фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг червь




     

    Морской словарь

    Червь





     Ч (Червь) - буквенное значение одного из флагов военно-морского свода сигналов. Значение этого флага как сигнала по военно-морскому своду: "Человек за бортом". При втором значении поднимается одновременно с пушечным выстрелом или с рядом коротких гудков; кормовой флаг приспускается.

    ЧАБАНИТЬ (бел.) — приходить в порт, в становище; пристать к пристани или судну.

    ЧАЙКА - беспалубный плоскодонный челн запорожских казаков XVI - XVIIвв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Челн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар весел, но совой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4-6 фальконетов (пушки калибром 30 мм).

    ЧАК (A furring in a piece of timber) — заделка в дереве.

    ЧАКИ (Chocks) — 1. Деревянные штуки, которыми забираются междушпангоутные промежутки на деревянных судах; Ч. ставятся также в шпации в месте прохода болта, крепящего кильсон с килем. 2. См. Палубная настилка деревянная.

    ЧАЛКА (волж.) — пеньковый трос длиной 30—40 м. На одном конце Ч. делается петля (огон), а на другом оплетка или кладется бензель. Толщина Ч. зависит от размера судна. Кроме того, Ч. называют вообще все швартовные и буксирные концы.

    ЧАМПАН — см. Сампан.

    ЧАМРА, ЧЕМРА, ШАМРА - 1. Удар ветра, шквал (касп.). 2. Рябь гладкой поверхности от набежавшего ветра (арх.). 3. Мелкий дождь на море или мокрый при тумане снег (арх.).

    ЧАНЕЛЬ-ВЕЛЬС (Channel-wale) — см. Вельсы.

    ЧАНЕЛЬСЫ (стар.) — руслени. От англ. Channels.

    ЧАПЧУР (астр.) — багор, употребляемый на лодках как стопорный крюк при отваливании и приставании.

    ЧАРКА - 1/80 часть ведра. Такой мерой, или 1/2 Ч., выдавалась матросам царского флота водка. Выдача Ч. мотивировалась соображениями санитарно-профилактическими, фактически же это было спаивание, т. е. один из методов отвлечения матросов от политических вопросов. См. Старая русская система мер в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ЧАРТЕР (Charter) — или цертепартия — договор между судовладельцем и фрахтователем на перевозку груза или на аренду судна на определенный рейс или срок. В зависимости от этого чартеры разделяются на: Voyage charter — при фрахтовании судна на рейс или рейсы; Time charter (тайм-чартер), когда судно фрахтуется на срок, и Demise charterфрахтование судна на срок, в течение которого фрахтователь становится фактически владельцем судна.

    ЧАСОВОЙ (Look-out man) — вооруженный боец Красной армии и ВМФ, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста. Ч. — лицо неприкосновенное. Он подчиняется начальнику караула, его помощнику и своему разводящему.

    ЧАСОВОЙ УГОЛ СВЕТИЛА (t) (Horary angle) — сферический угол при повышенном полюсе между полуденной частью меридиана наблюдателя и меридианом светила. Ч. У. С. измеряется дугою экватора от полуденной части меридиана наблюдателя в сторону точки West до меридиана светила. Ч. У. С. выражается как в градусной, так и в часовой мере. Для обращения Ч. У. С. из градусной меры в часовую надо: а) градусы делить на 15, частное даст целые часы; б) остаток от деления градусов умножить на 4 и к произведению прибавить частное от деления минут (') на 15 — сумма даст минуты (часовые); в) остаток от деления минут на 15 умножить на 4, результат даст секунды (часовые). Для обращения Ч. У. С. из часовой меры в градусную надо: аа) часы умножить на 15 и прибавить частное от деления минут (времени) на 4 — получим градусы часового угла; бб) остаток от деления минут (времени) на 4 умножить на 15 и прибавить частное от деления секунд (времени) на 4, взятое с точностью до десятых долей, — получим градусные минуты с десятыми долями.

    ЧАСТНЫЕ КАРТЫ — см. Карты морские.

    ЧАСТОТА (Frequency) — число периодов в одну секунду. Частота — величина, обратная периоду колебаний; напр. если частота переменного тока f = 50 колебаниям в сек. (50 Н), то период Т = 1/50 сек. Частота измеряется в герцах. При характеристике излучения радиостанции длину волны заменяют частотой.

    ЧАСТОТОМЕР (Frequency meter) — прибор для измерения частоты переменного тока. По конструкции бывают вибрационные (наиболее распространенные) и вольтметровые.

    ЧАСЫ МОРСКИЕ — обыкновенные круглые стенные пружинные часы, изготовляемые Заводом мореходных инструментов, с анкерным ходом, с компенсированным балансиром, с плоской спиралью и заводом ремонтуар. Употребляются для повседневных надобностей корабельной жизни. Подвешиваются на переборках в различных местах корабля.

    ЧАСЫ ПАЛУБНЫЕ — часы очень хорошего качества, укрепленные внутри деревянного футляра прямоугольной формы с откидной крышкой. Особенностью этих часов является наличие только одного циферблата, по которому перемещаются все три стрелки: часовая, минутная и секундная. Применяются для непосредственного отсчета моментов при астрономических наблюдениях в море.

    ЧАСЫ РАБОЧИЕ — так в советском торговом флоте называют сличительные часы (см.).

    ЧАСЫ СЛИЧИТЕЛЬНЫЕ — обыкновенные карманные часы хорошего качества, употребляемые на судах для сличения хронометров и для отметки времени при астрономических наблюдениях. В настоящее время в качестве сличительных часов применяют палубные часы (см.).

    ЧАША (волж.) — ледяная кора, образовавшаяся под днищем судна во время зимовки во льду.

    ЧАШКА ПЕЛЕНГАТОРА — см. Пеленгатор.

    ЧЕВРУЙ (арх.) — 1. Низкое ровное место на морском берегу, каменистое или песчаное. 2. Крупный булыжный камень, раскиданный по берегам и округленный действием морской волны. Ч. крупнее орешника.

    ЧЕКА (Linchpin) — деталь, аналогичная клину, но с параллельными рабочими боковыми плоскостями, предотвращающая смещение частей машин (колес, шкивов и т. п.).

    ЧЕКАН (Stamp, coin) — инструмент, напоминающий по форме зубило, при помощи которого производят чеканку заклепочных швов.

    ЧЕКАНКА (Chasing) — обжимание и осаживание щелей между листами стали в пазах и стыках с помощью особого инструмента, называемого чеканом, для достижения полной водонепроницаемости обшивки корпуса, переборок и др. конструкций судна.

    ЧЕЛНОК, ОДНОДРЕВКА, ДУШЕГУБКА (Cock-boat) — гребная лодка из досок или цельного ствола дерева, обычно без киля, с острым носом и тупой кормой. Длина от 3-3,5 метров до 6-7 метров и более. Иногда имел съемную мачту с небольшим парусом.

    "ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ" (Man overboard) — маневр, выполняемый судном для спасения человека, упавшего за борт. Маневр этот обычно состоит в следующем: а) с борта падения человеку сбрасываются спасательные буи и круги; б) стопорятся машины; руль кладется на борт в сторону падения человека; в) дается задний ход машинам; г) спускается спасательная шлюпка; д) на возвышенное место посылается человек (сигнальщик) с флажками для наблюдения за упавшим за борт и для направления к нему показанием флажков спасательной шлюпки; е) ночью включается прожектор для поисков упавшего и удержания его в луче; ж) после спуска шлюпки маневрируют таким образом, чтобы подойти ближе к месту нахождения упавшего за борт человека.

    ЧЕЛПАН (арх.) — холм, незначительная возвышенность.

    ЧЕЛУГА, ЧЕЛУХА, ЧИДЕГА, ЧИПЕГА, ЧИТУГА (арх.) — погоняемый горными ветрами и весьма мелкий с изморосью дождь при тумане .

    ЧЕЛУЗА (бел.) — туман с мелким дождем.

    ЧЕМОДАН (Bag) — особого устройства парусиновый мешок со шнуровкой для хранения вещей краснофлотцев на судне. Ч. бывают двух размеров: большого и малого, откуда и название — большой Ч. и малый Ч.

    ЧЕРВУЙ — см. Чевруй.

    ЧЕРВЬ — см. "Ч".

    ЧЕРВЯК (Worm) — см. Червячная передача.

    ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА (Worm gear) — передача вращения между валами с пересекающимися осями посредством винта с трапециевидной нарезкой (червяка) и зубчатого колеса (червячное колесо).

    ЧЕРВЯЧНОЕ КОЛЕСО, ЧЕРВЯЧНАЯ ШЕСТЕРНЯ (Worm-wheel) — зубчатое колесо с зубьями специальной формы, соответствующей червяку, приводящему его в движение.

    ЧЕРДАК (сев.) — первое от кормы отделение шняки (небольшое ловецкое судно), закрываемое наглухо люком.

    ЧЕРЕВО (арх.) — изгиб, излучина реки.

    ЧЕРЕПОВОЙ БРУС - закругленная часть обшивки при переходе от днища к борту на деревянных судах баржевой конструкции.

    ЧЕРЕПОВОЙ ПОЯС, ЧЕРЕПОВЫЕ - усиленная у скулы часть наружной обшивки деревянных речных судов.

    ЧЕРНАЯ ВОДА (волж.) — прибылая вода после ледостава.

    ЧЕРНИ (касп.) — низменный берег, чернеющий издали; название "черни" распространено по всему побережью северной части Каспия; отсюда чернисто, чернисти, что значит то же, что бережнее по-беломорски.

    ЧЕРНИСТО, ЧЕРНЯМИ (астр.) — идти близко от берега, бережнее, ближе к берегам.

    ЧЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ - см. Оя-Сиво течение.

    "ЧЕРНОСЛИВ" - так в шутку моряки называют каменный уголь при его погрузке. Отсюда выражение "Грузить чернослив".

    ЧЕРНЫЕ КРАСКИ (Black colours) — в состав их входит более или менее очищенный уголь. Главнейшим пигментом в черных красках является сажа, получаемая при горении смолы, дегтя, нефтяных масел или газа. Имеется несколько сортов сажи: лучшие сорта получаются при горении парафинового масла в лампах и носят название ламповой сажи. Черные краски на саже постоянны и устойчивы. Для малярных красок, кроме настоящей сажи, идет мелко измельченный уголь, называемый Малярной сажей.

    ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ (Ferrous metal) — все сплавы с железной основой, чугуны и стали всех видов. Составляют значительную часть всех промышленных сплавов.

    ЧЕРНЫЙ ПОРОХ (Black powder) — см. Порох дымный.

    ЧЕРНЬ (касп.) — так называют рыбаки мелкие места в море, которыми изобилует северная часть Каспия.

    ЧЕРПАК (Scoop) — рабочий орган различных машин и орудий, предназначенных для добычи, удаления, транспортирования грунта, руды, угля и проч.

    ЧЕРПАТЬ БОРТОМ (То ship a sea) — говорят о судне (черпает бортом) в тех случаях, когда на больших размахах качки оно принимает на себя (черпает) воду бортами.

    ЧЕРТЕЖ СУДНА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (Line drawing) — см. Теоретический чертеж судна.

    ЧЕРТЕЖИ СУДНА ДЕТАЛЬНЫЕ - чертежи частей корпуса, судовых систем, механизмов со всем к ним относящимся и судовых устройств, проработанные в согласии с общими (практическими) чертежами после утверждения технического проекта судна. Эти чертежи бывают необходимы как для точной фиксации расположения данной части в соответствии с соседними, так и для изготовления по ним дальнейших рабочих чертежей и распределения заказов.

    ЧЕРТЕЖИ СУДНА ПРАКТИЧЕСКИЕ - серия чертежей, а именно: продольный разрез, верхний вид, планы всех палуб и трюма и поперечные сечения (включая и мидель-шпангоут) с показанием всего внутреннего устройства, расположения помещений и оборудования их. Составляются при разработке технического проекта судна.

    ЧЕРТЕЖИ СУДНА РАБОЧИЕ - производственные чертежи, выдаваемые в цеха для изготовления по ним частей корпуса, механизма или устройства судна. На них подробно показываются все соединения, разрезы с размерами и теоретически подсчитанным весом.

    ЧЕРТЕНОК, ЧЕРТЕНЯТА - два бруса на барках, служащие для скрепления досок, пришиваемых к нижнему концу руля.

    ЧЕРТИТЬ КИЛЕМ ПО ГРУНТУ (То plough the bottom with the ship's keel) — идти по мелкому месту, задевая грунт килем.

    "ЧЕРУБ" - см. Лаги механические.

    ЧЕСТРА (Hole of the chess-tree) галс-кламп.

    ЧЕТВЕРКА или ЧЕТЫРЕХВЕСЕЛЬНЫЙ ЯЛ (Jolly-boat) — шлюпка в четыре весла. Весла бывают распашные. См. Ял.

    ЧЕТВЕРТНЫЕ РУМБЫ - см. Румб. См. Таблица румбов.

    ЧЕТВЕРТЬ ГОРИЗОНТА — см. Румб.

    ЧЕТВЕРТЬ ПЕРВАЯ - см. Фазы Луны. См. Определение возраста Луны в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ЧЕТВЕРТЬ ПОСЛЕДНЯЯ - см. Фазы Луны.

    ЧЕТВЕРТЬ РУМБА (Quarter) — см. Румб.

    ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИК, или ПОЛУХРОНОМЕТР - особые часы, секундная стрелка которых передвигается скачками на 0,4 секундных деления циферблата, причем, как и у хронометра, каждая остановка ее на этих делениях сопровождается довольно громким ударом маятника. Четыредесятник называют также карманным хронометром.

    ЧЕТЫРЕХЛОПАСТНЫЙ ВИНТ (А four bladed screw) — гребной винт, имеющий четыре лопасти.

    ЧЕТЫРЕХСТРЕНДНЫЙ ТРОС - трос, спущенный из четырех стрендей.

    ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - двигатель, осуществляющий полный цикл за четыре хода поршня (такта): 1-й ход — всасывание горючей смеси (или воздуха у дизеля), 2-й ход — сжатие засосанного газа, 3-й ход — расширение сгоревших газов, 4-й ход — выталкивание отработанных газов.

    ЧЕХОЛ (Cover, cloth, hood) — специально сшитые из парусины покрышки на различные предметы судового вооружения и снабжения. Носят дополнительные названия, обозначающие принадлежность их тому или иному предмету, так, напр., шлюпочный Ч., компасный Ч., орудийный Ч. и т. д.

    ЧЕЧЕВИЦА (Lens) — см. Линза.

    ЧИК-БЛОКИ - планки со шкивами с боков у топа у фор- и грота-стеньги под брам-эзельгофтом.

    ЧИКСТЕИ - устройство (тали) для регулировки натяжения бакштагов (фордунов), при сведении более чем одного бакштага в одну снасть у палубы.

    ЧИКСЫ (Cheeks, hounds) — наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга-салингов. В старину назывались иджиксами.

    ЧИСЛО НИТОК, ЧИСЛО ВИТКОВ - число шагов нарезки на определенной длине винта, напр. на одном дюйме, сантиметре.

    ЧИСЛО ОБОРОТОВ — см. Оборот машины.

    ЧИСЛО ТОНН на 1 см ОСАДКИ - число q, определяющее вес груза в тоннах, от приема или расходования которого осадка судна изменяется на 1 см. Зная вес принятого или израсходованного груза р и разделив его на q, мы узнаем увеличение или уменьшение среднего углубления судна в сантиметрах ε = p/q.

    "ЧИСТ" -  "Чист якорь" (The anchor is clear) — выражение, означающее, что якорь поднят из воды и не запутан якорной цепью. Чист ли якорь? (Is the anchor all clear?). He чист якорь (The anchor comes up foul). Чист вымпел, чист флаг не запутался в фалах, не завернулся вокруг флагштока и т. д. Чисто за кормой за кормой нет каких-либо концов или предметов, мешающих работе гребных винтов или движению судна назад.

    Чисто за кормой - доклад с кормы при съемке корабля со швартовых. Доклад делается перед дачей заднего хода и означает, что за кормой нет плавсредств.

    "ЧИСТЫЙ" (Clean) — сводки о выгрузке, коносаменты, штурманские расписки и т. п., в которых нет отметок о повреждениях, недостаче, порче и иных явлениях, порочащих достоинство грузов. При наличии же неблагоприятных для глаза или для отправителя отметок документ считается нечистым (Foul).

    ЧИСТЫЙ ГОРИЗОНТ (Clear horizon) — ясный, безоблачный горизонт.

    ЧИТУГА, ЧИТУХА, ЧИДЕГА, ЧЕЛУГА (сев.) — мокрый мелкий снег, мелкий дождь, изморось, бус или чамра.

    ЧИЧИРАНА (касп.) — бревно длиною в 7—12 саж., употребляемое на стеньги.

    ЧИЦА (арх.) — мелкий наносный лес на воде.

    ЧКА (волж.) — большая плавучая льдина.

    ЧТЕНИЕ КАРТ -  Читать карту — это значит понимать ее назначение и изобразительность, т. е. ясно представлять себе местность, ею изображенную. Для этой цели совершенно необходимо уметь разбираться во всех обозначениях, знаках и сокращениях, олицетворяющих и объясняющих местность и ее подробности.

    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СТВОРА - определяется линейным расстоянием, на которое корабль должен переместиться в направлении, перпендикулярном к створу, чтобы расствор створных знаков сделался ему заметным. Это линейное расстояние определяется приближенной формулой:

    f = [D(D + d)/d]sin 1' = D (1 + k)sin1'; где k = D/d;

    Dрасстояние от корабля до ближайшего створного знака; d — расстояние между створными знаками.

    ЧУГУН (Cast iron) — сплав железа с углеродом (от 1,5 до 4 %), обычно содержит, кроме того, в незначительных количествах примеси кремния, марганца, фосфора и серы; получается из железных руд доменным процессом. Углерод содержится в чугуне в виде листочков графита или в виде химического соединения (цементита); в первом случае цвет его на изломе серый или темно-серый (серый Ч.), строение крупнозернистое; применяется в чугунолитейном деле (литейный Ч.), хорошо заполняет формы и легко обрабатывается режущими инструментами. Чугун с химически связанным углеродом имеет белый цвет (белый Ч.), излом — пластинчатый, иногда лучистый; для отливки малопригоден, трудно обрабатывается инструментами; идет для передела в сталь и железо (передельный Ч.). Между серыми и белыми чугунами имеется много промежуточных сортов (половинчатые Ч.). Ч., содержащий от 1,5 до 2,5 % углерода, наз. Ч. сталистым; содержание кремния от 13 до 16 % делает Ч. кислотоупорным; фосфористые Ч. подвергаются томасированию. Значительное содержание фосфора в Ч. делает его хладноломким, т. е. легко рассыпающимся при ударах, поэтому для литья идет Ч., содержащий не более 1 % фосфора; в этом случае он хорошо заполняет формы и идет для мелких изделий. Сера ухудшает качество Ч. и делает его непригодным для литья, поэтому примесь серы не должна превышать 0,2 %.

    ЧУГУННЫЕ ЯДРА - артиллерийские сплошные снаряды, предназначаемые для стрельбы при пониженно-боевых и уменьшенных зарядах.

    ЧУГУНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ - чугуны, применяемые как вспомогательные материалы при переработке Ч. в железо или сталь. Их прибавляют главным образом для увеличения в стали содержания некоторых элементов, как то: марганца, кремния и др.

    ЧУРА (арх.) — хрящеватая отмель.

    ЧУШКА (Pig) — слитки металла (чугуна, меди, свинца и др.), имеющие форму продолговатых брусков с полукруглым или трапецеидальным сечением, весом от нескольких килограммов до 100 кг. Чугунные Ч. обычно применяются при определении остойчивости судна опытным путем.

     









    Рейтинг@Mail.ru