• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • История военно-морского искусства


     

    Место Д.Н.Сенявина
    в русском военно-морском искусстве

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗНАЧЕНИЕ СРЕДИЗЕМНОМОРСКИХ КАМПАНИЙ

     

     

    В результате переговоров, которые летом 1807 г. Александр I вел с Наполеоном в Тильзите, Россия уступила Франции Которскую область и Ионические острова и вывела свои вооруженные силы со Средиземноморского театра. Но несмотря на то, что приобретенные русскими вооруженными силами под командованием Ушакова и Сенявина базы не были удержаны Александром I, действия русского флота на Средиземном море сыграли крупную историческую роль.

    Действия русского флота под командованием Сенявина в 1806 г. не позволили Наполеону реализовать его захватнические планы на Балканском полуострове и в течение года после Аустерлица мешали ему втянуть Турцию в войну с Россией. В 1807 г. русские вооруженные силы, действовавшие на Средиземноморском театре, приковали почти весь турецкий флот к Константинополю и Дарданеллам и помешали противнику использовать свое численное превосходство над русским Черноморским флотом и слабую оборону русских черноморских рубежей.

    Но самым значительным политическим результатом средиземноморских кампаний 1806—1807 гг. было дальнейшее укрепление дружбы между русским и балканскими народами. Русские вооруженные силы объективно содействовали освободительной борьбе балканских народов. Осуществлявшаяся, несмотря на противодействие Англии и Австрии, русская помощь и героизм русских солдат и матросов, проливших кровь в борьбе с общим врагом, были воспеты в народном творчестве балканских славян. Несмотря на антирусскую пропаганду, которую раздували на Балканах англичане, австрийцы и некоторые представители местной эксплуататорской верхушки, балканские народы высоко ценили братскую помощь великого русского народа и русских вооруженных сил.


    Рассмотренные действия ;русского флота в Адриатике в 1806 г. при организации блокады Дарданелл, в Дарданельском и Афонском боях в 1807 г. совершенно ясно показывают, что Сенявин впервые применил ряд новых тактических приемов и что его стратегические планы характеризовались глубиной оценки обстановки, правильностью выбора направления главного удара и разнообразием форм боевых действий флота и их всесторонним обеспечением.

    Успехи русского военно-морского искусства в Дарданельском и в других боевых действиях были, конечно, результатом опыта, исканий и инициативы не только Сенявина, но и других командиров, результатом мужества и воинского умения многих офицеров и матросов. П. М. Рожнов, под командованием которого «Селафаил» так искусно маневрировал в Дарданельском бою и заставил спустить флаг «Седель-Бахри» в Афонском бою, И. С. Скаловский, командовавший бригом «Александр» в бою у острова Брач, и другие офицеры и матросы вместе с командующим прокладывали новые пути русского военно-морского искусства. Одной из заслуг Сенявина является умение правильно оценивать и использовать замечательные качества своих подчиненных, обобщать и развивать их опыт.

    Подобно своему учителю Ушакову, Сенявин уделял большое внимание вопросам боевой подготовки и воспитания личного состава. Он сочетал высокую требовательность с постоянной заботой о подчиненных и настойчиво разъяснял офицерам, что их обязанность заключается не только в том, чтобы командовать матросами, но и в том, чтобы вникать в их жизнь и быт и постоянно заботиться о них.

    Сенявин решительно выступал против прусской плац-парадной системы, особенно энергично внедряемой царем после Отечественной войны 1812 г. Эта прусская система нужна была правящей клике, чтобы убить в солдатах живую мысль и использовать их для расстрела собственных братьев и сестер, поднимавшихся на борьбу с эксплуататорами. Разоблачая прусскую плац-парадную систему, Сенявин писал: «Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровье. Ему надобно дух, дух и дух. Пока будут делать все для глаза (т. е. для смотров. — Авт.), пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ни чего хорошего и полезного».

    В период николаевской реакции, сопровождавшейся разгулом жестокой палочной дисциплины, Сенявин боролся против рукоприкладства и «непристойных ругательств» офицеров. «Нет сомнения, — писал Сенявин, — что строгость необходима в службе, но прежде всего должно научить людей, что им делать, а потом взыскивать с них и накладывать взыскания за упущение». Начальник и офицеры, по его мнению, должны возбуждать усердие к службе поощрением лучших матросов. Они должны знать дух русского матроса, «которому иногда спасибо дороже всего».

    Для Сенявина характерно чувство национальной военной гордости, горячее стремление к приумножению чести и славы русского флага, постоянная забота о поддержании высокого достоинства русских вооруженных сил. Сенявин был горячим патриотом родины.

    Подобно Суворову, Ушакову и Кутузову, Сенявин не нашел признания в правящих кругах царской России. После возвращения из Средиземноморской экспедиции он не только не получил заслуженных почестей, но попал в опалу, был назначен на второстепенную должность командира Ревельского порта, а в 1813 г. и вовсе уволен в отставку.

    Но лучшие люди России того времени, лучшие ее патриоты— декабристы высоко ценили Сенявина и возмущались тем, что Александр I изгнал его с флота.

    Лишь в 1825 г. Сенявин был возвращен на флот. Он командовал Балтийским флотом в 1827 г., когда вновь была послана русская эскадра с Балтики в Средиземное море. Лазарев и другие командиры кораблей, участвовавшие в походе 1827 г. и в славном Наваринском бою, получали инструкции и наставления у Сенявина.

    В истории русского военно-морского искусства Д. Н. Сенявин занимает почетное место. Творчески развив военно-морское искусство и методы воспитания своего учителя Ф. Ф. Ушакова, он в свою очередь был непосредственным учителем и наставником М. П. Лазарева, П. С. Нахимова и В. А. Корнилова, которые усвоили и развили дальше методы воспитания Сенявина и его военно-морское искусство.

     











    Рейтинг@Mail.ru