фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

    Корабли - памятники

     

     

     

    Клипер "Катти Сарк"

     

     

     

     

     

     

                   Если сесть на маленький пароход у пирса напротив Вестминстерского аббатства в Лондоне и отправиться вниз по Темзе до Гринвича, то сначала перед путешественником откроются архитектурные памятники английской столицы: собор Св. Петра, Тауэр, старинные здания. Потом пойдут серые склады, суда, стоящие под погрузкой или выгрузкой. Берега становятся все менее интересными, путешественник уже не ждет никаких достопримечательностей. Вот Темза делает крутой поворот, и внезапно перед глазами возникает великолепный парусный корабль — клипер Катти Сарк.

     

    Катти Сарк был создан в золотой век парусного флота — эру клиперов. Тысячелетний опыт строительства и эксплуатации парусных судов, многие

    научно-технические достижения, накопленные к середине XIX в. — все это было синтезировано при постройке клиперов — высшем и последнем этапе парусного судостроения. Все в конструкции клипера было подчинено скорости: острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, добротный корпус.

    На трансатлантических линиях пароходы уже начали одерживать убедительные победы над парусниками, но на австралийских и дальневосточных океанских трассах протяженностью в половину земного шара все еще безраздельно господствовали клиперы — воплощение изящества, легкие, стремительные, и самым лучшим из них была Катти Сарк.


    Капитан Джон Уиллис, судовладелец, был сыном отважного капитана, всю жизнь водившего суда с грузом чая из Китая в Англию. Сначала Джон Уиллис плавал на кораблях своего отца, потом стал капитаном высшей квалификации — капитаном клипера. Жизнь, проведенная в море, наложила свой отпечаток на внешний облик и

    характер этого человека. Он был суров, решителен, немногословен.

    В один прекрасный день Уиллис предстал перед владельцами судостроительной фирмы Скоттом и Линтоном и обратился к ним с предложением построить для него самый быстроходный корабль по неслыханной цене 17 фунт. ст. за 1 т грузоподъемности. Корабль должен был обгонять все парусные и паровые суда.

    Владельцы, зная характер Джона Уиллиса, понимали, что прежде чем обратиться к фирме, он все обдумал и подсчитал. Забегая вперед, скажем, что Катти Сарк

    оказалась первым и последним кораблем, построенным этой фирмой, так как компаньоны не сумели уложиться в те 17 фунтов за 1 т грузоподъемности, которые изъявил желание уплатить судовладелец, и разорились.

    Владелец фирмы Геркюль Линтон лично возглавил разработку проекта клипера. Корабль поражал строгостью и законченностью форм, стройными линиями обводов. Обводы корпуса клипера — это лишь одно из условий его быстроходности. При прочих равных условиях самым быстроходным оказывался тот корабль, на котором можно было выставить больше парусов при самых сильных ветрах. Линтон предусмотрел на новом клипере 36 парусов общей площадью 3350 м2, так что, когда на судне

    поднимали все паруса, создавалось впечатление, что по поверхности океана летит огромное белое облако.

     

    Однако для того, чтобы можно было поставить все паруса при ураганном ветре, корпус и мачты клипера должны были быть особенно прочными. Когда на своей верфи в Думбартоне (на р. Клайд) Скотт и Линтон начали строить клипер, они особенное внимание уделили выбору материала корпуса, изготовлению корпусных конструкций и их соединению. Особенно удачной оказалась конструкция кормы. Она получилась настолько прочной, что, когда при особенно сильных штормах на других клиперах с бизань-мачты убирали все паруса (иначе мачту могло вырвать из корпуса), капитан нового клипера боязненно выставлял дополнительные паруса, уверенный, что конструкция не подведет.

    По добротности и прочности корпуса Катти Сарк оказалась непревзойденным клипером не только благодаря мастерству кораблестроителей, но и благодаря

    тщательному наблюдению капитана Джона Уиллиса за постройкой своего корабля. Капитан не покидал верфи, следил за изготовлением конструкций и их сборкой.

    Относительно материалов корпуса необходимо дать читателю некоторое объяснение. В течение тысячелетий основным судостроительным материалом было дерево. На смену дереву пришло железо, затем сталь. Сейчас наметилась вполне определенная тенденция к применению новых конструкционных материалов: пластмасс и легких сплавов.

    Но в истории судостроения был сравнительно короткий период, измеряемый несколькими десятилетиями — время перехода от деревянного судостроения к железному, когда создавали так называемые композитные суда: с железным набором и деревянной обшивкой. Композитные суда, по сравнению с чисто деревянными судами, имели несравненно большую прочность корпуса, а по сравнению с железными судами, были, во-первых, меньше подвержены ржавлению, и, во-вторых, их строительная

    стоимость была значительно ниже, поскольку выплавка железа в те времена обходилась еще очень дорого.

    Катти Сарк великолепное композитное судно. Клипер строился тогда, когда в кораблестроении уже был накоплен примерно 20-летний опыт создания композитных судов. Характерным для композитных судов того времени было применение медной обшивки корпуса ниже ватерлинии для защиты от обрастания.

    По сравнению с другими клиперами Катти Сарк была довольно крупным судном.

    Главные размерения, м. . . . 64,8x10,98

    Водоизмещение, т                 - 2100

    Судно принимало на борт 615 т чая, или 900 т шерсти, или 1920 т металлолома. Мощное парусное вооружение обеспечивало клиперу скорость до 16,5—17 уз, что

    примерно соответствует мощности паровой машины около 4000 л. с.

    Конструкция корпуса клипера была настолько хорошей, что эксперты Английского Ллойда выдали вновь построенному судну регистровое свидетельство на беспримерно долгий срок — на 16 лет.

    Спуск клипера на воду состоялся 22 ноября 1869 г. Капитан Джон Уиллис хотел назвать корабль Си Уич, что в переводе означает «морская ведьма», и с учетом этого имени была изготовлена носовая фигура, изображавшая очаровательную ведьму в короткой рубашке, воспетую Робертом Бёрнсом в поэме «Тэм О'Шентер» (персонаж из шотландских народных сказаний).

    Но когда корабль сошел в воду, оказалось, что под именем Си Уич уже зарегистрировано другое судно, и тогда, чтобы сохранить в названии образ ведьмы, клиперу дали имя Катти Сарк, т. е. «Короткая Рубашка», которое у знатоков шотландской народной поэзии сразу ассоциируется с образом танцующей ведьмы.

     

    Так состоялось рождение одного из самых знаменитых парусников мира Катти Сарк. А всего за неделю, — 16 ноября 1869 г., совсем в другом районе земного шара произошло событие, которое, казалось, не имело никакого отношения к новому клиперу: был открыт Суэцкий канал. Но очень скоро выяснилось, что открытие Суэцкого канала означало конец парусного флота.

    И действительно, на открытых океанских трассах большой протяженности парусные суда довольно долго конкурировали с пароходами: им не нужно было угля, бункеровочных станций, квалифицированных механиков (которые, кстати, ценились в те времена на вес золота), не было громоздкой паровой машины, занимавшей полезные объемы и «съедавшей» значительную часть водоизмещения.

    Теперь все изменилось: путь из Европы в Китай сразу сократился на 4 тыс. миль, но сократился он только для пароходов. Парусные суда из-за неблагоприятных ветров и течений не могли маневрировать в сравнительно узком канале и вынуждены были идти прежним путем: вокруг мыса Доброй Надежды. Соперничать же с пароходами, для которых путь сократился на 4 тыс. миль, парусники, естественно, уже не могли. Таким образом, только что построенный лучший клипер Катти Сарк стал морально устаревшим судном уже в момент спуска на воду.


    Но, разумеется, сначала Джон Уиллис, владелец клипера не мог представить в полной мере трагизм положения и поставил Катти Сарк на традиционную линию гоночных клиперов: Китай — Англия, вокруг мыса Доброй Надежды.

    Капитаном клипера стал Джордж Муди, опытный моряк, который до прихода на Катти Сарк был уже капитаном на двух клиперах. Но, оказывается, капитану мало иметь большой опыт и прекрасные профессиональные знания. Он еще должен знать особенности каждого судна, изучить его «характер». Это относится к любому судну, тем более к такому капризному и целиком зависящему от стихии, как чайный клипер. У Джорджа Муди это не получилось. Капитан не смог выжать из замечательного парусника все, что тот мог дать. Пока Джордж Муди командовал клипером, Катти Сарк ни разу не сумела поставить рекорд скорости и опередить своих соперников, а особенно — своего главного конкурента Фермопилы — великолепного клипера, который по ходовым качествам практически не уступал Катти Сарк.

     

    Первые годы после открытия Суэцкого канала чайные клиперы еще соперничали с пароходами, и это отчасти объяснялось тем, что в английских аристократических кругах предпочитали чай, доставленный на клиперах. Считалось, что запах дыма на пароходах и железный корпус наносят непоправимый вред этому грузу. Однако когда предубеждения удалось преодолеть, клиперы на линии Китай — Англия оказались безработными, и их начали переводить на линии Австралия — Европа для доставки шерсти в Европу.

    Примерно к этому же времени капитан Джордж Муди, не сумев обеспечить прибыльные рейсы Катти Сарк на торговле чаем, рассорился с Джоном Уиллисом и перешел работать на пароход. Командование клипером принял капитан Ричард Вудгет, который сумел сделать то, что не удалось капитану Муди: он превосходно понял

    особенности Катти Сарк и сделал клипер полностью послушным своему умению, своей воле. Именно под командованием капитана Ричарда Вудгета Катти Сарк вписала самые славные рекорды в историю парусного флота.

    Так, в октябре 1875 г. клипер прошел 2164 мили за 6 суток, потом 3457 миль за 11 суток. В 1877—1878 гг. корабль поставил рекорд на пути из Австралии в Англию — 77 суток, тогда как обычно клиперы проходили эту дистанцию за 90 суток. Лучший суточный пробег Катти Сарк составил 363 мили, т. е. свыше 15 уз — результат, которым может похвастаться далеко не каждое современное транспортное судно, а на короткое время Катти Сарк развивала скорость более 17 уз.

    В то время как при ураганных ветрах другие капитаны приказывали убирать паруса, чтобы не погубить судно, капитан Вудгет, наоборот, давал распоряжение ставить все паруса, а кроме них — иногда велел привязывать одеяла, куски парусины и прочие подручные материалы.

    Сохранилось описание Катти Сарк в открытом океане, сделанное очевидцем:

    «Однажды мы увидели судно — простое пятнышко на горизонте, за кормой, и по тому, как оно появилось в нашем поле зрения, было очевидно, что оно шло значительно быстрее нас.

    — Оно несет с собой ветер,: — заметил кто-то из команды.

    Через несколько часов судно поравнялось с нами. Оказалось, что это знаменитый английский клипер Катти Сарк — одно из самых быстроходных судов. Он прошел мимо нас, делая два фута, пока мы проходили один фут, и вскоре скрылся за горизонтом».

     

    Но никакие заслуги Катти Сарк не помогли ей выдержать конкурентной борьбы с пароходами. С каждым годом клипер приносил владельцу все большие убытки, и в конце концов в 1895 г. Джон Уиллис продал корабль португальским судовладельцам, причем участь Катти Сарк разделил и основной ее соперник клипер Фермопилы. Получив новое имя Феррейра, Катти Сарк, работая под португальским флагом, теперь перевозила все грузы без разбора, и с каждым годом найти этот груз становилось все труднее и труднее.

    В 1907 г. клипер Фермопилы с почетом захоронили по старому морскому обычаю: вывели в открытое море и утопили торпедой. Катти Сарк продолжала перевозить различные грузы.

    Вновь Катти Сарк прославилась во время первой мировой войны. Осенью 1915 г. экипаж клипера снял 700 человек с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой. Продемонстрировав отличную маневренность и быстроходность, клипер ушел от преследования подводной лодки и доставил спасенных на родину.

     

    7 мая 1916 г. Катти Сарк попала в жестокий шторм у берегов Южной Африки и потеряла одну из мачт вместе с парусами. Клипер отбуксировали в Кейптаун, где для его ремонта не нашлось леса, и судно долго не восстанавливали.

    После первой мировой войны для Катти Сарк не могли найти применения: на океанских линиях грузоподъемность клипера была слишком мала, чтобы конкурировать с пароходами, на каботажных линиях — наоборот, слишком велика.

    Знаменитый клипер уже собирались продать на слом, когда в 1922 г. его купил и на собственные средства отремонтировал энтузиаст и знаток парусных судов капитан Уилфрид Доумен. Допустив некоторые отступления от первоначального проекта (в частности, бизань-мачта оказалась значительно» короче прежней), Доумен

    восстановил Катти Сарк и спас ее от гибели.

     

    После смерти Уилфрида Доумена вдова капитана передала клипер британскому морскому училищу торгового флота. В 1938 г. парусник поставили на реке Темзе. На протяжении нескольких лет клипер Катти Сарк служил в качестве учебного судна — брандвахты.

    В 1952 г. корабль передали Обществу по сохранению памятников старины, и холодным солнечным утром 10 декабря 1954 г. 85-летний клипер совершил свой последний рейс, вверх по Темзе, в специально построенный док неподалеку от Лондонского морского музея, почти на линии Гринвичского меридиана.

    Старый клипер, не утративший грации и красоты, шел на буксире кормой вперед по специально вырытому каналу, едва не касаясь бортами его стенок. Все, что можно, было снято с судна, чтобы уменьшить его осадку при вводе в док. Как только Катти Сарк прошла канал, его сразу же перекрыли, чтобы защитить клипер от вечернего прилива.

    В доке положение клипера строго выверили специальными приборами, тщательно раскрепили его и откачали воду, так что теперь посетители могут любоваться не только надводной, но и подводной частью корпуса уни­кального клипера, его гармоничными обводами, прекрасным силуэтом, строгостью и законченностью линий.

    Поражает добротность деревянного корпуса: оказалось, что за долгую жизнь клипера (сейчас ему уже за сто лет) дерево почти не подверглось гниению, за исключением отдельных пятен размером в несколько квадратных сантиметров — в основном в местах крепления железа к дереву. Железные конструкции корпуса почти не поржавели благодаря исключительно высокому качеству поставленных на судно материалов. Очень боялись, что нагрузки, связанные с последним рейсом Катти Сарк и, особенно, возникающие при доковании, вызовут течь в корпусе, но этого не произошло. Ни капли воды не просочилось сквозь отлично сработанный корпус чудо-клипера.

    А ведь за долгие годы службы Катти Сарк много раз встречал штормы, клипер неоднократно садился на мель, терял мачты, однажды он 8 тыс. миль прошел с

    самодельным рулем без заходов в порты и все-таки остался крепким, добротным.

     

    Сейчас клипер Катти Сарк корабль-памятник, корабль — музей парусного флота. На мачте развевается флаг первого владельца клипера Джона Уиллиса. Корабль-памятник пользуется огромной популярностью у всех, кого влечет романтика моря, кого волнует незабываемая эпоха прекрасных парусных судов.

     

     

     

     

           На нашем сайте вы можете посмотреть замечательные фотографии знаменитого клипера "Катти Сарк" от Русалки, снятые незадолго до гибели клипера от пожара в Лондоне. Смотрите фотографии знаменитого клипера "Катти Сарк"!  

          На нашем сайте вы также сможете почитать стихи Наталии Белостоцкой, посвященные знаменитому клиперу "Катти Сарк"!

     

     

     

         









    Рейтинг@Mail.ru