Положение
о минимальном составе
экипажей самоходных транспортных судов
Утверждено Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138
I
Общие положения
При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается.
3. В минимальный состав не входят работники, обслуживающие пассажиров, командный состав и судовую команду. На судах, перевозящих скоропортящиеся грузы, в минимальный состав вводится должность механика по рефрижераторным установкам.
На судах с главной дизель-электрической установкой в минимальный состав вводятся два электромеханика на пассажирских судах и один электромеханик - на судах другого типа.
На судах без символа “А”, не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного матроса (рулевого) -моториста.
На судах с символом “А”, не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного специалиста соответствующей специальности.
4. Соответствие судна требованиям автоматизации устанавливается органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
II
Свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов
5. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации, должно находиться Свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (далее - Свидетельство), соответствующее нормативам минимального состава экипажей судов
внутреннего и смешанного (река-море) плавания (приложения N 1, 2, 3, 4 к настоящему Положению).
- капитанами портов - на суда смешанного (река-море) плавания;
- Государственными речными судоходными инспекциями (ГРСИ) бассейнов - на суда внутреннего плавания.
При оформлении Свидетельства судовладелец предъявляет органу, выдающему Свидетельство, судовые документы.
III
Формирование минимального состава экипажей самоходных транспортных судов
14. Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.
При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.
15. При установлении минимального состава необходимо предусматривать его квалификацию и умение:
16. Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.
17i. Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного,
противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне; 9;
18. На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.
При работе самоходных транспортных судов длиной более 75 метров или состава более 75 метров численность рядового состава должна обеспечивать одновременную швартовку (отшвартовку) на носу и корме судна (состава).
21. Штатное расписание экипажа должно быть утверждено судовладельцем и выдано на судно до ввода его в эксплуатацию.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение N 1 к Положению
Нормативы
минимального состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего
плавания,
имеющих символ "А" в формуле класса судна и эксплуатирующихся с
совмещением профессий
Группы судов |
Профессиональный состав |
Минимальная численность состава экипажей судов (чел.) при режиме работы |
|||||
|
|
до 14ч включительно |
до 18ч включительно |
круглосуточно |
|||
|
|
односменная |
двухсменная |
трехсменная по 8ч |
двухсменная по 12 ч |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Сухогрузные суда |
|||||||
Грузоподъемностью до 600 т включит. |
Судоводит.-судомехан. Матрос (рулевой) -моторист |
1 1 |
2 _ |
3 1 |
2 1 |
||
Грузоподъемностью 600-1000 т |
Судоводит.-судомехан. Матрос (рулевой) -моторист |
1 2 |
2 1 |
3 2 |
2 2 |
||
Грузоподъемностью 1001-2400 т |
Судоводит.-судомехан. Матрос (рулевой) -моторист Э/механик (электрик) |
1 1 1 |
2 2 1 |
3 3 1 |
2 2 1 |
||
Грузоподъемностью 2401-5500 т |
Судоводит.-судомехан. Матрос (рулевой) -моторист Э/механик (электрик) |
1 2 1 |
2 2 1 |
3 3 1 |
2 2 1 |
||
Грузоподъемностью более 5500 т |
Судоводит.-судомехан. Матрос (рулевой)-моторист Электромеханик |
- _ _ |
- _ _ |
3 4 1 |
2 4 1 |
||
Нефтеналивные суда (танкеры ) |
|||||||
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой) -моторист |
|||||||
Грузоподъем- ностью до 600 т |
1 2 |
2 2 |
3 2 |
2 2 |
|||
Грузоподъем- ностью 600-1 500 т |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой) - моторист Э/механик (электрик) |
-
_ |
2 2 1 |
3 3 1 |
2 2 1 |
||
Грузоподъем- ностью 1501 -3300 т |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой) - моторист Э/механик (электрик) |
- _ _ |
_ - _ |
3 3 1 |
2 3 1 |
||
Грузоподъем- ностью 3301 т и более |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой) - моторист Э/механик Боцман |
- - - _ |
- - - _ |
3 3 1 1 |
2 3 1 1 |
||
Буксировщики, толкачи
|
|||||||
Мощность главных двигателей от 55 до 184 кВт |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой) -моторист |
1 1 |
2 1 |
3 1 |
2 1 |
||
Мощность 185-300 кВт |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой -моторист |
1 1 |
2 1 |
3 2 |
2 2 |
||
Мощность 301-750 кВт |
Судоводит- судомехан. Матрос (рулевой] -моторист |
1 2 |
2 2 |
3 3 |
2 3 |
||
Мощность 751 кВт и более |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой] -моторист Э/механик |
1 2 1 |
2 2 1 |
3 3 1 |
2 3 1 |
||
Пассажирские водоизмещающие суда
|
|||||||
До 100 спальных мест включительно |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой^ -моторист Э/механик (электрик) |
1 2 1 |
2 3 1 |
3 6 1 |
_ _ _ |
||
101-300 спальных мест |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой^ -моторист Э/механик Радиоспециалист |
_ - - _ |
_ - - _ |
4 8 1 1 |
_ _ _ _ |
||
До 100 мест включительно для сидения |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой] -моторист |
1 1 |
2 2 |
3 3 |
2 2
|
||
101 и более мест для сидения |
Судоводат.- судомехан. Матрос (рулевой; -моторист |
1 2 |
2 2 |
3 3 |
2 3 |
||
Скоростные суда на подводных крыльях
|
|||||||
“Ракета”, “Метеор” |
Судоводит.- судомехан. Матрос (рулевой; -моторист |
1 2 |
7 4 |
Приложение N 2 к Положению
Нормативы минимального состава
экипажей самоходных транспортных судов внутреннего плавания,
не имеющих в
формуле класса судна символа "А" и эксплуатирующихся с совмещением профессий
Группы судов |
Профессиональный состав |
Минимальная численность состава экипажей судов (чел.) при режиме работы |
||||||
|
|
до 14ч включительно |
до 18 ч включительно |
круглосуточно |
||||
|
|
односменная |
двухсменная |
трехсменная по 8 ч |
двухсменная по 12 ч |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
Сухогрузные суда |
||||||||
Грузоподъемностью до 600 т включительно |
Судоводитель-Судомеханик Матрос (рулевой) -моторист |
1 2 |
2 1 |
3 2 |
2 1 |
|||
Грузоподъемностьк 601-1000 т |
Судоводитель-Судомеханик Матрос (рулевой) -моторист |
1 2 |
2 2 |
3 2 |
2 2 |
|||
Грузоподьемностью 1001 - 2400 т |
Судоводитель -Судомеханик Матрос (рулевой) -моторист Э/механик (электрик) |
1 2 1 |
2 2 1 |
3 3 1 |
2 2 1 |
|||
Грузоподъемностью 2401 - 5500 т |
Судоводитель -Судомеханик Матрос (рулевой) -моторист Э/механик (электрик) |
- |
- |
3 4 1 |
2 3 1 |
|||
Грузоподъемностью более 5500 т |
Судоводитель -Судомеханик Матрос (рулевой) -моторист Электромеханик |
- |
- |
3 4 1 |
2 4 1 |
|||
Нефтеналивные суда (танкеры) |
||||||||
Грузоподъемностью до 600 т |
Судоводитель -Судомеханик Матрос (рулевой) -моторист |
1 2 |
2 2 |
3 2 |
2 2 |
|||
Грузоподъемностью 600-1500 т |
Судоводитель -Судомеханик Матрос (рулевой) -моторист Э/механик (электрик) |
- |
2 2 1 |
3 3 1 |
2 2 1 |
|||
Грузоподъемностью 1501 - 3300 т |
Судоводитель - Судомеханик Матрос (рулевой) -моторист Э/механик (электрик) |
- |
- |
3 3 1 |
2 3 1 |
|||
Грузоподъемностью 3301 т и более |
Судоводитель - Судомеханик Матрос (рулевой) -моторист Э/механик Боцман |
- |
3 3 1 1 |
2 3 1 1 |
||||
Буксировщики, толкачи
|
||||||||
Мощностью главных двигателей от 55 до 184 кВт |
Судоводитель Судомеханик Матрос (рулевой) - моторист |
1 1 |
2 1 |
3 1 |
2 1 |
|||
Мощность от 185 до 300 кВт |
Судоводитель - Судомеханик Матрос (рулевой) - моторист |
1
1 |
2
1 |
3
2 |
2
2 |
|||
Мощность от 301 до 750 кВт |
Судоводитель -Судомеханик Матрос (рулевой) - моторист |
1 2 |
2 2 |
3 3 |
2 3 |
|||
Мощность от 751 кВт и более |
Судоводитель -Судомеханик Матрос (рулевой) - моторист Э/механик |
1 2 1 |
2 2 1 |
3 3 1 |
2 3 1 |
|||
Пассажирские водоизмещающие суда
|
||||||||
До 1 00 спальных мест включительно |
Судоводитель - Судомеханик Матрос (рулевой)- моторист Э/механик (электрик) |
1 2 1 |
2 4 1 |
3 6 1 |
- - - |
|||
101 -300 спальных мест |
Судоводитель - Судомеханик Матрос (рулевой)- моторист Э/механик (электрик) Радиоспециалист |
- - - - |
- - - - |
4 10 1 1 |
- - - - |
|||
До 100 мест включительно для сидения |
Судоводитель -Судомеханик Матрос (рулевой)- моторист |
1 1 |
2 2 |
3 3 |
2 2 |
|||
101 и более мест для сидения |
Судоводитель - Судомеханик Матрос (рулевой) - моторист |
1 2 |
2 2 |
3 4 |
2 3 |
Приложение N 3 Положению
Нормативы минимального состава
экипажей самоходных транспортных судов,
эксплуатирующихся без совмещения
профессий
Группы судов |
Профессиональный состав |
Минимальная численность состава |
|||||
экипажей судов (чел.) при режиме работы |
|||||||
до 14ч включи- тельно |
до 18 ч включи- тельно |
круглосуточно |
|||||
Одно сменная |
Двух сменная |
Трех сменная по 8 ч |
Двух сменная по 12ч |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Сухогрузные суда |
|||||||
Грузоподъемностью до 600 т |
Судоводитель Судомеханик Рядовой состав |
1 |
2 |
3 |
2 |
||
1 |
1 |
3 |
2 |
||||
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Грузоподъем- ностью 600-1000 т |
Судоводитель Судомеханик Рядовой состав |
1 |
2 |
3 |
2 |
||
1 |
2 |
3 |
2 |
||||
1 |
1 |
3 |
3 |
||||
Грузоподъем- ностью 1001-2400 т |
Судоводитель Судомеханик Э/механик (электрик) Рядовой состав |
1 |
2 |
3 |
2 |
||
1 |
2 |
3 |
2 |
||||
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
2 |
2 |
6 |
4 |
||||
Грузоподъем- ностью 2401-5500 т |
Судоводитель Судомеханик Э/механик (электрик) Рядовой состав |
- |
- |
3 |
2 |
||
_ |
_ |
3 |
2 |
||||
_ |
_ |
1 |
1 |
||||
- |
- |
>4 |
|||||
Грузоподъем- ностью более 5500 т |
Судоводитель Судомеханик Электромеханик Рядовой состав |
- |
- |
3 |
2 |
||
- |
- |
3 |
2 |
||||
_ |
- |
1 |
1 |
||||
- |
- |
7 |
5 |
||||
Нефтеналивные суда (танкеры)
|
|||||||
Грузоподъем- ностью до 600 т |
Судоводитель Судомеханик Рядовой состав |
1 |
2 |
3 |
2 |
||
1 |
2 |
2 |
2 |
||||
1 |
- |
- |
- |
||||
Грузоподъемностью 600-1500 т |
Судоводитель Судомеханик Э/механик (электрик) Рядовой состав |
- |
2 |
3 |
2 |
||
_ |
2 |
3 |
2 |
||||
- |
1 |
1 |
1 |
||||
- |
4 |
6 |
4 |
||||
Грузоподъем- ностью 1501-3300 т |
Судоводитель Судомеханик Э/механик
Рядовой состав |
- |
- |
3 |
2 |
||
_ |
_ |
3 |
2 |
||||
- |
_ |
1 |
1 |
||||
- |
- |
6 |
5 |
||||
Грузоподъем- ностью 3301 т и более |
Судоводитель Судомеханик Э/механик Боцман Рядовой состав |
- |
- |
3 |
2 |
||
- |
- |
3 |
2 |
||||
_ |
_ |
1 |
1 |
||||
- |
- |
1 |
1 |
||||
- |
- |
6 |
5 |
||||
Буксировщики, толкачи |
|||||||
Мощность 301-750 кВт |
Судоводитель Судомеханик Э/механик (электрик) Рядовой состав |
1 |
2 |
3 |
2 |
||
1 |
2 |
3 |
2 |
||||
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
1 |
4 |
6 |
5 |
||||
Мощность 751 кВт и более |
Судоводитель Судомеханик Э/механик Рядовой состав |
1 |
2 |
3 |
2 |
||
1 |
2 |
3 |
2 |
||||
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
2 |
4 |
6 |
5 |
||||
Пассажирские водоизмещающие суда
|
|||||||
101-300 спальных мест |
Судоводитель Судомеханик Рядовой состав палубной команды Рядовой состав машинной команды Э/механик Радиоспециалист |
-- _ - _ _ _ |
- - - _ _ _ |
3 3 10 3 _ 1 |
- _ - _ _ _ |
||
свыше 300 спальных мест |
Судоводитель Судомеханик Рядовой состав палубной команды Рядовой состав машинной команды Э/механик Радиоспециалисг Боцман |
- _ - _ _ _ _ |
- _ - _ _ _ _ |
3 3 10 3 1 1 1 |
- - - _ _ _ _ |
||
свыше 300 спальных мест на судах с системой кондиционирования и индив. санблоками в каютах |
Судоводитель |
- |
- |
4 |
- |
||
Судомеханик |
- |
- |
5 |
- |
|||
Рядовой состав палубной команды |
- |
- |
11 |
- |
|||
Рядовой состав машинной команды |
- |
- |
4 |
- |
|||
Электромеханик |
- |
- |
3 |
- |
|||
Радиоспециалист |
- |
- |
1 |
- |
|||
Боцман |
- |
- - |
1 |
- |
Приложение N4 к Положению
Нормативы минимального состава экипажей
Профессиональный состав судового экипажа
|
Валовая вместимость > 5000 р.т. |
Валовая вместимость > 5000 р.т. |
|||||||||||
Суда, со знаком “А” Речного, А- 1 , А-2, А-3 Морского Регистра |
Суда без знака автоматизации в классе Регистра |
Суда со знаком “А” Речного, А- 1, А-2, А-3 Морского Регистра |
Суда без знака автоматизации в классе .Регистра |
||||||||||
Загран плавание |
Прибрежное плавание |
Загран. плавание |
Прибрежное плавание |
Загран. Плавание |
Прибрежное -плавание : |
Загран. плавание |
Прибрежное плавание |
||||||
Трех сменная |
Трех сменная |
Двух сменная |
Трех сменная |
Тре сменная |
Двух сменная |
.Трех сменная |
Трех сменная |
Двух сменная |
Трех сменная |
Трех сменная |
Двух сменная |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 1 |
12 |
13 |
|
Капитан |
1 |
1 |
1 |
I |
I |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Ст. пом. Капитана |
1 |
1 |
I |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
2-й пом. Капитана |
1 |
1 |
_ |
1 |
1 |
_ |
1 |
1 |
_ |
1 |
1 |
_ |
|
3-й пом. Капитана |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
1 |
_ |
_ |
1 |
_ |
_ |
|
Старший механик |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
2-й механик |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
|
3-й механик |
1/0 |
1/0 |
1/0 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4-й механик |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
|
Электромеханик (электрик) |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Рядовой состав |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
5 |
5 |
4 |
6 |
6 |
4 |
|
Радиоспециалист** |
1/0 |
1/0 |
1/0 |
1/0 |
1/0 |
1/0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Судовой повар |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Всего |
11/9 |
11/9 |
9/7 |
12/11 |
11/10 |
9/8 |
14 |
13 |
11 |
17 |
15 |
Приложение N 5 к Положению (образец - здесь не приводится)
Приложение N 6 к Положению (образец - здесь не приводится)
Свидетельство о минимальном составе экипажа