фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания






  • Морские узлы.
    Узлы для связывания двух тросов





    Дубовый узел
    На рисунке: дубовый узел.

    ДУБОВЫЙ УЗЕЛ. Применяют его в исключительных случаях, когда возникает необходимость быстро связать два растительных троса. Хотя соединение тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьёзный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-либо зацепиться при своем движении. Его положительные качества — это скорость, с которой его можно завязать, и надёжность.
    Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступив 15 — 20 см от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое.
    Нельзя связывать этим узлом синтетические тросы — на них узел ползет.

     


    Фламандский узел
    На рисунке: фламандский узел.
    ФЛАМАНДСКИЙ УЗЕЛ. Это один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов — как тонких, так и толстых. Фактически это та же "восьмерка", завязанная двумя концами. Существует два способа вязания этого узла. Первый показан на схеме.


    Сначала на конце одного из связываемых тросов делают "восьмерку". Навстречу выходу из неё ходового конца вводят ходовой конец второго троса и повторяют "восьмерку", завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два ходовых конца, слева и справа, равномерно затягивают узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла обтягивают коренные концы тросов.


    Второй способ: ходовые концы связываемых тросов укладываются параллельно навстречу друг другу так, чтобы они примерно по длине 1 м касались друг друга. На этом месте двумя сложенными тросами завязывают "восьмерку". При этом придётся обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов длинный коренной другого. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязания фламандского узла.


    Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, его сравнительно легко развязать, он не скользит и надежно держит.


    Водяной узел
    На рисунке: водяной узел.

    ВОДЯНОЙ УЗЕЛ. Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Он прост и надежен, но на флоте не нашел широкого применения, т. к. при сильной тяге сильно затягивается и развязать его очень трудно.


    Академический узел
    На рисунке: академический узел.

    АКАДЕМИЧЕСКИЙ УЗЕЛ. От своего "прародителя" — прямого узла — он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут навстречу друг другу и снова обносят их дважды. То есть — внизу два полуузла и сверху два полуузла, но связанных в противоположную сторону. Преимущество этого узла в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом.


    Плоский узел
    На рисунке: плоский узел.

    ПЛОСКИЙ УЗЕЛ. Название попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой "Словарь морских терминов" известный французский кораблестроитель Даниель Ласкалье в 1783 г. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он назывался раньше — неизвестно, но он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов различной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.


    Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползёт и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.


    Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей на вальпсах, которых его форма не нарушает, обеспечивая равное наложение последующих шлагов.


    В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов полуштыками на их концах (а), либо без такой прихватки, когда узел затягивается (б). Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют ("узлом Жозефины") на двух тросах различной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причём одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползёт и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложений особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.


    Прежде чем применить этот узел на практике, следует точно запомнить его схему и связывать тросы именно по ней, без каких либо, даже самых незначительных, отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит верную службу и не подведёт.


    Кинжальный узел
    На рисунке: кинжальный узел.

    КИНЖАЛЬНЫЙ УЗЕЛ. В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших для связывания двух растительных тросов большого диаметра. Он не очень сложен по схеме, компактен, когда затянут.
    Его удобней всего завязывать, уложив вначале ходовой конец троса в виде цифры 8 сверху коренного.
    После этого вытянутый ходовой конец второго троса нужно продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести под вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести в петлю восьмерки, как указывает стрелка на схеме. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел не сложно развязать, если ослабить одну из крайних петель.


    Травяной узел
    На рисунке: травяной узел.
    ТРАВЯНОЙ УЗЕЛ (в морской практике чаще встречается под названием — "связывание чужими концами"). Этот элементарный узел вполне надёжен, может выдерживать сильную нагрузку. Легко развязывается при отсутствии тяги. Принцип узла — полуштыки чужими концами. Его можно завязывать, изменив немного "тёщин" узел или начав с полуштыков, как это показано на схеме. Когда травяной узел затянут окончательно – два ходовых конца смотрят в одну сторону.



    Рыбацкий узел
    На рисунке: рыбацкий узел.
    РЫБАЦКИЙ УЗЕЛ. В России этот узел издавна имел три названия — "лессовый", "рыбацкий" и "английский". В Англии его называют "английским", в Америке — "речным" или "водницким".
    Он представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса тоже завязать простой узел. Затем нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел.


    Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильной тяге он так крепко затягивается, что практически его уже не развязать.


    Змеиный узел
    На рисунке: змеиный узел.

    ЗМЕИНЫЙ УЗЕЛ. Этот узел считается одним из самых надежных узлов для связывания синтетических снастей. Он имеет достаточно переплетений, симметричен и когда затянут, достаточно компактен.
    Змеиный узел можно с успехом применять для связывания двух тросов, изготовленных из различных материалов, в случае, когда требуется прочное, надежное соединение.











    Ткацкий узел
    На рисунке: ткацкий узел.

    ТКАЦКИЙ УЗЕЛ. Некоторые из ткацких узлов (применяемых в ткачестве) имеют большое сходство с морскими узлами, но отличны от них способом вязания. Многие ткацкие узлы уже давно были заимствованы моряками в своем первозданном виде и надежно им служат. Рассматриваемый нами ткацкий узел можно назвать "родным братом" шкотового узла. Отличие — лишь в способе его завязывания и в том, что последний ввязывают в кренгельс, или в огон паруса, в то время как ткацкий узел вяжется двумя тросами. Принцип ткацкого  узла считается классическим. Он воплощение надежности и простоты.


    Разносторонний узел
    На рисунке: разносторонний узел.

    РАЗНОСТОРОННИЙ УЗЕЛ. Родственен по своему принципу ткацкому. Разница лишь в том, что в завязанном узле ходовые концы смотрят в разные стороны. Ни по простоте, ни по прочности он не уступает ткацкому узлу и также быстро завязывается. Этот узел знаменит и тем, что на его основе можно завязать "короля узлов" — беседочный узел.


    Польский узел
    На рисунке: польский узел.

    ПОЛЬСКИЙ УЗЕЛ. Можно рекомендовать для связывания тонких тросов. Он находит широкое применение и считается надежным узлом.


    Лиановый узел
    На рисунке: лиановый узел.

    ЛИАНОВЫЙ УЗЕЛ. Хотя и не получал распространения на флоте, относится к числу оригинальных и надёжных узлов для связывания тросов. Уникален тем, что при очень простом переплетении каждого конца в отдельности крепко держит при сильной тяге, очень легко развязывается после снятия нагрузки на трос — достаточно сдвинуть любую из петель вдоль соответствующего коренного конца, и узел тут же распадется.







    Шкотовый узел
    На рисунке: шкотовый узел.

    ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ. Своё название он получил от слова "шкот" — снасть, при помощи которой управляют парусом, растягивая его за один нижний угол, если он косой; и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят название того паруса, в который они ввязаны. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон паруса серединой, как, например, марса-лисель-шкот. Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение -— надежно держит шкот в кренгельсах паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса.


    Принцип вязки этого узла в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него.
    Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу и т. п. Применять его на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брамшкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых плетеных сетей.


    Брамшкотовый узел
    На рисунке: брамшкотовый узел.

    БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ. Так же, как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти брам-шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом ввязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брам шкотовым узлом ввязывают брам-шкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы.
    Брамшкотовый узел надежнее шкотового, он не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной пропускают также дважды.
    Брамшкотовый узел надёжен при связывании двух тросов разной толщины, хорошо держится на синтетических тросах равной толщины.


    Докерский узел
    На рисунке: докерский узел, справа - другой вариант узла.

    ДОКЕРСКИЙ УЗЕЛ. В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому тросу более тонкий. Такая необходимость всегда возникает во время швартовки корабля к причалу (пирсу), когда с борта необходимо подать один или сразу несколько швартовов. Существует несколько способов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них -— крепление докерским узлом.
    Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому вяжется тонкий трос, нужно сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса и, пропустив под тремя шлагами, ввести в петлю.
    Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом можно было вытянуть (или поднять на борт с берега) тяжелый швартов, и в то же время он быстро развязывается. Его лучше применять как временный узел.


    Скорняжный узел
    На рисунке: скорняжный узел.

    СКОРНЯЖНЫЙ УЗЕЛ. Кажется странным, что этот замечательный узел, давно известный скорнякам, до сих пор остался незамеченным моряками. Его схема вязки говорит сама о себе. Он сравнительно прост, имеет достаточное количество пересеченных концов и компактен. Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством: рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но без особого труда развязывается. Его с успехом можно применять для связывания синтетических тросов.


    Охотничий узел
    На рисунке: охотничий узел.

    ОХОТНИЧИЙ УЗЕЛ. В наше время изобрести новый узел — дело почти невероятное, так как за пять тысячелетий их придумано не менее 500 видов. Поэтому не случайно изобретение английским врачом Эдвардом Хантером в 1979 г. нового узла вызвало в морских кругах многих стран своего рода сенсацию. Британские патентоведы, выдавая Хантеру патент на его изобретение, признали, что узел действительно новый. Более того, он отлично держит на всех тросах, включая тонкие синтетические.


    По существу, охотничий узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов, завязанных на концах тросов. Доктор Хантер не преследовал цель придумать новый узел, а завязал его совершенно случайно. Поскольку фамилия Хантер в переводе с английского означает "охотник", у нас этот узел получил название "охотничьего".
    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru