фл.семафором традиция
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания





  • Отдание чести кораблями




    Из книги М.Ю. Горденева "Краткий исторический очерк создания морского могущества России"



    Вызов команд наверх, а иногда посылка людей по марсам и реям как отдание чести кораблям, сопровождаемое общим «ура», - морской обычай, пришедший к нам из седой старины и фактически бывший в употреблении почти за сто лет до создания русского военного флота. В манускрипте Роджера Марбекка, посвященном подходу к Кадиксу в 1596 году, находим следующие строки:
    «Приветствие производится в следующем порядке. Когда судно, отсутствовавшее день или больше, возвращается к месту, где находится лорд – адмирал (то есть старший командующий адмирал), оно проходит как можно ближе, но без опасности навалить; вся команда вызывается наверх, люди располагаются вдоль бортов, а также на коечных стеках и вантах – одним словом, везде, где возможно, дабы сделать все как можно более торжественно. Затем мастер (капитан) и его помощники немедленно начинают свистеть в дудки, исполняя очень громкий согласованный сигнал. Люди поднимают кверху свои шапки и колпаки и издают громкий крик во всю ширь груди и мощь голоса. Общий крик массы людей с голосами разных оттенков и силы производит громадное впечатление. Эта церемония выполняется три раза, и корабль адмирала отвечает также три раза».

    В английском или американском флотах этот обычай сохранился до наших дней. Соблюдался он и у нас, но в исключительных случаях: например, при возвращении корабля на рейд после выигранного боя. Вообще же наружное проявление чувств допускалось только при высочайших смотрах флота государем императором.

    Отдание чести кораблями в море было введено англичанами в далеком прошлом. Остановимся кратко на этом обычае.
    Отданием почести в море до международного соглашения часто вызывало недоразумения. Салюты нациям и кораблям теперь отдаются независимо от военной мощи государства, но в золотые старые времена дело обстояло иначе: тогда слабый салютовал первым. Салютовал первым также всякий вошедший в чужие воды. Некто Фюггер из Рима в 1594 году писал:

    «Споры между христианскими державами о правоотношениях на морях, начатые давным давно, еще не улажены. Только Папа и Король Испании могут посылать свои суда с поднятыми флагами. Встречаясь, они салютуют друг другу».

    Английский военный флот старого времени требовал салюта от иностранцев и от своих коммерческих судов. Историей зарегистрирован случай серьезного наказания капитана, Ричарда Буллена, командира корабля его величества «Никодемус», за то, что он не заставил французское военное судно салютовать ему. Одно коммерческое судно было оштрафовано на 500 фунтов за то, что не спустило марсель (тогдашняя форма салюта в море) флоту Карла. В инструкции судам английского военного флота, изданной в 1643 году, сказано:

    «Если случится встретить в водах Его Величества суда или флот любой иностранной державы и если они не приспустят флаг или марселя, вы должны заставить их сделать это».
    Церемония высочайшего смотра в Русском императорском флоте была очень торжественна. На рангоутных судах в момент отхода катера с императором от трапа команда посылалась по марсам, салингам и реям, где люди останавливались, взявшись за руки, на длину согнутой руки друг от друга, от топа до нок-реи, лицом к носу корабля, и так – на всех реях. Остальная команда располагалась у основания вант, на сетках вдоль всего борта. Офицеры становились на шканцах или юте. Как только катер с государем императором отходил приблизительно на четверть кабельтова, начинался императорский салют из пушек. Все, имеющие дудки, исполняли установленный сигнал, а команда кричала беспрерывное «ура». Музыка исполняла народный гимн. С началом салюта катер останавливался, государь император отдавал ответную честь, и с прекращением салюта катер набирал полный ход; церемония заканчивалась. На паровых кораблях исполнялось все то же, но люди по мачтам не посылались. Подобная церемония выполнялась и в дни царских праздников, и в дни праздников морских побед.

    Согласно Морскому уставу салют флагом разрешался только как ответ на салют коммерческого судна. Он состоял в легком приспускании флага и немедленном его подъеме обратно до места. Во время погребения члена экипажа в море и в дни национального тарура флаг приспускался до половины, всякий раз по особому приказу. На рангоутных судах было в обычае в этих случаях скрещивать реи.

    Честь кораблями отдавалась в следующих случаях:
    1) при возвращении или уходе с рейда и при прохождении мимо других судов – своих и иностранных;
    2) как ответ на отдаваемую честь другим проходящим судном.

    Отдание чести состояло в вызове караула, горниста и музыкантов, если таковые были на корабле. Игрался сигнал «Захождение», по которому все находящиеся на палубе становились смирно там, где их застал сигнал. Отдание чести с вызовом команды наверх производилось при проходе мимо адмиральского корабля – как своего, так и иностранного. Отдание чести производилось только в течение дня, то есть с момента подъема флага и до его спуска. Флаг обычно поднимался в восемь часов утра, а потому в случаях прохода иностранного корабля или салютующего коммерческого судна до восьми часов флаг временно поднимался и спускался вновь до официального подъема. В течение ночи, при прохождении военных судов, на флагштоке или гафеле включались огни (белый и под ним, на три фута ниже, красный).

    В эпоху парусно-парового флота считалось особенным шиком влететь на рейд с уменьшенной парусностью, срезать корму адмиралу по солнцу и так, чтобы ванты прошли вплотную к гакаборту кормы адмиральского судна, привести судно к ветру, остановить, положа марселя на стеньги, отдать якорь и иметь правый вельбот готовым у трапа для командира. Картины жизни Русского императорского флота этой эпохи даны К.М.Станюковичем, нашим моряком – офицером, в его бессмертных творениях.

    Чинопочитание и отдание чести соблюдались и на гребных судах. При входе офицера на шлюпку старшина ее командовал «Смирно!» и прикладывал руку к головному убору. По этой команде гребцы вставали с банок и стояли до момента отдачи команды «Отваливай». По неписаным законам морской вежливости считалось недопустимым пройти с наветра от старшего, будь то шлюпка или корабль. Согласно Морскому уставу всякая гребная шлюпка (кроме вельбота) при встрече с командиром своего корабля или адмиралом брала весла на валек, а старшина отдавал честь. На вельботах, в силу конструкции весел, честь отдавалась положением «суши весла». На паровых катерах честь отдавалась старшиной и крючковыми, которые становились в положение «смирно». Особой невежливостью и отсутствием морского воспитания считалось сесть в шлюпку, опередив старшего, или, приближаясь к пристани, обогнать старшего. Эти морские обычаи усваивались незаметно, но настолько глубоко, что инстинктивно соблюдались и на берегу. Например, обогнать командира или адмирала считалось недостатком морского воспитания.







    Рейтинг@Mail.ru