фл.семафором практика
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • мороружие
  • словарик
  • кают-компания





  • Морские узлы.
    Быстроразвязывающиеся узлы





    Развязывающийся простой узел
    На рисунке: развязывающийся простой узел.


    РАЗВЯЗЫВАЮЩИЙСЯ ПРОСТОЙ УЗЕЛ. Этот узел неплохо служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже под натяжением троса. При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется. Его применяют во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить трос.

     





    Развязывающаяся восьмерка
    На рисунке: развязывающаяся восьмерка.

    РАЗВЯЗЫВАЮЩАЯСЯ "ВОСЬМЕРКА". Если обыкновенную "восьмерку" сделать с петлей, т.е. в последнюю её петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то получим быстро развязывающийся стопор.

     





    Развязывающийся бегущий простой узел
    На рисунке: развязывающийся бегущий простой узел.

    РАЗВЯЗЫВАЮЩИЙСЯ БЕГУЩИЙ ПРОСТОЙ УЗЕЛ. Бегущий простой узел можно легко превратить в быстро развязывающийся узел, не изменяя его функцию, т. е. пользуясь им как бегущим, а не быстро развязывающимся узлом. Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами — затягиваться и быстро развязываться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли. С помощью этого узла можно ошвартовать шлюпку или катер за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из шлюпки (не сходя с катера), дернув ходовой конец, оставленный довольно длинным. Это очень распространенный узел.

     





    Рифовый узел
    На рисунке: рифовый узел.

    РИФОВЫЙ УЗЕЛ. Свое название он получил от слова "риф-штерт" — небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым "брали рифы", т. е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. На больших парусных кораблях с прямым парусным вооружением рифы брали с помощью риф-сезней — плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф-лееру. Риф-штерты связывались с таким расчётом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их раздернуть. Для этой цели и применялся рифовый узел. Он очень схож с прямым узлом, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.


    В морской практике этот узел применяется для взятия рифов на парусных шлюпках, для связывания штертов брезентовых чехлов шлюпок, лебедок, компасов, других приборов и вооружения на верхней палубе и ходовом мостике.
    Этот узел известен в обиходе под названием "узел с одним бантиком", он знаком всем. Многие им завязывают шнурки на ботинках. В принципе, это простой и полезный узел.





    Двойной рифовый узел
    На рисунке: двойной рифовый узел.

    ДВОЙНОЙ РИФОВЫЙ УЗЕЛ. Иногда его называют "фаловым узлом". Но моряки им почти не пользуются. Для временного связывания штертов и других концов им достаточно рифового узла. В словаре В. Даля он именуется "Петельным узлом" и "Репейком (бантиком)". Нередко его называют "байтовым узлом". Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы завязывают сложенными вдвое.

     





    Развязывающийся ткацкий узел
    На рисунке: развязывающийся ткацкий узел.

    РАЗВЯЗЫВАЮЩИЙСЯ ТКАЦКИЙ УЗЕЛ. Отличный ткацкий узел — "родной брат" шкотовому узлу, его можно улучшить, если ходовой конец троса пропустить под коренной сложенным вдвое. При этом он будет держать столь же надежно, но в любую минуту может быть развязан, даже под натяжением.

     





    Шлюпочный узел
    На рисунке: шлюпочный узел.

    ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ. Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля или на бакштове только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, затем — под первую банку, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, после этого ходовой конец троса складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец троса, лежащий на банке.

     





    Калмыцкий узел
    На рисунке: калмыцкий узел.

    КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ. Иногда его называют "ввязным узлом", он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о том, что он появился в калмыцких степях, и хотя он не вызывает ассоциаций с морем и кораблями, издавна применяется на флоте. Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом.


    На рисунке показана принципиальная схема вязки этого узла, на которой изображено лишь взаимное расположение концов троса относительно друг друга. На практике этот прекрасный узел вяжется почти мгновенно следующим образом.


    Заводим ходовой конец троса за предмет и берём его, немного отступая от конца, сверху левой рукой большим пальцем к себе. Правой рукой накладываем коренной конец поверх левого кулака, в котором уже зажат ходовой конец, и делаем коренной частью троса полный оборот вокруг него. Затем движением левой руки перемещаем коренной конец под коренную часть большой петли с одновременным обносом ходового конца вокруг этой же части троса и с последующим перехватом ходового конца пальцами левой руки. После этого следует аккуратно протащить ходовой конец в виде петли через находящийся на кисти левой руки шлаг коренного конца (путем сбрасывания шланга) так, чтобы ходовой конец не распрямился, и коренным концом затянуть узел.
    Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывается, если дернуть за ходовой конец. Его применяют для временного крепления бросательного конца к огону швартова, который подают с борта на причал. Если в петлю калмыцкого узла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет быстро развязывающимся. В таком виде он называется "казачьим узлом".

     





    Развязывающийся самозатягивающийся узел
    На рисунке: развязывающийся самозатягивающийся узел.

    РАЗВЯЗЫВАЮЩИЙСЯ САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ УЗЕЛ. Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан. Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.





    Мельничный узел
    На рисунке: мельничный узел.

    МЕЛЬНИЧНЫЙ УЗЕЛ. Среди множества хитроумных узлов для завязывания мешков этот считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же "восьмерка", во вторую петлю которой пропущен сложенный вдвое ходовой конец. Он очень удобен тем, что его можно туго затянуть и быстро развязать, дернув за ходовой конец.





    Мокрый полуштык
    На рисунке: мокрый полуштык.

    МОКРЫЙ ПОЛУШТЫК. Многие узлы, когда они намокнут, очень трудно развязать. Нередко случается, что концы приходится рубить. Именно для такой ситуации моряки и придумали этот узел — мокрый полуштык. Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел не затянулся и при этом не намок, его всегда можно быстро отдать.





    Курьерский узел
    На рисунке: курьерский узел.

    КУРЬЕРСКИЙ УЗЕЛ. Служит для тех же целей, что и мокрый полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают вокруг коренного конца, потом складывают вдвое и просовывают в виде петли между петлями "восьмерки" и коренным концом. Этот узел развязывается не так быстро, как предыдущий.





    Ведерный узел
    На рисунке: ведерный узел.

    ВЕДЕРНЫЙ УЗЕЛ. Представьте себе, что вам нужно спуститься по канату с высоты, так чтобы не оставлять канат прикрепленным в том месте, откуда вы спускаетесь. Сделать это очень просто: трос следует закрепить ведерным узлом, спуститься по его коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху.
     





    Пиратский узел
    На рисунке: пиратский узел.
    ПИРАТСКИЙ УЗЕЛ. Принцип этого узла такой, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля проводится иначе. Этими двумя оригинальными узлами могут пользоваться и скалолазы, и пожарные, и строители.



    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru