пересечь их курс. Флагманский 84-пушечный корабль Ушакова «Рождество Христово» вышел из строя, прошел в голову своей колонны и атаковал флагманский корабль Сейит Али, заставив его выйти из боя. Остальные русские корабли сомкнули линию и продолжали сближение с противником, ведя огонь по его кораблям. К 18 ч многие турецкие корабли, получив серьезные повреждения, вышли из боя. В результате сражения несколько кораблей противника затонуло, готовившийся десант по был высажен. Русские потерь в кораблях не имели. За эту победу Ф. Ф. Ушаков был награжден орденом святого Александра Невского, 14 командиров кораблей — орденами святого Георгия и святого Владимира. В сражении у м. Калиакрия Ушаков применил новые тактические приемы: атаку в походном строю трех колонн, проход между берегом и стоящим на якоре противником для занятия наветренного положения, выход флагмана из строя кильватера для атаки флагмана противника. Являясь нарушениями канонов линейной тактики, эти приемы принесли русскому флоту победу над превосходящими силами турок. Эта победа ускорила заключение Ясского мирного договора (1791). В память о ней эскадренному миноносцу ЧФ в 1915 было присвоено наименование «Калиакрия».

    1798, 20.8 Указ об учреждении в Петербурге и Николаеве специальных училищ корабельной архитектуры для Санкт-Петербургского и Черноморского адмиралтейств (первое — ныне Высшее военно-морское инженерное училище). Как определял устав училищ, главной их обязанностью является «доставление в наше адмиралтейство, порты и контрольные экспедиции потребного числа корабельных мастеров и подмастерьев, искусных механиков, гидравликов и учителей по разным частям морского департаменту». Директором Петербургского училища был назначен А. С. Катасанов — обер-сарваер (главный инспектор кораблестроения) флота. Училище готовило специалистов для строительства и ремонта кораблей. В него принимались дети дворян, офицеров и солдат, умевшие читать и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Обучение длилось шесть лет. Преподавателями корабельной архитектуры были знаменитые корабельные мастера И. П. Амосов и И. С. Разумов, позднее И. В. Курепанов. Профессор С. Е. Гурьев преподавал высшую математику, механику, гидравлику и теорию кораблестроения. В январе 1805 из училища досрочно были выпущены самые способные ученики — И. А. Курочкин и А. А. Попов, впоследствии видный ученый и кораблестроитель. Первый выпуск 7 драфцманов (чертежник, конструктор) состоялся в августе 1805. В январе 1827 состоялся первый выпуск корабельных инженеров. В июне 1828 училище было переведено в здание Главного Адмиралтейства. В 1867 училище было переименовано в Инженерное училище Морского ведомства. 11.6 1872 Инженерное и Штурманско-артиллерийское училища были объединены в Техническое училище Морского ведомства (Кронштадт), в котором в 1890—1900 преподавал изобретатель радио А. С. Попов. 24.9 1898 училище было переименовано в Морское инженерное училище. Его окончил выдающийся кораблестроитель И. Г. Бубнов. В октябре 1917 училище было переведено в Петроград. С августа 1918 оно размещалось в здании Морского корпуса и было объединено с Училищем командного состава флота. В мае—июне 1919 состоялся первый послереволюционный выпуск (48 специалистов) . В мае 1922 началось формирование отдельного Морского инженерного училища. 29.1 1925 оно получило наименование Военно-морское инженерное училище, а в сентябре переехало в здание Главного Адмиралтейства, где находится и поныне. В 1926 для обучающихся было введено воинское звание курсант. 29.4 1927 приказом РВСР училищу было присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. За боевые заслуги личного состава в годы гражданской войны, исключительные успехи в деле подготовки командиров-инженеров для РККФ и в овладении новейшими образцами техники ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.6 1939 награждено орденом Ленина. Курсанты и выпускники училища активно участвовали в Великой Отечественной войне на кораблях ВМФ и в частях Красной Армии. 25.10 1943 училищу было вручено боевое Красное знамя. За годы войны свыше 2 тыс. дзержинцев были удостоены правительственных наград. С 1918 по 1986 училище произвело 65 выпусков, подготовив тысячи высококвалифицированных специалистов. Среди них академик Ю. А. Шимаиский, член-корреспондент АН СССР инженер-контр-адмирал П. Ф. Папкович, инженер-адмирал Н. В. Исаченков, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии адмирал П. Г. Котов, адмирал В. Г. Новиков, Герои Социалистического Труда вице-адмирал В. Н. Буров и М. В. Егоров, член-корреспондент АН СССР вице-адмирал А. А. Саркисов, вице-адмиралы М. М. Будаев, М. А. Крупский, В. П. Разумов, Р. Д. Филонович и А. А. Фролов, А. П. Шершов, Герой Советского Союза Р. А. Тимофеев и другие. Rambler's Top100







    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru