• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания




  • История военно-морского искусства


     

    Булонская экспедиция Наполеона




     

     

     

     

     

    Мир, заключенный в Амьене, оказался только короткой передышкой. В начале XIX в. борьба между Англией и Францией за господство в колониях и в Европе приняла исключительно острый характер. В мае 1803 г. Англия объявила войну Франции. В декабре 1804 г. на стороне Франции под давлением Наполеона выступила Испания.

    К началу войны английский флот насчитывал около 100 линейных кораблей. Базами флота служили Плимут, Портсмут, Гибралтар, Мальта и ряд опорных пунктов в колониях.

    Преимущество базирования англичан заключалось в возможности сосредоточения в нужный момент превосходящих сил на любом направлении.

    Французский флот, несмотря на то, что Наполеон после заключения Амьенского мира усиленно строил новые корабли, к началу войны насчитывал лишь около 60 линейных кораблей. Базами флота являлись Тексель, Антверпен, Брест, Рошфор, Тулон и опорные пункты на некоторых островах Вест-Индии (Мартиника и других). Недостатком базирования французского флота было разделение его на две эскадры — Брестскую и Тулонскую — и трудность их сосредоточения. С началом войны Бонапарт занял Ганновер с его портом Гамбург и Южную Италию, где до этого еще не было французских войск.

    Испанский флот насчитывал 25 линейных кораблей, базировавшихся на Ферроль, Корунью, 1Кадикс, Картахену и Менорку. В силу отсталости страны флот был слабым, в техническом отношении он далеко уступал английскому и французскому.

    Стратегический план Наполеона состоял в том, чтобы сокрушить Англию непосредственно на Британских островах путем высадки 150-тысячного десанта, который должен был уничтожить слабую сухопутную армию англичан. Однако при составлении своего плана Наполеон не учел возможностей России, и это было его крупнейшей ошибкой. Наполеон не понял, что вступление России в войну против Франции приведет к крушению его замысла вторжения в Англию.

    Наполеон предполагал посадить большую армию на специально для этого построенные десантные суда и под прикрытием флота произвести высадку на широком фронте.

    Для выполнения своего плана Наполеон приступил к постройке во всех портах и на реках Франции гребных десантных судов. Конструкция их позволяла осуществлять перевозку,

    высадку и артиллерийскую поддержку десанта. Гребцами на судах были сами десантники.

    Сосредоточение сил и средств производилось в Булони и в других портах на северном побережье Франции и Голландии. Сюда по мере готовности переходили десантные суда, причем на переходе морем вдоль побережья их сопровождали конные батареи береговой артиллерии для противодействия английским кораблям. Из 2 000 судов англичанам удалось уничтожить только 10.

    К декабрю 1804 г. в портах посадки было сосредоточено 2 000 десантных судов и 600 транспортов. В Булонском лагере проходили усиленную тренировку около 150 000 десантников. Все роты были расписаны по судам и знали порядок посадки.

     

    Наиболее трудной задачей являлось обеспечение перехода десанта морем, так как английский флот был сильнее франко-испанского. Поэтому Наполеон предполагал добиться господства в Ла-Манше только на время перехода десанта путем отвлечения основных сил английского флота в другой район. Для этого он приказал Тулонской эскадре прорвать английскую блокаду, соединиться в Картахене и Кадиксе с испанскими кораблями и идти в Вест-Индию, а Брестской эскадре, прорвав блокаду, зайти в порт Ферроль, присоединить там к своему составу 13 франко-испанских кораблей и также следовать в Вест-Индию. Сосредоточение в Вест-Индии 60 линейных кораблей франко-испанского флота должно было, по мнению Наполеона, привлечь туда главные силы английского флота и создать тем самым благоприятную обстановку в Ла-Манше. Обеспечивать переход и высадку десанта должен был согласно плану Наполеона тот же франко-испанский флот, которому надлежало после выхода английского флота в Вест-Индию срочно возвратиться в Ла-Манш. Наполеон считал, что «трех туманных дней», т. е. 72 часов, ему достаточно, для того чтобы покончить с Англией.

     

    К началу 1805 г. все приготовления были закончены. 17 января 1805 г. Тулонская эскадра под командой адмирала Вильнева сделала попытку прорвать блокаду. Командующий блокировавшей Тулон английской эскадрой Нельсон, считая, что Вильнев пойдет в Египет, повел свою эскадру в Александрию. Не обнаружив французских кораблей, Нельсон во второй половине февраля возвратился к Тулону. Французская же эскадра, выйдя из Тулона, попала в шторм и вскоре из-за повреждений вернулась обратно. Брестская эскадра прорвать блокаду не смогла.

    31 марта 1805 г. эскадра Вильнева вторично вышла из Тулона. И на этот раз французы обманули Нельсона, распространив слух, что Тулонская эскадра предназначается для действий против Египта. Нельсон поверил этому слуху и расположил свои корабли на путях между Сицилией и африканским берегом, предполагая здесь встретить противника. Благодаря этому Вильневу удалось беспрепятственно выйти из Тулона, соединиться в Кадиксе с испанскими кораблями (теперь эскадра насчитывала 18 линейных кораблей) и направиться В Вест-Индию. Нельсон же продолжал искать его в Средиземном море. Только 11 мая он узнал, что Тулонская эскадра ушла в Вест-Индию, и направился туда же. 4 июня он прибыл на Барбадос.

    Вильнев, находясь у острова Мартиника, получил инструкцию Наполеона, предписывавшую ему в течение 35 суток ждать прихода Брестской эскадры, а затем идти в Ферроль и взять там под свое командование франко-испанские корабли. 8 июня Вильнев узнал о прибытии эскадры Нельсона в Вест-Индию и, считая, что силы противника намного превышают его силы, решил идти в Европу.

    12 июня Нельсон, узнав об уходе Вильнева, послал быстроходный бриг в Англию с донесением о движении противника в Европу, а сам направился в Гибралтар.

    На пути к испанским берегам Вильнев получил новое указание Наполеона, согласно которому он должен был идти к Бресту и деблокировать находившуюся там Брестскую эскадру, а затем соединенным франко-испанским флотом следовать в Ла-Манш для прикрытия высадки десанта. «Один ваш переход, — писал Наполеон Вильневу, — и Англия в ваших руках».

     

    11 августа 1805 г. Вильнев сделал попытку пройти на север, но на пути встретил датское судно, капитан которого сообщил ему, что в море находится эскадра противника, состоящая из 25 кораблей. Не проверив эти данные разведкой, нерешительный и безынициативный Вильнев повернул на юг и 15 августа пришел в Кадикс.

    Политическая обстановка, сложившаяся к этому времени в Европе, подсказывала Наполеону, что решиться на высадку десанта в Англию значило идти на явную авантюру. Стремление Наполеона к владычеству над Европой угрожало интересам России. Еще в ноябре 1804 г. была подписана декларация о союзе между Россией и Австрией. В феврале 1805 г. заключили союз Россия и Швеция, а в марте — Россия и Англия. Создалась третья коалиция против Франции.

     

    В августе 1805 г., когда над Англией нависла грозная опасность, русская армия под командованием М. И. Кутузова двинулась в Западную Европу. Этот поход явился решающей причиной срыва французского плана высадки десанта в Англию. Наполеон не без основания считал русскую армию своим самым серьезным противником, поэтому вступление России в войну заставило его отказаться от высадки десанта в Англию и в августе 1805 г. перебросить свои войска из Булонского лагеря против русских и австрийских войск. Вильневу же было приказано перейти из Кадикса в Средиземное море для действий против Неаполя.

     

     

    Утверждения буржуазных, особенно английских и американских историков о том, что Англия была спасена Трафальгарским боем, совершенно не соответствуют историческим фактам. Бой у Трафальгара произошел 21 октября 1805 г., т. е. спустя два месяца после того, как Наполеон отказался от вторжения в Англию, а выведенные из Булонского лагеря французские войска воевали в Европе. Не английский флот, как это утверждают буржуазные фальсификаторы истории, спас Англию от вторжения, а выступление русских войск на борьбу с Наполеоном.

     

     

    Выводы

     

    1. План Наполеона высадить стратегический десант на Британские острова был тщательно разработан, однако в нем имелся грубый политический просчет, выражавшийся в неправильной оценке позиции России. Наступление русских войск под командованием М. И. Кутузова в Европе привело к тому, что план Наполеона форсировать Ла-Манш провалился.

    2.     Английское адмиралтейство и Нельсон проявили несостоятельность в оценке обстановки, вследствие чего Вильнев смог осуществить скрытый прорыв французской эскадры из Тулона в Вест-Индию, заставив эскадру Нельсона бесплодно искать его в Средиземном море.

    3.     Французское морское командование в лице Вильнева, не веря в свою победу над английским флотом, избегало решительных встреч с противником.

     

     

















    Рейтинг@Mail.ru