• главная
  • астрономия
  • гидрометеорология
  • имена на карте
  • судомоделизм
  • навигация
  • устройство НК
  • памятники
  • морпесни
  • морпрактика
  • протокол
  • сокровищница
  • флаги
  • семафор
  • традиции
  • морвузы
  • мороружие
  • моравиация
  • новости сайта
  • кают-компания

  • Морские суеверия

    Чудища моря!


    Моряки как профессиональная каста


    Многое в моряках непонятно постоянно живущему на суше, и особенно —его легкомысленное отношение к тяжелым трудом зарабатываемым деньгам, далеко не большим; его поведение на берегу и многое-многое другое.
    Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (в общежитии называемые предрассудками), и морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее. Все это очень интересно, и можно было бы составить целую книгу. Здесь мы коснемся этого безусловно важного вопроса.


    Поверья-предрассудки

    Поверья возникали в результате наблюдения над разными явлениями природы моряками всех наций с первых дней мореплавания. Многое стало предрассудком в силу совпадения момента проявления скрытых сил природы с каким-либо несчастьем на судне или с членом экипажа. Много чудесного порассказано и в силу свойственного человеку желания преувеличить, особенно когда бывалый соленый моряк повествовал о долгих походах и происшествиях.
    Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений.
    В числе таких поверий в Англии — невозможность . выхода в море в пятницу, и тем более в пятницу тринадцатого числа. Между прочим, тринадцатое число часто приходится именно на пятницу. В России роль пятницы отводится понедельнику, а тринадцатое число также не в почете.
    Приведем несколько поверий, которые русские моряки соблюдают инстинктивно, в силу обычая: нельзя закуривать трем лицам от одной и той же спички — один из прикуривших обязательно скоро умрет; нельзя свистеть на палубе — этим накликается шторм; поскреби мачту, если, лежа в штиле, хочешь ветра.
    Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая... Вскоре паруса наполнялись ветром.
    К разряду таких поверий должны быть отнесены и поговорки: «Если дождик перед ветром —поставьте марса-фалы. «Если дождик после ветра—снова выбирайте их».
    Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж.
    Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах и явившийся результатом драконовских мер наказания в далеком прошлом, а именно — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранит свое нехитрое имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Стянуть же у офицера — совсем другое дело.
    К большому огорчению, мы должны оговориться и выделить русского матроса эпохи броненосного флота из общего правила. Случаи кражи в матросской среде на кораблях русского флота были далеко не единичны и особенно — на судах внутреннего плавания. Мы объясняем это не только падением нравственности после японской войны, но и отсутствием правильного воспитания матроса, отсутствием того, что мы называем собирательно — школы морской жизни.
    Таким же общим международным морским обычаем является признание превосходства кормы корабля перед его носом. Бак — это дом матроса, и офицер там бывает только по службе; офицер дома — на юте, матрос туда не допускается. Этот морской обычай-традиция — одна из основ дисциплины, особенно на коммерческих судах. На этом обычае, строго говоря, в торговом флоте держится все.
    Старый, моряк — строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Идет это также из далекого прошлого и является результатом веры в то, что Душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу.

    Очень интересен обычай, связанный со склянками.

    Что значит «бить склянки»? В старину время в море учитывалось по песочным часам — специальным стеклянным приборам, состоящим, из двух конусов, соединенных небольшим каналом. Количество песка и диаметр канала рассчитывались так, чтобы время, потребное на полную пересыпку песка из одного конуса в другой, равнялось одной минуте и получасу (или больше, вплоть до одного часа, в зависимости от назначения). Прибор назывался «склянка». Юнга становился на вахту к таким часам и всякий раз, когда проходило полчаса, переворачивал склянку, ударял в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота и больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Впереди — Агой». Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш».
    Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. Как мы видели, учет времени производился с помощью песочных часов и каждому повороту получасовой склянки соответствовал один удар в колокол; таким образом, первый полный час — два удара; четыре часа, то есть продолжительность вахты, — восемь ударов, или восемь склянок. Последняя дневная вахта с четырех до восьми вечера делится на две двухчасовые полувахты, называемые собачьими, или просто собаками. Такое деление вводится для того, чтобы, неся службу четыре часа и спускаясь вниз на четыре часа, люди могли чередоваться и не нести службу в одни и те же часы. Таким образом, отбивая склянки после четырех дня, следуют общему правилу первые два часа, кончая их четырьмя ударами, затем опять начинают с одного удара, приходящегося на 18.30, но кончают вахту в восемь вечера восемью склянками. Введено это было в английском флоте также и потому, что начало одного бунта было назначено в «пять склянок», а своевременное изменение счета ударов парализовало сигнал общего восстания, И бунт был предотвращен.
    Из всех легенд наиболее интересна легенда о Летучем голландце. Герой ее — некто Ван дер Декен, шкипер торгового голландского корабля-парусника. Упорные противные ветры не давали ему возможности обогнуть мыс Горн и долгое врем держали в тяжелых зимних условиях плавания. Все попытки обогнуть мыс были тщетны. Обозленный Вен дер Декен позволил себе поносить имя Господа Бога н заявил, что несмотря ни не что он обогнет Горн, даже если ему придется плыть до второго пришествия. В ответ на то богохульство раздался страшный голос: «Да будет так — плыви». И до сих пытается Ван дер Декен обогнуть мыс Горн, но безуспешно. Та же легенда говорит, что порой суда встречают Ван Декена, но это всегда не к добру. Иногда даже будто бы ужасный голландец поднимается не палубу встречных судов для передачи писем домой. Так рассказывают эту легенду, украшая и варьируя, в зависимости от воображения рассказчика и уровня восприимчивости слушателей.
    Международное морское братство признает превосходство моряка-британца, презрительно относясь к итальянцам, португальцам, испанцам, называя их общим именем — Грязный Дего. На российского финна всегда смотрели как на колдуна. Моряки верят в их мистическую силу, их боятся, а потому стараются так или иначе ублажать. На Русском императорском флоте финны пользовались репутацией носителей всякого рода суеверий.
    Объяснение этому надо искать в том, что мальчик-финн с раннего детства работал на лайбах, испытывая на себе грубое суеверие взрослых. Но вместе с тем финны—отличные моряки. Это единственная нация, которая по-прежнему держится парусов; у себя в Мариенхаме, на Аландских островах, финны собрали все лучшее, уцелевшее из парусной эпохи; перевозя несрочные грузы угля и зерна из Австралии в Англию и обратно, они всегда находят работу благодаря дешевизне фрахта.
    Велико значение рассказов о морских трагедиях, гибели судов со всем экипажем. Эти истории всегда окутаны мистической тайной. Перечислить все случаи — значит, написать несколько книг.

    Вот только несколько из них.

    1. Женщина на корабле - к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово "корабль" женского рода. Поэтому предполагалось, что она - корабль - будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине.
    2. Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих - плохая примета.
    3. Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой).
    4. Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание.
    5. Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем.
    6. Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды.
    7. Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля.
    8. "Винное крещение" - разбивание бутылки о форштевень спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса - это сулит несчастья кораблю.
    9. Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно.
    10. Нельзя менять имя корабля.
    11. День выхода корабля в море - пятница (день распятия Христа), особенно 13 числа, - несчастливый день.
    12. День выхода корабля в море - первый понедельник апреля (день рождения первого в мире убийцы Каина и день убийства им своего родного брата Авеля) - несчастливый день.
    13. День выхода корабля в море - второй понедельник августа (день гибели городов Содома и Гоморры) - несчастливый день.
    14 . День выхода корабля в море - 31 декабря (в этот день повесился Иуда) - несчастливый день.
    15. Пассажиры - юристы (защищающие интересы судовладельцев) и служители культа - могут привести к бедам в плавании.
    16. Покойник на корабле - к несчастью. Необходимо уложить его, коли он появился, поперек диаметральной плоскости корабля, а по прибытии в порт незамедлительно отправить на берег. И только после отправки тела покойного можно было сходить на берег.
    17. Закон передачи бутылки с вином - против солнца, то есть соседу справа. Передача по солнцу - морская серость.
    18. Бегство крыс с корабля - к его гибели.
    19. Моряк с разноцветными глазами - к несчастью.
    20. Кривоногий моряк - к удаче.
    21. Рождение на борту ребенка - к удаче.
    22. Швабра или ведро, уроненные за борт, - к неудаче.
    23. Огни Святого Эльма на мачтах корабля - к удаче.
    24. Передача корабельного флага между ступеньками трапа - к неудаче.
    25. Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море.
    26. Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте).
    27. Плюнуть на палубе - преступление.
    28. Нельзя закуривать трем лицам от одной спички - один из прикуривших обязательно умрет.
    29. Нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм.
    30. Поскреби по мачте - и появится ветер во время штиля.
    31. Во время штиля надо написать на бумажке имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая, - непременно появится ветер.
    32. Признание неприкосновенности сундука или чемодана.
    33. Признание превосходства кормы корабля перед его носом.
    34. Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них).
    35.Для вызова ветра капитан должен бросать свою фуражку, а рулевой - сапог в сторону, откуда требовался ветер.
    36. Средство от смерча - втыкание ножа с черной рукояткой в мачту в очетании со звоном оружия и заклинаниями.
    37. Для вызова ветра - хлестать друг друга плетьми.









    Рейтинг@Mail.ru