фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания




  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг покой




     

    Морской словарь

    Покой

    ПА   |   ПЕ   |   ПИ - ПЛ  |   ПН - ПО    ПР   |   ПС - ПЯ




    Rambler's Top100
     

    П (Покой)      буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага по военно-морскому своду как сигнала "Держать правее", "Поворачиваю вправо". Флаг "П" по международному своду сигналов означает: в гавани: "Все должны быть на борту, так как судно скоро снимается"; в море: "Мои сети зацепились за препятствие".

    " П" ("приказание") — литер, накрашиваемый, на тех водонепроницаемых дверях, люках и горловинах корабля, которые задраиваются в особых случаях по приказанию.

    ПАВНА (арх.) — исток речки, редко замерзающий.

    ПАВОДОК (волж.) — случайная прибыль воды летом после спада весенних вод.

    ПАВОЗОК (сев.) — речное мелкосидящее грузовое судно.

    ПАГАЙЯ      то же, что и гребок (см.).

    ПАДАТЬ, ПАСТЬ (арх.) — о ветре: подняться, задуть.

    ПАДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ (Shooting stars) — см. Метеоры.

    ПАДЕЖ (арх.) — 1. Водопад. 2. Носящаяся по морю ледяная глыба.

    ПАДЕНИЕ ЛИСТОМ С КРЫЛА НА КРЫЛО — фигура высшего пилотажа; выполняется так: при планировании под небольшим углом делается крен в желаемую сторону, ручка нейтрально и нога в обратную сторону. Самолет будет скользить на крыло с поступательной скоростью. Выравнивая самолет, летчик делает скольжение в другую сторону. Ряд таких скольжений дает падение листом с крыла на крыло.

    ПАДЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ — разность потенциалов на участке электрической цепи, обтекаемой током. П. Н. равно произведению силы тока на сопротивление участка цепи.

    ПАДУН (сев.) — 1. Ледяная глыба, отпадыш, носящиеся по морю. 2. Водопад, порог, крутой перекат на реке. 3. Южный ветер, от которого вода в Северной Двине падает; выгон, сгон.

    ПАДЬ (арх.) — пушистый, падающий густыми хлопьями снег.

    ПАЕК МОРСКОЙ (Ration) — продукты, отпускаемые на корабли по количеству рядовых бойцов (младших командиров), служащих на корабле ВМФ. Термин, сохранившийся со времен Петра I.

    ПАЗ (Seam) — 1. Место соединения листов наружной обшивки двух смежных поясьев. 2. Продольная щель между соприкасающимися боковыми гранями досок палубной настилки.

    ПАЙНА (арх.) — огромная, обставленная наносными ропаками льдина, прижатая волнами или течением к плотному и неподвижному льду.

    ПАЙОЛ, ПАЕЛ (слань) (Ceiling) — настил, состоящий из плотно пригнанных одна к другой толстых досок, покрывающих верхнее днище и льяла на торговых судах.

    ПАК (Arctic pack) — скопление многолетних торосистых сплоченных ледяных полей, простирающееся на большое расстояние.

    ПАКГАУЗ (Bonded ware-house) — складочное помещение для товаров при таможне в портах.

    ПАКЕТ (Packet) — небольшой пассажирский или почтовый бот. Этот термин в Англии первоначально применялся в отношении судов, назначенных правительством для перевозки почты между своими и иностранными портами, а равно и портами колоний.

    ПАКЕТБОТ (Packet-boat) — почтовый пароход.

    ПАКЛЯ (Oakum) — короткие грубые волокна конопли или льна, получаемые в виде отхода при обработке последних на волокно, а также при расщипливании старых тросов. Применяется для конопачения и как обтирочный материал.

    ПАЛ (1. Pawlbit, pawl of the capstan. 2. Pile, wharf post) — 1. Прямой или выгнутый металлический брусок, сидящий на оси и не допускающий вращения шпиля или ворота в сторону, противоположную той, в которую его вертят при работе. Иногда его называют задержником. 2. Чугунная (каменная) тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы. 3. Куст свай, забитых у берегового откоса или у гидротехнического сооружения (моста, плотины и др.) для ограждения от навала судна.

    ПАЛ (говоря о ветре) — у беломорцев означает: задул. П. обедник — задул зюйд-ост. П. на стрету — задул в лоб и т. д.

    ПАЛАБАЖНИК (Nillas) — см. Нилас.

    ПАЛАТИ, ПАЛАТНИКИ (астр.) — подмостки на берегу, на которые вытаскивают суда для ремонта.

    ПАЛАШ  вид колюще-рубящего холодного оружия с прямым клинком, употреблявшегося в абордажных схватках. В дореволюционный период носился на поясном ремне гардемаринами Морского корпуса, в отдельных гардемаринских классах и Морском инженерном училище. С 1 января 1941 г. вводится снова для ношения курсантами в. м. учебных заведений.

    ПАЛГЕД (Pawl head) — нижняя часть баллера шпиля, на которую насаживаются откидные стопора, наз. палами.

    ПАЛГУН (Pawl rim, pawl ring) — фундамент шпиля, прикрепленный к палубе и имеющий по окружности зубчатую рейку, по которой передвигаются палы при вращении шпиля.

    ПАЛЕВИЦА (слав.) — брандер.

    ПАЛЕЦ   1. Короткий цилиндрический стержень, с помощью которого соединяются детали, вращающиеся относительно этого стержня. 2. Ручка у штурвального колеса (Spoke, radius). Называют еще шпорой.

    ПАЛИТЬ (То fire) — поджигать порох заряженного оружия, стрелять. Вообще термин П. относится преимущественно к крупному оружию и был принят на флоте, но не в сухопутных частях. Пли — приказное слово, сокращенное пали.

    ПАЛЛОГРАФ  прибор, регистрирующий вибрацию судов.

    ПАЛ СТОЛБ (сев.) — кнехт.

    ПАЛУБА (Deck) — сплошное горизонтальное перекрытие на судне. Пол на судне. На больших военных судах устраивается три непрерывных палубы: верхняя, средняя и нижняя.

    ПАЛУБА БРОНЕВАЯ (Protective deck, armoured deck) — служит для защиты жизненных частей корабля от навесных выстрелов и авиабомб и представляет собой палубу, состоящую из броневых плит. Плиты броневых палуб настилаются прямо на бимсы, к которым и приклепываются; пазы и стыки их соединяются на планках.

    ПАЛУБА ВЕРХНЯЯ (Upper deck) — палуба, обеспечивающая совместно со стрингерами (см.) и наружной обшивкой продольную прочность судна. На военных судах служит для установки на ней артиллерийского и торпедного вооружения.

    ПАЛУБА ВЗЛЕТНАЯ или ПОЛЕТНАЯ (Flight deck) — см. Авианосец.

    ПАЛУБА ЖИЛАЯ (Berth deck, mess deck) — палуба, на которой расположены жилые помещения команды; обычно средняя или нижняя палуба.

    ПАЛУБА КАРАПАСНАЯ  см. Карапасная палуба.

    ПАЛУБА КОММУНАЛЬНАЯ   так на больших кораблях ВМФ называют наиболее обширные проходные помещения, чаще всего на средней палубе, в которых проводятся общие собрания личного состава, торжественные заседания, митинги и пр.

    ПАЛУБА МОСТИКОВАЯ (Bridge deck) — самая верхняя из навесных палуб на гражданских судах, на которой обычно располагаются штурманская и рулевая рубки, а также оборудования и приспособления, служащие для целей кораблевождения и управления судном. Мостиковую палубу называют также бридждек.

    ПАЛУБА НАВЕСНАЯ (Shelter deck) — палуба, идущая на протяжении примерно 3/4 длины судна и расположенная выше верхней палубы.

    ПАЛУБА НИЖНЯЯ (Orlop deck, lower deck) — палуба, расположенная под средней палубой. На военных судах на ней размещаются жилые помещения команды, помещения для мастерских, кладовых, вспомогательных механизмов и пр.

    ПАЛУБА ПОЛЕТНАЯ (Flight deck) — см. Авианосец.

    ПАЛУБА ПРОГУЛОЧНАЯ (Promenade deck) — навесная палуба, расположенная над верхней палубой на больших пассажирских паротеплоходах и служащая для прогулок пассажиров. Прогулочную палубу называют также променаддек.

    ПАЛУБА СРЕДНЯЯ (Main deck) — палуба, идущая ниже верхней. На больших военных судах ее иначе называют батарейной палубой (Gun deck), так как на ней в специальных бронированных казематах устанавливается противоминная артиллерия. На кораблях последних построек противоминная артиллерия на П. С. не устанавливается. В свободных частях этой палубы располагаются жилые и служебные помещения.

    ПАЛУБА ТЕНТОВАЯ  см. Тентовая палуба.

    ПАЛУБА ШЛЮПОЧНАЯ (Boat deck) — навесная палуба на торговых судах, на которой располагаются судовые спасательные шлюпки и устройства для спуска и подъема их.

    ПАЛУБНАЯ БИМСОВАЯ КНИЦА (Knee of the deck) кница, скрепляющая палубный бимс со шпангоутом.

    ПАЛУБНАЯ БРОНЯ  см. Бронепалубная сталь.

    ПАЛУБНАЯ ЛИНИЯ  1. Горизонтальная черта длиною 300 мм и толщиною 25 мм, верхняя кромка которой совпадает с продолжением за борт верхней поверхности палубы надводного борта. Отмечается палубная линия на борту судна при нанесении грузовой марки (см.). 2. Пересечение поверхности палубы с внутренней поверхностью судна; если на судне несколько палуб, то все эти линии должны быть параллельны между собой.

    ПАЛУБНАЯ МАШИНКА см. Стопор зажимной палубный.

    ПАЛУБНАЯ НАСТИЛКА ДЕРЕВЯННАЯ (Planking of the deck) — см. Настилка палубная деревянная.

    ПАЛУБНЫЕ ГРУЗЫ (Deck-cargo) — грузы, погруженные во всякого рода судовые помещения, не защищенные от морской воды и непогоды.

    ПАЛУБНЫЕ ЦИСТЕРНЫ  см. Цистерны подводных лодок.

    ПАЛУБНЫЕ УСТАНОВКИ  орудийные установки, размещаемые открыто (не в башнях) на верхней палубе или в казематах.

    ПАЛУБНЫЙ  1. Имеющий палубу, напр. палубный бот, палубная яхта и пр. 2. Дежурный по палубам унтер-офицер в старом русском флоте.

    ПАЛУБНЫЙ БИМС (Deck-beam) — см. Бимсы.

    ПАЛУБНЫЙ ИЛЛЮМИНАТОР (Deck light) — см. Иллюминатор.

    ПАЛУБНЫЙ ПАССАЖБОТ (стар.) — бот, имеющий палубу; служил для перевозки пассажиров.

    ПАЛУБЫ ПАРУСНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЯ  начиная сверху, палубы имели следующие наименования: а) квартердек, или открытая палуба для управления кораблем; б) опер-дек (опердек), или верхняя батарейная; в) мидель-дек, или средняя палуба, где размещалась главная артиллерия; г) орлоп-палуба (орлоп-дек), или кубрик; д) трюм. Кроме того, можно встретить и другие, менее распространенные наименования палуб: так, напр., на некоторых трехдечных линейных кораблях (от 8 0 до 12 0 пушек) верхняя палуба именовалась оверлоп, вторая — вердек, а третья — бувенет.

    ПАЛУБЫ ТОРГОВОГО СУДНА  число палуб определяется назначением и размером судна. На грузовых судах обычно имеется одна, расположенная ниже верхней, непрерывная по всей длине судна палуба, а также ряд частичных палуб (вне грузовых трюмов и помещений для машин и котлов), известных под названием платформ. На крупных пассажирских пароходах под верхней палубой идут две или три непрерывные палубы и платформы: главная палуба, или мэндек, нижняя палуба, или ловердек (орлоп-дек), а выше верхней — шельтердек, променаддек, ботдек и бридждек.

    ПАЛУНДРА, ПОЛУНДРА, ФАЛУНДЕР (Stand from under) — окрик (вместо берегись), которым предупреждают стоящих на палубе людей, чтобы они посторонились от падающего или бросаемого сверху предмета.

    "ПАЛ-ШПИЛЬ" (Pawl the capstan) — доклад об исполнении команды: Шпиль на пал (см.).

    ПАЛЫ (Anchoring pile, wharfpost) — несколько свай, забитых в дно и возвышающихся над ординаром настолько, чтобы к ним при самых высоких горизонтах можно было крепить суда. Сваи сооружаются почти исключительно из дерева, в редких лишь случаях из железобетона. Число свай, образующих П., зависит от требуемого от него сопротивления, т. е. от размеров швартующихся у него судов; это число колеблется от 3 до 20. В отношении конструкции П. следует различать два основных типа: жесткий и упругий. Первый из них характеризуется наклонным положением свай, кроме средней, к которой вверху все остальные сваи притянуты. Во втором типе П. все сваи вертикальны.

    ПАЛЬБА (Firing, shooting) (стар.) — стрельба.

    ПАЛЬМА (Palma) — мера, содержащая в себе 13 линий. Применялась для измерения толщины мачт.

    ПАЛЬНИК (Lint-stock) (стар.) — железные щипцы с деревянным штоком; ими держали фитиль, когда воспламеняли порох, насыпанный в запал для производства выстрела из пушки.

    ПАМПЕРО (Pampero) — сильный холодный ветер в районе Рио-де-Ла-Плата, дующий от SW с июля по сентябрь и большею частью сопровождаемый грозовыми явлениями. П. происходит от слова пампасы — южно-американские степи.

    ПАМПУШИ  большие башмаки, сшитые из кожи, войлока или сплетенные из волоса. В целях предосторожности П. надеваются на обувь при входе в места хранения дымного пороха и некоторых др. взрывчатых веществ.

    ПАНЕР, АПАНЕР, ОПАНЕР (Apeak) — положение якоря при его выбирании, когда якорная цепь смотрит вертикально, сам же якорь еще не отделился от грунта. В этом случае говорят: Якорь подтянут до панера.

    ПАНЕРНЫЙ ФЛАЖОК  флажок установленной формы, размера и расцветки, поднимающийся на кораблях при съемке с якоря в эскадренном плавании; показывает положение якоря.

    ПАНОРАМА (Panorama) — оптическое угломерное приспособление (угломер), позволяющее производить наводку орудия по любой вспомогательной точке без изменения положения глаза наводчика.

    ПАНТОГРАФ  прибор для перерисовки или воспроизведения изображения с изменением или без изменения масштаба оригинала.

    ПАНТОКАРЕНЫ (Cross-curves of stability) — кривые поперечной остойчивости.

    ПАПИЛЬОНАЖ  установка землечерпательного (землесосного) снаряда своей черпаковой рамой против течения и закрепление на шести якорях — на четырех боковых, на одном переднем (становом) и на одном заднем.

    ПАР ВОДЯНОЙ  газообразное тело, получающееся из воды при соответствующих температуре и давлении. П. В. имеет громадное применение в технике, напр. в паросиловых установках. По состоянию П. В. различают: влажный, в котором имеются во взвешенном состоянии капли воды; насыщенный, от которого отделена вся влага; перегретый, температура которого выше температуры насыщения; высокого давления, имеющий давление свыше 60 атм.

    ПАРАВАН-БАЛКА (Dropping davit) — специальное устройство в виде небольшой стрелы, служащее для постановки и уборки паравана.

    ПАРАВАНЫ (Paravanes) — см. Охранители.

    ПАРАДНАЯ ФОРМА (Full dress uniform) — особо установленная форма одежды для военнослужащих, надеваемая ими для участия в различного рода церемониалах и в торжественных случаях.

    ПАРАДНЫЙ ТРАП (Accomodation ladder) — забортный трап с правого борта военного корабля.

    ПАРАЗИТНОЕ КОЛЕСО — зубчатое колесо, вводимое между ведущим и ведомым колесами.

    ПАРАЗИТНЫЕ ТОКИ, ТОКИ ФУКО — токи, появляющиеся в металлических массах от внешних магнитных полей, иногда вредные для эксплуатации (вихревые токи, блуждающие токи и др.).

    ПАРАЛЛАКС светила (Parallax) — угол, составленный направлениями, идущими от светила к центру Земли и месту наблюдателя, и представляющий собой разность высот светила, усматриваемых из центра и с поверхности Земли.

    ПАРАЛЛАКС ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ  параллакс светила при положении последнего на горизонте.

    ПАРАЛЛАКС ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ   горизонтальный параллакс светила, вычисленный с наибольшим (экваториальным) радиусом Земли.

    ПАРАЛЛАКС ЗВЕЗД ГОДОВОЙ  наибольший угол, под которым был бы виден со звезды радиус земной орбиты.

    ПАРАЛЛЕЛИ НЕБЕСНЫЕ (Circles of altitude) — малые круги, параллельные небесному экватору.

    ПАРАЛЛЕЛЬ у поршневой машины (Cross-head guide) — чугунная доска, укрепляемая на колонны, по которой скользит ползун. Служит для восприятия силы, изгибающей шток и являющейся следствием разложения действующей силы на поперечине из-за уклона шатуна.

    ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЯ (Parallel and series connection) — две основные схемы включения электрической энергии в электрическую цепь или соединения источников электрической энергии (генераторов) между собою. В первом случае приемники подключаются к одним и тем же точкам электрической цепи, так что ток в этих точках разветвляется. Сила тока в каждой ветви обратно пропорциональна ее сопротивлению. По этой схеме, напр., включаются лампы в осветительную сеть. При последовательном соединении приемники включаются последовательно один за другим, так что по всем последовательно соединенным приемникам протекает одинаковой силы ток.

    ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ КУРС (Parallel course) — в тех случаях, когда два или более судна, находясь на видимости друг у друга, идут одним и тем же курсом, то говорят, что суда идут параллельными курсами. Выражение вести бой на параллельных курсах означает, что два корабля (или две колонны кораблей) ведут бой друг против друга, идя примерно одним и тем же курсом.

    ПАРАМЕТРЫ ЛАМП (Parameter) — величины, характеризующие основные свойства электронной лампы и позволяющие судить, для каких целей пригодна данная лампа и при каких условиях ее работа более эффективна. П. Л. являются: крутизна характеристики, проницаемость лампы и ее внутреннее сопротивление.

    ПАРАОС (Parahos) — небольшое судно, имеющее парусное вооружение, подобное джонке. Занимается каботажем у берегов Китая и Кохинхины.

    ПАРА СИЛ  две равные и параллельные силы, направленные в противоположные стороны. П. С., действующая на какое-нибудь тело, вызывает вращение этого тела вокруг оси, перпендикулярной к плоскости, в которой находится пара сил.

    ПАРАШЮТ (Parachute) — приспособление для замедленного спуска тела с большой высоты. П. состоит из матерчатого зонта (купола) с отверстием посредине (полюсное отверстие) и шелковых или пеньковых стропов, соединяющихся петлей. П. служит для высадки людей и сбрасывания грузов с летательных аппаратов. Как спасательное приспособление П. применяется в случае аварии в воздухе.

    ПАРАШЮТИРУЮЩИЙ СПУСК  спуск морских самолетов с минимальной поступательной скоростью. Применяется при посадке самолета на волну.

    ПАРДУНЫ (стар.) — см. Фордуны.

    ПАРНЫЕ МАЧТЫ  две мачты, расположенные в плоскости одного шпангоута и располагающиеся по сторонам грузовых люков. Устанавливаются в целях улучшения обслуживания грузовых трюмов стрелами.

    ПАРОВАЯ МАШИНА МНОГОЦИЛИНДРОВАЯ  паровая машина, имеющая несколько цилиндров. Многоцилиндровые паровые машины могут изготовляться :

    а) как машины с однократным расширением пара, поступающим в каждый цилиндр отдельно;

    б) как машины двукратного расширения, имеющие цилиндр высокого давления и цилиндр низкого давления, куда пар поступает, расширившись предварительно в цилиндре высокого давления;

    в) как машины тройного расширения, имеющие цилиндр высокого давления, цилиндр среднего давления и один или два цилиндра низкого давления; в цилиндр среднего давления пар поступает, расширившись в цилиндре высокого давления, а в цилиндр ( цилиндры) низкого давления — расширившись в цилиндре среднего давления;

    г) как машины четверного расширения, в которых пар расширяется последовательно четыре раза.

    Преимуществами, общими всем П. М. М., являются: большая равномерность вращающего момента, позволяющая уменьшать вес маховика и достигать большей плавности работы, и возможность пуска машины из любого ее положения, особенно важная в машинах, применяемых на судах.

    ПАРОВАЯ МАШИНА, ПОРШНЕВАЯ МАШИНА (Steam-engine, reciprocating engine) — машина, у которой прямолинейно-возвратное движение поршня в паровом цилиндре преобразуется во вращение коленчатого вала с помощью механизма, состоящего из шатуна и мотыля. Работа, развиваемая на валу, передается судовому движителю. По способу действия пара в цилиндрах машины могут быть разделены на: а) машины, в которых пар действует полным давлением на протяжении всего хода поршня; б) машины, в которых пар работает полным давлением только на некоторой части поршня. В зависимости от того, в скольких цилиндрах расширяется пар, машины второй группы могут быть подразделены на: машины простого расширения, машины двойного расширения, машины тройного расширения и машины четверного расширения. Машины двойного расширения называются компаунд, если цилиндры расположены рядом, и тандем, если они расположены один над другим. Машины двойного расширения состоят из цилиндра высокого давления (ЦВД) и цилиндра низкого давления (ЦНД). В машине тройного расширения цилиндры носят название цилиндров высокого (ЦВД), среднего (ЦСД) и низкого (ЦНД) давления.

    ПАРОВАЯ РУБАШКА (Steam jacket) — см. Цилиндр.

    ПАРОВАЯ ТАКТИКА (Steam tactics) — так называлась тактика парового флота в начальный период его существования в отличие от тактики парусного флота. Позже стала называться морской тактикой.

    ПАРОВОДЯНОЕ ПРОСТРАНСТВО — пространство в паровом котле, где находится вода и получаемый из нее пар.

    ПАРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО (Boiler steam room) — верхняя часть пространства внутри барабана котла, заполненная паром.

    ПАРОВОЕ СУДНО (Steam-vessel) — судно, приводимое в движение при помощи установленной на нем паровой машины или паровой турбины.

    ПАРОВОЙ БАРКАЗ (Steam launch) барказ, приводимый в движение при помощи установленной на нем паровой машины.

    ПАРОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (Steam-motor) — машина, преобразующая энергию пара в механическую работу. К паровым двигателям относятся паровые машины и паровые турбины,

    ПАРОВОЙ КОРВЕТ (Steam sloop of war) корвет, имевший в качестве двигателя, кроме нормального парусного вооружения, паровую машину.

    ПАРОВЫЕ КОТЛЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (High pressure boilers) — котлы с давлением пара в них выше 30 — 40 атм.

    ПАРОВЫЕ ОКНА, ЗОЛОТНИКОВЫЕ ОКНА — см. Цилиндр.

    ПАРОВЫЕ ПРОЛЕТЫ  см. Цилиндр.

    ПАРОВЫЕ ФРЕГАТЫ (Steam frigates) фрегаты, которые наряду с нормальным парусным вооружением снабжались паровым двигателем. П. Ф. характерны для переходного периода от парусного к паровому флоту. То же, что пароходофрегаты.

    ПАРОДИНАМО (Steam-dynamo) — установка, состоящая из поршневой паровой машины, приводящей во вращение динамомашину.

    ПАРОМ (Raft, ferry, ferry boat) — плавучее сооружение в форме плота для перевозки людей, лошадей, скота, повозок, автомобилей и пр. через реки и небольшие озера или морские проливы между двумя определенными точками берега. Через небольшие и несудоходные реки П. протягиваются по тросу, закрепленному концами на противоположных берегах, вручную или механическим приводом, вращаемым лошадьми. Для перевоза через большие или судоходные водные пространства, которые нельзя перегораживать канатом, служат П. в виде судов, так называемые судовые переправы, пригодные и для больших грузов и даже железнодорожных поездов. Они имеют паровой или тепловой двигатель, иногда симметричное строение и носа и кормы; рули и винты в носу и корме позволяют двигаться вперед и назад. Такие П. имеют специальное оборудование и помещения для перевозимых предметов.

    ПАРОМЕР  прибор, измеряющий количество пара, протекающее через трубопровод, к которому присоединен П.; служит для контроля и регулирования работы котлов и машин.

    ПАРОМЩИК  содержатель, хозяин парома или рабочий при нем, перевозчик.

    ПАРООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТОПЛИВА  количество пара, получающегося при сжигании 1 кг топлива в топке парового котла.

    ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЬ (Steam superheater) — часть парового котла, в которой происходит перегрев насыщенного или влажного пара до требуемой температуры. П. состоит из двух или более коллекторов, к которым присоединен вальцовкой или сваркой ряд стальных трубок, сообщающих коллекторы. П., повышая теплосодержание пара, увеличивает коэффициент полезного действия паросиловой установки. Температура перегрева в современных паровых котлах обычно равна 4 00—450° для нормальных котлов и до 500° в котлах высокого давления.

    ПАРОПРОВОД (Steam-conduit) — трубопровод, проводящий пар к машинам и вспомогательным механизмам.

    ПАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ КОТЛА (Boiler capacity) — см. Нагрузка котла.

    ПАРОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ (Steam distribution) — механизм, осуществляющий пуск и выпуск пара в паровой машине или паровой турбине.

    ПАРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА (Steam power-plant) — установка, состоящая из парового котла и паровой машины или паровой турбины, в которой происходит превращение тепловой энергии пара в энергию механическую.

    ПАРОСОДЕРЖАНИЕ  количество сухого пара, содержащегося в 1 кг влажного пара. Иногда наз. степенью сухости пара. Измеряется в %.

    ПАРОТЕПЛОХОД  термин, употребляемый в тех случаях, когда речь идет о паровых и моторных судах, о пароходах и теплоходах.

    ПАРОТУШЕНИЕ   см. Пожарная система.

    ПАРОХОД (Steamer) — судно более 100 т водоизмещением, приводимое в движение паровым двигателем или турбиной. Первый пароход был построен в Сев. (паровой машиной Америке Фультоном в 1807 г.

    ПАРОХОДОФРЕГАТ  см. Паровые фрегаты.

    ПАРОХОДСТВО (Steam-navigation, shipping) — отрасль транспортной деятельности, осуществляющая перевозку на паровых и моторных судах пассажиров и грузов по внутренним водным путям и морям. Слово П. употребляется также в смысле судоходства вообще. В общежитии П. нередко называют и отдельные предприятия в области судоходства (Steamship company).

    ПАРСЕЛЬСЫ (Parcels) — партии однородного груза, отправляемые на судне вместе с другими грузами. П. встречаются главным образом на ляйнерах, которые, конкурируя с трампами, принимают к перевозке груз, обычно перевозимый последними.

    ПАРТИКУЛЯРНЫЙ КОРАБЛЬ  корабль, плавающий под вымпелом (не флагманский корабль).

    ПАРТИЯ (Lot) — определенная по величине и наименованию группа товара, подлежащего к перевозке.

    ПАРУСА (Sails) — соединение нескольких полотнищ парусины, сшитых вместе, поверхности которых вследствие сопротивления давлению ветра двигают судно. Быть под парусами      иметь П. поставленными. Держать полные паруса — править относительно ветра так, чтобы П. хорошо надувались (стояли). Кроить паруса — вырезать их из парусины по определенным меркам и шаблонам. Крепить паруса — прихватывать их сезнями к реям, гафелям, мачтам и т. п. Наполнить паруса — занять такое положение относительно ветра, чтобы от действия последнего они надулись. Нести паруса — иметь на ходу П. поставленными. Обстенить паруса — поставить П. так, чтобы ветер дул в переднюю их сторону, т. е. чтобы П. легли на стеньги. Отдать паруса — отвязать сезни, которыми II. закреплены. Паруса полощут — выражение, означающее, что П. не надуваются туго ветром, а треплются. Прибавить парусов — увеличить число П. или площади некоторых из них, отдав рифы. Убавить парусов — уменьшить число П. или взять у них рифы. Форсировать парусами — нести большую парусность, чем позволяет сила ветра, для достижения максимальной скорости хода. Взять рифы у парусов — уменьшить площадь парусов. Закрепить паруса — обвязать их сезнями. Отвязать паруса — отвязать реванты, которыми П. были привязаны к лееру. Перебрасывание парусов — это случается с косыми П., когда судно идет на фордевинд и рыскнет немного в сторону. Перекинуть паруса на другой галс — перенести П. на повороте, когда они сами не идут. Переменить паруса — заменить П. другими. Поднять паруса до места — подтянуть фалы, чтобы П. были подняты до предельного положения. Поставить паруса — раскрепить их и поднять или вытянуть шкоты, смотря по способу постановки. Привязать паруса — привязать П. к лееру у рея или пришнуровать к гафелю, рейку и пр. Выдраить паруса — обтянуть, выбрав шкоты втугую. Убрать паруса — свернуть и увязать на места. Паруса долой — команда на шлюпке для уборки П. По этой команде травятся фалы. Паруса на гитовы      приказание подтянуть П. гитовыми к мачтам; делается для уменьшения площади парусности. Парус побемсал (сев.) — судно пошло. Паруса поднять — приказание, отдаваемое на шлюпке, по которому назначенные по расписанию гребцы выбирают фалы, осаживают галсы, разбирают шкоты, после чего все садятся на свои места (или на места по указаниям командира шлюпки) — под банки. Парус хорошо стоит — хорошо растянут или поднят, т. е. не имеет морщин и не висит мешком.

    ПАРУСА ВЕРХНИЕ (Upper sails) — все паруса судов с прямым вооружением, начиная с марселей и выше.

    ПАРУСА ГАФЕЛЬНЫЕ (Gaff sails) — паруса, которые пришнуровываются к гафелю.

    ПАРУСА ГРОТОВЫЕ (Main sails) — паруса, которые ставятся на грот-мачте.

    ПАРУСА ЗАДНИЕ (After sails) — паруса на грот- и бизань-мачтах.

    ПАРУСА ЗАПАСНЫЕ (Spare sails) — второй комплект парусов, хранящийся на судне на случай замены парусов, находящихся в употреблении.

    ПАРУСА КАННИНГАМА — паруса, применяющиеся на мелких судах. Рифы у таких парусов берутся помощью наворачивания их на рей.

    ПАРУСА КОСЫЕ (Gaff and staysails, fore and aft sails) — паруса, которые ставятся вдоль судна и ходят по штагам и леерам или привязаны к гафелям.

    ПАРУСА КРЮЙСЕЛЬНЫЕ (Mizen sails) — паруса, которые ставятся на крюйс-стеньге и крюйс-брам-стеньге.

    ПАРУСА ЛАТИНСКИЕ (Lateen sails) — треугольные паруса, у которых верхняя часть передней шкаторины пришнуровывается к стеньге, а нижняя привязывается к сегарсам, ходящим по мачте. Такими парусами вооружаются небольшие парусные суда и, в частности, гребные шлюпки.

    ПАРУСА ЛЕТУЧИЕ (Flying sails) — паруса, убирающиеся вместе со своими реями, напр. бом-брамсель.

    ПАРУСА ЛЮГЕРНЫЕ, РЕЙКОВЫЕ (Lug sails) — косые паруса, пришнуровываемые к рейкам.

    ПАРУСА НИЖНИЕ (Lower sails, courses) — фок и грот у судов с прямым вооружением.

    ПАРУСА ПЕРЕДНИЕ (Head sails) — паруса на фок-мачте и впереди нее.

    ПАРУСА ПРЯМЫЕ (Square sails) — паруса, которые привязываются к реям и ставятся поперек судна.

    ПАРУСА РАЗРЕЗНЫЕ  прямые паруса, разделенные надвое в целях облегчения работы с ними личного состава.

    ПАРУСА РЕЙКОВЫЕ  см. Паруса люгерные.

    ПАРУСА СКВОЗНЫЕ  паруса с отверстиями для прохода воздуха, предложенные в 184 8 г. капитаном итальянского коммерческого флота Базалло. В этих парусах давление ветра на единицу площади больше, чем в обыкновенных. Кроме того, если парус имеет посередине отверстие для прохода воздуха, то в пузе его не образуется воздушной подушки, замедляющей ход судна. Сквозные паруса не получили большого распространения, но тем не менее встречаются и до сих пор на торговых судах и яхтах иностранных флотов.

    ПАРУСА ТРЕУГОЛЬНЫЕ  паруса треугольной формы, поднимающиеся обычно по штагам или леерам, для чего их передние кромки (шкаторины) привязываются к раксам.

    ПАРУСА ФОКОВЫЕ (Fore sails) — паруса, которые ставятся на фок-мачте.

    ПАРУСА ШЛЮПОЧНЫЕ (Boat sails) — паруса, которые ставятся на шлюпках.

    ПАРУСА ШПРИНТОВЫЕ, ШПРИНТОВНЫЕ (Shoulder of mutton sails) — четырехугольные паруса, передняя шкаторина которых привязывается к мачте с помощью сегарсов, а верхняя и задняя растягиваются длинным шестом, называемым шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку, находящуюся на мачте немного выше палубы.

    ПАРУСА ШТОРМОВЫЕ (Storm sails) — паруса меньшего размера сравнительно с обычными, сшитые из самой толстой и прочной парусины и поднимаемые в случаях очень свежей погоды.

    ПАРУСИНА (Canvas, sail cloth) — толстая, плотная ткань, широко применяющаяся на судах. Обычно П. изготовляется из льна, а более грубые ее сорта — из пеньки. По цвету делится на два сорта — серую и белую. Парусные полотна поставляются в кусках длиной не менее 35 м. Нормальная ширина парусины 610 и 710 мм. П. различается по номерам, которых всего восемь: самая толстая — № 1, самая тонкая — № 8. Все номера П. снабжаются протканными параллельно кромкам на всю длину куска тремя непрерывными синими нитками по краям, находящимися на указанных для каждого номера расстояниях: для №№ 1 и 2 — с обеих сторон от кромки на 37 мм; для №№ 3 и 4 — на 32 мм и для №№ 5, 6, 7, 8 — на 25 мм. Кроме парусных полотен, на судах применяются еще следующие сорта тканей: коечный канифас, брезендук, хрящевая П., равендук. Хрящевая П. и брезендук — П. более низкого качества, употребляется на рукавицы, обшивку паровых труб и угольные мешки. По сортам П. применяется: № 1 — на паруса, парусные ведра, водоналивные рукава, подводные пластыри и кранцы; № 2  главным образом на изготовление больших парусов; №№ 3 и 4 — на паруса, солнечные и дождевые тенты, чехлы на люки; № 5 — на паруса, коечные чехлы; № 6 — на паруса, судовые чехлы и №№ 7 и 8 — на паруса, рабочее платье, обшивку цилиндров.

    ПАРУСИНА СМОЛЕНАЯ (Parcelling, parcel) — парусина, пропитанная смолою.

    ПАРУСИНКА (Canvas boat) — складная парусиновая шлюпка, остов которой сделан из дерева и обтянут двойной непромокаемой парусиной. П. снабжаются подводные лодки и военные корабли небольшого тоннажа.

    ПАРУСИНОВОЕ ВЕДРО (Canvas bucket) — см. Ведра.

    ПАРУСИНОВЫЕ СТРОПЫ  особые стропы, применяющиеся для погрузки и выгрузки крупного рогатого скота и лошадей.

    ПАРУСНАЯ КАЮТА (Sail room) — помещение на судне, в котором хранятся паруса и различные изделия из парусины.

    ПАРУСНАЯ МАСТЕРСКАЯ, или просто ПАРУСНАЯ (Sail loft) — помещение на корабле, в котором производится шитье и починка парусов и других парусиновых изделий.

    ПАРУСНАЯ ШЛЮПКА (Sailing boat) — шлюпка, имеющая парусное вооружение.

    ПАРУСНИК  1. Матрос, работающий по шитью и починке парусов и различных парусиновых изделий. 2. Моряк, имеющий большой опыт в управлении парусными судами. 3. Общее название всякого парусного судна.

    ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ БЕРМУДСКОЕ  тип вооружения мелких судов с треугольным парусом, который лишь недавно стали применять на гоночных яхтах.

    ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ШЛЮПОК  различаются следующие разновидности парусного вооружения шлюпок. Гафельное, если паруса привязаны к гафелям. Латинское, если все паруса треугольные и пришнурованы передней шкаториной к мачте и стеньге. Рейковое, если паруса привязаны к рейкам. Разрезное рейковое с одним парусом, называемым разрезным фоком, у которого кливер (четырехугольный) и фок наверху сшиты вместе. Шпринтовое, если передняя шкаторина паруса пришнурована к мачте, а парус растягивается наклонным шестом (шпринтовом), упирающимся в верхний угол паруса и в стропку у мачты. Штормовое может быть приспособлено ко всем двухмачтовым судовым шлюпкам. Фок- мачта ставится в специальный степс у средней банки, у которой для этого имеется особая наметка. Кливер закладывается на барказах за гак на форштевне, а на катерах — за особую стропку, отступая от форштевня. За шкотовый угол фока закладывается гика-шкот, который затем берется за погон.

    ПАРУСНО-МОТОРНЫЕ СУДА  суда, имеющие парусное вооружение и относительно небольшой двигатель внутреннего сгорания, используемый обычно при безветрии.

    ПАРУСНОСТЬ (Set of sails, suite of sails) — общая площадь всех парусов данного судна, составляющих его парусное вооружение.

    ПАРУСНЫЕ НИТКИ (Canvas thread) — специальные из льна нитки для шитья парусов, тентов, брезентов, чехлов и пр. вещей из парусины; выделываются двух родов: обыкновенные и ликовые. Ликовые нитки толще и крепче обыкновенных и служат для пришивки к парусам ликтроса.

    ПАРУСНЫЕ СУДА (Sailing ships) — суда разных типов, для движения которых используется энергия ветра, производящего давление на парус.

    ПАРУСНЫЙ КРЮЧОК  металлический крючок, которым пользуются для удобства при изготовлении изделий из парусины. Назначение крючка состоит в том, что при помощи его сшиваемые куски парусины удерживаются на коленях работающего. Для этой цели крючком задевают за парусину, а линь или каболку, идущую от крючка, крепят за скамью или за другой какой-либо находящийся вблизи предмет.

    ПАРУСНЫЙ ШОВ (Seam of the sail) — паруса шьются из полотнищ (2 фута ширины), которые сшиваются внакрой, образуя шов шириною около двух дюймов.

    ПАРЯЩИЙ ПОЛЕТ  полет на планере, при котором летчик, пользуясь встречными восходящими течениями воздуха, летает без снижения или с набиранием высоты. При благоприятных условиях парящий полет может быть выполнен также на легком самолете.

    ПАСПОРТ СУДОВОЙ  паспорт судна, формуляр гражданского судна. Содержит в себе исчерпывающие сведения о данном судне. Различают паспорт по техническим и по эксплуатационным элементам судна. Паспорт по техническим элементам содержит в себе: описание корпуса и механизмов, время их постройки и ремонта, состояние на данный момент, а паспорт по эксплуатационным элементам — эксплуатационные характеристики судов: грузоподъемность по сезонам и зонам плавания, грузовместимость отдельных грузовых помещений и судна в целом, число люков и грузовых механизмов, грузоподъемность механизмов, емкость балластных систерн и бункеров, отстояние центра тяжести грузовых и балластных помещений и бункеров от киля и миделя и т. п. Как тот, так и другой паспорта снабжаются чертежами, позволяющими в любой момент составить представление о судне, его деталях или характеристике при отсутствии самого судна.

    ПАССАЖБОТЫ  парусные суда, поддерживавшие сообщение между Англией и Францией.

    ПАССАЖИР (Passenger) — 1. Лицо, плавающее на судне, но не входящее в состав его экипажа. 2. На ВМФ П. называется лицо, допущенное к временному проживанию на корабле или совершающее на нем переходы и не имеющее определенных служебных поручений высшего начальства в отношении данного корабля.

    ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ СУДНА  количество пассажиров, допускаемых к перевозке на данном судне согласно пассажирскому свидетельству.

    ПАССАЖИРСКИЕ СУДА (Passenger ships) — в юридическом понимании П. С. считаются все суда, которые принимают 12 человек сверх судового экипажа. Тут могут быть суда и действительно пассажирские, и такие, которые по эксплуатационным признакам могут быть отнесены к группе грузовых, принимающих пассажиров от случая к случаю.

    ПАССАТЫ (Trade winds) — ветры, непрерывно дующие в океанах с довольно постоянной силой 3—4 баллов; направление их не сохраняется всегда постоянным, но изменяется в тесных, однако, пределах (к северу от экватора наблюдается NO ветер, а к югу — SO). Границы областей, где дуют эти ветры, перемещаются в течение года и занимают различные положения; полярные их границы передвигаются приблизительно от 26° до 35° широты. П. начинаются не от самых берегов материков, но на довольно большом от них расстоянии, которое бывает различным в разных местах. Области П. характеризуются ясной погодой и небольшим количеством выпадающих осадков. Это объясняется тем, что массы воздуха, перемещающиеся в виде П., идут из больших широт в меньшие, вследствие чего они нагреваются и их относительная влажность, несмотря на постепенное увеличение их абсолютной влажности вследствие поступающего в них водяного пара с поверхности океанов, становится меньше. Смотрите Словарь ветров в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ПАССИВНАЯ МАССА  см. Диспаша.

    ПАСЫНКИ — основная часть мачты; представляет собой поставленные вертикально два бруса в одной поперечной плоскости, идущие от копаней (см.) судна и выходящие выше палубы до 8 м; в середине между П. ставится мачта; через П. и мачту пропускают два железных болта (верхний и нижний); нижний болт может быть вынут, и на оставшемся верхнем мачта может быть повалена до горизонтального положения. Это является необходимым при проходе судна под мостами, в целях уменьшения парусности и т. п. То же, что и табернакль (см.).

    ПАТЕНТ — см. Композиция.

    ПАТЕНТ НА ПОДНЯТИЕ ФЛАГА — документ, служащий удостоверением национальности судна. Выдается после внесения судна в судовой реестр.

    ПАТРОН (Cartridge) 1. см. Гильза. 2. Хозяин торгового судна (торговых судов).

    ПАТРОННИК — см. Камора.

    ПАТРОННЫЕ ОРУДИЯ (Case guns) — артиллерийские орудия, у которых пороховой заряд заключен в металлическую гильзу, независимо от того, будет ли орудие снабжаться патронами унитарными (т. е. вместе со снарядом) или раздельными (заряд в гильзе, а снаряд отдельно).

    ПАТРУБОК (Branch) — небольшой отрезок трубы, служащий отводом от основного трубопровода.

    ПАТРУЛЬНОЕ СУДНО (Patrol boat, patrol craft) — сторожевой корабль, сторожевой катер.

    ПАУЖНЯК (арх.) — юго-западный ветер.

    ПАУЗОК (сев.) — деревянное речное судно, беспалубно-плоскодонное, длиной до 24 м и грузоподъемностью до 12 0 т. Обычно ходят с крупными судами и служат для снятия с них груза, когда последние садятся на мель. См. Павозок.

    ПАХТА (сев.) — каменный утес на берегу моря или выдающийся в море.

    ПАЯЛЬНАЯ ЛАМПА — керосиновая или бензиновая лампа для паяния, дающая узкое длинное пламя.

    ПАЯЛЬНИК (Soldering iron) — заостренный кусок меди, надетый на ручку; в нагретом виде применяется для плавления олова и нанесения его на спаиваемые металлические части.

    ПАЯНИЕ (Whitesmith, soldering) — соединение металлических частей посредством расплавленного металла (припоя), имеющего более низкую температуру плавления, чем соединяемые предметы: мягкое паяние — при помощи легкоплавких припоев на оловянной основе, твердое паяние — при помощи тугоплавких припоев из медных сплавов; последний способ паяния прочнее и применяется для спайки железных и стальных частей.







    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru