Большую роль в борьбе за
возвращение южно-русских земель, за выход к побережью Черною и Азовского морей
сыграло украинское и донское казачество.
В течение XVI—XVII вв.
казаки велй почти непрекращающиеся
войны с крымскими татарами и турками.
Помимо вооруженной борьбы на суше, украинские и донские казаки совершали
многочисленные морские походы в Крым и Турцию. Свои
походы казаки совершали на
парусно-гребных судах, обладавших хорошими морскими качествами. У
запорожских
казаков эти суда назывались «чайками» или
«челнами», а у донских —
«стругами».
Длина чайки была около 20 м, ширина — 3—4 м, осадка — 0,5—0,6 м. Эти суда имели
10—15 пар весел, две мачты для постановки парусов, два руля (в корме и в
носу). Для непотопляемости вокруг чайки привязывали
тростник. На каждом судне
размещалось до 80 казаков. Казацкие суда были снабжены современным для той
эпохи вооружением. На чайке было от 4 до 6 небольших пушек (фальконетов).
Личный состав на чайке имел ручное огнестрельное и холодное оружие.
В морские походы
отправлялось от 80 до 100 казацких чаек. Нередко украинские и донские казаки
организовывали совместные морские походы. К таким совместным походам
украинских и донских казаков относится поход в Крым воевод Адашева и Вишневецкого во время Ливонской войны, в 1559 г. Целью этого похода являлось пресечение
разбойничьих набегов крымских татар на южные земли Русского государства.
Для отвлечения внимания турецкого флота удар по Крыму наносился с двух
направлений: со стороны Днепра — отрядом Адашева и со стороны Дона— отрядом
Вишневецкого. Отряд Адашева состоял из московских войск и украинских казаков,
общей численностью около 8 тыс. человек. В отряд Вишневецкого входили
преимущественно донские казаки, общей численностью до 5 тыс. человек.
Для перевозки войск в Крым
на Днепре и Дону были специально построены суда. В этом совместном походе
казаков наиболее успешно действовал отряд Адашева. В Днепровском лимане им
были захвачены два турецких корабля. Высадившись в Крыму в районе Хорлы, отряд
в течение двух недель успешно действовал на берегу против крымских татар,
заняв несколько селений и освободив из неволи русских пленных.
Морской поход
воевод Адашева и Вишневецкого был крупным военным предприятием того времени.
Казацкие флотилии успешно
нападали на турецкий флот и черноморские порты турок — Варну, Кафу, Синоп,
Трапезунд. В морских походах казаки показали себя смелыми и искусными
мореходами. К каждому походу они тщательно готовились. Украинские казаки
обычно выходили в море осенью, используя пасмурные осенние дни и темные ночи
для прорыва через устье Днепро-Бугского лимана, где находился турецкий кордон.
Так же поступали и донские казаки, прорываясь в Азовское море мимо турецкой
крепости Азов, стоявшей в устье Дона.
В боевых столкновениях с
сильным для того времени турецким флотом казаки применяли
особые тактические
приемы. Небольшие слабо вооруженные казацкие суда не могли вступать в
длительное артиллерийское состязание с большими по размерам и вооруженными
более мощной артиллерией турецкими кораблями (галерами). Поэтому свое огнестрельное
оружие казаки использовали главным образом для подготовки
абордажа. Сближаясь
с противником, они вели по нему непрерывный огонь, добиваясь этого
попеременной стрельбой: пока часть казаков заряжала оружие, в это время другие
стреляли. Относительная слабость казацких судов компенсировалась скрытным
сосредоточением большого числа чаек против одной галеры и внезапностью нападения.
Внезапность достигалась тщательным наблюдением за противником после его
обнаружения и умелым использованием для нападения природных условий (положение
солнца, время дня и т. д.).
Одним из выдающихся событий
в истории морских походов донских казаков было занятие в 1637 г. крепости Азов, закрывавшей выход из Дона в Азовское море. Захват крепости был осуществлен с
помощью казацкой флотилии, на судах которой к Азову были доставлены необходимые
для осады крепости с суши артиллерия, боеприпасы и продовольствие.
Азов был превращен казаками
в базу, откуда они выходили в море. Понимая значение Азова для Русского
государства, казаки вскоре после его взятия обратились к правительству с
предложением занять Азов своими войсками.
Принятие предложения казаков
означало войну с Турцией. Этого русское правительство не желало и поэтому
отказалось от посылки войск в Азов. Казаки в ожидании ответа из Москвы
удерживали крепость до 1642 г. Узнав о решении правительства, они покинули
Азов, разрушив его укрепления.
Победы, одержанные казаками
в морских походах, свидетельствуют о высоких моральных и боевых качествах
личного состава казацких флотилий. Высокий боевой дух казаков объясняется
справедливым характером их борьбы с агрессией со стороны Турции и зависимого
от него Крыма. В морских боях с турецким флотом казаки показали примеры
высокого тактического искусства, которое определялось имеющимися у них
кораблями и вооружением.
Русско-шведская война
1656—1661 гг.
Одной из важнейших задач внешней политики Русского государства к
середине XVII в. вновь становится борьба за выход к Балтийскому морю, потребность
в котором обусловливалась «усиливающимся обменом между областями, постепенно
растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в
один всероссийский рынок» и развивающимися экономическими и
политическими сношениям с европейскими странами.
Русско-шведской войне 1656—1661
гг. предшествовала война с Польшей в 1654 г. Целью этой войны было
освобождение и воссоединение украинских и белорусских земель. На стороне русских
войск
выступил белорусский и украинский народ во главе с
Богданом Хмельницким.
В ходе войны русские войска разгромили армии Польши. Воспользовавшись
ослаблением Польши, Швеция вторглась на ее территорию и быстро оккупировала
значительную часть страны. Русское правительство, опасаясь дальнейшего усиления
Швеции, весной 1656 г. начало войну против шведов, имея целью возвратить свои
земли на Балтийском побережье и получить выход к морю.
По стратегическому плану,
разработанному в Москве, предусматривалось овладение берегами Рижского залива,
южным побережьем Финского залива, устьем Невы, Карелией и Ладожским озером. В
соответствии с планом военные действия велись четырьмя отрядами войск, каждый
из которых имел свой район действий.
Главные силы русских действовали на рижском
направлении. Для перевозки войск, вооружения и боеприпасов по Западной Двине
русскими были использованы специально построенные суда (1 400 барок и стругов).
Действуя на этом направлении, русские войска 14 августа 1656 г. заняли город Кокенгаузен (Кукейнос), переименованный в Царевичев-Дмитриев, после чего войска
осадили Ригу. Однако осада эта не имела успеха, так как шведы, располагая
сильным флотом, непрерывно доставляли в Ригу водным путем пополнение,
боеприпасы и вооружение.
В районе Невы с русской
стороны успешно действовала казацкая парусно-гребная флотилия, состоявшая из
судов, собранных в приречных районах и частично построенных донскими казаками.
22 июля 1656 г. у острова Котлин флотилия вела морской бой с отрядом шведских
кораблей и одержала победу, захватив в плен один корабль врага.
Война между Россией и
Швецией шла с переменным успехом. К 1658 г. Польша успела собраться с силами и возобновила войну против русских. Не имея сил и средств для ведения войны на
два фронта, русское правительство вынуждено было пойти на заключение перемирия
со Швецией. К этому склонялась и Швеция. Русским уполномоченным для ведения
переговоров был назначен выдающийся государственный деятель того времени
воевода Ордын-Нащокин.
20 декабря 1658 г. было заключено трехлетнее перемирие, по условиям которого Русское государство не получало
выхода к морю, но у русских во временном владении оставались города
Кокенгаузен, Юрьев и др. Наместником этих районов был назначен Ордын-Нащокин,
сторонник активной борьбы за выход России на Балтийское море. Расценивая
вверенную ему территорию как плацдарм для дальнейшей борьбы за выход к
Балтийскому морю через Ригу и правильно понимая значение флота в предстоявшей
борьбе со шведами, Ордын-Нащокин организовал в Кокенгаузене, на Западной Двине
строительство военных судов. Однако в связи с заключением 1 июля 1661 г. между Москвой и Швецией
Кардисского мира, по которому русские должны были оставить районы,
где наместником был Ордын-Нащокин, построенные в Кокенгаузене военные суда и
портовое оборудование были уничтожены.
Строительство корабля «Орел»
В 1667 г. Ордын-Нащокин, стоявший в это время во главе
посольского
приказа, предложил царю план создания военного флота на Каспийском море с целью
обеспечения морской торговли России со странами Востока. Этот план был принят,
и в соответствии с ним началось строительство кораблей в селе Дединово,
издавна являвшемся местом
постройки речных кораблей. Общее
руководство строительством кораблей было возложено на Ордын-Нащокина.
Осенью 1667 г.
на Дединовской верфи
были заложены яхта, бот и военный корабль, получивший название «Орел». Строительство
кораблей велось русскими мастерами и из русских материалов. В середине 1668 г. корабли были спущены на воду.
Первенец крупного кораблестроения в России —
трехмачтовый парусный корабль «Орел» имел длину 24,5 м, ширину — 6,5 м и осадку — 1,5 м; он был вооружен 20 пушками калибром от 2 до 6 фунтов; численность экипажа была около 70 человек.
В 1669 г. корабли перешли по Оке и Волге в Астрахань. В том же году для регламентации корабельной службы на
«Орле» по
инициативе Ордын-Нащокина были написаны «34 статьи артикульных»,
которые по существу являлись первым русским военно-морским уставом.
Корабль «Орел»
В «статьях» излагались
права
и обязанности капитана и «начальных людей» корабля, а также
краткие
наставления по действиям личного состава на ходу, якорной стоянке и в бою.
Мысли, заложенные в «статьях», были использованы позже Петром при составлении
им своего морского устава.
Мероприятия русского
правительства по строительству кораблей явились попыткой создания постоянного
флота в России и свидетельствовали о дальнейшем развитии экономической и политической
мощи Русского государства.