• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания





  • История военно-морского искусства


    Военное и военно-морское искусство восточных славян





     

     

    ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО ПЕРИОДА
    ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУСИ (VI - XII вв.)

     

     

     

     

    Рабовладельческий строй, как общественно-экономическая формация, сменился феодализмом.

    При феодальном строе основой производственных отношений  является собственность феодала на средства производства и неполная собственность на работника производства, — крепостного, которого феодал уже не может убить, но которого он может продать, купить. Наряду с феодальной собственностью существует единоличная собственность крестьянина и ремесленника на орудия производства и на свое частное хозяйство, основанная на личном труде. Такие производственные отношения в основном соответствуют «состоянию производительных сил в этот период.

       Феодализм представляет собой более прогрессивный способ производства, чем рабство.

    Новые производительные силы требуют, чтобы у работника была какая-нибудь инициатива в производстве и наклонность к труду, заинтересованность в пруде. Поэтому феодал покидает раба, как не заинтересованного в труде и совершенно неинициативного работника, и предпочитает иметь дело с крепостным, у которого есть свое хозяйство, свои орудия производства и который имеет некоторую заинтересованность в труде, необходимую для того, чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу натурой из своего урожая.

    Два основных класса противостоят друг другу при феодализме: феодалы и крепостное крестьянство. Ожесточенная борьба между ними составляет основную черту феодального общества.

    Славяне, как и целый ряд других народов Европы, в своем развитии не прошли через стадию рабовладельческого общества. Рабство у них было лишь одной из форм эксплуатации человека. Минуя рабовладельческий строй, славяне перешли от первобытно-общинного строя прямо к феодализму.

     

     

    ВОЕННОЕ И ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

     

     

     

    Немецкие лжеученые Байер, Миллер, Шлецер, подвизавшиеся в России в XVIII веке, создали так называемую «норманскую теорию» происхождения Русского государства. Фальсифицируя факты, они отрицали самобытный путь развития древних славян, далеких предков русских, и проповедовали норманское происхождение Русского государства и русской культуры. По этой «теории» славяне до IX века будто бы не имели ни зачатков государственности, ни самостоятельной культуры, ни военного искусства.

    Отрицая, таким образом, наличие у славян самостоятельного исторического бытия, норманисты делали вывод, что первое государство русского народа, его богатую и яркую культуру создали не сами русские, а варяги-норманны.

    «Норманской теории» придерживался ряд дворянских и буржуазных историков России.

    Современные идеологи американо-английских поджигателей войны полностью восприняли «норманскую теорию», видя в ней одно из средств идеологической борьбы против Советского Союза. Пытаясь умалить значение и мощь советских Вооруженных Сил и подорвать у всего прогрессивного человечества чувство глубокого уважения к историческому пути великого русского народа, англо­американские империалисты с помощью этой «теории» хотят очернить его далекое прошлое.

    Между тем добросовестное, объективное исследование исторических фактов полностью опровергает лженаучную «норманскую теорию».

    Задолго до образования Киевского государства на территории, ограниченной на юге Черным морем, на западе — низовьями Дуная, на востоке Северным Донцом, жили восточные славяне, известные под именем антов. Анты в период VI—VII вв. достигли в своем развитии высокого уровня материальной культуры. Византийский писатель конца VI и начала VII вв. Маврикий сообщает, что «племена славян и антов ведут одинаковый образ жизни, у них одни права, (они) любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, в особенности в своей земле, выносливы; легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и в пище. Взятые в плен у них не обращаются навсегда в рабов, как у других народов... Юноши их очень искусно владеют оружием».

    Другой византийский писатель Лев Диакон писал о славянах так: «Сей народ отважен до безумия, храбр, силен».

    Готский историк VI века Иордан из славянских народов особо выделял антов и называл их храбрейшими из славян.


    Анты и другие славяне к VI в. в своем развитии уже вышли из стадии первобытно-общинного строя. Они находились на переходной ступени от родовых отношений к образованию государства, на ступени, которую Ф. Энгельс называет строем «военной демократии». Военной — потому, что эта организация существует для войны; демократией — потому, что это вооруженный народ, управляющийся народным собранием, советом вождей и высшим военачальником. Здесь еще нет власти, отделенной от народа.

    В VI—VII вв. у антов было высоко развито пашенное земледелие и ремесленное производство; с зарождением частной собственности они создали на Волыни свое первое политическое образование.

    Войско восточных славян представляло собой всех вооруженных мужчин. Оно имело правильное деление по десятичной системе: десятки, сотни и тысячи, с начальником во главе. Вооружались славяне копьями, луками, мечами и щитами, которые они изготовляли сами.

    Военное искусство восточных славян совершенствовалось в ожесточенной борьбе с многочисленными врагами. Особенно грандиозные размеры приняла борьба с Византией.

     

    Византия, где продолжал господствовать рабовладельческий строй, по отношению ко всем народам, жившим за пределами империи, которых рабовладельцы называли «варварами», выступала как яростный агрессор. Кадры рабов обычно пополнялись пленными, захваченными среди «варварских» народов.

    Естественно, что эта агрессивная политика рабовладельцев вызывала противодействие со стороны восточных славян, боровшихся за свою независимость. Огромных масштабов борьба славян с Византией достигает в VI веке.

    Первые столкновения славян с Византией относятся к концу V и началу VI вв. Во время одного из этих столкновений (551 г.) славянское войско, насчитывавшее 3 тыс. человек, перешло Дунай и, вступив в пределы Византии, разделилось на два отряда. Как пишет Прокопий, «начальники римского войска вступили с этими славянскими войсками в открытое сражение, но хотя эти части и были разъединены, однако римляне были разбиты их внезапным нападением и одни из них были убиты, другие в беспорядке бежали... Начальники римлян были, таким образом, прогнаны обоими отрядами варваров, хотя они были намного слабее римлян». После этого славяне подошли к крепости Топер, расположенной на фракийском побережье. Взять ее штурмом славянам не удалось, но, применив военную хитрость, они добились успеха. Большая часть славян укрылась перед укреплениями крепости, в то время как другая их часть, действуя в районе крепостных ворот, выманила гарнизон и увлекла его за собой на далекое расстояние. Тогда обе части славян, объединившись, уничтожили византийский гарнизон и взяли крепость.

     

    Одним из первых известных морских походов славян был их поход к острову Крит в 623 г. Подойдя к острову на своих судах, они высадили на него десант и разгромили находившиеся там византийские войска. В одном византийском источнике VII века указывается, что славяне заняли «всю Фракию, расположенные около нее острова, а также Киклады, всю Ахайю, Эпир, большую часть Иллирии, часть Азии».

    Ряд греческих источников рассказывает об осаде славянами Константинополя в 626 г. Момент для нападения был выбран очень удачно: византийцы в это время вели борьбу с персами на востоке. Славянский флот в июле 626 г. высадил у Константинополя десант, который после недельной осады города начал его штурмовать. Наряду с южными славянами в походах против Византии принимали участие и восточно-славянские племена.

    Все эти факты свидетельствуют о том, что восточные славяне были хорошими воинами и прекрасными моряками. Византия, имевшая достаточно своих полководцев, нередко приглашала к себе на службу славян и поручала им высокие должности в своих вооруженных силах. Так, ант Анангаст в V в. командовал фракийскими войсками Византии, ант Хвалибуд в VI в. начальствовал над всеми византийскими гарнизонами по Дунаю, ант Доброгаст командовал византийской черноморской эскадрой.

    Восточные славяне, известные в VII—IX вв. под именем руссов, были прямыми наследниками славянских племен VI — начала VII вв., которых древние источники называют антами. Общественный строй руссов был более развитым, чем у антов. Процесс разложения первобытно-общинного строя и образования классов у руссов приводит к тому, что вместо старых политических объединений, каким в VI в. было объединение восточных славян на Волыни, вырастают новые объединения, дающие славянам более широкие возможности развития и упрочения их политических и культурных связей между собой и с другими народами. Задолго до образования Киевского государства существовали три политических объединения восточных славян. Одно было расположено в бассейне Днепра и имело главным городом Куябу, другое — Славия — в районе озера Ильмень и третье — Артания — в Приазовье. Куяба — это выступающая на историческую арену Киевская Русь, Славия — Новгородская земля, Артания — союз приазовских славян.

     

    Византийские императоры не оставили своих попыток покорить славян. Это вызывало ответные удары славян, возросшая мощь которых не раз приводила к поражению византийских армий. Одним из первых выступлений славян-руссов против Византии был их морской поход на Сурож. Источники сообщают, что в конце VIII или в самом начале IX в. русские дружины во главе с новгородским князем Бравлином напали на византийские владения в Крыму от Херсонеса до Керчи.

    В 813 г. руссы совершили поход на остров Эгину.

    В этот же период, но не позже 842 г., руссы предпринимают поход на черноморское побережье Византии от Пропонтиды до Амастриды (город вблизи современного Синопа).


     

    В 860 г. руссы предпринимают грандиозный поход на Константинополь.

    Незадолго до 860 г. Византия вероломно нарушила соглашение с Русью, подвергнув захваченных ею русских людей жестоким истязаниям. В ответ руссы предприняли в 860 г. поход на Константинополь. Это признает и ненавидевший руссов греческий патриарх Фотий, сам переживший нападение 860 г. «Эти варвары, — пишет он, — справедливо рассвирепели за умерщвление их соплеменников и с полным основанием требовали и ожидали кары (для нарушителей соглашения. —Ред.), равной злодеянию».

     

    Подойдя на 200 кораблях к Константинополю, руссы высадились около города и осадили его: положение столицы Византии было очень тяжелым. Император Михаил III вынужден был вступить в переговоры, которые закончились заключением договора «мира и любви». Только после этого осада Константинополя была снята и руссы победителями вернулись домой.

    С точки зрения военного искусства этот поход характерен внезапностью нападения. Тот же Патриарх Фотий по этому поводу писал: «Поход этих варваров схитрен был так, что слух не успел оповестить нас, и мы услышали о них уже тогда, когда увидели их, хотя и разделяли нас столькие страны... судоходные реки и моря, имеющие удобные гавани». Руссы достигли успеха благодаря хорошей организации похода и удачному выбору момента для нападения. Они совершили нападение на Константинополь тогда, когда император Михаил III стянул главные силы своего войска на юг для обороны малоазиатских границ империи, подвергшихся нападению сарацин.

     

     

     

    Выводы

     

    Из сказанного видно, что восточные славяне, которых вначале именовали антами, а затем руссами, еще задолго до образования Киевского государства имели свою богатую

    историю. В боях с многочисленными врагами и особенно с Византией они создали передовое для своего времени военное и военно-морское искусство.

    Характерной особенностью боевых действий восточных славян была их высокая активность. Они смело нападали на врага на его же территории и совершали далекие морские походы.

    На походе и перед боем славяне всегда вели разведку. Если противник вторгался на территорию славян, их оборона была активной и строилась на умелом использовании местности. Обычно славяне устраивали засады в густых лесах, в ущельях и внезапно нападали на своих врагов. Если же приходилось обороняться в открытом поле, то они устраивали укрепления из телег и стрелами и копьями поражали неприятеля. Восточные славяне располагали хорошей осадной техникой, умели осаждать и штурмовать города.

    Военное и военно-морское искусство восточных славян явилось базой, на которой выросла боевая мощь Киевской Руси. Поэтому не робкими подражателями и учениками иностранцев были воины и полководцы Киевского государства, а богатыми наследниками всего того, что создали их предки за свою многовековую историю.

    Из всего вышесказанного видна несостоятельность «норманской теории», сторонники которой, пытаясь извратить славное прошлое русского народа, утверждают, что восточные славяне до IX в. будто бы не имели ни зачатков государственности, ни самостоятельной культуры, ни военного искусства.

     













    Рейтинг@Mail.ru