• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


    Борьба

    американских колоний за независимость

     

     

     

     

     

     

    ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД ВОЙНЫ

    СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЙ АНГЛИИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

    (1775—1783 гг.)

     

     

     

    В начале 70-х годов XVIII в. тринадцать английских колоний, занимавших узкую полосу на Атлантическом побережье северо­американского континента, восстали против Англии, и в 1775 г. между английскими колониальными войсками и американскими колонистами начались военные действия. В 1776 г. съезд представителей колоний, получивший название Континентального конгресса, принял «Декларацию независимости», в которой заявлялось об отделении американских колоний от Англии.

    Из этих колоний образовалось самостоятельное государство — республика Соединенных Штатов Америки.

    Причина войны заключалась в том, что Англия всеми мерами стремилась затруднить развитие промышленности и торговли в своих американских колониях, отводя им роль лишь поставщика сырья и потребителя английских товаров.

    По своему характеру война американского народа являлась войной освободительной, революционной.

    В борьбу между Англией и ее американскими колониями включились некоторые крупные европейские державы. В 1778 г. на стороне Соединенных Штатов выступила Франция. Французское правительство, добиваясь ослабления Англии и возвращения своих потерянных колоний, стремилось взять реванш за поражение в Семилетней войне. В 1779 г. в войну против Англии вступила Испания, а в 1782 г. — и Голландия. В отличие от прошлых войн Англии пришлось воевать без континентальных союзников, руками которых можно было бы загребать жар.

    Английское правительство стало вести переговоры с Екатериной II и некоторыми немецкими государями о продаже Англии солдат для посылки их в Америку. Русских солдат получить не удалось, но немецкие государи продали Англии около 30 тыс. человек. Кроме этого, Англия предприняла попытку привлечь на свою сторону индейские племена и негров Америки.

    Соотношение сил на море было следующим: Англия имело 130 линейных кораблей, Франция — до 80 линейных кораблей, Испания — до 70 линейных кораблей и Голландия — 20 линейных кораблей. Таким образом, английский флот впервые после войны Франции с Аугсбургской лигой в количественном отношении уступал флоту своих противников. Самым слабым флотом был испанский. Он был значительно ниже всех других флотов как по боевой подготовке, так и по качеству кораблей. Общим крупным недостатком всех флотов западноевропейских государств и особенно английского являлся консерватизм военно-морской мысли, тактическая немощь командного состава.

     

    Как известно, французский флот во всех войнах с Англией в XVIII в. был слабее английского флота. Но линейная тактика английского флота вследствие возведения в догму некоторых положений Госта и забвения других его положений переживала кризис. Это не раз учитывалось французским командованием, которому удавалось избегать решительной фазы боя и в то же время наносить противнику поражение. Для этого применялось следующее маневрирование.

    Заняв подветренное положение, французский флот в кильватерной колонне ожидал подхода противника. Когда флот противника начинал спускаться, имея возможность вести огонь только из носовых орудий, французские корабли с предельной дистанции открывали огонь из всех бортовых орудий и уже в период сближения наносили английским кораблям значительные повреждения в рангоуте. Когда же англичане подходили на дистанцию действительного артиллерийского огня и собирались лечь на параллельный курс, французский флот спускался под ветер и на значительном расстоянии снова выстраивался в линию баталии.

    Постоянные позорные неудачи английского флота в столкновениях с флотом Франции вызывали в самой Англии сильное раздражение, доходившее до обвинения английских моряков в трусости и неспособности сражаться. И среди английских военных моряков не нашлось ни одного человека, который бы мог объяснить причину неудач английского флота. Этим занялся шотландский служащий Джон Клерк, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт морской тактики». В труде Клерка не было систематического изложения тактики флота, а содержался лишь ряд практических положений, специально написанных для английского флота.

    Чтобы снять с английских моряков обвинение в трусости, Клерку пришлось доказать, что они были невеждами в своей профессии. Он считал, что английский флот не сможет добиться победы до тех пор, пока будет стремиться вступать в бой сразу всем строем, так как в этом случае английские корабли при сближении попадают под сосредоточенный артиллерийский огонь и оказываются сильно поврежденными. Противник же, отразив первую атаку, уклонялся под ветер. Клерк считал, что нужно атаковать не сразу всеми своими кораблями всю линию кораблей противника, а добиваться сосредоточения превосходящих сил против части его сил. При атаке с наветренной стороны, для того чтобы заставить противника принять бой, Клерк предлагал атаковать его арьергард, так как это должно заставить командующего вражеским флотом повернуть корабли для оказания помощи своему арьергарду. Силы, не принимающие участия в атаке арьергарда, должны сковывать центр и авангард противника. При атаке с подветренной стороны Клерк рекомендовал идти контркурсом с противником, а чтобы отделить арьергард от остальных сил, прорезать его строй; такой маневр позволит сосредоточить превосходящие силы против части сил противника и приведет к нарушению его строя.

    Таким образом, Клерк ничего принципиально нового по сравнению с Гостом не предложил, он лишь обратил внимание на некоторые непонятые и забытые англичанами положения тактики Госта и дополнил их несколькими второстепенными рекомендациями.

    Таково было тактическое искусство английского и французского флотов в рассматриваемую эпоху.

     

    Основные боевые действия флотов в войне США за независимость происходили в колониальных водах, в особенности в водах Вест-Индии и Ост-Индии. В связи с тем, что главный сухопутный театр находился в Северной Америке, огромное значение приобрели воинские перевозки. Поэтому важнейшей задачей флотов являлись действия по нарушению морских сообщений противника и по защите своих морских сообщений.

    Англия не имела в этой войне превосходства в силах и не могла в полной мере осуществлять блокаду баз противника, чтобы она дала положительные результаты, как это было в Семилетней войне. Обе стороны задачу защиты своих морских сообщений решали путем конвоирования транспортов.

    Кроме этих самостоятельных действий, флоты воюющих сторон выполняли ряд задач совместно с сухопутными войсками. Сюда относятся главным образом высадка десантов и борьба с десантами противника.


    Между флотами воюющих сторон произошло довольно много боевых столкновений. Наиболее поучительным был Доминикский бой, происшедший в апреле 1782 г. между французским и английским флотами. В этом бою была сделана первая попытка преодолеть кризис линейной тактики.

     

     

     

    Доминикский бой (апрель 1782 г.)

     

     

    Встреча флотов произошла 8 апреля, когда французский флот в составе 33 линейных кораблей под командованием адмирала де-Грасса конвоировал транспорты с войсками, предназначенными для захвата острова Ямайка. Английский флот под командованием адмирала Роднея насчитывал 36 линейных кораблей. Помимо некоторого количественного превосходства англичане имели и качественное преимущество. Английские корабли были вооружены карронадами, и это усиливало их в артиллерийском бою на короткой дистанции. Кроме того, медная обшивка подводной части английских кораблей повышала их скорость.

     

    9 апреля имела место кратковременная перестрелка между авангардами, а 12 апреля произошел бой флотов. Французский флот утром 12 апреля без определенного строя при слабом юго-восточном ветре левым галсом двигался в южном направлении. Юго-западнее французов находился английский флот, следовавший правым галсом на северо-восток. Чтобы заставить де-Грасса спуститься под ветер, Родней послал четыре корабля в погоню за поврежденным французским кораблем, уходившим на буксире фрегата. Де-Грасс, желая защитить этот корабль, несколько спустился и стал выстраивать свои корабли в кильватерную колонну.

    Родней, считая, что теперь он получил возможность выйти на ветер, стал также строить свой флот в линию баталии и отозвал корабли, посланные в погоню за поврежденным французским кораблем. Однако в это время ветер с юго-восточного перешел в восточный и французы, приведя свой флот к ветру, пересекли курс английского флота перед самым носом головного корабля и заняли наветренное положение.

     

    Английский авангард, подойдя к линии французских кораблей, несколько спустился и пошел контркурсом вдоль подветренного борта противника. Таким образом, бой принял обычный нерешительный характер, сведясь к прохождению флотов друг около друга контргалсами. Когда флагманский корабль английского флота поравнялся с четвертым кораблем, следовавшим за кораблем де-Грасса, Родней привел свои корабли круто к ветру и прорезал линию французских кораблей. За ним последовали пять английских кораблей. Шестой от Роднея корабль прорезал французскую линию в другом месте, причем за ним последовали остальные английские корабли. Маневр прорезания строя дал неожиданные результаты. Корабли французского арьергарда сбились в кучу, а затем, подвергаясь продольному огню англичан, начали беспорядочно спускаться на фордевинд. Вскоре весь флот французов пришел в замешательство и, преследуемый англичанами, обратился в бегство. (Инициатива прорезания строя принадлежала капитану флагманского корабля Дугласу, а не Роднею, которого незаслуженно возвеличивает английская буржуазная историография).

    Тем не менее Родней не сумел воспользоваться удачно сложившейся обстановкой, чтобы полностью разгромить дезорганизованный флот противника. Преследование было нерешительным и продолжалось лишь до наступления темноты. В результате того, что французы не использовали до конца всех своих возможностей сопротивления и сдавались в плен, англичанам удалось захватить пять французских кораблей.

    После Доминикского боя Франция и Испания отказались от захвата острова Ямайка. Но эта победа англичан не смогла изменить общего неблагоприятного для них хода военных действий. Поражения, понесенные ими в борьбе с восставшими колонистами, заставили пойти на заключение мирного договора, который и был подписан в Версале в 1783 г. Англия была вынуждена признать независимость Соединенных Штатов Америки, отдать Испании Менорку и Флориду, а Франции — несколько островов Вест-Индии и часть владений в Индии и Африке.

    Решающую роль в поражении Англии сыграли революционные народные массы Америки.

    Победе США способствовала также позиция, занятая Россией во время войны за независимость. В 1780 г. она объявила так называемый вооруженный нейтралитет, сущность которого состояла в защите нейтральных торговых судов от нападения английского флота. Вооруженный нейтралитет нанес сильнейший удар попытке Англии блокировать противников и этим самым содействовал успеху американцев в борьбе за независимость.

    Развитие капиталистического способа производства и начавшаяся ожесточенная борьба за колониальное господство оказали непосредственное влияние на развитие боевых сил и средств флота. Появление капиталистической промышленности позволило ввести ряд усовершенствований в кораблестроение и артиллерию. Введение диагонального набора и медной обшивки привело к увеличению прочности корпуса и к улучшению маневренных качеств корабля. Значительные усовершенствования в артиллерии, как то: высверливание канала ствола, заряжание орудий исключительно только зарядами в картузах и патронах, введение кремневого замка, новых снарядов и, наконец, появление единорога и карронады — привели в XVIII в. к увеличению скорострельности, меткости и разрушительной силы корабельной артиллерии.

    Развитие сил и средств флота в условиях ожесточенной борьбы за колониальное господство приводит к расширению театра войны на море. Действия флотов происходят не только на европейских морских театрах, но все больше и больше переносятся в отдаленные колониальные воды.

     

    В результате возросшей зависимости метрополий от колоний увеличивается значение морских сообщений. Поэтому основными задачами флота становятся действия на морских сообщениях противника и защита своих морских сообщений.

    Если в конце XVII в. борьба на морских сообщениях происходила недалеко от мест базирования флотов, то в начале XVIII в. она развертывается уже на всем протяжении морских сообщений, от пунктов отправления до пунктов прибытия. Эффективнее стала применяться самая сильная форма борьбы на морских сообщениях — блокада. Вначале блокада носила ближний и открытый характер, а затем она становится ближней и закрытой.

    Линейная тактика, окончательно оформившаяся в конце XVII в., в английском флоте начинает переживать кризис с самого начала XVIII в. Первые попытки преодоления этого кризиса предпринимаются лишь в конце XVIII в.











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru