фл.семафором слава флоту
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания



  •  

     

    Выборгское сражение





     

     

    Шла русско-шведская война 1788-1790 годов. В кампанию 1789 года русские войска и флот действовали более активно и добились определенных успехов, но решить главную задачу - занять южную Финляндию и перенести боевые действия на территорию Швеции им не удалось. Шведы тоже планировали активные наступательные действия, но потерпели ряд поражений на суше и на море. Обе стороны возлагали большие надежды не кампанию 1790 года и стремились к самым решительным действиям.
    Шведы планировали разбить русский флот, высадить десант на южном побережье Финского залива и двинуться на Петербург, а затем продиктовать России свои условиях нового мирного договора. Зная, что по численности его армия значительно превосходит силы русских, шведский король Густав III был уверен в победе.

    Русские знали о намерениях шведов и готовились не только к отражению их наступательных действий, но и к нанесению таких ударов, которые позволили бы быстро завершить войну и обеспечить надежный выход в Балтийское море. В этой связи особое внимание было уделено усилению флота. К началу кампании 1790 года он насчитывал 34 линейных корабля, 15 фрегатов, 271 гребное судно и около 50 вспомогательных судов. Однако русский флот был разделен на две эскадры. Командующий флотом адмирал Василий Яковлевич Чичагов со своей эскадрой стоял в Ревеле, а кронштадтскую эскадру возглавлял вице-адмирал А. И. Круз.

    Шведы стремились разбить сначала ревельскую, а затем кронштадтскую эскадры по отдельности, а затем высадить десант у Красной горки и идти на Петербург. Для выполнения этих весьма амбициозных планов надо была спешить. Поэтому уже 2 мая 1790 года шведский флот в составе 20 линейных кораблей, 7 фрегатов и 4 вспомогательных судов подошел к Ревелю и атаковал стоявшую на рейде русскую эскадру. У русских было 10 линейных кораблей, 5 фрегатов и 2 бомбардирских корабля. Бой продолжался около двух часов. Несмотря на большое численное преимущество, шведам пришлось отступить. Они потеряли два линейных корабля, причем один из них был взят в плен.

    Это поражение не заставило шведов отказаться от своих намерений. Починив поврежденные в бою корабли и приняв пополнение, они направились в восточную часть Финского залива, чтобы нанести удар по кронштадтской эскадре. Бой начался утром 23 мая 1790 года недалеко от Красной горки. На этот раз у шведов было 22 линейных корабля и 8 фрегатов, а у русских – 17 линейных кораблей и 4 фрегата. Русские постоянно атаковали, и шведы вынуждены были отойти. На следующий день бой возобновился и с перерывами продолжался до вечера.

    В это время эскадра Чичагова вышла из Ревеля и уже приближалась к Красной горке. Если бы она сразу вступила в бой, шведский флот не смог бы избежать полного разгрома. Но Чичагов приказал эскадре встать на якорь недалеко от места сражения. Позднее он объяснил это выпавшим туманом, который не позволил ему обнаружить шведский флот. Однако ревельская эскадра все-таки сыграла свою положительную роль в этом сражении. Дело в том, что, решив отступить, шведы могли бы уйти в Свеаборг под защиту крепостной артиллерии. Для этого им пришлось бы пройти мимо эскадры Чичагова. Шведы решили не рисковать, и отошли в Выборгский залив, где и были блокированы объединенным флотом русских.

    Блокада продолжалась почти месяц. В Выборгском заливе был заперт корабельный флот шведов, в том числе 22 линейных корабля, а также гребная флотилия. В общей сложности здесь было свыше 200 шведских судов во главе с королем Швеции Густавом III. Несмотря на такое большое количество кораблей, положение шведского флота было незавидным, ему угрожала полная гибель. Береговая полоса была занята русской армией, на северном фланге стояла гребная флотилия русских, а три выхода из Выборгского залива в Финский залив охранялись нашим корабельным флотом. Попытка шведов уничтожить русскую гребную флотилию и захватить береговую полосу была отражена русской армией с большим уроном для шведов.

    Рано утром 22 июня шведские суда снялись с якоря и, пользуясь легким восточным ветром, стали прорываться по северному фарватеру. Им противостоял отряд контр-адмирала Повалишина – 5 кораблей и одно бомбардирское судно, а также стоявший западнее отряд контр-адмирала Ханыкова – три фрегата. Ветер свежал шведские корабли быстро проносились на очень близком расстоянии между кораблями отряда Повалишина, а затем Ханыкова, осыпая их бортовыми залпами. Наши корабли были окружены плотным дымом. Они яростно отбивались от постоянно проходивших мимо них все новых и новых кораблей противника. Некоторым нашим кораблям приходилось сражаться на два борта, не имея помощи от основного флота, стоявшего на якорях около центрального и южного фарватеров. Замыкающий шведскую линию корабль должен был пустить три брандера, чтобы поджечь русские суда. Но в суматохе шведы не обрубили буксир. В результате этого зажженный брандер сцепился с буксировавшим его кораблем, зажег его, и вместе они еще навалились на шедший рядом фрегат. При взрыве этих судов два наших корабля были осыпаны горящими обломками, но им удалось избежать пожара. Отряды Ханыкова и Повалишина вынесли на себе всю тяжесть этого жесточайшего боя. Их корабли имели значительные повреждения и большие потери в людях.

    Чичагов считал, что шведы будут прорываться по главному (среднему) фарватеру, где были сосредоточены основные силы русского флота. В связи с этим приказ Чичагова оказать помощь Повалишину был отдан только через два с половиной часа после начала прорыва, когда большая часть шведских кораблей успела уйти в море. Они направились к крепости Свеаборг под защиту крепостных батарей. Сильно запоздал и его приказ отрядам Лежнева и Круза идти в погоню за прорвавшимися шведскими кораблями. Что касается главных сил русского флота, то они отправились в погоню только в 9.30, когда шведские корабли уже скрывались за горизонтом.

    Под прикрытием корабельного флота из Выборгского залива прорвались и гребные суда. Против них должна была действовать наша гребная флотилия, но ее командующий принц Нассау-Зиген тоже устремился в погоню за парусными кораблями. Ему удалось взять в плен 60-ти пушечный фрегат. Зато шведская гребная флотилия беспрепятственно ушла на запад и 28 июня нанесла тяжелое поражение русскому гребному флоту в заливе у Роченсальма.

    В результате прорыва и бегства в Свеаборг шведы потеряли 64 корабля, в том числе 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 21 канонерскую лодку и 16 транспортных судов. В том числе 26 судов было взято в плен с личным составом. Потери в людях только погибшими и ранеными составили около 7 тысяч человек. Шведский флот вновь был блокирован русскими судами, теперь уже в Свеаборге. Русский флот потерь в кораблях не имел.

    Несмотря на поражение гребного флота у Роченсальма, русские удерживали стратегическую инициативу, как на море, так и на суше. Шведы поняли бесперспективность дальнейшего ведения войны и были вынуждены срочно заключить с Россией Верельский мирный договор (3.8.1790).

    В России по отношению к этому сражению высказывались весьма противоречивые суждения. Многие флотские офицеры и историки справедливо указывали, что русские имели две реальные возможности полностью разгромить шведский флот, и только необъяснимая нерешительность командующего флотом адмирала В. Я. Чичагова позволила шведам избежать разгрома. Обвинения эти были настолько распространены, что легкая на крайние суждения молодежь даже поговаривала о подкупе шведами нашего адмирала. Однако Екатерина II, учитывая большие потери шведов и их согласие на подписание мирного договора, сочла сражение успешным и щедро наградила его участников. Адмирал Василий Яковлевич Чичагов был пожалован орденом Святого Георгия I степени. Этой редкой и высокой награды не удостаивался больше ни один российский флотоводец. Младшие флагманы вице-адмиралы А. И. Круз, А. В. Мусин-Пушкин, контр-адмиралы И. А. Повалишин, П. И. Ханыков и командиры кораблей были награждены орденами и произведены в следующий чин, матросы получили в награду по одному рублю серебром.

    В 1994 году члены петербургского общества «Память Балтики» нашли на дне одной из небольших бухт Выборгского залива хорошо сохранившийся двухмачтовый шведский корабль. Предполагается, что во время боя он загорелся и потерял управление. Ветром его отнесло в небольшую бухту и разбило о камни. Корабль затонул на небольшой глубине, но ни штормы, ни льды не повредили его. Хорошо сохранился корпус, подводная часть которого обшита свинцовыми листами. Набор корпуса и надстроек сделан из массивных дубовых деталей с медными креплениями. Все это представляет большой интерес для археологов и ученых, занимающихся историей кораблестроения. Изучение корабля продолжается.

     


    Использованная литература:

    Е. И. Аренс. История русского флота. Екатерининский период. 1897 г.
    Ф. Ф. Веселаго. Краткая история русского флота. Выпуск 1. 1893 г.
    Г. А. Амон. Морские памятные даты. 1987 г.
    Б. Шереметьев. Шведский прорыв. Морской сборник № 6 1990 г.
    Дважды Краснознаменный Балтийский флот. 1978 г.
    Материалы рассылки
    «Вести из Кубрика» 24 - 17 апреля 2006 года


    Владимир Додонов


    Документальная, достоверная и правдивая
    информация из истории российского флота.
    E-mail: info@kliper2.ru









    Рейтинг@Mail.ru