• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


    Полтавская битва

     

     

     

     

     

    Полтавское сражение 27 июня 1709 г.

     

     

    Окончив войну с Польшей и Саксонией, Карл XII получил возможность направить свои главные силы против русских. В конце 1707 г. шведская армия перешла Вислу и двинулась к границам России. Цель шведского короля заключалась в том, чтобы силой оружия поставить Русское государство в колониальную зависимость от Швеции и тем задержать его экономическое и политическое развитие. Он решил одним ударом разгромить русскую армию, кратчайшим путем, через Смоленск, пробиться к Москве и взять ее.

    Это был авантюристический план, недооценивавший силы русской армии и стойкость русского народа.

     

    Угроза вторжения шведской армии в Россию заставила Петра I обратить все силы на оборону западных границ страны, на разгром армии Карла XII. Стратегический план Петра, учитывая силы противника и состояние русской армии, предусматривал активную оборону с использованием всех материальных ресурсов страны. При наступлении шведов было решено отходить в глубь страны, уничтожая по пути запасы продовольствия, задерживая врага на переправах и изматывая его силы контрударами регулярной армии и действиями партизанских отрядов. Активной обороной предполагалось ослабить шведскую армию и выиграть дополнительное время для подготовки русской армии к решающему сражению, которое было решено дать на русской территории при наиболее благоприятной для русской армии обстановке. После разгрома главных сил противника в генеральном сражении намечалось предпринять широкое наступление против шведов в Прибалтике.

    Весной 1708 г. русская армия была развернута на широком фронте близ западной границы страны. Главные силы армии численностью 57 500 человек были сосредоточены в районе Витебска для прикрытия пути на Смоленск и Москву.

    В конце августа 1708 г. шведская армия подошла к русской границе в районе Могилева. Попытка шведов прорваться на Москву через Смоленск была сорвана упорным сопротивлением русских войск и партизан. Упорство и возросшая активность русской армии, большие потери шведов при их продвижении на восток, чрезвычайные затруднения со снабжением армии заставили Карла XII отказаться от наступления на Москву кратчайшим путем и повернуть на Украину. Здесь он надеялся подкрепить свою армию силами изменника родины гетмана Мазепы, вызвать выступление против России крымских татар и Турции, после чего наступать на Москву через Харьков и Белгород.

    То, что Карла XII вынудили отказаться от прямого похода на Москву, было важным стратегическим успехом русской армии. Главные силы русской армии были направлены на параллельное преследование противника с целью предотвратить его новые попытки прорваться в глубь страны. Одновременно 12-тысячный - «летучий» отряд под командованием Петра I направился на перехват 16-тысячного шведского корпуса генерала Левенгаупта, шедшего из Риги с артиллерией и боезапасом на помощь Карлу XII.

     

    28 сентября 1708 г. у деревни Лесной корпус Левенгаупта был наголову разбит отрядом Петра. Шведы потеряли весь обоз и до 8,5 тыс. человек убитыми. К Карлу подошли лишь остатки разбитого корпуса без артиллерии и боезапаса, крайне необходимого шведской армии. Победа при Лесной показала высокую зрелость русской армии и ее готовность к генеральному сражению с главными силами шведов. Эту победу Петр назвал «матерью Полтавской баталии».

    Расчеты Карла XII на усиление своей армии на Украине не оправдались. Украинский народ не пошел за изменником Мазепой. Крестьяне прятали от шведов продовольствие и вели партизанскую войну с врагом. Вместо предполагавшегося отдыха на Украине шведы вынуждены были всю зиму 1708/09 г. провести в бесплодных боях с русскими войсками и партизанами. Зимовка в кольце стратегического окружения на Украине еще более ослабила шведскую армию.

     

    С наступлением весны 1709 г. Карл XII предпринял наступление на Москву через Харьков и Белгород. На этом пути одним из опорных пунктов русских являлась крепость Полтава. В апреле шведы осадили Полтаву, но четырехтысячный гарнизон крепости при содействии населения в течение трех месяцев мужественно отразил более двадцати неприятельских штурмов, нанес большой урон шведам и отстоял Полтаву. Длительная и упорная оборона Полтавы позволила подготовить русские войска для генерального сражения со шведами.

    У Полтавы были сосредоточены главные силы русской армии в составе 42 тыс. человек при 72 орудиях. Шведская армия имела около 30 тыс. человек и из всей артиллерии, за неимением пороха, могла использовать только четыре орудия. Тщательной подготовкой к бою Петр I еще более умножил преимущество своих сил перед шведами. За два дня до боя русская армия расположилась в укрепленном лагере в 5 км к северо-востоку от Полтавы. В тылу русских находился обрывистый берег Ворсклы. Перед фронтом лагеря простиралась открытая равнина, ограниченная с двух сторон лесом. На этой равнине русские подготовили передовую укрепленную позицию. Она состояла из десяти отдельных земляных укреплений — редутов; шесть из них были построены в линию поперек равнины, а четыре других — перпендикулярно первой линии редутов. Проходы между редутами простреливались перекрестным ружейным огнем. Назначение этой позиции заключалось в том, чтобы фронтальным и фланговым огнем редутов расстроить боевой порядок шведов, разделить и ослабить их силы и подготовить условия для нанесения контрудара главными силами русской армии. Создание передовой позиции, состоявшей из отдельных редутов, приспособленных к круговой обороне, явилось замечательным новаторством русских в военном искусстве, которое впоследствии было заимствовано всеми иностранными армиями.

     

    С рассветом 27 июня 1709 г. шведы начали наступление на русскую передовую позицию. В течение трех часов гарнизон редутов и кавалерия под командованием Меншикова отбивали атаки противника. Шведы понесли большие потери, но не смогли взять передовую позицию русских. Они вынуждены были отказаться от захвата редутов и прорываться между ними под сильным перекрестным огнем.

    Продвигаясь за отходившей русской кавалерией, правый фланг шведской армии в облаке дыма и пыли неожиданно для себя вплотную подошел к главным русским укреплениям и попал под сосредоточенный огонь всей русской артиллерии. В панике и с большими потерями шведы отступили.

     

    Масштаб О 1

     

    Сражение под Полтавой 27 июня 1709 г.


    Силы сторон

     

    Правильно оценив благоприятную обстановку, Петр I приказал вывести армию из укрепленного лагеря и атаковать противника с целью его уничтожения. Русская армия была выстроена в две линии. В центре боевого порядка построилась пехота, на флангах — кавалерия, в интервалах между батальонами первой линии — артиллерия. Батальоны второй линии являлись поддержкой первой линии. В укрепленном лагере был оставлен резерв. Таким образом, линейный боевой порядок русской армии в Полтавском сражении получил необходимую глубину, что обеспечивало его большую устойчивость. Карл XII выстроил свою пехоту в одну линию, кавалерию расположил на флангах.

     

    В 9 часов шведы возобновили наступление. При поддержке артиллерии русские войска устремились в контратаку. Сражение приняло встречный характер. Вслед за ружейной перестрелкой завязался ожесточенный рукопашный бой. На одном участке шведам удалось прорвать первую линию русского боевого порядка. Тогда Петр I лично повел в контратаку батальон второй линии и быстро ликвидировал прорыв. Шведы не смогли устоять против мощного штыкового удара русской пехоты. Кавалерия стала охватывать фланги шведской армии. Опасаясь окружения, расстроенные и поредевшие шведские войска начали беспорядочно отступать. Русская кавалерия преследовала противника. Остатки шведской армии капитулировали перед кавалерией Меншикова на переправе через Днепр у Переволочны. Только Карлу XII с Мазепой и небольшим отрядом войск удалось переправиться через Днепр и бежать в Турцию. На поле боя шведы потеря и убитыми более 9 тыс. человек. У Полтавы и Переволочны было взято в плен свыше 18 тыс. шведов. Потери русской армии составили 1 345 убитыми и 3 290 ранеными.

     

    Победа под Полтавой является блестящим образцом русского военного искусства. Решительный разгром лучших частей шведской кадровой армии под Полтавой был достигнут:

         исключительной стойкостью и храбростью русских войск, ведших справедливую войну с иноземными захватчиками;

        всесторонней искусной подготовкой поля боя и русских войск к сражению;

         умелой подготовкой главного удара по шведской армии авангардным боем на передовой позиции;

        целесообразным, глубоким построением боевого порядка русской армии;

         искусным использованием артиллерийского и ружейного огня перед нанесением решающего штыкового удара;

        гибким маневрированием кавалерии на поле боя и при преследовании противника.

     

    Полтавская победа имела огромное военно-политическое значение. Разгром шведов под Полтавой означал крах авантюристического плана Карла XII по закабалению и расчленению Русского государства. Победа при Полтаве, показавшая возросшую военную мощь России, упрочила ее международное положение. Дания и Польша восстановили военный союз с Россией против Швеции. Вскоре к России присоединилась и Пруссия.

    Военное могущество и международное положение Швеции оказалось подорванным вследствие того, что «Карл XII сделал попытку проникнуть внутрь России; этим он погубил Швецию и показал всем неуязвимость России» (К.Маркс).

    Полтавская победа создала решительный перелом в ходе Северной войны. Она прочно закрепила достигнутые уже успехи в Прибалтике и создала условия для новых побед в борьбе за свободный выход на Балтийское море.

     

     

    Создание Балтийского флота

     

     

    Уже первые годы Северной войны показали важную роль флота в достижении стратегических целей, стоявших перед Россией. Роль флота в войне еще более возросла после Полтавской победы, когда центр тяжести борьбы со Швецией переместился в район Балтийского моря.

    Важнейшими задачами флота в ходе Северной войны являлись: содействие армии в завоевании берегов Балтийского моря, оборона совместно с армией занятого побережья от нападений шведского флота, обеспечение безопасности торгового судоходства России, нарушение морских сообщений противника.

     

    Для создания сильного Балтийского флота, способного решить эти задачи в условиях противодействия многочисленного и хорошо подготовленного шведского флота, необходимо было развернуть строительство верфей и кораблей, организовать подготовку кадров для флота и обеспечить флот развернутой системой базирования. Как уже указывалось, строительство первых кораблей для русского Балтийского флота было начато в 1702—1703 гг. на верфях в районе Ладожского озера. Пороги на Неве не позволяли проводить в Балтийское море большие корабли, поэтому на верфях Ладожского района строились лишь малые боевые корабли и фрегаты. Строительством кораблей на верфях Ладожского бассейна невозможно было разрешить проблему создания линейного флота. Вот почему вскоре после занятия устья Невы было приступлено к строительству большого адмиралтейства в Петербурге, где с 1709 г. началась постройка линейных кораблей. С этого времени Петербург становится главным кораблестроительным центром России. Третьим центром строительства кораблей для Балтийского флота являлся Архангельск, Соломбальская верфь которого строила линейные корабли и фрегаты. Из Архангельска в Балтийское море они переводились вокруг Скандинавии.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    За время войны в Петербурге и Архангельске было построено 32 линейных корабля, значительное число больших и малых фрегатов, шняв и других более мелких парусных боевых кораблей. Кроме строительства линейного флота на отечественных верфях, Петр I прибегал и к покупке кораблей за границей, но купленные корабли составляли лишь небольшую часть корабельного состава Балтийского флота. Таким образом, создание отечественного кораблестроения, а также развитие других отраслей промышленности, особенно металлургической, позволили России в ходе Северной войны построить многочисленный Балтийский флот, превосходивший по силе многие передовые флоты западноевропейских государств.

    Основными классами кораблей русского парусного военного флота были линейные корабли и фрегаты. Линейные корабли имели от 1 000 до 2 000 т водоизмещения, большое парусное вооружение и 2 — 3 боевые палубы, на которых устанавливалось от 52 до 90 пушек 24-, 12- и 6-фунтового калибра. Личный состав линейного корабля в зависимости от его ранга насчитывал от 350 до 900 человек. Фрегаты имели на вооружении от 25 до 44 орудий, устанавливавшихся на одной или двух боевых палубах.

    По вооружению, мореходным и маневренным качествам русские корабли часто превосходили иностранные корабли. В этом, прежде всего, сказалась творческая инициатива русских , корабельных мастеров, особенно Ф. Скляева «мастера доброй пропорции» — и самого Петра I, который не только внимательно следил за работой кораблестроительных верфей, но и лично разрабатывал проекты новых боевых кораблей.

    Учитывая характер стоявших пе­ред флотом задач и способы их ре­шения в специфических условиях шхерного театра военных действий, русское правительство приняло правильное решение о создании на Балтийском море большого гребного, шхерного флота.

     

    Гребные суда строились на верфях Ладожского бассейна, в Петербурге и в ряде других мест. За время войны было построено более 700 кораблей различных типов и назначений. В выборе типа гребного боевого корабля Россия также не пошла по пути слепого подражания иностранным галерам. Основным типом гребного боевого корабля в русском флоте была скампавея, представлявшая собой облегченный и более маневренный по сравнению со средиземноморской галерой парусно-гребной корабль, имевший до 18 пар весел, 3—5 пушек 12-, 8- и 3-фунтового калибра и до 150 человек личного состава (экипажа и десанта). Как показал опыт войны, скампавеи были универсальными кораблями для действий в шхерах. Они успешно использовались для перевозки войск с техникой и снабжением, для огневой поддержки фланга армии и высадки десантов, для бомбардировки берега, баз и крепостей противника, для выполнения разведки и ряда других задач.

     

     

     

            В ходе войны скампавеи не раз успешно атаковали в шхерах парусные боевые корабли противника. В силе и в больших боевых возможностях гребного флота в шхерах и заключалось одно из главнейших преимуществ русского флота перед шведским флотом, почти не имевшим в своем составе гребных кораблей.

    Развертывание базирования Балтийского флота происходило в ходе войны, по мере занятия берегов Балтийского моря. Главной базой флота в течение всей войны являлся Петербург. Первой передовой базой флота был Кроншлот. С расширением театра военных действий и с занятием в 1710 г. всего южного побережья Финского залива было приступлено к созданию передовой базы в Ревеле.

     

     


     

    Скампавея.

          

             Для базирования гребного флота использовались занятые в ходе войны Выборг и порты Финляндии — Гельсингфорс и Або.

    Расширение системы базирования Балтийского флота, происходившее за счет сужения базирования шведского флота, позволило вынести оборону морских подступов к Петербургу в западную часть Финского залива, организовать более тесное взаимодействие армии и флота и создать благоприятные условия для активных действий флота в Балтийском море.

    В течение всей войны на острове Котлин велось строительство военно-морской базы Кронштадт. Оно было закончено в 1723 г., и с тех пор Кронштадт становится главной базой Балтийского флота. Придавая исключительное значение Кронштадту в обороне Петербурга с моря, Петр I приказывал: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело».

    При создании баз флота русское командование большое значение придавало организации их надежной обороны с суши и моря. Как правило, оборона баз строилась на взаимодействии разнородных сил и средств.

    Одновременно со строительством верфей, кораблей и баз решалась не менее сложная задача подготовки кадров флота. Так же как и в армии, рядовой состав флота комплектовался путем проведения рекрутских наборов. Служба во флоте была пожизненной. Обучение рядового состава проводилось путем практической подготовки на кораблях. По отзывам современников, русские люди очень быстро овладевали военно-морской специальностью. Относительно высокие моральные качества рядового состава, комплектовавшегося рекрутами из крестьян, природная смекалка и трудолюбие русских людей в практической учебе, их мужество и стойкость в бою — все это определило высокие боевые качества личного состава русского флота.

    Офицерский состав флота комплектовался из русских дворян, которые получали теоретическую подготовку в созданных в стране военно-морских учебных заведениях — в Навигацкой школе и Морской академии. Это был основной путь подготовки национальных офицерских кадров. Однако быстро растущему флоту этих кадров не хватало, поэтому царское правительство практиковало посылку дворян для обучения в иностранные флоты и нанимало на постоянную или временную службу в русском флоте иностранцев. Большинство иностранных наемников не способствовало развитию русского флота и его военно-морского искусства, а скорее являлось злом для флота. Иноземцам были чужды интересы России и русского флота, они не знали не только русского языка, но сплошь и рядом были неучами и в военно-морским деле, в бою проявляли трусость и нередко оказывались предателями. Петр I, переоценивший вначале роль и значение иностранцев и увлекавшийся их наймом, в конце концов понял вред, приносимый ими русскому флоту. Постепенно иноземные наемники стали заменяться русскими офицерами. К концу Северной войны основной костяк офицерских кадров флота составляли русские люди.

     

    Так, путем большого напряжения всех сил страны, на базе развивавшейся отечественной промышленности, огромными усилиями и жертвами русского народа в начале XVIII в. в короткий исторический срок был создан сильный Балтийский флот. Его боевая выучка быстро совершенствовалась, и уже в ходе Северной войны он смог показать такие образцы военно-морского искусства, которые значительно превзошли достижения в этой области иностранных флотов.

     

     

    Взятие Выборга в 1710 г.

     

     

    Разгром главных сил шведской армии под Полтавой, означавший полное крушение захватнических планов Карла XII и положивший начало новому периоду в ходе Северной войны, позволил уже в кампанию 1710 г. направить главные силы русской армии на завоевание Выборга и Прибалтики. Выборг в то время представлял собой сильную приморскую крепость с гарнизоном до 4 тыс. человек при 151 орудии. Шведы могли усиливать крепость своими войсками из Финляндии. С моря Выборг прикрывался и снабжался шведским флотом.

    Овладение крепостью и базой флота Выборгом было крайне необходимо для обеспечения безопасности Петербурга, ибо, опираясь на Выборг, шведская армия неоднократно нападала на Петербург с севера, а шведский флот из Выборгского залива создавал постоянную угрозу Котлину, Кроншлоту и русскому Балтийскому флоту. Первая, неудачная попытка овладеть Выборгом была предпринята осенью 1706 г. силами только сухопутной армии. Дороги Карельского перешейка, проходившие по болотистым и скалистым местам, оказались мало пригодными для движения армии с тяжелым обозом и артиллерией. Опыт этого похода показал большую трудность овладения Выборгом одними сухопутными войсками без содействия флота.

    Правильно оценив силы противника и свои возможности, а также особенности театра предстоящих боевых действий, Петр I в 1710 г. наметил новый план овладения Выборгом. Было решено с частью осадного корпуса совершить быстрый переход по льду Финского залива и внезапно осадить Выборг с суши с целью его изоляции на весенний период от Финляндии. Балтийский флот с началом подвижки льда, непременно до появления шведского флота в восточной части Финского залива, должен был совершить переход от Котлина к Выборгу и доставить осадным войскам подкрепление, тяжелую артиллерию и снабжение. С прорывом флота к Выборгу гребные боевые корабли предполагалось использовать для содействия войскам при осаде и блокаде крепости. Таким образом план Петра I, разработанный с учетом опыта взятия Азова и неудачной осады Выборга в 1706 г., намечал совместные действия армии и флота, в основу которых было положено стремление упредить противника в развертывании им своих сил при блокаде и осаде Выборга.

     

    Во второй половине марта 1710 г. часть осадного корпуса с легкой артиллерией под командованием генерал-адмирала Апраксина совершила тяжелый ледовый переход и приступила к осаде Выборга. В это время в Петербурге заканчивалась подготовка к походу флота. В походе на Выборг приняли участие все силы Балтийского флота в составе до 250 боевых и транспортных судов.

    Для перевозки к Выборгу артиллерии, боезапаса и продовольствия предназначалась многочисленная транспортная флотилия. На гребные боевые корабли было посажено до 5 тыс. войск подкрепления. Обеспечение и прикрытие перехода гребной и транспортной флотилии возлагались на отряд парусного флота в составе 11 фрегатов и 8 шняв. 30 апреля, с началом подвижки льда в районе Котлина гребные корабли, взяв на буксир транспортные суда, начали движение от Котлина к Бьеркским островам. Затем в море вышел парусный боевой флот, обеспечивавший ледовую проводку гребной и транспортной флотилии до входа в Выборгский залив. Героически преодолев тяжелый лед, галеры и транспортные суда пробились в Выборгский залив и 8 мая подошли к Транзунду. При проходе флотилии мимо Транзунда русские береговые батареи инсценировали бой с кораблями, якобы прорывающимися на помощь осажденному Выборгу.

     

     


     

    Военная хитрость удалась. Шведы приняли прорывающиеся русские корабли за свои и не препятствовали своей крепостной артиллерией их проходу к лагерю русских войск. В течение четырех дней была произведена разгрузка судов. После этого транспортная флотилия под прикрытием корабельного флота вернулась к Кроншлоту. Гребные боевые корабли остались в районе Выборга для участия в осаде вражеской крепости. Прорыв русского флота к Выборгу решил судьбу осажденной крепости. Численность осадного корпуса возросла до 15 тыс. человек. Получив морем подкрепление, тяжелую артиллерию и боезапас, русские войска усилили осаду Выборга. Главный удар наносился с морского направления по западному фронту крепости, как менее укрепленному шведами, а вспомогательный удар — по восточному фронту крепости, который был укреплен противником более сильно. На направлении главного удара действовало больше половины всех осаждавших войск, три четверти артиллерии и флот. Гребные корабли блокадой крепости с моря и своим огнем содействовали сухопутным войскам.

    Чтобы не допустить прорыва шведского флота к Выборгу, у Транзунда русскими была создана укрепленная позиция, состоявшая из береговых батарей, затопленных на фарватере судов и гребных боевых кораблей, действовавших у крепости.

    16 мая, когда русский корабельный и транспортный флот был уже у Кроншлота, шведская эскадра появилась у Выборгского залива, но не рискнула атаковать укрепленную позицию русских. Опасаясь быть заблокированной русскими силами, шведская эскадра не решилась оказать помощь своей крепости.

    Гарнизон Выборга, осажденный с суши и моря, не имея поддержки от своей армии и флота, 13 июня 1710 г. капитулировал. Трофеями победителей была многочисленная артиллерия вражеской крепости. Вслед за Выборгом русские войска заняли Кексгольм.

     

    Победа под Выборгом характеризует дальнейший рост русского военного и военно-морского искусства.

     

     

    Выводы

     

    Взятие Выборга является примером смело задуманных и умело осуществленных совместных действий русской армии и флота против приморской крепости противника.

    В основе смелого плана атаки Выборга лежало решение упредить противника развертыванием русской армии зимой, а флота ранней весной, в момент вскрытия льда в восточной части Финского залива. Это лишило противника возможности использовать свой более мощный флот для противодействия прорыву русского флота к Выборгу.

    Успешный ледовый переход большого числа парусных и гребных деревянных кораблей от Котлина к Выборгу был одним из ярких показателей высокого уровня подготовки русского Балтийского флота и его способности успешно действовать в самых тяжелых условиях обстановки.

    Главный удар по Выборгу наносился сухопутными войсками. Роль флота заключалась в перевозке морем осадных войск с тяжелой артиллерией и снабжением и в непосредственной поддержке армии огнем и блокадой Выборга с моря.

    Занятием шведских крепостей Выборг и Кексгольм был ликвидирован наиболее опасный плацдарм шведской агрессии против Русского государства и обеспечена безопасность Петербурга с северного направления. Кроме того, Выборг мог являться удобной базой армии и флота в последующих действиях против Финляндии.

     

    Кампания 1710 г. была ознаменована выдающимися победами русской армии в Эстляндии и Лифляндии. Развивая успешное наступление на этом направлении, русские войска быстро овладели Ригой, Перновом, Ревелем и Моонзундскими островами. С занятием Эстляндии, Лифляндии, Выборга и Кексгольма была достигнута основная цель войны, состоявшая в приобретении свободного выхода на Балтийское море. Была создана надежная безопасность Петербургу, ставшему столицей России. Наконец, с занятием Выборга, Ревеля и Моонзундских островов расширилась система базирования и зона действий Балтийского флота.

     

     











    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru