фл.семафором традиция
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания






  • Глаза и носовые фигуры

    (окончание)

     

     

    ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР «МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР»

    Перевод И. Г. Русецкого

    Рисунки В. Боковни

    Так (см. верхнее фото) выглядит копия фигуры Нэнси Короткая Рубашка, установленная при реставрации клипера.

    С появлением клиперов начался последний, но наиболее романтический период истории носовых украшений. Мужские фигуры были почти полностью вытеснены женскими, обнаженными. Последнее обстоятельство — не случайность и отнюдь не свидетельство падения нравов: просто было старинное морское поверье, что шторм утихнет, если женщина предстанет перед ним обнаженной. Украшения клиперов стали символом ароматных грузов и далеких стран. Всевозможные туземные принцессы, индейские девушки и вожди, персонажи сказок и других литературных произведений, эффектно устремленные вперед, придавали особое очарование силуэтам белокрылых красавцев. Дочери капитанов и судовладельцев особенно часто удостаивались чести служить моделями для носовых фигур.

    Такой представлял себе фигуру прелестницы-ведьмы под бушпритом клипера

    конструктор «Катти Сарк» Геркулес Линтон.

    Репродукция карандашного рисунка Г. Лннтона. Фотоиллюстрации заимствованы из книги
    И. Г. Шнейдера «Операция Парус» («Судостроение», 1977).

     

     

     

    Подлинник работы Хельера экспонируется на выставке в трюме клипера, но и на нем голова и вытянутая рука с клоком из хвоста кобылы Мег представляют позднейшие работы, не имеющие ценности. Там же экспонируются 39 носовых фигур из коллекции капитана Дэк. Камбсрса.

    Подлинник работы Хельера экспонируется на выставке в трюме клипера, но и на нем голова и вытянутая рука с клоком из хвоста кобылы Мег представляют позднейшие работы, не имеющие ценности. Там же экспонируются 39 носовых фигур из коллекции капитана Дэк. Камбсрса.

    И ныне на учебных парусниках можно видеть немало интересных украшений. Это, например, скульптура (во весь рост), изображающая мореплавателя на итальянском корабле «Америго Веспуччи»; аллегорическая женская фигура на аргентинском корабле «Либертад»; бюст средневекового князя — героя борьбы за независимость родины на румынском барке «Мирча»; орел на американском барке «Игл»; стилизованный альбатрос на западногерманском барке «Горх Фок» и т.д.

    Самый знаменитый из клиперов — «Катти Сарк» украшен деревянной фигурой Нэнни, прелестницы-ведьмы, которая держит в руке клок из хвоста лошади, на которой умчался герой повести в стихах Роберта Бернса «Тэм О'Шентер» («Катти Сарк» — в переводе означает «короткая рубашка»).

    Капитан барка «Клан Маклеод» нежно любил и всячески сохранял носовую фигуру своего судна, изображавшую величественного вождя клана в шотландской шапочке и пледе. Только по воскресеньям, утром, когда судно находилось в порту, юнга с благоговением снимал со скульптуры парусиновый чехол, надевавшийся на время рейсов, чтобы «Маклеод не замерз»; при этом капитан, снимая шляпу, почтительно здоровался: «Доброе утро, Маклеод!». Однажды какой-то шутник привязал к сумке Маклеода бутылку из-под виски и снабдил его бородой из пакли и — хуже того — глиняной трубкой. Гнев капитана был так ужасен, а его неистовый словесный фейерверк, продолжавшийся целую неделю, настолько силен, цветист и ярок, что долгие годы об этом событии рассказывали как о чем-то существенно важном.

    С приходом пара и «железа» популярность носовых фигур-украшений стала уменьшаться. Хотя недавно судовая компания «Фред Олсен Лайн» и начала снабжать ими свои суда, но это — слабый отблеск былого величия. Изменились и внешний облик, и размеры судов. Компоновка скульптуры на носу большого современного судна стала делом сложным и неблагодарным. Изменились и люди — магические заклинания моря и ветра стали значить все меньше и меньше. Однако отказ от развитых носовых украшений происходил постепенно и довольно долго. «Уэрриор» — первый английский броненосец — еще был снабжен носовой фигурой. Паровой шлюп «Кэдмас», спущенный на воду в 1903 г., официально считается последним судном королевского флота с таким украшением. Одной из последних носовых скульптур в торговом флоте Северной Атлантики был огромный коронованный орел на германском лайнере «Император».

    В современных флотах магия носовых фигур возродилась в виде эмблем — символов кораблей, которые чаще всего связаны с их названиями. Так, на знаке атомной подводной лодки «Си дрэгон» («Морской дракон») изображен изгибающийся кольцами огнедышащий дракон, держащий в когтях атом со старинным восточным девизом: «Властвую, из глубин!».

     









    Рейтинг@Mail.ru