фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания





  • Морские узлы.
    Особые морские узлы






    Гачный узел
    На рисунке: гачный узел.

    ГАЧНЫЙ УЗЕЛ. Когда под рукой нет нужного стропа, груз поднимают краном или стрелой на гаке, используя обычный стальной или растительный трос. В этом нехитром узле заложена большая мудрость. При нагрузке на коренной конец троса ходовой конец прижимается к внутренней стороне шейки гака, а петля, затянувшаяся вокруг его спинки, держит оба конца. Надевая трос на гак, нужно внимательно следить, чтобы коренной конец троса обязательно располагался над ходовым. Чтобы гачный узел при прекращении нагрузки не стравился, ходовой конец прихватывают временной схваткой к коренному.
    Используя принцип гачного узла, можно без троса поднять на гаке мешок, если его горловину обернуть один раз вокруг спинки гака.




    Гачный узел со шлагом
    На рисунке: гачный узел со шлагом.

    ГАЧНЫЙ УЗЕЛ СО ШЛАГОМ. При подъёме груза на гаке с помощью троса, завязанного гачным узлом, следует брать в расчёт толщину троса. Если по отношению к гаку трос достаточно толстый, его можно заложить одинарным гачным узлом и поднять груз. Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака; если он тонкий по отношению к гаку, его закладывают гачным узлом со шлагом. Это намного увеличивает надёжность подъёма груза.




    Кошачьи лапки
    На рисунке: кошачьи лапки.

    КОШАЧЬИ ЛАПКИ. Название этого узла пришло в наш морской язык из английского. На этом языке он называется "The Cat's Paw", т.е. "кошачья лапа", но у нас это название трансформировалось в "кошачьи лапки". Действительно, завязанный узел похож на лапки кошки. Его применяют в тех случаях, когда строп необходимо закрепить на гаке с таким расчетом, чтобы не было лишней слабины, т.е. укоротить длину стропа. Чтобы завязать этот узел, петлю стропа кладут сверху на два его конца и получают две небольшие петли, каждую из которых одновременно перекручивают наружу несколько раз — в зависимости от того, насколько необходимо уменьшить строп. Затем петли сближают и надевают на гак. Кошачьи лапки не зажимаются намертво, и узел легко снять с гака, если на строп нет нагрузки.
     




    Бочечный узел
    На рисунке: бочечный узел.
    БОЧЕЧНЫЙ УЗЕЛ. Этот узел применяют, когда нет специального стропа или приспособления для подъёма полных и открытых бочек в вертикальном положении. На средней части стропа, которым намерены поднимать бочку, вяжут пол у узел. Полупетли узла разводят в стороны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связывают прямым узлом, а если трос одним концом уже закреплен, то — беседочным узлом. Бочечный узел применяют при погрузке (разгрузке) различных видов тары, имеющих цилиндрическую форму.




    Мешочный узел
    На рисунке: мешочный узел.

    МЕШОЧНЫЙ УЗЕЛ. Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи: в мешках, рундуках и "чемоданах". Например, по традиции военного королевского флота Великобритании, одежда хранилась исключительно в парусиновых мешках длиной 3 фута и диаметром круглого днища в 1 фут. Матросам торгового флота Великобритании разрешалось иметь в кубрике деревянные рундуки размером примерно 2,5x1,5x1,5 фута.
    В российском императорском военном флоте матросы хранили личные вещи в больших и малых морских чемоданах, сшитых из серой парусины. Большой имел длину 2 фута 9 дюймов, ширину 1 фут 2 дюйма и высоту 12 фут. Малый был длиной 1 фут 2 дюйма, шириной в 1 фут и высотой 9 дюймов. Оба имели от четырех до семи люверсов и парусиновый клапан. Брезентовые мешки английских военных моряков имели двенадцать люверсов, которые затягивались куском линя. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом, так, как это показано на схеме.




    Сваечный узел
    На рисунке: сваечный узел.

    СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ. Этот узел, применяемый в такелажном деле, получил свое название от слова "свайка". Для такелажных работ с тросами сваечный узел имеет очень большое значение. Применяется для обтягивания линя или шкимушгара во время наложения клетня или шлагов бензеля, которые закладывают на свайку (или драёк) этим узлом (в этом случае свайка служит рычагом). Им же пользовались, когда драйком обтягивали вокруг брашпиля стень-ванты на марсе.
    Помимо этого сваечный узел удобен для временного крепления любого тонкого растительного троса к различным инструментам, когда их необходимо передать работающим на мачте или за бортом. Сваечный узел крепко охватывает передаваемый предмет, и последний можно легко из него вытащить. С помощью такого узла можно крепить швартовы и фалини к палам и битенгам.




    Амфорный узел
    На рисунке: амфорный узел.

    АМФОРНЫЙ УЗЕЛ. Для жителей древнего Средиземноморья амфора являлась универсальным сосудом. В амфорах хранили и перевозили оливковое масло, маслины, вино, зерно, муку и пр. Дно у этого сосуда, как известно, заостренное, поэтому поставить его на землю было нельзя — его зарывали острием в песок. При пере возке амфор морем их хрупкие ручки часто отламывались, в связи с чем переноска амфор при выгрузке затруднялась. Вот тогда-то древние греки и придумали амфорный узел, который позволял им удобно переносить эти сосуды. Узел этот не простой, вяжется сложно, в несколько этапов, зато с его помощью можно сделать великолепную веревочную ручку для переноса бутыли, вообще любого сосуда с небольшим выступом на горлышке.




    Гинцевый узел
    На рисунке: гинцевый узел.

    ГИНЦЕВЫЙ УЗЕЛ. Гинцы - это небольшие тали, основанные между блоком, ввязанным в какую-либо снасть, и другим неподвижным блоком. Для ввязывания снасти блока в другую снасть применяется гинцевый узел. На парусных кораблях этот узел применялся, например, при ввязывании ходовых концов брам-фала или при ввязывании ходовых концов_топенантов нижних реев в стропы блоков гинцев. Для этого обвивали ходовой конец брам-фала дважды вокруг верхней части стропа блока гинцев и, направив брам-фал вертикально поверх ходового конца, продевали клевант или свайку между стропом и брам-фалом. Такой способ крепления троса в строп или коуш прост, надёжен и может быть сделан на середине троса.




    Колышка или баранья нога
    На рисунке: колышка или "баранья нога".

    КОЛЫШКА ("баранья нога"). В английском морском языке этот узел называется "Sheepshak", что в переводе означает "баранья ляжка". Такое название получил ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой. В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют "узлом для укорачивания троса".


    Известный русский капитан дальнего плавания В.В. Вахтин в своем "Объяснительном морском словаре", изданном в Санкт-Петербурге в 1894 г., этот узел называет "колышкой", в "морском словаре" изданным Воениздатом в Москве в 1959 г., есть такое определение: "Колышка (gring, kink) — род узла для укорачивания снасти" (Т. 2, с. 304).

    Может, не стоит нарушать традиции старой морской терминологии и вернуть узлу его старое наименование? Во времена господства парусов, когда на каждом корабле длина такелажа измерялась буквально милями, часто возникала необходимость укорачивать снасти на какое-то время, чтобы слабина тросов не путалась под ногами на палубе.


    Чаще всего приходилось делать колышки у стень-бакштагов и фордунов или брам-бакштагов и фордунов, когда брам-стеньга спущена. К укорачиванию тросов на время прибегали и в ряде других случаев. По традиции моряки разрезают трос только при исключительных обстоятельствах. Если, например, на корабле требуется, для какой-либо работы, 25 м троса, а под рукой есть кусок только длиной 40 м, то его резать не будут, а укоротят до 25 м, сделав на нем обычную колышку — одним из двух способов, указанных на схемах. Для большей надежности, чтобы узел при временном снятии нагрузки случайно не развязался, концы его петель можно закрепить сваечным узлом.
    Этот узел применяется не только в целях временно укоротить длину троса. Его используют и при ответственной операции с тросом (как, например, подъём тяжеловеса), когда возникает сомнение в его прочности: допустим, в одном месте перетерта одна прядь или трос надрезан. Чтобы исключить это место из работы и не подвергать нагрузке, вяжут колышку. Принцип вязки заключается в том, что место троса, перечеркнутое на рисунке, не участвует в работе троса, который завязан этим узлом. В этом месте, под нагрузкой, трос можно смело перерезать, и он всё равно будет держать груз, на который рассчитан по прочности. Пользуясь этим полезным узлом, не нужно забывать, что он прочен и надежен под нагрузкой, но как только нагрузка снята, возникает опасность, что узел распадется. Поэтому перед каждым применением троса, завязанного колышкой, узел следует проверять или прихватывать петли к коренным концам схватками.




    Олимпийский узел
    На рисунке: олимпийский узел.

    ОЛИМПИЙСКИЙ УЗЕЛ. Его назвали олимпийским потому, что он получается из пяти колец. Старинный морской узел времен "золотого века паруса" — расцвета чайных, опиумных и шерстяных клиперов. С английского переводится как "два сердца, бьющиеся как одно". Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, громоздкость узла, вяжется он не сложнее топового. Надежен и отвечает своему прямому назначению — укоротить на время трос.




    Мартышкина цепочка
    На рисунке: мартышкина цепочка.

    МАРТЫШКИНА ЦЕПОЧКА.
    Назначение этого узла то же самое — временно укоротить трос. В отличие от колышки и олимпийского узла, он имеет то преимущество, что завязанный им трос своими петлями не мешает работе и его можно даже брать на шпиль. Перед тем, как дать на трос, завязанный этим узлом, нагрузку, в последнее звено "цепочки" нужно вложить свайку или клевант или пропустить через него ходовой конец — иначе узел мгновенно развяжется.


    На тонких тросах вяжется он тремя пальцами одной руки. Выполняется это следующим образом. Отступив примерно 10 см от ходового конца троса, делается петля диаметром 5 — 6 см. Удерживая пересечение тросов на петле пальцами левой руки, вводят в петлю три пальца правой руки — большой, указательный и средний. Сквозь петлю, коренной конец троса захватывается кончиками указательного и большого пальцев, втягивают его в виде петли в петлю, в которую были введены три пальца, немного протаскивают её внутрь, оставляя в это время средний палец в предыдущей петле для того, чтобы петли были одинаковой величины. Как только будет вытянута очередная петля, в неё пропускаются все три пальца. Из неё снова зацепляется коренной конец троса двумя пальцами, оставляя один в петле и т. д. Вязка каждого звена "Мартышкиной цепочки" занимает не больше секунды, при этом трос укорачивается в четыре раза (из 4 м троса получается 1 м "цепочки").




    Крабья петля или затягивающийся огон
    На рисунке: крабья петля или затягивающийся огон.

    КРАБЬЯ ПЕТЛЯ или ЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ ОГОН. Особенность этого узла состоит в том, что он может работать в двух вариантах: затягивающаяся петля или незатягивающаяся петля. Если концы крабьего узла в точках, отмеченных буквами А и Б, резко и сильно потянуть в разные стороны, указанные стрелками, узел перестанет быть затягивающимся. Принимая форму, показанную на третьем справа положении рисунка, узел больше не затягивается, его петля становится постоянной.

     




    Кабестановая петля
    На рисунке: кабестановая петля.

    КАБЕСТАНОВАЯ ПЕТЛЯ. Этот узел, как и предыдущий, вяжется на основе крабьего узла. При сильном рывке за концы  узел меняет свою характеристику и из затяжной петли превращается в незатягивающуюся.


    Слово "кабестан" пришло к нам из французского языка, переводится как "шпиль", т.е. вертикальный одинарный или двойной ворот для выбирания якорного каната и швартов. Видимо раньше этот узел применялся на тросах при работах со шпилем.




    Талрепный узел
    На рисунке: талрепный узел.

    ТАЛРЕПНЫЙ УЗЕЛ (тросовый талреп). Предназначен для крепления и обтягивания вант и галсов на шлюпке, а также для крепления шлюпок по-походному; ходовой конец талрепного узла крепится бантом, что облегчает его отдачу. Используя схему, его довольно легко завязать .



    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru