фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов





    флаг ха

     




    Морской словарь

    Ха





    X (Ха) — буквенное значение одного из флагов военно-морского свода сигналов. Флаг "X" по международному своду сигналов означает: "У меня есть на борту лоцман".

    ХА — см. X.

    ХАБАРКА (арх.) — лесистый остров.

    ХАБИНА (арх.) — речной залив.

    ХАЛУЙ, ХАЛУЙНИК (арх.) — 1. Плетень рыболовный. 2. Подводный камень, торчащий на дне реки.

    ХАМСИН (Khamsin) — сухой, горячий ветер в Египте; несет пыль и крупный песок. См. Словарь ветров в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ХАРАКТЕР ВЕТРА — определяется строением ветра: ветер без заметных колебаний скорости называют ровным; если толчки в скорости ветра не превосходят 5 м/сек, ветер называют неровным: если толчки в скорости ветра достигают 6—10 м/сек, ветер называют порывистым, и, наконец, если эти толчки превосходят 10 м/сек, ветер называют шквалистым.

    ХАРАКТЕР ОСАДКОВ — различают осадки моросящего, обложного и ливневого характера.

    ХАРАКТЕР ПОГОДЫ АНТИЦИКЛОНАЛЬНЫЙ и ЦИКЛОНИЧЕСКИЙ - В циклонах следует ожидать облачную или пасмурную погоду с осадками, а в антициклонах — ясную погоду без осадков. Такой характер облачности в циклонах и антициклонах оказывает сильное влияние и на характер температуры нижнего слоя воздуха в этих барических образованиях. Так, в антициклонах следует ожидать более значительного различия между температурой дня и ночи, т. е. более резкого "суточного хода" температуры, высоких температур (жары) летом и низких температур (сильных морозов) — зимой. В циклонах же следует ожидать менее значительного различия между температурами дня и ночи, т. е. сглаженного суточного хода температуры, менее высоких температур летом и менее низких температур — зимой.

    ХАРАКТЕРИСТИКА (Characteristics) — кривая, изображающая графически зависимость между величинами, существенными для исследуемого явления.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ - основные данные двигателя внутреннего сгорания: тип, мощность, число оборотов, размеры и число цилиндров.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАМПЫ - кривая, изображающая графически зависимость между напряжением на сетке и током анода или сетки для данных анодных напряжений. Характеристика лампы позволяет определить параметры лампы и способы ее наилучшего использования.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЬДА В НАВИГАЦИОННОМ ОТНОШЕНИИ - принятая Гидрографическим управлением ВМФ СССР и 2-м Гидрологическим съездом СССР в 1928 г. — различает следующие виды льда: редкий лед, разреженный лед, сплоченный лед, сплошной лед, тяжелые льды, битый лед, молодой лед, многолетний лед.

    ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛА - см. Механические качества металла.

    Характеристика огня - характер цвета и изменения свечения навигационного знака.

    ХАРМАТТАН - местный очень сухой ветер, дующий в декабре, январе и феврале на западе Африки от мыса Верде (Зеленого мыса) до мыса Лопец и несущий мелкий песок из пустыни. См. Словарь ветров в Морском интернет-клубе "Кубрик" .

    ХАУКЕР - см. Гукер.

    ХАЧБОТ (Hatch-boat) — небольшое судно с люками и разборной палубой.

    ХВАТ-ТАЛИ (Burton, handy-billy, luff-tackle, watch-tackle) — основываются между двухшкивным и одношкивным блоками. Коренной конец взят за одношкивный блок. Толщина лопаря 57—7 6 мм (21/2 — 3"). Х.-Т. служат для подъема мелких тяжестей, для обтягивания снастей, для уборки трапов и т. п. Эти тали являются наиболее употребительными в корабельном обиходе.

    ХВИУЗ, ХИВУС, ХИУС (арх.) — сильный мороз, холод; метель при резком ветре.

    ХВОСТ — 1. Концевые суда, идущие на буксире (волж.). 2. Конец острова, лежащий ниже по течению реки; противоположный ему конец — голова, а край головы, прилежащий к воде, — взглавие (арх.).

    ХВОСТОВИК (арх.) — длинный ряд выдающихся в океан зубчатых скал на о. Вайгач.

    ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ (Tail unit) — система вертикальных и горизонтальных поверхностей, находящихся в задней хвостовой части самолета. X. О. предназначено для придания устойчивости и управляемости самолету. X. О. состоит из стабилизатора, рулей высоты, киля и руля управления.

    ХИВИСАЙДА СЛОЙ - слой атмосферы на высоте нескольких сот км (ок. 300 км) над поверхностью земли, обладающий большой электропроводностью. X. С. объясняет особенности распространения коротких электромагнитных волн, которые отражаются от этого слоя и снова возвращаются к земной поверхности на больших расстояниях от передающей радиостанции.

    ХИВОК (арх.) — самый легкий ветерок.

    ХИЛИТЬ (бел.) — о ветре: часто изменяться или перескакивать с одного направления на другое, обходить кругом при маловетрии; рябить, слегка волновать воду.

    ХИЛОК (волж.) — южный ветер, приносящий ненастье.

    ХИМИСТ, ХИМИК - рядовой специалист химической части на военном корабле.

    ХИМИЧЕСКАЯ АТАКА (Gas attack) — см. Атака.

    ХИЩЕНИЕ (Pilferage) — в морском страховании означает похищение товарных мест, но не кражу отдельного места. В большинстве случаев имеет место при авариях, связанных с перегрузкой с судна на берег или на другие суда.

    ХЛАДАГЕНТЫ, ХОЛОДИЛЬНЫЕ АГЕНТЫ - химические составы в холодильной машине, представляющие собой жидкости, которые испаряются при низкой температуре и обладают сравнительно большой теплотой парообразования.

    ХЛОРАТОР - прибор для дезинфекции воды газообразным хлором.

    ХЛОРИРОВАНИЕ - обработка хлором воды с целью дезинфекции ее.

    ХЛОРНАЯ ИЗВЕСТЬ (белильная известь) CaOCl2 — белый, жадно поглощающий влагу порошок. Применяется в качестве дегазационного и дезинфицирующего средства.

    ХЛОРПИКРИН (Chloropicrin) — органическое соединение из класса нитросоединений, получаемое при перегонке пикриновой кислоты с белильной известью. Жидкость с крайне резким запахом, чрезвычайно сильно действует на слизистую оболочку.

    ХЛЮЗСАК (стар.) — см. Клюз-сак.

    ХОБОТ, ХОБОТИЛА, ХОБОТИНА (арх.) — 1. Изогнутый кривой мыс. 2. Излучина, извилина реки.

    ХОД ВИНТА (Screw pitch) — см. Винтовая линия.

    ХОД ПОРШНЯ (Piston's travel, piston's motion) — 1. Расстояние между двумя крайними положениями поршня. 2. Перемещение поршня из одного крайнего (мертвого) положения в другое.

    ХОД СУДНА (Running) — движение судна. X. восемь узлов — судно движется со скоростью восьми узлов. Судно стало на мель на полном ходу — идя полным ходом, судно стало на мель. Прибавить, убавить X. — увеличить, уменьшить скорость движения судна. Задний X. (Astern running) — движение судна кормой вперед. Передний X. (Ahead running) — движение судна носом вперед. X. малый (Slow speed) — X., при котором корабли держат число оборотов машин, соответствующее 1/2 назначенной скорости хода. X. полный (Full speed) — X., при котором корабли держат число оборотов, соответствующее назначенной скорости. X. самый малый (Dead slow) — X., при котором корабли держат необходимое и достаточное число оборотов только для сохранения способности удерживаться на данном курсе. X. самый полный (Full speed) — X., соответствующий наибольшему числу оборотов машины, возможному при данном числе действующих котлов. X. средний (Half speed) — Х. при котором корабли держат число оборотов машины, соответствующее 3/4 назначенной скорости хода.

    ХОД ХРОНОМЕТРА (Rate of a chronometer) — величина изменения поправки хронометра за определенный промежуток времени. Обычно рассчитывается суточный ход хронометра, показывающий, насколько хронометр уходит вперед или отстает за одни сутки.

    ХОДИТЬ (идти) (То navigate, to sail) — плавать на судне. X. на шпиле (То heave the capstan) — вращать шпиль. Ходи на шпиле (Heave cheerily) — приказание вращать шпиль. Ходи наверх — приказание выйти на верхнюю палубу. Ходом — приказание скорее тянуть что-нибудь, но ровно, без рывков. В отношении шпиля — означает вращать шпиль (ходом шпиль). Море ходит — волнуется. Волна по морю ходит.

    ХОДКОСТЬ - качество судна иметь и сохранять заданную скорость хода при данных условиях при минимальной затрате мощности механизмов, установленных на нем.

    ХОДОВАЯ ПОЛОСА - фарватер (см.) на реках и внутренних водных путях.

    Ходовая рубка - спецпомещение на корабле в надстройке, из которого ведется управление кораблем на ходу.

    ХОДОВОЙ КОНЕЦ (Runner, leading part of a rope) — тот конец у снасти, за который ее тянут.

    Ходовой мостик - огражденная часть палубы ходовой рубки, где расположены приборы управления кораблем – машинные телеграфы, репитеры компаса, лага и др.

    ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА КОРАБЛЯ - характеризуются следующими элементами: скоростью хода; дальностью плавания при различных скоростях хода; оперативным радиусом действия. Характеристиками X. К. К. служат также подвижность (инерция), управляемость, устойчивость на курсе и пр. Подвижность корабля характеризуется временем, необходимым для разгона корабля от состояния покоя до полного хода вперед и назад, а также временем, необходимым для торможения корабля от полного хода вперед или назад до остановки корабля. Существенное значение также для характеристики подвижности имеет длина пути, на которой корабль получит полный разгон и полное торможение (остановку). При плавании в составе соединения приходится учитывать X. К. К. данного соединения, которые отличаются от данных отдельного корабля, входящего в состав соединения. Такими элементами являются: скорость хода соединения; дальность плавания соединения; оперативный радиус действия соединения.

    Ходовые огни - установленное название судовых навигационных огней судна на ходу.

    ХОДОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОРАБЛЯ - см. Ходовые качества корабля.

    ХОДОК (Prime sailor, good sailor, fast sailor) — судно, обладающее большим ходом, чем однотипные с ним. Плохой X. (Bad sailor).

    " ХОДОМ" (Haul away) — приказание скорее (безостановочно) тянуть что-либо или вращать шпиль; в последнем случае — "X. шпиль".

    ХОЙ (Ноу) — до эры парового флота так называли боты, перевозящие пассажиров и грузы с берега на большие суда и обратно, а также плававшие в каботаже. В настоящее время термин X. все еще используется для известного рода лихтеров. Владельцев таких лихтеров называют хойманами (Hoyman).

    ХОЙЕР - ловецкая лодка (дощаник), применяемая преимущественно при рыбной ловле как во внутренних, так и в прибрежных померанских водоемах.

    ХОЛОДИЛЬНИК - Холодильник поверхностный (Condenser) — вспомогательный аппарат, обслуживающий главные машины. Служит для конденсирования отработанного пара в воду. Благодаря разрежению, образующемуся при конденсации пара в X., повышается мощность машины и обеспечивается питание котлов пресной теплой водой. X. разделяются на инжекционные и поверхностные. В инжекционных X. конденсация пара достигается смешением его с мелкими брызгами вводимой забортной воды. Т. к. морская вода не годится для питания котлов, то инжекционные X. применяются только на речных судах. Устройство поверхностного X. состоит в основном из металлического корпуса, закрытого с торцов трубными досками, служащими для закрепления в них большого числа мелких трубок. Корпус X. прикрывается с обоих торцов крышками, образующими водяные камеры, соединенные указанными трубками. По трубкам циркулирует забортная вода, подаваемая специальным циркуляционным насосом, а пар поступает в корпус X. и конденсируется там, соприкасаясь с внешней охлажденной поверхностью трубок (X. с внешним охлаждением).

    ХОЛОДИЛЬНИК МАСЛЯНЫЙ - аппарат для охлаждения отработанного смазочного масла, поступающего через фильтр из картера двигателя в X. М. Масло охлаждается, отдавая свое тепло забортной холодной воде через стенки трубок холодильника.

    ХОЛОДИЛЬНИК ОПРЕСНИТЕЛЯ - особый холодильник, служащий для образования питьевой воды. В нем пар не только обращается в воду, но и насыщается воздухом, т. к. лишенная воздуха дистиллированная вода для питья непригодна.

    ХОЛОДИЛЬНЫЕ МАШИНЫ (Refrigerating machines) — см. Машины рефрижераторные.

    ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ (Refrigerating installation) — совокупность машин, аппаратов и соединяющих их трубопроводов, служащих для искусственного охлаждения.

    ХОЛОДНАЯ МАССА ВОЗДУХА (X. М.) — всякая масса воздуха, температура нижнего слоя которой ниже температуры той подстилающей поверхности, над которой она протекает или располагается, вследствие чего Х. М. снизу нагревается. Холодные массы воздуха называются неустойчивыми массами. Типичными для достаточно "старой", т. е. для достаточно нагревшейся снизу X. М. являются днем конвенционные токи и как результат их — кучевые и ливневые облака и ливневые осадки, а ночью роса, иней, изморозь и радиационный туман.

    ХОЛОДНАЯ СТЕНА - см. Кабота течение.

    ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ, БЕЛОЕ ОРУЖИЕ (Small arms) — оружие рукопашного боя, в котором поражение врагу может быть нанесено ударом, разрезом или уколом; сообразно с этим и образцы X. О. устраивались с древнейших времен так, что ими можно было или наносить удары, или рубить, или колоть, или рубить и колоть вместе.

    ХОЛОСТОЙ ВЫСТРЕЛ (Blank shot) — выстрел без снаряда.

    ХОЛОСТОЙ ЗАРЯД (Blank charge) — заряд, предназначенный для производства холостого выстрела.

    ХОЛОСТОЙ ХОД - работа машины или установки без нагрузки, напр. вращение генератора с разомкнутой внешней цепью или вращение ненагруженного двигателя.

    ХОЛОСТЯК - просверленное в корпусе деревянного судна отверстие для постановки нагелей и болтов, оставшееся по недосмотру неиспользованным.

    ХОМУТ (арх.) — песчаный нанос вокруг затонувшего или севшего на мель судна. Говорят "Судно в Х.", т. е. окружено песчаным наносом, или "Захомутило", "Схомутило".

    ХОМУТ ЭКСЦЕНТРИКА, БУГЕЛЬ ЭКСЦЕНТРИКА - кольцо, насаженное свободно на эксцентрик, в котором эксцентрик вращается и сообщает эксцентриковой тяге, соединенной с бугелем, переменно-возвратное движение.

    ХРАП, ХРАПЦЫ (Cramp, crampoon, clasp-hook, clove-hook, sister-hook) — складной гак, состоящий как бы из двух простых гаков, складывающихся вместе. Употребляется там, где надо быть уверенным, что снасть или заложенный в X. подъемный строп сами не выложатся. Особенно широко X. применяются на шлюпках. Кроме того, X. называют строп для подъема бочек. Он состоит из двух концов с гаками, которыми закладывается за уторы бочки.

    ХРАПЕЦ, ХРАПОК (астр.) — отдушина, полынья во льду, которую продышали тюлени.

    ХРАПОВИК (Ratchet-wheel) — механизм для сообщения валу прерывистого вращательного движения в одном направлении. X. состоит из храпового колеса (зубчатого) и собачки, шарнирно соединенной с коромыслом, качающимся около центра храпового колеса. Собачка захватывает храповое колесо при вращении коромысла только в одну сторону; при обратном ходе она свободно проскальзывает на один или несколько зубьев. За каждое качание коромысла храповое колесо поворачивается в одну сторону на определенное число зубьев. X. иногда применяется в качестве стопорного механизма.

    ХРАПОВЫЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ СНАРЯДЫ - одночерпаковые землечерпательные снаряды, состоящие из поворотного крана, установленного на небольшом понтоне, с подвешенным на цепях или проволочных тросах храповым черпаком. Производительность таких снарядов колеблется в пределах 50—60 м3 в час и более.

    ХРАПОВЫЕ КОВШИ - захватное приспособление для массовых грузов или же для грунта при землечерпательных работах. Применяются в связи с поворотными кранами. Храповые ковши имеют подъемную силу в 2—3 т и дают по сравнению с другими приспособлениями незначительную производительность (не более 30—40 т в час).

    ХРАПОВЫЕ КОЛЕСА (Ratchet-wheels) — см. Храповик.

    ХРОМИРОВАНИЕ - электролитическое покрытие металлических изделий хромом в целях: а) повышения сопротивления металла механическому износу; б) повышения жаростойкости; в) получения стойкой отражающей поверхности.

    ХРОМИСТАЯ СТАЛЬ (Chrome steel) — сталь, в состав которой входит хром (2—5 %). X. С. имеет большую твердость, а с повышенным содержанием хрома (12—15 %) обладает высоким сопротивлением разъеданию кислотами.

    ХРОМОЦИНКОВАЯ СОЛЬ - см. Желтые краски.

    ХРОНОМЕТР (Chronometer) — пружинные часы тщательной выделки, предназначенные служить для точного определения промежутков времени. Установленный по времени какого-нибудь начального меридиана, обычно Гринвичского, от которого ведется счет долгот, X. дает возможность в любой известный момент местного времени на корабле рассчитать соответствующее время начального меридиана с достаточной для целей кораблевождения точностью. X. бывают средними и звездными в зависимости от того, в каких единицах они измеряют промежутки времени — в единицах среднего или в единицах звездного времени. На кораблях употребляются исключительно средние X., звездными же X. пользуются при звездных наблюдениях на берегу. Особенностью X. является движение секундной стрелки скачками через 0,5 сек. X. изобретен в 1735 г.

    ХРОНОМЕТРИЧЕСКАЯ КАЮТА - каюта на судне, в которой хранятся хронометры.

    ХРУПКОСТЬ (Brittleness) — свойство, характеризующее материал, противоположное пластичности. Хрупкие металлы разрушаются без предварительно заметных деформаций перед моментом разрушения.

    ХРЯЩ - продукт разрушения гальки, размером от 2 до 10 мм, несколько крупнее гравия.

    ХРЯЩЕВАЯ ПАРУСИНА - см. Парусина.

     Хурриканы - ураганы, скорость ветра в которых достигает 60 м/с.


















    Рейтинг@Mail.ru