• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


    Война за австрийское наследство

     

     

     

     

     

     

    ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО В ВОИНЕ ЗА АВСТРИЙСКОЕ

    НАСЛЕДСТВО (1739-1748 гг.)

     

     

     

    После войны за испанское наследство, закончившейся Утрехтским миром (1714 г.), Англия получила право торговли в испанских колониях. Однако Испания постепенно стала сокращать это право, так как Англия широко развернула контрабандную торговлю. Отношения все более обострялись, и в 1739 г. Англия объявила Испании войну.

    Военные действия сразу же развернулись в районе испанских колоний в Америке. Английский флот начал действовать на морских сообщениях, стремясь прервать связь Испании с ее колониями. Испанцы стали конвоировать торговые суда с наиболее ценными грузами военными кораблями, получая в этом помощь от Франции. Отношения между Англией и Францией начали обостряться, но на первом этапе войны англичане не рисковали вступить в открытый конфликт с французами. Политика Англии заключалась в том, чтобы найти себе союзников на континенте и с помощью их войск связать Францию, а самой действовать только на море. Такие союзники, готовые таскать для Англии каштаны из огня, нашлись.

    В 1740 г. на континенте началась война за австрийское наследство, которая фактически была борьбой Австрии и Пруссии за первенствующее положение в Германии. В октябре 1740 г. умер австрийский король Карл VI и на престол вступила его дочь Мария-Терезия. Оспаривая право Марии-Терезии, предъявили свои притязания на австрийское наследство курфюрст баварский и прусский король Фридрих И, претендовавший на Силезию. К ним присоединилась Испания, надеявшаяся поживиться за счет владений Австрии в Италии. Франция выступила на стороне баварского претендента, а Англия поддержала Марию-Терезию. В результате в войну оказалось втянутым большинство европейских государств. Главными ее участниками были, с одной стороны — Франция, Испания и Пруссия, с другой стороны — Англия и Австрия. Однако Франция, вступив в войну против Австрии, долгое время продолжала сохранять нормальные дипломатические отношения с Англией. Военные действия между Англией и Францией начались лишь в 1744 г. известным Тулонским боем.

     

    Тулонский бой (1744 г.)

    В конце 1743 г. испанский флот после неудачной попытки высадить десант в Генуэзском заливе с целью вторжения в австрийские земли, преследуемый английским флотом, вынужден был укрыться во французском порту Тулоне. Испанцы, имея всего 12 линейных кораблей, не могли выйти в море без риска быть уничтоженными, так как английский флот в составе 29 кораблей блокировал Тулон. Поэтому испанское правительство обратилось к французскому с просьбой обеспечить своим флотом переход испанской эскадры в отечественные порты.. Французское правительство согласилось удовлетворить эту просьбу, и соединенный франко-испанский флот в феврале 1744 г. вышел из Тулона.

    Встреча с английским флотом «произошла между Тулоном и Гиерскими островами. Силы противников по количеству кораблей были почти равными: в составе франко-испанского флота было 27 линейных кораблей (12 испанских и 15 французских), англичане имели 29 кораблей. Однако по количеству пушек английский флот превосходил своего противника: на кораблях франко-испанского флота имелось 1 740 пушек, а на кораблях английского флота — 2 144 пушки.

    В авангарде союзного флота находилось 9 французских кораблей, в центре — 6 французских и 3 испанских и в арьергарде— 9 испанских. Командующий франко-испанским флотом адмирал де-Кур находился в авангарде, а испанский адмирал Наварро — в центре. Командующий английским флотом адмирал Матьюс находился в центре, арьергардом командовал адмирал Лесток и авангардом — Роулей.

     

     


    Эпизод-схема  Тулонского боя

     

    После двухдневного маневрирования английский флот добился наветренного положения (ветер был восточный); противники шли левым галсом параллельными курсами. Кильватерная колонна франко-испанского флота была сильно растянута и в ней имелись значительные разрывы.

    Английский флот нагонял противника, но его арьергард сильно отставал от центра. Матьюс, подняв сигналы: «выстроить линию баталии» и «вступить в бой», открыл по противнику огонь с большой дистанции. Лесток, командовавший арьергардом английского флота, не выполнил этого приказания и продолжал держаться далеко позади.

    Когда авангард английского флота поравнялся с центром противника, а центр оказался против изолированной группы испанских кораблей во главе с Наварро, Матьюс решил атаковать эти корабли превосходящими силами. Не поднимая сигнала «спуститься на неприятеля», он вышел из линии баталии, рассчитывая, что за ним последуют все корабли его центра. Однако расчет Матьюса не оправдался — за ним последовал лишь передний и задний мателоты и несколько позже еще один корабль.

    Вступив в бой с изолированной группой испанских кораблей, Матьюс нанес им сильные повреждения, а некоторые из них даже вышли из линии. Однако и положение Матьюса было сложным. Во-первых, его корабли также были сёрьезно повреждены и, во- вторых, к атакованным кораблям Наварро подошли не связанные Лестоком корабли испанского арьергарда. Между тем де-Кур с целью оказания поддержки атакованным испанским кораблям, поднял сигнал своему авангарду повернуть оверштаг. Поворот французов вызвал поворот и английского авангарда.

    Приближение французов заставило Матьюса со своими тремя кораблями вступить в общий строй и повернуть на обратный курс все корабли своего флота. Только теперь арьергард под командованием Лестока, оказавшийся авангардом английского флота, соединился с центром. Вскоре с наступлением темноты бой прекратился.


     

    Выводы

     

     

    Тулонский бой яркий показатель кризиса линейной тактики в английском флоте.

    Как уже указывалось, Павел Гост исследовал и обобщил практический опыт по морской тактике в войнах на море за вторую половину XVII в. Тактика Госта стала основным

    руководством во флотах иностранных государств. Однако англичане не смогли правильно понять Госта и разобраться во всем многообразии предлагаемых им тактических приемов.    Главным в тактике Госта англичане считали его положение о кильватерной колонне, которая, по их мнению, являлась лучшим боевым порядком. Игнорируя остальные положения тактики Госта, англичане стремились только к строжайшему сохранению линейного строя во всех фазах боя. Появились специальные инструкции, запрещавшие кораблям без разрешения адмирала выходить из строя даже для оказания помощи своему поврежденному кораблю. Так же была организована и вся боевая подготовка флота.

    Стремление держать весь свой флот в кильватерной колонне в течение всего боя и в любой обстановке привело к сковыванию инициативы командующих эскадрами и командиров кораблей и в конечном счете — к отказу от широкого маневра. Флотоводческое искусство сводилось к умению командующего флотом занять наветренное положение по отношению к противнику, даже при встрече со слабейшим, и вывести свою кильватерную колонну так, чтобы авангард был против авангарда, центр против центра и арьергард против арьергарда его флота. Каждый корабль линии баталии должен был вести бой только с противостоящим кораблем линии противника. Поэтому использовать в бою количественное превосходство в кораблях не представлялось возможным и оно не имело решающего значения. При таком способе ведения боя английским флотом слабейший противник всегда мог уклониться от боя. Когда адмирал Матьюс в Тулонском бою, не поднимая сигнала «спуститься на неприятеля», вышел из строя, чтобы атаковать изолированную группу испанских кораблей превосходящими силами, его примеру последовали лишь два командира корабля. Остальные же не решились это сделать без соответствующего приказания.

    Все обстоятельства неудачного боя расследовал английский военный суд. Адмирал Матьюс за то, что вышел из строя, был признан не способным к командованию и уволен со службы с лишением чинов. Таким образом, непонятые англичанами уроки Тулонского боя и особенно решение суда привели к тому, что кильватерная колонна стала незыблемым боевым порядком для английских офицеров. Все это еще более усилило кризис линейной тактики и укрепило в английском флоте догматизм и шаблон.

    Развернувшаяся в дальнейшем англо-французская борьба в колониях привела к увеличению роли морских перевозок. Особенно большое значение они имели для Франции. Недостаточное количество французского населения в американских колониях Франции заставило французов перевозить туда и сухопутные войска.

    Англичане, стремясь прервать связь Франции с ее колониями в Америке, начали действовать на французских морских сообщениях. Развернув действия своего флота на всем протяжении морских путей, они установили наблюдение за французскими портами и в первую очередь за Брестом. Почти непрерывная разведка давала английскому флоту возможность обнаруживать каждый выход французского флота. Таким образом, новым в этой войне было то, что действия на морских сообщениях постепенно стали перерастать в блокаду.

    Война за австрийское наследство закончилась в 1748 г. Аахенским миром, который не внес никаких территориальных изменений для Англии и Франции. Англии не удалось в этой войне поживиться за чужой счет и расширить свои колониальные владения.

     

     

     











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru