фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания




  • Изучение флагов Военно-морского свода сигналов




    флаг ухо




     

    Морской словарь

    Ухо





    У буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага по военно-морскому своду как сигнала — "Терплю бедствие". Поднимается на гафеле под кормовым флагом. Флаг "У" по международному своду сигналов означает: "Вы идете к опасности".

    УАЙТХЕДА МИНА (Whitehead torpedo) — см. Торпеда. См. раздел "Морское оружие" сайта.

    УБАВЛЯТЬ, УБАВИТЬ, СБАВИТЬ ЧИСЛО ОБОРОТОВ МАШИНЫ — уменьшить число оборотов, делаемых главным двигателем, с целью уменьшить ход корабля. У. парусов (То shorten sail) — уменьшить число поставленных парусов или площади некоторых из них, взяв рифы, и тем уменьшить скорость хода.

    УБЕКО — местные управления по обеспечению безопасности кораблевождения. Существовали с 1918 по 1933 гг. на всех морях, омывающих СССР; в настоящее время заменены гидрографическими отделами флотов.

    УБИРАТЬ - Убрать верп (То stow the kedges) — сняться с верпа, поднять его на корабль. У. весла (То unship the oars, to boat the oars) — положить весла вдоль шлюпки на банки: распашные — лопастями на корму, вальковые — лопастями в нос. Пара баковых весел на шлюпках, начиная с десяток и выше, убирается по диаметральной плоскости лопастями в корму. У. паруса (То take in, to furl, to hand the sail) — привести их с помощью снастей в состояние бездействия и уложить на положенные места. У. якорь (То stow the anchor) — закрепить по-походному.

    УБОЙ (арх.) — плеск, прибой волн, течение, отмывающее постепенно грунт от какого-либо острова.

    УБЫВАТЬ, УБЫТЬ — убавлять, уменьшать, сбывать, упадать, выбыть, отбыть. Вода убывает, месяц убывает. У. в отпуск, командировку.

    УБЫЛЬЯ, ПАЛЬЯ ВОДА (арх.) — убывающая, понижающаяся во время морского отлива вода.

    УВАЛ (арх.) — дрейф судна.

    УВАЛИВАТЬ, УВАЛИВАТЬСЯ - Судно уваливает ветром — сносит под ветер с прямого пути, дрейфует. От ветра и течения корабль увалился — корабль снесло. Увалиться в строе кильватера — кораблям идти не строго в кильватерной струе, а несколько в стороне от нее, на одну-две ширины корабля, для более удобного разбора сигналов или лучшего обстрела противника. Увалиться под ветер — выражения "судно увалилось под ветер" или "упало под ветер" употребляются в тех случаях, когда оно, идя с другими судами одним курсом, остается у них под ветром.

    УВАЛЬЧИВОСТЬ ПАРУСНЫХ СУДОВ — если центр парусности у парусного судна находится впереди центра бокового сопротивления, то такое судно будет постоянно уклоняться носом под ветер. Это свойство парусного судна и называется увальчивостью. У. П. С. является безусловным пороком судна, и ее следует по возможности ослаблять. Уменьшить увальчивость, усиливающуюся с усилением ветра, можно двумя способами: заставить центр парусности передвинуться к корме судна или центр бокового сопротивления передвинуться в нос. Для достижения первой цели с усилением ветра уменьшают передние паруса больше, чем задние, а для достижения второй цели — увеличивают углубление носа, т. е. дают дифферент на нос. На шлюпках пересадкой команды с носа на корму и обратно можно сделать ее рыскливой (см.) или увальчивой и таким путем повернуть шлюпку без руля, который при отклонении уменьшает скорость хода.

    УВЕДОМЛЕНИЕ О ПОСАДКЕ (Embarkation note) — уведомление судовладельца, посылаемое пассажирам, о месте и времени посадки и способе маркировки и доставки багажа.

    УВЕЛИЧИВАТЬСЯ (говоря о волнении, крене, дифференте, осадке и пр.) — возрастать, усиливаться.

    УВОЛЬНЕНИЕ НА БЕРЕГ предоставление права личному составу корабля, не занятому службой и работами, съезда на берег. Увольнение на берег происходит в тех случаях, когда кораблю разрешено иметь сообщение с берегом. Разрешение это дается в отдельном плавании командиром корабля, а при плавании в составе соединения — командиром последнего.

    УВОЛЬНИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК — см. Личный знак.

    УГЛЕКИСЛОТНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ УСТАНОВКА — состоит из батарей баллонов с жидкой углекислотой, установленных в отдельном вентилируемом помещении, и системы труб, подводящих углекислоту в различные помещения. Тушение пожаров с помощью таких установок применяется преимущественно в закрытых нежилых помещениях и особенно в нефтяных систернах. Согласно конвенции по охране человеческой жизни на море У. П. У. снабжаются все теплоходы заграничного сообщения, т. к. паротушением в грузовых помещениях они обычно не обеспечены.

    УГЛЕОПРОКИДЫВАТЕЛИ — устройства для выгрузки угля из железнодорожных вагонов непосредственно в трюм судна путем опрокидывания вагонов.

    УГЛЕПЕРЕГРУЖАТЕЛИ ПЛАВУЧИЕ — снаряды для передачи на плаву угля с судна на судно; могут быть двух основных типов — У. П. с угольными запасами и У. П. без угольных запасов в их трюмах. У. П. первой группы в отличие от второй можно назвать угольщиками-перегружателями. У. П. характеризуются часовой производительностью, которая в некоторых случаях достигает 700 и свыше т/ч.

    УГЛЕРОДИСТАЯ СТАЛЬ (Carbon steel) — сплав железа с углеродом (до 2 %). В отличие от легированных (сложных специальных сталей) не содержит специальных примесей.

    УГЛОБИМСОВАЯ СТАЛЬ — см. Сталь сортовая.

    УГЛОБУЛЬБОВАЯ СТАЛЬ (Bulb-angle steel) — см. Сталь сортовая.

    УГЛОВАЯ СТАЛЬ (Angle steel) — см. Сталь сортовая.

    УГЛОМЕР - прибор для измерения углов в горизонтальной плоскости; применяется при стрельбе из пулеметов и орудий.

    УГЛУБЛЕНИЕ МИННОГО ПОЛЯ - углубление верхнего ряда поставленных мин, т. е. расстояние от поверхности воды до мины.

    УГЛУБЛЕНИЕ СУДНА (Draught) — глубина погружения судна в воду. У. С. в воде может быть: носовое (носом), измеряемое по перпендикуляру от точки пересечения грузовой ватерлинии с форштевнем до продолжения линии киля; кормовое (кормой), измеряемое по перпендикуляру от точки пересечения грузовой ватерлинии с ахтерштевнем до продолжения линии киля; среднее, равное полусумме носового и кормового. Если носовое углубление равно кормовому углублению, то говорят, что судно сидит на ровный киль, в противном случае разность углублений носом и кормой называется дифферентом судна. В зависимости от того, которое из углублений — носовое или кормовое — больше, различают дифферент судна соответственно на нос и на корму. Всякое увеличение или уменьшение У. называется изменением дифферента. У. С. измеряется в м или футах; изменение дифферента измеряется в тех же единицах, а иногда и углом поворота плоскости ватерлинии.

    УГЛЫ ОПАСНОСТИ - см. Вертикальный угол опасности и Горизонтальный угол опасности.

    УГЛЫ У ПАРУСОВ - называются по тем снастям, которые закладываются в них, или по своему назначению. Так, у всех прямых парусов верхние углы называются нок-бензельными, а нижние углы — шкотовыми. У гафельных парусов углы носят название: шкотовый, галсовый, нок-бензельный и верхний галсовый (под усами гафеля). Углы кливеров и стакселей: фаловый, галсовый и шкотовый. Углы топселей: верхний — нок- бензельный, а нижние — галсовый и шкотовый. Углы шлюпочных парусов фока, грота и бизани рейковых: два верхних угла называются нок-бензельными, а нижние — галсовым и шкотовым.

    УГОЛ АТАКИ (Angle of attack) — угол наклона крыла самолета к направлению потока воздуха. Он в среднем колеблется от 1° до 14°.

    УГОЛ БРОСАНИЯ (Angle of fire, angle of departure) — угол между линией бросания (прямой, совпадающей с направлением оси снаряда в момент его вылета из канала орудия) и горизонтом орудия.

    УГОЛ ВЕТРА — в самолетовождении: угол между направлением ветра и направлением пути самолета.

    УГОЛ ВОЗВЫШЕНИЯ (Angle of elevation) — угол между линией возвышения (линия, совпадающая с осью канала наведенного орудия) и горизонтом орудия.

    УГОЛ ВСТРЕЧИ (Angle of incidence) — угол между касательной к траектории снаряда и касательной к поверхности цели в точке встречи.

    УГОЛ ДИФФЕРЕНТА - угол продольного наклона судна.

    УГОЛ ДРЕЙФА (Angle of lee-way) — угол между направлениями диаметральной плоскости корабля и линией пути корабля при прямолинейном движении и касательной к линии пути корабля при криволинейном движении.

    УГОЛ КУРСОВОЙ - см. Курсовой угол.

    УГОЛ МЕСТНОСТИ (УГОЛ МЕСТА ЦЕЛИ или РАЗРЫВА) (Angle of sight) — угол между линией цели (прямая, соединяющая орудие с целью) и горизонтом орудия.

    УГОЛ НАВОДКИ - угол между плоскостью стрельбы и плоскостью наводки (лежит в горизонтальной плоскости).

    УГОЛ НАКЛОНЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ (Angle of arrival) — угол, составляемый касательной к траектории снаряда (в любой ее точке) с горизонтом.

    УГОЛ ОБСТРЕЛА (Angle of training) — горизонтальный угол, в пределах которого из данного орудия на корабле можно производить стрельбу.

    УГОЛ ОТСТАВАНИЯ АВИАБОМБЫ - угол между линией отставания (см.) и вертикалью.

    УГОЛ ПАДЕНИЯ (Angle of falling of a shot) — угол, образуемый прицельной линией с касательной к траектории в точке падения снаряда.

    УГОЛ ПАРАЛЛАКТИЧЕСКИЙ - угол полярного треугольника, вершиной которого является место светила.

    УГОЛ ПОВОРОТА ЛОПАСТИ (гребного винта) — см. Элементы гребного винта.

    УГОЛ ПРИЦЕЛИВАНИЯ (Target angle) — угол между линией возвышения (линия, совпадающая с осью канала наведенного орудия) и линией цели (прямая, соединяющая орудие с целью).

    УГОЛ РАЗЛЕТА — угол, имеющий вершину в точке разрыва и стороны по направлению движения крайних осколков (пуль).

    УГОЛ СБРАСЫВАНИЯ АВИАБОМБЫ (Dropping angle) — угол, заключенный между линией сбрасывания и вертикалью.

    УГОЛ СНИЖЕНИЯ (Depressed angle) — угол, образованный линией возвышения (см.) с горизонтом, когда первая проходит ниже горизонта, т. е. отрицательный угол возвышения.

    УГОЛ СНОСА (дрейфа) — угол между продольной осью самолета и фактическим курсом полета при ветре. См. Угол дрейфа.

    УГОЛ СТРОЯ - угол между диаметральной плоскостью корабля-уравнителя и линией строя, считаемый от 0° до 180° от корабля-уравнителя в сторону строя.

    УГОЛЬНАЯ ЗАЩИТА - см. Защита угольная.

    УГОЛЬНИК ШПАНГОУТА ПРЯМОЙ (Frame angle) — наружный угольник составного шпангоута, крепящийся одной из своих полок к наружной обшивке; называется также шпангоутным угольником или нижним флорным угольником. У. Ш. обратный (Reverse bar, reverse frame, reversed frame) — внутренний угольник составного шпангоута, переходящий в верхний угольник флора, называемый иногда также обратным угольником флора.

    УГОЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ - корабельное расписание (см.) по угольной погрузке.

    УГОЛЬНЫЕ БРЕЗЕНТЫ (Coaling screen) брезенты, которыми покрываются на время угольной погрузки те или иные предметы на судне в целях их предохранения от угольной пыли.

    УГОЛЬНЫЕ КОРЗИНЫ - сплетенные из прутьев корзины с двумя ручками, служащие для погрузки вручную каменного угля с барж или береговых складов на судно.

    УГОЛЬНЫЕ МЕШКИ (Coal bags) — мешки из брезендука или хрящевой парусины шириной в одно полотно для погрузки угля на судах. См. также Мешки Спенсер-Миллера.

    УГОЛЬНЫЕ ПОРТЫ  - см. Порт.

    УГОЛЬНЫЕ СКЛАДЫ (Coal stores) — склады каменного угля на берегу, служат для снабжения судов углем.

    УГОЛЬНЫЙ МИКРОФОН (Carbon microphone) — микрофон, в котором для получения переменного сопротивления пользуются угольным порошком или мелкими угольными шариками, помещенными в гнездах угольной колодки. Под действием колебания мембраны микрофона при разговоре плотность угольного порошка изменяется, а вместе с ней изменяется сопротивление и сила тока, проходящего через микрофон. Микрофонную мембрану делают в виде очень тонкой стальной или угольной пластинки.

    УГОЛЬЩИКИ (Colliers) — сухогрузные суда, специально приспособленные для быстрой погрузки и разгрузки угля при перевозке его насыпью. Имеют большое количество стрел с большой производительностью, если перегрузочные работы ведутся судовыми грузовыми средствами. Яркой отличительной особенностью является большая площадь люков, доходящая до 20 % и более площади палубы. Большая площадь люков обеспечивает возможность применения при разгрузке судна емких захватных приспособлений. В военном флоте, кроме того, угольщиками называют суда, имеющие угольное отопление котлов.

    УГОР (арх.) — крутой и высокий берег реки; набережная.

    УДАВКА (Ship-knot, half hitch, timber hitch) — затяжной узел, вяжущийся в тех случаях, когда нужно скоро обхватить какое-нибудь рангоутное дерево с непременным условием, чтобы узел туго затянулся. Удавка со шлагом — употребляется при буксировке рангоутных деревьев. Морские узлы в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    УДАЛЕНИЕ - кратчайшее расстояние между самолетами в строю.

    УДАЛЯТЬСЯ ОТ БЕРЕГА (То bear off, to stand off from the land) — уходить от берега в море. Корабль удаляется под всеми парусами — уходит от данного объекта.

    УДАМА, УДЕМА - судно галерного типа для действий в шхерах с откидными бортами, которые в тихую погоду опускали для выкидывания весел и стрельбы из пушек; в свежую же погоду борта поднимали и тогда уже нельзя было действовать ни веслами, ни пушками. На У. было 16 пар весел и десять 12-фунтовых пушек, экипаж от 100 до 110 человек, длина У. 31 м, ширина 9,45 м, осадка в грузу 1,83 м.

    УДАР 1. Внезапное приложение нагрузки к образцу детали или конструкции, напр. действие силы отдачи на станок при выстреле из орудия, действие молотов и пр. К качеству материалов конструкций, подверженных У., предъявляются особые требования в отношении достаточной их эластичности (отсутствие хрупкости). Такие материалы наряду с обычными испытаниями подвергают иногда специальным испытаниям на У., которые производятся на специальных машинах, называемых копрами. 2. Гребок веслом.

    УДАРНАЯ ТРУБКА - см. Скорострельная трубка.

    УДАРНИК (Pellet) — часть затвора винтовки, пулемета или орудия, служащая для разбивания при выстреле капсюля (капсюльной втулки) патрона.

    УДАРЯТЬСЯ ДНИЩЕМ (КИЛЕМ) О ГРУНТ (То strike the ground with the ship's keel) — при посадке на мель.

    УДЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ - см. Влажность воздуха.

    УДЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ - сопротивление, оказываемое электрическому току проводником длиной в 1 м и поперечным сечением в 1 мм2 при t = 20° С. Выражается в омах и характеризует материал, из которого сделан проводник.

    УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (Specific gravity) — отношение веса тела к весу пресной воды при +4° С, взятой в том же объеме. Понятие У. В. эквивалентно понятию плотности вещества, т. е. отношения массы тела к его объему. Численно У. В. равен плотности вещества. У. В. платины 21,5, золота 19,3, стали 7,85, алюминия 2,7, льда 0,9, соснового дерева 0,5, пробки 0,2.

    УДЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ (Specific volume) — объем, занимаемый единицей массы данного вещества; величина, обратная плотности.

    УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ПАРА - часовой расход пара машиной, деленный на мощность, развиваемую ею. У. Р. П. является показателем экономичности работы машины.

    УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА часовой расход топлива, отнесенный к одной лошадиной силе (единице мощности двигателя).

    УДЕМА - шведский парусно-гребной корабль галерного типа с откидными надводными бортами, которые в тихую погоду или в бою опускали для постановки весел или орудий. В свежую погоду борта поднимались. Длина 31 м, ширина 10 м, осадка 1,83 м. Вооружение: 16 пар весел, 10 12-фунтовых пушек. Экипаж 100-110 чел.

    УДИФФЕРЕНТОВАТЬ СУДНО 1. Придать судну размещением грузов и балласта дифферент, наивыгоднейший для мореходных качеств судна. 2. При проектировании судна разместить все грузы, входящие в состав водоизмещения, так, чтобы судно сидело на ровный киль или имело заданный дифферент.

    УДЛИНЕНИЕ КРЫЛА отношение полной длины крыла к его средней ширине. У. К. оказывает большое влияние на аэродинамические качества самолета.

    УДЛИНИТЕЛЬНАЯ КАТУШКА - катушка самоиндукции, включаемая в антенну; служит для увеличения длины волны, на которую настроена антенна.

    УДОСТОВЕРЕНИЕ НА ГОДНОСТЬ К ПЛАВАНИЮ - документ, выдаваемый органами технического надзора в системе Board of Trade в Англии, Seeberufgenossenschaft в Германии и др. судну, удовлетворившему техническим требованиям при его осмотре, и удостоверяющий его мореходность с технической стороны. У. Н. Г. к П. в СССР выдается Регистром СССР.

    УДРЕГА, УРДЕГА (арх.) — пробитый во льду путь, канал для прохода лодки.

    УЕРРИ (Wherry) — см. Верри.

    УЗЕЛ - принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.

    УЗЕЛ (Knot) — 1. Всякая схватка или петля, сделанная на снасти или вокруг чего-либо; связка концов тросов между собой. У. бабий (Grannies' knot, carrick bend) — неправильно завязанный прямой или рифовый У. У. беседочный (Bowline hitch) — надежный, незатягивающийся У. в виде петли, применяющийся для обвязывания человека при посылке его для работы за борт. У. беседочный двойной (Bowline on the bight) — служит для тех же целей, что и ординарный беседочный, но имеет две петли, в одну из которых садится человек, а другая держит его туловище подмышками, так что обе его руки свободны для работы. Морские узлы в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    УЗКОСТИ (Narrows) — районы водной поверхности, доступные для плавания судов, но стесняющие свободное маневрирование из-за близости берегов, рифов, отмелей. Доступность У. характеризуется глубинами и шириной свободного для маневрирования района. К У. можно отнести проливы, проходы (между отмелями) и подходы к некоторым портам.

    УИШБОН - гнутый гик с обоих сторон паруса ( например, на виндсерфере).

    УКАЗАТЕЛЬ КУРСОВОГО УГЛА, или ДАЮЩИЙ ПРИБОР КУРСОВОГО УГЛА - прибор для непрерывного определения курсового угла для передачи на соответствующие принимающие приборы курсового угла. Принимающий прибор курсового угла является таким прибором, при помощи которого облегчается работа рулевого по управлению кораблем, маневрирующим на постоянном курсовом угле.

    УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ВОДЫ В КОТЛЕ, ВОДОМЕРНОЕ СТЕКЛО - прибор, показывающий уровень воды в паровом котле.

    УКЛАДКА СНАСТЕЙ - приведение в порядок снастей и тросов и укладка их на свои места после работ. Все снасти тросового спуска укладываются по солнцу, т. е. от левой руки перед собой к правой. Кабельтовы, перлини и все снасти кабельного спуска укладывают против солнца, т. е. от правой руки перед собой к левой. Такой способ укладки установлен по следующим соображениям: при У. С. тросовой работы их скруживают в бухты по солнцу взакрут. При отдаче снасти, когда бухту перевернут, шлаги ее будут сбегать против солнца, т. е. враскрут, и снасть пойдет в шкив блока чисто. При укладывании тросов кабельной работы их скруживают против солнца взакрут с тем, чтобы при перевернутой бухте шлаги ее при травлении сходили по солнцу, т. е. враскрут.

    УКЛАДКА ТРЮМА (Stowage) — погрузка судна.

    УКЛАДЧИКИ - рядовые бойцы, в обязанности которых входит укладка коек (после побудки команды) в коечные сетки, а равно и раздача их после вечерней поверки.

    УКЛАДЫВАТЬ (То stow, to trim) — класть в известном порядке, уложить, убрать в одно место, грузить. У. балласт, У. снасти.

    УКЛОН БУШПРИТА, ГАФЕЛЕЙ - угол, составляемый бушпритом, гафелями с горизонтом.

    УКЛОН МАЧТ (Rake of a mast) — наклон мачт; величина уклона определяется углом между мачтой и вертикалью.

    УКЛОНИТЬСЯ ОТ КУРСА - сойти по тем или иным причинам с того направления, по которому правили или должны были править.

    УКЛОННАЯ ДОСКА — приспособление в виде доски, применяемое при сборке частей корпуса судна, которые должны быть перпендикулярными к линии киля судна, во время его постройки на стапеле. На У. Д. намечается угол уклона линии стапель-блоков, или, что то же, уклон киля судна к горизонтали.

    УКЛОНЫ — см. Диаметральное крепление.

    УКЛОНЯТЬСЯ — отойти в сторону. У. от ветра, У. от курса, от атаки, от боя, от залпа, от подводной лодки, от торпеды и т. д.

    УКЛЮЧИНЫ (Thowls, rowlocks) — вырезы в бортах шлюпки или чаще металлические развилки (секторы), вставляемые на борта гребных судов. В У., как в гнездах, вращаются весла, имея в них точку опоры. Вырезы в бортах для весел иногда называются полупортиками для весел.

    УКОВКА — уменьшение сечения проковываемого изделия за счет увеличения его длины.

    УКОМПЛЕКТОВАТЬ КОРАБЛЬ (То man a ship) — обеспечить корабль экипажем, дав на него полное количество людей соответствующих званий и специальностей, потребное для его обслуживания и управления им.

    УКОМПЛЕКТОВЫВАТЬ, УКОМПЛЕКТОВАТЬ — дополнять, пополнять, набирать и снабжать сполна до нормы, до положенного числа.

    УКОРАЧИВАНИЕ ТРОСОВ (временное) — для укорачивания проволочного троса его складывают бухтой и концевые части схватывают ворсой между собой.

    УКОРАЧИВАЮЩИЙ КОНДЕНСАТОР — конденсатор, включаемый последовательно в антенну; служит для уменьшения длины волны, на которую антенна настроена.

    УКРЕПЛЕНИЕ БЕРЕГА — см. Береговое укрепление.

    УКРЫВАТЬСЯ (То shelter) — спрятаться; уйти в защищенное место. У. от ветра, от волны, от шторма — уйти в какое-либо место, защищенное от ветра, волны, шторма. У. под берегом — встать на якорь или идти вблизи берега, защищающего судно от волны.

    УКРЫВИСТОСТЬ, КРОЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ — свойство краски закрывать сплошным слоем поверхность обрабатываемого предмета. Чем тоньше требуется слой краски, чтобы закрыть первоначальную поверхность предмета, тем больше кроющая способность, и наоборот. При хорошей У. требуется меньше краски на единицу поверхности.

    УЛОВО, УЛОВЫ — 1. Круговое течение на быстрых реках, образующееся от ударов текущей воды; оно роет под собой омуты (астр., арх.). 2. Водоворот в реке, образующийся ниже устоев утесов-быков (амур.).

    УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ — звуковые колебания сверхслышимой частоты (больше 2 0 килогерц). Эти волны непосредственно не воспринимаются ухом и, подобно электромагнитным волнам, требуют предварительного преобразования. У. В. применяются как для обеспечения подводно-звуковой связи, так и наблюдения. При помощи ультразвуковых приборов можно измерять глубину моря.

    УЛЬТРАКОРОТКИЕ ВОЛНЫ (сокращенно УКВ) — электромагнитные колебания с длиной волны от 10 м и меньше (частота от 30 килогерц и выше). В силу высоких частот УКВ сильно поглощаются при распространении вдоль земной поверхности и плохо огибают рельеф земли — поэтому дальность действия радиостанций УКВ малой мощности обычно не превышает дальности видимого горизонта, хотя могут иметь место отдельные случаи приема их за пределами расчетной дальности. УКВ оказывают очень сильное действие на живые организмы.

    УЛЬТРАМАРИН (Ultramarine) — см. Синие краски.

    УМЕНЬШАТЬ - делать меньше, убавлять количеством или размером, а иногда и качеством. У. расстояние между кораблями (интервал). У. ход судна, У. паруса.

    УМЕНЬШЕННЫЙ ЗАРЯД - см. Заряд.

    УМНОЖИТЕЛЬ ЧАСТОТЫ — специальный трансформатор, увеличивающий частоту переменного тока, вырабатываемого генератором, либо специальная ламповая схема, служащая для получения токов высокой частоты.

    УМФОРМЕР — см. Одноякорный преобразователь.

    УНДЕМА - шведское судно галерного типа с откидными надводными бортами, которые в тихую погоду или в бою опускали для постановки весел или орудий. В свежую погоду борта поднимались. Длина 31 м, ширина 10 м, осадка 1,83 м. Вооружение: 16 пар весел, 10 12-фунтовых пушек. Экипаж 100-110 чел.

    УНДЕР-ЗЕЙЛИ (стар.) — нижние паруса, т. е. фок и грот.

    УНДЕР-ЗЕЙЛЬ (стар.) — крепкий ветер, в который судно может нести одни только самые нижние паруса.

    УНДЕРЛАСТ — см. Пайол.

    УНДЕР-ЛИСЕЛЬ (Lower studding sail) — нижний лисель; ставится с боку фока.

    УНДЕР-ФОР-ТАЛИ (Stay-tackle) тали, основанные в два одношкивных тонкоходных блока, из которых один, закладываемый на грота-штаг, ввязывается в простой строп с гаком и коушем, а другой закладывается в коуш стропа нижнего блока ватер-талей. При помощи этих талей на парусных судах поднимают из-за борта грузы.

    УНЖАК - деревянное речное судно с довольно тупым носом, без палубы, грузоподъемностью в 300 — 400 т. У. служит для перевозок по мелководным рекам.

    УНИВЕРСАЛ см. Теодолит.

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КЛЕЩИ - клещи, объединяющие в себе плоскогубцы, газовые клещи, резак для проволоки и отвертку; применяются главным образом монтерами.

    УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - переносный астрономический инструмент для точного измерения вертикальных и горизонтальных углов. Употребляется главным образом для определения широты места, а также времени.

    УНИРЕМА - военный гребной корабль древних веков, имевший один ряд весел.

    УНИЧТОЖЕНИЕ ДЕВИАЦИИ, УНИЧТОЖЕНИЕ у магнитного компаса ПОЛУКРУГОВОЙ ДЕВИАЦИИ - компенсация системой продольных и поперечных магнитов продольных и поперечных сил, происходящих от влияния на компасную стрелку главным образом магнетизма твердого судового железа. Уничтожение креповой девиации — компенсация магнитом, перпендикулярным к палубе, действующих в этом направлении сил, происходящих главным образом от твердого судового железа. Уничтожение четвертной девиации — компенсация шарами и брусками мягкого железа горизонтальных сил, происходящих от магнетизма мягкого судового железа.

    УНТЕР-ЛЕЙТЕНАНТ (стар.) — младший лейтенант; первый офицерский чин в русском флоте, когда мичман не считался офицером.

    УНТЕР-ОФИЦЕР (Mate) — лицо младшего начальствующего состава в царском флоте и в современных флотах капиталистических держав. Разделялись на У.-О. — младших и старших, или У.-О. 1-й и 2-й статьи.

    УНТЕР-ПЕРТЫ (Stirrups of the horses) перты у коков марса-реев. Предназначены для подручных штык-болтных, чтобы им было удобно вязать и отдавать штык-болты.

    УНТЕР-ЦЕЙХВАХТЕР — см. Цейх-вахтер.

    УОКЕР — см. Лаги механические.

    УОШСТРЕК (Washstrake) — самый верхний брус корпуса шлюпки, в котором вырезаются уключины для вставления весел.

    УПАКОВКА (Packing) — умелая упаковка товаров в ящиках, тюках и т. п. при минимальной затрате упаковочных средств. Отправляемые морем грузы требуют особо тщательной упаковки, которая часто поручается специальным упаковочным предприятиям, имеющим особое оборудование и опыт в упаковочном деле и знакомым с требованиями, предъявляемыми иностранными таможнями. В Советском Союзе разработкой вопросов У. занимается "Оргтара".

    УПАСТЬ ПОД ВЕТЕР (То fall to leeward) — когда несколько судов идут бейдевинд одним галсом и одно из них не может идти так же круто, как остальные, и увалилось под ветер, то говорят, что оно У. П. В.

    УПЛОТНЯЮЩИЕ ПРОКЛАДКИ (уплотнения) — различного рода прокладки, применяемые в местах соединений трубопроводов, крышек цилиндров двигателей и т. п. с целью придания соединениям герметичности. Уплотняющие прокладки делаются из мягких металлов, асбеста и других специальных материалов.

    УПОРКИ - деревянные поперечные планки, устанавливаемые по дну шлюпки и служащие для упора ног гребцов. У. устанавливаются с таким расчетом, чтобы нога, упираясь в них, была немного согнута в коленях и колени были ниже паха. У. должны быть обязательно пригнаны для каждого гребца особо, в зависимости от длины его ног, чтобы гребец мог крепко в них упереться, что чрезвычайно важно для сильной и правильной гребли.

    УПОРНАЯ СТРЕЛА - располагаемый наклонно деревянный брус квадратного сечения, длиной ок. 1,5 м, верхний конец которого упирается в брус, пришитый к полозу, а нижний — в брус, пришитый к настилке фундамента. Под верхние концы У. С. кладутся предохранительные деревянные шары (яйца), отняв которые, можно выбить стрелы ударом молота по верхней части. У. С. располагаются симметрично по три с каждой стороны судна и являются задержниками полозьев как при их сборке, так и при спуске корабля. После того как стрелы выбиты по команде "У. С. вон", корабль освобождается и начинается его движение при спуске.

    УПОРНЫЙ БОЛТ - болт, не дающий возможности движущейся детали переместиться дальше определенного положения.

    УПРАВЛЕНИЕ ПУСКОМ - устройство, обеспечивающее подачу сжатого воздуха в цилиндры двигателя с целью его пуска. Применяется в двигателях Дизеля и в некоторых двигателях, работающих по циклу Отто. См. Пусковой клапан.

    УПРАВЛЯЕМОСТЬ САМОЛЕТА — свойство самолета быстро реагировать на действие рулей. См. Маневренность самолета.

    УПРАВЛЯЕМОСТЬ СУДНА - свойство судна быстро реагировать на действие руля — слушаться руля.

    УПРАВЛЯТЬ - править, давая ход, направление; распоряжаться, быть распорядителем, командовать. У. судном, кораблем, У. маневрами корабля. У. шлюпкой.

    УПРАВЛЯЮЩИЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИМ ОГНЕМ - лицо командного состава, единолично руководящее стрельбой и корректирующее ее таким образом, чтобы обеспечить наибольшее число попаданий в единицу времени.

    УПРЕЖДЕНИЕ ПРИЛИВА (Priming of the tide) — промежуток времени между наступлением полной воды в данном месте и последующим прохождением Луны через меридиан данного места. Это явление имеет место, когда Луна находится в промежуточном положении между сизигией и квадратурой и когда она на ущербе между полнолунием и последней четвертью.

    УПРУГАЯ ДЕФОРМАЦИЯ - деформация тела, которая после прекращения действия внешней силы исчезает без остатка.

    УПРУГИЕ КОЛЕБАНИЯ — колебания упругих тел по инерции (собственные колебания) или под действием возмущающих сил (вынужденные колебания).

    УПРУГОСТЬ (Elasticity) — свойство тел, подвергнутых деформации, восстанавливать свою прежнюю форму после прекращения действия на них внешних сил, вызвавших деформацию.

    УРАВНЕНИЕ ВРЕМЕНИ (Equation of time) — разность прямых восхождений истинного и среднего Солнца, или разность часовых углов среднего и истинного Солнца.

     

    УРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЦИСТЕРНЫ - см. Систерны подводных лодок.

    УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ - см. Балансировка.

    УРАГАН (Hurricane) — см. Ветер ураганный, Тропические циклоны. См. Словарь ветров в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    УРЕЗ ВОДЫ - линия, являющаяся границей между берегом и водой в спокойном состоянии.

    УРОВЕННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ - поверхность океана в спокойном состоянии, от которой ведется при геодезических съемках отсчет высот точек земной поверхности. У. П. перпендикулярна отвесной линии во всех точках земной поверхности.

    УРОВЕНЬ (Level) — заключенный в оправу стеклянный сосуд, частично наполненный эфиром, спиртом или водой, имеющий пузырек воздуха, который при горизонтальном положении уровня приходится на середине его. Служит для определения горизонтальности плоскости и для приведения различных станков и приборов в горизонтальное положение. См. Ватерпас.

    УРОВЕНЬ АБСОЛЮТНЫЙ (Dead level) — см. Абсолютный нуль уровня.

    УРОВЕНЬ МОРЯ (Sea level) — обычно условный уровень, который служит исходной точкой для измерения высот на земной поверхности. В действительности уровень воды в разных морях и океанах различен и находится в зависимости от направления и силы ветра, приливов и отливов, таяния льдов, впадения рек и т. д.

    УРОВЕНЬ МОРЯ СРЕДНИЙ - многолетняя средняя высота У. М., полученная из очень большого числа наблюдений.

    УРОВЕНЬ ПРИЛИВА СРЕДНИЙ (Half-tide or mean level of the sea, both spring and neaps) — различают: а) средний уровень прилива — среднее арифметическое высот уровня из очень большого числа наблюдений; б) средний суточный уровень прилива — среднее из ежечасных высот уровня за сутки.

    УРУМБАЙ (Ouroumbay) — большая беспалубная лодка, употребляемая жителями островов района Новой Гвинеи. На такой лодке известный русский путешественник Миклухо-Маклай Н. Н. в феврале 1874 г. совершил переход на о. Намотате. Лодка эта могла поднимать до 2 т груза, имела одну каюту в виде хижины и обслуживалась 16 гребцами.

    УСАДКА МЕТАЛЛОВ - уменьшение объема расплавленных или нагретых металлов и сплавов при их охлаждении до нормальной температуры, вследствие чего модель изделия должна быть больше самого изделия на величину усадки.

    УСАДОЧНЫЕ РАКОВИНЫ - пустоты, образующиеся в верхней части слитка при застывании металлов вследствие усадки.

    УСИЛИТЕЛЬ (Amplifier) — устройство для усиления радиосигналов с помощью электронных ламп. Бывают У. высокой и низкой частоты. Первые усиливают радиосигналы, непосредственно поступающие в приемник из антенны (включаются до детектора), вторые усиливают радиосигналы, полученные после детектирования их (включаются после детектора). У., кроме того, широко применяются в трансляционных устройствах и во многих других электрических системах.

    УСИЛИТЕЛЬНАЯ ЛАМПА — электронная лампа, применяемая в усилителях.

    УСИЛИТЬСЯ говоря о ветре (То blow staffer, to overblow) — крепчать.

    УСЛОВИЕ ДЕВИАЦИИ (Deviation clause) — условие в цертепартии, позволяющее судну заходить в иные пункты, помимо порта выгрузки.

    УСЛОВИЕ ДЖЕНСОНА (Janson clause) — условие по страхованию судов, по которому страховщик возмещает убытки, лишь превышающие 3 % стоимости судна.

    УСЛОВИЕ КЛАССИФИКАЦИИ (Classification clause) — условие морского страхового полиса для получения льгот по страхованию, предусматривающее принадлежность перевозящего груз судна к определенному классу одного из различных классификационных обществ.

    УСЛОВИЕ ОБ АВАРИЯХ (Average clause) — 1. Условие в страховых морских полисах, по которому по некоторым грузам возмещается только общая авария, а по другим и определенный процент убытка от частичной аварии. 2. Условие, помещаемое в цертепартиях, определяющее порядок регулирования общей аварии. Обычно содержит ссылку на Йорк- Антверпенские правила 1924 г.

    УСЛОВИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУЗА МОРСКОЙ ВОДОЙ (Sea-damage terms) — кондиция в запродажных контрактах зерна, согласно которой ответственность за повреждение груза от морской воды возлагается на продавца, причем покупатель вправе отказаться от приемки зерна, поврежденного морской водой или испарением.

    УСЛОВИЕ, ПРИМЕНЯЮЩЕЕСЯ ПРИ СТРАХОВАНИИ МОРСКИХ СУДОВ (Sister ship clause) — согласно этому условию страховщик возмещает убытки, происшедшие от столкновения двух судов, даже и в том случае, если оба столкнувшиеся судна принадлежат одному и тому же судовладельцу. Без наличия этого условия судовладелец не мог бы получить страховое вознаграждение, т. к. при столкновении между собой принадлежавших ему судов убытки причиняются судовладельцем как бы самому себе.

    УСЛОВИЕ ЯСОНА (Jason clause) — часто встречаемое в цертепартиях и коносаментах условие, ограждающее интересы судовладельцев от последствий скрытых дефектов судна, которые заблаговременно не могли быть обнаружены, несмотря на проявленную должную заботливость. Это условие получило свое название по длительному судебному делу парохода "Ясон" и применено в законодательстве почти всех стран.

    УСЛОВИЯ О МЕСТЕ ПРИЧАЛА (Berth terms) — условия, определяющие причал судна.

    УСЛОВНЫЕ ВЫБОРКИ (Picking clause) — условие морского страхования хлопка, по которому поврежденные кипы хлопка выбираются из общей массы груза и страховщик оплачивает убытки со скидкой за увеличение в весе от поглощения хлопком воды. Страховщик также оплачивает и расход по выборке и починке кип и кредитуется выручкой от реализации поврежденного товара.

    УСПЕШНОСТЬ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ СТРЕЛЬБЫ - количество попаданий, достигнутых в единицу времени из одного орудия. У. А. С. характеризуется процентом попадания и скорострельностью.

    УСПОКОИТЕЛИ КАЧКИ - приборы для уменьшения качки судна на море. Распространение получили: а) систерны Фрама (см. Фрама систерны), расположенные по бортам судна, наполненные частично водой и соединенные каналами; находящаяся в цистернах вода совершает колебания при качке, уменьшает амплитуду качки судна; б) приборы, основанные на принципе гироскопа (см.), из которых наиболее разработанным является гироскоп Сперри. В Японии применение нашли успокоительные рули Мотора, размещаемые симметрично в скуловой части судна. Их привод устроен так, что при отклонении одного руля в одну сторону симметричный ему руль отклоняется в противоположную сторону. Сила давления воды на эти рули создает момент, действующий в сторону, обратную накренению судна, чем уменьшается качка. В рулях Мотора рули приводятся в действие от паровой машины, золотником которой управляет маленький гироскоп- пилот, следящий за каждой волной. В рулях системы Денни-Браун привод осуществляется гидравлически. При тихой погоде рули можно втянуть внутрь судна, чтобы они не увеличивали сопротивления воды движению судна и тем не уменьшали скорость.

    В последнее время с успехом в Германии и Италии применяется успокоительная установка системы фирмы Сименс и Гальске. В этой системе имеются также две систерны, как и в установке Фрама, но вода перегоняется действием воздуха, нагнетаемого вентилятором в одну из систерн и высасываемого из другой. Работой вентилятора управляет маленький гироскоп-пилот. При значительно большем эффекте по умерению качки сравнительно с систернами Фрама установка системы Сименс- Гальске весит значительно меньше — меньше требуется воды, находящейся в систернах. Помощью этой системы можно создать искусственную качку корабля, что важно для целей боевой подготовки. Подобного же рода успокоители качки предложены заводом Блом и Фосс в Германии.

    УСТАВЫ ВОЕННО-МОРСКИЕ - своды правил и положений, определяющих организацию, быт, подготовку и использование военно-морского флота. У. В.-М. для военнослужащих имеют значение закона.

    УСТАЛОСТЬ (Fatigue) — изменение механических свойств металлов и микроструктуры под действием переменной нагрузки, действующей продолжительное время.

    УСТАНОВИТЬ — поставить как следует, на место. У. компас. У. машину, орудия и пр.

    УСТАНОВИТЬСЯ говоря о ветре (То become fixed) — сделаться постоянным на определенный промежуток времени.

    УСТАНОВКА КОМПАСА - работа, заключающаяся в совмещении диаметральной плоскости компасного котелка с диаметральной плоскостью корабля (или, если компас своим центром устанавливается вне диаметральной плоскости корабля, то в установке диаметральной плоскости котелка компаса параллельно диаметральной плоскости корабля) и в закреплении нактоуза.

    УСТАНОВКИ ОРУДИЙ - см. Орудийные станки.

    УСТАНОВОЧНОЕ КОЛЬЦО - кольцо, с помощью которого удерживается в нужном положении (фиксируется) деталь на валу или вал по отношению к подшипнику.

    УСТАНОВОЧНЫЙ БОЛТ - болт, с помощью которого происходит установка одной детали относительно другой в надлежащем положении.

    УСТАНОВЩИК ПРИЦЕЛА - боец орудийного расчета, устанавливающий на прицеле и целике данные, полученные из центрального поста.

    УСТОЙЧИВОСТЬ КОНСТРУКЦИИ - сохранение формы конструкции, исключающее возможность таких остаточных деформаций, которые делают конструкцию непригодной для эксплуатации или приводят к ее разрушению.

    УСТОЙЧИВОСТЬ НА КУРСЕ - свойство судна сохранять направление своего движения. См. Рыскливость.

    УСТОЙЧИВОСТЬ ТЕЛА - положение тела, при котором оно, получив малые отклонения в ту или другую сторону под действием внешней силы, возвращается в прежнее положение по прекращении действия силы. В противном случае положение тела называется неустойчивым. См. Равновесие.

    УСТОЙЧИВЫЕ МАССЫ ВОЗДУХА - см. Теплая масса воздуха.

    УСТРОЙСТВА СПУСКОВЫЕ приспособления различных систем, служащие для быстрого, автоматического и одновременного выкладывания талей из подъемных рымов спасательных шлюпок по спуске их на воду.

    УСТЬЕ или ворота сухого дока - открытая сторона сухого дока. См. Док сухой.

    УСТЬЕ РЕКИ (Mouth) — место, где река, оканчиваясь, вливается в другую реку, в море или в озеро.

    УСЫ (Whiskers) — дубовые планки, наколоченные по сторонам пятки гафелей и гика, имеющие вид ухвата. Этими ухватами гафели и гики обхватывают мачту. У. также называют отводы у нока бушприта для утлегарь- и бим-утлегарь-бакштагов.

    УТЕС (Rock, crag, cliff) — круть, скала, каменный обрыв.

    "УТЕЧКА" (Leakage) — факт У. и условия возмещения убытка от У. жидкого груза.

    УТКА (Kevel) — специальная двурогая отливка или точеная деревянная планка, закрепленная неподвижно и служащая для завертывания за нее снастей.

    УТЛЕГАРЬ (Jib-boom) — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта. См. Утлегарь.

    УТЛЕГАРЬ-БАКШТАГИ (Jib-guys, jib-boom-guys) — снасти стоячего такелажа У., удерживающие его с боков.

    УТЛЕГАРЬ-ПЕРТЫ — снасти стоячего такелажа утлегаря. Имеют посредине разрубной огон, а в задних концах вплесненные коуши. Огон наколачивается на нок У., а коуши бензелями берутся к обухам бушпритного эзельгофта. Между коушами и огоном на равных расстояниях делаются мусинги.

    УТЛЕГАРЬ-ШТАГ — снасть стоячего такелажа У., удерживающая его снизу.

    УТЛЕЯ, ВЕНТИЛЯТОР — см. Вентилятор.

    УТОК (Woof, weft) — поперечные нити мата, переплетающиеся с его основой и идущие по его ширине.

    УТОПАТЬ, УТОНУТЬ (То sink, to go down, to be drowned) — пойти ко дну; погрузиться в воду, не всплывая.

    УТОРА (волж.) — сплошная масса искрошившегося льда, забившаяся между ледяной корой и дном реки у берега.

    УТРЕННИЙ РАПОРТ — сообщение сведений о состоянии корабля по требованию старшего флагмана (старшего на рейде) или флагманских кораблей своих соединений. Содержание сведений У. Р. устанавливается штабами флотов, отдельно — для сведений при стоянках в базе и на рейдах и отдельно на походе.

    УТРЕННЯЯ ЗАРЯ (Morning drum, morning watch) — см. Заря вечерняя или утренняя.

    УТРЕННЯЯ ПРИБОРКА — приборка корабля, выполняемая экипажем, как правило, до подъема флага. См. Приборки.

    "УТЮЖИТЬ" — плохо держать свое место в строю — то увеличивая, то уменьшая заданное расстояние (интервал) до соседнего мателота.

    УХАБИНЫ (волж.) — впадины в берегах реки.

    УХАТЬ, УХНУТЬ — громко и отрывисто кричать, напр., для дружной работы. У моряков более употребительное слово трепать.

    УХВОСТЬЕ — 1. Нижний конец (по течению) острова, осередка, песчаной косы и пр. Верхний конец наз. приверх (речн.). 2. У. реки или воложки — нижняя часть или конец реки, воложки (устье) (волж).

    УХО (Eye) — кольцеобразное отверстие. Маленькое отверстие — ушко.

    УХОД ОТ ПРОТИВНИКА С ЗАБОРОМ ВЫСОТЫ — фигура высшего пилотажа.

    УХОДИТЬ - У. от волны — идти по ветру с такой скоростью, чтобы волна не могла догнать судна. У. от противника — идти от противника со скоростью, превышающей его скорость. Немедленно уходить в море — сниматься с якоря и немедленно идти в море. Не уходить до приказания — быть в готовности по приказанию сняться с якоря и выйти в море. Судно ушло за границу — отправилось в заграничное плавание.

    УЧАН — старинное новгородское судно.

    УЧЕБНЫЕ КОРАБЛИ (Training ships) — корабли специальной постройки или из числа устаревших боевых кораблей, соответствующим образом оборудованные для целей обучения и подготовки кадров.

    УЧЕБНЫЕ СУДА (Training ships) — суда, имеющие своим назначением практическое обучение кадров для водного транспорта.

    УЧЕБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ (сев.) — ловля рыбы на поддев. Состоит в следующем: опустив лесу с 4—6 кг грузилом на достаточную глубину, все время снасть поддергивают, и рыба таким образом попадает на крюк. Способ этот применим только при большой массе и скученности рыбы в месте лова.

    УЧИЛИЩА ВОЕННО-МОРСКИЕ - см. Военно-морские училища ВМФ. См. раздел "ВУЗы"  морские в Морском интернет-клубе "Кубрик".

    УШИ - вертикальные брусья на носу барж для крепления буксирного или якорного каната.









    Рейтинг@Mail.ru