фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания




  • Морские узлы.
    Узлы для утолщения троса






    Простой узел
    Простой узел
    На рисунке: простой узел, где а - левый; б - правый.

    ПРОСТОЙ УЗЕЛ. Самый простой из всех известных узлов. Чтобы его завязать, надо ходовым концом троса сделать полуузел на его коренном конце. Его можно вязать на конце или в средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю. По способам вязки узел может быть левым и правым.
    Это не только самый простой из всех узлов, но и самый маленький по размеру. Но он имеет существенные недостатки:
    - при натяжении троса он так сильно затягивается, что подчас его очень трудно развязать;
    - как ни один другой узел, он портит трос, сильно его изгибая.

    Если, например, для подъёма тяжести использовать новый растительный трос, на котором остался не развязанный простой узел, то хотя трос и рассчитан для подъёма данного груза, он оборвется, причем именно в том месте, где завязан простой узел. У моряков принято считать, что прочность нового троса, на котором при сильной тяге был затянут простой узел, который потом развязали, будет меньше в два раза, нежели у того же троса, на котором узла не было.
    Тем не менее, на флоте простой узел издавна находит применение. При работе с тросами он служит временным средством для предотвращения самопроизвольного расплетения их каболок и прядей. Простым узлом с успехом пользуются для крепления деревянных балясин на временных штормтрапах. Этот узел, несмотря на свою примитивность и свойство сильно затягиваться, является основным элементом многих узлов, о которых речь пойдет дальше.


    Кровавый узел
    На рисунке: кровавый узел, где а - первый способ вязки, б - второй способ вязки.

    КРОВАВЫЙ УЗЕЛ. От простого узла отличается тем, что его ходовой конец, будучи введенным в петлю, ещё один раз обносится вокруг коренной части троса. Это почти вдвое увеличивает размеры узла.
    Существует два способа вязания таких узлов. Если число узлов не превышает трех, шлаги ходовым концом троса делают внутрь петли, а если оно больше, то обносят вокруг коренной части троса и его ходовой конец пропускают внутрь.




    Узел восьмерка
    На рисунке: узел восьмерка.


    "ВОСЬМЕРКА". Служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлёстывался из шкива блока. В отличие от простого узла, он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать "восьмерку", надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя его за себя же.




    Стивидорный узел
    На рисунке: стивидорный узел.


    СТИВИДОРНЫЙ УЗЕЛ. Как и "восьмерка", является стопорным для тросов, проходящих через шкивы блоков, вяжется таким же способом, с той лишь разницей, что ходовой конец вводится в петлю после того, как будет обнесен вокруг коренного конца троса дважды. При затягивании этого узла необходимо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекручивались и не проскочили в петлю. Затянутый стивидорный узел легче развязать, если потянуть за петлю, которая находится ближе к коренному кон-
    Название этого узла имеет американское происхождение, оно заимствовано из руководства по вязке узлов канатной фирмы "Стивидор роупс".




    Юферсный узел
    Юферсный узел
    На рисунке: юферсный узел и разные способы его вязки.


    ЮФЕРСНЫЙ УЗЕЛ. Старинный морской узел. Во времена парусного флота применялся для обтягивания вант с помощью тросовых талрепов и юферсов. Его вязали на конце талрепа, чтобы последний задержать в отверстии юферса. На схеме показаны оба способа его вязки. Первый способ, основанный на простом узле, предусматривает вход ходового конца в петлю снизу между коренным и ходовым концами с последующим пропуском под себя. Второй способ вязания юферсного узла предусматривает завязывание "восьмерки" и протаскивание обоих концов в соответствующие петли (как показано двумя стрелками на рисунке).
    Этот узел сравнительно легко развязать даже в том случае, если он сильно затянут.




    Устричный узел
    На рисунке: устричный узел.


    УСТРИЧНЫЙ УЗЕЛ. По своим размерам намного больше "восьмерки". У него есть одна особенность вязания — он затягивается в два приёма. Вначале вяжется простой узел и затягивается. Пропустив ходовой конец троса в петлю, ещё раз затягивают узел. Если устричный узел затягивать в один приём, то он формируется неправильно.




    Узел многократная восьмерка
    На рисунке: узел многократная восьмерка.


    МНОГОКРАТНАЯ "ВОСЬМЕРКА". Этот узел может быть применён во всех случаях, когда возникает необходимость временно укоротить трос либо исключить ненадежный его участок из работы, если есть опасение, что он оборвется.
    Чтобы узел получился ровным и тугим, по мере его завязывания утягивают каждый шлаг, продвигая его к предыдущему. Если потребуется потом использовать всю длину троса, многократную "восьмерку" нетрудно развязать. Как бы сильно она ни была затянута, трос не будет испорчен.




    Узел пожарная лестница
    На рисунке: узел пожарная лестница.


    "ПОЖАРНАЯ ЛЕСТНИЦА". В повседневной деятельности моряков нередко возникает необходимость в использовании так называемого шкентеля с мусингами. Но изготовленный шкентель с мусингами не всегда оказывается под рукой, когда возникает необходимость срочно спуститься по тросу за борт и отсутствует штормтрап.


    "Пожарная лестница" состоит из серии простых узлов, которые очень быстро вяжутся один за другим (за полминуты можно завязать 20 узлов, а при тренированности и больше), проста и эффективна, но требует определенного навыка и четкости выполнения. Вязание этого узла начинается с формирования определенного числа колышек, заведённых друг за друга. Возьмем в левую руку ходовой конец троса, отступив от его края 15 — 20 см. Сделаем первую колышку диаметром не более 10 см, таким образом, чтобы коренной конец троса был снизу. Затем сделаем такую же колышку и прижмём большим пальцем левой руки к первой. Точно таким же образом делаем пять ~ семь колышек, ровно уложенных одна на другую. Чтобы они не съезжали и не перепутывались, надеваем их на вытянутые вверх пальцы (кроме большого пальца левой руки). Получается своего рода веревочный "стаканчик". Осторожно снимаем его с пальцев — так, чтобы он не рассыпался и не сплющивался. Теперь ходовой конец, который мы держали в левой руке, пропускаем внутрь этого "стаканчика" и выводим его наружу с другой стороны. Кладем «стаканчик» на левую ладонь и обхватываем его со всех сторон пятью пальцами. Загнутыми пальцами правой руки, придерживая верхний шлаг "стаканчика", медленно, без рывков, тянем за ходовой конец, торчащий из "стаканчика" вверх. По мере вытягивания ходового конца на нем будут завязываться простые узлы. Их число будет соответствовать числу сделанных колышек, а расстояние между ними — длине их окружности.
     

    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru