• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • моравиация
  • словарик
  • мороружие
  • кают-компания

  • Гибель "Вазы"



    Из книги "Тайны веков"

    И. ПОДКОЛЗИН
     

    ПРИХОТЬ ЦЕНОЮ В ЧЕТЫРЕСТА ЖИЗНЕЙ

    Трагедия у острова Бекхольм

    В один из тех ясных и тихих дней, которые уходящее лето дарит стокгольмцам, пестрая ликующая толпа заполнила набережную шведской столицы.

    Все глазели на сверкающий свежей краской и бронзовым блеском начищенных пушек линейный корабль «Ваза», которому предстояло совершить свой первый выход в море.

    Оркестр заиграл гимн. По разостланному на причале ковру, окруженные пышной свитой придворных, шествовали члены королевской фамилии. Грохнул салют береговых батарей, корабль поднял якорь, расправил белоснежный наряд парусов и плавно заскользил к острову Бекхольм.

    Возгласы «Виват!» и «Да здравствует король!» перекрыл грохот залпа всех корабельных пушек. На какое-то мгновенье судно окуталось густыми клубами порохового дыма. Когда дым рассеялся, люди замерли, ошеломленные неожиданным зрелищем, затем крик ужаса взметнулся над толпой... Там, где только что был корабль, кружились в водовороте какие-то бочки и доски, виднелись стремительно уходившие в пучину стеньги мачт да кое-где черными шарами качались вынырнувшие из-под воды головы зовущих на помощь людей.

    Потрясенные разыгравшейся на их глазах трагедией, люди стали пятиться назад, а потом в страхе, давя друг друга, бросились прочь. Так 10 августа 1628 года исчез в морской пучине корабль «Ваза», чтобы через треть тысячелетия поведать людям о разыгравшейся трагедии.

    Первые попытки

    Три дня спустя английский инженер Джон Балмер предложил шведскому королю поднять корабль и получил разрешение, но из-за несовершенства водолазной техники его попытки, как и многих других, успеха не принесли.
    Нужно оговориться, что всех пытавшихся поднять «Вазу» привлекали дорогостоящие бронзовые пушки и находившаяся, по слухам, на судне большая сумма денег.
    В 1663 году лейтенант-колонел Ганс Альберт фон Трейблен, уже имевший опыт подъема орудий с датского судна «София», затонувшего на глубине 33 метра, попытался организовать водолазные работы в районе катастрофы. К нему присоединился и немецкий эксперт Андреас Пеккель. Но, как и во всех предыдущих попытках, подводила техника тех дней.
    Вот так описывал итальянский священник и исследователь Франческо Негри водолазное оснащение того времени:

    «...Это были костюмы из кожи... Люди входили в кожаный колокол четырех футов и двух дюймов высотой. Человек имел крюк длиной в шесть футов и им орудовал. Водолаз мог находиться под водой 15 минут...»

    В апреле 1664 года с «Вазы» подняли первую пушку. К осени 1665 года извлекли еще 53.

    Но не этим была замечательна деятельность Трейблена и Пеккеля. Между ними началась судебная тяжба, а обнаруженные потом в архивах документы этого процесса и оказались основным источником информации для всех последующих исследователей...

    Три века спустя...

    Через триста с лишним лет археолог-любитель Андерс Франсен, ранее досконально изучивший морские операции Густава II Адольфа, шведского короля, задался целью поднять «Вазу» и узнать причину гибели судна и его экипажа.

    Прежде всего надо было найти место катастрофы.

    «Кошками», ручным лотом и «воздушными» бомбами, которые, зарываясь в грунт, захватывали его и выносили на поверхность, стали прочесывать бухту. В одном месте обнаружили много обломков черного дуба. Спустили водолазов. На глубине 110 футов лежал большой корабль — это был «Ваза».

    В 1958 году после тщательной подготовки начались первые работы по подъему судна.

    Под лежащим на 35-метровой глубине корпусом водолазы прорыли и промыли мониторами шесть туннелей, сквозь которые пропустили крепкие стальные тросы. Концы их вывели на поверхность и закрепили на двух больших металлических понтонах.

    Корабль очистили от песка и ила, приподняли над грунтом и отвели на более мелкое место.

    Теперь предстояла самая ответственная работа — подъем на поверхность.

    Лебедками «Вазу» подняли так, что верхняя палуба оказалась на одном уровне с гладью воды. Внутри корпуса провели шланги от двух мощных центробежных насосов. Одновременно к корме корабля прикрепили четыре дополнительные, заполненные водой резиновые емкости, к которым присоединили трубопроводы компрессоров высокого давления.

    Когда все было готово, начали подъем.

    Заработали насосы, выкачивая воду из внутренних помещений судна, сжатый воздух наполнил емкости. Из голубой толщи медленно появился обросший бахромой водорослей и покрытый ракушками остов корабля.

    Это событие стало мировой сенсацией. Газеты, радио и телевидение держали в центре внимания все, что происходило у острова Бекхольм. Да и было чему удивляться. До этого случая своего рода рекордом считался подъем в районе Марселя греческого судна водоизмещением в 1000 тонн, принадлежавшего купцу и судовладельцу Марку Целестию. Корабль, пролегавший на дне около 22 веков, обнаружили на глубине 38 метров известные ученые Жак-Ив Кусто и Фредерик Дюма. «Ваза», лежавший на такой же глубине, был на 400 тонн тяжелее.

    Подъем «Вазы» дал богатый материал историкам. Самый старый корабль, в деталях дошедший до нас, — это «Виктория» адмирала Нельсона. Данные же о египетских похоронных кораблях, римских галерах, судах викингов очень неточны...

    «Ваза» становился как бы настоящим музеем кораблестроения, истории и археологии.

    Археологи и историки всех мастей рвали на части все, что с таким трудом было взято у моря: оружие, одежда, утварь, монеты, бочки и ящики с товаром, каждый предмет, появляющийся из воды, встречался с огромным интересом.

    Через несколько дней «Вазу» подняли полностью и отвели в док.

    Словно перелистывая страницы старинной книги, стали восстанавливать события 1628 года. Кропотливо изучали все, что касалось трагической гибели корабля. Были проведены обмеры корпуса, восстановлено количество груза и команды на борту, с огромным трудом установили даже состояние погоды в то время. Роясь в пожелтевших архивных рукописях, находили все новые и новые документы, связанные с драмой у острова Бекхольм.

    И наконец, потрясающая весть пронеслась над Швецией: виновником гибели оказался... король Густав II Адольф.

    Что же произошло?

    Шла Тридцатилетняя война. Германский император вынашивал планы постройки мощного флота для защиты Скандинавии. Вот почему 1 января 1625 года шведский король приказал архитектору королевских доков голландцу Г. Хибертсону построить четыре мощных боевых корабля. Флагман этой флотилии — «Ваза», названный в честь шведской королевской династии, — должен был иметь длину 48 метров, ширину 12 метров и вооружение, состоящее из 64 орудий:
    48 двадцатичетырехфунтовых, 8 трехфунтовых, 2 однофунтовых и 6 мортир.

    Все пушки были сделаны из бронзы, весили почти 80 тонн и располагались в три ряда по каждому борту.

    Конструкторы его величества произвели немудреные расчеты и, исходя из опыта постройки судов, интуиции и мастерства, передающихся из поколения в поколение, пришли к выводу, что корабль отвечающий требованиям монарха, будет иметь слишком высоко расположенный центр тяжести. Чтобы «Ваза» был устойчив, необходимо увеличить его ширину. Король, желавший иметь быстроходное судно, продолжал настаивать на своем первоначальном решении. Тогда втайне от него (как показали результаты осмотра «Вазы» после подъема) строители на свой страх и риск все же увеличили ширину корабля на полметра.

    Однако, как мы уже знаем теперь, это не спасло «Вазу». Корабельная наука не желала подчиняться даже августейшей особе...

    Как только корабль вышел на траверз, внезапно налетевшим с моря шквалом его резко накренило на левый борт. Образовавшийся восстанавливающий момент Мв=Р * а пытался вернуть судно в первоначальное положение. Но центр тяжести располагался лишком высоко, а величина надводного (водонепроницаемого) борта была очень мала.

    В открытые для стрельбы орудийные порты (был сделан салют) хлынули бурлящие потоки. Осадка и крен корабля увеличились, образовавшийся парой сил P и G момент Мв = P * a из восстанавливающего превратился в опрокидывающий.

    Под воду ушли пушечные порты следующей палубы. Корабль окончательно потерял остойчивость и стремительно повалился на борт. Вода устремилась внутрь через все бортовые отверстия и заполнила корпус. Быстро утратив запас плавучести, судно исчезло в морской пучине...

    Так через 333 года ученые разгадали тайну королевской ошибки и нашли причину трагедии, стоившей Швеции 400 человеческих жизней. Об истории строительства и гибели "Вазы" (по-другому - "Васы") можно прочитать на нашем сайте также в разделе "Памятники морской славы".

    Rambler's Top100






    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru