фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг е оборотное




     

    Морской словарь

    Э оборотное






    Э - буквенное значение одного из флагов военно-морского свода сигналов. Флага "э" в международном своде сигналов нет. Э или Е оборотное.

    ЭБОНИТ, ТВЕРДАЯ РЕЗИНА, РОГОВОЙ КАУЧУК (Ebonite) — твердый продукт, получаемый путем вулканизации резиновых смесей. Выпускается в листах, прутках и трубах. Употребляется для изготовления изоляционных материалов, радиоприборов (высшие сорта), аккумуляторных ящиков (низшие сорта) и пр.

    ЭВЕРС - одномачтовое парусное судно, имеющее вооружение, схожее с вооружением тендера.

    ЭВОЛЮТИВНОСТЬ САМОЛЕТА - способность совершать фигурные полеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях (пикирование, глубокие виражи, перевороты, бочки, штопор, петли, перевернутый полет); относится главным образом к легким самолетам и особенно к истребителям.

    ЭЖЕКТОР (Ejector) — насос, действие которого основано на использовании скорости паровой или водяной струи. Отсюда деление эжекторов на пароструйные и водоструйные. Применяется на судах для откачивания воды, выбрасывания за борт мусора и т. п. См. Струйный насос.

    ЭЗЕЛЬГОФТ, ЭЗЕЛЬГОВТ (Сар) — окованная деревянная штука или железная поковка с двумя отверстиями: четырехугольным и круглым. Четырехугольным отверстием Э. надевается на топ или нок рангоутного дерева (мачты, стеньги, брам-стеньги, бушприта, утлегаря), а круглое, располагаемое по направлению в нос или вверх, служит для пропускания через него добавочных дерев, служащих продолжением перечисленных выше. Круглые дыры Э. обиваются кожей. Э., надетый на мачту, держит стеньги и называется поэтому стень-эзельгофт (фор-стень-эзельгофт, грот-стень-эзельгофт и крюйс- стень-эзельгофт); Э. на стеньге держит брам-стеньгу и называется брам-эзельгофт; Э. на брам-стеньге держит бом-брам-стеньгу и называется бом-брам-эзельгофт. Бушпритный Э. соединяет бушприт с утлегарем.

    ЭКВАТОР ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ (Equator) — воображаемая окружность на земной поверхности, образуемая пересечением земного шара плоскостью, перпендикулярной к его оси и проходящей через его центр.

    ЭКВАТОР МАГНИТНЫЙ - геометрическое место точек на земной поверхности, в которых вертикальная сила земного магнетизма равна нулю (Z = 0).

    ЭКВАТОР НЕБЕСНЫЙ - большой круг сферы небесной, перпендикулярный к оси мира.

    ЭВОЛЮЦИЯ (Evolutions, naval evolutions, manoeuvre) — маневр, производимый находящимися  в строю кораблями, для: а) изменения курса соединения, б) изменения угла строя, в)одновременного изменения того и другого,  г) изменения расстояния между кораблями, д) построения в другой строй, е) бокового перемещения линии строя. Э. производятся путем поворотов, применения способа кратчайших расстояний и захождений.

    ЭКВАТОР ТЕРМИЧЕСКИЙ - кольцеобразная область наиболее высоких температур, находящаяся в среднем годовом несколько севернее географического экватора (около 10° N).

    ЭКВАТОРИАЛЬНОЕ ПРОТИВОТЕЧЕНИЕ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА — часто называется также Гвинейским течением, потому что оно несомненно образует с последним одна общее целое. Летом (сев. полушария) Э. П. составляет естественное начало Гвинейского течения, идущего вдоль берега Гвинеи на восток. Зимою же (сев. пол.), когда Э. П. посередине океана исчезает, его продолжение — Гвинейское течение — продолжает существовать. Скорость Э. П., или, что то же самое, в западной части Гвинейского течения, довольно значительна, от 10 до 30— 4 0 мор. миль; скорость же в той части течения, которая идет по Гвинейскому заливу, еще больше, около 20—40 и даже 50 мор. миль. Это течение теплое (28°), и только в августе в Гвинейском заливе встречаются более низкие температуры (22° — 24°).

    ЭКВАТОРИАЛЬНОЕ ПРОТИВОТЕЧЕНИЕ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА - см. Муссонные течения Индийского океана и Экваториальное южное течение Индийского океана.

    ЭКВАТОРИАЛЬНОЕ ПРОТИВОТЕЧЕНИЕ ТИХОГО ОКЕАНА - проходит между Северным экваториальным течением и экватором; отличается большим протяжением и постоянством. Оно сильнее и занимает более широкую полосу (5—10° с. ш.), идущую поперек всего океана летом северного полушария, а зимою того же полушария оно слабее и в то же время менее широко (5—7° с. ш.). Скорость течения летом около 30 мор. миль (случается, доходит до 50—60 мор. миль), а зимою она 10—12 мор. миль. Подойдя к Центральной Америке, Э. П. зимою разделяется на две ветви, которые заворачивают к S и к N, соединяясь каждое с соответствующим экваториальным течением, а летом оно главным образом поворачивает на N и соединяется с Северным экваториальным течением.

    ЭКВАТОРИАЛЬНОЕ СЕВЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА - или дрейфовое течение NO пассата начинается к W от Зеленого мыса (от 20° в. д.) и идет сперва на WSW, потом на большом протяжении океана на W; подходя же к малым Антильским островам, оно постепенно уклоняется к WNW. Течение пересекает океан между 8° и 20—23° с. ш., его северная граница малоопределима, скорости течения к северу уменьшаются до 8—10 мор. миль, тогда как в южной части течения 15—25 мор. миль. Зимою северного полушария течение сильнее, а летом — слабее. Течение в общем гораздо слабее Южного экваториального и мало устойчиво.

    ЭКВАТОРИАЛЬНОЕ СЕВЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ ТИХОГО ОКЕАНА - не имеет ясно выраженного начала, оно становится заметным от меридиана южной оконечности полуострова Калифорнии. Течение идет поперек всего океана на W между параллелями 10° с. ш. и 20—22° с. ш. до Филиппинских островов на протяжении 7500 мор. миль. Южная граница зимою северного полушария лежит ближе к экватору, а летом — дальше от него. Средние скорости от 12—24 мор. миль, летом больше, чем зимою, и на южной окраине больше, нежели на северной. Подойдя к Филиппинским островам, Э. Т. заворачивает на N.

    ЭКВАТОРИАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА - существует только в южном полушарии, его северная граница приходится около 10° ю. ш. Экваториальное теплое течение идет от Австралии до Мадагаскара зимою северного полушария с несколько большею скоростью; средняя скорость его около 35 мор. миль за 24 часа, а наибольшая 50—60 мор. миль. Южная граница Э. Т. малоопределенная. У Мадагаскара Э. Т. разделяется. Одна ветвь идет на юг под именем Мадагаскарского течения, а другая проходит к северу от острова и против мыса Дельгадо (10° ю. ш.) на берегу Африки разделяется в свою очередь на две части. Часть течения, идущая к северу вдоль берега Африки, зимою северного полушария не доходит до экватора, а, встретив муссонное течение, переходящее из северного полушария в южное, образует с ним вместе Экваториальное противотечение. Вторая часть северной ветви Э. Т., идущая от м. Дельгадо на юг, прижимается к Африке и образует Мозамбикское течение, отличающееся большой скоростью, особенно зимой сев. полушария: средняя скорость около 4 0 мор. миль, а наибольшая зимою до 100 мор. миль. Мозамбикское течение, продолжая идти на S вдоль берега Африки, переходит в течение Игольного мыса.

    ЭКВАТОРИАЛЬНОЕ ЮЖНОЕ ТЕЧЕНИЕ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА или дрейфовое течение SO пассата — начинается почти от берегов Африки широкою полосою около 10° ширины. Южная граница течения малоопределенная, а северная в начале течения проходит около 1° с. ш., по мере же движения на W она все больше и больше удаляется от экватора к N и у берегов Южной Америки доходит до 6—7° с. ш. Летом северного полушария эта граница занимает наиболее северное положение, а зимою она приближается к экватору. Южное Э. Т. отличается большою устойчивостью, в восточной части его скорость меньше, от 13 до 25 мор. миль в сутки, к W скорость увеличивается, и вообще она больше в северной части течения, где наибольшие скорости доходят до 50—55 мор. миль за 24 часа. Вначале течение относительно холодное (в августе 22—23°, в феврале — 27°), а далее к W воды течения нагреваются, и оно становится теплым круглый год (28°). Подойдя к мысу Рок, течение разделяется, часть его отклоняется к югу под именем Бразильского, а главная масса воды идет на NW вдоль берегов Южной Америки, принимая название Гвианского течения.

    ЭКВАТОРИАЛЬНОЕ ЮЖНОЕ ТЕЧЕНИЕ ТИХОГО ОКЕАНА - начинается у Галапагосских островов и идет на W; северная граница его лежит на 1° летом и на 3° зимою к северу от экватора. Летом северного полушария южное Э. Т. идет во всю ширину океана между экватором и тропиком до Австралии и Новой Гвинеи, а к северу от последней часть его заворачивает на восток, вливая свои воды в Экваториальное противотечение. Зимою же северного полушария южное Э. Т. хотя и доходит до Австралии и Новой Гвинеи, но в это время года оно слабее и менее правильно в своей западной части. Общая длина южного Э. Т. около 8500 мор. миль. Скорость течения в его восточной половине не бывает менее 24 мор. миль, а случается, доходит до 50 мор. миль и даже иногда до 80 и 100 мор. миль. Скорость течения в западной Австралийской части океана около 12 мор. миль.

    ЭКИПАЖ (Ship's company, ship's crew) — личный состав, обслуживающий судно и управляющий им.

    ЭКИПАЖ ГВАРДЕЙСКИЙ - в дореволюционное время флотский экипаж, комплектовавший царские яхты и особо выделенные боевые корабли. В сухопутном строю состоял при гвардейском корпусе.

    ЭКИПАЖ ФЛОТСКИЙ - 1. Береговая часть, служащая для пополнения корабельных команд. Э. Ф. принимает и дает первоначальную военно-морскую подготовку призываемым во флот, а при мобилизации служит местом сосредоточения прибывающих пополнений. Э. Ф. располагаются в морских базах. 2. В старом флоте экипажем называлась одна из его частей, на которые он делился для более удобного управления по хозяйству. Экипаж приравнивался к полку сухопутных частей. В состав каждого экипажа входило по крайней мере одно судно 1 ранга, суда прочих рангов распределялись равномерно (по возможности) между всеми экипажами. Экипажи Балтийского флота носили номера от 1-го до 27-го, а Черноморского — от 28-го до 37-го включительно. Существовали еще Гвардейский экипаж, Каспийский и Сибирский Э. Ф., Ревельский полуэкипаж и Свеаборгская флотская рота. Каждым экипажем командовал старший из состоящих в нем командиров судов 1 ранга. Каждому из экипажей присваивался знаменный флаг. Судовые команды на берегу не разбивались. Команды численностью не менее 100 чел. и не более 200 чел. образовывали роты, а свыше 2 00 чел. разделялись на 2 или 4 роты (всегда на четное число). Команды менее 100 чел. объединялись в сводные роты. Вскоре после русско-японской войны эта система экипажей была упразднена.

    ЭКИПАЖМЕЙСТЕР - чиновник, заведовавший экипажским магазином в военном порту.

    ЭКИПАЖНЫЕ СУДЫ - суды при флотских экипажах, учрежденные в дореволюционное время для разбора дел рядовых моряков, совершивших преступления, за которые установлены менее тяжкие наказания, чем отдача в дисциплинарные батальоны. Э. С. были подсудны такие дела, за которые положенные наказания не были сопряжены с лишением или ограничением особых прав и преимуществ, в совершении преступления не участвовали гражданские лица, иск о вознаграждении за вред и убытки или определенное законом денежное взыскание не превышали 150 рублей. Состав экипажного суда: председатель штаб-офицер или один из старших обер-офицеров (на годичный срок) и 2 члена — обер-офицеры (на 6-месячный срок, причем через каждые 3 месяца по очереди выбывал один из членов).

    ЭКИПАЖСКИЕ МАГАЗИНЫ - склады различных припасов и материалов для снабжения по штатам военных судов при вооружении и снаряжении их в кампанию. Устраивались во всех военных портах. Хранившиеся в них весьма разнообразные предметы разделялись по родам и для удобства хранения на сорты; последние различались по номерам (1-й сорт, 2-й и т. д.).

    ЭКЛИПТИКА (Ecliptic) — большой круг сферы небесной, наклоненной к экватору под углом в 23° 27',3, по которому происходит видимое собственное годовое перемещение Солнца.

    ЭКОНОМАЙЗЕР - см. Подогреватели питательной воды.

    ЭКОНОМАЙЗЕР ВОЗДУШНЫЙ - см. Воздухоподогреватель.

    ЭКРАН - металлический лист, проводящий электричество и предохраняющий установку или отдельные ее части от влияния внешних полей. Напр. экран защищает части радиоустановки от влияния тела человека на настройку и от воздействия соседних цепей.

    ЭКРАНИРОВАННАЯ ЛАМПА (Screen valve) — электронная лампа с добавочной сеткой (экраном) между анодом и обычной сеткой. Обладает большими усилительными свойствами.

    ЭКРАНЫ ТОПОЧНЫЕ - трубная поверхность нагрева, располагаемая в топках паровых котлов. В трубках циркулирует котельная вода. Э. Т. применяются для повышения паронапряжения поверхности нагрева котла, снижения топочной температуры газов и предохранения обмуровки котла от выгорания.

    ЭКСПЕДИРОВАНИЕ (Forwarding) — отправка товаров для других лиц.

    ЭКСПЕДИТОР, ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ФИРМА (Forwarding agent) — лицо, делающее необходимые приготовления для передвижения грузов с места на место гужом, железной дорогой, по морю или воздуху; получает за свои услуги комиссионное вознаграждение и ответственно только за часть перевозки, которая выполняется его собственными средствами, при условии, что действия его совпадали с директивами поручителя и что он действовал с должной старательностью.

    ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ СУДА - суда технического флота, предназначенные для обслуживания разных научных экспедиций.

    ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДНА - использование судна в работе в соответствии с его назначением. Основными принципами рациональной эксплуатации судна являются: быстрая оборачиваемость, отсутствие непроизводительных простоев, полное использование грузоподъемности и снижение себестоимости перевозок.

    ЭКСПЛУАТАЦИЯ УСПЕХА АТАКИ - один из периодов боя, в процессе которого достигается оперативная цель боя.

    ЭКСПОРТ (Exportation) — вывоз грузов из одной страны в другую. Export — экспортные товары.

    ЭКСПОРТНАЯ УПАКОВОЧНАЯ (Export packers) — предприятие с квалифицированным штатом и приспособлениями, занимающееся экономной упаковкой экспортных грузов.

    ЭКСПОРТНЫЕ АГЕНТЫ (Export agents) — лица, обслуживающие предприятие, которому предоставлено единственное право экспорта продуктов данного местного фабриканта или заводчика и которое организует продажу и вывоз этих продуктов за границу. В СССР отсутствовали.

    ЭКСПОРТНЫЙ ФРАХТОВЫЙ ОТДЕЛ (Outward freight department) — отдел в морском предприятии, ведающий котировкой фрахтов, приемкой для экспорта грузов и выдачей коносаментов. В структуре мореходных предприятий СССР не был предусмотрен.

    ЭКСПРЕССЫ - см. Суда транзитного сообщения.

    ЭКСТРАКТОР (Ejector) — см. Выбрасыватель.

    ЭКСТРАСТРАХОВКА - специальная надбавка, взимаемая страховщиком дополнительно к нормальной ставке премии за особую опасность страхового риска.

    ЭКСТРАФРАХТ - добавочное вознаграждение перевозчику, устанавливаемое в некоторых случаях, как то: при более тяжелых условиях плавания, напр. зимой, или при наличии обязательства разгружать судно в нескольких портах одного района.

    ЭКСТРЕННАЯ ОБРАБОТКА (Extra operation) — всякая производящаяся по особому распоряжению грузовладельца обработка груза, сортировка, перемещение, починка тары и т. п. в отличие от основной обработки, производимой портом, как то: выгрузки, свалки на берег, складывания.

    ЭКСТРЕННЫЕ РАСХОДЫ (Extra charges) — в иностранных портах к таким издержкам относятся все расходы, произведенные в связи с особой, не предусмотренной основной ставкой (Prime charges) стоимостью и обработкой груза. В морском страховании к Э. Р. относятся все издержки страхователя в связи с осмотром груза, приведением его в ликвидное состояние, аукционной продажей и т. д. Эти побочные убытки подлежат возмещению страховщиком наравне с основным убытком.

    ЭКСЦЕНТРИК (Eccentric wheel) — часть эксцентрикового механизма в виде круглого диска, насаженного на вал так, что центры вала и диска не совпадают. Расстояние между центрами диска и вала называется эксцентриситетом.

    ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ТЯГА (Eccentric rod) — стержень, соединяющий ползун с хомутом эксцентрика.

    ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ШАЙБА (Eccentric disc) — см. Кулак.

    ЭКСЦЕНТРИКОВЫЙ МЕХАНИЗМ - одно из видоизменений кривошипного механизма, в котором длина кривошипа равна эксцентриситету эксцентрика.

    ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ (Eccentricity) — расстояние от центра эксцентрика до центра вала.

    ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ СЕКСТАНА - см. Эксцентрическая погрешность инструмента.

    ЭКСЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПОГРЕШНОСТЬ ИНСТРУМЕНТА — несовпадение центра вращения алидады с центром дуги лимба. Это несовпадение производит более или менее значительную ошибку в измеренных углах и притом неодинаковую для различных углов.

    ЭЛАСТИЧНАЯ МУФТА — муфта для соединения валов, подверженных резкому изменению крутящего момента (крутильным ударам). Соединительным звеном для половин Э. М. являются пластичные материалы (кожа, резина и пр.).

    ЭЛЕВАТОР (Ammunition hoist) — устройство для подачи боевого запаса из погребов к орудиям. Представляет собой шахту, внутри которой имеется специальное устройство. Последнее состоит из питателя (лотка), на который ставят снаряд, заряд или патрон, и трех штанг — одной подвижной и двух неподвижных для поддержания. Подвижная штанга, двигаясь вверх и вниз, беспрерывно поднимает снаряд за снарядом, пока они не дойдут до устья шахты, где и принимаются.

    ЭЛЕВАТОРЫ (Grain elevators) — склады в торговых портах, служащие для хранения и для различных манипуляций с зерном, характеризующиеся интенсивным механическим оборудованием, значительной высотой и емкостью и большой компактностью размещения зерна. Э. по способу размещения в них зерна различаются двух основных типов: этажного и силосного, или закромного. Первые характеризуются размещением зерна вроссыпь или в мешках на отдельных этажах, во вторых зерно хранится исключительно вссыпную в вертикальных отсеках или закромах.

    ЭЛЕКТРИК (Electrician) — рядовой специалист, обслуживающий корабельные электрические установки, устройства и приборы, не принадлежащие артиллерийской, минной и штурманской частям корабля.

    ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛЕБЕДКА - лебедка, у которой движущей силой является электричество. Для управления лебедкой имеется особый контрольный рычаг. В случае внезапного прекращения тока в действие вводится автоматический стопор, который удерживает поднятый груз на весу до появления тока вновь. Во избежание перегрузки моторов последние снабжаются т. наз. прерывателем, действующим автоматически.

    ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, ЭЛЕКТРОСИЛОВАЯ СТАНЦИЯ, ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ (Electric station, electric power plant) — установка с электрическим генератором постоянного или переменного тока для выработки электрической энергии и снабжения ею потребителей.

    "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЛОЦМАН" - см. Ведущий кабель.

    ЭЛЕКТРОД (Electrode) — часть проводника (обычно в виде пластинки, проволоки или сетки), через которую ток вводится в данную жидкость или газ. См. Анод и Катод.

    ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ЭЛЕКТРОМОТОР (Electric motor) — электрическая машина, служащая для преобразования подводимой к ней извне электрической энергии в механическую. Различают Э. постоянного тока и переменного тока. Э. постоянного тока бывают с последовательным возбуждением, параллельным и компаунд. Э. переменного тока разделяются на синхронные, асинхронные и коллекторные. Бывают однофазные и трехфазные.

    ЭЛЕКТРОДВИЖУЩАЯ СИЛА (ЭДС) (EMF Electromotive force) — причина, вызывающая движение электричества (электрический ток). В гальванических элементах Э. С. вызывается химическими изменениями, в динамо-машинах — движениями якоря между полюсами магнитов так, что происходит превращение механической энергии в электрическую.

    ЭЛЕКТРОЗАПАЛ - металлическая или картонная трубочка с открытым концом, заключающая небольшое количество легко вспыхивающего от нагревания взрывчатого состава, в котором находится накаливаемая электрическим током проволочка (мостик). Служит возбудителем взрыва взрывчатых веществ.

    ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ - приборы, служащие для непосредственного отсчета какой-нибудь электрической величины (тока, напряжения и др.). Э. П. разделяются на системы магнитоэлектрические, электромагнитные, электродинамические, индукционные, тепловые, электростатические и др.

    ЭЛЕКТРОЛИНЕЙНАЯ СВЯЗЬ - связь проводная телефонная и телеграфная.

    ЭЛЕКТРОЛОТ — бомбочка особого устройства, свободно бросаемая с судна. При ударе о морское дно такая бомбочка взрывается, и по промежутку времени, замеченному по секундомеру, между падением бомбочки в воду и приходом на судно звука от ее взрыва определяют глубину моря.

    ЭЛЕКТРОМАГНИТ (Electromagnet) — железный стержень, намагничиваемый током, проходящим через проволочную спираль (соленоид), которая надета на стержень. В зависимости от формы стержня различают: стержневой Э., подковообразный Э. Э. широко применяются во всех областях техники. Наибольшее значение Э. имеют в качестве весьма важных частей электрических машин (генераторы, двигатели), различных приборов (реле, сигнальные приборы), телеграфных и телефонных аппаратов и т. д.

    ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ (Electromagnetic waves) -  В пространстве, окружающем провод, по которому течет постоянный или переменный ток, возникает особое состояние среды, называемое электромагнитным полем. Если переменный ток имеет высокую частоту, а провод достаточно длинный, электромагнитное поле распространяется во все стороны от провода в виде Э. В. со скоростью 300 000 км/сек (скорость света). Световые лучи инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские также являются Э. В.

    ЭЛЕКТРОМОТОР - см. Электродвигатель.

    ЭЛЕКТРОНАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ - приборы, употребляемые на судах в целях обеспечения кораблевождения. Основаны на применении новейших достижений механики и электротехники. К Э. П. относятся: гироскопический компас, электромеханический лаг, одограф или автоматический прокладчик курса корабля, радиопеленгатор, подводная, звуковая сигнализация, эхолот, ведущий кабель, или электрический лоцман, и другие приборы вспомогательного значения.

    ЭЛЕКТРОННАЯ ЛАМПА, КАТОДНАЯ ЛАМПА (Vacuum tube) — пустотный прибор (стеклянный, иногда металлический баллон) с высоким вакуумом. Внутри электронной лампы расположены электроды: катод, сетка, окружающая катод, и анод — сплошная металлическая пластинка, окружающая сетку и катод. При накаливании катода током от батареи накала катод выделяет электроны. Если между катодом и анодом лампы включить анодную батарею (приложить к аноду положительное напряжение), то положительно заряженный анод будет притягивать к себе электроны с катода и в электронной лампе потечет анодный ток, который замыкается во внешней цепи. Сетка облегчает движение электронов, если она находится под положительным напряжением относительно катода, и затрудняет их движение, если ее напряжение относительно катода отрицательно; вследствие этого анодный ток зависит от напряжения на сетке. Т. к. сетка расположена ближе к катоду, чем анод, то изменения сеточного напряжения будут сильнее влиять на величину анодного тока, чем изменения анодного напряжения. Если между сеткой и катодом создать какое-нибудь переменное напряжение, то в такт с изменениями напряжения между этими электродами будет изменяться величина анодного тока и в анодной цепи возникнут колебания, подобные колебаниям в цепи сетки, но значительно усиленные (Э. Л. как усилитель). Кроме того, Э. Л. может служить детектором, применяется для регенеративного приема (см. Регенератор), для получения незатухающих колебаний (см. Ламповый генератор), для выпрямления переменного тока (см. Кенотрон) и мн. др. целей. Э. Л. находит очень большое применение во всех отраслях промышленности.

    ЭЛЕКТРОПРОВОДИМОСТЬ — величина, обратная сопротивлению проводника. Особенно большой Э. отличаются металлы, причем с повышением температуры Э. уменьшается, а с понижением ее увеличивается. В электролитах, наоборот, повышение температуры сопровождается повышением Э.

    ЭЛЕКТРОСВАРКА (Electric welding) — см. Сварка.

    ЭЛЕКТРОСВЕРЛО (Электродрель) — ручной инструмент для сверления отверстий, у которого сверло приводится во вращение небольшим электродвигателем.

    ЭЛЕКТРОСТАЛЬ (Electric steel) — сталь, приготовленная в электрических печах, отличающаяся особенной чистотой и высокими механическими качествами.

    ЭЛЕКТРОТЕХНИКА (Electrotechnics) — прикладная наука, занимающаяся изучением применения на практике электрических и магнитных явлений.

    ЭЛЕКТРОХОДЫ - см. Суда самоходные.

    ЭЛЕМЕНТЫ ВОЛНЫ - длина, высота и период волны. Длиною волны наз. расстояние между вершинами или подошвами двух смежных волн. Высотою волны наз. возвышение вершины над подошвою. Периодом волны наз. промежуток времени, в течение которого волна пробегает путь, равный своей длине: иначе, это есть промежуток времени между прохождением двух последовательных вершин через ту же точку пространства. Самые большие штормовые волны Атлантического океана имеют длину в 400 м, высоту 10—13 м и период 17—18 сек. при скорости до 22 м/сек, т. е. около 44 мор. миль в час.

    ЭЛЕМЕНТЫ ГРЕБНОГО ВИНТА — 1. Длина лопасти — расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными к оси винта и проходящими через крайние точки лопасти. Сумма длин всех лопастей (в данном сечении) называется длиной винта и в среднем равняется 0,3 шага. 2. Угол поворота лопасти — линейный угол между двумя плоскостями, проходящими через ось и крайние точки лопасти. 3. Диаметр винта — диаметр окружности, описываемой наиболее удаленной от оси точкой лопасти. Отношение диаметра к шагу в выполненных винтах колеблется в пределах от 0,6 до 1,2. Диаметр винта выбирается таким, чтобы оконечность лопасти в ее вертикальном положении находилась ниже уровня воды на 30—50 см. 4. Площадь диска — разность между площадью круга, описываемого наиболее удаленной от оси точкой, и площадью наибольшего поперечного сечения ступицы. Площадь эта в среднем равняется 1/3 площади погруженной части мидель-шпангоута.

    ЭЛЕМЕНТЫ КОРАБЛЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ — характеризующие его как боевую единицу — следующие: элементы нападения — артиллерия, торпеда, мина, глубинные бомбы и т. д.; элементы защиты — броня, противоминная защита, противохимическая защита; маневренные элементы — скорость хода, поворотливость, осадка, дальность плавания, мореходность.

    ЭЛЕМЕНТЫ МАНЕВРИРОВАНИЯ ОСНОВНЫЕВИР (величина изменения расстояния), БП (боковое перемещение) и ВИП (величина изменения пеленга).

    ЭЛЕРОНЫ - части задней кромки крыла самолета, расположенные по концам крыльев и поворачивающиеся на петлях одновременно, но в разные стороны. Отклоняя элероны, заставляют самолет наклоняться вправо или влево.

    ЭЛЕФАНТА - местный ветер, дующий в сентябре и октябре у Малабарского берега. Обычно проявляется в виде южного или юго-восточного шторма, заканчивающего юго-западный муссон. Смотрите Словарь ветров в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ЭЛЛИНГ (Slip, launch, stocks) — 1. Место на берегу, оборудованное для постройки судов. На полу Э. устраивается спусковой фундамент, а с боков или сверху устанавливают краны различной системы для облегчения сборки судна. 2. Специальное здание, предназначенное для стоянки в нем дирижаблей.

    ЭЛЛИНГ ЛАБАТА - поперечный судоподъемный эллинг.

    ЭЛЛИНГ МОРТОНОВ (Patent slip) — см. Слипинг-док.

    ЭЛОНГАЦИЯ - видимое угловое расстояние планеты от Солнца. Если элонгация = 0, то говорят, что планета находится в соединении с Солнцем. Соединение называется нижним, если планета расположена между Солнцем и Землей, и верхним, если Солнце расположено между планетой и Землей. Если Э. = 90°, говорят, что планета находится в квадратуре. Если Э. = 180°, планета находится в противостоянии. В этом случае Земля находится между Солнцем и планетой.

    ЭМАЛЕВЫЕ КРАСКИ, ЛАКОВЫЕ КРАСКИ - краски, у которых связующим веществом является лак. Приготовляются подобно масляным краскам. Э. К. отличаются прочностью и дают после высыхания гладкую, блестящую и твердую пленку, напоминающую эмаль.

    ЭМАЛИТ, АЭРОЛАК - специальный лак, служащий для покрытия перкаля, обтягивающего крылья и оперение самолетов деревянной и смешанной конструкции.

    ЭМБАРГО (Embargo) — принудительное задержание (арест) государственной властью имущества (обычно судов и грузов), принадлежащего иностранному государству. Э. в мирное время является актом репрессии, в военное — начальным актом захвата (см. Приз) неприятельской собственности. Согласно 6-й Гаагской конвенции 1907 г. неприятельским судам при начале военных действий должен быть дан льготный срок для выхода (индульт). Однако ввиду отказа Англии от конвенции это решение лишено практического значения.

    ЭНДСЫ (Ends) — см. Концы.

    ЭНТЕР-ДРЕК, ЭНТЕР-ДРЕЙГЕН (Fire grapnel) (ист.) — ручной дрек, имевший форму кошки. Э.-Д. при абордажах бросались с реев на неприятельское судно для того, чтобы надежнее сцепиться с ним.

    ЭНТРЕПЕЛЬ — см. Интрепель.

    ЭПОЛЕТЫ (Epaulets) — наплечное украшение и знаки отличия на офицерском мундире в царской и многих современных иностранных армиях. Смотрите Погоны и эполеты морских офицеров в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ЭПРОН — Экспедиция подводных работ особого назначения.

    ЭРГ (Erg, ergon) — единица работы в абсолютной системе мер; величина работы, совершаемой силой в 1 дину при перемещении тела на 1 см.

    ЭРЕНС-БАКШТАГ, ЭРНС-БАКШТАГ (Vangs) — снасти, которыми удерживается неподвижно гафель за нок, когда трисель или бизань убраны. Основываются Э.-Б. следующим образом: шкентель Э.-Б. накладывается на нок гафеля, концы шкентеля сплесниваются вокруг одношкивных блоков. Между этими блоками и блоками, заложенными в обухи у бортов, основаны гинцы. Э.-Б. называют также и эренс-талями.

    ЭРЕНС-ТАЛИ, ЭРНС-ТАЛИ, ЕРЕНС-ТАЛИ - то же, что и эренс-бакштаги.

    ЭРИНОИД - см. Галалит.

    ЭРСТЕД — единица измерения напряженности магнитного поля в абсолютной электромагнитной системе. В системе международных электрических единиц напряженность магнитного поля измеряется в амперах на 1 см: 1 а/см = 1,256 эрстед.

    ЭРТЦ — см. Руль Эртца.

    ЭКСКАВАТОР ОДНОЧЕРПАКОВЫЙ (Dipper, dredger) землечерпательный снаряд, представляющий собой поворотный кран, установленный на понтоне и снабженный особым захватным прибором. Производительность: при черпаках в 4 м3 экскаватор выбирает в час от 80 до 100 м3, при черпаке в 7,5 м3 часовая работа составляет до 200 и даже до 300 м3 в час.

    ЭСКАДРА (Squadron) — маневренное соединение, включающее в себя главные надводные силы на данном театре. Э. также называют соединение кораблей, находящееся в отдельном и, как правило, заграничном плавании. В некоторых капиталистических странах Э. называют соединение кораблей 1 ранга. В парусном флоте Э. называлась часть дивизии; каждая дивизия разделялась на три Э., а флот состоял из девяти Э. Кроме того, Э. называлась часть флота, получившая оперативную самостоятельность, или, как говорили, посылаемая в какую-либо экспедицию.

    Эскадренная скорость - назначенная скорость кораблей соединения при их совместном плавании: МХ – 50% эскадренной скорости, СХ – 75%, СПХ – на 4 узла больше эск. скорости.

    ЭСКАДРЕННЫЕ БРОНЕНОСЦЫ - см. Броненосец эскадренный.

    ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ, ЭСМИНЦЫ (Torpedo Boat Destroyers) — военные корабли, имеющие основным назначением нанесение противнику как в дневном, так и в ночном бою в составе флота наиболее мощного торпедного удара. Дополнительно Э. М. используются: для выполнения разведочной и дозорной службы; для походного охранения флота в качестве кораблей с противолодочным вооружением; для вывода на противника торпедных катеров во время атаки в бою; в качестве кораблей-завесчиков для постановки дымовых завес; для постановки минных заграждений в море. Главным вооружением Э. М. является торпеда.

    ЭСКИЗ - первоначальный набросок предполагаемого сооружения или механизма от руки. На основе эскиза ведется дальнейшее составление проекта.

    ЭСМИНЕЦ - см. Эскадренные миноносцы.

    ЭСТАКАДА - см. Пирсы.

    ЭТЕЗИАН - местный ветер (N), дующий летом в Греческом архипелаге.

    Эстуарий - залив в устье реки, в районе приливо-отливных течений.

    ЭФЕМЕРИДЫ - вычисленные на каждый день положения небесных светил. Смотрите Астронавигатор Оловянникова в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ЭФЕС (Handle, hilt) — рукоять или черенок сабли, палаша и т. д.

    ЭХОЛОТ (Echo-sounding) — лоты, устройство которых основано на измерении времени, потребного звуку, чтобы дойти от судна до морского дна, отразиться от последнего и вернуться на судно. Тогда, зная скорость распространения звука в воде, можно рассчитать и глубину моря под килем судна. Эхолоты представляют собой последнее слово в технике измерения морских глубин. Эхолоты указывают глубину практически почти непрерывно.

    ЭШЕЛОН транспортов — группа совместно идущих транспортов.

    ЭШЕЛОННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ — такое расположение, когда носовая и кормовая башки расположены в диаметральной плоскости, а средние башни по противоположным бортам, причем одна из них сдвинута от миделя к носу, а другая к корме.

    ЭШЕЛОННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МАШИН И КОТЛОВ — такое их расположение на корабле, когда машинные отделения чередуются с котельными.

     















    Рейтинг@Mail.ru