фл.семафором сигнал
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • словарик
  • моравиация
  • кают-компания





  •  

    Эхолот, лаг, эхоледомер...

     




            Командиру любого корабля очень важно знать, какая глубина моря в том месте, где в данный момент находится корабль, чтобы не сесть на мель или не наскочить на подводный риф. Но особенно это важно командиру подводной лодки, которая плавает не только в надводном, но и в подводном положении.
           
    Для измерения глубин служит эхолот, работающий на гидроакустическом принципе как обычный гидролокатор с той только особенностью, что излученные импульсы он посылает в сторону дна моря.
    Зная скорость распространения звука в воде (около 1500 м/сек) и время его прохождения, можно легко определить глубину данного места.
    Например, если звуковой импульс прошел путь от лодки до дна моря и обратно за 0,5 секунды, то нетрудно вычислить, что глубина моря под килем подводной лодки составляет:

    глубина = 1500 * 0,5 / 2 = 375 метров.


    Работа эхолота заключается в следующем.

     

     схема работы эхолота
     

     

        От генератора высокого напряжения заряжается конденсатор. В тот момент, когда индекс на диске с указателем глубин находится против нулевого деления шкалы, кулачковый контакт замыкает электрическую цепь и конденсатор разряжается через обмотку магнитострикционного излучателя, Вокруг обмотки образуется переменное магнитное поле. По законам магнитострикционного эффекта излучатель колеблется и, соприкасаясь е водной средой, излучает в нее акустические волны. Эти импульсы распространяются, доходят до дна моря, отражаются от него и в виде отраженных импульсов возвращаются к приемнику.

        В приемнике акустические импульсы вновь преобразуются в импульсы электрической энергии, которые подаются на усилитель. Здесь они усиливаются, а затем подаются на указатель глубин. Индекс указателя глубин (неоновая лампочка) непрерывно вращается против неподвижной шкалы при помощи электромотора. В момент прихода отраженных импульсов к приемнику неоновая лампочка вспыхивает на том делении диска, которое точно соответствует глубине моря в данном месте.

        Имеются эхолоты, в которых глубина записывается в некотором масштабе на бумажную ленту.
     

            Для измерения скорости хода корабля и пройденного им расстояния применяется прибор, который называется лагом.

        В печати сообщалось о разработке в США для подводных лодок гидроакустического допплеровского лага «IN-400». Основные элементы лага — допплеровекий гидролокатор и счетно-решающий прибор.

        Генератор лага работает в непрерывном режиме на частоте 1 Мгц, Схема лага действует следующим образом.

        Электрическая энергия генератора подводится к акустической системе из четырех титаново-бариевых преобразователей, которые превращают электрическую энергию в акустическую. Ультразвуковые волны излучаются в направлении морского дна под углом 30 градусов к вертикали. Ширина луча составляет 3 градуса. Отраженные от дна сигналы поступают на 4 приемника. Из-за движения лодки принятые сигналы имеют допплеровский сдвиг частоты; они пропорциональны проекции скорости хода на ось расположения преобразователей. На выходе приемников получаются две составляющие скорости. Одна - по курсу лодки, другая - в перпендикулярном направлении. Сумма составляющих на выходе счетно-решающего прибора дает результирующую или истинную скорость хода подводной лодки по отношению к морскому дну.


       
    К средствам подводной навигации, основанным на гидроакустическом принципе, относится и эхоледомер. С помощью этого прибора командир лодки определяет толщину льда над подводной лодкой. Эхоледомер помогает находить полыньи и разводья, в которых можно всплыть.







    Рейтинг@Mail.ru