• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  •  

     

    Морской церемониал

     

     

    Из истории мореплавания

    Д. ДУБАСОВ, старший помощник капитана теплохода «Николай Шверник» Эстонского пароходства (1977 год)

     

     

    Обычай, согласно которому встречающиеся в море суда салютуют флагами, сложился не просто как результат дружественных отношений участников международного общения. Не был он всецело и знаком внешней благорасположенности или почтения, о чем говорит нам латинское слово церемония, означающее благоговение, культовый обряд. Характерно, что последнего толкования обычая придерживались государства, не обладавшие достаточными военно-морскими силами, чтобы воспротивиться ему. Так, Голландия, принужденная послевоенными договорами 1654 и 1674 гг. салютовать английскому флагу в знак признания верховной власти английского короля в Британских морях (от мыса Финистерре в Испании до мыса Статен в Норвегии и мыса Скаген в Дании) отвечала на аналогичное требование Франции, что салют означает только вежливость и уважение, и требовала, чтобы на ее салют отвечали бы равным числом выстрелов.

    Форме и содержание обычая видоизменялись под влиянием правовых и морально этических взглядов различных исторических эпох. Способ его осуществления зависел и от технической оснащенности. Первоначально салют состоял из холостых выстрелов. Смысл его, по-видимому, заключался в демонстрации мирных намерений встречающихся кораблей. Сорокапушечный фрегат производил двадцать выстрелов орудиями того борта, по которому находилось приветствуемое судно. Двадцать первый выстрел давался из того же орудия, с которого начиналась стрельба. Это был знак, что данный выстрел последний и можно начинать ответный салют. Так как заряжание пушек требовало довольно много времени, такая пальба должна была убедить встречающихся в обоюдомирных намерениях. Однако предметом постоянных споров оставался вопрос: какой стороне начинать салют.

    Эпоха великих географических открытий, переместив основные торговые пути в Атлантический океан и прилежащие к нему моря, породила ожесточенную борьбу на морских путях. Салют расценивается уже как салют флагу. Право на салют рассматривается как акт признания другими государствами суверенных прав монарха на данное море. Суверенитет над морями ценится их величествами как одно из драгоценнейших украшений короны и они всячески заботятся, чтобы это украшение всегда пребывало в блеске и славе.

    Генрих VII расходовал часть своих доходов на создание и укрепление военно-морского флота и учреждение первого совета адмиралтейства. Он хорошо понимал, что пространство британских морей зависит от силы и мощи военно-морского флота. На адмиралтейство возлагалась задача строго следить, чтобы английские капитаны неукоснительно требовали должного уважения к британскому флагу. Не было исключений и для тех кораблей, на которых находились иностранные монархи. В 15S4 г. Филипп II подвергся обстрелу в Ламанше и Ирландском море на пути в Англию, куда он следовал для вступления в брак с королевой Марией, за то, что не произвел салюта английскому флагу. В 1606 г. датский король после визита Якову I на выходе из Темзы был принужден английским капитаном отдать салют английскому флагу. Английские капитаны проявляли изрядное рвение, так как недостаточную настойчивость Адмиралтейство им не прощало.

    В 1671 г. капитан английской яхты «Мерлен» был заключен в лондонский Тауэр за то, что не продолжал сражения в устье реки Шельды, встретив на своей яхте 46 кораблей голландского флота. Яхта салютовала вице-адмиралу Хенту, но тот не спустил флага, за что капитан «Мерлена» выпустил по его кораблю два ядра. Адмиралтейство сочло это недостаточным.

    Характерно напутствие государственного секретаря, члена Тайного совета Дженкинса большому жюри на сессии суда адмиралтейства в 1680 г.: «Вы должны произвести расследование о нарушениях морских законов и обычаев, например относящихся к флагу, и в этом расследовании Вы должны проявить особую тщательность, ибо от этого зависит честь нации. Если она будет утрачена, будут потеряны суверенность и власть, следовательно, пострадает и торговля. Вы обязаны расследовать, выполняют ли командиры свою обязанность требовать оказания должного уважения королевскому флагу».

    Разумеется претендовал на уважение не только британский флаг. 8 1688 г. в результате сражения при Аликанте командующий французской эскадрой Турвиль убедил испанскую эскадру Папашена в необходимости салютовать французскому флагу. В ордонансе 1689 г. Людовик XIV—«государство это я» — предписывал на всех морях требовать себе первый салют, а на французских — еще и спуска флага в знак признания французского суверенитета. Это был ответ на предписание Карла 11 командирам своих кораблей в 1687 г., которое гласило: «Когда Вы встретитесь в английских водах с иностранным кораблем, то Вы должны ожидать, что при проходе мимо Вас он спустит свой флаг и уберет свой марсель, дабы показать этим, что он признает здесь верховные права английского короля. Если же одно из таких судов не исполнит этого или же прямо откажется, то Вы должны принять все зависящие от Вас меры к тому, чтобы заставить такое судно исполнить Ваше требование и не должны терпеть, чтобы кто-нибудь осмелился каким бы то ни было образом оскорблять флаг Его величества.» Без каких-либо изменений это предписание повторяется и в последующих инструкциях и правилах для английских капитанов Оно дополнено лишь напоминанием, что случаи несоблюдения этих предписаний будут тщательно ' расследоваться судами адмиралтейства.

    Неоказание требуемых почестей британскому флагу послужило формальным поводом англо-голландских войн 1652—1654 и 1672—1674 годов. В морских договорах, заключенных по окончании этих войн, предусматривалось, что голландские корабли и катера при встрече с английскими военными судами будут спускать свой флаг и убирать верхние паруса в знак признания верховной власти английской короны в британских морях.

     

    Петр Великий, признавая принцип свободы морей, в своем "Уставе морском о всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море" предписывал командирам «в салютах поступать с чужестранными по трактатам», добавляя «дабы перед нашими воинскими кораблями командующие флаги и вымпелы спускали, каковы наши малы, а их велики ни были,- и ежели не учинят, то их принуждать к тому».

    Изданный в 1797 г. «Устав военного флота императора Павла Первого» уже не содержал подобной нормы, а в вопросе о салютах по-прежнему обязывал командиров руководствоваться международными договорами.

    Право на салют как международно-правовая норма становится предметом регулирования международных договоров многих государств. Вслед за «междувременной конвенцией о салютации после заключения мира со Шведскою короною» от 1710 г. в Москве 30 октября 1730 г. был подписан «Трактат вечный между Россиею и Даниею о салютации флотов, эскадр, кораблей и крепостей...» Артикул IX трактата устанавливал, что «купеческие корабли обоих народов, которые одного или другого Государя, целые военные флоты, эскадры, одни военные корабли или другие, вооруженные вымпелом и флагом снабженные суда, не токмо при берегах владения одного или другого Государя, но и на отверстом море встретят, хотя они и в ходу обретаются или на якоре стоят, спускают перед ним свои топ и марс зело, а именно в расстоянии малого пушечного выстрела, ежели купецкаго корабля командир противно тому учинит, то будет на него жалоба и, когда он в преступлении своем достаточно уличен, тогда будет от природнаго своего начальства жестоко наказан». Договор подробно оговаривал порядок салютования, причем военные корабли должны были приветствовать друг друга только выстрелами и только в чужих территориальных водах. В открытом море они вообще не должны были приветствовать друг друга. Договором 1787 г. между Россией и Францией упразднялся салют и в открытом море, и у берегов, был установлен салют на началах равенства лишь только в гаванях.

    По мере того, как принцип свободы морей, выдвинутый Гуго Гроцием еще в 1609 г. получал все большее признание участников международного общения, менялись и их взгляды на сущность и необходимость салютов. Инструкция британского адмиралтейства 1888 г. уже не содержит прежних указаний требовать салют от иностранных кораблей. Против обмена салютами выступают и видные юристы-международники XIX в. «Корабли при встрече в открытом море и на морской территории другого государства не обязаны обмениваться салютами, даже если бы не было заключено трактата об обмене салюта». Интересы обеспечения безопасности мореплавания заставили пересмотреть, правда, почти сто лет спустя «Трактат вечный между Россиею и Даниею...». Декларацией от 3 (15) января 1829 г. русские купеческие корабли освобождались от непременной обязанности приветствовать некоторые береговые крепости Дании «по причине быстрины вод». В преамбуле к этой Декларации стороны отмечали, что «обряд сей, никакой существенной пользы в себе не заключающий, вообще вышел уже у европейских народов из употребления».

    Без существенных изменений за последние сто лет морской церемониал существует и в наши дни. Уставы флотов различных стран уделяют ему немалое внимание. Так, Аргентинские правила морского церемониала 1948 г. состоят из 296 статей, а правила военно-морского церемониала 1962 г.— из 298. Бельгийский регламент 19S8 г., посвященный церемониалу, состоит из 103 статей, а Императорский устав военно-морской службы Эфиопии 1963 г. содержал 122 статьи. Уставами установлен сравнительно одинаковый порядок. Артиллерийский салют нации по-прежнему состоит из 21 выстрела и предшествует всем другим салютам. Салют флагу должностного лица зависит от места его в табеле о рангах. Так, президенту полагается 21 выстрел, министру, адмиралу флота — 19 и т. д. Принято различать так называемый личный салют, который производится при посещении корабля официальными лицами.

    Сохраняется и салют флагов. Наиболее типичная норма — статья 0112 правил военно-морского церемониала Аргентины 1962 г.: «Флаг не салютует, а лишь отвечает на салюты. Если салютует военный корабль другого государства, то флаг приспускается столько же раз, сколько ему салютуют. Если это торговое судно, то флаг приспускается один раз до половины».

    Все страны придают исключительно высокое значение своему флагу — символу достоинства и независимости нации. Дискредитация флага по законам большинства стран карается в уголовном порядке. Однако уставы различных военных салютов, вменяя в обязанность командирам отвечать на приветствия, уже не обязывают требовать такого приветствия и обычно не проводят различий между приветствиями в открытом море и в территориальных водах, где иностранное судно должно выполнять законы прибрежного государства.

    Иной порядок был предусмотрен в 1721 г. в «Регламенте шхиперам и протчим, приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства дабы ведали как поступать и чего остерегаться во оных». Регламент обязывал приветствовать русские крейсера в самом порту и при входе в него спуском марселей и предупреждал: «Кто того не учинит, то. по том будет выстрел, и доставлен за тот выстрел червонной». За последующее нарушение полагался еще выстрел и штраф утраивался.

    Военно-морские уставы различных государств не предписывают командирам первыми приветствовать иностранные суда и корабли. В уставе ВМС США сказано: «Ни один корабль ВМС не салютует национальным военно-морским флагам, а лишь только отвечает на такие салюты». Еще в XVIII в. французская морская энциклопедия истолковывает приветствие флагом, как одну из унизительных форм приветствия. Спуск флага перед неприятелем всегда расценивался как сдача в плен. Павел Первый запрещал «салютовать спуская флаги и вымпелы под смертною казнию, хотя бы от иностранных флотов и силою к тому принуждаемо было...».

    Приходится удивляться, почему все же жива традиция, утратившая свое былое содержание. Приветствие флагом уже давно ни кем не связывается с подтверждением чьего-либо суверенитета над морями. Можно возразить, конечно, что у этого обряда появилось новое содержание, что он символизирует взаимное уважение государств, их равноправие в открытом море. И необходимо отметить, что такой смысл этому обряду придавали как Устав служащим на пароходах высочайше утвержденного Русского общества пароходства торговли и Одесской железной дороги 1871 г., так и Устав служащим на пароходах общества Добровольного флота 1880 г. Параграфы, 561 и 427 соответственно, этих уставов предписывали отвечать на приветствие встречных судов независимо от их национальной принадлежности, причем капитану не возбранялось приветствовать встречное судно первым. Приветствие состояло из троекратного приспускания кормового флага.

    Попытка унифицировать морской церемониал предпринималась в 1818 году на Аахенском конгрессе, но принятое решение осуществлено не было. Церемониал теряет свое былое значение, хотя по-прежнему остается выражением существующего иерархического порядка, дружественных отношений между государствами, и, так же как и вежливость, является одной из основных норм повседневной жизни.

    Современный морской церемониал все еще содержит немало архаичного, создает определенные неудобства, хотя очевидно, что он должен все более упрощаться и быть все более рациональным. Ограничивая приветствие флагом в условиях сложного маневрирования, новый устав службы на судах морского флота Союза ССР предпринимает в этом направлении необходимый, давно назревший шаг.











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru