фл.семафором песни
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания


  • Морские песни - шанты


    Алексей РОМАНОВ. Киев. mailto:baxymba@msn.com

    Шанты - рабочие песни лесорубов и рабочих железнодорожных верфей Америки, а также доков и судов начала 1800-ых. В любом случае, шанты использовались, чтобы облегчить тяжёлую работу и побороть скуку монотонной работы. Прежде, чем появились паровые - или приводимые газом двигатели, тяжёлая работа делалась водой, ветром, мускулами и потом. Как кузнец, сельхозрабочий, или ткач приспосабливали песни для ритмов, специфических к их работе, так и морские шанты приспособлены к работам моряка. В дальнейшем речь пойдёт только о последних.
    Шанта, поющаяся на судах существовала от 1493 до 1920. Наибольшей славой пользовалась от 1820 до 1920. Пар и приводимые дизелем суда убили работу shanteyman. Теперь, только поющие группы любителей продолжают традицию.
    Цель шанты состояла в том, чтобы облегчить задачу моряков на борту корабля. Лирика была второстепенна. Характер оригинальных дошедших до нашего времени шант прежде всего негритянско- кельтский. И это можно легко объяснить. Именно эти две расы, два музыкальных источника встречались и прослушивали друг друга в районе Антильских островов – на этом большом и оживлённом перекрёстке между Америкой и Европой на палубах парусников, которые отправлялись в дорогу на Горн. Естественно происходило смешение и людей и музыкальных жанров. Слова шант обычно были очень простыми, можно даже сказать примитивными, хотя именно благодаря своей порой грубости и неотёсанности довольно достоверно передают суровую атмосферу, царившую на палубах парусников тех времён. Сам shanteyman мог приспосабливать песню под необходимую в данный момент задачу. Стихи могли быть спеты в любом порядке или ритме.
    Хороший shanteyman был на вес золота.

    В основном, имеются два вида шант. Первый - рабочие: Short Drag Shanty, Long Drag Shanty, фаловые, брашпильные, или кабестановые. Второй – песни полубака или fo'castle (песни кубрика). Они вообще – баллады, рассказывающие о некотором историческом случае. Они получают название от части судна, где пение обычно имело место: полубак или кубрик.

    Short Drag Shanty
    были для задач, требующих быстрые напряжение в течение относительно короткого времени, типа рифления или разворачивания парусов.

    Long Drag Shanty
    Или фаловые шанты были для более тяжелой работы, требующей более длительных перерывов между напряжениями. Например, для поднятия тяжёлого паруса на мачту служила шанта, которая давала людям отдых в паузах между напряжениями. Та же самая шанта могла также использоваться, чтобы зарифить паруса. Этот тип шанты обычно имеет хор в конце каждой линии. Эти песни использовались для длительной, тяжёлой работы.

    Кабестановая шанта
    Кабестановые (или брашпильные) шанты использовались для длительных повторяющихся работ, нуждающихся в поддержании ритма. Подъем или отдача якоря были их главным применением. Эта нелёгкая работа выполнялась при помощи кабестана - вертикального деревянного шпиля, в голову которого вставлялись специальные рычаги- вымбовки и матросы, налегая на них грудью ритмично толкали, двигаясь по кругу и вращая таким образом кабестан, на который накручивалась якорная цепь. При этом самым опасным был момент, когда якорь неожиданно вырывался из грунта в момент очередного рывка и тогда матросы могли получить травмы, особенно если кто-нибудь падал в этот момент.

    Шанты Полубака
    Вечером, когда работа была сделана, приходило время расслабляться. Пение было любимым среди моряков методом расслабления. Пелись песни о посещенных местах, о доме или о некоторых невиданных землях. Естественно, песни любви, приключения, пафоса, об известных людях, сражениях, или просто забавные весёлые песни стояли первыми в списке.

    Шанты Охотников на китов
    Жизнь на китобойном судне была худшая, чем на любом другом типе судна, кроме возможно пиратского судна (в смысле выживания). Рейсы китобоев обычно продолжались от двух до трех лет, и всё на китобойных судах пропитывалось вездесущим зловонием китового жира. Преследование кита часто заканчивалось разбитием вельбота ударом китового хвоста. Много моряков были искалечены или убиты хвостом.

    The Leaving of Liverpool – была одной из излюбленных песен кубрика во времена великих парусников, а также иногда пелась при работе на кабестане если та была медленной и не очень тяжёлой. Впоследствии эта песня стала неофициальным гимном всех любителей моря в мире и сегодня её можно услышать на многих языках, но больше всего она любима в Англии и Ирландии. Чайный клипер в оригинальной версии – это «DAVID CROCKET», построенный в 1853 году на верфи «MYSTIC» в США. В 1863 году сей клипер начал выполнять регулярные рейсы на трассе Ливерпуль – Калифорния под командованием Джона Бургесса, прославившимся поддержанием необыкновенно строгой дисциплины на палубе своего клипера. В 1874 году, во время последнего своего рейса перед выходом на пенсию, Бургесс выпал за борт…
    Интересна дальнейшая судьба этой песни. В 1885 году некий Дик Мэйтлэнд, американский моряк, услышал The Leaving… в исполнении моряка из Ливерпуля. Запомнил и через несколько лет спел эту песню Вильяму Доэрфлингеру, который опубликовал её в 1951 году в своей известной, ставшей уже классической, книге «SHANTYMEN AND SHANTYBOYS».

    The Leaving of Liverpool (original):

    The Leaving of Liverpool (original):

     

    Прощание с Ливерпулем (слова: А. Романов):

    1. Farewell to you, my own true love,
    I am going far, far away.

     I am bound for California,
    And I know that I'll return someday
    Chorus:
    So fare thee well, my own true love,
    For when I return, united we will be
    It's not the leaving of Liverpool that grieves me,
    But my darling when I think of thee
    .

     

    2. I have shipped on a Yankee sailing ship,
    Davy Crockett is her name,
    And her Captain's name was Burgess,
    And they say that she's a floating shame.
    Chorus

    3. It’s me second trip with Burgess on the Crocket
    And I think I know him well
    If a man’s a seaman he’ll get along
    But if not then he’s sure in hell.
    Chorus.

    4. Oh the sun is on the harbor, love,
    And I wish that I could remain,
    For I know that it will be a long, long time,
    Before I see you again
    Chorus.

    1. Покачай нас на прощание река Мерси.

    До свидания Ливерпульский старый порт.

    Зафрахтованы мы в рейс до Калифорнии –

    Скоро встретит нас в проливе свежий NORD.

    Припев:

    Так простимся вновь, любовь моя!

    Сейчас мы выйдем снова в дальний рейс.

    Как долго не увидимся теперь -  не знаю я.

    Только помнить буду я тебя всегда.

     

    2. «Зашанхаили» меня на чайный клипер.

    Хоть и парусник отличный, - слава злая.

    Капитаном ходит на нём старый Бургесс.

    Моряки под кличкой «пекло» его знают.

    Припев.

     

    3. С капитаном этим в море я не первый раз.

    Мы знакомы уже  много, много лет.

    Если ты моряк хороший, - с ним найдёшь свой галс.

    Если ж нет, - то хуже пекла нет.

    Припев.

     

    4. Покачай нас на прощание река Мерси.

    До свидания Ливерпульский старый порт.

    Отправляемся мы в рейс до Калифорнии.

    Возвратимся может через год.

    Припев.

     

    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru