Из архива Нептуна для любознательных
Подъем пера руля
Представленный здесь проект механизма для подъема пера руля на швертботе предлагают читатели польского журнала «Жагле» М. Карницкий и Г. Кузьняч.
Механизм состоит из двух защелок, одна из которых служит стопором, а другая — подъемная. Подъемная защелка 8 расположена таким образом, чтобы продольное ребро всегда было выше оси вращения румпеля 12. Если поднять румпель вверх, то одновременно зуб подъемной защелки продвинется в направлении задней кромки пера 1 и соединится со следующим зубом, нарезанным fii- в пере.
При опускании румпеля вниз защелка, продвигаясь в направлении передней кромки пера, переместит перо на определенный угол. Одновременно предохраняющая защелка 5 войдет в зацепление со следующим зубом на пере. Так при многократном подъеме и опускании румпеля можно поднимать перо руля на нужный угол.
Опускание пера производится натяжением троса 13 в боуденовской оболочке, с помощью которого подъемная защелка перемещается и освобождается из зубьев 4 на пере руля. Подъемная защелка, разъединяясь с зубьями пера, надавит специальным выступом на предохранительную защелку, одновременно разъединяя и ее.
Такой способ подъема рулевого пера позволяет рулевому полностью сосредоточить свое внимание на воду, ветер и на экипаж, не концентрируя его на выполнение этой операции.
Механизм для подъема пера руля. |