фл.семафором традиция
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания






  • Глаза и носовые фигуры

    (начало)

     

     

    ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР «МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР»

    Перевод И. Г. Русецкого

    Рисунки В. Боковни

     

     

     

    Носовое украшение современного учебного парусника —

    португальского барка «Сагреш». Изображен принц Генрих Мореплаватель,

    основавший в Сагреше первую в мире морскую школу.


     

     

    По мере развития судовой архитектуры корабельные плотники и резчики по дереву стали украшать суда, изобретая для них разнообразное убранство. Началось это на самой заре мореплавания. Так, на юте римских судов непременно должен был иметься алтарь, сооруженный в честь божеств-хранителей — своего рода опекунов, «отвечающих» за судьбу каждого конкретного боевого корабля или торгового судна. Находящийся в римском музее Торлония и датированный 200 г. н. э. деревянный рельеф изображает капитана, который кидает благовония в жертвенный огонь, зажженный в честь божества— хранителя его судна, которое тут же и изображено благополучно входящим в римскую гавань.

    В литературных источниках часто встречаются упоминания о изображаемых на бортах судна «всевидящих глазах предков» (популярный мотив у греческих, римских, египетских, карфагенских, финикийских, арабских, португальских, а также восточных мореплавателей), о «глазах Гора и Осириса», о глазах, чей смелый взгляд способен противостоять злому волшебству, отпугивать недоброжелателей и с успехом действовать даже на самих морских богов. Ничто так эффективно не «покоряло враждебные силы», как некоторая доза собственной магии!

    «Глаза» живут на море и по сей день. Рыбаки Соломоновых островов прикрепляют к своим каноэ изображения «духа-покровителя» с огромными перламутровыми глазами. Белые, розовые и голубые португальские лодки для ловли сардин и ныне надежно защищают от «дурного глаза», рисуя на бортах глаза добрых духов. На мальтийских рыболовецких судах рисуют глаза с бровями, и хотя обычай этот в последние годы умирает, все же старые рыбаки чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда «глаза на месте». Даже такие детища нашей технологической эпохи как современные грузовые суда оказываются иногда украшенными по старинным обычаям. Так, теплоход «Морменскен» вышел в море в свой первый рейс (из Окленда в 1940 г.) с «глазами» у форштевня — на счастье.

    Примерно такое же происхождение и назначение имеют и носовые украшения в виде различных голов и фигур людей и животных, в том числе фантастических. С ними связано сразу несколько суеверий: отождествление судна с изображенным сильным, смелым и зорким существом, необходимость в умиротворении богов и главное — в устрашении неприятеля; а кроме того, если уж судно должно «смотреть» вперед, когда оно идет через океан, то должно быть ясно, «чьи» у него глаза!

    Носовые украшения в различных вариантах существовали с древних времен. Египтяне чаще всего защищали свои суда при помощи изображений священных птиц; финикийцы предпочитали быстроногих лошадей, греки — разъяренных кабанов, символизирующих агрессивность. В северных морях можно было встретить драккары с причудливо изогнутыми штевнями, украшенными змеиными и драконьими головами.

    Эти мотивы оказались очень живучими. Владелец римской галеры, живший в III веке, потребовал украсить ее коричнево-белый ахтерштевень, нарисовав алые глаза и установив фигуру морского чудовища небесно- голубого цвета. Много-много лет спустя клипер «Си Серпент», построенный в Портсмуте в 1850 г., был украшен выполненным «в натуральную величину» «Великим американским морским змеем», чье появление тридцатью годами раньше взволновало жителей побережья Новой Англии.

    Первые украшения размещались на специальном выступе на носу судна. Изменения, происшедшие в корабельной архитектуре в XVII веке, позволили носовым фигурам переселиться под бушприт — туда, где мы привыкли их видеть.

    Вначале на военных кораблях в качестве носовых украшений преобладали головы животных: самым популярным во многих странах мотивом была голова льва, хотя встречались и драконы, и единороги, и другие чудовища. В дальнейшем стали появляться не только аллегорические изображения, но и скульптурные портреты определенных исторических персонажей.

    На знаменитом корабле «Соврии ов зе сиз» («Повелитель морей») красовалось, например, доподлинное изображение «короля Эдгара, попирающего семерых других королей». Эхрт величественный корабль, построенный в 1637 г. для короля Чарльза I, был просто перегружен богатейшей резьбой по дереву; художники и мастера достигли вершин по части аллегорической экстравагантности. Во всяком случае ясно, почему голландцы прозвали этот корабль "Золотым дьяволом"!

     

     

     

    Продолжение следует...

     









    Рейтинг@Mail.ru