фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг наш

     




    Морской словарь

    Наш





    Н (Наш) — буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага по военно-морскому своду, как сигнала, — «Гружу боевой запас» (взрывчатые и огнеопасные вещества). Флаг «Н» по международному своду сигналов означает: «У меня есть на борту доктор».

    НАБЕЖАТЬ НА СВОЙ ЯКОРЬ (То go over her own anchor) — говорится о судне, когда оно под действием изменившегося течения или ветра развернется так, что встанет над своим якорем.

    НАБЕРЕЖНАЯ (Quay, wharf, embankment) — береговая полоса, укрепленная вертикальным ограждением или откосом, приспособленная для причала судов и снабженная оборудованием для их погрузки и выгрузки, а также складами и путями (ж.-д.).

    НАБИВАТЬ, НАБИТЬ КАНАТ, цепь, конец, снасть — тянуть, натягивать, выбирать слабину.

    НАБИВКА (Packing) — эластичный материал или металл, служащий для уплотнения зазоров между частями механизмов, чтобы предупредить утечки пара, газа или жидкости. По назначению Н. можно подразделить на два вида: 1) для постоянных соединений, так называемые прокладки, и 2) для движущихся частей машин, собственно Н.: для сальников, поршневых и золотниковых штоков, пробок кранов, водомерных стекол и т. п.

    НАБИВНОЙ ЛЕД (Nabivnoy or rafting ice) — многослойный лед (подсовы), образовавшийся в результате попадания одних льдин под другие.

    НАБИВОЧНАЯ КОРОБКА (Stuffing-box, gland) — стакан сальника, отливаемый на днище цилиндра, золотниковой коробки и пр. в месте прохода штоков и заполняемый набивкой для сохранения непроницаемости. Н. К. разделяются на: коробки с мягкой набивкой (при небольшом давлении пара) и с жесткой металлической набивкой (при высоком давлении пара). См. Сальник.

    НАБИВОЧНЫЕ КОЛЬЦА — служат для уплотнения поршня, двигающегося в цилиндре. Состоят из нескольких металлических, обыкновенно чугунных, разрезных колец, устанавливаемых в желобках, протачиваемых в ободе поршня.

    НАБИРАТЬ ВЫСОТУ — вести самолет на высоту (на подъем).

    НАБИРУХА, НАКАТ (сев.) — большая океанская волна, вкатывающаяся через узкий пролив в небольшую бухту, отчего уровень воды в ней сразу повышается, затем быстро падает.

    НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ ПОСТЫ — посты службы наблюдения и связи, развернутые на побережье морей для ведения непрерывного, по времени и пространству, наблюдения за обстановкой в пределах действия оптических средств.

    НАБЛЮДАТЬ — рассматривать, внимательно следить, замечать. Н. за воздухом — следить за появлением летательных аппаратов. Н. за горизонтом — следить за появлением на горизонте дымов, мачт или труб кораблей, вспышек, огней, знаков ограждения и пр. Н. за падением снарядов — замечать места падений снарядов относительно цели. Н. за подводными лодками — следить за появлением подводных лодок. Н. за сигналами (То look out for signals) — внимательно следить за производством сигналов на корабле-флагмане (соседнем мателоте, репетичном корабле). Н. светило — измерять его высоты.

    НАБОЙНЯ — небольшое речное судно (лодка); снабжается 2 — 4 веслами и съемной мачтой со шпринтовым парусом.

    НАБОР ВЫСОТЫ НАРУЖНЫМ СКОЛЬЖЕНИЕМ — фигура высшего пилотажа; выполняется следующим образом: набрав скорость на полном газе, делают крен, давая ручку в сторону крена и немного ноги; когда самолет повернет градусов на 20 от своего прежнего направления, ноги нейтрально и ручку на себя. Самолет, не будучи больше поддерживаем ногой, по закону инерции будет скользить вверх на крыло (наружное скольжение), а благодаря тяге мотора и ручке, взятой на себя, будет забирать высоту носом вверх. В последнем моменте важно не передрать самолет и не потерять скорость. Забрав, сколько можно, высоты, летчик выравнивает на некоторое время самолет, чтобы набрать скорость перед повторением фигуры.

    НАБОР СУДНА (Ship framing timbers) — остов или скелет судна; состоит из различных продольных и поперечных связей, придающих корпусу заданную форму и обеспечивающих крепость судна. Эти связи служат опорными контурами покрывающих их листов наружной обшивки судна, настилки палуб, переборок и т. п. В зависимости от назначения и месторасположения частей набора корпуса различают следующие главные части набора: а) набор днища, б) набор бортов, в) набор палуб, г) набор переборок, д) набор в оконечностях, е) набор позади брони. См. Система набора.

    НАБОРНЫЕ ЧЛЕНЫ (Frame timbers) — штуки дерева, из которых состоит остов деревянного судна.

    «НА ВАЛЕК» Toss up») — см. Весла на валек. Устройство шлюпки, команды на шлюпках смотрите в Морском интернет-клубе "Кубрик"!

    «НАВАЛИСЬ, ДАЙ ХОД» (Give way fore and aft! Stretch out 1 Pull away!) — команда, подающаяся на гребных шлюпках, по которой гребцы должны грести более сильно, наваливаясь.

    НАВАРХ (ист.) — звание командующего флотом в государствах древней Греции (Афины, Спарта, Коринф).

    НАВЕДЕНИЕ, НАВОДКА ОРУДИЯ - придание оси канала орудия такого положения, при котором траектория при выстреле пройдет через цель.

    НАВЕСИТЬ РУЛЬ (То hang the rudder, to ship, the rudder) — поставить руль на место.

    НАВЕСНАЯ ТРАЕКТОРИЯ — для поражения горизонтальных целей необходимо, чтобы снаряд падал сверху на поверхность поражаемого предмета, т. е чтобы траектория имела возможно большую крутизну; такие траектории называются крутыми или навесными.

    НАВЕСНО-ПАЛУБНОЕ СУДНО или ШЕЛЬТЕРДЕЧНОЕ (Shelterdeck vessel) — разновидность легкопалубных судов, у которых верхняя легкая палуба имеет в носу и в корме специальные люки (Tonnage openings), без приспособлений для плотного их закрытия; это дает право исключить из регистровой вместимости пространство под навесной палубой, а вместе с тем дает возможность использовать это пространство для перевозки грузов.

    НАВЕСНЫЙ КУБРИК (Hangi ng stage) (стар.) — помост в носовом и кормовом трюме.

    НАВЕСЬ (волж.) — кормовое весло на лодке, заменяющее руль.

    НА ВЕТРЕ (Windward) — см. Быть на ветре.

    НАВЕТРЕННАЯ СТОРОНА (Weather-side, luff) — сторона судна, подверженная действию ветра; так, напр., если судно идет правым галсом, то правая сторона и будет в этом случае наветренной.

    НАВЕТРЕННЫЕ БРАСЫ (Weather braces) — если судно идет правым галсом, то Н. Б. будут брасы с правого борта; если судно идет левым галсом, то Н. Б. — брасы левого борта.

    НАВЕТРЕННЫЙ (Windward) — расположенный со стороны ветра.

    НАВЕТРЕННЫЙ БЕРЕГ — берег, расположенный с наветренной стороны судна.

    НАВЕТРЕННЫЙ ТРАВЕРЗ — направление, перпендикулярное диаметральной плоскости корабля с наветренной стороны.

    НАВИГАТОР (Navigator) — мореплаватель.

    НАВИГАЦИОННАЯ МАШИНА ВИЛЛИСА — вычислительная машина, изобретенная американским инженером Виллисом; представляет собой комбинацию пяти точно разделенных кругов для отсчета значений пяти элементов сферического треугольника: широты, склонения, часового угла, высоты и азимута. Имеется два типа Н. М. В.: для моряков и для летчиков. Деления кругов первой машины отсчитываются с точностью до 1', а второй до 5' дуги. Вес первой — 12 кг, второй — 3 — 3,5 кг. Все круги снабжены верньерами. Длина машины 28 см (И дюймов). Обращение с этой машиной весьма простое и удобное. Установив по условиям задачи соответствующие круги машины на заданные отсчеты, с других кругов прибора снимаем значения остальных элементов сферического треугольника, т. е. получаем искомый ответ.

    НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ — то же, что знаки предостерегательные (см.).

    НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ — см. Морские карты.                            

    НАВИГАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты, употребляемые в морском деле в целях обеспечения кораблевождения. К числу навигационных инструментов относятся: прокладочные инструменты (измерительный циркуль, параллельная линейка, транспортир, протрактор и др.), магнитные компасы, лаги и навигационные лоты.

    НАВИГАЦИОННЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ ЛОТА — прибор для механического решения астрономических задач. С помощью этого вычислителя можно решать следующие задачи: определение высоты и азимута светила по счислимой широте и месту светила; определение поправки компаса; определение долготы по известной широте и наоборот; расчет момента наблюдений для определения долготы; определение момента восхода или захода светила и поправки компаса в этот момент; определение наименования звезды; определение ортодромического курса и длины ортодромии. Решение некоторых астрономических задач онлайн в Морском интернет-клубе "Кубрик"!

    НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД — промежуток времени, в течение которого данный порт или водный путь доступен для движения судов (свободен ото льда, имеет достаточную глубину и т. д.).

    НАВИГАЦИЯ (Navigation) — 1. Один из основных разделов науки кораблевождения, излагающий основания для вождения и определения на карте места корабля в море по береговым предметам или по счислению. Основными приборами для этой цели служат компас и лаг. Особую область Н. составляет тактическая навигация, изучающая законы и методы маневрирования как одиночного корабля, так и соединения кораблей. 2: Судоходство, мореплавание. 8. Время года, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Учебник по навигации в Морском интернет-клубе "Кубрик"!

    НАВОДКА (Aiming) — см. Наведение.

    «НА ВОДУ» (Give way) — команда, подающаяся на гребных шлюпках. По этой команде гребцы одновременно заносят лопасти весел к носу, сразу опускают их и начинают грести. Баковые (на десятках и выше) со вторым гребком берут одновременно свои весла, поднимают их лопастями вверх и, хлопнув одну о другую, кладут в уключины, с третьим гребком вступают в греблю.

    НАВОДЧИК — боец орудийного расчета, главной обязанностью которого в бою является наведение орудия на цель. Первый или горизонтальный наводчик наводит орудие в горизонтальной плоскости, второй или вертикальный наводчик наводит орудие в вертикальной плоскости.

    НАВОЛОК (сев.) — большой высокий мыс; тупой, выдающийся в море мыс.

    «НА ВЫСТРЕЛ» (Secure to the boom)приказание шлюпке тянуться к шкентелю на выстреле.

    НАГЕЛЬ (Tree-nail pin, axle, block pin) — 1. Болт с продолговатой фигурной головкой. 2. Деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов. 8. Ось у шкива блока.

    НАГОН (касп.) — см. Выгон.

    НАГРЕВАТЕЛЬНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (Heating surface) парового котла — поверхность парового котла, омываемая с одной стороны дымовыми газами, а с другой стороны — водой.

    НАГРУЖАТЬ (То load) — наполнять судно грузом.

    НАГРУЖЕННОЕ СУДНО (Loaded ship) — судно, закончившее приемку грузов на борт.

    НАГРУЗКА (Load) 1. Электрическая мощность, отдаваемая генератором при работе на внешнюю цепь. Различаются: а) Н. безиндукционная (напр., электрические лампы накаливания); б) Н. индуктивная (напр., электродвигатели); в) Н. электродвигателя — мощность, развиваемая двигателем на валу; г) Н. пиковая — временное потребление электрической энергии, значительно превышающее среднесуточную нагрузку. 2. Совокупность сил, действующих на тело, к которым относятся внешние силы, вес и силы инерции.

    НАГРУЗКА КОТЛА — показателем использования поверхности нагрева (паропроизводительности) котла, по которому сравниваются различные котлы, является количество пара в кг, снимаемое с 1 м2 поверхности нагрева котла в час. Для судовых котлов эта величина при форсированной работе составляет 60 — 80 кг, а иногда и более.

    НАГРУЗКА СУДНА — подробная сводка всех грузов, составляемая во время проектирования или постройки судна, для определения расчетным путем веса корабля и его центра тяжести. Для расчета крепости судна на тихой воде и на волне строится кривая нагрузки, ординаты которой выражают веса судна, отнесенные к единице его длины.

    НАДВОДНАЯ ЧАСТЬ СУДНА (Upper works, dead works of a ship or that part which is above water) — часть судна, возвышающаяся над ватерлинией.

    НАДВОДНЫЙ БОРТ (Freeboard) — борт судна, простирающийся от грузовой ватерлинии до верхней палубы. Высота Н. Б. судна, характеризующая запас его пловучести, имеет большое значение для обеспечения различных мореходных качеств судна.

    НАДГОРИЗОНТНАЯ ПОЛОВИНА СФЕРЫ НЕБЕСНОЙ — истинный горизонт наблюдателя делит сферу небесную на две половины; та половина, в которой расположен зенит, называется надгоризонтной.

    НАДДУВ — дополнительная против нормальной подача в цилиндр двигателя воздуха (или горючей смеси), сжатого до 1,1 — 1,3 атм посредством насоса, приводимого в движение от вала двигателя или от постороннего источника энергии. Применяется с целью повышения мощности, главным образом, двигателей внутреннего сгорания и, в частности, авиационных двигателей.

    НАДЕЛКА РУЛЕВАЯ — щит, навешиваемый на руль для увеличения его площади и улучшения поворотливости судна.

    НАДЕТЬ ЧАЛКУ (волж.) — означает накинуть петлю швартова на кнехт, пушку или тумбу при приставании (причаливании) судна к пристани или к другому судну.

    НАДИР (Nadir) — точка пересечения сферы небесной с отвесной линией, продолженной вниз из места наблюдения. Н. противоположен зениту.

    НАДКОННИК — продольный деревянный брус судового набора барки, проходящий над конем.

    НАДРАИТЬ — 1. Вытянуть снасть втугую. 2« Чистить, напр., надраить палубу, медяшку и т. п.

    НАДСТРОЙКИ (Superstructures) — всякого рода закрытые помещения, сооружаемые на верхней (основной) палубе судна и простирающиеся от борта до борта. Помещения, не удовлетворяющие последнему условию, называются рубками.

    НАДУВНАЯ ЛОДКА — складная лодка из прорезиненной материи, надуваемая воздухом. Применяется для переправ и как опора в понтонных мостах и паромах.

    НАДУЛЬНИК — парусиновый чехол, надеваемый на дульный срез артиллерийского орудия для защиты канала от воды, пыли и пр.

    НАДУЛЬНЫЙ — находящийся на дульной части орудия.

    НАЖДАК (Emery powder) — смесь корунда, окислов железа и силикатов. Естественный абразивный материал.

    НАЖДАЧНАЯ БУМАГА (Emery cloth, emery paper) — см. Шкурка.

    НАЖИВАЛЫЦИК, НАЖИВОЧНИК (сев.) — рабочий на шняке, насаживающий наживку или приманку для рыбы на крючья яруса.

    НАЖИМАТЬ, НАЖАТЬ — говорят про два (и более) идущих судна, что одно нажимает другое, т. е. медленно, но верно обгоняет. В другом смысле Н. означает — навалиться, работать с большей силой, энергичнее. См. Тали нажать.              

    НАЗНАЧИТЬ КУРС (То shape the ship's course) — определить направление, по которому должно итти судно.

    НАЙТОВ (Lashi ng, seizing) — перевязка тросом двух или нескольких рангоутных деревьев или других предметов, или соединение двух тросов одним тонким.

    НАЙТОВИТЬ (То lash, to seize) — связывать веревкой, делать найтов.

    НАЙТОВНЫЙ КОНЕЦ (Rounding) трос, которым кладется найтов, обычно бывший уже в употреблении, но еще достаточно прочный.

    НАКАТ — 1. Автоматическое возвращение ствола орудия после отката от выстрела на свое прежнее место, совершающееся при помощи накатника. 2. Бурное продвижение приливной волны, как, напр., в устье реки Мезень. Иногда этим словом называют прибой. См. Набируха.

    НАКАТНИК орудийный — часть установки артиллерийского орудия, посредством которой ствол орудия возвращается на свое место после отката при выстреле. Н. действует силой сжатых при откате пружин или давлением на поршень воздуха, сжимаемого при откате.

    НАКИПЬ (Incrustation) — осаждение на поверхности нагрева котлов, испарителей, подогревателей и т. п. кристаллов различных солей, имеющихся в воде и образующих плотную или рыхлую корку. Н. уменьшает теплопередачу в котлах, в связи с чем в настоящее время применяются различные средства для борьбы с Н.

    НАКЛАДНАЯ ГРУЗОВАЯ — документ, выписываемый иногда вместо погрузочного или грузового ордера на ту или иную партию груза; содержит в себе те же сведения и имеет то же значение что и грузовой ордер.

    НАКЛЕПЫШ — утолщение в виде фланца, приклепываемого или привариваемого к частям корпуса, на которых устанавливаются клапаны. Н. имеет целью, с одной стороны, дать местное утолщение для возможности постановки шпилек, посредством которых крепятся фланцы клапанов, а с другой стороны, выравнять поверхность и дать оси клапана желаемое направление. В последнем случае Н. имеют по диаметру разную толщину.

    НАКЛОНЕНИЕ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА (Dip of the horizon) — угол между плоскостью истинного горизонта и направлением на видимый горизонт.

    НАКЛОНЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ЛУЧА — угол, представляющий отклонение от горизонтального направления луча зрения, идущего к видимому месту береговой черты.

    НАКЛОНЕНИЕ МАГНИТНОЕ — угол между горизонтальной плоскостью и магнитной осью свободно подвешенной стрелки.

    НАКРОЙ (Clinker built) — 1. Постройка деревянных шлюпок в накрой, подразумевающая расположение досок наружной обшивки кромка на кромку. 2. Соединение металлических листов посредством покрывания кромки одного листа кромкой другого листа.

    НАКРЫТИЕ (Straddling) — залп, у которого часть всплесков показала недолет, а другая перелет. Н. считается нормальным, когда средняя траектория проходит через центр поражаемого пространства цели.

    НАКТОУЗ (Binnacle) — шкапик из тикового дерева, дуба или красного дерева, на котором устанавливается компас на судне. Форма Н. бывает различной; так, напр., у 8-дюйм. компаса Н. имеет вид восьмигранной усеченной пирамиды, у 5-дюйм. — прямой призмы квадратного сечения, у компаса В. Томсона Н. имеет вид цилиндра. Н. делают высоким для установки главных судовых компасов и низким для установки путевого компаса. Вверху Н. помещается пружинный подвес, на который устанавливается котелок компаса цапфами своего карданова кольца. Внутри Н. устанавливается девиационный прибор, служащий для уничтожения

    полукруговой и креновой девиации. Для уничтожения же четвертной девиации Н. снабжается мягким железом различной формы и в надлежащем количестве. Мягкое железо помещается, главным образом, снаружи и частично внутри Н. Кроме перечисленных уже частей, в Н. имеются еще приспособления для освещения компаса ночью электрическим светом и для звонковой сигнализации между различными компасами. На судах Н. обычно устанавливается на деревянных подушках из крепкого дерева (дуб, тик). К подушке Н. крепится болтами, а для большей устойчивости его на качке он укрепляется с боков двумя медными бакштагами.

    НАКУРОК — бортовая ветвь шпангоута деревянного судна, снабженная внизу кокорой в отличие от приставки, не имеющей кокоры.

    НАЛЕЧЬ (То haul) — тянуть сильнее снасть. Н. сильнее на весла (То stretch out) — сильнее гресть.

    НАЛИВАТЬСЯ — принимать на судно жидкий груз наливом. Наливаться пресной водой (То take in fresh water) — принимать на судно пресную воду.

    НАЛИВКА (арх.) — ливень, проливной дождь.

    НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ — жидкие грузы, погружаемые в суда непосредственным наливом без тары (керосин, нефть, мазут, бензин и др.). По степени огнеопасности разделяются на три разряда. К первому относятся нефтепродукты с температурой вспышки до 28° С, ко второму — с температурой вспышки от 28 до 65° С и к третьему — свыше 65° С.

    НАЛИВНЫЕ СУДА, ТАНКЕРЫ (Oil carriers, tankers) — грузовые суда, служащие для перевозки различных жидких грузов при наливе их непосредственно в трюмы судов; эти суда, в зависимости от рода перевозимого груза и особых условий их перевозки, разделяются на нефтевозы или нефтеналивные суда и бензиновозы.

     

    НАЛИЧНИК (Plate) — металлическая планка на углах деревянных предметов для предохранения их от порчи.

    НАЛОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖ — распоряжение, отдаваемое грузоотправителем мореходному предприятию, выдать груз получателю только при условии уплаты означенной отправителем суммы. Тем же названием определяется указываемая отправителем сумма. Наложенный платеж переводится в порт отправления и выдается отправителю.

    НАЛОЖИТЬ, ЗАЛОЖИТЬ ТАЛИ ЗА ТАЛИ (То put whip upon whip) — заложить на ходовой лопарь одних талей гак других талей для облегчения тяги. Н. найтов — перевязать тросом два или несколько рангоутных деревьев; соединить тонким тросом два троса или другие предметы.

    «НА МАРСЕ», «НА ШЛЮПКЕ» (Alof there) — оклик для привлечения внимания находящихся на марсе, на шлюпке и т. д.

    НАМЕЛИТЬСЯ СУДНОМ (арх.) — наткнуться на мель, приткнуться к мели.

    НА МЕРЕ (волж.) — означает, что уровень воды не изменился.

    НАМЕТКА (Cover, wrapper) — откидная железная скоба на шарнире. Служит для удержания мачты и бушприта на шлюпках. Кроме того, Н. называют металлическую планку, накладываемую на деревянные или металлические соединения для крепости.

    НАМЕТКА (волж.) — футшток, тонкий длинный шест, разбитый на деления, равные четверти аршина; служит для измерения глубины. Считая от нижнего конца, первые шесть делений красятся черной краской, 7 и 8 деления — белой, 9 и 10 — черной и т. д. Деление в две четверти называется волжским футом (более английского на один вершок).

    НАМЕТНОЙ (арх.) — намывной, наносный. Н. остров.

    НАМЕТЫВАТЬ (волж.) — измерить глубину наметкой.

    НАМОЙКА, НАМОЙНА (волж.) — наносная, песчаная или мелкокаменистая гряда у берега или в реке.

    НАПАРЬЕ (Borer, auger, wimble) — инструмент для высверливания дыр в дереве.

    НАПЕРСТОК у парусников (Palm, sail makers thimble) — см. Гардаман и Платан.            

    НАПИЛЬНИК (File) — многорезцовый режущий инструмент с мелким зубом, обычно прямолинейного движения. Режущие зубья Н. образуются путем насекания их посредством особого зубила. По степени тонкости насечки различают: Н. драчевые (самые грубые), личные (мелкая насечка) и бархатные (самая мелкая насечка). По форме поперечного сечения различают: Н. плоские, треугольные (трехгранные), квадратные, полукруглые, круглые, фигурные. Н. для обработки дерева и мягких металлов называют рашпилем. Мелкие для точных работ называются натфилями или надфилями.

    «НА ПЛОТИК» (бел.) «Рони парус на плотик» — спускай парус вниз.

    НАПЛЫВЫ РАКОВЫЕ (Excrescence) — см. Кап (второе значение).

    НАПОЛНЕНИЕ ЦИЛИНДРА (степень наполнения) — отношение объема засосанной в цилиндр горючей смеси (приведенной к атмосферному давлению) к объему, описываемому поршнем за один полный ход. См. Ход поршня.

    НАПОЛНИТЬ ПАРУСА (То fill the sails) — после лежания в дрейфе или после крутого бейдевинда спуститься настолько, чтобы паруса надулись от действия на них ветра.

    НАПОР — гидравлическое давление, создаваемое в какой-либо точке жидкости под влиянием веса столба жидкости, расположенного над этой точкой (естественный Н.). Н. измеряется условно высотой указанного столба жидкости в метрах, причем для пресной воды Н. в 10 м отвечает давлению в 1 кг/см2 (техническая атмосфера) или в 10 т/м2. Для воздуха Н. измеряется обычно высотой водяного столба в мм. Различают Н. гидростатический — в покоящейся жидкости и Н. гидродинамический — в движущейся жидкости.

    НАПОРНАЯ ВОДЯНАЯ ЦИСТЕРНА (расходная) — цистерна, располагаемая где-либо вверху судна, из которой вода под напором поступает самотеком по трубам к местам потребления, расположенным ниже Н.В.С. Запас воды в цистерне по мере расходования периодически возобновляется накачиванием воды в нее, в связи с чем цистерна часто называется расходной.

    НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА (Direction of the wind, wind's eye) — см. Ветер.

    НАПРАВЛЕНИЕ ТЕЧЕНИЯ (Tide­way, stream of the current) — направление, по которому идет течение.

    НАПРАВЛЕННАЯ АНТЕННА — специальная антенна, с помощью которой можно передавать радиосигналы или принимать их по некоторым определенным направлениям лучше, чем по всем другим.

    НАПРАВЛЕННОЕ РАДИО — радиопередача и радиоприем, осуществляемые при помощи направленных антенн. Н. Р. практически применяется для радиосвязи на коротких волнах и в мореплавании (радиомаяки, подающие сигналы в известном направлении, и рамочные антенны, позволяющие определить кораблю свое местонахождение).

    НАПРАВЛЯЮЩИЕ — неподвижная деталь механизма, заставляющая перемещаться другую связанную с ней движущуюся деталь в определенном направлении, напр., ползун.

    НАПРАВЛЯЮЩИЕ ЛОПАТКИ — см. Лопатка паровой турбины.

    НАПРАВЛЯЮЩИЙ СТВОР — см. Створ.

    НАПРОТИВЕНЬ (арх.) — против воды, течения.

    НАПРОТИВЕТЬ (арх.) — о ветре, когда задует противный ветер.

    НАПРЯЖЕНИЕ (1. Strain, straining. 2. Voltage) — 1. Величина внутренней силы, возникающей в материале, образце или какой-либо конструкции от действия внешних сил и приходящаяся на единицу площади сечения. Н. измеряется обычно в кг/см2 или кг/мм2. 2. Н. электрическое вдоль данной линии— физическая величина, измеряемая в вольтах и характеризующая электрическое состояние вдоль этой линии. Н. электрическое вдоль данного провода можно определить как отношение электрической мощности, теряемой в этом проводе на нагревание его, к току, проходящему по проводу. В большинстве случаев можно считать Н. электрическое не зависящим от формы данной линии, а только от расположения ее концов. В этом случае Н. наз. также разностью потенциалов. 8. Н. магнитное вдоль данной линии — величина, характеризующая магнитное состояние вдоль этой линии, — то же, что и магнитодвижущая сила. Иногда термин Н„ электрическое или магнитное неправильно применяют вместо напряженности поля.

    НАПРЯЖЕНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ в данной точке — величина той механической силы, с которой магнитное поле действует на единицу магнитной массы, помещенной в этой точке.

    НАПРЯЖЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ НАГРЕВА КОТЛА — количество пара, приходящееся в час на 1 м2 поверхности нагрева котла. В новейших установках достигает при форсированной работе 60—80 кг на 1 м* в час и более. См. Нагрузка котла.

    НАРЕЗКА одной детали на другую — применяется при соединении между собой некоторых деталей деревянного судна, в которых делается вырезка, напр., нарезается на копани и шпангоут- лыжная, бархоут, воротовые; на конях делаются вырезки для бимсов и т. д.

    НАРЕЗКА ВИНТОВАЯ (Rifling) канавка, вырезаемая особым инструментом на цилиндрической поверхности стержня или отверстия по винтовой линии, g различным шагом (шаг нарезки). Различают диаметры Н. В.: а) внутренний — расстояние между противоположными впадинами; б) наружный — расстояние между противоположными выступами и в) средний — среднее арифметическое внутреннего и наружного диаметров. По формам сечения Н. В. различаются: а) квадратная с сечением канавки в форме квадрата: ширина канавки равна ширине выступа и равна глубине нарезки; б) круглая с сечением канавки и вершины выступа полукруглой формы; в) прямоугольная (ленточная) с канавкой прямоугольной формы; ширина канавки равна ширине выступа; г) трапецевидная с сечением канавки в форме трапеции; д) треугольная (остроугольная) с канавкой

    треугольной формы; применяются несколько систем, как то: а) система Витворта — угол при вершине Н. равен 55°, диаметры Н. измеряются в дюймах; шаг Н. определяется числом ниток на 1 дюйм; Р) система Селлерса — угол при вершине Н. равен 60°, диаметры Н. измеряются в дюймах, шаг определяется числом ниток на 1 дюйм; y) метрическая система — угол при вершине Н. равен 60°, шаг и все размеры выражаются в мм. В общесоюзные стандарты вошли переработанные системы Н. Витворта и метрическая.

     

    НАРЕЗНОЕ ОРУЖИЕ (Rifled guns) огнестрельное оружие, имеющее на внутренней поверхности канала ствола винтовые желобки — нарезы.

    НАРЕЗЫ (Grooves) — винтовые канавки в канале огнестрельного оружия, сообщающие вращательное движение продолговатым снарядам для устойчивости их во время полета в воздухе.

    НАРЕПЕНЬ, НАРЕПЬ (арх.) — наледь на снегу, черепь по насту, гололедица.

    НАРУЖНЫЙ ПОВОРОТ — фигура высшего пилотажа; выполняется следующим образом: делают вертикальный крен и, поддерживая нос ногой, дают ручку от себя, самолет сделает поворот, причем летчик будет находиться снаружи.

    НАРУПАСИТЬ, НАРУПАСИТЬСЯ (арх.) — о льде, когда его ломает весной, и громоздящиеся одна на другую льдины образуют ропаки.

    НАРЫ (Boards) — дощатый широкий помост для спанья матросов в казармах флотских экипажей дореволюционного времени. В экипажах и береговых частях ВМФ каждый матрос имеет свою кровать.

    НАРЯДЫ КОРАБЕЛЬНЫЕ — см. Служба корабельных нарядов.

    НАСАД — речное плоскодонное, беспалубное судно, грузоподъемностью до 20 000 пудов (ок. 330 т). Имело одну мачту и парус. Н, строились на Каме и Вятке, почему их называли камскими и вятскими. Их нагружали лесом и сплавляли вниз до Астрахани, откуда уже не возвращали, а продавали на слом или для других целей.

    НАСАДКА — 1. Толстые брусья, насаженные шипами на сваи, входящие в состав сооружения, напр., в основании стапеля. 2. См. Турбина паровая.

    НАСЕСТЬ — так в петровские времена называлась банка на шлюпке.

    НАСЛУД (Nasslood) — наслуз, насслюд, когма — лед, образовавшийся на поверхности воды, скопившейся на более старом льду в результате его таяния, или образовавшийся из воды, выступившей из-под льда через трещины.

    НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ ДОКА — состоит из нескольких агрегатов насосов для откачки воды из дока и из насосов для осушки дока и удаления фильтрационной воды, проникающей в док во время ремонта судна. Н. С. Д. располагается над водосборным колодцем, обыкновенно вблизи самого дока.

    НАСОСЫ (Pumps) — машины для подъема или перемещения жидкостей, чаще всего воды. В зависимости от конструкции делятся на следующие основные группы: поршневые, центробежные, инжекторы, водоструйные, пульсометры, пропеллерные.

    НАСОСЫ ТРЮМНО-ПОЖАРНЫЕ — насосы, предназначенные для откачки воды из трюма и для обслуживания пожарной системы.

    НАСТ (арх.) — 1. Образующаяся при первых морозах ледяная поверхность у берега озера, реки и морского залива. 2. Обледенелая после оттепели поверхность снега.                       

    НАСТИЛКА ВНУТРЕННЕГО ДНА (Inner-bottom plating) — составляется из стальных листов, несколько меньшей толщины, чем у наружной обшивки. Н. В. Д. располагается так же, как и наружная обшивка, в виде продольных поясов. Средний пояс настилки (над вертикальным килем) делается всегда много толще для увеличения прочности вертикального киля; равным об­разом настилка утолщается в машинных и котельных отделениях, из-за более быстрого ржавления ее в этих отделениях.

    НАСТИЛКА ПАЛУБНАЯ (Deck plating) — настилка на бимсах, состоящая из стальных листов, идущих продольными поясами, пазы которых располагаются параллельно диаметральной плоскости судна. Способы соединения листов Н. П. употребляются те же, что и для листов обшивки наружного борта.

    НАСТИЛКА ПАЛУБНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ — устраивается поверх стальной или же является самостоятельной; в последнем случае для более надежного скрепления бимсов между собой, кроме стального палубного стрингера, на бимсы кладутся продольные и диагональные стальные полосы, называющиеся связными поясами. Деревянные доски, обыкновенно сосновые, настилаются параллельно диаметральной плоскости корабля и притыкаются к более толстому поясу деревянного настила, идущему параллельно обводу борта и называемому ватервейсом.

    Каждая доска Д. П. Н. крепится к палубе железными оцинкованными болтами, с головками, затапливаемыми внутрь доски и закрепляемыми сверху круглыми деревянными пробками. На судах последней постройки Д. П. Н. устраивается особым способом: на палубу ставятся предварительно продольные и поперечные доски, образующие прямоугольные промежутки, которые заполняются короткими досками (чаками), причем чаки удерживаются на месте скосами у поперечных досок. Этот способ имеет следующие преимущества: а) дает возможность применять более дешевые сорта дерева; б) упрощает разборку Д. П. Н. и в)  уменьшает продырявливание стального настила вследствие меньшего количества крепительных болтов.

     

    НАСТИЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - для поражения вертикальных целей необходимо, чтобы траектория была возможно более отлога, т. е. чтобы снаряд ударял в цель по направлению, образующему с нормалью к поражаемой поверхности малый угол; такие траектории называются отлогими или настильными.

    НАСТРОЙКА РАДИОПРИЕМНИКА (Tuning) — подгонка частоты собственных колебаний контура приемника под частоту (длину волны) приходящих электромагнитных колебаний. Осуществляется плавным изменением емкости контура (переменный конденсатор) или индуктивности (вариометр) или тем и другим способами одновременно.

    НАСЫПЬЮ (In bulk) — груз зерна, угля ит. п., помещенный в трюм Н., т. е. без упаковки.

    НАСЫЩЕННЫЙ ПАР (Saturated steam) — пар, находящийся в тепловом равновесии с жидкостью. Увеличение давления пара или понижение температуры вызывает конденсацию части насыщенного пара.

    НАТАЩИТЬ КАНАТ, ЯКОРЬЦЕПЬ — набрать слабины у якорной цепи на верхней палубе.

    НАТРАПНИК (Ladder screen) — полоса из парусины, устанавливаемая под трапами.

    НАТРУСКА (стар.) — небольшой металлический цилиндр, имеющий с обоих концов крышечки. Одна из крышечек глухая, другая — с некоторым количеством небольших отверстий. Н. служила для хранения пороховой мякоти и употреблялась для опудривания ею привода или стопина у бомбовых трубок, брандскугелей и др. снарядов.

    НАТЯГИВАЕТ (сев.) — когда небо становится с подветра облачным и мрачным.

    НАУГОЛЬНИК, угольник, винкель (Square) — инструмент для проверки прямых углов.

    НАУГОЛЬНИК НА ШЛЮПКАХ (Pule square) — согнутый по лекалу кусок полосового железа. Крепится одной частью к шпангоуту над банкой, другой к банке. Н. удерживают банки от срыва вверх.

    НАУТОФОН — прибор для производства туманных сигналов на маяках, действующий при помощи электричества и снабженный рупором.

    «НА ФАЛАХ» — 1. Подготовительная команда, подаваемая на парусных шлюпках перед подъемом парусов. По этой команде назначенные по расписанию гребцы берут в руки фалы, шкоты

    и галсы, ожидая команды—«паруса поднять», а при уборке парусов гребцы, сидящие на фалах, свертывают лишние шлаги с нагелей и держат фалы на руках, готовясь травить их по команде «паруса долой». 2. Команда, по которой сигнальщики снимают фалы с уток и берут их в руки, готовясь к подъему или спуску сигнала.

    НАЦЕЛЬНИК (стар.) — мишень.

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФЛАГИ (Colours) — см. Флаг государственный.

    НАЧАЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ (Initial stability) — остойчивость при малых углах крена корабля. Смотрите раздел сайта "Живучесть корабля".

    НАЧАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ — вертикальная плоскость, проведенная через точку сбрасывания и расположенная в направлении начальной воздушной скорости бомбы.

    НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ БОМБЫ — скорость, с которой она перемещается вместе с аппаратом в момент сбрасывания. Эта скорость равна: относительно самого аппарата — нулю; относительно воздуха — воздушной скорости аппарата; относительно земли — путевой скорости аппарата. Начальную скорость относительно воздуха называют воздушной начальной скоростью, а начальную скорость относительно земли — просто начальной скоростью бомбы.

    НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ СНАРЯДА (Initial velocity) — скорость поступательного движения снаряда (пули) при вылете из дула. Н. С. — одно из главнейших баллистических данных всякого огнестрельного оружия. Увеличение начальной скорости содействует увеличению дальности полета снаряда, меткости стрельбы, настильности траектории и увеличению ударного действия снаряда.

    НАЧАЛЬНИК ШТАБА (Chief of the staff) — лицо начальствующего состава, стоящее во главе штаба соединения или части флота. В боевых условиях и в случае внезапной убыли командира соединения является первым его заместителем.

    НАЧАЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ — напряжения, которые появляются в данной детали или целой конструкции, вследствие условий ее изготовления, напр., при отливке, поковке, штамповке, сборке и пр.

    НАЧАЛЬНЫЙ МЕРИДИАНмеридиан Гринвичской обсерватории (см. Гринвич); меридиан, от которого начинается счет долгот.

    НАЧИНАТЬ, НАЧАТЬ КАМПАНИЮ — см. Вступить в кампанию.

    НАШ — см. Н.

    НАШВЫ (бел.) — нашитые, возвышенные борта; фальшборт.

    НАШИВКИ (Stripes, badges) знаки различия на рукавах форменной одежды военнослужащих.

    НАШИВКИ НА ПАРУСАХ (Tablings) — нашивные полотнища парусины в тех местах, где парусу нужно дать особую крепость или где парус трется о что-либо (снасть, мачту и пр.).

    «НА ШПИЛЬ» (Man the capstan) — приказание команде встать вокруг шпиля и приготовиться его вращать.

    НАШТЫ, НАБОЙНЫ (сев.) — доски, временно прибитые к планширю для повышения борта (фальшборт).

    НАЩЕЧИНЫ — доски, прибиваемые (поверх обшивки) к шпангоутам в носовой и кормовой частях деревянного судна под крамболами для защиты обшивки от ударов лап якоря при его уборке.

    «НЕ БЕРЕТ» — говорят про лебедку, брашпиль, шпиль и пр., когда они перестают работать, вследствие того, что нагрузка на них дана значительно превышающая их мощность.

    НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА — см. Звезды, Планеты и Кометы.

    НЕБЕСЬЕ, НЕБЕСЬЯ (арх.) — облако, облака.

    НЕБО, НЕБОСВОД (Heaven) — полушар несколько приплюснутой формы, обычно голубого цвета, видимый нами днем. Голубая окраска неба объясняется тем, что, вследствие малых размеров молекул воздуха, в атмосфере рассеиваются главным образом те лучи солнечного спектра, которые вызывают в нашем глазу впечатление голубого цвета. Приплюснутая форма Н. объясняется обманом зрения: расстояние до центра Н. кажется нам короче, чем до горизонта, так как между горизонтом и наблюдателем последний видит множество предметов, тогда как в направлении, близком к вертикальному, никаких промежуточных земных предметов не имеется. Этим объясняется и то, что размеры Луны и Солнца у горизонта кажутся нам значительно большими, чем когда они находятся высоко в небе.

    НЕВЕЛЬВУДС (Navel woods) — толстая штука дерева, в которую врезан клюз.

    НЕВОЛЯ — средней толщины бревно длиной до 10 м, служащее рычагом при спуске деревянного судна с берега на воду.

    НЕВСКИЙ АДМИРАЛ — звание, которое при Петре I носил комиссар, начальствующий над так называемым Невским флотом. Этот флот, являясь прообразом яхт-клуба, был создан Петром I для того, чтобы приучить жителей Петербурга к воде. Указом 1718 г. повелевалось обывателям завести гребные суда, для постройки которых на Фонтанке у Летнего сада существовала особая «партикулярная» верфь. Каждое воскресенье все суда, по пушечному выстрелу, выходили на Неву и под командой комиссара часа 2 или 3 упражнялись в эволюциях. Не прибывшие или не приславшие за себя своих людей подвергались штрафу.

     

    НЕДГЕДСЫ (Knight-heads, bollard, timbers) — брусья с обеих сторон форштевня деревянного судна, между которыми укрепляется бушприт.

    НЕДГЕДЦЫ — см. Недгедсы.

    НЕДОЛЕТ — наименование знака падения снарядов при стрельбе. Недолетное падение снарядов или Н. означает, что снаряды упали перед целью (если смотреть со стороны стреляющего корабля), не долетев до нее.

    НЕЗАТУХАЮЩИЕ КОЛЕБАНИЯ (Undamped oscillations) — колебания, амплитуда которых не убывает со временем, а остается постоянной. Электрические незатухающие колебания в радиотехнике создаются машинами высокой частоты, дуговыми и ламповыми генераторами. Применяются в радиотелеграфе и радиотелефоне.

    «НЕ ЗЕВАТЬ НА РУЛЕ» (Mind the helm) — указание рулевому, чтобы он внимательно правил и не вилял рулем.

    НЕЙЗИЛЬБЕР (German silver) — сплав меди (55 — 65%), цинка (5 — 34%) и никеля (10 — 30%), отличающийся высоким электросопротивлением и химической стойкостью. Н. применяется в машиностроении и в судовом оборудовании для изготовления реостатов.

    НЕЙТРАЛЬНОЕ СУДНО (A neutral vessel) — судно, плавающее под флагом нейтрального государства.

    НЕЙТРОДИН (Neutrodyne) — ламповый приемник с несколькими каскадами усиления высокой частоты. Отличается большой чувствительностью и избирательностью.

    НЕ МАЯЧИТ (волж.) — выражение, означающее, что наметка не достает до дна.

    «НЕМЦЫ» (касп.) — мешки с землей, употребляемые на лодках вместо балласта.

    НЕПОВОРОТЛИВОЕ СУДНО (Unwieldy) — судно, которое плохо слушается руля.

    НЕПОГОДЬ (арх.) — буря на море.

    НЕПОЛНОЕ СТРАХОВАНИЕ (Under-insurance) — страхование груза на сумму, меньшую его действительной стоимости; в этом случае разница между действительной стоимостью и суммой, предусмотренной в полисе, остается как бы на собственном страхе грузохозяина.

    НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПРИЧИНА (Causa proxima) — основное положение в договоре морского страхования, в силу которого страховщик принимает на себя ответственность только за те убытки, которые произошли непосредственно от застрахованных им рисков, а отнюдь не за убытки, нанесенные какими-либо иными, не предусмотренными страховым полисом причинами или рисками.

    НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ (Unsinkability) — способность судна плавать и сохранять свои мореходные и боевые качества, если какие-либо его отсеки будут затоплены водой вследствие полученных пробоин.

    «НЕ ПРИДЕРЖИВАЙСЯ» (No near, no nearer) — не уменьшай угол между линией курса и направлением ветра.

    НЕПТУН (Neptune) — одна из больших планет. Невооруженным глазом не виден. Открыт астрономом Леверье в 1846 г. путем математических вычислений; обращается вокруг Солнца в 164 года и 281 день. Удален от Солнца в среднем на 4701 млн. км. Поперечник Н. 54 400 км.

    «НЕПТУН» — см, Лаги механические.

    «НЕ РАЗВОДИТЬ РУЛЕМ» (стар.)— не вилять рулем то вправо, то влево.

    НЕРВЮРЫ (Ribs) — балочки, соединяющие лонжероны и удерживающие их на определенном расстоянии друг от друга. Н. придают крылу нужную форму.

    НЕРЖАВЕЮЩАЯ СТАЛЬ (Stainless steel) — сталь, содержащая хром (12—14%) или хром и никель (до 4,5%). В закаленном и отполированном состоянии отличается очень высоким сопротивлением коррозии.

    «НЕРУНГИ» — см. Гаф.

    НЕСОВЕРШЕННОЕ СГОРАНИЕ — неполное сгорание, имеющее место, когда количество подводимого к горящему топливу воздуха меньше необходимого. Основным признаком является наличие окиси углерода в сгоревших газах.

    НЕСУЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ, несущая площадь — полная площадь крыла самолета, за вычетом площади неработающих частей его. В неспециальной литературе Н. П. часто неправильно называют крылья самолета вообще.

    НЕСУЩАЯ ЧАСТОТА — см. Модуляция.

    НЕСЯК (Floeberg) — высокое, глубокосидящее плотное образование из смерзшихся глыб льда, имеющее сравнительно малое горизонтальное протяжение.

    НЕТТО, вес нетто (Net, net weight) — чистый вес груза без упаковки, за вычетом обычно допускаемых для данного груза весовых скидок. Слово Н. часто применяется в качестве приставки при наименовании численных величин, в целях указания, что данная величина показана эа вычетом посторонних, обременяющих ее величин.

    НЕТТО-РЕГИСТРОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ (Netto register tonnage) — см. Вместимость судов.

    «НЕТЧИК» — краснофлотец, не явившийся с берега на корабль с назначенной шлюпкой или точно к назначенному сроку. С момента явки на корабль перечисляется в разряд «опоздавших». «Быть в нетчиках» — быть в числе появившихся своевременно с берега. «Заправить Н.» — не явиться своевременно с берега. «Показать число Н.» — сообщить флагману тем или иным средством связи количество неявившихся своевременно с берега матросов.

    НЕУСТОЙЧИВОСТЬ НА КУРСЕ — суда с небольшим углублением, а равно и с чрезмерно срезанными кормовыми дейдвудами имеют небольшое сопротивление воды сравнительно с их моментом инерции. Поэтому такие суда чрезмерно поворотливы, весьма чутки к отклонению руля даже на небольшой угол и являются неустойчивыми на курсе, т.е., pas покатившись в одну сторону, они сохраняют это стремление, и даже перекладка руля на другой борт не может изменить это стремление.

    НЕУСТОЙЧИВЫЕ МАССЫ воздуха — см. Холодная масса воздуха.

    НЕУЯЗВИМОСТЬ КОРАБЛЯ — устаревающий термин, означавший способность боевого корабля противостоять воздействиям оружия против­ника (попаданиям снарядов, торпед, взрывам мин и пр.).

    НЕФ — общее название первых мореходных парусных судов средних веков, появившихся в XII в. и просуществовавших до XVIII в. Использовались как для военных, так и для торговых целей и достигали

    водоизмещения в 500 т. Обычно имели две мачты с латинским вооружением. Постепенно совершенствуясь и увеличиваясь в размерах, переродились к XVIII в. в линейные корабли.

    НЕФОСКОП (Nephoscope) — прибор, служащий для определения на сухопутных метеостанциях направления движения и относительной скорости облаков.

    НЕФТЕВОЗЫ, НЕФТЕНАЛИВНЫЕ СУДА (Oiler, tanker) — наливные суда (танкеры) специальной постройки, предназначенные для перевозки наливом различных тяжелых сортов нефти.

    НЕФТЕКАЧКИ (речн.) — суда баржевого типа, служащие для перекачки нефтяных грузов и для подачи их на паротеплоходы, как топлива.

    НЕФТЕНАЛИВНОЕ СУДНО — см. Нефтевоз.

    НЕФТЕПРОВОДЫ НА НАЛИВНЫХ СУДАХ, ГРУЗОВЫЕ — для производства грузовых операций, как-то: погрузки, разгрузки и перекачки нефтепродуктов на наливных судах (танкерах) устанавливаются специальные трубопроводы: погрузочный, разгрузочный и зачистной. Погрузка и разгрузка производятся по одному и тому же трубопроводу, и только для того, чтобы не производить погрузки через насосы, вокруг каждого из них устанавливается обводный трубопровод того же сечения, что и разгрузочный. Зачистная магистраль представляет собой совершенно независимую от погрузочного трубопровода вспомогательную магистраль, отростки от которой идут в каждую цистерну. Приемники этой магистрали не доходят до днища судна всего лишь на 20 мм, что дает возможность разгрузить судно почти полностью.

    НЕФТЬ, горное масло, петролеум (Rock oil, mineral oil, petroleum) — органическое вещество очень сложного состава и различной плотности — от газов до твердого состояния (парафинистая нефть). По химическому составу Н. представляет сложную смесь жидких углеводородов, в которой растворены газообразные и твердые углеводороды. Кроме углеводородов, Н. содержит примеси (азотистые соединения, органические соединения и др.). В большинстве случаев нефть темного, бурого или зеленовато-бурого цвета, реже светло-желтая и даже бесцветная жидкость. Путем перегонки Н. получают бензин, керосин, различные смазочные масла, мазут, гудрон, вазелин, парафин и др. нефтепродукты.

    НЕФТЯНОЙ ДВИГАТЕЛЬ, нефтянка, полудизель — двигатель с калоризатором, работающий на нефти по циклу Отто. Обычно двухтактный, сравнительно небольшой мощности. От газовых и карбюраторных двигателей, работающих по циклу Отто, отличается тем, что сжатию подвергается не горючая смесь, а воздух, как у дизеля.

    НЕФТЯНОЙ НАСОС — см. Топливный насос.

    НЕФТЯНЫЕ ОСТАТКИ — см. Мазут.

    НЕЧИСТАЯ ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ (Foul hawse) — говорится о якорной цепи, когда она запуталась вокруг штока или лапы якоря.

    НЕЧИСТЫЙ КАНАТ — см. Нечистая якорная цепь.

    НЕЧИСТЫЙ ЯКОРЬ (Foul anchor) — говорится о якоре, когда он при поднятии его из воды оказывается опутанным якорной цепью (канатом) или когда он со дна поднимает какой-нибудь предмет, как напр., чужую якорную цепь, кабель и т. п.

    НЕЧИСТЫЙ ЯР (речн.) — крутой берег, вблизи которого находятся в воде те или иные опасности для судоходства. См. Обрезной яр.

    НИВА (арх.) — незначительные пороги в реках.

    НИВЕЛИР (Level) — геодезический инструмент, видоизменение угломерного инструмента теодолита (см.). Состоит из горизонтальной зрительной трубы со скрепленным параллельно к ней уровнем. Служит для нивелирования.

    НИВЕЛИРОВАНИЕ, нивелировка, гипсометрия (Levelling) — определение разности высот двух или нескольких точек земной поверхности. Высота точки определяется или от уровня океана (абсолютная высота) или от какой-нибудь условной точки (условная высота).

    НИВЕЛИРОВАТЬ — 1. Определять высоту положение различных точек поверхности земли относительно условного уровня. 2. Уравнивать, приводить к одному уровню.

    НИЖНЕЕ ДУТЬЕ — дутье воздуха под колосниковую решетку, применяемое в том случае, если колосниковая решетка и слой топлива образуют большое сопротивление проходу воздуха.

    НИЖНИЕ ПАРУСА (Courses) — так обычно называли фок и грот на судах с прямыми парусами, ибо на бегин-рей парус не привязывался, но поскольку на современных парусных судах этот парус появился (бизань), то следует и его отнести к Н. П.

    НИЖНИЕ РЕИ (Lower yards) реи, к которым привязываются нижние паруса. Н. Р. называют фока-рей и грота-реи, если же на бегин-рее привязан парус, то в том случае и его следует считать Н. Р.

    НИЖНЯЯ ШКАТОРИНА (Foot of a sail) — нижняя кромка паруса, обшитая ликтросом.

    НИЗКАЯ ЧАСТОТА (Acoustic frequencies, audible frequencies), звуковая частота — колебания с частотой ниже 20 000 периодов в сек.; при превращении электрических колебаний в механические (напр. с помощью телефонной мембраны) последние воспринимаются слухом как звук.

    НИКЕЛЕВАЯ СТАЛЬ (Nickel steel) — сталь с примесью никеля (1 — 5%, а иногда и больше). Отличается большой вязкостью и прочностью.

    НИКЕЛИРОВАНИЕ (Nickel-plating) — процесс нанесения на поверхность металлов слоя никеля с целью защитить поверхность металла от коррозии, увеличить твердость наружного слоя металла и придать изделиям более красивый вид. Производится путем электролиза.

    НИКОЛЬСОН — см. Лаг Никольсона, самопишущий.

    НИЛАКСЫ (сев.) — ряд длинных, подводных осыхающих корг. На Новой Земле — песчаный риф.

    НИЛАС (Nyllas) — тонкая, эластичная, блестящая ледяная кора. Образуется на спокойной поверхности моря путем смерзания сала. Ветрами легко разламывается на стеклообразные куски — палабажник.

    НИППЕЛЬ (Nipple) — муфта с внутренней резьбой по концам, служащая для соединения водопроводных и др. труб.

    НИРАЛ, НИРГАРДЕР (Downhauler) — снасть, с помощью которой убираются косые паруса В зависимости от того, какому парусу принадлежит Н., он получает дополнительное наименование, напр. кливер-нирал, бом-кливер-нирал, фока-стаксель-нирал.

    НИСХОДИТЬ — уваливаться под ветер при лежании в дрейфе. В отношении противоположного движения применяют термин — восходить.

    НИСХОДЯЩАЯ ВЕТВЬ ТРАЕКТОРИИ — см. Траектория снаряда.

    НИТЕЛЬСЫ (Netting) (стар.) — сетки по бортам судна.

    НИТЛЕГОР (стар.) — не спускайся под ветер.

    НИТОГОРЬ (стар.) — не подымайся высоко к ветру.

    НИТРОГЛИЦЕРИН (Nitro glycerine) — одно из важнейших взрывчатых веществ, находящее много разнообразных применений. Н. служит основным материалом для нитроглицериновых бездымных порохов.

    НИТЬ каболка в лине.

    НОВОБРАНЦЫ, новонабранцы (Apprentice) (стар.) — так назывались в царской России военнообязанные, принятые для пополнения флота, но еще не явившиеся в свои части. С момента прибытия в части Н. уже назывались молодыми матросами. В СССР военнообязанные, призываемые в ряды ВМФ, называются призывниками, а с момента прибытия в часть — молодыми краснофлотцами или матросами.

    «НОВОЕ ЗА СТАРОЕ» (New for old) — условие при страховании судового корпуса, по которому с суммы убытка страховщик или диспашер удерживает разницу за замену изношенных частей корпуса новыми.

    НОВОЛУНИЕ (New moon) — см. Фазы Луны.

    НОВЧЕВА (сев.) — сизигийный прилив.

    НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ — звезды очень слабой яркости, которые от неустановленных пока причин внезапно увеличивают свою яркость во много тысяч раз и, постепенно бледнея, возвращаются к прежней яркости.

    НОГА ЯРУСА (сев.) — начало яруса, ближний к берегу его конец.

    НОГИ ЛЬДА (арх.) — подводная ледяная коса, идущая иногда далеко от стамухи; ледяной риф.

    НОЖНЫ (Scabbard) — футляр для клинка холодного оружия при его ношении; делается из кожи или из дерева, обтянутого кожей, резиной, сафьяном и т. п. или, наконец, из металла.

    НОЖОВКА (Hand-saw) — 1. Пила для металла; состоит из станка (рамки), в который вставляются сменные по­лотна. 2. Пила-одноручка. И. с узким полотном применяется для криволинейных пропилов. Н. с широким полотном применяют для различных работ.

    НОЗДРЯ (речн.) — клюз.

    НОЙТАЛИ (Gun tackle) (стар.) — снасти, которыми в шторм прикреплялись орудия к борту.

    НОК (Arm) — так называются концы всех реев, задние концы гиков, верхние концы гафелей и внешние концы лисель-спиртов, выстрелов и стрел. Кроме того, Н. называется внешний конец бушприта, утлегаря и бом-утлегаря.

    НОК-БЕНЗЕЛЬ (Yard-arm earings) — бензель, которым принайтавливается парус к ноку рангоутного дерева.

    НОК-ГОРДЕНИ (Leechline) — снасти, с помощью которых подтягиваются боковые шкаторины прямых парусов к нокам рея.

    НОК-ТАЛЕЙ-ШКЕНТЕЛЬ (стар.) — шкентель от нока рея, оканчивающийся коушем.

     НОК-ТАЛИ, НОК-ТАКЕЛЬ (Pendent yard-tackle, yard-arm tackle) — тали, основанные так же, как и сей-тали (см.), но с той лишь разницей, что одношкивный блок нок-талей имеет ввязанным в шейку своего стропа коуш.

    НОКОЛЬ - ТИМБЕРСЫ — передние поворотные шпангоуты деревянных су­дов, на которых стоят нижние концы гасйисы.

    НОКТУРЛЯБИЯ, НОКТУРНАЛ (Nocturnal) — вспомогательный инструмент, которым пользовались в старину для определения широты ночью по высоте Полярной Звезды, взятой градштоком или астролябией.

    НОМЕРАЦИЯ КОРАБЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ — см. Номер боевой.

    НОМЕР БОЕВОЙ — для облегчения расчетов, удобства проверки личного состава на учениях и тревогах и наглядности при обращении с расписанием рядовому и младшему начальствующему составу (исключая старшин) присваивают боевые номера. Н. Б. матроса должен служить точным указанием: к какой боевой части (службе) принадлежит данный матрос; в какой боевой смене он состоит и в каком боевом посту находится во время боя. Все Н. Б. четырех- или пятизначные.

    НОМЕР ТАКТИЧЕСКИЙ — номер, присваиваемый каждому кораблю в строю, начиная с головного или правофлангового, для установления порядка их расположения.

    НОМОГРАММА (Nomogram, nomograph) — графическое отображение в числовых пометках математического выражения, позволяющее во много раз сократить вычислительную работу. Н. применимы всюду, где не требуется большой точности расчетов и предохраняют от случайных ошибок, свойственных всяким вычислениям.

    НОМОГРАФИЯ — часть математики, имеющая своим предметом разработку графических приемов для производства различных вычислений и методов построения номограммы.

    НОНИУС (Vernier) — измерительное приспособление, позволяющее отсчитывать доли основных делений масштаба. Круговой Н. для отсчета углов носит название верньер (см.).

    НОРВЕЖСКИЙ ВЕРИТАС — см. Классификационные общества.

    НОРВЕЖСКИЙ ИОЛ (Norwegian jawl) — скандинавский промысловый парусный бот, оснащенный, как иол, и обладающий исключительной остойчивостью. Из всех малых судов Н. И. считается наилучшим по своим мореходным качествам.

    НОРД (North) — север; название одного из главных румбов (см. Румб). От него к осту (востоку) идут промежуточные румбы: норд-тень-ост (North by east), норд-норд-ост (North north east), норд-ост-тень-норд (North-east by north), норд-ост (North east), норд-ост-тень-ост (North-east by east), а к весту (западу): норд-тень-вест (North by west), норд-норд-вест (North north west), норд-вест-тень-норд (North west by north), норд-вест (North west), норд- вест-тень-вест (North west by west). Соответственные сокращенные обозначения перечисленных выше румбов: NtO, NNO, NOtN, NO, NOtO, NtW NNW, NWtN, NW NWtW.

    «НОРД» North») — название одного из флагов военно-морского свода сигналов. Значение этого флага, как сигнала: «Румб-норд».

     

    НОРДКАПСКОЕ ТЕЧЕНИЕ — ветвь норвежского Атлантического течения, идущая между Норвегией и Медвежьим островом: несет теплые и соленые воды в Баренцево море. К востоку от меридиана Кольского зал. Н. Т. разделяется на несколько ветвей.


    НОРИЯ (Noria) — многочерпаковая лента, представляющая собой аппарат непрерывного действия. Применяется в качестве перегрузочных устройств для массовых грузов (зерно, уголь, руда, отчасти лес, строительные материалы и пр.). Производительность Н. выражается в пределах от 30 до 100 т в час, а иногда до 200 т в час.

    НОРИЯ ПЛОВУЧАЯ, НОРИЯ ПЛАВУЧАЯ — представляет установленный на понтоне многочерпаковый подъемник, в общем той же конструкции, что и в береговых установках.

    НОРМАЛЬНЫЕ ПАР — сухой насыщенный пар с температурой 100°С, имеющий теплосодержание 637 кал/кг в предположении начальной температуры воды в 0°С. Понятие Н. П. применяется для сравнения паропроизводительности котлов, имеющих различные характеристики пара и температуру питательной воды.

    НОРМАН — см. Автоматы питания.

    НОРМЫ ПРОЧНОСТИ — требования относительно величины временного сопротивления металла, удлинения при разрыве и др. механических качеств, которым должен удовлетворять известный сорт материала.

    НОРФОЛКСКОЕ ВЕРРИ (Norfolk wherry) — парусная баржа, применяющаяся в районе главных рек Норфолка и Суфолка. Корпус заострен к носу и к корме. Имеет одну мачту и только один парус, верхний задний угол которого поднимается на большую высоту. Эти суда считаются непревзойденными в своих собственных водах, однако, в других местах использование их не было особенно успешным. Грузоподъемность их от 30 до 60 т. В последнее время на них с успехом применяется паровой двигатель.

    HOC (Ness) — мыс, т. е. часть суши, выдающаяся в море более или менее острым углом. Употребляется это слово на севере СССР.

    НОС СУДНА (Bow, prow) — передняя оконечность судна как надводная, так и подводная. Н. у современных кораблей бывает прямой, ледокольный, бульбовый и разваливающийся вперед (клиперный). Последняя форма называлась в старом деревянном судостроении княвдигедом. Во второй половине XIX в. весьма распространенным видом Н. был так называемый таранный (см. Таран).

    НОСОВАЯ КЛАДЬ (сев.) — шестое отделение в шняке от кормы.

    НОСОВАЯ ЧАСТЬ СУДНА (Forebody) — передняя часть судна, простирающаяся от мидель-шпангоута до форштевня.

    НОСОВОЕ УКРАШЕНИЕ КОРАБЛЯ — украшения в виде символических фигур, зачастую художественного исполнения, помещавшихся в прежнее время на носу у кораблей.

    НОСОВОЙ ЛЮК — съемная деревянная решетка, служащая носовым сиденьем на шлюпке.

    НОСОВЫЕ ШВАРТОВЫ — швартовы, поданные с носа судна на берег, пристань, другое судно.

    НОСОК (Bill of an anchor) — острие у лапы якоря.

    НОСОК (арх.) — каменный скалистый острый мыс.

    НОСЯК (арх.) — обмелевшая при отливе льдина.

    НОТ, ПОДДОН (сев.) — кошельковая сеть для ловли сайды (от норвежского Synkenot).

    НОТИС (Notice) — уведомление о полной готовности судна к погрузке или выгрузке; сообщается соответственно грузоотправителю или грузополучателю непосредственно капитаном судна или через морского агента. Н. всегда дается в письменной форме, причем, если капитан посылает Н. через агента, он вправе требовать от агента расписку о точном (до минут) времени вручения последним Н., что важно в отношении

    правильности начала счета сталийных дней.

    НОЧНИК — медная кружка с крышкой, в которой помещался пропущенный через отверстия в крышке тлеющий фитиль, служивший для закуривания. Сам ночник помещался в кадке, находившейся на баке корабля в месте, отведенном для курения.

    НОЧНОЙ СИГНАЛ (Night signal) — сигнал, подаваемый ночью вспышками специальных фонарей, пиротехническими средствами и т. п.

    НОЧЬ ПОЛЯРНАЯ — промежуток времени, выраженный в сутках, в течение которого Солнце в широтах, больших 66,5 градусов, не показывается над горизонтом.

    «НУЛЬ ГЛУБИНЫ» — тот наинизший уровень, когда-либо наблюдавшийся в данном месте, к которому приводятся глубины на советских, американских и французских картах; на английских картах Н. Г. приведен к

    среднему уровню малых сизигийных вод.

     

    НУТАЦИЯ (Nutation) — небольшие периодические колебании земной оси, вызываемые влиянием периодических изменений в движении и положении орбит Земли и Луны.

    НУТАЦИЯ СНАРЯДА — периодическое незначительное колебательное движение оси вращающегося артиллерийского снаряда при его полете.

    НУТРОМЕТР — инструмент для измерения внутренних размеров изделия.

    НЫЛАС — см. Нилас.

    НЫРЯЛО, ПЛУНЖЕР (Plunger) — поршень насоса, имеющий вид длинной (по отношению к диаметру) скалки. Приводится в движение с помощью эксцентрика или кривошипного механизма. Насосы с подобного типа поршнями называются плунжерными.

    НЬЮТОН Исаак (1643 — 1727) — величайший английский математик, астроном и физик. Главным трудом Н. считается его книга «Математические основы естественной философии», в которой излагается теоретическая и небесная механика, причем дается математический вывод известных законов Кеплера о движении планет с точки зрения установленного Н. закона всемирного тяготения.

    НЮРА (арх.) — подводная мель.

    НЯША (бел.) — иловатая, топкая поверхность морского побережья при обсушке.

    НЯШЕВАТЫЙ, НЯШИСТЫЙ (арх.) — иловатый, илистый.

     
















    Рейтинг@Mail.ru