фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  • Морские памятные даты


    Памятные даты из истории советского Военно-морского флота

    Часть III

     

     

    Героическая оборона Одессы

     

     

     



    1937, 30.12 Образование главного морского штаба — центрального органа управления ВМФ СССР (подчинен народному комиссару ВМФ).

    В 1946 ГМШ был переименован в Главный штаб ВМС. В 1950 в связи с созданием Военно-морского министерства СССР преобразован в Морской генеральный штаб, а в 1953 в связи с ликвидацией министерства вновь получил название Главного штаба ВМС. С 1955 носит название Главный штаб ВМФ и подчиняется главнокомандующему ВМФ СССР. ГШ ВМФ (ГМШ, ГШ ВМС, МГШ) возглавляли: адмирал Л. М. Галлер (1938—40), адмирал флота И. С. Исаков (июнь 1941 — июль 1942; февраль 1946 — февраль 1947), адмирал В. А. Алафузов (ноябрь 1942 — февраль 1943, и. д.; июль 1944—апрель 1945), вице-адмирал Г. А. Степанов (апрель 1943—июль 1944, и. д.), адмирал С. Г. Кучеров (апрель 1945 — февраль 1946), адмирал А. Г. Головко (февраль 1947 — август 1952), адмирал В. А. Фокин (май 1953 — февраль 1958), адмирал Ф. В. Зозуля (февраль 1958— май 1964), адмирал флота Н. Д. Сергеев (июнь 1964 — июнь 1977). адмирал флота Г. М. Егоров (июль 1977—ноябрь 1981). адмирал флота В. Н. Чернавин (декабрь 1981— ноябрь 1985), адмирал К. В. Макаров (с декабря 1985).

    1938, 13.3 Создание главного военного совета ВМФ.

    Главный военный совет ВМФ был образован согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) одновременно с Главным военным советом РККА в составе: П. А. Смирнов (председатель), Л. М. Галлер, А.А.Жданов, И. С. Исаков, Н. Г. Кузнецов, Г. И. Левченко и другие. На совет возлагалось рассмотрение основных вопросов строительства ВМФ и повышения его боевой готовности к обороне страны. С началом Великой Отечественной войны и созданием Ставки Главного командования 23.6 1941 совет был упразднен. Восстановлен в 1950 при Военно-морском министерстве, функционировал до марта 1953, а затем вошел в состав единого Главного военного совета.

    1938, 23.9 Прием в состав КБФ легкого крейсера «Киров» - первого крейсера советской постройки.

    Крейсер был заложен в Ленинграде 22.10 1935, строился по отечественному проекту, спущен на воду 30.11 1936. На Черном морс 15,10 1935 был заложен однотипный крейсер "Ворошилов", для постройки которого использовались только отечественные материалы и оборудование. Уже в процессе постройки крейсеров типа «Киров» развернулось строительство крейсеров типа «Максим Горький» с усиленной броневой защитой и улучшенными характеристиками. Эти крейсера по сравнению с иностранными имели большую насыщенность вооружением, обладали отличными маневренными качествами, большой скоростью, высокой живучестью. К весне 1941 в составе ВМФ находилось 7 легких крейсеров. Все они вписали славные страницы в боевую летопись Великой Отечественной войны.

    1938, 6.12 Прием в состав ВМФ первого малого охотника за подводными лодками типа «МО-4».

    Как показал впоследствии опыт Великой Отечественной войны, катер «МО-4» был удачен по конструкции, отличался хорошими мореходными качествами в высокой живучестью. Он был значительно лучше сторожевых катеров первых вариантов «МО-1», «МО-2», «МО-3», строившихся в 1934—36. Эти небольшие, но грозные для врага корабли успешно несли конвойную и дозорную службу, эскортировали корабли и суда, высаживали морские десанты, обстреливали береговые объекты, ставили мины, осуществляли ПЛО и выполняли другие задачи. С 1942 «МО-4» стали оснащаться реактивными системами залпового огня. По универсальности они не имели себе равных среди надводных кораблей. В годы войны особенно отличились «МО-144» (бывший «МО-113», «МО-205», «МО-124»), потопивший 2 подводные лодки противника (входил в 1-й гвардейский дивизион малых охотников КБФ), гвардейский сторожевой катер СКА № 065 («МО-65»), входивший в 5-й Краснознаменный дивизион сторожевых катеров ЧФ, а также малые охотники Киркенесской ордена Ушакова I степени бригады охотников за ПЛ, 1-го гвардейского и 2-го гвардейского Печенгских Краснознаменных дивизионов сторожевых катеров СФ; 1-го гвардейского, 5-го и 6-го Краснознаменных дивизионов малых охотников и 10-го Краснознаменного дивизиона сторожевых катеров-дымзавесчиков КБФ; 1-го и 4-го Новороссийских Краснознаменных, 5-го Краснознаменного и 6-го Керченского Краснознаменного дивизионов малых охотников за ПЛ ЧФ; 3-го Сахалинского Краснознаменного дивизиона пограничных катеров и 3-го Сахалинского отряда сторожевых катеров охраны водного района ТОФ и др.

    1939, 22.6 Установление дня Военно-морского флота СССР.

    В этот день было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), в котором говорилось: «В целях мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота Союза ССР и стоящих перед ним задач установить День Военно-морского Флота Союза ССР». Впервые День ВМФ отмечался 24.7 1939. Накануне праздника Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин вручил в Кремле ордена и медали группе отличившихся командиров и политработников ВМФ. В день праздника в Амурском и Кольском заливах, в Севастопольской бухте, на Кронштадтском рейде и на Неве состоялись парады кораблей. В Москве прошло торжественное заседание, на котором присутствовали делегации флотов. На Химкинском водохранилище был организован массовый водно-спортивный праздник. 27.7 1939 в Кремле руководители партии и правительства устроили в честь военных моряков большой прием. День ВМФ стал традиционным всенародным праздником. В этот день Родина чествует военных моряков, ветеранов флота, ученых, инженеров и рабочих, создающих корабли, боевую технику и оружие, укрепляющих морскую мощь Советского Союза.

    1939, 11.10 Создание Ладожской военной флотилии.

    Флотилия была сформирована для обороны побережья и прикрытия приозерных флангов войск (базы Шлиссельбург—ныне Петрокрепость, Лахденпохья). Во время советско-финляндской войны 1939—40 ее корабли оказывали огневую поддержку войскам 7-й и 13-й армий. В ноябре 1940 ЛВФ была переформирована в Учебный отряд военно-морских учебных заведений. В начале Великой Отечественной войны Учебный отряд был развернут во флотилию (66 кораблей и катеров), которая с 25.8 вела боевые действия против немецко-фашистских захватчиков, содействовала войскам Красной Армии, обеспечивала озерные коммуникации. Была подчинена командующему Морской обороной Ленинграда и Озерного района (с 5.7 1941), с 25.9 1941 — командующему КБФ. Во второй половине августа 1941 ЛВФ перебросила 3 стрелковые дивизии 19-го стрелкового корпуса 23-й армии из района Сортавала, Кексгольм (Приозерск) на Ленинградский фронт. Одновременно ЛВФ эвакуировала 18 тыс. советских граждан, а также береговые части флотилии. Главными базами флотилии били: Сортанлахти (до 25.8 1941), Шлиссельбург (до 8.9 1941), Новая Ладога, Осиновец, Морье (с зимы 1941). В июле — сентябре 1941 ЛВФ артиллерийским огнем поддерживала войска 23, 7 и 3'4-й армий, высаживала десанты, перевозила войска и грузы, эвакуировала части 4-й отдельной бригады морской пехоты и гарнизоны о-вов Валаам, Коневец (Коневиц) и др., а также население и промышленное оборудование из Ленинграда. В октябре ЛВФ участвовала в Синявинской операции Ленинградского фронта по деблокаде Ленинграда. Во время блокады города обеспечивала крупные воинские и народнохозяйственные перевозки через Ладожское оз. Ее специальные части участвовали в прокладке по льду озера Дороги жизни, прикрывали ее от воздействия артиллерии и авиации противника. За время блокады корабли ЛВФ доставили в Ленинград 311,8 тыс. человек (главным образом войска) и 1,1 млн т грузов, вывезли из города около 1,1 млн че-ловек (в основном население) и 308,7 тыс. т грузов. В январе 1943 ЛВФ участвовала в прорыве блокады. В 1942—43 ее состав был пополнен кораблями, катерами, береговыми батареями. В июне — августе 1944 ЛВФ активно участвовала в Выборгской и Свирско-Петрозаводской наступательных операциях. Корабли прикрывали фланги 7-й армии Карельского фронта, оказывали войскам огневую поддержку, высаживали десанты, обеспечивали форсирование рек, перевозили войска. ЛВФ провела Тулоксинскую десантную операцию (23—27.6), в ходе которой в тылу противника был захвачен плацдарм и перерезаны коммуникации. За образцовое выполнение заданий командования Ладожская военная флотилия, 2-й отдельный отряд бронекатеров и 2-й (с 13.10 1944 — 6-й) дивизион малых охотников за ПЛ ЛВФ 2.7 1944 были награждены орденами Красного Знамени. С выходом Финляндии из войны и прекращением военных действий на Ладожском оз. КЛФ была расформирована (4.11 1944), а ее корабли и катера переданы КБФ, в составе которого участвовали в освобождении Прибалтики. Флотилией командовали: С. М. Кобыльских (октябрь—декабрь 1939), П. А. Трайнин (декабрь 1939—ноябрь 1940; вюль 1941), В.П.Барановский (июнь 1941, врио), С. В. Земляниченко (июнь — июль 1941), В. П. Боголепов (июль—август 1941, врио), Б. В. Хорошхин (август—октябрь 1941), В. С. Чероков (октябрь 1941— сентябрь 1944).

    1940, 13.1 Завершение 814-дневного дрейфа л/п «Георгий Седов» во льдах Арктики.

    В 1937 управление Главсевморпути развернуло широкие океанографические работы в море Лаптевых. В конце навигации ледовая обстановка осложнилась: л/п «Г. Седов», «Садко» и «Малыгин» 23.10 оказались затертыми льдами в точке с координатами 75°21/ с. ш., 132°15/ в. д. Начался многомесячный дрейф. 3.4 1938 самолеты доставили зимовщикам продукты, теплую одежду, приборы и вывезли на континент 184 человека. Летом 1938 ледокол «Ермак» сумел пробиться к дрейфующим судам и подошел к ним в точке 83°04,8' с. ш., 138°02' в. д., установив рекорд свободного высокоширотного плавания. 28.8 «Садко» и «Малыгин» были освобождены от ледового плена, но «Г. Седов», руль которого был поврежден, не смог следовать за ледоколом даже на буксире. Попытка линейного ледокола «Иосиф Сталин» вывести «Г. Седова» изо льдов также оказалась неудачной — ему пришлось остаться еще на одну зимовку. Обстановка была сложной и опасной. Не раз сжатия льдов угрожали гибелью судну и его экипажу. Но, несмотря на исключительные трудности, по всей трассе дрейфа (по генеральному направлению 1388 миль, фактический путь 3307 миль) систематически велись метеорологические, гидрологические и другие наблюдения, измерялись глубины. 29.8 1939 «Г. Седов» достиг самой северной точки дрейфа — 86°39,5` с. ш., 47°55` в. д. В этих широтах еще не бывал ни один корабль. 13.1 1940 ледокол «И. Сталин» пробился к «Г. Седову» и вывел его изо льдов. Полярный дрейф был успешно завершен. Все 15 седовцев — участников дрейфа были удостоены звания Героя Советского Союза, а сам пароход награжден орденом Ленина. Ценность собранных экспедицией научных материалов была особенно велика, потому что «Г. Седов» пробыл за 85-й параллелью вдвое дольше дрейфующей станции «СП-1» и в 2,5 раза дольше «Фрама». Наиболее ценными явились данные о движении ледяных полей в Центральной Арктике, а также открытие в Арктическом бассейне наличия мощного потока теплых атлантических вод.

    1940, 16.4 Прием в состав КБФ «К-1» — головной крейсерской подводной лодки типа «К».

    Первые советские крейсерские океанские подводные лодки по вооружению и скорости значительно превосходили зарубежные, отличались хорошей маневренностью и живучестью. Они строились по проекту и под руководством инженер-контр-адмирала М. А. Рудницкого. Высокие боевые качества подводных лодок типа «К» подтвердились в Великую Отечественную войну. Они потопили 55 кораблей и судов противника. Особенно отличились гвардейская «К-22» СФ (командир капитан 2 ранга В. Н. Котельников), Краснознаменные «К-21» СФ (командир капитан 2 ранга Н. А. Лунин) и «К-52» КБФ (капитан 3 ранга И. В. Травкин). Их командиры были удостоены звания Героя Советского Союза. На минных заграждениях, выставленных этими подводными лодками, подорвалось несколько кораблей и судов противника в районах собственных баз. ПЛ «К-21», потопившая 16 транспортов и кораблей и повредившая 1 транспорт противника, в 1982—83 установлена в Североморске в качестве мемориала и филиала музея КСФ.

    1940, июнь Создание Пинской военной флотилии.

    Флотилия была сформирована для действий на реках Припять и Днепр на базе кораблей и частей Днепровской военной флотилии. В ее состав входили 27 кораблей, авиаэскадрилья, зенитный артдивизион и рота морской пехоты. Главной базой был Пинск, с июля 1941 - Киев. В начале Великой Отечественной воины 11ВФ была пополнена мобилизованными и вооруженными судами и катерами (на 30.6 состав 53 единицы). К 11.7 1941 ее силы были разделены на три отряда: Березинский, Припятский (в составе Западного фронта) и Днепровский (в составе Юго-Западного фронта). Березинский отряд взаимодействовал с 21-й армией, Припятский— с частями 4-й и 5-й армий, Днепровский — с частями 26-й и 38-й армий. Корабли ПВФ оказывали артиллерийскую поддержку обороняющимся войскам, наносили удары по скоплениям живой силы и техники противника, препятствовали его переправе через реки, прикрывали отход наших частей через водные преграды. Флотилия способствовала длительному удержанию переправ через Днепр и организации войсками Красной Армии обороны на левом берегу. В августе — сентябре ПВФ участвовала в обороне Киева. После оставления нашими войсками бассейна р. Днепр 18.9 моряки ПВФ по приказу командования взорвали свои корабли и, сойдя на берег, вели бои, прикрывая отход войск (до 28.9). Командующий флотилией контр-адмирал Д. Д. Рогачев был ранен и вывезен на самолете в госпиталь. Оставшийся личный состав с боями вышел из окружения и воевал затем в составе ВМФ. 5.10 1941 ПВФ была расформирована.

    1940, 22.7 Принятие СНК СССР постановления «об организации специальных военно-морских средних школ».

    Спецшколы открылись в Москве, Ленинграде, Баку, Горьком, Владивостоке, Киеве, Одессе. Они предназначались для создания резерва для комплектования военно-морских учебных заведений. В программу обучения входили военная подготовка и военно-морское дело. В спецшколы были приняты учащиеся 8, 9 и 10-х классов средних школ. Во время войны военно-морские спецшколы были преобразованы в военно-морские подготовительные училища, задачей которых стала подготовка кадров для высших военно-морских училищ.

    1940, 5.8—17.10 Первый в истории переход подводной лодки «Щ-423» из Полярного во Владивосток Северным морским путем.

    В состав экспедиции особого назначения (ЭОН-10) были включены транспорт «А. Серов», на котором находилась аварийно-ремонтная партия, и ледокол «Ленин». Командовал ЭОН военинженер 1 ранга И. М. Сендик, инженером был назначен военинженер 2 ранга А. И. Дубравин. Командиром «Щ-423» на переходе был капитан 3 ранга И. М. Зайдулин, комиссаром — старший политрук В. С. Моисеев. Экипаж лодки совершил до этого ряд походов и имел опыт плавания во льдах. Подводная лодка была подготовлена к плаванию в ледовых условиях: корпус защищен деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменены стальными со съемными лопастями и т. д. Плавание протекало в сложной ледовой обстановке. «А. Серов» потерял лопасти винта, и вместо него был выделен транспорт «Волга», сопровождавший «Щ-423» от б. Тикси (с 31.8). К экспедиции присоединился также ледорез «Ф. Литке». Экипаж подводной лодки постоянно вел борьбу с обледенением. Корабли упорно продвигались на восток. После Берингова прол. североморцев встретили тихоокеанские подводные лодки «Л-7», «Л-8» и «Л-17». Несмотря на девятибалльный шторм, 9.9 отряд благополучно прибыл в б. Провидения. После захода в Петропавловск-Камчатский и Советскую Гавань «Щ-423» 17.10 прибыла во владивостокскую б. Золотой Рог, пройдя в течение 73 суток 7227 миль, из них 682 мили во льдах.

    1941, 22.6 Начало Великой Отечественной войны.

    Рано утром 22.6 фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на Советский Союз. Общая численность немецко-фашистских и союзных с ними войск, предназначенных для нападения на СССР, составляла около 5,5 млн человек. Черноморский, Балтийский и Северный флоты благодаря системе оперативных готовностей, отработанной в предвоенные месяцы, организованно, в повышенной боевой готовности встретили первые удары вражеской авиации. Около полуночи 21.6 на флоты из ГМШ за подписью Наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова была передана телеграмма о немедленном переходе на оперативную готовность № 1. На ЧФ она была объявлена в 1 ч 15 мин 22.6, и к 2 ч 30 мин флот находился в полной боевой готовности. В то же время были подняты по тревоге силы других флотов и флотилий. В 3 ч 15 мин начались военные действия на Черном море. Вражеские самолеты совершили налет на главную ВМБ — Севастополь и на Измаил. Гитлеровцы хотели заблокировать ЧФ, сбросив на входном фарватере базы и в Северной бухте электромагнитные мины. Это им не удалось. Вражеские самолеты-были обнаружены постами ВНОС, и зенитные средства ПВО ВМБ и кораблей встретили их огнем. Воздушный налет был отражен без потерь в кораблях. Черноморцы начали траление фарватера. В полной боевой готовности встретили шквальный огонь с румынской стороны корабли Дунайской военной флотилии. Воздушным атакам подверглись Лиепайская и Рижская ВМБ КБФ. Магнитные мины, сброшенные с самолетов противника в районе Кронштадта, были замечены постами СНиС и позднее обезврежены. В районе главной базы СФ Полярное вражеской авиацией также были сброшены бомбы. Нападение фашистской Германии не застало ВМФ врасплох. Силы флотов и флотилий начали действия, предусмотренные предвоенными планами обороны страны.

    1941, 22—27.6 Героическая оборона Лиепаи.

    Угроза захвата Лиепаи возникла в первые же дни войны. Оборону побережья от государственной границы с Германией до Рижского зал. осуществляла 67-я стрелковая дивизия (5300 человек, командир генерал-майор Н. А. Дедаев), входившая в состав 8-й армии Прибалтийского Особого военного округа. Лиепайская ВМБ была маневренной базой КБФ. Перед ней были поставлены задачи: оборона с моря и воздуха, поддержание оперативного режима и защита морских коммуникаций в своей зоне, обеспечение базирования кораблей, авиации и частей флота. К началу Великой Отечественной войны в состав ВМБ входили 5 торпедных катеров, ТЩ «Фугас» («Т-204») и 13 МО ОХР, береговые и зенитные батареи (36 орудий). На нее базировались 15 подводных лодок (6 ПД и ЭМ «Ленин» были в ремонте), 43-я отдельная авиа-эскадрилья, в порту находились 19 транспортных судов. Общая численность личного состава базы составляла около 4 тыс. человек. Около 4 ч 22.6 немецко-фашистские войска при поддержке танков, авиации и артиллерии перешли в наступление на приморском направлении, вражеские самолеты нанесли бомбовый удар по Лиепае. В течение дня зенитная артиллерия и авиация Лиепайской ВМБ отразили 15 воздушных налетов противника, в которых участвовало до 135 самолетов (было сбито 3). Части 67-й стрелковой дивизии и погранвойск при поддержке авиации КБФ вели тяжелые оборонительные бои на приморском направлении с превосходящими силами противника. В этот же день командование ВМБ и 67-й стрелковой дивизии спешно приступили к организации обороны Лиепаи с моря и суши. Были созданы три участка обороны. На подступах к базе с моря были развернуты в ближнем дозоре 4 подводные лодки. Штаб гражданской обороны города возглавил первый секретарь горкома партии М. Я. Букас. По приказанию штаба КБФ из Лиепаи в Даугавгриву и Вентспилс вышли 5 подводных лодок («М-78» погибла на переходе), 8 транспортов и танкер. Для защиты подходов к базе с моря ТЩ «Фугас» начал постановку минного заграждения (с 22 по 24.6 выставлено 206 мин, на которых подорвались 2 корабля противника). К исходу дня 23.6 части 67-й стрелковой дивизии отошли на внутренний рубеж обороны города. Во избежание захвата противником ЭМ «Ленин» и 5 подводных лодок были взорваны экипажами. ТЩ «Фугас», 13 МО и ПЛ «С-3» вышли из Лиепаи в Вентспилс. Попытка противника ворваться в город с востока была отражена войсками дивизии при поддержке гарнизона базы и рабочих отрядов. 24.6 противник, обойдя Лиепаю с севера, отрезал ее гарнизон от основных сил 8-й армии, блокировал с моря и воздуха. Защитники Лиепаи продолжали героически оборонять город. 25.6 в бою погиб генерал-майор Н. А. Дедаев. 26.6 командующий Северо-Западным фронтом приказал оставить Лиепаю. После уничтожения военных объектов в БОЧЬ на 27.6 начался прорыв личного состава гарнизона города под руководством полковника В. М. Бобовича двумя колоннами в сторону Вентспилса. В 3 ч 30 мин командир и штаб ВМБ на ТКА № 17 и 47 вышли в море. На переходе они были атакованы 6 торпедными катерами противника. ТКА № 47 был сильно поврежден и оставлен командой. Последним из Лиепаи вышло судно «Виениба» с ранеными в сопровождении ТКА № 27, 37 и 67. Вражеской авиацией были потоплены судно и ТКА № 27. Бои в городе продолжались до 29.6. 1.7 база была расформирована. Оставшиеся в тылу вели партизанские действия. По неполным данным, в боях за Лиепаю противник потерял более 2 тыс. солдат и офицеров, 2 эшелона с войсками и техникой, свыше 10 танков, 20 бронетранспортеров, 15 самолетов. Продвижение врага на приморском направлении было задержано более чем на неделю. Вновь Лиепайская ВМБ была сформирована 9.11 1944 по решению ВГК после проведения Мемельской наступательной операции и выхода войск 1-го Прибалтийского фронта на побережье Балтийского моря. В конце 1944 — начале 1945 силы Лиепайской ВМБ в составе КБФ вели боевые действия в Балтийском море, участвовали в блокаде вражеских войск в Курляндии. После капитуляции группировки противника в мае 1945 соединения и части ВМБ были перебазированы. Во время Великой Отечественной войны Лиепайской ВМБ командовали: капитан 1 ранга М. С. Клевенский (июнь 1941), капитан 2 ранга П. П. Барабан (ноябрь 1944), контр-адмирал К. М. Кузнецов (декабрь 1944—май 1945).

    1941, 22.6-2.12 Героическая оборона ВМБ Ханко КБФ.

    К началу Великой Отечественной войны в состав ВМБ Ханко входили 8-я отдельная стрелковая бригада под командованием полковника Н. П. Симоняка, погранотряд, инженерно-строительные части, береговая и зенитная артиллерия (95 орудий калибром от 37 до 305 мм), авиагруппа (20 самолетов), ОВР (7 катеров МО и 16 ВС). Общая численность гарнизона составляла 25 тыс. человек. 22.6 на Ханко совершила налет немецкая бомбардировочная авиация. В первые же дни войны в Ленинград было эвакуировано гражданское население. Для укрепления обороны базы были созданы два боевых участка, произведены минные постановки (367 мин), осуществлялась противолодочная и противовоздушная оборона. ВМБ Ханко имела большое оперативное значение. Она контролировала вход в Финский зал. и прикрывала северный фланг минно-артиллерийской позиции. Перед гарнизоном базы была поставлена задача — не допустить вторжения противника со стороны материка или с моря на полуостров и прилегающие острова. 26.6 финская артиллерия начала вести интенсивный артиллерийский и минометный огонь по переднему краю обороны, позициям артиллерии, городу, порту, аэродромам. 1.7 противник (3 пехотных полка, 153 орудия) при поддержке авиации и флота попытался штурмом овладеть военно-морской базой, но гарнизон Ханко под командованием генерал-майора (с 16.9 1941 генерал-лейтенант береговой службы) С. И. Кабанова отразил все атаки. Началась длительная осада, сопровождавшаяся систематическим артиллерийским обстрелом (2—6 тыс. снарядов и мин в сутки) и ударами авиации. Для создания более благоприятных условий обороны п-ова Ханко были высажены морские десанты, занявшие 18 близлежащих островов. Важную роль в обороне Ханко сыграла авиация базы. В исключительно трудных условиях она поддерживала действия войск и высадку десантов, вела разведку, наносила удары по кораблям, батареям и аэродромам противника. В период с 22.6 по 28.8 авиагруппа базы сбила 24 вражеских самолета, не потеряв ни одного своего. Большую помощь гарнизону Ханко оказывала также авиация КБФ, базировавшаяся на аэродромы Прибалтики. После оставления Таллина (28.8) положение гарнизона Ханко, оказавшегося в глубоком тылу, осложнилось. Приближение ледостава создавало дополнительные трудности для обороны базы и ее связи с базами КБФ. Обстановка, сложившаяся под Ленинградом, не позволяла выделить подкрепление и боеприпасы для обороны базы, поэтому по решению Ставки ВГК с 26.10 по 2.12 гарнизон Ханко был эвакуирован. Несмотря на сложные условия (оба побережья Финского зал. были в руках противника, активно действовали его флот и авиация, были выставлены плотные минные заграждения), 9 конвоев сумели доставить в Ленинград и Кронштадт более 23 тыс. человек, вооружение, технику и продовольствие. Более пяти месяцев героический гарнизон Ханко оковывал силы врага, оказывая существенную помощь войскам, оборонявшим Ленинград.

    1941, 29.6 Начало обороны Заполярья.

    Немецко-фашистское командование планировало провести операцию армии «Норвегия» (около 150 тыс. человек), поддержанной авиацией 5-го воздушного флота и группой ВМС «Север», в целях захвата Кольского п-ова с портом Мурманск, изоляции Заполярья от страны и лишения Советского Союза внешних связей через северные порты. В 4 ч 20 мин 29.6 после артиллерийской подготовки и удара 120 бомбардировщиков горнострелковый корпус «Норвегия» под прикрытием истребительной авиации перешел в наступление на мурманском направлении, где оборонялась 14-я стрелковая дивизия. Поддержанные огнем береговой и корабельной артиллерии СФ, 135-й стрелковый полк 14-й стрелковой дивизии и части 23-го УР остановили противника на перешейке п-ова Средний, не допустив его продвижения на советскую территорию. С подходом 52-й стрелковой дивизии, поддержанной огнем кораблей и авиацией СФ и усиленной частями морской пехоты, был создан рубеж обороны на р. Западная Лица- Большую роль в срыве немецкого наступления сыграли морские десанты СФ, высаженные во фланг противнику. В результате упорных боев линия фронта стабилизировалась к концу сентября. Попытки немецко-фашистских войск захватить г. Кандалакша, с тем чтобы отрезать Кольский п-ов от страны и перерезать Кировскую ж. д. в районе Лоухи, были сорваны 104-й и 122-й стрелковыми дивизиями 14-й армии. Важную роль в обороне Заполярья сыграли совместные действия СФ и 14-й армии, в которую были включены отряды пограничников и «Полярная дивизия» народного ополчения (позднее 186-я стрелковая дивизия). В октябре немецко-фашистские и финские войска в Заполярье перешли к обороне. Вражеская авиация и подводные лодки пытались изолировать советское Заполярье от внешних связей. В целях срыва морских перевозок из стран — союзниц СССР по антигитлеровской коалиции фашистское командование с 14.3 1942 организовало массированные налеты авиации на Мурманск и Кировскую ж. д. Город пострадал от пожаров, но трудящиеся и воины армии и флота обеспечили функционирование порта и железной дороги. В 1942— 45 в Мурманске было разгружено около 250 транспортов и переработано более 2 млн т грузов. Для срыва готовившегося противником наступления на Мурманск войска 14-й армии при поддержке СФ провели частную наступательную операцию, в ходе которой 28.4 1942 СФ был высажен тактический десант в районе м. Пикшуев в составе 12-й особой бригады морской пехоты (6250 человек). 12—13.5 десант, выполнивший задачу, был снят. Для укрепления обороны п-овов Рыбачий и Средний, прикрывавших вход в Кольский зал. и приморский фланг фронта, 12.7 1942 Ставкой ВГК был создан Северный оборонительный район в составе СФ, сыгравший важную роль в обороне Заполярья и блокаде Петсамо (Печенга). Корабли и авиация СФ в период обороны Заполярья не только защищали внутренние и внешние морские коммуникации, усиливая охранение союзных конвоев, авиаторы, подводники и катерники — североморцы наносили удары по морским сообщениям противника, срывая перевозки никелевой руды и воинские перевозки в Баренцевом мо-ре. Оборона Заполярья завершилась 7.10 1944 наступлением 14-й армии при поддержке авиации 7-й воздушной армии и СФ (Петсамо-Киркенесская операция). В ознаменование мужества и героизма войск и населения Указом Президиума Верховного Совета СССР 14-й армией командовали генерал-лейтенант В. А. Фролов, с 23.8 1941 генерал-майор Р. И. Панин Северным флотом — контр-адмирал, с 16.9 1941 вице-адмирал, с 31.3 1944 адмирал А. Г. Головко

    1941, 6.7 Первый артиллерийский бой надводных кораблей в Великой Отечественной войне.

    Утром 6.7 отряд кораблей КБФ в составе эсминцев «Сильный», «Сердитый», «Энгельс», сторожевых кораблей «Снег» (из-за неисправности машин был вынужден возвратиться в базу) и «Туча» (под флагом командира отряда капитана 1 ранга Б. В. Хорошхина), выполнявший задачу обороны Рижского зал,, вышел с рейда Куйвасту в Ирбенский прол. для постановки мин. При подходе к месту постановки в районе маяка Овиши эсминцы обнаружили корабли противника — плавбазу и 2 тральщика и в 13 ч 19 мин открыли по ним огонь. Два корабля противника получили повреждения. Вражеский снаряд попал в кормовую часть эсминца «Сильный», загорелась одна из приготовленных к постановке мин. Но краснофлотцы В. С. Александров, В. В. Карпов, И. П. Уложенко (раненный осколком), проявив находчивость и героизм, сбросили горящую мину за борт, ликвидировав угрозу взрыва. По окончании минной постановки (было выставлено 130 мин) командир отряда приказал преследовать корабли противника, но догнать их не удалось.

    1941, 10.7—9.8 1944 Участие моряков в Ленинградской битве.

    Наступление немецко-фашистских войск на Ленинград началось 10.7. Наступающая с юга, с рубежа р. Великая, группа армий «Север» (29 дивизий, в том числе 6 танковых п моторизованных) при поддержке 1-го воздушного флота (760 самолетов) имела задачу, разгромив наши войска в Прибалтике, во взаимодействии с частью сил группы ар-ий «Центр», Карельской и Юго-Восточной финскими армиями (15 пехотных дивизий, в том числе 1 немецкая, и 3 бригады), наступавшими между Ладожским и Онежским озерами и на Карельском перешейке, захватить Ленинград и Кронштадт. Действия войск противника, сосредоточенных в Финляндии, поддерживали 5-й немецкий воздушный флот (240 самолетов) и финские ВВС (307 самолетов). Немецко-фашистским войскам в это время противостояли войска Северного фронта (8 дивизий, командующий генерал-лейтенант М. М. Попов) и Северо-Западного фронта (31 дивизия и 2 бригады, командующий генерал-майор П. П. Собенников). Эти войска и силы КБФ и ЛВФ с 14.7 директивой Ставки ВК были подчинены Главному командованию Северо-Западного направления (главнокомандующий Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, член Военного совета секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов). На КБФ были возложены оборона подступов к Ленинграду с моря и артиллерийская поддержка сухопутных войск. Перед ВВС КБФ были поставлены следующие задачи: ведение воздушной разведки, прикрытие с воздуха войск 8-й армии, нанесение ударов по войскам противника. Созданный в соответствии с приказом Наркома ВМФ 5.7 Штаб Морской обороны Ленинграда и Озерного района (командующий контр-адмирал К. И. Самойлов, с 10.7 контр-адмирал Ф. И. Челпанов) возглавил формирование Ладожской, Онежской, Чудской и Ильменской военных флотилий, Отряда кораблей р. Невы, а также бригад морской пехоты и отрядов моряков, которые направлялись на передовые линии обороны Ленинграда. Началось строительство дополнительных береговых батарей, оснащенных артиллерийскими орудиями, снятыми с кораблей КБФ. Для усиления артиллерии, обороняющей Ленинград, были выделены линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсера «Киров», «Максим Горький» и «Петропавловск», эсминцы «Опытный», «Строгий» и «Стройный». Кроме того, по мере необходимости к артиллерийской обороне города привлекались эсминцы и канонерские лодки. В систему обороны были включены также береговые и железнодорожные батареи Кронштадта, артиллерия Научно-исследовательского Морского артиллерийского полигона, батареи фортов Краснофлотский и Передовой, на Пулковских высотах и в других пунктах (всего 345 орудий калибром от 100 до 406 мм). 1.9 по решению Военного совета КБФ был сформирован Отряд кораблей р. Невы под командованием капитана 1 ранга В. С. Черокова (ЭМ «Строгий» и «Стройный», КЛ «Красное Знамя», «Зея», «Ока», «Сестрорецк», СКР «Разведчик», «Ост», «Вирсайтис», 4 ТЩ, 4 БКА, 8 СКА и др.), основными задачами которого были огневая поддержка 55-й и 42-й армий, обеспечение переправы своих войск и срыв возможной переправы противника через Неву. В июле — сентябре 1941 наши войска, ведя жестокие бои с превосходящими силами противника, вынуждены были отойти. Немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому оз. и 8.9 отрезали город от страны. 9.9 противник начал новое наступление на Ленинград. Перед штурмом враг подверг город сильному артиллерийскому обстрелу и воздушной бомбардировке. Главный удар наносился из района западнее Красногвардейска (Гатчина), вспомогательный — из района Колпино. Создалась чрезвычайно напряженная обстановка. Для отражения вражеского наступления на поддержку войскам 42-й и 8-й армий были направлены части народного ополчения и значительное количество моряков КБФ в составе 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7-й отдельных бригад, батальонов и отрядов морской пехоты, железнодорожных и сухопутных батарей, бронепоездов «Балтиец» и «За Родину» и др. Части 42-й армии и переброшенная в район Красного Села 1-я отдельная бригада морской пехоты второго формирования (командир полковник Т. М. Парафило) в течение двух суток сдерживали натиск ударной группировки противника. . В районе пос. Володарский, Урицк, Пулковские высоты сражались 1-я и 6-я отдельные бригады морской пехоты (командир полковник Ф- Е. Петров). У ораниенбаумского приморского плацдарма части Ижорского сектора береговой обороны, 2-я (командир майор Н. С. Лосяков) и 5-я (командир полковник В. К. Зайончковский) отдельные бригады морской пехоты и школа береговой обороны и ПВО КБФ сковали 5 дивизий и значительное количество боевой техники противника. В районе Колпино сражалась 7-я отдельная бригада морской пехоты, сформированная из личного состава кораблей КБФ (командир полковник В. М. Ржанов. с 4.10 генерал-майор Т. М. Парафило). За время отражения сентябрьского штурма артиллерия КБФ (293 орудия) 1994 раза открывала огонь по врагу, выпустив более 25 тыс. снарядов крупного калибра,. чем способствовала стабилизации линии фронта под Ленинградом к 27.9, я также сыграла важную роль в контрбатарейной борьбе. Войска противника понесли большие потери. В отражении массированных налетов авиации противника участвовали 7-й истребительный авиакорпус ПВО. 61-я истребительная авиабригада КБФ (командир Герой Советского Союза полковник И. Г. Романенко), а также зенитная артиллерия Ленинграда и Кронштадта и кораблей КБФ. Морская пехота КБФ участвовала также и в наступательных действиях под Ленинградом в районе Московской Дубровки на Неве (20—27.9), в высадке тактических десантов в районе Петергоф (Петродворец), Стрельна (3—8.10) и в других операциях. Кроме того, КБФ передал в состав войск Ленинградского фронта 68 660 краснофлотцев, командиров и политработников. С сентября по декабрь 1941 морская артиллерия выпустила по противнику более 70 тыс. снарядов калибром от 100 до 406 мм. Было уничтожено 38 батареи (в 673 случаях батареи были подавлены), 48 мотоколонн, более 20 танков, 9 штабов, 28 наблюдательных пунктов, 200 дотов, дзотов и блиндажей, 6 мостов, 100 пулеметных точек, взорвано 4 склада с боеприпасами. Во время 900-суточной блокады войска Ленинградского фронта (командующий с 12.9 1941 генерал армии Г. К. Жуков, с 10.10 1941 генерал-майор И. И. Федюнинский, с 26.10 1941 генерал-лейтенант М. С. Хозин, с 9.6 1942 генерал-лейтенант, позднее Маршал Советского Союза Л. А. Говоров), силы КБФ (командующий вице-адмирал, с 31.5 1943 адмирал В. Ф. Трибуц) и ЛВФ (командующий контр-адмирал В. С. Чероков) отразили все атаки противника. Население города, несмотря на бомбардировки, артиллерийские обстрелы, голод и холод, всемерно помогало фронту. Снабжение города, фронта и флота было организовано через Ладожское оз. по Дороге жизни. Огромную роль в организации обороны Ленинграда сыграли городской комитет ВКП(б) (секретари А. А. Жданов, А. А. Кузнецов, Я. Ф. Капустин) и Совет депутатов трудящихся (председатель П. С. Попков). В январе 1943 блокада была прорвана у южного берега Ладожского оз. 14.1 1944 войска Ленинградского, Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) и 2-го Прибалтийского (командующий генерал армии М. М. Попов) фронтов при поддержке авиации и артиллерии КБФ, ЛВФ и ОВФ перешли в наступление и в ходе Ленинградско-Новгородской операции к 21.1 ликвидировали блокаду, а к марту 1944 отбросили врага на 220—280 км от города. В июне — августе 1944 в ходе Выборгской и Свирско-Петрозаводской операций были разбиты финские войска и снята угроза нападения на Ленинград с севера. За период битвы по городу врагом было выпущено около 150 тыс. снарядов и сброшено 102 520 зажигательных и более 4600 фугасных авиабомб. КБФ, ЛВФ и ОВФ активно участвовали в оборонительных и наступательных операциях силами своей авиации, корабельной и береговой артиллерии и морской пехоты, высадкой десантов, а также обеспечивали воинские перевозки в Финском зал. и Ладожском оз. К 10.8 1944 завершилась битва за Ленинград, имевшая огромное политическое и военно-стратегическое значение, оказавшая значительное влияние на ход боевых действий на других участках советско-германского фронта. Она сковала крупные силы немецко-фашистской армии и всю финскую армию. Родина высоко оценила мужество и героизм защитников Ленинграда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.12 1942 была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждено около 1,5 млн человек. 26.1 1945 за мужество и отвагу в годы войны Ленинград награжден орденом Ленина, 1.5 1945 ему присвоено почетное звание «Город-герой», а 8.5 1965 вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». В 1967 Ленинград награжден орденом Октябрьской Революции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30.4 1975 за большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 50-летием Победы -и Великой Отечественной войне Ленинградская ВМБ награждена орденом Красного Знамени.

    1941, 28.7 Создание Ильменской военной флотилии.

    В связи с наступлением немецко-фашистских войск в конце июля 1941 возникла необходимость содействия сухопутным войскам на оз. Ильмень. 28.7 по приказу командующего Северо-Западным фронтом началось формирование Ильменской военной флотилии (командующий капитан 3 ранга В. М. Древницкий), подчиненной в оперативном отношении командующему 48-й армией. К 5.8 в ее состав вошли 3 канонерские лодки (вооруженные буксиры) и 9 катеров. С августа по 15.10 1941, действуя на оз. Ильмень и реках Волхов и Тигода, флотилия вела разведку, несла сторожевую службу, поддерживала боевые действия войск Красной Армии и переправляла их через реки, а также прикрывала отход войск и эвакуацию населения и ценностей из Новгорода. Во время отражения наступления противника корабли флотилии переправили на левый берег р. Волхов 27-ю кавалерийскую дивизию, а также 2 стрелковые дивизии и полк, большое количество машин, лошадей и боевой техники. Во исполнение приказа Наркома ВМФ 15.10 корабли ИВФ перешли в Новую Ладогу и были включены в состав ЛВФ, а сама флотилия 20.10 была расформирована.

    1941, 5—28.8 Оборона столицы Эстонской ССР и главной ВМБ КБФ — Таллина.

    Оборона Таллина имела важное значение для общего хода военных действий на ленинградском направлении и для деятельности КБФ. Перед нашими войсками стояла задача — удерживать главную базу флота, сковав как можно большую группировку сил врага, отвлекая его от наступления на Ленинград. Для прикрытия подходов к Таллину с моря по приказанию командующего КБФ 2—3.7 были выставлены минные заграждения (621 якорная мина), а 1—2.8 — противолодочные сети. 15.7 в связи с отходом войск Красной Армии в центральную часть Эстонской ССР Военный совет КВФ принял решение о создании сухопутной обороны главной ВМБ (линия боевых охранений, главная линия обо-роны и городская линия обороны). В городе строились баррикады и узлы сопротивления. В работах участвовали 25 тыс. трудящихся города, личный состав армии и флота. 5.8 в связи с угрозой окружения Таллина с суши по решению командующего КБФ был создан штаб сухопутной обороны главной базы. Оборону Таллина осуществляли части 10-го стрелкового корпуса 8-й армии, а также 1-я отдельная бригада морской пехоты, стрелковый полк и 7 батальонов из личного состава базы и кораблей, отряд курсантов ВВМУ имени М. В. Фрунзе, 6 строительных батальонов (всего 27 тыс. человек). Для содействия войскам были выделены корабли (КР «Киров», ЛД «Минск» и «Ленинград», 9 ЭМ, 3 КЛ), а также 8 береговых и 1 железнодорожная батареи, 2 бронепоезда, зенитная артиллерия (183 орудия) и части авиации КБФ (85 самолетов). 5.8 части 18-й немецкой армии вышли на дальние подступы к Таллину, а 7.8 к побережью Финского зал. и отрезали город с суши. Положение защитников Таллина осложнилось, так как путь по Финскому зал.— единственный, по которому осуществлялось снабжение войск и флота, — находился под воздействием авиации, артиллерии и кораблей противника, располагающего базами на побережье. Но, несмотря на превосходство противника в силах и особенно в технике, к 10.8 его наступление было остановлено. 14.8 командование Северо-Западного направления возложило ответственность за оборону Таллина на Военный совет КБФ (командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц, члены Военного совета — дивизионный комиссар Н. К. Смирнов и бригадный комиссар А. Д. Вербицкий, начальник штаба КБФ контр-адмирал Ю. А. Пантелеев). Военному совету был подчинен стрелковый корпус под командованием генерал-майора И. Ф. Николаева, который был назначен заместителем командующего КБФ по сухопутной обороне. В боях под Таллином героически сражались с врагом береговые артиллеристы, зенитчики, морские пехотинцы, моряки-добровольцы. Находясь в разведке, доброволец с лидера «Минск» комсомолец Ё. А. Никонов был тяжело ранен и попал в плен. Гитлеровцы зверски пытали его, но Никонов погиб как герой, свято выполнив свой воинский долг. По приказу командующего КБФ его имя было навечно занесено в списки экипажа лидера «Минск», а в 1957 Указом Президиума Верховного Совета СССР ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Подтянув свежие силы, гитлеровские войска 20.8 возобновили наступление. Против войск, оборонявших Таллин, противник сосредоточил 4 пехотные дивизии (до 60 тыс. человек), усиленные артиллерией, танками и авиацией (до 150 самолетов). Учитывая тяжелую обстановку, сложившуюся на Северо-Западном направлении, и необходимость сосредоточить все силы для обороны Ленинграда, 26.8 Ставка ВГК приняла решение перебазировать флот и гарнизон Таллина в Кронштадт и Ленинград. Защитники Таллина, ведя упорные уличные бои, удерживали город до 28.8. Затем войска 10-го стрелкового корпуса, гарнизон базы, раненые на кораблях и судах КБФ были эвакуированы в Кронштадт и Ленинград. Военные объекты ВМБ были взорваны, гавани разрушены и заминированы, суда, не способные выйти в море, затоплены. Вражеское наступление в Прибалтике было задержано почти на месяц. В. период битвы за Ленинград у Таллина была скована крупная группировка войск противника, понесшая большие потери. 27.11 1970 Таллин был награжден орденом Ленина, а за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7.5 1984 награжден орденом Отечественной войны I степени.

    1941, 5.8-16.10 Героическая оборона Одессы.

    Немецко-фашистское командование стремилось с ходу овладеть этим важным военно-стратегическим, промышленным и культурным центром. На город наступали 5 пехотных, 2 кавалерийские дивизии и моторизованная бригада 4-й румынской армии. С 24.6 для прикрытия подходов к Одессе с моря началась постановка минных заграждений. 27.6 Военный совет ЧФ дал указания командиру Одесской ВМБ об организации обороны города. Черноморцы вместе с населением приступили к строительству оборонительных рубежей. В оборонительных работах участвовали более 100 тыс. человек. В течение августа были построены передовой и главный рубежи обороны и рубеж прикрытия общей протяженностью более 250 км. 5.8 была получена директива Ставки ВК, в котоой говорилось: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот». Ставка ВК приказала отвести войска Южного фронта на рубеж Чигирин, Вознесенск, Днестровский лиман. Оборона города с суши возлагалась на Приморскую армию (2 стрелковые, 1 кавалерийская дивизии, командующий генерал-лейтенант Г. П. Софронов, с 5.10 генерал-майор И. Е. Петров). Прикрытие города с моря и огневую поддержку войск осуществляли отряд кораблей (КР «Коминтерн», 2 ЭМ, 4 КЛ, б ТЩ, 2 ЗМ, торпедные и сторожевые катера) и береговая артиллерия (всего 44 орудия калибром от 45 до 203 мм). 8.8 Одесса была объявлена на осадном положении. В городе были сформированы 421-я стрелковая дивизия, 2 полка морской пехоты и несколько отрядов общей численностью 8 тыс. человек. 10.8, имея пятикратное превосходство в силах (12 дивизий и 7 бригад), 4-я румынская армия перешла в наступление по всему фронту и 13.8 полностью блокировала Одессу. 19.8 по решению Ставки ВГК был образован Одесский оборонительный район (ООР) в составе Приморской армии. Одесской ВМБ и отряда кораблей. Командующим ООР был назначен командир Одесской ВМБ контр-адмирал Г. В. Жуков, его заместителем по сухопутной обороне генерал-лейтенант Г. П. Софронов, членами Военного совета были дивизионные комиссары И. И. Азаров, Ф. Н. Воронин, секретарь Одесского об- кома А. Г. Колыбанов. Весь сухопутный фронт под Одессой был разделен на три сектора: Восточный, оборонявшийся 1-й кавалерийской дивизией и 1-м Черноморским полком морской пехоты; Западный — 95-й стрелковой дивизией, Южный — 25-й стрелковой Чапаевской дивизией. К 19.9 корабли эскадры контр-адмирала Л. А. Владимирского доставили в Одессу 157-ю стрелковую дивизию и части усиления. В городе было возведено около 250 баррикад, налажено производство вооружения и боеприпасов. ПВО осуществлялась зенитной артиллерией и истребительной авиацией (60 самолетов). 21.8 наши войска под натиском превосходящих сил 4-й румынской армии отошли к основному рубежу обороны. В течение месяца они стойко отражали яростные атаки врага, проявляя беспредельный героизм и самоотверженность. Чтобы отбросить противника на расстояние, исключающее обстрел города и порта, 22.9 по группировке румынских войск на восточном направлении был нанесен комбинированный контрудар силами морского десанта (3-й полк морской пехоты, 1929 человек), высаженного кораблями восточное Одессы, в районе Григорьевки, и двух стрелковых дивизий, наступающих навстречу десанту. Высадке десанта предшествовала проведенная кораблями ЧФ (КР «Красный Кавказ», «Красный Крым», ЭМ «Бойкий» и «Безупречный», командир отряда контр-адмирал С. Г. Горшков) артиллерийская подготовка. В тыл врага был высажен диверсионный десант парашютистов, нарушивший связь. В результате были разгромлены две дивизии, противник потерял До 6 тыс. человек, был отброшен на 5—8 км и лишен возможности вести артиллерийский огонь по городу и порту. Корабли и береговые батареи флота поддерживали обороняющихся артиллерийским огнем. В условиях обороны города в глубоком тылу противника большое значение имели снабжение войск боеприпасами, оружием, военной техникой и пополнение их личным составом. Крейсера и эсминцы в темное время суток совершали переходы из Севастополя в Одессу, доставляли личный состав и воинские грузы, оказывали огневую поддержку войскам и возвращались обратно. Всего было доставлено до 60 тыс. пополнения, вывезено из города 350 тыс. человек. Защитники Одессы были полны решимости оборонять город, но положение войск на Южном фронте ухудшилось. 30.9 Ставка ВГК приняла решение об эвакуации ООР. С 1 по 16.10 на судах и кораблях ЧФ практически без потерь в Крым были эвакуированы все войска (86 тыс. человек), 15 тыс. человек населения, около 500 орудий, более 1000 автомашин, 19 танков и бронемашин, более 3,5 тыс. лошадей и до 25 тыс. т грузов. Только вечером 16.10 противник смог войти в Одессу, оставленную нашими войсками. Оборона Одессы явилась ярким примером стойкости и героизма советских людей. Ее защитники более чем на два месяца сковали у стен города до 18 дивизий, вывели из строя более 160 тыс. солдат и офицеров противника, до 200 самолетов и 100 танков. Оборона Одес-сы отличалась высокой активностью, хорошо организованным взаимодействием сухопутных войск и флота и способствовала срыву гитлеровского плана «молниеносной войны». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.12 1942 была учреждена медаль «За оборону Одессы», которой награждены свыше 30 тыс. воинов и граждан, участвовавших в обороне города. 1.5 1945 Одессе было присвоено почетное звание «Город-герой», а в 1965 вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

    1941, 8.8 Первый налет авиации КБФ на Берлин.

    Во второй половине июля 1941 фашистская авиация начала массовые налеты на Москву. Немецко-фашистское командование утверждало, что угроза ответных ударов по Германии, а тем более по Берлину, исключена. По предложению командования ВМФ был разработан план нанесения ответных ударов авиацией КБФ по Берлину с аэродромов, расположенных на островах Моонзундского арх. План был одобрен Ставкой ВК. Ответственность за проведение операции Ставка возложила на Наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова. Общее руководство осуществлял командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков. 1.8 для решения задачи из состава 1-го минно-торпедного полка ВВС КБФ было отобрано 10 самолетов ДБ-3 под командованием командира полка Е. Н. Преображенского. Затем авиагруппа была увеличена до 33 самолетов за счет ВВС Красной Армии. В ночь на 5.8 5 самолетов ДБ-3 со. Сарема (Сааремаа) успешно произвели пробный, разведывательный полет на Берлин. 8.8 15 самолетов (тремя группами под командованием полковника Е. Н. Преображенского, капитанов В. А. Гречишникова и А. Я. Ефремова) нанесли ночью первый бомбовый удар по Берлину. Все самолеты благополучно возвратились на аэродром. Ночью 9.8 был произведен второй бомбовый удар по Берлину. 12 самолетов, сбросивших 72 бомбы и листовки, были обстреляны зенитной артиллерией. Один самолет произвел вынужденную посадку в море, экипаж был спасен нашим кораблем. Налеты на Берлин продолжались до 4.9 1941. В связи с перебазированием КБФ из Таллина в Кронштадт снабжение авиагруппы на о. Сарема стало невозможным и налеты на Берлин прекратились. Всего на Берлин было произведено 52 самолетовылета, сброшено более 36 т фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.8 1941 полковнику Е. Н. Преображенскому, капитанам В. А. Гречишникову, А. Я. Ефремову, П. И. Хохлову, М.Н.Плоткину (ВВС КБФ), майорам В. И. Щелкунову, В. И. Малыгину, капитанам В. Г. Тихонову, Н. В. Крюкову и лейтенанту В. И. Лахонину (ВВС Красной Армии) было присвоено звание Героя Советского Союза. Многие члены экипажей были награждены орденами и медалями.

    1941. 10.8 Героический подвиг сторожевого корабля «Туман».

    В этот день в 4 ч 25 мин находившийся в дозоре у входа в Кольский зал. «Туман» подвергся атаке 3 эсминцев противника. Командир «Тумана» старший лейтенант Л. А. Шестаков, доложив по радио о вступлении в бой, повел корабль под прикрытие береговых батарей. В первые же минуты боя вышла из строя кормовая пушка, были убиты командир корабля и военный комиссар старший политрук П. Н. Стрельник. В командование вступил помощник командира лейтенант Л. А. Рыбаков. Вместе с командиром электромеханической части Я. М. Кошевым он организовал борьбу за живучесть корабля и спасение раненых. По приказанию штурмана лейтенанта М. М. Букина раненый рулевой К. Д. Семенов и радист К. В. Блинов под огнем неприятеля подняли Военно-морской флаг. Экипаж самоотверженно боролся с водой и огнем, однако спасти корабль было невозможно. В 5 ч 30 мин «Туман», не спустив флага, скрылся в волнах. 15 человек экипажа были убиты, 17 получили ранения, оставшихся в живых подобрали катера. Под огнем береговых батарей вражеские эсминцы были вынуждены отойти, одному из них сильные повреждения нанесли советские бомбардировщики. Получив достойный отпор, противник больше не рискнул приближаться к входу в Кольский зал. Имя легендарного СКР «Туман» носит современный сторожевой корабль СФ, а место гибели корабля-героя — 69°34' с. гл., 33°39' в. д. — объявлено координатами боевой славы. Проходя мимо этой точки, советские корабли приспускают флаг, а в день годовщины подвига «Тумана» на воду торжественно опускают венки. Rambler's Top100







    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru