фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов





    флаг ферт




     

    Морской словарь

    Ферт

     





    Ф - Ферт буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага по военно-морскому своду как сигнала — отменительный. Поднятый без сигнала, отменяет предыдущий сигнал. Поднятый одновременно с сигналом, но отдельно от него, отменяет поднятый сигнал. Флаг "Ф" по международному своду сигналов означает: "Я не управляюсь. Держите связь со мной".

    ФАЗА (Phase) — отдельный момент в развитии какого-нибудь периодического явления, в изменении формы или состояния какого-нибудь тела; различные состояния какого-нибудь периодического явления.

    ФАЗУЛИНЫ (черн.) — особые брусья, которыми пользуются при спуске и подъеме шлюпок на судах, не имеющих шлюпбалок. Брусья эти намазываются салом и подвешиваются снаружи борта в том месте, где спускается или поднимается шлюпка. Шлюпка скользит по брусьям, отчего ее борт и борт судна остаются неповрежденными.

    ФАЗЫ ЛУНЫ (Phase of the moon) — изменения вида Луны при движении ее вокруг Земли. Когда Луна и Солнце находятся приблизительно в одном и том же направлении от места наблюдения на Земле, то с Земли не видно освещенной части лунного диска. Это положение называется новолунием. Когда в результате дальнейшего движения Луны направление на нее и на Солнце образует прямой угол, с Земли видна половина освещенной части Луны (первая четверть). Когда Луна находится против Солнца, видно все освещенное полушарие Луны (полнолуние). Потом следуют последняя четверть и новое полнолуние. См. Определение возраста Луны.

    ФАЙРВУД (Firewood) — см. Дрова.

    ФАКЕЛ — поток горящих газов, образующихся в топке при сжигании топлива и несущих в себе также частицы твердого топлива до их полного выгорания.

    ФАКТОР (Factor) — торговый агент, промышляющий чужой собственностью от своего имени в капиталистических странах.

    ФАКТУРА (Invoice) — перечень отправленного груза с указанием количества, качества, цены, номеров и марки мест и всех произведенных расходов. При вывозе за границу в большинстве случаев необходимы еще консульские Ф., т. е. Ф., составленные по определенной форме и заверенные консулом страны назначения.

    ФАЛ (Halyard, halliard) снасть, служащая для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов (кливеров, стакселей), кормового флага, гюйса, флажных сигналов и пр. В зависимости от назначения получает дополнительное наименование, напр. марса-фал, кливер-фал, сигнальные Ф.

    ФАЛЕНЬ, ФАЛИНЬ (Painter, boat's painter) трос, ввязанный в носовой или кормовой рым шлюпки. Служит для привязывания шлюпки. Ф. вырубаются из белого или смоленого троса. На одном конце Ф. делается очко и обшивается кожей, другой конец оплетают и потом продевают Ф. взатяжку в свой рым.

    ФАЛКОНЕТ, ФАЛЬКОНЕТ (Swivel-gun, pedrero) — небольшое огнестрельное чугунное орудие с цилиндрическим каналом и конической каморой с полушарным дном. Ф. на флоте встречались одно-, двух- и трехфунтовые. Состояли также на вооружении гребных судов.

    ФАЛОВЫЙ УГОЛ - см. Углы у парусов.

    ФАЛРЕП (Manrope) — трос или штерт, заменяющий поручни у входных трапов; веревки, обшитые сукном, употребляемые при трапах, за которые держатся люди, входящие на корабль.

    ФАЛРЕПНАЯ ОПЛЕТКА - оплетка, которой покрывается трос фалрепов.

    ФАЛРЕПНЫЕ (Side boys) — матросы из состава вахтенного отделения, назначавшиеся в дореволюционном флоте для встречи прибывающих на корабль лиц командного состава, а равно и для проводов их при съезде с корабля. На больших кораблях назначались одинаково с караулом посуточно; ночью же они выводились из вахтенного отделения. При Ф. находился Ф. унтер-офицер. К навесным трапам назначалось два Ф. К парадным трапам Ф. ставились: по два человека на палубе у входа и по два на каждой укрепленной за бортом площадке трапа. Полное число Ф. ставилось лишь тем лицам, коим для встречи надлежало вызывать караул (флагманам, командирам). Остальным ставили лишь двух Ф. на палубе у входа. В ночное время Ф. ставились с фонарями. Независимо от этого при подходе шлюпки один из Ф. высылался с фонарем на нижнюю площадку для ее освещения при приставании.

    ФАЛСТАРНПОСТ (Inner post, inner stern-post, false stern-post) — составная часть ахтерштевня деревянного судна: штука дерева, идущая параллельно старнпосту.

    ФАЛСТЕМ (Apron of the stem) — составная часть форштевня деревянного судна: штука дерева, идущая параллельно стему. В речном деревянном судостроении встречается термин фальштевень — накладка с внутренней стороны штевня.

    ФАЛУНДЕР (стар.) — полундра (берегись).

    "ФАЛЫ РАЗНЕСТИ" (Man the halyards) — команда, подающаяся на парусных судах. По этой команде фалы растягивают по палубе.

    ФАЛЫ СИГНАЛЬНЫЕ (Signal halyards) лини, спущенные в три пряди из 12, 9 и 6 нитей и служащие для подъема флагов. Каболки для Ф. С. делаются толще, чем в других линях. Ф. С. делаются также и плетеными; фалы этого типа гораздо менее скручиваются и потому более удобны в употреблении.

    ФАЛЬКОНЕТ — см. Фалконет.

    ФАЛЬЦ (Rabbet, groove) — шов в скреплениях тонких металлических листов.

    ФАЛЬШБОРТ, ФАЛШБОРТ, ФАЛЬШБОРД (Bulwark) — легкая обшивка борта открытых палуб.

    ФАЛЬШБОРТНЫЕ СТОЙКИ - стойки, служащие для укрепления фальшборта.

    ФАЛЬШИВЫЙ РУЛЬ (Jury rudder) — см. Временный руль.

    ФАЛЬШКИЛЬ, ФАЛШ-КИЛЬ, ФАЛЬСКИЛЬ (False keel) — доски или брусья, прибиваемые снизу к килю деревянного судна и служащие для предохранения его (киля) от повреждений при ударах о грунт.

    ФАЛЬШФЕЙЕР, ФАЛШФЕЙЕР (Blue-light) — тонкая бумажная гильза, наполненная пиротехническим составом, имеющим свойство гореть ярким пламенем белого цвета. Ф. на судах ВМФ употребляются двух видов: сигнальные (для производства ночных сигналов) и для вооружения на ночь спасательного буя. Сигнальные Ф. по времени их горения бывают двухминутные, одноминутные и полуминутные.

    ФАНГСБОТЫ - промысловые лодки длиной в 6,0—6,5 м, которыми снабжаются зверобойные суда норвежского типа.

    ФАНОВАЯ СИСТЕМА — судовая система, служащая для удаления сточных вод из W. С., писсуаров и гальюнов за борт.

    ФАРАДА (Farad) — международная единица электрической емкости, равная емкости конденсатора, получающего заряд в один кулон при установлении между его обкладками разности потенциалов в один вольт. Ф. равна 9 • 1011 абсолютным электрическим единицам или 109 абсолютным электромагнитным единицам емкости. Обозначается буквой F. Обычно употребляется микрофарада, равная одной миллионной части Ф.

    ФАРВАТЕР, СУДОВОЙ ХОД (речн.) — часть русла реки, имеющая глубины, необходимые для плавания судов с данной осадкой.

    ФАРВАТЕР, ФОРВАТЕР (Fairway) — проход между опасностями, обставленный предостерегательными знаками, или определенный путь для плавания судов. Ф. присваиваются различные названия по их месторасположению (морской, речной, шхерный); по глубине (6-футовый, 12- футовый и т. д., на новых картах - метровый) и по точности обследования (протраленный). Кроме того, имеются еще створные Ф., по которым плавание совершается по створам.

    ФАРВАТЕРЫ БЕЗ УКАЗАНИЯ ГЛУБИНЫ - 1. Фарватеры, идущие по районам, не обследованным промером, но которыми пользуются мореплаватели. 2. Фарватеры, которые хотя и идут по районам, обследованным промером, но не указаны в лоциях.

    ФАРВАТЕРЫ ОБСЛЕДОВАННЫЕ - проверенные промером на картах, изданных до 1933 г. Глубина Ф. О. показывается числом точек (каждая точка означает 6 фут.) или надписью: "фарватер глубиной столько-то фут.". Надпись или, если ее нет, число точек означает, что глубин, меньших указанных промером, на этом фарватере не найдено. На картах, изданных после 1933 г., глубина Ф. О. указывается в метрах цифрой, заключенной в скобки, напр. (6,2) — фарватер для судов с осадкой 6,2 м.

    ФАРВАТЕРЫ ПРОТРАЛЕННЫЕ - в местах, особенно важных для военного и торгового мореплавания, существуют фарватеры, обследованные тралом. Обследование такого рода должно давать уверенность, что на таком Ф. П. не существует глубины меньше той, на которую он протрален. На всех картах, изданных до 1932 г., где имеются Ф. П., в примечаниях пишется: "Римская цифра на фарватере показывает его глубину, на которую он протрален". При цифрах IX и XI, поставленных на фарватере, для большего их отличия справа внизу пишется буква "Ф" (футы). На картах, изданных после 1933 г., глубина Ф. П. указывается в метрах цифрой, заключенной в прямые скобки, напр. [6,2] — фарватер протрален для судов с осадкой 6,2 м.

    ФАРЕНГЕЙТА ШКАЛА - температурная шкала, применяемая главным образом в США и в Англии. В ней температуре таяния льда соответствует 32°, а температуре кипения воды 212°. Если t есть число градусов в Ф. Ш., то соответствующее число градусов то градусной шкалы Цельсия равно 5/9 (t — 32). См. Соотношение между градусами Цельсия, Реомюра и Фаренгейта.

    ФАРОС (стар.) — маяк. См. Семь чудес света.

    ФАРТУК ВОЗДУШНЫЙ — см. Заграждение воздушное.

    ФАСОННАЯ СТАЛЬ - то же, что и сталь сортовая (см.).

    ФАТА-МОРГАНА (Fata morgana) — см. Мираж.

    ФАХБАУМ - прочный порог, в который упираются нижними концами вертикально прилегающие друг к другу балки, образующие плотину или щит.

    ФАШЕНПИС (Fashion-piece) — крайний поворотный шпангоут в корме судна.

    ФАШИНЫ (Fascine, fagot) — пучки связанной лозы или плетенки, заполняемые камнем и укладываемые на дно, по берегам реки и откосам с целью их укрепления от размыва.

    ФЕДИНГ (Fading) — см. Замирание.

    ФЕЛУКА, ФЕЛЮКА (Felucca) — род быстроходного парусного судна, встречающегося в Средиземном море. Имеет три мачты с латинским вооружением и большие весла для передвижения во время штилей. Рейки, к которым пришнуровываются паруса Ф., состоят иногда из двух, трех, четырех жердей бамбука или легкой сосны, сходящихся толстыми концами к середине и тонкими — к концам. Такие составные рейки весьма гибки и легко исправляются в случае повреждения.

    ФЕЛЮГА (касп., черн.) — небольшое каботажное парусное судно.

    ФЕН (Fohn) — очень теплый и сухой ветер, дующий с гор. Наблюдается на подветренных складках достаточно высоких горных хребтов, как, напр., в Альпах, на Кавказе, в Гренландии и мн. др. Является результатом переливания воздушных масс через довольно высокий горный хребет. На наветренном склоне горного хребта при этом наблюдается большая облачность и осадки.

    ФЕНДЕРС (Fender) (стар.) — кранец, отпорный шест.

    ФЕРРОСПЛАВЫ - сплавы железа с хромом, марганцем, никелем, вольфрамом, молибденом, кремнием, ранадием и т. п. Содержание последних иногда доходит до 90 %. Ф. готовятся из смеси железной и специальной руды, главным образом в электрических печах. Применяются в сталелитейном производстве для раскисления и получения сложных сталей.

    ФЕРТ — см. "Ф".

    ФЕРТОИНГ (Mooring) — способ стоянки на двух якорях, при котором судно во всяком положении при разворачивании находится между якорями. Стоянка Ф. применяется там, где имеются сильные приливы и отливы, меняющиеся ветры, а также в узкостях, где стоящее на якоре судно не должно описывать большой циркуляции, напр. при стоянке на одном или двух якорях. Разница стоянки Ф. и на двух якорях заключается в том, что судно, стоя на двух якорях, имеет их брошенными по одному направлению, стоит сразу на двух якорях и при переменах ветра и течениях описывает большой круг; при Ф. же судно, имея якоря брошенными один по направлению прилива, а другой на отлив или по направлению сильных ветров, стоит большей частью то на одном якоре, то на другом и, разворачиваясь, описывает малый круг, т. к. его сдерживает канат другого якоря. Чтобы стоять Ф., готовят оба якоря к отдаче и отдают сперва якорь наветренный или со стороны течения. Затем, сдаваясь по ветру или течению, травят якорную цепь вдвое больше, чем требуется для стоянки на одном якоре (6—8 глубин) и, задержав цепь, начинают выбирать ее. Как только судно тронется, отдают второй якорь и свободно травят вторую якорную цепь, подтягивая все время первую, пока на клюзы не подойдут назначенные марки якорных цепей. Если ветра и течения нет, то после отдачи первого якоря судно отходит в сторону для отдачи второго якоря под машинами. При стоянках Ф., однако, тоже достаточно полного поворота судна, чтобы якорные цени запутались. Во избежание скручивания цепей в них вводят особый вертлюг, который называется фертоинговым вертлюгом или фертоинговой скобой ( см.).

    ФЕРТОИНГОВАЯ СКОБА, ФЕРТОИНГОВЫЙ ВЕРТЛЮГ, ВЕРТЛЮГИ СИСТЕМЫ АДМИРАЛА ДЕ-ЛА-ГАРДИ (Mooring swivel) — состоит из вертлюга, 6 звеньев и двух скоб, соединенных между собой звеньями особой формы, которые выковываются из цельного куска железа. Применяется при постановке судна фертоинг (см.).

    ФЕССЕНДЕН - гидроакустический прибор связи; принадлежит к группе приборов, пользующихся для передачи колебаниями звуковых частот, воспринимаемых человеческим ухом. Назван по имени изобретателя профессора Р. А. Фессендена. Использовался как средство связи между судами в период войны 1914—1918 гг. Им можно было вести переговоры по азбуке Морзе как между надводными, так и между подводными судами. B настоящее время с вооружения военных флотов снят и заменен более совершенными приборами связи.

    ФИБРА (Fibre) — электро- и теплоизоляционный материал, вырабатываемый из тряпичной бумаги, обработанный солями хлористого цинка. Полученную массу затем формуют под большим давлением. Изготовляется фибра разных цветов и твердости в виде листов и трубок. Имеет широкое применение в машиностроительной промышленности.

    ФИГУРА ЗЕМЛИ - геометрическая форма Земли, наиболее близко подходит к сфероиду, образуемому вращением эллипса вокруг его малой оси. Действительная Ф. З. называется геоид. Для грубых вычислений Ф. З. принимается за шар с радиусом 6 371 220 м.

    ФИГУРНАЯ СТАЛЬ - то же, что сталь сортовая (см.).

    ФИГУРНЫЙ ПОЛЕТ - полет, во время которого пилот делает те или иные фигуры высшего пилотажа.

    ФИДЕРЫ (Feeders) — 1. Временные деревянные шахты, устраиваемые между люками нижней и верхней палуб твиндечных судов, объемом от 2 до 6 % вместимости грузового трюма судна. Ф., устанавливаемые при перевозке зерна насыпью, загружаются зерном и служат для автоматического заполнения пустот, образующихся в трюмах вследствие оседания зерна и представляющих опасность для остойчивости судна в связи с возможностью движения зерна в трюмах с борта на борт. 2. Специальные небольшие шахты, устраиваемые в углах трюмов судна, предназначенные для перевозки зерна насыпью, обеспечивающие возможность полной загрузки трюмов зерном и автоматического восполнения указанных выше пустот. 3. Провод, по которому передают энергию от электрической станции к важнейшим точкам сети (питательным пунктам).

    ФИЛАРЕТ (Rail used to extend the nettings) — бортовой поручень у галер. Укладывался на стояках, установленных на бортовых брусьях (постицах) и называвшихся подфиларетными.

    ФИЛИН-ТРАНЕЦ - см. Транец.

    ФИЛЬД - см. Линейка параллельная.

    ФИЛЬТРАЦИЯ - 1. Операция выделения жидкости из жидких смесей, содержащих твердые частицы различной степени крупности путем пропускания смеси через пористую массу. Для производства Ф. требуется наличие разности давлений. 2. Просачивание жидкости через неплотности в швах и пазах наружной обшивки, переборках и т. п.

    ФИЛЬТРЫ - аппараты для отделения взвешенных в жидкости частиц пропусканием сквозь пористую или дырчатую перегородку, задерживающую на своей поверхности твердые частицы, в то время как жидкость (фильтрат) проходит сквозь нее и удаляется.

    ФИЛЬТРЫ ПИТАТЕЛЬНОЙ ВОДЫ - специальные аппараты для очистки питательной воды от примесей масла посредством пропускания ее через пористые вещества (кокс, войлок, фланель, губки и т. п.).

    ФИНИШ (Finish) — линия (или створ), обозначающий конец пробега шлюпок на парусных или гребных гонках.

    ФИНКА - небольшое ловецкое судно, встречающееся в Финском заливе.

    ФИНЛЯНДСКИЙ ТРАЛ - см. Тралы гидрографические.

    ФИНН - яхта-швертбот международного олимпийского класса.

    ФИО (F. I. О. — Free in and out) — условие фрахтования, по которому погрузка и выгрузка груза оплачиваются фрахтователем, а судно несет только падающие на него обычные портовые расходы.

    ФИОРДЫ (Fiord, fjord) — узкие, извилистые и глубоко вдающиеся в материк морские заливы, образовавшиеся благодаря ледниковой эрозии. Берега Ф. высокие (до 2000 м) и крутые. Ф. глубоки, но при выходе в море имеют подводные пороги; часто разветвляются. Ф. изрезывают берега Норвегии, западный берег Канады, берега Патагонии, Новой Зеландии, Исландии, Шпицбергена, Гренландии, Новой Земли и пр.

    ФИСДРЕК, ВИСДРЕК (стар.) — дрек для отыскания затонувших снастей.

    ФИТИЛЬ (Match, quick-match) — слабо свитая льняная веревка около 12 мм в диаметре, вываренная или вымоченная в крепком щелоке из березовой золы и извести. Горит без пламени (тлеет), ровно и медленно, не более 150 мм в час. В русском флоте употреблялся для зажигания ракет, фальшфейеров и пр., а также в ночниках на баке для закуривания трубок и папирос, заменяя спички, которые команде на судах иметь запрещалось. Ф. открыть — команда, означавшая, что разрешается курить. Ф. закрыть — команда, по которой курение прекращалось. В переносном смысле Фитиль означает выговор.

    "ФИТИЛЬ С ПУШКОЙ" — подъем на флагманском корабле позывных должностного лица или корабля одновременно с холостым выстрелом из пушки. Означает особое недовольство флагмана невниманием к его сигналам или неудовлетворительным выполнением данного маневра (действия).

    ФИТИЛЬНАЯ КАДКА (Match-tub) — кадка, в которую ставится ночник с фитилем.

    ФИТИНГ -фиксированный металлический обух (устройство), для крепления к нему снасти.

    ФИШ (Fish) — одна из снастей, с помощью которых убирается якорь на судне. Ф. состоит из фиш-шкентеля и талей. Фиш-шкентель сплеснем вокруг коуша пентер-гака проходит в блок на фиш-балке и тянется по палубе талями через канифас-блок. Если Ф. имеет двурогий пентер-гак, то он закладывается за пятку якоря так, чтобы каждый рог гака был по сторонам веретена. Однорогий пентер-гак закладывается за рог якоря, ближайший к борту, когда якорь висит на кате.

    ФИША (Side-piece of a made mast) — часть составной мачты.

    ФИШ-БАЛКА (Fish-davit) — деревянная или железная балка, выступающая за борт на носу судна. Служит для приведения веретена якоря при его уборке в горизонтальное положение с помощью фиш-талей, закладываемых за лапы якоря.

    ФИШ-БЛОК (Fish-block) — блок, через который проводится фиш-шкентель.

    ФИШ-ДРЕК (Hand-grapnel) — ручной дрек, имевший форму кошки. Фиш-дреки при абордажах бросались с палубы на неприятельское судно для того, чтобы надежнее сцепиться с ним.

    ФИШЕРСЫ (стар.) — деревянные наделки у ноков рея; брусья или планки, прибитые к палубе, для укрепления мачт.

    ФИШ-ТАЛИ (Fish-tackle) — тали, закладываемые в фиш-шкентель при уборке якоря.

    ФИШ-ШКЕНТЕЛЬ - см. Фиш.

    ФИШ-ШТЕРТ - штерт, взятый за пентер-гак. Этот штерт служит для закладывания пентер-гака за якорь. Однорогий пентер-гак имеет один Ф.-Ш., двурогий — два.

    ФИЮЗ, ХЮИЗ (сев.) — холодный, резкий ветер; сиверко. См. Словарь ветров в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ФЛАГ ВОЕННО-МОРСКОЙ - полотнище установленных цветов, иногда с изображением на нем государственной эмблемы на одноцветном или многоцветном фоне. Служит знаком принадлежности военного корабля к вооруженным силам данного государства. Будучи поднятым на установленном месте, т. е. на флагштоке или гафеле, является знаменем корабля. Военно-морской флаг поднимается и спускается особо установленным порядком. Носится кораблем во время кампании и в вооруженном резерве от 8 часов летом и 9 часов зимой и до захода солнца. Во время боя и в виду неприятеля военно-морской флаг поднимается не только на гафеле или кормовом флагштоке, но и на стеньгах мачт, днем и ночью. См. Русские морские флаги в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ФЛАГ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПОЧЕТНЫЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ - для кораблей ВМФ СССР и их соединений представляет военно-морской флаг Союза ССР, на котором поверх красной звезды помещено изображение ордена Красного Знамени.

    ФЛАГ ВОЕННО-МОРСКОЙ СССР - представляет белое полотнище с голубой полосой, идущей вдоль нижней кромки флага. На белом полотнище помещены: в центре левой половины полотнища (у шкаторины) — красная пятиконечная звезда, обращенная одним лучом вверх; в центре правой половины полотнища — перекрещенные серп и молот красного цвета. "Корабли ВМФ СССР ни при каких обстоятельствах не должны спускать флага перед противником, предпочитая гибель — сдаче врагам трудящихся". (Корабельный устав). См. Военно-морские флаги и вымпелы в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ФЛАГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (National flag) — флаг, являющийся символом суверенитета того или иного государства. Имеет особое значение в международном праве, в частности — в морском праве, и в сношениях между государствами. Утверждение власти какого-либо государства на какой-нибудь территории символизируется актом поднятия на ней государственного флага. Государственный флаг СССР состоит из красного (алого) полотнища с изображением в его верхнем углу у шкаторины золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.

    ФЛАГ КОРМОВОЙ (Ensign, Colours) — военно-морской, национальный или особо установленный флаг, поднятый на кормовом флагштоке или гафеле кормовой мачты судна.

    ФЛАГ СИГНАЛЬНЫЙ (Signal flag) — всякий флаг, входящий в комплект флагов, служащих для производства сигналов.

    ФЛАГИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ - флаги определенной расцветки и рисунка, установленные правительством данной страны и присвоенные определенным должностным лицам. Поднимаются на кораблях во время официального пребывания этих лиц. Остаются поднятыми днем и ночью, во всякую погоду, а также во время кратких отлучек лиц, которым они присвоены. Должностные лица могут поднимать также присвоенные им флаги и на носовом флагштоке шлюпок, когда следуют на них в официальных случаях.

    ФЛАГИ ЗАМЕНЯЮЩИЕ - флаги, дающие возможность при наличии у судна одного комплекта флагов в случаях повторения того или иного из них в поднятом сигнале заменять собой недостающие использованные в данном сигнале.

    ФЛАГИ РАСЦВЕЧИВАНИЯ - сигнальные флаги, поднимаемые на судах в дни праздников; поднимаются на специально основанных фалах, идущих обычно от форштевня к клотику фок-мачты, затем к клотику грот-мачты и дальше к ахтерштевню. От форштевня до клотика фок- мачты набираются треугольные Ф., между клотиками мачт — прямоугольные, от клотика грот-мачты до ахтерштевня — треугольные и прямоугольные с косицами.

    ФЛАГИ СТЕНЬГОВЫЕ - кормовые военные флаги, поднимаемые на ходу и на якоре под клотиками мачт, свободных от флагов и брейд-вымпелов должностных лиц. Поднимаются по тем же поводам, как и флаги расцвечивания (см.), и одновременно с ними. В дурную погоду могут подниматься и без флагов расцвечивания. В иностранных портах в дни праздников иностранных государств при расцвечивании флагами и подъеме Ф. С. на грот-стеньге поднимается флаг празднующего государства. При одновременном празднике нескольких государств их национальные флаги поднимаются на грот- стеньге, под клотиком — все на одной высоте, но на разных фалах.

    ФЛАГДУК (Bunting) — специальная ткань (шерстяная рединка), из которой шьются флаги.

    ФЛАГ-КАПИТАН (Flag captain) — должностное лицо штаба флагмана в русском флоте, исполнявшее все обязанности, возлагавшиеся морским уставом на начальника штаба, но не являвшееся первым заместителем флагмана в бою.

    ФЛАГМАН (Admiral) — лицо высшего начальствующего состава, командующее соединением (бригадой, эскадрой) военных кораблей. Корабль, на котором имеет пребывание Ф., поднимает на установленной мачте присвоенный его званию флаг и носит название "флагманского корабля". Существуют две категории Ф.: старшие, командующие крупными соединениями кораблей, и младшие — командиры менее крупных соединений.

    ФЛАГМАНСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ - командиры ВМФ СССР, имеющие специальное образование (артиллеристы, штурманы, минеры, связисты, механики, химики и врачи), являющиеся ближайшими (непосредственными) помощниками флагмана (командира соединения) по руководству боевым использованием оружия и прочих боевых и технических средств соединения по специальности.

    ФЛАГМАНСКИЙ КОРАБЛЬ (Flagship) — корабль, на котором флагман имеет свое местопребывание и несет свой флаг.

    ФЛАГМАНСКИЙ ОГОНЬ - белый огонь, помещающийся с задней стороны грот-мачты военных кораблей СССР. Он устанавливается ниже заднего, топового огня (обычно на уровне среза стеньги) и дает освещение на корму. Ф. О. освещает дугу горизонта в 12 румбов: по 6 румбов в обе стороны от диаметральной плоскости.

    ФЛАГ-ОФИЦЕР - в русском флоте офицер, состоявший при флагмане, ведавший сигнальным делом и выполнявший адъютантские обязанности.

    ФЛАГИ ВОЕННО-МОРСКОГО СВОДА СИГНАЛОВ СОЮЗА ССР  - см. в разделе "Флаги" Морского интернет-клуба "Кубрик".

    ФЛАГ-СЕКРЕТАРЬ - лицо командного состава, исполнявшее адъютантские обязанности при командире соединения (флагмане) и входившее в состав штаба данного соединения. В настоящее время Ф.-С. в ВМФ СССР нет, а их заменили адъютантами.

    ФЛАГ-СТРОПЫ - веревочные концы у флагов, которыми они крепятся к сигнальному фалу или флагштоку.

    ФЛАГ-ТОУ (стар.) — сигнальный фал.

    ФЛАГ-ШОУ (стар.) — позывные, позывной сигнал.

    ФЛАГШТОК (Flag-staff) — древко, установленное на оконечности кормы корабля, на котором поднимается (прибивается) кормовой флаг. На верхний конец Ф. обычно насаживается клот или пикообразный наконечник. Ф. также называется верхний конец бом-брам-стеньги, выше бом-такелажа.

    ФЛАЖНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - сигнализация посредством флагов установленных рисунков и расцветки. Каждому из таких флагов присвоено буквенное, цифровое или особое название. Флажный сигнал состоит или из одного флага, или из ряда флагов и флажных сочетаний. Последние бывают двух-, трех- и четырехфлажные.

    ФЛАМАНДСКОЕ ПОЛОТНО - полотно, из которого шьются паруса для гребных судов и парусных яхт.

    ФЛАНГ СТРОЯ - сторона, по направлению которой находящиеся в строю корабли способны развить наименьшую силу главного оружия.

    ФЛАНГОВАЯ АТАКА (Flank attack) — см. Атака.

    ФЛАНЕЛЕВКА (Duffel shirt) — рубаха из темно-синей фланели с вырезом на груди. Официальное название — фланелевая рубаха. Носится в качестве форменной одежды военными моряками рядового и младшего начальствующего состава.

    ФЛАНЕЦ ЛИСТА - отогнутый край листа.

    ФЛАНЦЫ (Flange) — соединительные части трубопроводов, валов и т. п., состоящие из дисков с отверстиями для болтов. Ф. отливается или отковывается за одно целое с деталью или укрепляется на трубах, на нарезке, развальцовкой, отбортовкой и приваркой. Ф. с резьбой применяется преимущественно в трубопроводах низкого давления. Для более плотного соедидения между Ф. прокладываются медные кольца или кружки из резины, асбеста, картона и т. п. материалов.

    ФЛЕГМАТИЗАЦИЯ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ - искусственное увеличение стойкости взрывчатых веществ по отношению к механическим воздействиям, достигаемое прессованием, плавлением, применением оболочек (капсюли, пистоны), смешиванием с жидкими (вода) или пластическими (вазелин, парафин и пр.) веществами, переведением в коллоидные растворы и т. п.

    ФЛЕЙТ (Dutch-ship, flute) — парусное трехмачтовое грузовое судно XVII и XVIII вв., применявшееся при военных флотах в качестве транспортов. Вооружалось 4—6 пушками.

    ФЛЕЙЦЫ - мягкие кисти из барсучьего волоса. Употребляются для флейцевания (разглаживания) свеженанесенного слоя краски, чтобы уничтожить на нем полосы и неровности, остающиеся после окраски щетинной кистью.

    ФЛЕРЬЕ - см. Труба Флерье.

    ФЛЕТТНЕР - см. Руль Флеттнера.

    ФЛЕЧИ (галер.) — оконечность тарана. В буквальном смысле — стрела.

    ФЛЕШ - см. Градшток.

    ФЛИБОТ (Fly-boat) (стар.) — малый флейт с круглой кормой, водоизмещением до 100 т.

    ФЛИНДЕРСВАР (Flinder's bar) — брусок мягкого железа, устанавливаемый вертикально впереди или позади нактоуза для уничтожения полукруговой девиации, происходящей от вертикального намагничивания судна.

    FLEET IN BEEING - понятие, введенное английским адмиралом Гербертом, специально присущее морским силам. Под этим термином понимается флот, который уклоняется от встречи с противником, но остается в постоянной готовности нанести удар.

    ФЛОР (Floor plate, floor) — вертикальный стальной лист, идущий по днищу поперек судна и составляющий часть шпангоутной рамки. В судах с двойным дном различают: сплошные Ф. (Solid floor), составленные из листов с вырезами; непроницаемые Ф. (Watertight floor), составленные из листов без вырезов и снабженные обделочным водонепроницаемым угольником, и открытые, или скелетные, Ф. (Skeleton floor, bracket floor), составленные из бракет (между прямым и обратным угольниками).

    ФЛОРТИМБЕРС (Floor-timbers) — нижняя часть деревянного шпангоута, крепящаяся к резен-килю.

    ФЛОТ (Fleet) — совокупность судов одного назначения, напр. военный Ф. (Fleet, navy), торговый Ф. (Merchant navy). Говорят также промысловый Ф., рыболовный Ф., китобойный Ф. (Whaling fleet). В истории встречаются термины: галерный Ф., Ф. корабельный, Ф. ластовый или грузовой.

    ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ (Fleet, navy) — часть вооруженных сил государства, имеющая своим назначением действовать в пределах морской части театра военных действий, выполняя следующие основные задачи: а) активные действия против флота противника; б) оборону своего побережья от нападения флота противника; в) содействие сухопутным войскам в их операциях на морской побережье. Эти основные общие задачи флота распадаются на значительное количество более мелких конкретных задач. Применительно к решению поставленных задач в условиях данного морского театра морские силы, образующие флот, обычно состоят из трех основных элементов: кораблей морского флота, морской авиации и береговой обороны, которые в свою очередь разделяются на классы и на типы кораблей, самолетов и береговых батарей. Успешное боевое использование кораблей ВМФ и морской авиации в значительной степени зависит от обеспеченности их базированием. Корабли ВМФ и авиация нуждаются в тщательном обслуживании в виде ремонта, снабжения боеприпасами и топливом, в отдыхе для личного состава и т. п. Все это может быть получено в надежно защищенных и укрытых пунктах своего побережья, называемых военно-морскими базами.

    ФЛОТИЛИЯ (Flotilla) — 1.Отряд небольших военных кораблей (преимущественно канонерских лодок, мониторов и т. п.), предназначенных для действий на реках, озерах и на второстепенных морских театрах. В некоторых иностранных государствах Ф. называют соединения миноносцев, тральщиков и других небольших кораблей. 2. Оперативное объединение или крупное соединение кораблей, могут быть отдельными или входить в состав флотов. 3. Соединение промысловых, экспедиционных, спортивных судов

    ФЛОТОВОЖДЬ (стар.) — командующий флотом.

    ФЛОТСКАЯ СЛУЖБА - служба на флоте.

    ФЛОТСКИЙ ОФИЦЕР (Naval officer) морской офицер, служащий на судах флота или в морских береговых учреждениях.

    ФЛЮГАРКА (Vane, weather-cock) — флажок особого рисунка и расцветки, присвоенный всем шлюпкам данного корабля. На шлюпках Ф. пришивается к задней шкаторине паруса под военно-морским флагом, кроме того, ее изображение накрашивается на носу по бортам и на транце с внешней стороны. На самом судне Ф., сделанная из куска листовой меди, иногда устанавливается на грот-брам-стеньге.

    ФЛЮГЕР (Vane) — прибор, указывающий направление ветра. На метеорологических станциях наиболее часто применяется Ф. системы Вильда.

    ФЛЮОРЕСЦЕНЦИЯ (Fluorescence) — собственное свечение тела под влиянием освещения, продолжающееся лишь очень короткое время после него (несколько сот миллионных долей секунды).

    ФЛЯСТ, или ПЛАСТЫРЬ (стар.) — небольшой лоскут холстины, пропитанный смолой, применявшийся для закрытия отверстий у заготовленных бомбовых и гранатных трубок и брандскугельных дыр.

    ФОБ — см. Франко-борт.

    ФОК (Fore sail) — прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) судна. Привязывается к фока-рею. Ф. косой — треугольный парус; ходит по штагу. Называется так на судах, имеющих одну мачту, на других же судах он называется стакселем. Ф. разрезной — рейковый Ф., разрезанный вдоль около самой мачты. Передняя часть паруса носит название кливер, а задняя — фок, которые поднимаются одним фалом. Ф. штормовой — парус, имевший вид равнобедренного треугольника. Привязывался к фока-рею своим основанием. Ставился в штормовой ветер вместо Ф.

    ФОК-ВАНТЫ (Fore-shrouds) — ванты, удерживающие фок-мачту.

    ФОК-МАЧТА (Fore-mast) — передняя мачта на судне, т. е. первая, считая от носа к корме.

    ФОКА (Fore) — слово, прибавляемое ко всем снастям, парусам и рангоуту, принадлежащим фок-мачте. Фока-брасы (Fore brace) — снасти бегучего такелажа, привязанные к нокам фока-рея для его поворачивания. Фока-булинь (Fore bowline) — снасть, которой оттягивают вперед наветренную боковую шкаторину фока, чтобы удержать в ней ветер, когда судно идет в бейдевинд. "Фока-булинь отдай" — команда во время поворота оверштаг, по которой ворочают рей на другой галс. "Фока-булинь прихватить" — вытянуть Ф.-булинь. Фока-галс (Fore tack) — см. Галс (второе значение). Фока-галс-боканцы (Bumpkin) — деревянные или железные брусья на скулах судна, расположенные под углом в 25—30° к диаметральной плоскости и немного наклоненные вниз. Служат для тяги Ф.-галсов через блоки, укрепленные на их концах. Фока-галс-тали (Fore-tack tackle) — тали, которыми дотягивают Ф.- галс. Фока-ганапуть — снасть у Ф., с помощью которой подбирают середину паруса. Фока-гардель (Fore gear, rope gears) — снасть, с помощью которой поднимают Ф.­рей за середину. Фока-гитовы — снасти, служащие для уборки Ф. Фока-рей (Fore- yard) — нижний рей на фок-мачте. Фока-топенанты (Fore-lift) — топенанты у Ф.­рея. Фока-шкоты (Fore sheet) — шкоты, с помощью которых растягивают Ф. по Ф.­рею. Фока-штаг (hower stay, rope stay) — штаг, держащий Ф.-мачту спереди.

    ФОКОВЫЕ ПАРУСА — паруса, принадлежащие фок-мачте.

    ФОЛЬГА (Foil, tin-foil) — очень тонкие металлические листки, до 0,00066 мм толщины, большей частью из латуни и олова, а также из свинца, серебра, золота, алюминия и др. Алюминиевая Ф. (альфоль) применяется для тепловой изоляции. См. Станиоль.

    ФОНАРНАЯ — специально приспособленное помещение на кораблях для хранения фонарей (свечных и с пиронафтовыми горелками), употребляемых для целей освещения судна в случае неисправности электрического освещения или в периоды времени, когда не работают судовые динамо-машины, а также на шлюпках (фонари для отличительных и пр. огней).

    ФОНАРНЫЙ СЕКТОР — сектор, служащий стойкой для фонаря.

    ФОНАРЩИК — рядовой боец, заведующий фонарной.

    ФОНАРЬ КРЮЙТ-КАМЕРНЫЙ (стар.) — особое отделение на парусных военных кораблях с отдельным входом рядом с крюйт-камерой, сообщающее в нее свет через толстое стекло, перед которым зажигались свечи.

    ФОНАРЬ РАТЬЕРА — сигнальный фонарь особого устройства, применяемый как средство связи в темное время суток на близком расстоянии (как на якоре, так и на ходу). Позволяет давать сигналы и вести переговоры (по азбуке Морзе) при помощи узкого луча света, посылаемого в определенном направлении. Этот луч бывает виден только там, куда он точно направлен.

    ФОНАРЬ СЕМЕНОВА — сигнальный фонарь, построенный в основном подобно шведскому ацетиленовому фонарю и отличающийся от него только в деталях.

    ФОНАРЬ ШВЕДСКИЙ АЦЕТИЛЕНОВЫЙ — прибор особого устройства, употребляемый для целей связи. Подача сигнальных знаков этим фонарем производится при помощи управления самим источником света. Дальность действия фонаря ночью — 5 мор. миль. Пучок света от Ф. Ш. А. имеет большой угол рассеивания, поэтому сигнализация при помощи его не может быть скрытной без применения специальной ширмы. Большим преимуществом Ф. Ш. А. является его автономность, что создает возможность широкого применения его на постах службы наблюдения и связи и кораблях.

    ФОНАРЬ ШИРЛЕНА - светосигнальный ацетиленовый фонарь для сигнализации по азбуке Морзе. Большой фонарь Ширлена называют ацетиленовым прожектором.

    ФОНГСБОТ - см. Фангсбот.

    ФОНТАНКА — полупалубное деревянное речное судно грузоподъемностью в 450—500 т,, предназначенное для плавания по рекам с низкими мостами и поэтому имеющее низкие борта.

    ФОР (Fore) — слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящимся выше марса фок-мачты.

    ФОР-БОМ-БРАМ-БАКШТАГИ (Fore royal backstay) — снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления фор-бом-брам-стеньги с боков.

    ФОР-БОМ-БРАМ-ЛИСЕЛИ (Fore-royal studding-sail) — лисели, которые становятся с боков бом-брамселей.

    ФОР-БОМ-БРАМ-ЛИСЕЛЬ-СПИРТЫ (Fore-royal studding sail-boom) лисель-спирты на фор-брам-рее, служащие для постановки фор-бом-брам-лиселей.

    ФОР-БОМ-БРАМ-РЕЙ (Fore-royal yard) — четвертый снизу рей (если марса-реи не двойные) на фок- мачте. Большей частью летучий, т. е. не имеющий брасов и топенантов.

    ФОР-БОМ-БРАМСЕЛЬ (Fore-royal) — см. Брамсель.

    ФОР-БОМ-БРАМ-СТЕНЬГА (Fore-royal mast) — рангоутное дерево, служащее продолжением фор-брам-стеньги.

    ФОР-БОМ-БРАМ-ТОПЕНАНТЫ (Fore royal lift) — топенанты фор-бом-брам-рея.

    ФОР-БОМ-БРАМ-ШТАГ (Fore-royal stay) — снасть стоячего такелажа, удерживающая фор-брам-стеньгу спереди. Один ее конец крепится близ топа стеньги, а другой у нока бом-утлегаря.

    ФОР-БРАМ-БАКШТАГИ (Fore topgallant backstays) — снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления фор-брам-стеньги с боков.

    ФОР-БРАМ-БРАСЫ (Fore topgallant-brace) — брасы у фор-брам-рея.

    ФОР-БРАМ-ВАНТЫ (Fore topgallant rigging) — снасти стоячего такелажа, удерживающие фор-брам-стеньгу с боков.

    ФОР-БРАМ-ГИТОВЫ — снасти бегучего такелажа фор-брамселя; Ф.-Б.-Г. при уборке брамселя подтягивают шкотовые углы паруса под середину фор-брам-рея. Кроме того, Ф.-Б.-Г. осаживают фор-брам-рей, если он с отданным брам-фалом не идет вниз.

    ФОР-БРАМ-ЛИСЕЛИ (Fore topgallant studding-sail) — лисели, которые ставятся с боков брамселей.

    ФОР-БРАМ-ЛИСЕЛЬ-СПИРТЫ (Fore topgallant studding-sail-boom) — лисель-спирты на фор-марса-pee, служащие для постановки фор-брам-лиселей.

    ФОР-БРАМ-РЕЙ (Fore topgallant yard) — третий снизу рей (если марса-рей не двойной) на фок-мачте.

    ФОР-БРАМСЕЛЬ (Fore topgallant sail) — прямой парус, подымаемый на фор-брам-стеньге над фор-марселем.

    ФОР-БРАМ-СТЕНЬГА (Fore topgallant mast) — рангоутное дерево, служащее продолжением фор-стеньги.

    ФОР-БРАМ-ТОПЕНАНТЫ (Fore topgallant lift) — топенанты у фор-брам-рея.

    ФОР-БРАМ-ФАЛ (Fore topgallant halyard) — фал, с помощью которого поднимают и спускают фор-брам-рей.

    ФОР-БРАМ-ШТАГ (Fore topgallant stay) — штаг, удерживающий фор-брам-стеньгу спереди. Один конец этого штага крепится примерно у середины фор-брам-стеньги, а другой у нока утлегаря.

    ФОР-БРАМ-ЭЗЕЛЬГОФТ (Fore topgallant cap) — эзельгофт, надетый на фор-стеньгу и удерживающий фор-брам-стеньгу.

    ФОР-ГАФЕЛЬ, ФОР-ТРИСЕЛЬ-ГАФЕЛЬ (Fore gaff, fore trysail gaff) — гафель на фок-мачте.

    ФОР-ЛОСЬ-ШТАГ (Fore spring-stay) — штаг, по которому ходит фока-стаксель.

    ФОР-МАРСА-БРАСЫ (Fore top-braces) — брасы у фор-марса-рея.

    ФОР-МАРСА-ГИТОВЫ - снасть бегучего такелажа фор-марселя; служат для уборки фор-марселя, чтобы подтягивать шкотовые углы паруса под середину фор-марса-рея. Кроме того, гитовыми осаживают фор-марса-рей вниз, если он при свежем ветре так прижмется бейфутом к стеньге, что с отданными марса-фалами не идет вниз.

    ФОР-МАРСА-ЛИСЕЛИ (Fore topmast studding-sail) — лисели, которые ставятся с боков марселей.

    ФОР-МАРСА-ЛИСЕЛЬ-СПИРТЫ (Fore topmast studding-sail boom) — лисель-спирты на фока-pee, служащие для постановки фор-марса-лиселей.

    ФОР-МАРСА-РЕЙ (Fore topsail yard) — второй снизу рей на фок-мачте:

    ФОР-МАРСА-ТОПЕНАНТЫ (Fore topsail lift) — топенанты фор-марса-рея.

    ФОР-МАРСА-ФАЛ (Fore topsail halyard) — фал, с помощью которого поднимается фор-марсель.

    ФОР-МАРСЕЛЬ (Fore topsail) — парус, ставящийся между фор-марса-реем и фока-реем.

    ФОР-МАРС (Fore top) — марс на фок-мачте.

    ФОР-ПЛЕХТ - см. Плехт.

    ФОР-ПУТЕНС-ВАНТЫ - см. Путенс-ванты.

    ФОР-РУСЛЕНЬ (Fore chains) — руслень против фок-мачты, служащий для отвода фок-вант.

    ФОР-САЛИНГ - салинг на фор-стеньге.

    ФОР-СЕЙ-ТАЛЕЙ-ШКЕНТЕЛЬ (Fore tackle pendant) — шкентель, накладываемый на топ-мачты ниже вант и служащий для закладывания сей-талей.

    ФОР-СЕЙ-ТАЛИ (Fore tackle) — сей-тали, основанные на фок-мачте.

    ФОР-СТЕНЬ-ВАНТЫ (Fore topmast rigging) — снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления фор-стеньги с боков.

    ФОР-СТЕНЬ-ФОРДУНЫ (Fore topmast backstays) — снасти стоячего такелажа, удерживающие фор-стеньгу сзади.

    ФОР-СТЕНЬ-ШТАГ (Fore topmast stay) — штаг, удерживающий фор-стеньгу спереди.

    ФОР-СТЕНЬ-ЭЗЕЛЬГОФТ (Cap of the fore mast) — эзельгофт, надетый на фок-мачту и удерживающий фор-стеньгу.

    ФОР-СТЕНЬГА (Fore topmast) — рангоутное дерево, служащее продолжением фок-мачты.

    ФОР-СТЕНЬГИ-СТАКСЕЛЬ (Fore topmast stay-sail) — косой парус впереди фок-мачты, натягиваемый между топами фор-стеньги и бушприта.

    ФОР-СТЕНЬГИ-СТАКСЕЛЬ-ГАЛС — см. Галс.

    ФОР-СТЕНЬГИ-СТАКСЕЛЬ-ФАЛ — снасть бегучего такелажа фор-стеньги стакселя; этой снастью подымается стаксель.

    ФОР-СТЕНЬГИ-СТАКСЕЛЬ-ШКОТЫ - снасти бегучего такелажа фор-стеньги стакселя; шкотами вытягивается назад шкотовый угол, когда поднят стаксель.

    ФОР-ТРИСЕЛЬ - косой четырехугольный парус, ставящийся по фок-мачте. См. Трисель.

    ФОР-ТРИСЕЛЬ-ГИК - лежащее дерево, по которому растягивается фор-трисель.

    ФОР-ТРИСЕЛЬ-ЭРИНС-БАКШТАГИ - эринс-бакштаги у фор-трисель-гафеля.

    ФОР-ТРЮМ-БАКШТАГИ (Fore skysail backstay) — снасти стоячего такелажа, служащие для укрепления фор-трюм-стеньги с боков.

    ФОР-ТРЮМ-БРАСЫ (Fore skysail's braces) — брасы фор-трюм-рея.

    ФОР-ТРЮМ-РЕЙ (Fore skysail yard) — рей, висящий поперек фор-трюм-стеньги.

    ФОР-ТРЮМ-СТЕНЬГА (Fore skysail mast) — средняя часть фор-бом-брам-стеньги, идущая выше бом- такелажа .

    ФОР-ТРЮМ-ТОПЕНАНТЫ (Fore skysail lift) — топенанты фор-трюм-рея.

    ФОР-ТРЮМ-ШТАГ (Fore skysail stay) — штаг, удерживающий фор-трюм-стеньгу спереди.

    ФОР-ТРЮМСЕЛЬ (Fore skysail) — прямой парус, привязываемый к фор-трюм-рею.

    ФОРДЕВИНД, ФОРДАК (Wind right aft, stern wind) — ветер, по или, иначе говоря, ветер, дующий прямо в а про судно, идущее в Ф., говорят: судно — идти в Ф. направлению совпадающий с курсом судна корму. Ф. называют также полным ветром, идет полным ветром. "Идти на фордачка".

    ФОРДЕК - носовая часть палубы судна.

    ФОРДУНЫ, ФАРДУНЫ, ПАРДУНЫ (Backstay) — снасти стоячего такелажа, удерживающие стеньги и брам-стеньги с боков и сзади. Бом-брам-фордуны удерживают бом-брам-стеньгу сзади и с боков. Брам-фордуны держат брам-стеньгу с боков и сзади. Стень-фордуны держат стеньгу сзади.

    ФОРДУПЕЛЬТ (стар.) — добавочная обшивка бортов судна у грузовой ватерлинии, простиравшаяся от носа до кормы, предназначавшаяся для уменьшения валкости судна.

    ФОРЗЕЙЛЬ (Advice ship, reconnoitring ship) (стар.) — корабль с хорошим ходом ("легкий на ходу"), высылавшийся впереди флота или эскадры для разведки противника или в целях навигационного обеспечения. Обычно Ф. держался от головных кораблей эскадры в расстоянии видимости сигналов. В зависимости от обстановки высылался один, два и более Ф.

    ФОРКАСТЕЛЬ, ФОР-КАСТЕЛЬ, ФОРПЛЕХТ — небольшой помост или палуба на парусных военных кораблях, расположенная на некоторой высоте над верхним деком и простирающаяся от бикгеда (переборка в носовой части судна) за фок-мачту. Ф. также назывался баком.

    ФОР-ЛЮК (Fore hatchway) — люк, расположенный впереди фок-мачты.

    ФОРМАН (Foreman) — в иностранных портах старший рабочий, стоящий у люка и наблюдающий за подъемом, спуском и укладкой грузов на торговом судне. Он управляет людьми, стоящими на оттяжках стрелы, и лебедочником (винчманом). В советских портах вместо Ф. — производитель работ (прораб), в обязанность которого входит низовое планирование и организация труда всего звена, включая и автогужевой транспорт.

    ФОРОС — см. Лаги электромеханические.

    ФОР-МАРСОВОЙ (Fore topman) — матрос, работающий по расписанию на фор-марсе.

    ФОРМЕНКА — рубаха из белого полотна с синим воротником и такими же нашивными обшлагами. Вокруг воротника и на обшлагах имеются три белые полосы. Официальное название — полотняная рубаха. Носится в качестве форменной одежды военными моряками рядового и младшего начальствующего состава.

    ФОРМУЛА ВРЕМЕНИ ОСНОВНАЯ - см. Время звездное.

    ФОРМУЛЯР АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ - особая книга, ведущаяся отдельно для каждого орудия корабля, в которой еще до установки орудия на корабль заносятся все заводские данные об его изготовлении и испытании стрельбой на полигоне. Во время службы орудия на корабле в его Ф. записывается число произведенных из орудия выстрелов, род снарядов, вес снаряда, всякого рода повреждения и неисправности, обнаруженные во время его службы, и пр.

    ФОРМУЛЯР ТАКТИЧЕСКИЙ — специальный журнал, ведущийся на каждом военном корабле, в который вносятся все основные сведения о корабле, его маневренных качествах, оружии, механизмах, устройствах и снабжении.

    ФОРМУЛЯР ЯКОРЬ-ЦЕПИ — особая для каждой цепи книга, в которую вносятся все данные об испытании ее при приеме на корабль, а равно и все последующие данные об осмотре ее, окраске, испытаниях на цепопробном станке, случаи повреждений, замены частей ее и т. п.

    ФОРМЫ БАРИЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА основные - 1. Барические минимумы, или просто минимумы, или циклоны. 2. Барические максимумы, или антициклоны. Кроме этих основных, или первичных, Ф. Б. Р., наблюдаются вторичные формы распределения давления атмосферы, которые возникают на периферии циклонов и антициклонов и представляют собой выпячивания, или области пониженного давления, в область повышенного давления (т. наз. ложбины), или области повышенного давления в область пониженного давления (т. наз. отроги и клинья). Области, расположенные между двумя или несколькими минимумами или максимумами, называются промежуточными. К промежуточным Ф. Б. Р. относятся: барические седла, коридоры пониженного давления и перемычки повышенного давления. Внутри ложбин иногда образуются вторичные, или частные, циклоны, а внутри отрогов — вторичные, или частные, антициклоны.

    ФОРПИК (Fore peak) — носовой отсек на судах, расположенный непосредственно у форштевня. Служит балластной цистерной для удифферентования судна.

    ФОРПЛЕХТ — см. Форкастель.

    ФОРСИРОВАТЬ (То force) — ускорять, усиливать, налегать, напрягать все силы. Ф. заграждение — преодолеть заграждение. Ф. котлы — временно поднимать паропроизводительность котлов. Ф. парусами — нести паруса более, чем следует при данной силе ветра. Форсированный поход — переход, ускоренный по времени или усиленный по расстоянию. Ф. ледяную перемычку — проходить через перемычку льда. Форсированный выход — ускоренный по времени.

    ФОРСУН — наиболее простое приспособление для усиления тяги в котле Состоит из тонкой трубы, проведенной в дымовую трубу. Пар, вылетая из Ф., создает разрежение в дымовой трубе и тем усиливает тягу. Устройство это применяется лишь на малых судах (паровых катерах).

    ФОРСУНКА (Oil burner) — аппарат для распыливания жидкостей. Ф. применяется для сжигания нефти и мазута под котлами и в печах или для распыливания топлива в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания (дизелей и нефтяных двигателей). По способу распыливания различают паровые Ф., где распыливание производится паром (применяются в котельных установках), Ф. с распыливанием сжатым воздухом и механические Ф., в которых топливо разбрызгивается насосом.

    ФОРСУНКА ЗАКРЫТАЯ — форсунка с отверстием для подачи топлива, прикрытым стальной иглой; последняя открывает выходное отверстие только в момент подачи топлива в цилиндр. Применяется в дизелях и нефтяных двигателях.

    ФОРСУНКА МЕМБРАННАЯ — форсунка, в которой открытие — закрытие выпускного отверстия осуществляется колонкой, состоящей из ряда мембранных пластинок. Дает по сравнению с обычной Ф. большее открытие отверстий при малых подъемах колонки.

    ФОРТ (Fort) — сильно вооруженное укрепление долговременного (из бетона или железобетона) или временного (из земли и дерева) типа, способного к самостоятельной круговой обороне.

    ФОРТОУ (стар.) — толстая веревка у бортов судна, за которые держались шлюпки, стоящие у судна.

    ФОР-УНДЕР (стар.) — бак; настилка в носу на малых судах.

    ФОР-ФУТ (стар.) — баксовая штука, т. е. самая передняя штука киля на деревянных судах.

    ФОРШНИ — см. Ярусная сеть.

    ФОРШТЕВЕНЬ, СТЕМ (Stem) — поковка или отливка по форме носа, является продолжением киля. Если киль брусковый, то Ф. делается также полосовым и соединяется с килем в замок. Если же киль плоский, то нижняя часть Ф. делается также плоской и снабжается на конце выемкой, называемой шпунтом, в которую входит наружный слой горизонтального киля. Вертикальный киль крепится с Ф. двумя угольниками или приклепывается к специально отлитому среднему ребру (в случае литых Ф.). Для соединения Ф. с листами наружной обшивки или бортовой броней (в случае литых Ф.) делается шпунт. Кованые полосовые Ф. обычно применяются на гражданских судах. На них шпунта для наружной обшивки не делается — последняя крепится сквозными заклепками, проходящими через тело Ф. Стем, или Ф., деревянного судна составляется из собственно стема и фалстема (см.), соединяющихся между собой и с килем помощью железных болтов.

    ФОСФОРЕСЦЕНЦИЯ (Phosphorescence) — самостоятельное свечение тела под влиянием освещения его внешним светом, продолжающееся и после прекращения освещения, иногда даже в течение нескольких дней, хотя и в слабой степени. Часто, хотя и неправильно, словом Ф. обозначают и др. виды холодного свечения, напр. свечение моря, являющееся на самом деле хемилюминесценцией.

    ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ - общее название процессов флюоресценции и фосфоресценции.

    ФОТОМЕТР (Photometer) — прибор, предназначенный для измерения силы света, освещенности, яркости и пр.

    ФОТОПЛАН - план местности, составленный по фотографическим снимкам.

    ФОТОСЪЕМКА - метод топографической съемки местности фотографированием ее с самолета.

    ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ Внешний Ф. Э. — испускание электронов телами, на которые падают световые, рентгеновские или гамма-лучи. Внутренний Ф. Э. — изменение электропроводимости некоторых тел (напр. селена) под влиянием освещения.

    ФОТОЭЛЕМЕНТЫ - приборы, основанные на фотоэлектрическом эффекте, для получения электрического тока пропорционально попадающей на прибор световой мощности. Ф. имеют ряд важных приложений в измерительной практике, телевидении и др. областях. В соединении с реле Ф. дают возможность машинам и аппаратам автоматически реагировать на внешние световые раздражения. Ф. обычно имеет вид сферического стеклянного баллона, из которого выкачан воздух, с двумя выведенными наружу электродами: катодом (поверхность из щелочного металла — калия, рубидия или цезия — на внутренней стенке баллона) и анодом из платины и никеля (стерженек, сетка, кольцо). Между катодом и анодом во внешней цепи включается батарея плюсом к аноду и минусом к катоду. При освещении катода из него вылетают электроны, образующие во внешней цени ток, т. наз. фототок, пропорциональный падающей на катод световой мощности.

    ФОФАН - см. Спортивные суда гребные.

    ФРАМА ЦИСТЕРНЫ — устройство для погашения качки в виде водяных цистерн, расположенных симметрично по бортам судна и соединенных между собой внизу узким поперечным водяным каналом, а вверху воздушным каналом. При качке вода, налитая в цистерны, совершает колебательное движение. Расчет производится так, чтобы период переливания воды в цистерне равнялся периоду собственных колебаний судна. При этом вода будет переливаться на борт, противоположный наклонению судна от действия волны, если только период волны близок к периоду собственных колебаний судна. Достижение наивыгоднейшего соотношения периодов колебаний воды в цистерне и собственных колебаний судна можно осуществить: регулированием скорости перетекания воды из данной цистерны в другую посредством особого регистра, устраиваемого в водяном канале, или посредством клапана, установленного на воздушном канале. Разновидностью Ф. С. описанной конструкции является Ф. С., в которых сообщение цистерн обоих бортов производится через забортную воду; в этой системе водяной канал отсутствует и заменен рядом отверстий, сделанных в борту судна и остающихся всегда открытыми, а регулирование периода колебаний воды в цистернах достигается регулированием клапана на воздушном канале.

    ФРАНКО (Franco) свободный от расходов. Выражения Франко-Лондон или Франко-склад означают, что все расходы данного места уже оплачены. В коносаментах отметка Ф. означает, что фрахт был оплачен авансом полностью.

    ФРАНКО-АЛОНГСАЙД (F. A. S. Free alongside ship) — франко вдоль борта судна. При этом условии продавец обязан доставить груз вплотную к судну, т. е. на расстояние, дозволяющее судну принимать груз своими стрелами и иными средствами; все расходы по доставке груза к борту несет грузовладелец.

    ФРАНКО-БОРТ (ФОБ) (F. О. В. — Free on board) — котировка товара, включающая стоимость товара плюс расход по доставке к судну и по погрузке. Это условие разнится от условия мФранко-алонгсайдм расходом по подаче груза на борт судна плюс возможные портсборы. Продавец ФОБ ответственен за целость груза вплоть до момента помещения его на судно, однако он обязан заблаговременно снабдить покупателя необходимыми сведениями для покрытия страхования.

    ФРАНКО-БОРТ И ШТИВКА (Free on board and stowage) — по этому условию продавец обязан, помимо погрузки на судно, вести еще расход по укладке груза в трюме.

    ФРАНКО-БУНКЕР (F. I. В. — Free into bunker) — условие при покупке бункерного угля, по которому продавец несет все расходы по доставке и погрузке угля в бункера судна.

    ФРАНКО-ГАВАНЬ (Free harbour) — условие, включающее все расходы по доставке груза в порт назначения, причем заботу по выгрузке и все связанные с этим издержки несет покупатель.

    ФРАНКО-ПОРТ-ОТПРАВЛЕНИЯ (Free port of departure) — употребляемая иногда неточная котировка товара, легко вводящая в заблуждение, т. к. под такой котировкой одновременно можно понимать франко-борт, франко-алонгсайд и даже франко-склад — условия, имеющие каждое в отдельности разные дополнительные расходы.

    ФРАНКО-ПРИСТАНЬ (Ex-quay) — при сделках на условиях Ф.-П. покупатель несет все расходы по грузу, начиная с момента свалки его на берег и после учинения расчета за фрахт и за выгрузку. Он же оплачивает стоимость хранения груза на берегу или в доке.

    ФРАНКО-РЕЛЬСЫ (Free on rail) — включают в цену груза доставку к железной дороге и погрузку в вагоны.

    ФРАНКО-СТРОП-СУДНА (Ex-ship) — при сделках Ф.-С.-С. все расходы, включая приемку груза от борта судна, идут за счет покупателя. Ответственность продавца прекращается с момента оставления грузом судна.

    ФРАНЦУЗСКАЯ ЗЕЛЕНЬ - см. Зеленые краски.

    ФРАНЦУЗСКИЙ КЛЮЧ - один из видов гаечного ключа с раздвижными губами.

    ФРАНШИЗА (Franchise) — определенный процент страховой стоимости груза, который не покрывается страховщиком. Так, напр., меморандум к полисам Ллойда исключает ответственность страховщиков за убыток по грузу ржи, рыбы, соли и т. п., если этот убыток составляет менее 5 % страховой стоимости груза, т. е. предусматривает таким образом Ф. в размере 5 %. Если же лежащий на ответственности страховщика убыток превышает Ф., то он покрывается полностью. Условия Ф. охотно принимаются обеими сторонами, т. к. этим исключается ряд хлопот и дорогостоящих формальностей при незначительных убытках, и, кроме того, он позволяет страховщику назначить более дешевую страховую премию.

    ФРАХТ (Freight) — плата за перевозку грузов. Иногда под этим названием подразумевают и сам товар. Обычно Ф. уплачивается по прибытии судна в порт назначения, т. е. по окончании перевозки. Ф. должен быть уплачен также и в случае повреждения груза во время перевозки, что, однако, не лишает грузополучателя возможности рекламировать убытки; если же повреждение уничтожило природу самого товара, то в таком случае грузовладелец может успешно отклонить уплату Ф., даже если поврежденный товар и представляет некоторую ценность; такой отказ грузовладелец может аргументировать невыполнением судовладельцем своего обязательства, заключавшегося в том, что он доставил не то, что обязался доставить. Ф. иногда уплачивается вперед в виде аванса. Аванс Ф. не подлежит возврату, хотя бы груз вследствие повреждения и утратил полностью свою ценность или же судно со всем товаром погибло. Ф. обычно котируется за тонну "W/M" (Weight Measurement), т. е. за тонну веса, а иногда, хотя и редко, за тонну объема по выбору судовладельца, причем тонна объема равна 40 куб. фут.

    ФРАХТ МЕРТВЫЙ (Dead freight) — фрахт, уплаченный за зафрахтованное, но не использованное под груз место на судне.

    ФРАХТ ОБРАТНЫЙ (Back freight) — провозная плата за доставку груза, возникшая вследствие невозможности выгрузить его в порту назначения.

    ФРАХТОВАНИЕ (Chartering) — сделка, в силу которой судовладелец предоставляет своему контрагенту судно или определенную его часть для перевозки грузов.

    ФРАХТОВАТЕЛЬ (Charterer) — лицо, арендующее судно или часть его.

    ФРАХТОВЩИК (Shipowner) — лицо, предоставляющее фрахтователю судно для перевозки грузов.

    ФРЕГАТ (Frigate) — в парусном военном флоте — трехмачтовый военный корабль, второй по величине после линейного корабля. Ф. считались самыми красивыми и совершенными судами по своей конструкции; имели две батарейные палубы: одну закрытую, отстоявшую от воды не менее 1,8—2,4 м, и другую открытую. Артиллерийское вооружение парусных Ф. доходило до 60 пушек. По скорости хода Ф. значительно превосходили линейные корабли того времени, т. к., обладая большой остойчивостью, имели возможность нести сравнительно большую парусность. Рангоут на Ф. был таким же, как и на линейных кораблях, но мачты несколько выше. Первый Ф. был построен в 1646 г. Петром Петтом в Чэтаме под названием "Constant Warwich". Ф. предназначались главным образом для крейсерской и разведывательной службы. В переходную эпоху появились сперва колесные, потом винтовые паровые Ф. или пароходофрегаты, которые подразделялись на деревянные, железные или смешанные. Часть из них имела бронирование, почему и носила дополнительное название броненосных.

    "ФРЕГАТЦЫ" - так называли в старом парусном флоте малые средиземноморские десятипушечные фрегаты.

    ФРЕЗЕР, ФРЕЗА, ШАРОШКА (Cutter) — многорезцовый режущий инструмент с вращательным движением, служащий для обработки всякого рода поверхностей (кроме круглых отверстий), нарезки зубьев, шестерен всех профилей и т. д. При работе фрезер вращается, а обрабатываемый предмет подается ему навстречу. Комбинируя форму лезвия Ф. и направление движения обрабатываемого предмета, можно получить плоскую, выпуклую, винтовую и др. сложные поверхности. Преимущества Ф.: быстрота работы и возможность обработки сложных профилей.

    ФРЕЗЕРНЫЙ СТАНОК - см. Фрезеровальный станок.

    ФРЕЗЕРОВАЛЬНЫЙ СТАНОК, ФРЕЗЕРНЫЙ, ШАРОШЕЧНЫЙ СТАНОК (Milling machine) — станок для металлообработки резанием путем фрезерования (обработки фрезой). Различают Ф. С.: а) простой, у которого стол движется лишь перпендикулярно к оси фрезера; б) универсальный, у которого стол может двигаться также и под углом к оси фрезера; в) портальный, у которого стол ходит между ножек П-образной станины (портала), несущей вал фрезера; г) специальные зуборезные, винторезные, круговые. Ф. С. широко применяются в металлообработке, отчасти вытесняя строгательные станки. См. фрезер.

    ФРЕЗЕРОВАНИЕ - обработка металла или дерева фрезером с вращательным движением инструмента и поступательным движением обрабатываемого предмета.

    ФРЕНЕЛЕВСКАЯ СИСТЕМА — см. Освещение маяков.

    ФРЕНЕЛЕВСКИЕ СТЕКЛА - фонарные стекла составного профиля, получающегося путем вырезки из стекла ненужных частей его тела и смещения в одну плоскость остальных работающих элементов. Френелевский ступенчатый профиль стекла имеет такое же оптическое действие, как и основное стекло, из которого вырезаны его части, но в то же время позволяет использовать без влияния аберрации пучок лучей, ударяющих из источника света в стекле с углом при вершине в 45°, тогда как при простом плосковыпуклом стекле пучок с углом лишь в 15° не сопровождается рассеиванием. Образование френелевского профиля требует, чтобы все части, из которых он составляется, имели один и тот же фокус.

    ФРИБОРД (Free board) — надводный борт.

    ФРИБОРДЕК - верхняя палуба.

    ФРИЗ (Frieze) — резьба на наружной части борта у старых парусных судов.

    ФРИКЦИОННАЯ МУФТА (Friction clutch coupling) — соединительная муфта, состоящая обычно из двух частей и служащая для включения или выключения вала машины или трансмиссии. В существующих многообразных Ф. М. сцепление осуществляется трением, возникающим между частями муфты. При перегрузке вала Ф. М. может автоматически выключиться, предупреждая поломки в машине.

    ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА (Friction gearing) — передача вращательного движения между двумя валами помощью насаженных на них фрикционных колес (дисков). При нажатии одного фрикционного колеса на другое между ними возникает трение, благодаря которому ведущее колесо увлекает ведомое. На практике применяются следующие типы Ф. П.: а) цилиндрические фрикционные колеса — между параллельными валами; б) конические фрикционные колеса — между валами под углом; в) лобовая Ф. П. — между валами под прямым углом. Математически строгого соотношения между числами оборотов валов фрикционных передач нет вследствие явления скольжения, неустранимого у фрикционных колес.

    ФРИТЭРН (Free of turn)условие фрахтования, по которому судно не обязано безвозмездно дожидаться очереди на свободное место у причала. Счет времени, предоставленного судном в безвозмездное пользование фрахтователя для производства погрузочно- выгрузочных работ, начинается немедленно по прибытии судна в порт и по объявлении им готовности к началу погрузочных работ.

    ФРОНТ, или ЛИНИЯ РАЗДЕЛА - линия пересечения поверхности раздела (см.) с поверхностью Земли. Поверхности раздела между Полярным (Переходным) воздухом с одной стороны и Арктическим и Тропическим воздухом с другой — называют главными поверхностями раздела, а соответствующие им линии раздела — главными Ф.: Л. Р. между Арктическим и Полярным (Переходным) воздухом, проходящую в среднем вдоль 65—70° с. ш. называют арктическим Ф., а Л. Р. между Тропическим и Полярным (Переходным) воздухом, проходящую в среднем вдоль 45° с. ш., — полярным Ф. Поверхности раздела между основными массами и перерождающимися (или переродившимися) массами на периферии или в пределах основных масс называют вторичными поверхностями раздела, а соответствующие им Л. Р. — вторичными Ф. При соответствующих условиях поверхности раздела между двумя массами воздуха, а следовательно и линии фронтов между ними, могут оставаться в течение больших или меньших промежутков времени и на участках большей или меньшей длины как бы неподвижными, стационарными. В таких случаях говорят о квазистационарной поверхности раздела и квазистационарном Ф. Если же более холодный поток отступает и более теплый наступает так, что линия Ф. перемещается в авангарде более теплого потока, то говорят о теплом Ф. (см.) Если же, наоборот, наступает более холодный поток, а более теплый отступает перед ним, то говорят о холодном Ф. (см.). На теплом и холодном Ф. наблюдаются типичные для них формы облаков и осадков.

    ФРОНТ СТРОЯ - направление, по которому находящиеся в строю корабли способны развить наибольшую силу главного оружия.

    ФРОНТ ТЕПЛЫЙ - участок фронта, идущий впереди наступающей массы более теплого воздуха. Ф. Т., который может быть обнаружен только аэрологическим зондированием, называют верхним Ф. Т.

    ФРОНТ ХОЛОДНЫЙ - участок, идущий впереди наступающей массы более холодного воздуха. Ф. X., который может быть обнаружен только аэрологическим зондированием, называют верхним Ф. X.

    ФРОНТАЛЬНАЯ АТАКА (Frontal attack) — см. Атака.

    ФРОНТАЛЬНАЯ ЗОНА - см. Фронтальный слой.

    ФРОНТАЛЬНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ - см. Поверхности раздела.

    ФРОНТАЛЬНЫЙ СЛОЙ - т. к. вдоль поверхностей раздела (см.) происходит турбулентное перемешивание воздуха двух соприкасающихся между собой масс, то в действительности каждый раз приходится иметь дело не с разграничивающей их поверхностью, а с разграничивающим их большей или меньшей ширины слоем, который и называют Ф. С. Очевидно, что и у земной поверхности наблюдается при этом не линия раздела, а более или менее широкая зона (порядка от нескольких км до нескольких десятков км), которая является результатом пересечения поверхностью Земли Ф. С. и которую называют фронтальной зоной.

    ФУГАСЫ (Fougasse) — заряды взрывчатого вещества, зарываемые в землю или устанавливаемые в воде на небольшой глубине и взрываемые под противником (под его судами, бронепоездами, бронеавтомобилями и т. д.) при помощи подрывных средств (зарядов- взрывателей и т. п.) или автоматически.

    ФУЛИГАЦИЯ — окуривание, производимое в морских портах с целью уничтожения в трюмах и других судовых помещениях вредителей зерновых грузов или крыс.

    ФУЛЬТОН (Fulton) — так назывались в Америке большие плавучие батареи, имевшие сильную артиллерию и служившие для обороны берегов.

    ФУНДАМЕНТНАЯ ПЛИТА (Foundation plate of engine) — металлическая плита, укрепленная на фундаменте, на которую устанавливается машина.

    ФУНДАМЕНТНАЯ РАМА - нижняя часть двигателя, на которой монтируется двигатель.

    ФУНДАМЕНТНЫЙ БОЛТ - болт для крепления машины к фундаменту.

    ФУНДАМЕНТЫ КОТЕЛЬНЫЕ и МАШИННЫЕ (Seating) — специальные Ф., состоящие из склепанных или сваренных между собой листов и угольников, которые крепятся к набору. Назначение Ф.: а) подкрепить судно и дать ему возможность безопасно выдерживать как вес механизмов, так и другие силы, появляющиеся во время работы механизмов; б) создать достаточно прочную и жесткую опору для механизмов, обеспечивающую правильность их работы и их неподвижность при качке судна.

    ФУНТ - 1. Прежняя русская мера веса, делившаяся на 32 лота или 96 золотников (409,5 г). 2. Английская мера веса, сохранившаяся до настоящего времени (453,6 г).

    ФУРИТЬ (арх.) — о ветре: сильно, стремительно дуть.

    ФУСТОВИНА (стар.) — буря.

    ФУС - см. Прибор Фуса.

    ФУТ (Foot) — мера длины. Фут = 12 дм. или 30,48 см, одинаково в 7- и 6-футовых саженях. В морском деле Ф. употребляется для измерения главным образом небольших длин, напр. малые глубины, малые расстояния, размеры и осадка судов, шлюпок, рангоута и пр. С введением в СССР метрической системы и в морском деле постепенно стали переходить на измерения всех длин в метрах. Так, на всех вновь издаваемых картах глубины даются в метрах, как это делают немцы, французы, итальянцы и другие морские нации. На старых картах помещается только табличка для перевода саженей и футов на метры.

    ФУТ-БЛОКИ (стар.) — одношкивные блоки со стопорами.

    ФУТЛЯР (Case, box) — металлический Ф. цилиндрической формы с герметически закрывающейся или с припаивающейся крышкой, служащий для хранения зарядов.

    ФУТОКС (First futtock, second futtock) — составная часть деревянного шпангоута. Начиная от флортимберса идет сперва первый Ф., затем второй и т. д.

    ФУТШТОК (Tide-gauge) — шест, разбитый черной и белой краской на футы. Применяется для измерения глубин менее 12 фут. (3,66 м).

    ФЮЗЕЛЯЖ (Fuselage) — одна из основных частей самолета. Он служит для: соединения несущих поверхностей с хвостовым оперением, помещения полезной нагрузки, установки винтомоторной группы и крепления шасси (преимущественно в конструкциях одномоторных самолетов).

     
















    Рейтинг@Mail.ru