Шканцы на старом русском флоте
Отдание чести шканцам на военных кораблях пришло как наследие очень раннего
морского обычая - оказания уважения и почтения богам, а позже, с приходом христианства,
- символу креста и изображениям святых - покровителей моряков.
Напомним: то, что у нас называется шканцами, в английском флоте зовется "квартердек".
Наши шканцы обычно начинались от грот-мачты и кончались у входа под полуют. На старых
кораблях тут обычно располагался командир корабля.
На судах греков, римлян под полуютом устраивались божницы, там же помещались
изображения морских богов.
С приходом христианства в этом же месте помещались изображения Богоматери и других
святых.
Покровителем русских моряков издревле считался святой Николай или Никола Морской.
Правая сторона
В российском флоте, как и на флотах всех стран мира, кроме португальского,
признается превосходство правой стороны на корабле над левой.
Правая сторона признается почетной стороной потому, что мыс Горн и Магелланов
пролив впервые были обойдены с востока на запад, то есть правым бортом.
Португальцы признают как почетную сторону левую, потому что их знаменитый
мореплаватель Васко да Гама первым обогнул мыс Доброй Надежды, идя с востока на
запад, то есть левым бортом.
Если шканцы признаются как святое место, то правые шканцы считались святая святых.
На кораблях, где строго соблюдались традиции, правые шканцы отводятся
командиру и адмиралу, и никто не может находиться там иначе как по службе.
На корабле правый трап - почетный трап.
На берегу старший всегда справа от младшего.
В силу этого же и другой морской обычай: идя с дамой, быть слева от нее,
ибо даме всегда - почет и уважение. |