фл.семафором традиция
исполнить цепочку-на главную в кубрик-на 1 стр.
  • главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания





  • Наказания за провинности





    Чарка - оно, конечно, хорошо. Ею поощряли отличившихся. А что же делали с нарушителями?
    Ну за особые преступления – неповиновение, трусость в бою, мятеж, бунт, предательство – человек подвергался смертной казни – повешению, расстрелу или лишению головы методом отделения ее от туловища – топором ли, мечом, саблей… А за более мелкие нарушения?
    Поскольку корабли и суда в былые времена комплектовались не всегда на добровольной основе, на них отмечались случаи неповиновения, мятежей, бунтов да и просто, как всегда и везде, находились нарушители дисциплины. Поэтому практика выработала особые меры наказания для таких нарушителей. Рассмотрим некоторые из них.

    Штраф. За мелкие нарушения корабельного распорядка или поведения на борту применялся штраф – нарушителя били по карману. Это не означало, однако, что он мог избежать и другого, более сурового наказания одновременно за один и тот же проступок.

    Карцер. Могли посадить нарушителя на хлеб и на воду в корабельный трюм. Кандалы нередко сопутствовали ему вместе со спертым воздухом и крысами.

    Плети. Это самое распространенное наказание. У англичан применялись «кошки» – плети с деревянной рукояткой длиной в один фут и девятью хвостами по два фута каждый. На конце каждого «хвостика» находился «кровавый узел». Для «усугубления» кошки вымачивались в соленой воде или в моче. Часто наказуемый пропускался сквозь строй солдат или матросов, иногда экзекуцию проводили специально назначаемые или исполняющие особые должности экзекуторов (профосы, палачи и так далее) люди, не отличающиеся особым милосердием. На русском флоте наказывали матросов линьками (см. словарик).

    Килевание. Суть наказания состояла в следующем. Подвергавшегося наказанию привязывали к канату, пропущенному через оба нока рея в специальных блоках и под килем корабля, и протаскивали с одного борта на другой под днищем. Можете себе представить, как тяжело приходилось нарушителю под килем, в воде, острые ракушки, которыми обрастало днище, терзали трепещущее от страха и нехватки кислорода, воздуха, тело жертвы! Причем, в зависимости от приговора, эту процедуру могли повторить не раз и не два.

    Купание с реи. Практически то же самое, только нарушителя не протаскивали под килем, а погружали головой в воду на канате, также пропущенном через блок на ноке рея. Могли объявить и несколько «нарядов вне очереди» на купание с реи. Тут уж кому как повезет!

    Созерцание неба. Для любителей астрономии оно, может, и хорошо – небо созерцать. Или для влюбленных, к примеру. А когда нарушителя привязывали к стеньге мачты на немалой высоте над палубой да еще во время качки, когда стеньга эта самая выписывает немыслимые пируэты (прецессии, нутации и прочее, так милое слуху астрономам-любителям) в воздушном пространстве, ему, безусловно, приходилось несладко. Даже самых стойких укачивало, говорят, а последствия морской болезни вам известны.

    Умершвление водой. Ну тут все, по-моему, понятно. Утопление ли, умершвление водой, как ни назови, хрен редьки не слаще. Процедура выполнялась так. Наказанного привязывали (на судах канатов много, заметьте) к столбу, вкопанному в приливо-отливной зоне побережья во время отлива. Ну а когда прилив начинался ( а величины приливов могут составлять не один метр, смотрите соответствующую страничку в нашем «Кубрике»), сами понимаете, этот столб медленно погружался в воду со всеми вытекающими (или втекающими?) отсюда последствиями.

    Наказания в русском флоте. Дисциплинарный устав, своего рода, петровской эпохи предусматривал следующие наказания:
    - за первое опоздание на вахту – сажать в железо, то есть в кандалы заковывать;
    - за второе опоздание – «кошки» у мачты;
    - за третье – килевание;
    - за уклонение от авральных работ – купание с реи;
    - за опоздание из увольнения (трепещите, курсанты!) – двухнедельные кандалы;
    - за самовольный уход с поста или за сон на посту – трехкратное килевание;
    - за драку – килевание или купание с реи;
    - за применение холодного оружия в драке – руку державшего оружие в драке прибивали к мачте так, чтобы нарушитель протащил ладонь этой руки через эфес и таким образом освободил ее от карающего кинжала.

    Повторное рукоприкладство тоже к добру не приводило. Обычно такую шаловливою ручонку просто-напросто отрубали. Ну а ежели потерпевший умирал, то есть совершалось убийство, по-нашенски говоря, убийцу привязывали к трупу своей жертвы и обоих выбрасывали в море, как ненужный мусор.
    Естественно, и на русском флоте применялись штрафы. На флоте не жаловали всегда (да и сейчас не жалуют) воришек. Их обычно подвергали трехкратному килеванию, ну а злостных могли и приговорить к смерти. Я уж не говорю об остракизме, которому подвергались воришки от экипажа.
    Но в русском флоте были и словесные наказания, что-то вроде выговора.
    Потому как «западные» виды наказаний (килевание, купание с реи и прочее) как-то на русском флоте не прижились, то самым распространенным видом наказания оставались, конечно же, линьки.
    Но оставим все это, нелюбимое организмом, и перейдем, к вещам более приятным.
    Продолжение следует!







    Рейтинг@Mail.ru