фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг яко




     

    Морской словарь

    Яко





    Я или Яко буквенное значение одного из флагов военно-морского свода сигналов. Флага "Я" в международном своде сигналов нет.

    ЯВЛЕНИЕ ПРЕТОРИУСА - состоит в том, что при быстрой перекладке руля с борта на борт вследствие заноса кормы давление на руль увеличивается до полуторного против вычисленного по формуле.

    ЯГРА (арх.) — 1. Выдающаяся в море и заливаемая во время прилива часть берега. 2. Песчаная отмель в устьях рек, покрываемая при приливе водою.

    ЯДРА КОНДЕНСАЦИИ - взвешенные в воздухе пылинки или какие-нибудь другие частички, на поверхности которых могут сгущаться и конденсироваться в воздухе водяные пары.

    ЯДРА ПОВЫШЕННОГО ДАВЛЕНИЯ, или ВТОРИЧНЫЕ МАКСИМУМЫ - образуются в достаточно хорошо развитых отрогах. Облик погоды в этих ядрах имеет антициклональный характер и тем ближе подходит к облику погоды в антициклонах, чем лучше развито данное ядро.

    ЯДРО (Shot) — сплошной снаряд весом не менее 400 г (1 фунт). В настоящее время ядро употребляется только при практических стрельбах.

    ЯДРО СЕЧЕНИЯ - центрально расположенная часть площади сечения бруса, за которую не должны выходить силы, сжимающие брус, чтобы не вызвать в материале растягивающих напряжений.

    ЯЗЫК (арх.) — подводный ледяной риф.

    ЯКОРНАЯ БОЧКА - см. Бочка.

    Якорная вахта - особый вид дежурства на корабле.

    ЯКОРНАЯ МАШИНКА — специальное приспособление, служащее для одновременной отдачи пертулиня и рустова.

    ЯКОРНАЯ ПОДУШКА (Anchor lining) — выступ у борта судна, на котором якорь (не втягивающийся в клюз) лежит своей лапой, когда он убран.

    ЯКОРНАЯ СКОБА (Joining shackle) скоба, с помощью которой якорная цепь соединяется с якорем. Не путать этот термин с термином скоба якоря (см.).

    Якорная стоянка - бухта, залив, укрытые от волн и ветра, с глубинами, позволяющими стать кораблю на якорь.

    ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ (Anchor cable, anchor chain, chain cable) — цепи, служащие для соединения якоря с судном. Для становых якорей длина якорной цепи от 100 (184 м) до 150 саж. (276 м), для запасных 100 саж. (184 м). На некоторых судах (миноносцах, подводных лодках и др.) в целях уменьшения веса вместо цепей применяются тросы (канаты), и в этом случае они именуются якорными канатами. Якорные цепи бывают двух родов: с контрафорсами (распорками) (Open link) и без контрафорсов (Bar link). Последние делятся в свою очередь на якорные цепи с удлиненными и с короткими звеньями: якорные цепи с удлиненными звеньями употребляются иногда на плавучих маяках и для бочек, с короткими — на малых судах. На боевых кораблях якорные цепи применяются только с контрафорсами. Якорные цепи на военных кораблях состоят из смычек. Длина смычки стандартом определена в 23 м. Смычки состоят из звеньев овальной формы сварочного железа или из мягкой литой прокатной мартеновской стали. Концевые звенья на каждой смычке делаются без контрафорсов. Эти звенья выковываются с параллельными сторонами для удобства закладывания соединительных скоб; соседние звенья с концевыми делаются несколько увеличенного диаметра в целях постепенного перехода к звеньям с контрафорсами.

    Чтобы избежать утолщений якорной цепи в местах соединений смычек, выделываются особые патентованные соединительные скобы. Толщиной якорной цепи (ее калибром) считается диаметр круглого железа нормального звена. Диаметр нормального звена цепи d зависит от веса якоря и может быть получен из специально рассчитанных для этой цели таблиц. Приблизительные размеры дает французская эмпирическая формула: d = 2,853?Р, где: Р — водоизмещение судна в метрических тоннах, а d — диаметр звена в мм. Для приближенных подсчетов вес 100 пог. м цепи можно определять по формуле Р = 2d2, где: Р вес в кг, a d — диаметр в мм. Красится якорная цепь нагретой газовой смолой или кузбасским лаком. Чтобы знать количество вытравленной цепи, якорная цепь разбивается на участки по 20 м; на контрафорсе звена каждого участка кладутся марки из отожженной проволоки. Звенья, имеющие марки, окрашиваются вместе с контрафорсами до 100 м включительно в красный цвет,

    от 120 до 200 м включительно — в белый цвет и от 220 м — опять в красный цвет. Чтобы легче можно было видеть звенья с марками, их окрашивают определенным образом.

    Каждая якорная цепь имеет свой формуляр; он передается на корабль вместе с якорной цепью и содержит в себе данные о толщине, длине, весе и пробе цепи.

    "ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ ПОЛЗЕТ" — так говорят, когда якорная цепь травится сама, но не очень быстро, а стопором Легофа и машинкой (подпалубным стопором) ее задержать по какой-либо причине не могут.

    ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ СУЧИТ — см. Сучить.

    ЯКОРНОЕ МЕСТО (Anchoring place, anchorage) — см. Место. (Место, в котором отдан якорь корабля.).

    ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО (Anchor gear) — судовое устройство, служащее для удержания судна на месте во время стоянки в стороне от берега. Оно состоит из якоря, якорной цепи и приспособлений для отдачи, подъема и хранения якоря.

    Якорные огни - белые, круговые судовые отличительные огни на якорной стоянке.

    ЯКОРЬ (электрич.) (Armature) — та часть электрической машины, в которой возбуждается электрическое напряжение благодаря вращению в магнитном поле индукторов. В машинах переменного тока в зависимости от типа машины и ее конструкции Я. может быть и статор, и ротор.

    Якорь - кованный металлический снаряд, служащий для остановки судна путем сцепления его с дном моря. Якоря бывают разных систем. Два якоря, всегда готовые к отдаче и находящиеся на носу корабля, называются становыми. Кроме них есть один или два запасных, хранящихся поблизости. Малые якоря, служащие для перетягивания судна с места на место путем завоза, называются верпами. Самый тяжелый верп называется стоп-анкером.

    ЯКОРЬ (Anchor) — приспособление для удержания судна на месте при стоянке на свободной воде. Вес Я. находится в определенной зависимости от величины судна. Пользуясь нижеследующими эмпирическими формулами, можно приближенно определить вес того Я., который должен быть выбран для данного судна: а) вес Я. в кг Р = 44W, где: W — площадь погруженной части мидель-шпангоута, выраженная в м2; б) из практики французского флота вес Я. в зависимости от водоизмещения судна определяется следующими соотношениями: D от 85 до 2700 т, P = 1,25D 0,00015D, D от 2700 до 11000 т, Р = 0,9D 0,0002D, где: Р — вес якоря в кг, D — водоизмещение судна в т. Рабочее напряжение, выдерживаемое якорем и его цепью, приблизительно соответствует сопротивлению воды при двенадцатиузловой скорости хода. На кораблях ВМФ вес якорей и их количество определяется специальными нормами.

    Бросить Я. — встать на Я. Взять Я. на кат — поднять из воды посредством ката. Взять Я. на фиш — поднять фишем за лапу. Встал Я. — отделился от грунта во время подъема. Вышел Я. — показался над водой во время подъема. Забрал Я. — одной лапой вошел в грунт. Завалить Я. по-походному — уложить на подушки и закрепить по-походному.

    Завести Я. — завести с помощью шлюпки или другого судна. Закрепить Я. — укрепить по-походному. Изготовить Я. к отдаче — сделать все необходимые приготовления для немедленной отдачи. Идти на Я. — идти на якорное место. Кинуть Я. — стать на Я. Набежать на свой Я. — напороться днищем судна на свой же Я. Возможный случай при отдаче Я. на мелководье с переднего хода. На месте Я. — поднят и убран на надлежащем месте. Не держит Я. — не забрал за грунт. Не чист Я. — при подъеме якорная цепь обернулась вокруг штока Я. Отдать Я. — бросить в воду на якорной цепи. Остаться на Я. — не сниматься. Отвалить Я. — снять с подушек, вывести наружу и перевести всю его тяжесть на рустов и пертулинь. Отстаиваться на Я. — стоять на Я. в ожидании благоприятной погоды для выхода в море. Очистить Я. — снять со штока веретена или лап намотавшуюся на них якорную цепь или снять с него предмет, поднятый им с грунта. Переложить Я. — поднять и снова отдать. Поднять Я. — сняться с Я. Положить Я. — стать на Я. Потерять Я. — оставить Я. в грунте в случае обрыва якорной цепи. Приготовить Я. к отдаче — сделать все необходимые приготовления для немедленной отдачи. Сдрейфовало с Я. — под влиянием ветра или течения судно потащило вместе с Я. Сниматься с Я. — поднимать Я. Стоять для отдачи Я. — приказание лицам, обслуживающим якорное устройство, занять свои места по расписанию. Стоять на Я. — стоять, имея Я. отданным. Убрать Я. — закрепить по-походному. Чист Я. — якорная цепь не задела за шток, веретено или лапы. "Чист ли якорь?" — запрос с мостика старшего из стоящих у уборки якоря, не зацепился ли Я., поднятый из воды, за какой-либо предмет. Я. крадет (волж.) — якорь ползет. Я. панер (опанер) — якорная цепь подтянута настолько, что не имеет слабины, но Я. еще не отделился от грунта.

    ЯКОРЬ АДМИРАЛТЕЙСКИЙ (Common anchor, anchor of the Admiralty, pattern, stock anchor) — состоит из следующих основных частей: основного прямого бруса, называемого веретеном, кончающегося снизу утолщенной частью — трендом. Нижняя грань тренда называется пяткой. От тренда в стороны отходят два рога, кончающиеся лапами, острие которых называется носком. На утолщение в верхней части веретена, называемое заплечиком, насаженн шток в плоскости, перпендикулярной плоскости лап. Выше штока веретено соединяется со скобой якоря при помощи болта, проходящего через специально сделанное в нем отверстие. Штоки у Я. А. прежнего типа весом менее 3 т делались железными, у якорей же свыше этого веса — для легкости деревянными. В настоящее время согласно общесоюзному стандарту (ОСТ) штоки должны быть из кованой стали. Штоки вставляются в круглое отверстие в веретене и закрепляются чекой. Действие якоря следующее: по отдаче он вследствие большой тяжести своей нижней части и сопротивления якорной цепи, которая удерживает верхнюю часть, коснется дна сначала пяткой или лапой. Когда некоторая часть якорной цепи вытравится на дно, якорь ложится обыкновенно плашмя на обе лапы, а шток упирается одним концом в дно. Когда судно придет на якорную цепь и лежащая на дне часть последней натянется, она потянет за собой скобу якоря книзу; якорь перекантуется на штоке, шток ляжет горизонтально, а лапы станут вертикально. Шток при этом будет действовать как рычаг. Благодаря продолжающемуся натяжению якорной цепи нижняя лапа, как плуг, начнет входить в грунт до тех пор, пока веретено всей своей длиной не ляжет на дно, при этом нижняя лапа войдет в грунт целиком. Благодаря трудной и долгой уборке, а равно креплению по-походному якорей этого типа, они в настоящее время совершенно выводятся из употребления и сохранились на кораблях в виде стоп-анкеров и верпов. Что же касается их держащей силы, то она признается выше держащей силы новых патентованных якорей того же веса.

    ЯКОРЬ БОЛДТА - патентованный двухлапый якорь, применяемый на морских судах.

    ЯКОРЬ ГАУКИНСА - первый бесштоковый якорь с поворотными лапами, предложенный Гаукинсом в 1852 г.

    ЯКОРЬ ДЕННА (Denni's anchor) — употребляется в американском флоте. Веретено его упирается утолщенным концом в лапы, вследствие чего надежность якоря не зависит от крепости соединительного болта; если последний сломается, то якорь будет продолжать держать так же надежно, как раньше.

    ЯКОРЬ ИНГЛЕФИЛЬДА (Inglefield's anchor) — употребляется в германском флоте в качестве станового якоря и как верп. Он состоит из следующих частей: веретена с двумя скобами, двух лап, скрепляющихся с веретеном сквозным болтом, вкладыша и скобы якоря. Веретено железное, четырехгранного сечения; имеет одно отверстие вверху, в более тонкой части, для болта скобы якоря, другое внизу, в более толстой части, — для болта, скрепляющего веретено с лапами. Приливы на веретене ограничивают поворот лап. Обе скобы на веретене, служащие для закладывания ката, посажены на общий болт; положение их так рассчитано, чтобы якорь, взятый на кат, висел вертикально.

    В лапах по два круглых отверстия: через одну пару проходит болт, соединяющий лапы с веретеном, через другую пару — болт, соединяющий лапы с вкладышем. Болт скрепляется с лапами гайками; он имеет в середине цилиндрическое утолщение, несколько выступающее за края веретена, к концам болт сужен. С обеих сторон болта на него насаженны гайки, которыми лапы нажимаются на утолщение на болте. Отверстие в веретене несколько больше диаметра болта; сделано все это для того, чтобы лапы могли совершенно свободно вращаться. В веретене имеются каналы, идущие к болту для его смазки. Толщина вкладыша равна расстоянию между лапами. Он имеет вырез соответственно закругленной части веретена и снабжен двумя приливами. Назначение вкладыша — заставить лапы углубиться в грунт и ограничить их угол поворота. Первое достигается тем, что якорь, упав на дно, ложится на нижний прилив вкладыша; когда якорная цепь потянет якорь по дну, нижний прилив вкладыша начнет задевать за грунт и заставит нижнюю лапу войти в него. Второе достигается тем, что при повороте лап на 45° вкладыш упирается в прилив веретена и удерживает лапу в таком положении. Оба края вкладыша имеют по скобе для буйрепа. Чтобы скоба для буйрепа не могла преждевременно ограничить поворота вкладыша, упершись верхним краем в вырезы веретена, последние сделаны округленной формы. Чтобы якорь надежно забрал, необходимо его отдавать с хода.

    ЯКОРЬ МАРРЕЛЯ (Marrel's anchor) — употребляется во французском флоте. По своей конструкции очень похож на якорь Инглефильда. Лапы Я. М. выделаны каждая отдельно и скреплены с толстым болтом, пропущенным через нижнюю утолщенную часть веретена. Чтобы обеспечить забирание лап, имеются особые приливы. Действие этих приливов аналогично действию вкладыша якоря Инглефильда.

    ЯКОРЬ МАРТИНА (Martin's anchor) — делается всегда со штоком; веретено четырехгранное, имеющее вверху отверстие для болта скобы якоря, а внизу утолщение, через которое пропущены лапы. Обе лапы выделаны из одного куска; середина их цилиндрической формы, вследствие чего лапы могут свободно вращаться в нижней, также цилиндрической, части веретена. Лапы с веретеном скрепляются болтом, проходящим в желобе через веретено и входящим в желоб на цилиндрической части лап; желоб охватывает лапы лишь в верхней части, благодаря чему ограничивается угол их поворота. В некоторых видоизменениях якорей Мартина ограничение угла поворота лап достигается приливом, которым снабжены лапы. Шток делается широким, плоским и коротким; он лежит на заплечиках веретена и скреплен с последним сквозным болтом с чекой. В т. наз. усовершенствованном Я. М. на лапы наделана особая коробка. Когда якорь падает на дно, нижняя грань коробки ложится на грунт и, когда якорь под действием натяжения якорной цепи поползет, заставляет лапы развернуться книзу и войти в грунт.

    ЯКОРЬ МИЧЕЛЬСА - см. Якоря мертвые.

    ЯКОРЬ ПОДПУСКНОЙ (речн.) — левый становой якорь.

    ЯКОРЬ ПОРТЕРА впоследствии усовершенствованный Тротманом, сохранил фамилию последнего. Обыкновенно он называется якорем Тротмана (см.).

    ЯКОРЬ РОДЖЕРСА - якорь адмиралтейского типа; рога у него очень толстые, лапы маленькие и заострены к носкам; шток сделан из полосового железа и заканчивается обухами на каждой ветви, служащими для уборки якоря. В тренде сделано сквозное отверстие для буйрепа. Этот якорь прекрасен для твердого грунта, но в мягком его держащая сила очень мала.

    ЯКОРЬ РЫСКОВОЙ - четырехрогий адмиралтейский якорь.

    ЯКОРЬ САЙКСА (Sykes' anchor) — применяется по преимуществу в английском флоте. В этом якоре болт, который служит для соединения лап с веретеном, заменен особым шаровидным шарниром, что позволяет лапам двигаться в любом направлении

    ЯКОРЬ СЕГМЕНТОВИДНЫЙ - см. Якоря мертвые.

    ЯКОРЬ СМИТА, ЯКОРЬ ВЕСТЕНЕЙ-СМИТА (Wasteneys-Smith's stockless anchor) — употребляется в английском флоте. Якорь Смита без штока. Особенность его заключается в том, что веретено вылито из одного куска с перпендикулярным к нему трендом; обе лапы прикреплены к концам сквозного болта, свободно вращающегося в тренде. Каждая лапа имеет с внутренней стороны по приливу, который, вращаясь вместе с лапами и упираясь в тренд, ограничивает угол поворота лап.

    ЯКОРЬ СТАНОВОЙ (Bower anchor) — 1. Якорь, на который судно обычно становится. Вес Я. С. определяется по следующей приближенной формуле: G = CD2/3

    где: G — вес якоря в кг, D — водоизмещение судна в т, С — коэффициент, колеблющийся от 0,8 до 10,5. 2. На реках — правый носовой якорь.

    ЯКОРЬ ТАЙЗАКА (Tyzack's anchor) — существенно отличается от всех существующих типов якорей тем, что имеет четыре лапы. Две лапы (средние) служат для первоначального разворота лап, а также для увеличения задерживающей силы якоря.

    ЯКОРЬ ТРОТМАНА, точнее якорь ПОРТЕРА-ТРОТМАНА — имеет шток из кованой стали, вставляемый в веретено, как у адмиралтейского якоря. Лапы выделаны из одного куска и пропущены через вилкообразное расширение на конце веретена, имеющего два сквозных отверстия. Через эти отверстия и через отверстие в середине лап пропущен болт для их соединения с веретеном. Вокруг этого болта лапы вращаются перпендикулярно плоскости, проходящей через веретено и шток. Якорь может забирать только одной лапой. Сравнительно небольшие и острые лапы внизу снабжены приливами. Цель их — заставить, когда якорная цепь потащит якорь по грунту, нижнюю лапу откинуться, если она прижата к веретену вплотную, и ее забрать. Нижняя лапа будет отходить книзу до тех пор, пока верхняя не упрется в веретено. Преимущество якоря Тротмана перед адмиралтейским заключается в том, что якорная цепь отданного якоря не может запутаться за верхнюю лапу (он не может быть нечистым на лапу), т. к. верхняя лапа прижата к веретену. Он легко разбирается и может храниться по частям как запасный якорь. К недостаткам якоря надо отнести: а) он не так хорошо забирает, как адмиралтейский, б) соединение лап с веретеном на одном болту не может быть признано достаточно прочным.

    ЯКОРЬ ФЕЛЛОУ — характерен шариками, находящимися между трущимися частями веретена и лап. Этот якорь не привился из-за дороговизны и сложности конструкции.

    ЯКОРЬ ФИАТ — такой же, как адмиралтейский, но со штоком и складными лапами. Хранить такой якорь очень удобно, но готовить и убирать его гораздо труднее, чем адмиралтейский.

    ЯКОРЬ ХОЛЛА (Hall's anchor) — наиболее употребителен в настоящее время. На всех наших новых кораблях якорь Холла употребляется без штока, на более старых имеются еще эти якоря со штоком. Веретено у якорей Холла четырехгранное; на тонком его конце имеется отверстие для болта скобы якоря, на более толстом закругленном конце — отверстие для болта, который служит для соединения веретена с лапами. Лапы выделаны из одного целого; в середине их имеется отверстие, в которое вставляется закругленный конец веретена и два ложа для концов соединительного болта. Последний цилиндрической формы; на него передается натяжение якорной цепи лапами. Соединительный болт закладывается при сборке якоря на место после того, как лапы надеты на веретено. Чтобы лапы не могли сдвинуться кверху, имеются еще два болта, проходящие перпендикулярно соединительному болту через круглые отверстия в лапах. Приливы на лапах служат для того, чтобы заставить их повернуться и углубиться в грунт. Для увеличения держащей силы лап приливы их снабжены лопатообразным утолщением. Ограничение в повороте лап достигается тем, что средняя часть прилива упирается в веретено при повороте в 40—45° и не позволяет лапам больше разворачиваться. Действие якоря следующее: упав на дно, якорь ложится плашмя; когда якорная цепь потянет его по дну, нижний прилив лап войдет в грунт, заставит лапы повернуться книзу и забрать. Чтобы якорь надежно забрал, необходимо его отдавать с хода.

    ЯКОРЬ ЦЮБЛИНА (Zublin's anchor) — якорь с лопатообразными приливами, служащими для поворота лап.

    ЯКОРЯ БЕЗ ШТОКА — якоря, обычно патентованные, не имеющие штока. Они легче убираются, ибо втягиваются целиком в клюз. Быстрота уборки и отсутствие кат- и фиш-балок есть их главнейшее преимущество. Якоря с вращающимися лапами без штока имеют тот недостаток, что при разворачивании судна, если натяжение якорной цепи происходит в сторону от направления веретена, они выворачиваются одной лапой из грунта, что очень ослабляет их держащую силу. Даже и при прямой тяге якорной цепи обе лапы могут в грунте встретить неодинаковое сопротивление и якорь начнет разворачиваться на лапе, испытывающей большее сопротивление, а лапа, испытывающая меньшее сопротивление, вывернется из грунта.

    ЯКОРЯ МЕРТВЫЕ (Mooring anchors) — якоря различных систем, употребляющиеся для установки бочек, бриделей, плавучих маяков и т. п. Наиболее употребительные из этих систем следующие.

                 Обыкновенный адмиралтейский со срезанной одной лапой, чтобы корабли на мелководье не могли бы за нее задеть.

                 Сегментовидный якорь с выемкой в нижней части. Такие якоря особенно хороши в мягком грунте.

                Грибовидный якорь — нижняя часть его представляет собою сегмент, которым якорь зарывается в грунт. Веретено имеет массивное утолщение, сделанное для того, чтобы своим весом оно заставляло веретено лежать горизонтально. Держащая сила его особенно велика, но годен он только для мягкого грунта, в который ввинчивается при помощи рычага, соединенного с несколькими стержнями, вставленными друг в друга и в отверстие в голове якоря. Я. М. укладываются на место краном или килектором. В некоторых случаях для увеличения держащей силы Я. М. при укладке его размывают грунт. Недостаток всех Я. М. заключается в том, что их нельзя периодически осматривать вследствие невозможности их подъема со дна.

    ЯКОРЯ ПЛАВУЧИЕ (Sea anchors, drift anchors, floating anchors) — приспособления, которые подобно прежним деревянным лагам представляют большое сопротивление воде; поэтому их можно рассматривать как тела, плавающие в воде неподвижно. Я. П. очень полезны, чтобы замедлить движение потерпевшего аварию и потерявшего способность двигаться судна, когда его начинает дрейфовать; это особенно существенно, если авария произошла вблизи берегов или на водном пути С большим движением судов, от которого нежелательно удаляться. Я. П. обычно сооружаются судовыми средствами. Для этого берут два толстых бревна длиною с половину ширины судна и снайтовливают их вместе накрест. К кресту крепится брезент, за нижний конец вертикального бревна вяжется конец, на котором висит верп, за верхний конец того же бревна крепится оттяжка. При посредстве последней якорь поворачивается плашмя и выбирается к судну. Насколько Я. П. хороши и испытаны практикой на небольших (особенно парусных) судах, настолько для больших судов их польза сомнительна и совершенно не проверена опытом. Если готового Я. П. на судне нет и нет времени для его сооружения, то приблизительно тех же результатов можно достичь, вытравив оба или один становой якорь и якорные цепи, — машина стопорится. Якоря и якорные цепи, действуя как Я. П., удерживают нос судна против волны; понятно, что все это возможно лишь на небольших глубинах. На сравнительно мелкой воде можно отклепать одну или обе якорные цепи от якорей и вытравить их настолько, чтобы концы волочились по грунту. На малых судах с легкими якорными цепями советуют брать их за тренд якорей и отдать — тогда якоря будут ползти по грунту, не забирая. Перечисленные способы были хороши во времена парусного флота и как наследие перешли в наше время. Для современных судов их полезность оспаривается.

    ЯКОРЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПОДВОДНЫЕ — специальные якоря, применяющиеся для стоянки подводных лодок под водой. Среди различных видов таких якорей наиболее употребительным является якорь стального литья грибовидной формы. Вместо якорной цепи у подводных якорей применяется стальной трос. Вес якоря рассчитывается по определенной формуле.

    ЯКУШИ — под этим названием на Волге известны плотники (из деревни Якуши Горьковской области), занимающиеся в деревянном судостроении отделкой разных предметов, требующих чистой работы.

    ЯЛ (Yawl) — короткая и широкая шлюпка с полными обводами. Бывают от 2- до 8- весельных. Называются по числу весел. Полное название — восьмивесельный Я., шестивесельный Я. и т. д. Чаще применяется сокращенное название — восьмерка, шестерка, четверка, двойка. Я. представляют собой наиболее нужные на кораблях рабочие и грузовые шлюпки. Служат для посылок, работ у борта, перевозок легких грузов и т. д. Восьмерки и шестерки в мореходности уступают только барказам. Четверки бывают распашными. См. также Иол.

    ЯЛИК (Skiff) — небольшая шлюпка, имеющая пару или две пары весел и служащая для перевоза людей через реку или небольшие закрытые водные пространства.

    ЯМА УГОЛЬНАЯ (Coal bunker) — специальное помещение на судне, в котором хранятся запасы каменного угля для котлов. У основания переборок угольных ям в котельном отделении делаются отверстия, закрываемые подъемными щитами, через которые кочегары входят для разгребания расходуемого угля. Чтобы отверстие не завалило углем, внутри угольной ямы над отверстием приделывается наклонный лист. Для определения количества угля, могущего вместиться в угольные ямы, обыкновенно полагают, что 1 т угля требует 1,3 м3, считая объем угольной ямы до нижней кромки бимса палубы. На торговых судах угольные ямы обычно называют бункерами. Угольная яма запасная (Gross bunker) — небольшой трюм впереди котельного отделения на судах, совершающих длинные переходы, используемый в случае надобности для запасов топлива. В задней переборке этого трюма имеются плотно задраиваемые двери, через которые уголь подается в кочегарку.

    ЯНКИ-ХАШШ - матросское блюдо, представляющее собой толченый картофель с мелко изрубленной солониной.

    ЯПОНСКАЯ МОРСКАЯ КОРПОРАЦИЯ - см. Классификационные общества.

    ЯПОНСКИЕ БАРКИ — однопалубные суда, похожие на джонки, длиною в 2 4,4—2 7,4 м (8 0—9 0 фут.); имеют одну мачту с одним четырехугольным парусом и двумя кливерами.

    ЯПОНСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, или КУРОСИВО (синее течение) — образуется из Северного экваториального течения Тихого океана, которое, повернув к N вследствие встречи с Филиппинскими островами, подходит к острову Формоза и, начиная отсюда, называется Я. Т. У Формозы это течение шириною всего около 100 мор. миль, далее оно уклоняется вправо и идет западнее Лиу-Киузских островов к Японским островам. Восточная окраина течения менее определенная, нежели западная. Скорость Я. Т. вначале около 35—4 0 мор. миль, у Лиу-Киузских островов доходит до 7 0—8 0 мор. миль. Летом северного полушария скорость Я. Т. бывает больше, доходя иногда даже до 100 мор. миль. Температура воды Я. Т. в его начале в августе около 28°. Подходя к Японии, течение проходит проливом Ван-Димена между островом Нипоном и Лиу-Киузскими островами, расширяется и достигает ширины в 300 мор. миль, причем скорость его уменьшается, У северных берегов Нипона, между последним и отшедшим вправо в океан Я. Т. появляется холодное течение — Оя-Сиео, идущее от Курильской гряды островов; его температура на несколько градусов ниже, нежели Я. Т. Пройдя параллель северной оконечности Нипона, Я. Т. постепенно теряет свою силу, уклоняется вправо в открытый океан и, начиная отсюда, называется западным дрейфом Я. Т. Оно идет на восток поперек океана между параллелями 40—50° с. ш. со скоростью 10—20 мор. миль. Подойдя к Америке, течение разделяется, часть его заворачивает на N вдоль берега Канады и Аляски, образуя теплое Алеутское течение. Скорость этого течения незначительная. Другая часть дрейфа Я. Т. заворачивает на юг и идет под именем Калифорнского течения вдоль берега Америки. Средняя скорость Калифорнского течения 15 мор. миль. Пройдя параллель южной оконечности полуострова Калифорния (тропик), течение постепенно уклоняется к SW и W и вливается в Северное экваториальное течение. Я. Т. во многих отношениях подобно Гольфстриму.

    ЯР (сев.) — крутой песчаный берег.

    ЯР (речн.) — невысокий, обрывистый, пойменный берег различной высоты, состоящий из рыхлых наносов, расположенных слоями, легко размывающихся водой. Очертания яра большею частью вогнутые.

    ЯРД (Yard) — мера длины, принятая на английском флоте. Ярд = 3 фут. Выражая в ярдах дистанции при использовании оружия и считая в морской миле 2027 ярдов, англичане тем самым допускают ошибку в 1 фут на одну милю, т. е. на величину, не имеющую никакого практического значения.

    ЯРКОСТЬ источника света — количество световой энергии, испускаемой 1 кв. см источника света; выражается в свечах на 1 кв. см. Я. сильно падает в зависимости от понижения температуры источника света.

    ЯРОВОДЬЕ (арх.) — 1. Сильный разлив реки, поем после ледохода. 2. Сильный морской прилив, который совпадает с высокою водою Сев. Двины.

    ЯРУС (сев.) — рыболовная снасть. Представляет собою очень длинный тонкий (ок. 2—2,5 см в окружности) линь, составленный из ряда стоянок, в который через каждый 1,5— 2 м вплетены короткие (ок. 1/2 м) тонкие концы — оростиги, имеющие на своих других концах рыболовные крючки. Перед постановкой Я. на крючки наживляется наживка. Я. укладывается на дно, для чего имеет на своих концах, а иногда и посредине самодельные якоря (обвязанные тросом камни). К якорям на специальных линях привязываются буйки (кубасы), указывающие место Я. и служащие для его подъема. Я. ставятся обычно нормально к берегу. Я. имеют длину от 5 до 10 и даже до 15 км.

    ЯРУСНАЯ СЕТЬ - применяется для лова донных и придонных пород рыб. Очень распространена в рыбном промысле. Служит главным образом для лова с небольших лодок и разных типов ботов, а на крупных металлических промысловых судах имеет большей частью вспомогательное значение. Я. С. состоит из линя, к которому на определенных расстояниях подвязываются поводцы (форшни) с крючками, несущими наживку. На каждый конец линя (стоянку), который имеет обычно в длину 100—120 м, приходится 50—60 крючков. Три стоянки образуют тюк. Соединение тюков образует в свою очередь Я. С. В каспийском промысле применяется т. наз. английская снасть, или калада, принципиально не отличающаяся от описанного выше мурманского яруса.

    ЯРУСНЫЕ ЛЕБЕДКИ - лебедки с двумя шкивами, расположенными в одной, обычно вертикальной, реже горизонтальной плоскости, в непосредственной близости один от другого. Применяются на промысловых судах для выбирания стоянки яруса. В зависимости от типа судна применяются паровые, приводные или ручные лебедки.

    ЯРЬ (волж.) — речной и морской ил, перетирающий сети и снасти.

    ЯРЬ-МЕДЯНКА - см. Зеленые краски.

    ЯСЕНЬ крепкое, гибкое и удобное для обработки дерево; широко применяется в судостроении, особенно мелком.

    ЯСНЕЦ (арх.) — чистый, прозрачный синеватый лед без примеси снега.

    "ЯСНО ВИЖУ" — так иногда называют ответный вымпел (см.)

    ЯСОН — см. Условие Ясона.

    ЯХТА (Yacht) — точно установить значение этого термина не представляется возможным, т. к. Я. называют самые разнообразные суда, начиная от полупалубного бота и кончая большим трехмачтовым судном вроде Я. "Sunbeam", принадлежавшим Брассею. Вообще же говоря, Я. — это судно любого рода, размера и формы, служащее для морских прогулок или спорта. См. также Спортивные суда парусные.
    О происхождении термина яхта читайте в Морском интернет-клубе "Кубрик"!
    .

    ЯХТ-КЛУБ (Yacht-club) — физкультурная организация, культивирующая виды водного спорта (парусный спорт, моторный и гребной).

    ЯХТА-ГАЛЕОС - небольшое парусное судно, имеющее большую и малую мачту (грот и бизань).

    ЯХТСМЕН (Yachtsman) — владелец яхты; любитель яхтенного и вообще парусного спорта.

    ЯЩИК КАНАТНЫЙ (Chain locker) — помещение, в котором хранится на судне якорный канат (старое название якорной цепи).

    ЯЩИК СИГНАЛЬНЫЙ (Signal locker) — см. Сигнальные шкафы.

    ЯЩИК УГОЛЬНЫЙ (Coal bunker) — помещение на судне для хранения запасов каменного угля; угольная яма; бункер.

    ЯЩИК ЦЕПНОЙ (Chain locker) — отделение в носовой части судна, в котором помещается якорная цепь .

    ЯЩИКИ ВОЗДУШНЫЕ - см. Воздушные ящики.

    ЯЩИЧНЫЕ СУДА (Trunk deck vessels) — суда, служащие для перевозки сыпучих грузов; они имеют вдоль всей верхней палубы от средней надстройки до полубака и полуюта возвышение в виде прямоугольного ящика. Ящичные суда иногда называют коффердамовыми судами. В последнее время Я. С. не строятся.

     









    Рейтинг@Mail.ru