фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания




  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг твердо





     

    Морской словарь

    Твердо




    ТА - ТО  
    |   ТР - ТЯ





    Т (Твердо)  буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Флаг "Т" по международному своду сигналов обозначает: "Не пересекайте моего курса (не проходите у меня под носом)".

    "Т" ("тревога")  литер, накрашиваемый на тех водонепроницаемых дверях, люках и горловинах корабля, которые задраиваются лишь по тревогам.

    Т ПОСАДОЧНОЕ  сигнал, раскладываемый из специальных полотнищ на маневренной площадке в виде буквы "Т", показывающий самолетам направление ветра.

    ТАБАНИТЬ (То back astern with the oar) — грести в обратную сторону для дачи шлюпке заднего хода или для ее разворота. Речники вместо табанить иногда говорят таванить или баланить. В парусном флоте также говорили таванить. Встречается также и термин таланить. "Табань" (Back water) — команда на гребной шлюпке, по которой гребцы одновременно заносят лопасти весел на корму, опускают их в воду и начинают грести в обратную сторону, давая шлюпке задний ход. "Правая (левая) табань, левая (правая) на воду" (Back starboard, away port) — команда на гребной шлюпке для крутого ее поворота. По этой команде гребцы правого (левого) борта начинают табанить, а гребцы левого (правого) борта грести нормально. "Правая табань, левая суши". "Табань обе" (Back all astern). Учебник по шлюпкам смотрите в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    ТАБАЧИТЬ (волж.) — идти лодкою, баркою на шестах ("шеститься").

    ТАБАЧНЫЙ СУЧОК  см. Пороки дерева.

    ТАБЕЛЬ-КОМПЛЕКТАЦИИ (стар). — штаты военного корабля.

    ТАБЕЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО (стар.) — различное имущество, отпускавшееся на суда военного флота по особым табелям, устанавливавшим нормы снабжения этим имуществом.

    ТАБЕРНАКЛЬ (Tabernacle) — особый башмак с шарниром у опрокидывающихся (заваливающихся) мачт на небольших судах, баржах и речных яхтах. Иногда Т. используется с целью удлинить мачту.

    "ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ ХОДОВ И ОБОРОТОВ"  составляется в результате обработки материала ходовых испытаний данного корабля. Вывешивается в штурманской рубке и вписывается на последней странице навигационного журнала. Позволяет определять скорость хода корабля по числу оборотов машин.

    ТАБЛИЦЫ БАРДВУДА (Burdwood tables) — озаглавленные "Sun's true bearing or azimuth tables", составлены для определения истинных азимутов Солнца в широтах от 30 до 64°, для склонений от до 24° и для часовых углов в пределах видимой части суточного пути светила. По образцу таблиц Бардвуда составлены такие же таблицы Девиса для широт от 0° до 30° и таблицы М. Жданко для широт от 61° до 75°. Те и другие таблицы имеют одинаковые с первыми пределы для склонения светил, т. е. от 0° до 24°. Имеются еще специально предназначенные для определения истинных азимутов звезд таблицы Девиса, озаглавленные "Stars' azimuth tables", составленные им по тому же образцу.

    ТАБЛИЦЫ ДЕВИСА (Davis) — см. Таблицы Бардвуда.

    ТАБЛИЦЫ ДЕВИАЦИИ (Tables of deviation) — таблицы, составляемые на судах для каждого магнитного компаса в результате определения и вычисления девиации. В них указывается величина девиации в зависимости от курса корабля.

    ТАБЛИЦЫ ЖДАНКО  см. Таблицы Бардвуда.

    ТАБЛИЦЫ МОРЕХОДНЫЕ  сборник различных таблиц, которыми приходится пользоваться морякам при исчислении пути корабля и обработке астрономических наблюдений. "Мореходные таблицы" 1933 г. состоят из пяти разделов: 1. Общие математические таблицы. 2. Астрономические таблицы. 3. Навигационные таблицы. 4. Девиационные таблицы. 5. Сравнительные и справочные таблицы. Всего в сборнике 54 таблицы. В настоящее время действуют Мореходные таблицы МТ-2000, которые можно скачать на нашем сайте.

    ТАБЛИЦЫ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ КОРАБЛЯ  состоят из трех таблиц. В первую входят все отделения и отсеки корабля под нижней (броневой) палубой, причем предполагается, что борт не поврежден и что все отделения или отсеки заполняются водой полностью; она показывает, какие изменения крена, дифферента и остойчивости корабля вызывает затопление каждого из отсеков. При одновременном затоплении нескольких отсеков изменение среднего углубления, крена и дифферента определяются суммированием значений этих изменений для каждого из затопленных отсеков.

    Вторая таблица дает поправки, которые следует вносить в цифры, взятые из первой таблицы, для тех отделений, которые не будут заполнены полностью или же вследствие повреждений борта будут сообщаться с забортной водой. Третья таблица составляется по форме первой, но с помещением результатов затоплений отсеков по группам. Группы составляются, учитывая наиболее возможные комбинации разрушения в районе действия подводного взрыва, включая и возможность разрушения переборок, разделяющих два смежных отделения.

    Эти таблицы, идея которых разработана академиком А. Н. Крыловым, служат не только для того, чтобы при постройке корабля предусмотреть систему выравнивания крена и дифферента и обеспечить затопление для этого необходимых отделений, но и дают в руки руководителя подразделения живучести средства для изучения посадки и остойчивости корабля в случае пробоины, а также для возможных мер по выравниванию корабля и по улучшению его остойчивости.

    ТАБЛИЦЫ СТРЕЛЬБЫ  таблицы, заключающие в себе данные, необходимые для того, чтобы направить среднюю траекторию желаемым образом относительно цели; таблицы дают возможность судить об успехе, которого можно ожидать от стрельбы, и решать различные задачи, представляющиеся при стрельбе.

    ТАБЛИЦЫ ТОУСОНА (Towson) — таблицы для расчета плавания по дуге большого круга. Правила пользования ими указаны в самих таблицах.

    ТАБЛИЦЫ ЭБСЕНА (Ebsen) — таблицы, составленные для определения истинных азимутов светил. Помещенные в них истинные азимуты даны с точностью до 0,1° для широт от 0° до 72° и склонений светил от 0° до 29°, одноименных и разноименных с широтою. Все истинные азимуты показаны в таблице от полуночной части меридиана наблюдателя.

    ТАВАНИТЬ  см. Табанить.

    ТАВОТ, СОЛИДОЛ — густая мазь, применяемая для смазки тех трущихся частей механизмов, где не удерживается жидкая смазка.

    ТАВОТНИЦА (Imbricating screw) — специального устройства масленка для тавота.

    ТАВРОВАЯ СТАЛЬ (Tee bar) — см. Сталь сортовая.

    ТАВРОБИМСОВАЯ или ТАВРОБУЛЬБОВАЯ СТАЛЬ (Tee bulb bar) — См. Сталь сортовая.

    ТАГУН (речн.) — дерево (с частью корня), прикрепляемое помощью деревянных нагелей к дощатому днищу барки: кокора.

    ТАЙМУЛЬ  небольшое ловецкое судно, встречающееся в южной части Каспийского моря.

    ТАЙМ-ЧАРТЕР (Time charter) — договор на аренду судна на определенный срок времени, обычно не свыше двенадцати месяцев.

    ТАЙМШИТ (Time sheet) — особый документ, имеющий большое юридическое значение. Составляется агентом при погрузке и выгрузке на основании условий чартера, коносамента, местных законов, портовых правил и обычаев. Основное содержание Т.  подсчет сталийного времени. Этот подсчет, подписываемый капитаном впоследствии, при каких-либо претензиях в отношении сталийных дней, демореджа и диспача, является важным доказательством.

    ТАЙФУН (Typhoon, cyclone) — см. Тропические циклоны.

    ТАЙФУН-КАНАТ  см. Тросы комбинированные.

    ТАЙФУННЫЕ ГАВАНИ  в руководстве для мореплавания (Stiling directions) приведен список портов у берегов Китая, называемых Т. Г., в любой из которых корабль может в безопасности стать на якорь во время тайфуна.

    "ТАК ДЕРЖАТЬ" (Steady or steady as you go; steer as you do; keep her so) — команда рулевому, по которой он обязан удерживать корабль на том курсе, на котором последний лежал в момент подачи команды.

    ТАКЕЛАЖ (Rigging) — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и для управления им и парусами. Совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами. Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фор- дуны, штаги) и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий такелаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий такелаж парусов ( фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.).

    ТАКЕЛАЖ БЕГУЧИЙ (Running rigging) — снасти, которые служат для уборки и постановки парусов, для подъема и спуска частей рангоута, реев и пр. Словом, Т. Б. называют все подвижные снасти, при посредстве которых выполняются работы, связанные с тягой, выбиранием, травлением. Т. Б. выделывают из пенькового троса и не тируют (см.).

    ТАКЕЛАЖ ПОДВЕСНОЙ  такелаж, при помощи которого подвешивается корзина к оболочке аэростата или гондола к корпусу дирижабля.

    ТАКЕЛАЖ ПРИВЯЗНОЙ  такелаж, связывающий привязной аэростат с лебедкой.

    ТАКЕЛАЖ ПРОВОЛОЧНЫЙ (Wire rigging) — такелаж, выделанный из проволочных тросов.

    ТАКЕЛАЖ СТОЯЧИЙ (Standing rigging) — такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. Его делают из проволочного троса и цепей.

    ТАКЕЛАЖ ЦЕПНОЙ (Iron rigging) — такелаж, выделанный из такелажных цепей.

    ТАКЕЛАЖИТЬ (То rig) — оснастить, оснащивать, навязывать веревки (снасти) к продевать их в надлежащие места.

    ТАКЕЛАЖНАЯ (Rigging-loft, rigging-honse) — мастерская, в которой изготовляется и обделывается такелаж.

    ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ (Knotting and splicing) — судовые работы, связанные с ремонтом подержанных или обделкой новых тросов; к ним относятся сплеснивание, вязка узлов, штыков, остропливание блоков, плетение матов, выделка швабр, кранцев и т. п. На судостроительных заводах Т. Р. называют все работы, связанные с установкой такелажа на строящихся судах, а также работы по подъему тяжестей.

    ТАКЕЛАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ  инструменты, употребляемые при такелажных работах: свайка, драек, мушкель, полумушкель, лопатка и машинка для слома.

    ТАКЕЛЬ-БЛОК  блок с двумя шкивами на разных осях.

    ТАКЕЛЬГАРН  1. Смоленая голландская нитка, употребляющаяся на обшивку концов у артиллерийского такелажа. 2. Строп при талях.

    ТАКТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ  отдельные процессы, протекающие в цилиндре за один ход поршня и составляющие полный рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания. Например, в четырехтактном двигателе рабочие процессы (всасывание, сжатие, рабочий ход и выхлоп), составляющие рабочий цикл, совершаются за 4 хода поршня, а в двухтактных двигателях за 2 хода. См. также Двигатели внутреннего сгорания.

    ТАКСИМЕТР (Taximeter) — прибор, служащий для пеленгования таких предметов, пеленги которых не могут быть почему-либо взяты главным компасом, напр. мешает край рубки, трубы, шлюпки и т. п. По Т. наблюдают курсовой угол на предмет и, зная курс по компасу, рассчитывают пеленг. Некоторые типы Т. позволяют ориентировать его картушку по курсу корабля, тогда пеленг получается непосредственно. Т. обыкновенно устанавливаются на крыльях мостиков или где-нибудь на борту судна и могут быть переставляемы с места на место.

    ТАКТИКА (Tactics) — см. Морская тактика.

    ТАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА (Unit) — наименьшая войсковая часть, способная самостоятельно разрешать боевые задачи.

    ТАКТИЧЕСКОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ  см. Маневрирование. См. Совместное маневрирование кораблей.

    ТАЛАНЬ  см. Табань.

    ТАЛИ (Purchase, tackle) — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом; один конец последнего (коренной) укреплен неподвижно у одного из блоков, а за другой конец (ходовой конец, или лопарь) тянут для подъема груза. Т. бывают простые и механические. Простые Т. различаются между собой по наибольшему числу шкивов одного из блоков, напр. одношкивные, двухшкивные, трехшкивные. По своему назначению Т. разделяются на: шлюпочные, хват-тали, бегун-тали, нок-тали, сей-тали и т. п. По величине — на гинцы, тали и гини. При подъеме тяжестей Т. теоретический выигрыш в силе зависит от числа шкивов в обоих блоках или от числа лопарей, на которых груз висит (не считая ходового). Сила Р, какую необходимо приложить к ходовому лопарю Т., чтобы поднять какой- либо груз W посредством Т., основанных между блоками, с числом шкивов n определяется по формуле Р = (W + 0,1Wn)/n.

    "ТАЛИ НАЖАТЬ"  команда, подаваемая при спуске шлюпок. По этой команде стоящие на лопарях люди натягивают тали и приподнимают шлюпку для ослабления стопоров.

    "ТАЛИ ТРАВИТЬ"  команда, подаваемая при подъеме и спуске шлюпок. По этой команде стоящие на лопарях люди травят тали, перебирая лопаря руками, а сами остаются на месте.

    ТАЛИ ШЛЮПОЧНЫЕ (Boat falls) — тали, помощью которых на судах поднимаются и опускаются шлюпки.

    ТАЛИШКИ (Small tackle, burton) маленькие тали.

    ТАЛЛИМАН (Tallyman) — присяжный счетчик, ведущий счет погружаемому или выгружаемому грузу в иностранных портах. Работает по приглашению судо- или грузохозяев за плату по таксе.

    ТАЛРЕП (Laniard) — трос, основанный между двумя юферсами или двумя двухшкивными блоками. Служит для обтягивания стоячего такелажа и в частности — вант.

    ТАЛРЕП ВИНТОВОЙ (Iron screwlaniard, turn-buckle) — приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п., а равно и для крепления различных предметов по-походному. Т. В. бывают ординарные и двойные. Тяга производится при помощи завертывания ключом бесконечного винта с затратой небольших усилий.

    ТАЛЫ  деревья по берегам реки, служащие естественными обозначениями очертания берегов, лоцманскими знаками. Такими Т. местные лоцманы руководствуются при проводке судов.

    ТАЛЬ-ЛОПАРЬ, ТАЛЕЙ ЛОПАРЬ (Tackle fall) — трос, проведенный в блок талей.

    ТАЛЬНИК (арх.) — незамерзающее зимою озеро.

    ТАМБУР (Companion) — пристройка у дверей тех или иных помещений корабля (напр. у кочегарки, где давление повышено) или над сходными люками.

    ТАМОЖЕННАЯ ЗАКЛАДНАЯ (Bond, customs) — установленное английской таможней обеспечение для пошлинных грузов, по которым пошлина не была оплачена. Такие грузы находятся "bonded" или "under bond" — в залоге. Закладные бывают: 1. Export bond — экспортная закладная, по которой груз забирается из таможенного склада для экспорта. 2. Removal bond — закладная для перевозки груза со склада на склад. Отдельно от этих двух стоит warehouse bond — складская закладная, выдаваемая владельцем склада, в котором хранятся не оплаченные пошлиной грузы.

    ТАМОЖЕННОЕ СУДНО (Guard vessel) — вооруженное судно в иностранных государствах, предназначенное для ведения борьбы с контрабандой.

    ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ  вид государственного косвенного налога на товар, взимаемого при переходе через таможенную границу.

    ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ (Custom duties) — см. Таможенное обложение.

    ТАМОЖЕННЫЙ ВАРРАНТ (Warrant customs) — документ, уполномочивающий приписной залоговой склад на выпуск грузов в Англии.

    ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР (Examination customs) — включает все операции по подсчету товарных мест, вскрытию их и сличению содержимого с поданной ранее декларацией.

    ТАМОЖЕННЫЙ КРЕЙСЕР (Revenue cutter) — вооруженное судно в иностранных государствах, предназначенное для ведения борьбы с контрабандой.

    ТАМОЖНЯ (Custom house) — государственное учреждение, осуществляющее: а) досмотр всех проходящих через границу предметов; б) задержание тех из них, которые не удовлетворяют условиям, предусмотренным в законодательстве; в) взимание таможенных пошлин и иных таможенных сборов; г) временное хранение на таможнях грузов, проходящих через таможенную границу; д) взимание за нарушение таможенных постановлений соответствующих штрафов и т. п. В СССР в условиях монополии внешней торговли, помимо указанных функций, на Т. возлагается также контроль над соответствием ввоза и вывоза товаров выданным для этого лицензиям.

    ТАНДЕМ, ТЕНДЕМ, ТЭНДЕМ (Tandem) — 1. Расположение двух судов один в кильватер другому, причем заднее судно держится вплотную к своему переднему мателоту. Эта система применяется при совместном плавании во льду двух судов. При плавании по системе Т. необходимо более широкое судно ставить впереди и на его гакаборте устроить кранец из 3 бухт старых перлиней с принайтовленным к ним горизонтальным толстым бревном. Заднее судно должно, подойдя вплотную к корме переднего, упереться своим форштевнем в вышеописанный кранец и подать стальные буксиры накрест на переднее судно. 2. Тандемное расположение двигателей — расположение двух двигателей друг за другом на одном валу.

    ТАНДЕМ, ПАРОВАЯ МАШИНА (Tandem-engine) — см. Паровая машина.

    ТАНК (Tank) — цистерна на судах для перевозки или хранения жидких грузов.

    ТАНК ПОДВОДНЫЙ — аппарат для производства водолазных работ на большой глубине и при быстром течении. Состоит из стального корпуса, рассчитанного на давление воды ок. 10—15 атм, таких размеров, что внутри могут поместиться два человека команды и различные приборы (телефоны, прожекторы, электромоторы и пр.); приводится в движение по дну электромоторами с гусеничным тракторным приводом. Энергия для моторов подается с судна-базы при помощи кабеля. Т. опускается в воду с особого лихтера посредством стрелы.

    ТАНКЕР (Tanker) — грузовое торговое судно специальной конструкции, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом.

    ТАНЦМЕЙСТЕР, НУТРОМЕР — циркуль с отогнутыми наружу кончиками ножек, служащий для измерения внутренних размеров деталей (диаметров, отверстий, полостей и т. п.).

    ТАПТА  в парусном флоте XVIII в. так называлась вечерняя заря.

    ТАРА (Tare) — всякого рода упаковка, служащая для сохранения груза. В зависимости от рода груза применяется Т. того или иного вида: ящики, мешки, бочки, корзины, клетки, бутылки и т. д. Кроме того, под Т. разумеют действительный вес упаковки в отличие от веса содержимого. Customary tare — обычный вес Т., устанавливаемый путем перевески небольшого процента всей Т. Estimated tare — приблизительный вес Т., т. е. упаковки, установленный путем сличения с обычной (customary) Т. Average tare — средний вес Т., определенный как среднее из взвешивания упаковки выборочных мест.

    ТАРАН (Ram) — выдающаяся вперед подводная часть форштевня, служащая для нанесения неприятельскому кораблю таранного удара. С древних времен применялся в качестве оружия нападения на море. На современных кораблях Т. нет.

    ТАРАНИТЬ (То ram) — пробивать корпус другого судна тараном или форштевнем.

    ТАРАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ  носовой отсек корабля, непосредственно прилегающий к форштевню.

    ТАРАННЫЙ БАРКАЗ  небольшие паровые суда специальной постройки, снабженные таранами, служившие в 1860-х годах для обучения командиров приемам таранного боя.

    ТАРАСЫ (камч.) — ледяные горы, кочки, когда река станет неровно, буграми.

    ТАРЕЛЬ (Breech moulding) — закругленная часть казны у старинных орудий.

    ТАРИФ (Tariff) — 1. Устанавливаемый таможней список взимаемых с товаров пошлин, сборов и т. п. 2. Установленная мореходным предприятием плата за перевозку единицы груза в зависимости от его рода и свойств.

    ТАРТАНА (Tartane) — тип небольших парусных судов, плавающих вдоль берегов Средиземного моря; имеют одну мачту и бушприт; на мачте поднимается большой латинский парус, а впереди большой кливер. При попутном ветре поднимают выше основного паруса еще небольшой четырехугольный парус, подобный прямому брифоку.

    ТАРТЫШИ (Crawlers) — отдельные обломки льда, протяжением от одного до нескольких метров с нагромождениями льда. Если у льдины значительно выступает подводная часть, то говорят "льдина с тараном или подлазом".

    ТАХОГРАФ, ЗАПИСЫВАЮЩИЙ ТАХОМЕТР (Tachograph) — прибор, записывающий число оборотов вала машины на регистрирующей ленте. При постоянном числе оборотов в минуту получается прямая линия; при изменении числа оборотов получается кривая, ординаты которой указывают число оборотов. См. Тахометр.

    ТАХОМЕТР (Tachometer) — прибор, служащий для показания числа оборотов вала машины в единицу времени или, иначе говоря, — скорости вращения вала. У нас применяются тахометры: Брусса и Шлот Фельда. См. Тахограф.

    ТАШ, ТАШИ (арх.) — большой одиночный камень на реке или на море.

    ТВЕРДО — см. "Т".

    ТВЕРДОЕ ЖЕЛЕЗО  см. Железо твердое.

    ТВЕРДОСТЬ  сопротивление тела проникновению извне. Т. металлов имеет в технике громадное значение, поэтому испытание твердости получило большое распространение на заводах. Для повышения Т. и связанной с ней износоустойчивости металлов последние подвергают термохимической обработке (цементации, нитрированию).

    ТВИНВЕЙЕР  спиральный транспортер особого устройства. Скорость перемещения груза Т. 0,5 м/сек.

    ТВИНДЕК (Tween-decks) — междупалубное пространство на судах, имеющих несколько палуб. На Черном море Т. называются кубриками.

    ТВОРИЛО (стар.) — люк, отверстие.

    ТЕЙЛОРА, ФОРМУЛА ВОЛНОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ  Rw = 12,5(δD/L)V4

    где Rwвеличина сопротивления в англ. фунтах, δ — коэффициент общей полноты водоизмещения, Dводоизмещение судна в англ. тоннах, Lдлина судна в футах, V — скорость хода судна в узлах.

    ТЕКЕН (стар.) — чертеж, рисунок.

    ТЕЛГАСА (бел.) — см. Килгаса.

    ТЕЛЕГРАФ (Telegraph) — устройство для передачи и приема сигналов по проволоке на значительные расстояния с большой скоростью условных знаков или буквы алфавита.

    ТЕЛЕГРАФ КОТЕЛЬНЫЙ  система приборов (обычно электрических), служащих для передачи приказаний из главной машины в кочегарки.

    ТЕЛЕГРАФ МАШИННЫЙ (Engine room telegraph) — прибор для передачи из командного пункта корабля в машинное отделение приказаний, касающихся действия главных машин. Т. М. разделяется на: механические и электрические. Первые в свою очередь разделяются на тросиковые, или обыкновенные, и валиковые. Комбинированные Т. М. позволяют не только передавать приказания в машину, но и получать ответы об их исполнении. Кроме того, комбинированные Т. М. показывают в каждый момент, с каким числом оборотов и в каком направлении работают машины.

    ТЕЛЕГРАФНЫЙ (Telegraphic) — название одного из флагов военно-морского свода сигналов. Значение этого флага как сигнала: 1. Заменяет первую недостающую букву, использованную в первом сочетании сигнала. 2. Поднятый торговым судном, обозначает: "Мне нужен лоцман". 3. Поднятый одновременно с сочетанием флагов на одном фале придает флагам буквенное значение. Современные значения флагов Военно-морского свода сигналов и Международного свода сигналов смотрите в разделе "Флаги" Морского интернет-клуба "Кубрик".

    ТЕЛЕГРАФНЫЙ КЛЮЧ (Telegraph sending key) — прибор для замыкания и размыкания электрического тока в целях посылки сигналов.

    ТЕЛЕГРАФНЫЙ РЕЕК  реек на мачте, к которому подвешивается антенна.

    ТЕЛЕЖКА ПАРАВАННАЯ, ТОРПЕДНАЯ  специальные тележки, с помощью которых производят перемещения параванов, торпед по верхней палубе корабля.

    ТЕЛЕЖКА ТРАКТОРНАЯ  см. Тракторные тележки.

    ТЕЛЕМЕХАНИКА (Telemechanics) — управление механизмами на расстоянии посредством различных линий связи (радиотехнических, гидроакустических, световых и др.).

    ТЕЛЕМОТОР  устройство для передачи управления рулевой машиной от штурвала. Гидравлический Т. состоит из передающего цилиндра у штурвала и приемного цилиндра у рулевой машины, соединенных между собою посредством трубок. Вся система заполняется глицерином, находящимся под давлением около 5 кг/см2. При движении поршня передаточного цилиндра, получаемого им от штурвала, поршень приемного цилиндра, связанный с золотником рулевой машины, приходит также в движение.

    ТЕЛЕМОТОРНАЯ ПЕРЕДАЧА  гидравлическая рулевая передача; применяется на больших кораблях, где применение валиковой проводки представляет затруднения.

    ТЕЛЕСКОП  оптический прибор, предназначенный для рассматривания или фотографирования небесных тел.

    ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ВАЛ  вал, допускающий изменение его длины. Состоит из пустотелого вала и входящего в него сплошного вала, соединенных между собою на шпонке, допускающей осевое движение указанных валов друг относительно друга, но препятствующей их вращению один относительно другого.

    ТЕЛЕФОН (Telephone) — прибор, служащий для приема посредством преобразования колебаний электрического тока в звуковые (речь, музыка, пение), передаваемых с отправительной станции. Состоит из электромагнита, перед полюсами которого находится мембрана, могущая притягиваться полюсами электромагнита. Звуковые колебания вызывают изменение силы электрического тока, поступающего в обмотку электромагнита. Эти изменения посредством особого аппарата отправительной станции (микрофона) вызывают соответствующие колебания мембраны, воспроизводящие звуки, произносимые перед микрофоном отправительной станции.

    ТЕЛЕФОН ГРОМКОГОВОРЯЩИЙ  телефонный аппарат специального устройства, позволяющий отчетливо слышать принимаемую речь на расстоянии 1 м от рупора, не снимая с аппарата микротелефона. Если микротелефон снят, то такой телефонный аппарат превращается в обыкновенный, не громкоговорящий. Т. Г. устанавливается на боевых кораблях в ответственных местах.

    ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ (Telephone apparatus) — аппарат, в котором скомбинированы все необходимые для приема и передачи звуков чести (телефон, микрофон, приборы вызова и пр.). Т. А. разделяются: а) по системе питания — аппараты местной батареи с индукторным вызовом и аппараты центральной батареи; б) по внешнему виду и конструкции — аппараты стенные, настольные и переносные; в) по характеру обслуживания — аппараты с ручным обслуживанием и автоматические.

    ТЕЛЕЦ (Taurus, the Bull) — северное зодиакальное созвездие. Главная звезда Альдебаран окружена звездным скоплением — Гиадами. Другое интересное скопление звезд в созвездии Тельца — Плеяды. В созвездии Тельца Солнце вступает 21 апреля.

    ТЕЛЬНЯШКА  бумажная вязаная рубаха с белыми и синими поперечными полосами одинаковой ширины. Носится военными моряками рядового и младшего начальствующего состава в качестве нательной рубахи. Официальное название — нательная рубаха.

    ТЕМЛЯК (волж.) — веревка, привязанная к ведру для доставания последним воды из-за борта.

    ТЕМНАЯ ВОДА (арх.) — мутная красная вода в устьях впадающих в Белое море рек, резко отличающаяся от морской прозрачной воды.

    ТЕМПЕРАТУРА (Temperature) — величина, характеризующая тепловое состояние тела. Субъективно определяется своеобразным ощущением нагретости тела; объективно определяется средней энергией движения отдельных частиц вещества. Измеряется при помощи специальных приборов — термометров, пирометров, термоскопов, термостолбиков, термоэлементов и т. д.

    ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ТРУБКИ  вертикально установленные трубки в угольных ямах для измерения время от времени температуры угля посредством опускаемых в трубки термометров.

    ТЕНДАЛЕТ, ТЕНДЕЛЕТ (галерн.) — зонт или тент на корме галеры.

    ТЕНДЕР (Sea cutter) — 1. Небольшое спортивное одномачтовое парусное судно со стеньгой или без нее, с одним гротом, а иногда с гаф-топселем и фор-стакселем, которые крепятся к штевню посредством штагов. Кроме этого вооружения, Т. имеет еще кливер, а при наличии стеньги — и летучий грот-стаксель, причем последние основываются всегда у бушприта, и кливер к нему не крепится. На этом судне гафель заменяется иногда блиндом. 2. В парусном флоте — одномачтовый военный катер в 50—60 т водоизмещения, вооруженный 10—12 пушками небольшого калибра.

    ТЕНЗОМЕТР  прибор для измерения деформаций нагруженных механизмов и напряжений, возникающих в деталях. Чаще всего Т. представляет собою систему рычагов, которые острием опираются на поверхность деформированного тела; при удлинении тела рычаги передвигаются и, перемещая стрелку, указывают величину деформации.

    ТЕНТ (Awning) — парусина, растягиваемая над палубой судна для защиты от солнца или дождя. В зависимости от места, над которым растягивается тент, он получает дополнительное наименование: баковый Т. (Forecastle awning) — на носу судна, шканечный Т. (Quarterdeck awning) — на середине, ютовый Т. (Poop awning) — на корме. Т., устанавливаемые на шлюпках, именуются шлюпочными Т. (Boat awning). Т., поставленный на судне или на шлюпке для защиты от солнца, называют солнечным Т. (Sun awning), а для защиты от дождя дождевым Т. (Rain awning).

    ТЕНТОВАЯ ПАЛУБА (Awning deck)навесная палуба над верхней непрерывной палубой на морских торговых судах. Если эта палуба предназначена для пассажиров, то она называется прогулочной палубой (променад-деком); если она служит для установки спасательных шлюпок, то ее называют шлюпочной палубой (ботдеком). На больших пассажирских судах бывает и променад-дек и ботдек, причем ботдек располагается выше променаддека.

    ТЕНТОВОЕ УСТРОЙСТВО  съемное устройство на судах для защиты верхней палубы от дождя и солнца. Состоит из устанавливаемой на стойках в диаметральной плоскости продольной деревянной балки, от которой к бортам идут поперечные деревянные бруски. Поперечные бруски одним концом поддерживаются на крючках к продольной балке, а другим концом крепятся к специальным тентовым стойкам, устанавливаемым у борта судна. В верхней части каждой тентовой стойки имеется обушок, сквозь который пропускается продольный леер с талрепами. Поверх продольной балки и поперечных брусков натягивается тент из парусины, кромки которого пришнуровываются к упомянутому выше лееру. Дождевые тенты устанавливаются с наклоном к бортам, для чего на каждой тентовой стойке делаются вторые обушки, расположенные ниже обушков, предназначенных для установки солнечного тента. На больших судах деревянные брусья часто заменяются тросами.

    ТЕНТОВЫЕ ПОЛКИ или ПОЛЫ (Curtains, sides) — полотнища тента, опускающиеся вертикально от тентового леера. Служат для защиты от косых лучей солнца или косого дождя.

    ТЕНТОВЫЕ СТОЙКИ (Awning stanchions) — см. Тентовое устройство.

    ТЕНТОВЫЙ ЛЕЕР  см. Леер.

    ТЕОДОЛИТ  геодезический инструмент для измерения углов при съемках местности и триангуляции. Отличается от астролябий трубой улучшенной конструкции. Т. высокой точности называются универсалами.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА (Sheer line) — изображение очертаний наружной поверхности судна в трех проекциях. Для этой цели выбирают в судне три основных взаимно перпендикулярные плоскости и на них изображают различные сечения поверхности судна так, как они проектируются на этих плоскостях. Этими плоскостями являются: 1) диаметральная плоскость судна, делящая его по длине на две равные и симметричные части; изображение судна на этой плоскости называется боковым разрезом или просто боком; 2) плоскость уровня воды называется грузовой ватерлинией; изображение судна на ней называется полуширотой, т. к. в силу симметрии судна относительно диаметральной плоскости достаточно вычертить только половину обводов судна; 3) плоскость поперечного сечения судна, перпендикулярная к диаметральной плоскости, называется мидель-шпангоутом; изображение судна на этой плоскости называется корпусом. В результате рассечения поверхности судна плоскостями, параллельными трем основным плоскостям проекции, получаются три рода обводов судна: ватерлинии, шпангоуты и батоксы.

    ТЕОРИЯ ДЕВИАЦИИ КОМПАСОВ  отдел науки кораблевождения, изучающий влияние судового железа на компас и способы компенсации этого влияния.

    ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ (Theoretical naval architecture) — наука, изучающая мореходные качества судна, т. е. плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, поворотливость и поведение корабля на взволнованном море. См. также Кораблестроение.

    ТЕПЛАЯ МАССА ВОЗДУХА (ТМ)  всякая масса воздуха, температура нижнего слоя которой выше температуры той подстилающей поверхности, над которой она протекает или располагается. Теплые массы воздуха часто называют устойчивыми массами.

    ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС  сопоставление количества тепла затраченного, полезно использованного и потерянного. Т. Б. часто составляется в процентах от затраченного тепла, тогда полезно использованное тепло численно равняется коэффициенту полезного действия. В Т. Б. парового котла затраченным теплом является тепло топлива, полезным теплом — тепло, затраченное на подогрев воды, ее испарение и подогрев пара. Эта часть тепла равна 70—85 % затраченного тепла. Основной потерей является тепло отходящих газов, составляющее 10—25 % затраченного тепла. Остальные потери происходят от неполного сгорания топлива и пр.

    ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ  двигатель, работающий на принципе преобразования тепловой энергии в механическую. К Т. Д. относятся все паровые двигатели и двигатели внутреннего сгорания.

    ТЕПЛОВОЙ ПЕРЕПАД  разность теплосодержания 1 кг пара при входе в паровую машину или турбину и при выходе из нее. Т. П. представляет собой количество тепла, превращенное машиной в механическую работу, плюс потеря тепла.

    ТЕПЛОЕМКОСТЬ (Heat capacity) — количество тепла, необходимое для нагревания данного тела на 1° С. Удельная теплоемкость (удельная теплота) — количество тепла в калориях, необходимое для нагревания 1 кг вещества тела или 1 мг (для газов; на 1° С. Т. к. теплоемкость всякого тела меняется с температурой, то обычно указывается, при какой температуре удельная теплоемкость имеет данное значение.

    ТЕПЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТОПЛИВА, ТЕПЛОТВОРНАЯ СПОСОБНОСТЬ (Heating value) - Высшая, или полная, Т. Т. — количество тепла в калориях на 1 кг или на 1 м3 (для газов), выделяемое при полном сгорании, т. е. при полном соединении горючих веществ топлива с кислородом. Низшая, или рабочая, Т. Т. равна высшей Т. Т. за вычетом теплоты парообразования, затраченной на испарение содержащейся в топливе воды.

    ТЕПЛОТА (Heat) — форма энергии тела, определяющаяся кинетической энергией движения его молекул.

    ТЕПЛОХОД (Motor ship) — судно, приводимое в движение посредством двигателей внутреннего сгорания. См. Суда самоходные.

    ТЕПЛЫЕ ЛЮЧИНЫ — лючины с изоляцией, служащие для закрывания люков рефрижераторных трюмов.

    ТЕПЛЫЙ ЯЩИК (Hot well, hotwater well) цистерна для хранения теплой воды (конденсата пара), откачиваемой воздушным насосом из холодильника машины. Т. Я. соединяется трубопроводом с питательными помпами, подающими воду в котлы. В верхней части Т. Я. устраивается открытая сверху труба для удаления воздуха из ящика.

    ТЕРМИТНЫЕ БОМБЫ  авиационные бомбы, снаряженные термитом. По своему действию могут быть пробивными, мгновенного действия и дистанционными. Последние имеют особенное значение для действий по лесам, полям и по населенным пунктам вообще, первые — по прочным постройкам, крепостным сооружениям и судам флота. По своему весу Т. Б. делятся на легкие (1—5 кг), средние (25 кг) и тяжелые (50—100 кг).

    ТЕРМИТ (Thermite) — смесь порошкообразного алюминия с окислами некоторых металлов, напр. железа, которая при сгорании выделяет огромное количество тепла при температуре до 3000° С. Применяется для сварки при ремонте сложных стальных изделий и для нагревания отливок. Иногда за границей применяется при борьбе со льдами.

    ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА  изменение механических свойств металлов путем соответственного температурного режима, иногда в соединении с действием химических реагентов. К термической обработке относится закалка, отжиг, цементация, отпуск, нитрирование и т. д.

    ТЕРМИЧЕСКИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ (Thermal efficiency) — отношение количества тепла, превращенного при данном термическом процессе в полезную механическую работу, к полному количеству тепла, затраченному в процессе.

    ТЕРМИЧЕСКОЕ ПОЛЕ  картина распределения тепла во всей атмосфере.

    ТЕРМИН  единица количества теплоты в системе МТС. Количество теплоты, необходимое для нагревания 1 т воды от 14,5° до 15,5° С. Т. равна 1000 больших калорий (ккал).

    ТЕРМОГРАММА  см. Термограф.

    ТЕРМОГРАФ (Thermograph) — прибор для непрерывной автоматической записи изменений температуры на бумажной ленте. В Т. при изменении температуры изменяется форма тонкой металлической трубки, наполненной толуолом; это изменение передается записывающему прибору. Лента с записью Т. называется термограммой.

    ТЕРМОИЗОЛЯЦИЯ  покрывание поверхностей для уменьшения потери теплоты плохо проводящим тепло веществом (асбест, кизельгур и пр.).

    ТЕРМОМЕТР (Thermometer) — прибор для измерения температуры. Обычно основан на тепловом расширении некоторых жидкостей (чаще всего ртути или спирта).

    ТЕРМОСКОП (Thermoscope) — прибор для обнаружения незначительных изменений температуры.

    ТЕРМОТАНК (Thermotank) — аппарат, применяющийся на судах одновременно для вентиляции и для отопления или охлаждения помещений. Устройство и действие этого аппарата состоит в следующем: электрический вентилятор подает свежий воздух в помещение через трубчатый нагреватель или охладитель, в котором проходящий воздух либо нагревается паром, либо охлаждается холодным рассолом или водой. Таким образом посредством Т. осуществляется как воздушное отопление, так и воздушное охлаждение помещений.

    ТЕРМОЭЛЕКТРОННЫЙ ТОК (Thermoelectric current) — электрический ток, возникающий при испускании (эмиссии) электронов накаленными телами в пустотных приборах (напр. в электронной лампе).

    ТЕРМОЭЛЕМЕНТ (Thermocouple) — прибор представляет собою систему двух разнородных (напр. медь  константан) спаянных одними концами проводов. К другим концам приключается гальванометр. При нагревании места спая в проводах возникает термоэлектродвижущая сила, появляется ток, обнаруживаемый гальванометром.

    ТЕРПЕНТИН, ЖИВИЦА (Turpentine) — смолистое вещество, выделяющееся при ранении растущего хвойного дерева. Употребляется в составе с другими веществами для вощения парусных ниток.

    ТЕРПУГ (Rasp) — стальная полоса с частыми насечками, имеющая рукоятку. Употребляется для спиливания и оглаживания неровностей металлических и др. предметов.

    ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ (Territorial waters) — вся часть моря, на которую распространяется юрисдикция данного государства, называется территориальными водами, а сама граница воды — границей Т. В. По международному праву обычно юрисдикция государства распространяется на три морских мили от берега, однако в некоторых случаях в порядке договоров или односторонними актами установлены другие границы Т. В.

    ТЕСАК (Cutlass) — холодное оружие в виде короткого, но довольно толстого прямого клинка наподобие ножа с прямой же ручкой. Носился прежде через плечо на портупеях рядовыми и унтер-офицерами морской артиллерии, унтер-офицерами флота и кадетами Морского корпуса. Позже был заменен палашом (см.).

    ТЕТИВА — боковая доска или боковина у трапа. К Т. крепятся ступеньки трапа.

    ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЕДИНИЦ  система единиц, в основе которой лежит метр как единица длины, килограмм как единица силы, секунда как единица времени. Единицей массы в этой системе является масса тела, вес которого равен 9,8 кг.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ СУДА, СУДА ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА  гражданские суда, предназначаемые для разрешения некоторых специальных заданий, имеющих случайную или отдаленную связь с непосредственной эксплуатацией как транспортных, так и промысловых судов либо вовсе не имеющих такой связи. К этому классу судов могут быть отнесены суда движущиеся и стояночные, или стационарные. Движущиеся суда, которые должны обладать в зависимости от назначения той или другой скоростью хода, подразделяются на: гидрографические, или описные, спасательные, пожарные, кабельные, учебные, лоцмейстерские, экспедиционные, плавучие санатории, суда отдыха и пр. Стояночными судами называются суда, находящиеся по условиям своего назначения на плаву в определенных местах длительное время с возможностью перемены места путем отбуксирования. К этому роду судов могут быть отнесены: плавучие пристани, или дебаркадеры, блокшивы, брандвахты, плавучие ремонтные средства, водолазные боты, дноуглубительные снаряды, драги, плавучие маяки и пр.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  условия и правила, которые должны быть соблюдены в производстве при изготовлении полуфабрикатов и изделий. В Т. У. обычно оговариваются: а) качество материала, б) способ обработки, в) точность обработки, г) условия монтажа и демонтажа, д) гарантийные расходы энергии, производительность и т. д.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ на постройку судна  условия, даваемые заказчиком и являющиеся документом, прилагаемым к договору с заводом на постройку судна. В этих условиях оговариваются все требования, которым должно удовлетворять судно, указываются ограничения его главных размерений, назначение, скорость хода, расход топлива и других материалов, необходимое оборудование и снабжение.

    ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ  система мероприятий, имеющая целью быстро и своевременно обнаружить отклонения от установленных технических условий и проверить правильность технологического процесса производства. Т. К. обнаруживает брак в производстве и устанавливает необходимые условия для правильного ведения технологического процесса.

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ  см. Свидетельство на годность к плаванию.

    ТЕЧЕНИЕ МЫСА ГОРНА  см. Горна мыса течение.

    ТЕЧЕНИЕ ПРОЛИВА ДЕВИС  см. Лабрадорское течение.

    ТЕЧЕНИЯ ОКЕАНИЧЕСКИЕ (Ocean currents) — передвижение частиц воды в океанах, часто на очень большие расстояния. Т. могут быть постоянного и периодического характера. Первые из года в год в среднем идут по тому же самому направлению, сохраняют в тех же местах свою среднюю скорость и массу, вторые изменяют эти свойства периодически (муссонные Т.). Случайные обстоятельства также могут вызвать довольно сильные, но кратковременные, или случайные, Т. Если температура воды Т. выше температуры окружающей воды, то Т. называют теплым независимо от его температуры. Если же температура воды Т. ниже температуры окружающей воды, то оно называется холодным. Т. всегда захватывает некоторый слой воды в глубину, но есть Т., не заметные на поверхности, а существующие только на глубине. Первые называются поверхностными, а вторые — подводными, или глубинными. Наконец, могут быть Т., идущие близко у дна, тогда их называют придонными. По своему происхождению Т. бывают: дрейфовыми, сточными и компенсационными. Дрейфовые Т. возникают от трения ветра о водную поверхность. Т. называется сточным, когда оно является следствием повышения уровня воды в какой-либо части океана, вызывающего в различных местах изменения гидростатического давления. Под компенсационным Т. понимают движение воды, восполняющее убыль воды, происшедшую почему-либо в некоторой области океана вследствие оттока воды, испарения и пр. Вертикальные движения, постоянно происходящие в океане, носят название или конвекционных Т., или просто поднятий и опусканий воды.

    ТЕЧЬ В СУДНЕ (Leakage, leak) — сильная прибыль воды в трюмах судна; причины — подводная пробоина, трещины в наружной обшивке, ослабление заклепок, расхождение швов и т. п.

    ТИГЕЛЬНАЯ СТАЛЬ — сталь, выплавляемая в тиглях; обладает высокими качествами. Вытесняется электросталью.

    ТИК (Teak-wood, Indian oak) — тиковое (тэковое) дерево. Растет в Индии, Индокитае и Индонезии. Применяется в кораблестроении для изготовления таких частей, которые подвергаются усиленному износу или воспринимают большую нагрузку. Дерево — мягкое, не имеющее большой плотности, но прочное; легко обрабатывается, скоро просыхает, не коробится и не растрескивается. Обладает по сравнению с другими породами большой стойкостью как на воздухе, так и в воде. В данное время в СССР заменяется лиственницей.

    ТИКОВАЯ ПАЛУБА — палубная настилка, сделанная из тикового дерева.

    ТИКОВАЯ ПОДКЛАДКА (Teak-wood backing) — обшивка из тика под броней.

    ТИЛЛЕР-ТРАНЕЦ (Counter transom) см. Транец.

    ТИМБЕРА — деревянные брусья четырехгранные, острокантные. Длина от 9 до 17 англ. фут. (2,73—5,18 м). Идут на экспорт.

    ТИМБЕРОВАТЬ (То repair, to make good or to renew any damages) — исправлять деревянное судно с целью сделать его годным для дальнейшего плавания. Термин парусного флота.

    ТИМБЕРОВКА (Repairing, repair) — капитальный ремонт надводной и подводной части корпуса деревянного судна. Для тимберовки судно вводится в док обычно на продолжительный срок.

    ТИМБЕРСЫ  обделанные штуки дерева.

    ТИММЕРМАН (Carpenter) (стар.) — старший корабельный плотник.

    ТИМОНИ см. Аппарат Тимони.

    ТИНА (Mud, mire, ooze) — нитчатка, волокнистое водяное растение; Т. садится запутанными клочьями на дно озера и, смешиваясь с илом, образует вязкое топкое дно.

    ТИЛЕПТСЫ подпоры под руслени.

    ТИПЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ см. Суда военные.

    ТИР (Tar-oil) — особый состав, сваренный по различным рецептам из смолы, гарпиуса, сала и некоторых других материалов. Т. обычно покрывается рангоут и стоячий такелаж (тируется), чтобы предохранить его от сырости. Хороший Т. совершенно высыхает в 2—3 дня, почему его предпочитают смоле, которая сохнет весьма медленно.

    ТИРАТРОН трехэлектродная лампа, содержащая в баллоне небольшое количество газа (обычно паров ртути). Применяется в качестве безынерционного реле в электрических системах.

    ТИРОВАТЬ (То tar, to pay) — мазать, покрывать тиром. Тирование, тировка (Tarring) — покрывание рангоута или стоячего такелажа тиром.

    ТИСКИ (Vice-clamp) — приспособление для зажима и удерживания предметов во время их механической обработки, состоящее из двух губ или щек, сближаемых помощью винта. Применяются стуловые Т. (Bench-vice) упрощенного типа с непараллельным движением щек и параллельные тиски — с параллельным движением щек.

    ТИТАНОВЫЕ БЕЛИЛА  см. Белые краски.

    ТИФОН  то же, что и Смерч (см.). 2. Установка на маяках для подачи во время тумана звуковых сигналов, предупреждающих суда об опасности.

    ТИХАЯ, СТОЯЧАЯ ВОДА (Standing water, slack water) — явление при приливе, когда некоторое время нет течения.

    ТИХВИНКА — беспалубное деревянное грузовое судно длиной 20 м и грузоподъемностью до 100 т.

    ТИХВОДЬ (волж.) — часть русла реки, в которой нет течения или оно едва заметно.

    ТИХО ДЕ БРАГЕ  датский астроном, предложивший в XVII в. новую систему мира, по которой предполагалось, что все планеты обращаются вокруг Солнца, описывающего в то же время круговой путь около неподвижной Земли. Эта теория уступила место истинной теории Коперника, которая появилась раньше теории Т. Д. Б., но вначале имела слишком мало последователей.

    ТКАНИ ТЕХНИЧЕСКИЕ ткани, применяющиеся для технических надобностей.

    ТОВАР БАНОЧНЫЙ (Canned goods) — консервированные продукты, упакованные в жестянках или в банках.

    ТОВАРОПАССАЖИРСКИЕ СУДА (Cargo and passenger ships) — суда, принимающие к перевозке более 12 человек сверх судового экипажа; главной задачей этих судов является перевозка грузов.

    ТОВАРЫ (Goods) — при морском страховании этот термин определяет всякие предметы, предназначенные для торговых целей, но не пассажирский багаж или провиант судна.

    ТОВАРЫ ЗАЛОГОВЫЕ (Bonded goods) — импортные товары за границей, сложенные в приписных к таможне складах впредь до оплаты пошлин или до реэкспорта.

    ТОВСЬ (Ready) — предварительная команда у орудия, означающая, что все готово для выстрела; по исполнительной команде (ревуну) разрешается произвести выстрел.

    ТОЙ, ТОЙ-АНКЕР (стар.) — запасный якорь на правом борту, употреблявшийся в парусном флоте в тех случаях, когда судно лишалось обоих становых якорей или когда требовалось отдать третий якорь; помещался несколько позади плехта. Принадлежал к судовым якорям малого размера.

    ТОЙ-ТОУ (стар.) — канат якоря, именуемого той.

    ТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, ТОК ПРОВОДИМОСТИ (Electric current) — сила Т. Э. — количество электричества, проходящее в единицу времени через проводник. Единицей измерения силы Т. Э. в международной системе является один ампер (один кулон в сек.). Сила Т. Э. не имеет ничего общего с механической силой.

    ТОК ПЕРЕМЕННЫЙ (Alternating current — А. С.) — электрический ток, направление и сила которого периодически меняются. При переменном токе с частотой в 50 Hz (герц) — ток в течение 1 секунды 50 раз меняется от нуля до максимальной величины в прямом и обратном направлении. Наибольшие (амплитудные) значения, которых достигает сила и напряжение Т. П., называются амплитудами тока и напряжения. Различают однофазные и многофазные Т. П. Широкое техническое применение имеет трехфазный ток.

    ТОК ПОСТОЯННЫЙ (Direct current D. C.) — электрический ток, направление и сила которого все время остаются неизменными, напр. ток от аккумуляторов.

    ТОКАРНЫЙ СТАНОК (Lathe, turning lathe) — станок для обработки резанием металлов и дерева, характеризующийся вращательным рабочим движением обрабатываемого предмета и поступательным движением инструмента — резца. Т. С. применяется главным образом для обработки поверхностей тел вращения. Т. С. с автоматическим перемещением резцов называются самоточками. Для обточки громоздких изделий (маховых колес, кожухов турбин и т. п.), имеющих большие размеры по диаметру, применяют Т. С. с вертикальным валом и горизонтальным вращающимся патроном (карусельные станки). Для обточки таких же изделий на Т. С. с горизонтальной осью применяют лобовые или лоботокарные станки. К числу Т. С. относятся также револьверные станки ( см.).

    ТОЛ  см. Тринитротолуол.

    ТОЛБОЙ - узкий, крыловидный парус, который ставится в паре с ричером на курсах 45 градусов – 120 градусов к ветру, или со спинакером на острых бакштагах.

    ТОЛКАЧ (Rammer) — 1. Ручной прибойник. 2. Судно, предназначенное для движения каравана судов путем толкания взамен буксирования. 3. Всякое механическое устройство, предназначенное для сообщения движения предмету посредством толчка.

    ТОЛСТИК (бел.) — крутой и высокий берег, мыс.

    ТОЛУОЛ  органическое соединение, жидкий углеводород из группы бензола. Получается при перегонке каменного угля и синтетически из других соединений. Вместе с бензолом применяется для получения взрывчатых веществ, многих химических продуктов и т. д.

    ТОЛЧЕЯ (After-tossing) — неправильное волнение, являющееся результатом интерференции двух или нескольких систем волн. Характеризуется образованием высоких, но коротких, а потому крутых волн почти циклоидального характера. Такое явление наблюдается всегда при отражении волнения от берега, от стенки пристани или при встрече двух систем волнения, напр. около выдающегося в море мыса и в особенности — при встрече нескольких систем волн в центре циклона, т. к. к центру циклона ветер гонит волны с различных направлений, образуя там Т. Особенно сильная Т. наблюдается в средней области тропических циклонов, ураганов и тайфунов.

    ТОЛЩИНА ВОЗДУШНОГО СТРОЯ — расстояние по вертикали, занимаемое всем строем самолетов, считаемое по высоте от крайней верхней точки до крайней нижней точки.

    ТОЛЩИНА МИННОГО ПОЛЯ — разность углублений между минами, поставленными наиболее глубоко и наиболее мелко.

    ТОМБА  связь сплесненных между собою стропов, привязанных к буйрепу.

    ТОМБУЙ (Buoy, float) — металлический или деревянный поплавок, служащий для указания места отданного (положенного) якоря.

    ТОМСОН  см. Компас магнитный и Лоты механические.

    ТОНКОЛЕДИЦА, ТОНКОЛЕДЬЕ (арх.) — первый с осени, еще тонкий лед на реке, озере или у морского побережья.

    ТОННА (Ton) — единица веса. В эксплуатационной работе морских судов различаются: английская, или длинная, Т. (Gross ton, long ton) = 2240 англ. фунтам = 1016 кг = 62 пудам. Метрическая Т. (Metric ton) = 1000 кг = 2205 англ. фунтам = 61 пуду.

    ТОННА МАЛАЯ, КОРОТКАЯ или СУДОВАЯ АНГЛИЙСКАЯ (Net ton, short ton) — единица веса, равная 2000 англ. фунтам = 907 кг. Употребляется в США и Канаде.

    ТОННА ОБМЕРНАЯ, или ФРАХТОВАЯ (Freight ton) — объемная единица, равная 40 куб. футам = 1,12 м3. В настоящее время малоупотребительна.

    ТОННА ОБЪЕМНАЯ — см. Тонна обмерная.

    ТОННА РЕГИСТРОВАЯ (Register ton) — является измерителем регистровой вместимости судов и равна 100 куб. футам, или 2,8 3 м3. Т. Р. иногда называется тонной Мурсома, предложившего принятые теперь повсюду способы обмера судов.

    ТОННАЖ (Tonnage) — для военных кораблей под словом Т. понимается водоизмещение корабля, выраженное в тоннах. Для торгового судна водоизмещение не является показательным, т. к. для эксплуатационных целей важно знать приспособленность судна к перевозке грузов, т. е. его грузоподъемность и грузовместимость. Таким образом, следует отличать следующие виды Т.: 1. Водоизмещение, или вес судна в тоннах. 2. Грузоподъемность-дедвейт, или полная грузоподъемность судна в тоннах. 3. Грузоподъемность полезная, или чистая — вес в тоннах грузов, которые могут быть перевезены в грузовых помещениях судна. 4. Грузовместимость судна — объем в кубометрах или кубофутах трюмов судна, приспособленных для перевозки грузов. 5. Регистровая валовая, или полная, вместимость судна — вместимость брутто-гросс- тоннаж, брутто-регистровый тоннаж, выраженный в регистровых тоннах. Обычно этот Т. называется регистровым Т. 6. Регистровая чистая вместимость судна — вместимость нетто, нетто-регистровый тоннаж.

    Для практических целей можно руководствоваться следующими приближенными соотношениями между различными элементами, определяющими те или иные виды Т.: Vнетто = 2/3 Vбрутто = 4/9 Pg = 8/27 D, где: Vнетто — чистая регистровая вместимость, или вместимость нетто (Net register tonnage); Vбрутто — валовая, или полная, регистровая вместимость, или вместимость брутто (Gross register tonnage GRT); Pg — грузоподъемность-дедвейт (Deadweight); D — водоизмещение в полном грузу (Displacement).

    ТОННАЖ ДЛЯ ПАНАМСКОГО КАНАЛА (Panama canal tonnage) — регистровый тоннаж для судов, следующих по Панамскому каналу; определяется обмером по способу, установленному администрацией этого канала. Такие суда выбирают особые сертификаты с указанием регистрового тоннажа специально для Панамского канала. По этому тоннажу взимается сбор за проход через канал. Сертификат может быть выдан советским судам Регистром СССР.

    ТОННЕЛЬ — см. Туннель.

    ТОННЕЛЬНЫЕ СУДА (Tunnel vessels) — суда с расположением гребных винтов в тоннелях.

    ТОННА-МИЛИ  см. Измерители работы гражданского флота.

    ТОНЯ (Dragging-net) — 1. Ватага, рыбачий стан. 2. Пространство реки или вообще водоема, на котором производится лов рыбы неводом.

    ТОП (Head of a mast, mast-head) — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, напр. мачты, стеньги и т. п.

    ТОПЕНАНТ-БЛОК (Lift-block) — толстоходный блок на ноке рея для топенанта.

    ТОПЕНАНТ ГРУЗОВОЙ СТРЕЛЫ  см. Стрела подъемная, или грузовая.

    ТОПЕНАНТ-ТАЛИ  тали, составляющие вместе с топенант-шкентелем простейшего вида топенант грузовой стрелы. Верхний блок Т.-Т. закладывается в коуш ходового конца топенант-шкентеля, а нижний блок крепится за обух на палубе вблизи мачты.

    ТОПЕНАНТ-ШКЕНТЕЛЬ  проволочный шкентель соответствующей толщины, составляющий вместе с топенант- талями простейшего вида топенант грузовой стрелы. Т.-Ш. проходит через блок на мачте; коренной конец его крепится скобой за верхний обух крайнего бугеля на ноке стрелы, а ходовой оканчивается коушем, за который закладывается верхний блок топенант-талей.

    ТОПЕНАНТЫ (Lifts) — снасти бегучего такелажа, служащие для поддержания ноков рей, гиков и выстрелов. При помощи Т. можно разворачивать рей в вертикальной плоскости или, как говорят на морском языке, топить рей. В зависимости от принадлежности к тому или иному рею Т. получают соответствующие приставки: фока-топенант, фор-марса- топенант, фор-брам-топенант, фор-бом-брам-топенант, фор-трюм-топенант, грота- топенант, грот-марса-топенант, грот-брам-топенант, грот-бом-брам-топенант, грот- трюм-топенант, бегин-топенант, крюйс-марса-топенант, крюйс-брам-топенант, крюйс- брам-топенант, крюйс-бом-брам-топенант, крюйс-трюм-топенант. Т. гика и выстрела соответственно именуются — гика-топенант и выстрел-топенант.

    ТОПИТЬ рей  поставить рей таким образом, чтобы одни из его ноков был выше другого, что делается при помощи топенантов, из которых один — выбирают, а другой — потравливают.

    ТОПКА (Furnace) — камера для сжигания топлива с целью использования теплоты горения для парообразования в паровых котлах. Т. паровых котлов имеют различные конструкции в зависимости от сорта сжигаемого топлива, конструкции котла и мощности котельного агрегата.

    ТОПКА картушки  алюминиевая чашечка конической формы, в центре которой вставлен белый сапфир или агат с углублением в нижней части. Т. продевается сквозь отверстие в центре картушки компаса и привинчивается к последней двумя маленькими винтиками. Своей Т. картушка садится на острие шпильки.

    ТОПЛИВО (Fuel) — горючие вещества, употребляемые для получения тепловой энергии. Различают твердое, жидкое и газообразное Т. Различают также Т. естественное и искусственное.

    ТОПЛИВНЫЙ НАСОС (Fuel pump) — насос, подающий под давлением жидкое топливо к форсункам двигателей внутреннего горения или котлов.

    ТОПЛЯК (Wreck) — затонувшее или плавающее под поверхностью воды судно, а также отдельные его части и вообще дерево.

    ТОПОВЫЕ ОГНИ (Top-lights) — два огня белого цвета. Первый из них должно нести всякое паровое судно на фок-мачте. Этот огонь должен освещать непрерывным светом дугу горизонта в 20 румбов и должен быть установлен таким образом, чтобы он освещал по 10 румбов с каждой стороны судна, т. е. от направления прямо по носу до 2 румбов позади траверза каждого борта и такой силы, чтобы быть видимым с расстояния не менее 5 миль. Второй огонь, одинаковый с первым по конструкции и характеру, должны нести паровые суда, длина которых более 50 м (150 фут.). Оба Т. О. должны быть установлены в диаметральной плоскости судна так, чтобы один из них был выше другого по меньшей мере на 4,6 м (15 фут.) и чтобы нижний огонь был впереди верхнего огня и выше отличительных огней.

    ТОПОВЫЕ ФИГУРЫ или ЗНАКИ (Top-marks) — фигурные наделки на фарватерных буях в английских водах: буи правой стороны имеют Т. Ф. в виде шеста с шаром и буи левой — в виде шеста с клеткой. Буи, ограждающие внешнюю оконечность мели, лежащей посередине входа, имеют на вершине ромб (Diamond), а ограждающие внутреннюю оконечность — треугольник.

    ТОПОЧНЫЕ ГАЗЫ  газообразные продукты сгорания, образующиеся при горении топлива. Содержат главным образом углекислоту СО2, сернистый газ SO2, водяной пар, азот и кислород, т. к. горение всегда производится с избытком воздуха. При неполном сгорании содержат, кроме того, окись углерода СО и углеводороды.

    ТОП-ПАЛУБА - верхняя палуба башни дока.

    ТОП-РЕП, ТОПРЕП, ТОП-РИК  толстая короткая снасть, употреблявшаяся при подъеме орудий на судно при помощи грота-рея. Служила дополнительным креплением рея к топу мачты в помощь топенантам и перевей-топенантам. Теперь Т. называются снасти (шкентели-оттяжки) с металлическими, обшитыми кожею кольцами, в кольца пропускаются оба лопаря грота-брасов, чтобы они не задевали за шлюпбалки. Ходовые концы Т. проводятся в блоки у топа бизань-мачты и тянутся на юте через фут-блоки.

    ТОПРИК (Span) — трос или цепочка, соединяющая головные части двух шлюпбалок.

    ТОПСЕЛЬ (Flying topsail) — рейковый парус, поднимаемый под рейковым же парусом или над косым (гафельным). На больших судах с сухой бизань-мачтой ставится над бизанью; на малых судах с косым вооружением — над фоком и гротом. На последних Т. бывают двух родов: малые — треугольной формы — и большие — четырехугольной.

    ТОПТИМБЕРСЫ (Top-timbers, tops) — верхние части деревянных шпангоутов.

    ТОРГОВЫЕ СУДА (Merchant ships) — см. Транспортные суда.

    ТОРГОВЫЙ ФЛОТ (Mercantile marine, merchant shipping) см. Коммерческий флот.

    ТОРЕЛЬ  см. Тарель.

    ТОРЕЦ  поперечный разрез дерева.

    ТОРЗИОМЕТР  прибор, служащий для измерения мощности двигателей и основанный на принципе измерения угла кручения валов. Т. бывают механические, оптические и электрические.

    ТОРМОЗ (Brake) — приспособление для уменьшения скорости или для полной остановки движения механизма или машины путем искусственного введения добавочного сопротивления движению. Наиболее распространены Т., в которых используется работа трения и в частности ленточные и колодочные Т. Эти Т. состоят из тормозного барабана (диска) и тормозной ленты или колодок. В ленточном Т. гибкая стальная лента огибает барабан снаружи и при натягивании прижимается к барабану, вызывая трение. В колодочном Т. одна или несколько колодок, прикрепленных обычно к рычагу, прижимаются к барабану, вызывая трение. Для управления Т. снабжается приводами, соединяющими Т. с органом управления — рукояткой, педалью и т. п.

    ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА (Brake block) — см. Тормоз.

    ТОРМОЗНАЯ ЛЕНТА (Brake band) — см. Тормоз.

    ТОРМОЗНОЙ БАРАБАН (Brake drum) — см. Тормоз.

    ТОРНАДО (Tornado) — 1. Особенно сильные смерчи (см.), наблюдающиеся чаще всего в Северной Америке. Производят очень большие разрушения. 2. Местный ветер у западного берега Африки на протяжении к югу до р. Конго. Дует с марта по июнь и в октябре — ноябре. Обычно имеет характер сильного шквала, дующего от берега и сопровождаемого сильным дождем.

    ТОРОК, ТОРОХ (арх.) — порывы ветра в море, шквал.

    ТОРОС (Hummock) кекур, стося, ломы, заломы, наломы, храпы — нагромождение льдин, в большинстве случаев смерзшихся вместе; располагается либо в виде отдельных нагромождений, либо грядами. Образуется в результате напора льдов. Т. могут достигать 14—15 м высоты. Лед различного вида Т. называется торосистым.

    ТОРОСИНА (арх.) — огромная льдина, носящаяся по океану.

    ТОРПЕДА (Torpedo) — стальной сигарообразный снаряд длиною от 5,5 до 8,6 м и диаметром от 45 до 60 см, снабженный для движения в воде соответствующим двигателем. Т. являются основным оружием подводных лодок, миноносцев и торпедных катеров и используются почти всеми остальными классами кораблей, а также и с самолетов (торпедоносцы). Т. идет в воде на некоторой глубине вследствие работы поршневого или турбинного двигателя или электромотора, вращающего гребные винты. Двигатели работают или сжатым воздухом, накачиваемым в Т., или — реже — от электрических аккумуляторов. Мощность двигателя достигает до 244 лс (у Т. в 60 см); у наиболее распространенной Т. в 53,3 см — 185 лс. Современная Т. 53,3 см проходит расстояние до 15000 м со скоростью 25 узлов и 5000 м со скоростью 40 узлов. Во все время пути Т. сохраняет постоянное направление и заданную глубину при помощи вертикальных и горизонтальных рулей, связанных с автоматическими приборами (гидростатический прибор и прибор Обри). При столкновении с кораблем заряд (160— 420 кг тринитротолуола или другого взрывчатого вещества), расположенный в головной части Т., взрывается и производит разрушение борта корабля. Корпус Т. состоит из следующих главных частей: зарядного отделения, машинного отделения, резервуара сжатого воздуха, хвостовой части.

    ТОРПЕДИСТЫ (Torpedo artificer) — рядовые специалисты, обслуживающие торпедное вооружение корабля.

    ТОРПЕДНАЯ АТАКА (Torpedo attack) — см. Атака.

    ТОРПЕДОМЕТАНИЕ  бросание торпед со специальных самолетов, называемых торпедоносцами.

    ТОРПЕДНЫЕ АППАРАТЫ (Torpedo tubes) — аппараты, устанавливаемые на военных кораблях для стрельбы торпедами. Основная идея их устройства состоит в том, что торпеда, вложенная в аппарат, выталкивается оттуда по определенному направлению взрывом пороха или сжатым воздухом. При торпедном выстреле торпеде надо сообщить сравнительно небольшой импульс, необходимый только для полета торпеды от Т. А. до воды, т. к. дальнейшее движение торпеды в воде происходит под действием ее собственных механизмов. Системы Т. А. весьма разнообразны, однако все они могут быть сведены к двум основным типам: надводные и подводные Т. А. Надводные Т. А. в большинстве случаев трехтрубные, но бывают двухтрубные, четырехтрубные и даже пятитрубные. Современные надводные Т. А. надводных кораблей — в большинстве случаев наводящиеся, т. е. следящие за целью. При стрельбе из подводных Т. А. должное направление торпедам придается наводкой корпусом или посредством приборов Обри с угловой установкой. Т. А. современных подводных лодок бывают: внутренние трубчатые, наружные трубчатые и наружные решетчатые откидные. На торпедных катерах наиболее распространенными являются желобные Т. А., располагаемые в кормовой части катера параллельно диаметральной плоскости; при стрельбе торпеды выбрасываются из желобов толкачами различных систем.

    ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА (Coastal Motor Boats) — военные корабли, имеющие основным назначением производство торпедных атак. Т. К. являются специфическими торпедными кораблями, минимальные размеры, чрезвычайная быстроходность и малозаметность которых в значительной степени облегчают приближение Т. К. к противнику для производства атаки, затрудняя вместе с тем противнику отражение ее артиллерийским  огнем. Современные Т. К., имея водоизмещение от 12 до 18 т, развивают скорость до 60 узлов и выше и несут на себе 1—2 торпеды. Благодаря большой скорости Т. К. могут в короткий срок сблизиться с атакованным кораблем до дистанции 5—10 каб., гарантирующей наибольшую вероятность попадания торпедой. Вследствие незначительных размеров Т. К. не могут действовать на волне свыше 4 баллов и имеют небольшой район действия — порядка 5 час. хода. Эти обстоятельства не позволяют использовать Т. К. на значительных расстояниях от мест их базирования и требуют устройства подвижных баз (корабли-базы для Т. К.). Т. К. по конструкции корпуса разделяются на реданные и килевые. Первые мало мореходны, вторые более мореходные, но скорость их хода значительно меньше. Вместо торпедного вооружения Т. К. могут принимать для постановки от 2 до 4 мин, глубинные (противолодочные) бомбы и дымаппаратуру. Как дополнительное вооружение Т. К. имеют несколько пулеметов, а катера большего размера — орудия.

    ТОРПЕДНЫЙ КОРАБЛЬ  корабль с преимущественно торпедным вооружением.

    ТОРПЕДОНОСЕЦ (Torpedo plane) — военный самолет, имеющий специальные приспособления для подвешивания торпед, предназначенных для действий по кораблям противника.

    ТОРЦОВКА-КИСТЬ  малярная кисть, изготовленная из пышной отбеленной щетины. Прикрепляется к деревянному прямоугольнику, снабженному с одной стороны рукояткой. Имеет форму щетки, почему иногда называется щеткой-торцовкой. Употребляется для отделки при окраске внутренних стен и потолков кают, когда желают придать поверхности ровнозернистый вид.

    ТОРЦЫ  см. Уторы.

    ТОУ (стар.) — канат; всякая толстая веревка.

    ТОУВЕРК (стар.) — снасти, такелаж.

    ТОЧКА ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ  точка пересечения эклиптики с небесным экватором, которую Солнце проходит при переходе из южного полушария в северное, около 21 марта. С этого момента в северном полушарии земного шара начинается весна. Эту точку принято обозначать знаком Овна . От точки весеннего равноденствия ведется счет прямых восхождений небесных светил.

    ТОЧКА ВСТРЕЧИ  точка, в которой снаряд встречает цель (преграду).

    ТОЧКА ВЫЛЕТА  положение центра дульного среза орудия в момент вылета снаряда.

    ТОЧКА ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ  точка солнцестояния (см.), расположенная в южном полушарии. В эту точку Солнце приходит около 22 декабря, когда в северном полушарии начинается зима.

    ТОЧКА ЗРЕНИЯ  см. Карты гномонические.

    ТОЧКА ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ  точка солнцестояния (см.), расположенная в северном полушарии. В эту точку Солнце приходит около 22 июня, когда в северном полушарии начинается лето.

    ТОЧКА N (норда)  точка пересечения на небесной сфере истинного горизонта с меридианом наблюдателя, ближайшая к северному полюсу.

    ТОЧКА ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ  точка на карте, получаемая при откладывании из счислимого места корабля по направлению вычисленного азимута светила разности высот наблюденной и вычисленной (h h0) со своим знаком. Прямая, перпендикулярная к линии азимута, проведенная через точку определяющую, называется линией Сомнера.

    ТОЧКА ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ — точка пересечения эклиптики с небесным экватором, которую Солнце проходит при переходе из северного полушария в южное, около 23 сентября, когда в северном полушарии земного шара начинается осень. Эту точку принято обозначать знаком Весы.

    ТОЧКА ПАДЕНИЯ  точка, в которой снаряд падает на землю (в воду).

    ТОЧКА РАЗРЫВА  точка, в которой происходит разрыв снаряда.

    ТОЧКА РАСХОДИМОСТИ (Divergence) — точка в центре антициклона, из которой расходятся линии точек от антициклона.

    ТОЧКА РОСЫ (Dew point) — температура, при которой упругость водяного пара в атмосфере становится насыщающей. При температуре ниже точки росы часть водяного пара должна выделиться из воздуха в капельно-жидком (роса, туман, облака) или твердом состоянии (иней, ледяные иглы, снег).

    ТОЧКА S (зюйда)  точка пересечения на небесной сфере истинного горизонта с меридианом наблюдателя, ближайшая к южному полюсу.

    ТОЧКА СБРАСЫВАНИЯ  точка, в которой находился воздушный аппарат в момент сбрасывания бомбы.

    ТОЧКИ О и W (оста и веста)  точки, удаленные по горизонту на 90° от N и S. Точки О и W лежат на небесной сфере в точках пересечения истинного горизонта наблюдателя с небесным экватором.

    ТОЧКИ РАВНОДЕНСТВИЙ  точки пересечения эклиптики с небесным экватором. Такое название дано им на том основании, что во время пребывания Солнца в каждой из них склонение его равно 0° и вследствие этого оно описывает в эти дни видимым своим суточным движением экватор, который делится горизонтом всякого наблюдателя на две равные части; отсюда, как следствие, вытекает заключение, что в эти дни на всем земном шаре день равен ночи.

    ТОЧКИ СОЛНЦЕСТОЯНИЙ  точки эклиптики, наиболее удаленные от экватора и расположенные на концах диаметра, перпендикулярного к равноденственной линии. Вблизи их дуга эклиптики располагается почти параллельно экватору, вследствие чего движение Солнца вблизи точек солнцестояний почти не сопровождается изменением склонения.

    ТОЧКА СХОДИМОСТИ (Convergence) — точка в центре циклона, в которой сходятся линии токов этого циклона.

    ТОЩИЕ УГЛИ (Hard ash coal) — полуантрацитовые угли, представляющие переход к антрацитам, содержат меньше 17 % летучих веществ; дают кокс неспекающийся, порошкообразный или слабо слипшийся; теплотворная способность (см. Теплопроизводительность топлива) до 7900 калорий; трудновоспламеняемы и горят коротким пламенем почти без дыма.
















    Рейтинг@Mail.ru