фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания






  • Морские узлы.
    Незатягивающиеся петли





    Дубовая петля
    На рисунке: дубовая петля.

    ДУБОВАЯ ПЕТЛЯ. Самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, может применяться на синтетическом тросе. Единственный недостаток — она сильно затягивается в месте вязки и её очень трудно развязать.


    Жилковая петля
    На рисунке: жилковая петля.

    ЖИЛКОВАЯ ПЕТЛЯ. Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом, сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже легче (здесь и даже на схемах крестом обозначена рабочая петля).


    Фламандская петля
    На рисунке: фламандская петля.
    ФЛАМАНДСКАЯ ПЕТЛЯ. Завязанная "восьмеркой" на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки — как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса.







    Хонда
    На рисунке: хонда.

    ХОНДА. Археологические находки свидетельствуют, что этот способ завязывания петли — один из древнейших. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах земли таким способом привязывали тетиву к луку. Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выхлестнуться из петли узла.
    Хонда — это американское название такой петли. До сих пор ею пользуются для вязки лассо ковбои Мексики и южных штатов Америки.




    Эскимосская петля
    На рисунке: эскимосская петля.

    ЭСКИМОССКАЯ ПЕТЛЯ. Этой петлей эскимосы пользовались для крепления тетивы к луку. Полное ее название: "Эскимосский узел для тетивы лука". Он обладает немаловажным для этой цели свойством: её размер можно изменять после того, как узел уже завязан.
    При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной.







    Совершенная петля
    На рисунке: совершенная петля.

    СОВЕРШЕННАЯ ПЕТЛЯ. Узел, которым вяжется эта неподвижная петля на конце троса, прост, надёжен и не скользит даже на самом тонком синтетическом тросе.







    Рыбацкая петля
    На рисунке: рыбацкая петля.

    РЫБАЦКАЯ ПЕТЛЯ. Нередко её называют "английской петлей" или "рыбацким огоном". Её можно завязать как на конце, так и на середине троса. При затягивании узлы нужно сблизить. Широко применяется вместо заделанного огона при обрыве швартовного троса и в случаях, когда необходимо надёжно закрепить трос за какой-либо предмет.


    Бурлацкая петля
    На рисунке: бурлацкая петля.

    БУРЛАЦКАЯ ПЕТЛЯ. Английские моряки называют её "упряжковой петлей" или "пушкарским узлом". Видимо, моряки позаимствовали её у артиллеристов, которые применяли эту петлю в случаях, когда на крутых горных дорогах, на бездорожье, в грязи, им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Но прежде чем к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкий тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользить вдоль троса. Несколько завязанных таким образом петель позволят подняться на высоту или спуститься с неё.


    Ездовая петля
    На рисунке: ездовая петля.

    ЕЗДОВАЯ ПЕТЛЯ. Как и бурлацкая, рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Она вяжется более сложным способом, нежели бурлацкая петля, но зато более прочна и надежна.






    Травяная петля
    На рисунке: травяная петля.

    ТРАВЯНАЯ ПЕТЛЯ. Ещё одна разновидность незатягивающийся одинарной петли. Её вязку следует начинать с простого узла. Свое название она получила от названия узла, которому она соответствует.







    Беседочный узел
    На рисунке: беседочный узел.

    БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ. Второе его название "булинь" от английского термина "булинь", что значит снасть, которая оттягивает боковую шкаторину прямого нижнего паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом (The Bowline Knot), или просто булинем.


    На этом узле есть смысл остановиться подробнее. Он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют "королем узлов" (King of Knots). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. Учитывая сферу его применения и отличные качества, беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.


    Беседочный узел, несмотря на компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, и его легко развязать в случае надобности.


    Основное назначение беседочного узла — обвязка человека тросом, как средством страховки, при подъёме на высоту, опускании за борт. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применять для связывания двух тросов любого диаметра или связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пень-ка и сталь, пропилен и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю (см. "Бегущий булинь"). Его можно применять для швартовки и крепления троса к гаку.


    Беседочный узел можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

    Существует много способов вязки беседочного узла. Вот один из них — самый простой и наиболее рациональный.
    В жизни всегда может пригодиться умение быстро завязывать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за две — три секунды. Научиться этому совсем нетрудно.


    Возьмем коренной конец троса в левую руку, правой обнесем ходовой конец и, отступая от его края примерно 10 см, зажмем его в кулаке. В левую руку возьмем коренной конец и вытянем ее (руку) вперед. Теперь, когда коренной конец троса слегка натянут, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогнем коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Стараемся сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обносим вокруг натянутого коренного конца влево и перехватываем его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую руку из петли, одновременно просовываем ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой подтянем за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе — в темноте, с закрытыми глазами. Представим себе такую ситуацию: вы оказались за бортом корабля в воде, вам подали с борта конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он мокрый и скользкий.


    Завязав вокруг талии, беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю под мышки, вы можете быть уверены, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части.

     


    Двойной беседочный узел
    На рисунке: двойной беседочный узел.  

    ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ. Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъёма человека на высоту, спуска за борт, для подъёма или опускания человека, потерявшего сознание, в ряде других случаев. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, а вторая охватывает его туловище под мышками. Это позволяет человеку, поднявшись на высоту, работать двумя руками.


    В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Вот наиболее простой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла его нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть вниз правую сторону большой двойной петли. После этого узел затягивается, и он полностью готов к использованию.


    Боцманский узел
    На рисунке: боцманский узел.

    БОЦМАНСКИЙ УЗЕЛ. Это старинный морской узел иногда называют "испанским беседочным". Как и двойной беседочный, он служит для подъёма человека или опускания его с высоты.
    Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держат трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) человека, потерявшего сознание. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно завязывают ходовым концом троса один или два полуштыка.
     


    Французский топовый узел
    На рисунке: французский топовый узел.
    ФРАНЦУЗСКИЙ ТОПОВЫЙ УЗЕЛ. Петли этого узла на топах мачт парусных кораблей служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом. Свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. Один узел одновременно крепил три снасти стоячего такелажа.

     


    Топовый узел
    На рисунке: топовый узел. ТОПОВЫЙ УЗЕЛ. Применялся на топах мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами (кованых колец со скобами) для крепления бакштагов и штага. Этим узлом пользовались для крепления временных оттяжек при установке мачт.
    Узел можно применить на берегу для крепления флагштоков, антенных мачт и пр. Когда-то на военных парусных кораблях его использовали для переноски ядер. Из четырех известных способов вязки топового узла тот, что показан на схеме, считается лучшим.
     


    Узел Южный крест
    На рисунке: узел Южный крест.
    ЮЖНЫЙ КРЕСТ. Такое романтическое название этому узлу дали моряки в очень отдаленные времена. Иногда его называют "Морским крестом", в ряде пособий по морской практике, издававшихся у нас, — "Мачтовым узлом". По сути это тоже топовый узел, но иного способа вязки и принципа. Если вытянуть три его петли, он по форме окажется крестом (отсюда и название). Применялся раньше для тех же целей, что и топовый узел.










    Рейтинг@Mail.ru